Строительство дорог и федеральных трасс. Обзор реконструкции и строительства дорог россии

Практически каждый житель нашего государства задавался вопросом - почему дороги стоят так дорого? А всё благодаря тому, что проблема строительства асфальтового покрытия является особенно актуальной. Давайте разберёмся в данном вопросе подробнее.

Расчёты и исчисления

Почему дороги стоят так дорого в РФ? Во-первых, их покрытие представляет собой не просто полотно асфальта, которое в считанные минуты «схватывается» за гравий. Строительство автодорог являет собой комплекс постепенно воздвигаемых сооружений. Более того, не только внутренние элементы тут имеют значение. Немаловажной составляющей выступает планировка дороги: бордюры, развязки, кольца, выезды, шлагбаумы, пешеходные переходы и так далее.

Большинство людей задаются вопросом - почему дороги стоят так дорого, но мало кто учитывает, что наравне с асфальтовым покрытием необходимо обеспечивать комфорт для водителей, а также безопасность пассажиров и пешеходов. Учитывая, что на магистрали тратится гораздо меньше денежных средств, то сделать дороги в городе - это, порой, немыслимая сумма для муниципального бюджета. На расходы сильно влияет и разрешённая скорость движения.

Пожалуемся на климат

Действительно, почему дороги стоят так дорого в России, чем за рубежом? Ответ на данный вопрос скрывается в климатических условиях. Несколько природных поясов расположено на территории российского государства. И, конечно же, резко-континентальный климат даёт о себе знать.

Поэтому для каждого региона создаётся уникальный проект, который не имеет аналогов. В процессе проектирования сравниваются цены на материал и рабочую силу, учитываются особенности расположения и климатические условия региона. Существенные отличия можно найти в двух проектах городов из одного региона, а что уж и говорить про государство в целом? Разработчики учитывают следующие факторы:

  • природные условия;
  • рельеф;
  • инженерию и геологические условия;
  • основание дороги;
  • урбанизацию;
  • весовые нагрузки;
  • используемые дорожные материалы;
  • скоростной режим;
  • наличие строительной техники;
  • объём работы в целом.

Существуют постоянные факторы, которые невозможно устранить в определённых округах. Поэтому, задаваясь вопросом - почему дороги стоят так дорого, следует узнать о вечной мерзлоте Сибирской долины, о подвижных грунтах и горных породах Кавказа. В совокупности с переменчивым климатом - низкими температурами, частыми их перепадами, огромным либо ничтожным количеством осадков в несколько сезонов года - всё это образует довольно-таки дорогостоящую квинтэссенцию покрытия.

Для примера отправимся на Кавказ. Около 70% территорий данного региона обладают следующими показателями: низкие температуры зимой, краткий период оптимальных условий для строительства, высокий глубинный уровень промерзания грунта, большое количество осадков.

Для того чтобы провести одну магистраль, необходимы мощные инженерно-технические сооружения, дополнительные морозозащитные материалы, высокая заработная плата рабочим, так как работа осуществляется в неблагоприятных условиях. А данные показатели, как видите, в разы повышают стоимость дорог.

Строительные материалы

Почему ремонт дороги стоят так дорого? Ещё одна причина кроется в покупке строительных материалов и затрат на их транспортировку. Там где отсутствуют карьеры с щебнем, песком, расходы во много раз увеличиваются. Например, источник гравия в Московском регионе находится на расстоянии 550 км. Проанализировав все подсчёты, можно легко сделать вывод, что стоимость строительства на 70% состоит из транспортных издержек.

Обоснован ли выкуп участков?

Еще одной причиной того, почему дороги стоят так дорого, является финансовая составляющая выкупа земель. Планировка дороги осуществляется исходя из оптимальности движения, скоростного режима, а также экономии финансов. В связи с этим, государственным и муниципальным учреждениям часто приходится выкупать земельные участки частных лиц - а это приводит к дополнительным расходам.

Другим фактором, влияющим на стоимостную характеристику строительства, является густонаселённая местности. Таким образом, разработчикам обязательно нужно включить в смету расходы на реорганизацию коммуникаций, на снос объектов, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам. Как правило, такие затраты составляют от 5% до 55% от общей стоимости дорожного покрытия. Данные факторы дают вполне очевидный ответ на вопрос, почему дороги стоят так дорого. Строительство дорожных сооружений обходится государству и муниципалитету в копеечку.

Коррумпированная составляющая

Обширной проблемой современного мира является коррупция, которая просочилась и в область строительства дорог. Тот, кто разбирается в составлении планов по застройке, подготовке и осуществлении необходимых мероприятий, без проблем может создать вид бурной деятельности. В результате, покрытие служит пару месяцев, а затем, из-за некачественных материалов, подводит водителей.

Габариты покрытия

Сравнивая дорожные покрытия в зарубежных странах, можно легко найти ответ на вопрос: почему дороги стоят так дорого в России? Дело в том, что российские стандарты предписывают строительство многополосной дороги в 3,75 м. В то время как в иностранных государствах предусматривается максимальная ширина в 3,5 метра.

На стоимость влияет размер придорожного покрытия. За рубежом стандартный размер обочины составляет от 2 до 3-х метров, а в России - не меньше размера самой дороги. В результате этого показатель площади дорог составляет на 12-40% больше зарубежных. Данные стандарты в практически в 2 раза увеличивают стоимость покрытия.

Скоростной режим - ещё один показатель, увеличивающий цену сметы. Более плотные материалы и укатка дороги требуют больших затрат. В России автодороги закладываются из расчёта езды 140-150 км/ч (максимальная скорость), в то время как в США утверждается максимум в 120 км/ч. Вышеприведённые факторы вполне объясняют, почему дороги стоят так дорого. Государственным и муниципальным органам стоит пересмотреть подход к строительству и закупке материалов, а также тщательно контролировать расходы и деятельность рабочих.

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928
"О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения"

Список изменяющих документов

от 26.06.2018 N 726, от 18.10.2018 N 1241, от 20.12.2018 N 1604,
от 02.02.2019 N 72)

В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - перечень).

2. Установить, что порядок подготовки предложений о внесении изменений в перечень устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

3. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".

Закрепление автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в перечень, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, а также изъятие таких автомобильных дорог из оперативного управления указанных учреждений осуществляются Федеральным дорожным агентством.

4. Федеральному дорожному агентству обеспечить отражение в едином государственном реестре автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, включенных в , и их участках, включая подъездные дороги, обходы населенных пунктов, перечень дорожных сооружений и иного имущества, являющегося неотъемлемой частью автомобильной дороги.

применять учетные номера и наименования автомобильных дорог общего пользования федерального значения, как включенных в перечень, так и установленных перечнями федеральных дорог в РСФСР, утвержденными Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР";

завершить проведение в установленном порядке мероприятий, связанных с внесением в реестр федерального имущества и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части наименований автомобильных дорог общего пользования федерального значения, предусмотренных перечнем.

6. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2005 г. N 406 "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 27, ст. 2766).

Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР";

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 592 "О внесении дополнений в перечни федеральных дорог в РСФСР, утвержденные Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2567);

пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 632 "О системе государственных гарантий организациям, работникам и военнослужащим дорожно-строительных организаций, занятым на строительстве и содержании федеральной автомобильной дороги Чита - Хабаровск" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2673);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 272 "О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 и Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 592" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1346);

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1457 "О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5811);

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 104 "О внесении дополнений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 692);

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1548 "О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 198);

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 5 "О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 245);

пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 г. N 739 "О федеральной дороге Ханты-Мансийск - аэропорт" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4080);

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 76 "О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 580);

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. N 310 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 18, ст. 1854);

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 611 "О внесении дополнений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3570);

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 694 "О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3795);

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 196 "О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1367);

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 642 "О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4311);

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 689 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 48, ст. 5039);

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 127 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1300);

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 566 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст. 4460);

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 151 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 10, ст. 942);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 389 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2571);

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 920 "О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5949);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1167 "О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 211).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.2011 N 10,

от 21.02.2011 N 96, от 05.09.2011 N 744, от 29.11.2011 N 990,

от 30.12.2011 N 1207, от 11.08.2012 N 817, от 21.12.2012 N 1364,

от 01.03.2013 N 174, от 30.12.2013 N 1313, от 24.07.2014 N 702,

от 28.08.2014 N 868, от 16.12.2014 N 1364, от 25.12.2014 N 1483,

от 28.04.2015 N 412, от 14.09.2015 N 975, от 19.12.2015 N 1392,

от 16.08.2016 N 799, от 05.07.2017 N 799, от 21.02.2018 N 180,

от 26.06.2018 N 726, от 18.10.2018 N 1241, от 20.12.2018 N 1604,

от 02.02.2019 N 72)

Учетные номера автомобильных дорог и их наименование

Идентификационные номера автомобильных дорог

Учетные номера автомобильных дорог и их наименования, которые могут применяться до 31 декабря 2017 г. включительно

"Беларусь"
Москва - граница с Республикой Белоруссия
00 ОП ФЗ М-1 (Е30, АН6, СНГ)
"Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, на Брест)
строящийся новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, на Брест) (Московская область)
строящаяся Молодогвардейская транспортная развязка
строящаяся подъездная автомобильная дорога от 1-го Успенского шоссе до нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, на Брест) (Московская область)
строящаяся транспортная развязка на пересечении Подушкинского шоссе со строящимся новым выходом на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, на Брест) (Московская область)
"Крым"
Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной
00 ОП ФЗ М-2 (Е105, СНГ)

"Крым" - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь) Подъезды к городам Тула, Орел, Курск, Белгород Подъезд к историко-архитекторному комплексу "Одинцово"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2011 N 990)
"Украина"
Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной
00 ОП ФЗ М-3 (Е101, СНГ)
"Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев)
подъезды к городам Калуга, Брянск
"Дон"
Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск
00 ОП ФЗ М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ)
"Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска
"Урал"
Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск
00 ОП ФЗ М-5 (Е30, АН6, АН7, СНГ)
"Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска
подъезды к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Уфа, Екатеринбург
"Волга"
Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа
00 ОП ФЗ М-7 (Е017, Е22, СНГ)
"Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы
подъезды к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и Пермь
"Холмогоры"
Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск
00 ОП ФЗ М-8 (Е115, СНГ)
"Холмогоры" - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска
подъезды к городам Кострома, Северодвинск обход города Переславль-Залесский
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.09.2011 N 744, от 30.12.2011 N 1207)
"Балтия"
Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой
00 ОП ФЗ М-9 (Е22, СНГ)
"Балтия" - от Москвы через Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на Ригу)
"Россия"
Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург
00 ОП ФЗ М-10 (Е105, АН8, СНГ)
"Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга
подъезды к городам Тверь, Новгород

00 ОП ФЗ М-11

строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург
строящаяся Бусиновская транспортная развязка
строящийся подъезд от федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга в районе Зеленограда к строящейся скоростной автомобильной дороге Москва - Санкт-Петербург (Московская область)
строящаяся транспортная развязка на пересечении федеральной автомобильной дороги "Московское малое кольцо" через Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру на участке от Ленинградского шоссе до Дмитровского шоссе со строящейся скоростной автомобильной дорогой Москва - Санкт-Петербург (Московская область)
"Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия
00 ОП ФЗ Р-21 (Е105, СНГ)
"Кола" - от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска "Борисоглебск")
подъезд к аэропорту города Мурманск




подъезд к г. Петрозаводску




подъезд к аэропорту "Петрозаводск"
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1207, от 25.12.2014 N 1483)
"Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань
00 ОП ФЗ Р-22 (Е38, Е40, Е119, АН8, АН61, АН70, СНГ)
"Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани
подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста
Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия
00 ОП ФЗ Р-23 (Е95, СНГ)
Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь протяженностью 368,5 км
Великий Новгород - Сольцы - Порхов - Псков
00 ОП ФЗ Р-56
Новгород - Псков (через Сольцы, Порхов)

00 ОП ФЗ Р-92
Калуга - Перемышль - Белев - Орел

00 ОП ФЗ Р-119 (СНГ)
Орел - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов
Орел - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия
00 ОП ФЗ Р-120 (СНГ)
Орел - Брянск до магистрали "Украина"
Брянск - Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню на Витебск)
подъезд к городу Смоленск

00 ОП ФЗ Р-132
Калуга - Тула - Михайлов - Рязань
обход города Калуга от М-3 "Украина"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1207)
Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов
00 ОП ФЗ Р-158
Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу)
"Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар
00 ОП ФЗ Р-176 (СНГ)

"Вятка" - от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара
подъезд к городу Киров

00 ОП ФЗ Р-178
Саранск - Сурское - Ульяновск
Воронеж - Тамбов
00 ОП ФЗ Р-193
Воронеж - Тамбов
Тамбов - Пенза
00 ОП ФЗ Р-208 (СНГ)

1Р 208, 1Р 209

Тамбов - Пенза

00 ОП ФЗ Р-215 (Е119, Е50, АН8, СНГ)

Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала

00 ОП ФЗ Р-216
Астрахань - Элиста - Ставрополь
"Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой
00 ОП ФЗ Р-217 (Е50, Е117, Е119, АН8, СНГ)
"Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку)
подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас

00 ОП ФЗ Р-228 (СНГ)
Сызрань - Саратов - Волгоград
Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ Р-239

Казань - Оренбург - Акбулак до границы с Республикой Казахстан

подъезд к аэропорту Казань


подъезд к аэропорту Казань
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2012 N 1364)
Уфа - Оренбург
00 ОП ФЗ Р-240

Уфа - Оренбург и Западный обход г.

Казань - Буинск - Ульяновск
00 ОП ФЗ Р-241

Казань - Буинск - Ульяновск

Пермь - Екатеринбург
00 ОП ФЗ Р-242 (Е22, СНГ)

Пермь - Екатеринбург

Кострома - Шарья - Киров - Пермь
00 ОП ФЗ Р-243

Кострома - Шарья - Киров - Пермь

(введено Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1392)
"Иртыш"
Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск
00 ОП ФЗ Р-254 (Е30, АН6, СНГ)

М-51, М-53, М-55



(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2011 N 96)
"Сибирь"
Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск
00 ОП ФЗ Р-255 (АН6, СНГ)

М-51, М-53, М-55

"Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы
подъезды к городам Тюмень, Томск транзитный участок, проходящий по территории города Усолье-Сибирское
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 744)
"Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией
00 ОП ФЗ Р-256 (АН4, СНГ)
"Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией
подъезды к городам Барнаул, Горно- Алтайск
"Енисей"
Красноярск - Абакан - Кызыл - Чадан - Хандагайты - граница с Монголией
00 ОП ФЗ Р-257 (СНГ)
М-54
"Енисей" - от Красноярска через Абакан, Кызыл, Чадан, Хандагайты до границы с Монголией
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2015 N 975)
"Байкал"
Иркутск - Улан-Удэ - Чита
00 ОП ФЗ Р-258 (АН6, СНГ)

М-51, М-53, М-55

"Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы
подъезды к городам Тюмень, Томск
"Амур"
Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск
00 ОП ФЗ Р-297 (АН30, АН31, СНГ)

"Амур" - строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска
подъезд к городу Благовещенск
Курск - Воронеж - автомобильная дорога Р-22 "Каспий"
00 ОП ФЗ Р-298 (Е38, АН61, СНГ)
Курск - Воронеж - Борисоглебск до магистрали "Каспий"
Екатеринбург - Тюмень
00 ОП ФЗ Р-351 (Е22, СНГ)
Екатеринбург - Тюмень

00 ОП ФЗ Р-354
Екатеринбург - Шадринск - Курган

00 ОП ФЗ Р-402 (Е22, Е30, СНГ)
Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск
Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск
00 ОП ФЗ Р-404

Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск
"Колыма"
Якутск - Магадан
00 ОП ФЗ Р-504

"Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана
Кострома - Иваново
00 ОП ФЗ Р-600
Кострома - Иваново Приволжск - Плес - Миловка - Усадьба Черневых (Усадьба Миловка)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 868)
"Щелковское шоссе" Москва - Щелково - автомобильная дорога А-107 "Московское малое кольцо"
00 ОП ФЗ А-103
Щелковское шоссе до пересечения с Московским малым кольцом (с подъездами к г. Щелково и Звездному городку)
Москва - Дмитров - Дубна
00 ОП ФЗ А-104
Москва - Дмитров - Дубна
подъездная дорога от Москвы к аэропорту Домодедово
00 ОП ФЗ А-105

подъезд к аэропорту Домодедово от автомобильной дороги "Дон" (М-4)
Рублево-Успенское шоссе
00 ОП ФЗ А-106

Рублево-Успенское шоссе
"Московское малое кольцо"
Икша - Ногинск - Бронницы - Голицыно - Истра - Икша
00 ОП ФЗ А-107

Московское малое кольцо через Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру
"Московское большое кольцо"
Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров
00 ОП ФЗ А-108

Московское большое кольцо через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово- Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин (с подъездом к государственному комплексу "Таруса" и проездами по его территории)
Ильинское шоссе
00 ОП ФЗ А-109

Ильинское шоссе (со спецподъездами)
подъездная дорога от автомобильной дороги А-108 "Московское большое кольцо" к объекту "Семеновское"
00 ОП ФЗ А-110

подъезд от Московского большого кольца (участок Каширо-Симферопольского перегона) к объекту "Семеновское" с проездами по его территории
подъездная дорога от автомобильной дороги М-10 "Россия" к государственному комплексу "Завидово"
00 ОП ФЗ А-111

подъезд к государственному комплексу "Завидово" (с проездами по его территории) от автомобильной дороги "Россия" (М-10)
Чепелево - Вельяминово
00 ОП ФЗ А-112

Чепелево - Вельяминово

00 ОП ФЗ А-113

строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)
Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола"
00 ОП ФЗ А-114 (СНГ)
Вологда - Новая Ладога до магистрали "Кола" (через Тихвин)
Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга
00 ОП ФЗ А-118

первая очередь строящейся кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга от Приморского шоссе до Московского шоссе
вторая очередь строящейся кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга от Московского шоссе до станции Бронка
Вологда - Медвежьегорск - автомобильная дорога Р-21 "Кола"
00 ОП ФЗ А-119

Вологда - Медвежьегорск до пересечения с автомобильной дорогой "Кола"
(введено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1313)
"Санкт-Петербургское южное полукольцо" Кировск - Мга - Гатчина - Большая Ижора
00 ОП ФЗ А-120

Санкт-Петербургское южное полукольцо через Кировск, Мгу, Гатчину, Большую Ижору
"Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола"
00 ОП ФЗ А-121

автомобильная дорога от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включающая строящийся участок от Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга через Скотное до автомобильной дороги Магистральная
Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Белоруссия
00 ОП ФЗ А-130
Москва - Малоярославец - Рославль до границы с Республикой Беларусь (на Бобруйск, Слуцк)
исключена с 1 июля 2013 года. - Постановление Правительства РФ от 01.03.2013 N 174
подъездная дорога от автомобильной дороги М-1 "Беларусь" к г. Смоленску
00 ОП ФЗ А-132

подъезд от автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) к городу Смоленск
подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Липецку
00 ОП ФЗ А-133

подъезды от автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска к городам Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар
подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу
00 ОП ФЗ А-134


подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Ростову-на-Дону
00 ОП ФЗ А-135


подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Краснодару
00 ОП ФЗ А-136


автомобильная дорога Р-21 "Кола" - Тикша - Ледмозеро - Костомукша - граница с Финляндской Республикой
00 ОП ФЗ А-137


(введено Постановлением Правительства РФ от 20.12.2018 N 1604)
Тросна - Калиновка
00 ОП ФЗ А-142 (Е391, СНГ)
Тросна - Калиновка
Краснодар - Верхнебаканский
00 ОП ФЗ А-146 (Е115)

Краснодар - Новороссийск (до Верхнебаканского)
Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия
00 ОП ФЗ А-147 (Е97, СНГ)
Джубга - Сочи до границы с Республикой Грузия (на Тбилиси, Баку)
"Дублер Курортного проспекта" от 172-го километра федеральной автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия до обхода г. Сочи
00 ОП ФЗ А-148

Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта", строящаяся от 172-го километра федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи (р. Агура)
Адлер - Красная Поляна
00 ОП ФЗ А-149

Адлер (автомобильная дорога Джубга - Сочи) - Красная Поляна
Цивильск - Ульяновск
00 ОП ФЗ А-151 (СНГ)
Цивильск - Ульяновск
Нытва - Кудымкар
00 ОП ФЗ А-153
Нытва - Кудымкар
Урвань - Верхняя Балкария - Уштулу
00 ОП ФЗ А-154

Урвань (автомобильная дорога "Кавказ") - Уштулу через Верхнюю Балкарию
Черкесск - Домбай - граница с Республикой Абхазия
00 ОП ФЗ А-155

подъездная дорога от автомобильной дороги А-155 Черкесск - Домбай - граница с Республикой Абхазия к международному центру отдыха "Архыз" и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук
00 ОП ФЗ А-156
Черкесск - Домбай до границы с Республикой Грузия с подъездами к международному центру отдыха "Архыз" и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук

00 ОП ФЗ А-157
Минеральные Воды (аэропорт) - Кисловодск
Прохладный - Баксан - Эльбрус
00 ОП ФЗ А-158

Прохладный - Эльбрус через Баксан
подъездная дорога от г. Майкопа к Кавказскому государственному биосферному заповеднику
00 ОП ФЗ А-159

подъезд к Кавказскому государственному биосферному заповеднику от Майкопа через Гузерипль
Майкоп - Бжедугхабль - Адыгейск - Усть-Лабинск - Кореновск
00 ОП ФЗ А-160


(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.07.2017 N 799)
Владикавказ - Нижний Ларс - граница с Грузией
00 ОП ФЗ А-161 (Е117, СНГ)

Владикавказ - Нижний Ларс до границы с Республикой Грузия
Владикавказ - Алагир
00 ОП ФЗ А-162

Владикавказ - Алагир
подъездная дорога от автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" к аэропорту г. Владикавказа
00 ОП ФЗ А-163

подъезд к аэропорту г. Владикавказа
"Транскам"
Карджин - Алагир - Нижний Зарамаг - граница с Республикой Южная Осетия
00 ОП ФЗ А-164

Алагир (автомобильная дорога "Кавказ") - Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия
Лермонтов - Черкесск
00 ОП ФЗ А-165

Лермонтов - Черкесск


00 ОП ФЗ А-167 (Е50, СНГ)

Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные Воды
"Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой
00 ОП ФЗ А-180 (Е20, СНГ)
"Нарва" - от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин) подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово)
"Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой
00 ОП ФЗ А-181 (Е18, АН8, СНГ)
"Скандинавия" - от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией
Псков - Изборск - граница с Эстонской Республикой
00 ОП ФЗ А-212 (Е77)
Псков - Изборск до границы с Эстонской Республикой (на Ригу)
Лодейное Поле - Вытегра - Прокшино - Плесецк - Брин-Наволок
00 ОП ФЗ А-215



Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой
00 ОП ФЗ А-216 (Е77, СНГ)
Гвардейск - Неман до границы с Литовской Республикой (через Шяуляй, Елгаву на Ригу)
"Приморское полукольцо" Калининград - Светлогорск
00 ОП ФЗ А-217

"Приморское полукольцо" с подъездами к аэропорту Храброво, гг. Зеленоградску, Пионерскому и Светлогорску
(введено Постановлением Правительства РФ от 24.07.2014 N 702)
Калининград - Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой
00 ОП ФЗ А-229 (Е28, Е77, СНГ)
Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литовской Республикой (на Вильнюс, Минск, магистраль "Беларусь")
Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия
00 ОП ФЗ А-240 (РЕ9А, СНГ)
Брянск - Новозыбков до границы с Республикой Беларусь (на Гомель, Пинск, Кобрин)
Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной
00 ОП ФЗ А-260 (Е40, АН70, СНГ)
Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев)
автомобильная дорога М-4 "Дон" - Новошахтинск - граница с Украиной
00 ОП ФЗ А-270 (Е50, СНГ)
Новошахтинск - Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали "Дон"
Ростов-на-Дону - Таганрог - граница с Украиной
00 ОП ФЗ А-280 (Е58, СНГ)
Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу)
Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь
00 ОП ФЗ А-289

(введено Постановлением Правительства РФ от 21.02.2018 N 180)
Новороссийск - Керчь
00 ОП ФЗ А-290 (Е97, Е115, СНГ)
Новороссийск - Керчь (на Симферополь) подъезды к морским портам Кавказ и Тамань
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 412)
Йошкар-Ола - Зеленодольск - автомобильная дорога М-7 "Волга"
00 ОП ФЗ А-295
Йошкар-Ола - Зеленодольск до магистрали "Волга"
автомобильная дорога Р-208 "Тамбов - Пенза" - Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ А-298 (Е38, АН61, СНГ)


(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.10.2018 N 1241)
Самара - Большая Черниговка - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ А-300 (Е121, АН63, СНГ)
Самара - Большая Черниговка до границы с Республикой Казахстан (на Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду, Чимкент)
Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ А-305
Оренбург - Илек до границы с Республикой Казахстан (на Уральск)
Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ А-310 (Е123, АН7, СНГ)
Челябинск - Троицк до границы с Республикой Казахстан (на Кустанай, Караганду, Балхаш, Алма-Ату)
Омск - Черлак - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ А-320 (Е127, АН60, СНГ)
Омск - Черлак до границы с Республикой Казахстан (на Павлодар, Семипалатинск, Майкапчигай)
Барнаул - Рубцовск - граница с Республикой Казахстан
00 ОП ФЗ А-322 (АН64, СНГ)

Барнаул - Рубцовск до границы с Республикой Казахстан (на Семипалатинск)
"Вилюй"
Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск
00 ОП ФЗ А-331

"Вилюй" - автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска
исключена с 1 января 2012 года. - Постановление Правительства РФ от 05.09.2011 N 744
Култук - Монды - граница с Монголией
00 ОП ФЗ А-333 (СНГ)

Култук - Монды
Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией
00 ОП ФЗ А-340 (АН3, СНГ)

Улан-Удэ (автомобильная дорога "Байкал") - Кяхта до границы с Монголией
Чита - Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой
00 ОП ФЗ А-350 (АН6, СНГ)
Чита - Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой
"Лена"
Невер - Якутск
00 ОП ФЗ А-360 (СНГ)
"Лена" - от Невера до Якутска
подъездная дорога от автомобильной дороги А-360 "Лена" к границе с Китайской Народной Республикой
00 ОП ФЗ А-361 (СНГ)

подъезд к границе с Китайской Народной Республикой (с. Джалинда) от автомобильной дороги "Лена" (М-56)
"Уссури"
Хабаровск - Владивосток
00 ОП ФЗ А-370 (АН6, АН30, СНГ)
"Уссури" - от Хабаровска до Владивостока

00 ОП ФЗ
Владивосток - остров Русский
(введено Постановлением Правительства РФ от 16.12.2014 N 1364)
"Восток"
Хабаровск - Красный Яр - Ариадное - Чугуевка - Находка
00 ОП ФЗ А-375

"Восток" - строящаяся автомобильная дорога от г. Хабаровска через населенные пункты Красный Яр, Ариадное и Чугуевка до г. Находки
Хабаровск - Лидога - Ванино - Комсомольск-на-Амуре
00 ОП ФЗ А-376


(введено Постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 N 726)
подъездная дорога от г. Нарьян-Мара к аэропорту Нарьян-Мара
00 ОП ФЗ А-381

автомобильные подъезды до аэропорта, морского, речного порта, железнодорожной станции от городов Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Дудинка, Нарьян-Мар

исключена. - Постановление Правительства РФ от 02.02.2019 N 72
подъездная дорога от г. Анадыря к аэропорту Анадыря (Угольный)
00 ОП ФЗ А-384


исключена. - Постановление Правительства РФ от 18.01.2011 N 10
Южно-Сахалинск - Корсаков
00 ОП ФЗ А-391
Южно-Сахалинск - Корсаков
Южно-Сахалинск - Холмск
00 ОП ФЗ А-392

Южно-Сахалинск - Холмск
подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово)
00 ОП ФЗ А-401

Петропавловск-Камчатский - морской порт

Задачи на умножение: как Росавтодор модернизирует дорожную сеть

В 2018 году в России планируется ввести в эксплуатацию более 275 км новых автотрасс и довести долю протяженности автодорог федерального значения, соответствующих нормативам, до 82,8 %. Исходя из этого, Росавтодор вскоре рассчитывает продемонстрировать возможности движения беспилотных грузовиков на магистралях.

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора и Михаила Пестряева / 10.04.2018

На ежегодной научно-практической конференции Федерального дорожного агентства были подведены итоги 2017 года и определены задачи отрасли на ближайшую перспективу. В минувшем году деятельность подведомственных учреждений Минтранса была направлена на решение перспективных задач, сформулированных в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Объем ввода в эксплуатацию трасс после строительства и реконструкции составил 230,7 км.

СПАД ПРЕОДОЛЕН

Подводя итоги 2017 года, глава Росавтодора Роман Старовойт отметил, что в нормативное состояние приведено более 39 000 км, или 77,96 % от общей протяженности федеральных трасс. Объем финансирования дорожного хозяйства в 2017 году составил 564,6 млрд рублей. «По сути, в 2017 году преодолен спад объемов строительства и реконструкции федеральных автодорог после периода нестабильности экономики предшествующих лет», - подчеркнул Старовойт.

Роман Старовойт, глава Росавтодора.

В прошлом сезоне дорожниками решен ряд задач по развитию сети Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов. В частности, завершено строительство и реконструкция участков Московского большого кольца, дороги М-8 «Холмогоры», финишировал первый этап строительства обхода Гатчины на дороге Р-23 Санкт-Петербург - Псков.

Роман Старовойт также отметил, что Росавтодором будет продолжена работа по привлечению для развития отрасли неналоговых источников финансирования в рамках функционирования системы «Платон». По состоянию на март 2018 года в системе зарегистрирован 360 951 перевозчик, 964 152 грузовых автомобиля. По сведениям Федерального казначейства, доходы от функционирования системы в 2017 году превысили 20 млрд рублей. За счет этих ассигнований для расширения принципов государственно-частного партнерства 2 млрд рублей внебюджетных средств направлено в Хабаровский край на финансирование концессионного соглашения по строительству обхода Хабаровска. Кроме этого, 3,6 млрд рублей предоставлено регионам на реконструкцию и ремонт уникальных искусственных сооружений. Средства от «Платона» уже позволили отремонтировать более 1700 км дорог: самые разбитые автотрассы в 40 городах и регионах, а также проблемные участки на 10 федеральных автомагистралях. Помимо этого, продолжается строительство новых и ремонт аварийных мостов. По этой программе уже открыто движение по 20 путепроводам. Среди важнейших региональных объектов, открытых благодаря системе «Платон», можно выделить мосты Борский в Нижнем Новгороде и Ворошиловский в Ростове-на-Дону. Планируется, что в 2018 году в бюджет фонда будет направлено еще 23 млрд, а в 2019 году ожидаются поступления в размере 25 млрд рублей.

В 2017 году на сети федеральных автодорог применены более 400 инновационных решений. Внедряются как полностью отечественные, так и адаптированные для нашей страны мировые практики. Например, реализуются проекты по методологии СПАС (аналог американской системы моделирования дорожного бетона), позволяющие подобрать оптимальный состав асфальтобетонной смеси для дорожного покрытия при заданных нагрузках и погодной специфике. Важной особенностью этих технологий является возможность использования местных материалов при проектировании составов асфальтобетонной смесей. В 2017 году по технологии СПАС отремонтировано около 150 км дорог. Также растут объемы применения модифицированных битумов и геосинтетических материалов. Применение новых технологий, увеличение межремонтных сроков (в среднем до 15 лет) и уже упомянутая высокая доля трасс, приведенных в нормативное состояние, позволили дорожникам в этом году не применять весенние ограничения для движения грузовиков. Летние ограничения остаются.

Еще одна инновация, ждущая автомобилистов в 2018 году, - это новая дорожная разметка. Разметку желтого цвета, которая лучше видна водителям в период снегопадов, в первую очередь начнут применять на дорогах Дальнего Востока и Сибири.

Росавтодор продолжает принимать меры по обеспечению сохранности дорожного покрытия. Для борьбы с нанесением ущерба федеральным трассам реализуется программа инструментального весогабаритного контроля. Сейчас в ведении Федерального дорожного агентства находятся 65 стационарных постов весогабаритного контроля, из них 17 позволяют производить замеры в автоматическом режиме. «Опытная эксплуатация пунктов автоматического весового контроля показала, что доля нарушителей только за прошедший год снизилась с 30 % до 4 %, и это очень существенное снижение», - отметил Старовойт. Росавтодор планирует продолжить создание систем весогабаритного контроля сети, работающих как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Доля протяженности федеральных дорог, соответствующих требованиям нормативных документов.

БЕЗОПАСНОСТЬ И БЕСПИЛОТНИКИ

Продолжается развитие дорожных технологий для беспилотного транспорта. Уже сегодня на ряде федеральных трасс идет внедрение комплекса программных и технических средств, обеспечивающих движение беспилотного транспорта. «Российские дорожники не отстают от европейских коллег, - сказал Роман Старовойт. - В большой степени наша дорожная инфраструктура готова принять беспилотный транспорт. Сегодня, если говорить спортивным языком, мячик находится на стороне автопроизводителей. КАМАЗ уже демонстрировал нам автомобиль, готовый двигаться по нашим дорогам в беспилотном режиме, сейчас такая возможность рассматривается на трассе Казань - Набережные Челны. Также мы создаем аналогичную инфраструктуру на реконструируемом участке трассы «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией».

Говоря о вопросах безопасности дорожного движения, глава Росавтодора отметил, что благодаря эффективному взаимодействию с ГИБДД в 2017 году на федеральной дорожной сети на 1,2 % сократилось общее количество ДТП. А с 2013 года снижение аварийности составило 12 %. Федеральное дорожное агентство уделяет особое внимание мероприятиям по созданию интеллектуальных транспортных систем. В частности, для организации беспрепятственного проезда автотранспорта независимо от метеорологических условий на федеральных дорогах функционирует Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО), ее данные используются в ситуационном центре Росавтодора.

B. Федеральные дороги по типам покрытия.

Начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Михаил Черников, в свою очередь, отметил, что совместно с Росавтодором принято решение возобновить участие подразделений ГИБДД в предварительной оценке соответствия вводимых после окончания строительства, реконструкции или ремонта участков федеральных дорог требованиям безопасности дорожного движения. Глава ведомства рассказал, что по итогам 2017 года удалось сократить число ДТП на дорогах РФ на 4000, а количество погибших пешеходов на 5,4 %. Наиболее распространенным и эффективным способом решения задач контроля соблюдения ПДД, по мнению Михаила Черникова, является внедрение специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеосъемки.

Завершая конференцию, Роман Старовойт сказал, что в 2018 году на федеральных автодорогах планируется ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 275,7 км, что на 19,5 % превысит уровень 2017 года. Выполнение программ дорожной деятельности позволит в 2018 году Росавтодору довести долю протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям до 82,8 % общей протяженности, подчеркнул глава Росавтодора.

По нормативам дорожная одежда должна служить без ремонта от десяти до восемнадцати лет. Удивлены? Как сообщил глава Росавтодора Роман Старовойт, российские дорожники дают гарантию на покрытие от четырех до восьми лет, однако в течение двенадцати лет обязаны за свой счет устранять возникающие дефекты.

Позволяют существенно увеличить срок службы дорог - но применимы ли они у нас?

Шинами по шинам

Самые интересные и полезные - . Например, в состав так называемого резиноасфальта входит резиновая крошка, получаемая из старых покрышек. Такой асфальт подходит для любого климата, обес­печивает превосходное сцепление, уменьшает тормозной путь на 15%, снижает шум, выдерживает большие нагрузки и не склонен к образованию колеи. Крайне важно и то, что он позволяет решить одну из экологических проблем за счет утилизации старых шин, которых лишь в США ежегодно накапливается около 300 миллионов!

В Америке эта применяется уже три десятилетия. Чуть меньше - в Европе и Израиле, где тоже весьма озабочены экологическими вопросами. Однако до сих пор на строительство дорог идет едва ли десятая часть изношенных шин. Причины - усложнение технологии производства асфальта и повышение его себестоимости. Но главное препятствие - противодействие со стороны лобби производителей традиционных асфальтобетонов. И у нас к резиноасфальту присматривались, испытывали, но результаты сочли неоднозначными и широкой дороги этому материалу не открыли. Хочется верить, что до поры до времени. Для начала нам нужно научиться не раскидывать старые шины по гаражам и обочинам, а цивилизованно их.

Впрочем, уже сейчас при широко применяют модификатор асфальтобетонных смесей Унирем, получаемый из старых покрышек. По утверждению разработчиков, активный (с добавками) резиновый порошок на 25% повышает долговечность дорожного покрытия, вдвое снижает колейность и не требует изменения технологии производства асфальтобетона. Однако асфальт с модификатором, который острословы уже обозвали «наноасфальтом», требует безукоризненного соблюдения технологии укладки. Иначе дорога покрывается волдырями и ездить по ней становится невозможно, как это случилось в Уфе и Иркутске. Обратный пример - трасса M10 «Россия» ­(386–388 км, возле придорожного комплекса «Полпути»), где «наноасфальт» лежит с 2005 года, не требуя замены. А ведь ежедневно по этому участку проходят тысячи легковушек и тяжелых грузовиков.

Американцы же предложили укладывать старые покрышки в основание дороги. С шин срезают боковины, скрепляют между собой, чтобы получилась сетка из круглых ячеек, а в них засыпают щебень. Такая технология обеспечивает значительную прочность основания и вдвое удешевляет строительство. Но вряд ли в ближайшем будущем она найдет применение в России - по названной выше причине.

Зато с 2014 года у российских дорожников в ходу американское словечко superpave (в переводе - суперпокрытие) - так назвали метод объемного проектирования асфальтобетона, позволяющий повысить его качество, использовать местные материалы без снижения износостойкости покрытия (например, идущий в асфальтобетон камень может уступать по плотности камню из другой местности). Суперпейв дает возможность спроектировать состав так, что прочностные характеристики дорожного покрытия будут соответствовать заданным - и не потребуется сложная логистика и дополнительные затраты.

Когда б вы знали, из какого сора…

Два года назад в китайской провинции Шаньси построили 122‑километровую скоростную автомагистраль, использовав для ее основания 6 млн тонн строительного мусора. Благодаря этому китайцы сэкономили примерно 47 млн долларов, 3,4 млн кубометров песка, 32 тонны угля и, что очень важно, 200 гектаров земли, которые потребовались бы для захоронения отходов. У нас тоже идет в дело строительный мусор - своего рода «шашлык» из нанизанных на арматуру кусков бетона, но для легковых машин такие «дороги» непригодны. Они сооружаются как временные в ходе строительства. А если их заливали бы асфальтобетоном, который тоже можно делать из вторсырья, получилась бы вполне пригодная для массовой эксплу­атации дорога. Ведь существуют технологии регенерации дорожного покрытия, которые позволяют применять значительную часть старой асфальтобетонной смеси для производства новой (в первую очередь в заводских условиях, после переплавки).

Технология холодного рециклинга еще более интересная и экологически чистая. Старый асфальт срезают, измельчают в крошку и, перемешав с новым связующим матери­алом, прямо на дороге изготавливают новое покрытие. В 2014 году руководителю Росавтодора демонстрировали такую технологию в Хабаровске, и сейчас российским дорожникам предписано максимально использовать старый асфальт - так удастся сэкономить на материалах до 40%. Сегодня в России некоторые фирмы ремонтируют дороги по технологии холодного рециклинга, но пока это исключение, а не правило.

Голландская компания Royal VolkerWessels

Stevin N. V. пару лет назад обнародовала проект Plastic Road () - предложила делать дорожное полотно из литых плит, соединяя их встык, как детали детского конструктора. Принцип не нов, подобным же образом строят так называемые бетонки. Только голландцы предлагают лить плиты не из бетона, а из пластика, полученного при переработке отходов, выловленных в Мировом океане, - бутылок, пакетов и прочего хлама.

Пластиковыми дорогами можно заменять и обыкновенные, асфальтовые, сняв все верхние слои и выровняв основу. При правильном монтаже получается практически идеальная поверхность с малозаметными стыками. Поврежденные сегменты легко заменить, а так как плиты полые, внутри разместятся электрические кабели и линии связи, канализация и газовые магистрали. При необходимости можно сделать даже обогрев.

Но в России, по мнению экспертов, такая технология вряд ли приживется. Хотя бы потому, что в Нидерландах запрещены , а у нас они широко используются. Кроме того, как утверждает начальник столичной лаборатории испытаний строительных материалов Рауф Юсифов, пластиковое покрытие даже летом не способно обеспечить достаточный для безопасного движения коэффициент сцепления, не говоря уж о зиме: «Можно создать макрошероховатость за счет формирования продольных и поперечных канавок, которые окажутся под колесами, но микрошероховатость, необходимую для удаления пленочной воды, искусственно не создать». В таком же ключе высказывается Юрий Васильев, профессор кафедры «Дорожно-строительные материалы» МАДИ. Он напоминает также, что бытовые отходы по-прежнему не сортируются и отделить пластиковый мусор от прочего затруднительно. А использовать новую пластмассу для производства дорожных плит - слишком дорого.

Применять покрытие из пластика можно лишь на тротуарах, пешеходных дорожках, аллеях, на проезжей части с продольным уклоном не более 20% и низкой скоростью движения (до 40 км/ч). То есть в парках, а не на скоростных магистралях.

Впрочем, пластики в дорожном строительстве у нас уже используют, и в таком объеме, что позавидуют иные зарубежные дорожники. Например, для строительства мачт электроосвещения и их опор, шумозаградительных щитов, мостовых переходов. Композитные материалы идут на опалубку, напрягаемую арматуру, перильные ограждения, щиты, светящиеся краски на основе люминофоров.

Мечты, мечты

В Нидерландах дорожникам снится , реагирующая на изменение температуры, - такую уже испытывают на одной из трасс на юге страны. Британцы грезят о разметке, которая накапливает энергию днем, а ночью светится тем сильнее, чем темнее ночь. Существует идея умных дорог, предупреждающих водителей о необходимости снизить скорость, зажигая надписи на покрытии, когда на него ступает пешеход или животное. Многие мечтают о дорогах со встроенными солнечными панелями: накапливаемой ими энергии должно хватить и для освещения дороги, и даже для бесконтактной подзарядки проезжающих электромобилей. Например, в штате Айдахо (США) создали дорожное покрытие из солнечных панелей, выдерживающих грузовики массой до 115 тонн.

Британские компании Carbon Trast и Lafarge Tarmac продвигают энергосберегающее покрытие из низкотемпературного асфальта, которое позволит экономить при стро­ительстве дорог и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

Наши дорожники говорят, что их дело консервативное - общий принцип не изменился со времен Римской империи. Принцип, безусловно, остался прежний, а вот технологии шагнули далеко вперед. Хотя и в самой современной технологии основополагающим является старое правило: если хочешь построить хорошую дорогу, точно следуй всем инструкциям и предписанным методам - иначе и нанотехнологии не помогут.

Статья о строительстве дорог в России - причины плохих дорог, перспективы строительной отрасли. В конце статьи - видео о строительстве и ремонте дорог в России, США и Европе.

Это рекордный показатель, которого нашей стране удалось достичь впервые в истории. Благодаря такому улучшению дорог правительство даже приняло решение отказаться от ежегодных весенних ограничений для проезда тяжелых грузовиков по автодорогам.

Как смогли добиться столь феноменального результата и что мешало сделать это раньше, попытаемся разобраться в данном материале.

Причины плохих дорог

Если спросить любого гражданина России о дорогах в стране, он сразу обвинит во всем воровство чиновников. Хотя в этом присутствует доля истины, все далеко не так просто.

Коррупция


По мнению обывателей, она является причиной всех бед: плохих дорог, некачественных товаров и продуктов, разрушающихся домов.

Однако существующая уже более десятка лет система госзакупок значительно снизила возможности для коррупции. Теперь за каждой закупкой следит слишком много глаз: ФАС, прокуратура, казначейство, счетная палата, общественные организации.


Торги, проходящие на электронных площадках, имеют открытый доступ, все участники обезличены, поэтому повлиять на исход нет никакой возможности. При малейшем подозрении на конфликт интересов, при любой жалобе одного из участников ФАС приостанавливает торги и проводит заседание с заинтересованными сторонами, разбираясь в честности и корректности закупки.

Безусловно, абсолютно все лазейки закрыть невозможно, а закупок слишком много, чтобы следить за каждой. Но все же доля воровства в строительстве дорог не настолько велика, чтобы являться первопричиной их столь ужасного состояния.

Размер страны


Пространства нашей Родины поражают воображение, заставляют испытывать гордость, но и мешают развитию автомобильной дорожной сети. Мало того, что строителям приходится сражаться и с вечной мерзлотой, и с горами, и с реками, и с болотами, так из-за невысокой плотности населения все эти труды могут пройти даром.

По той же причине у нас никогда не будет изобилия высокоскоростных трасс, которые просто не окупятся при многотысячных расстояниях России. Если в Европе или в Китае автомагистрали растут буквально на глазах, они располагаются на куда меньшей площади и активно эксплуатируются, чего никогда не будет, например, на просторах Камчатки.

Проектирование


Разрабатывают наши дороги выпускники российских же заведений, образование в которых с годами оставляет желать лучшего, не зря же все больше молодежи уезжает учиться за границу.

До сих пор в проектных учреждениях находится слишком много людей с устаревшим багажом знаний , которые не хотят развиваться в новых направлениях. Именно поэтому сейчас Росавтодор старается максимально осваивать все строительные инновации, чтобы изначально прокладывать хорошие дороги и не ремонтировать их впоследствии каждый год.


Следующий важный этап после укладки дороги – ее дальнейшее содержание. Помимо уборки снега, удаления лишней воды после осадков, это еще и своевременный текущий ремонт. То есть, при появлении трещины на мосту или выбоины на трассе их следует починить, чтобы продлить срок службы всей конструкции.

Вот только традиционно принято запустить проблему до такого состояния, когда поправить что-либо невозможно, а лишь начинать все с начала. Именно данная функция дорожных служб очень серьезно недоработана, а потому способствует скорому разрушению дорожного покрытия.

Строительные материалы


Классическим материалом наших строителей является щебень в сочетании с битумом как связывающим элементом. И вот здесь кроется еще одна типично российская проблема – так как битум не служит главной статьей дохода нефтяных компаний, о его качестве никто не заботится. Так было до тех пор, пока Росавтодор буквально пару лет назад не ужесточил требования к этому материалу, заставив нефтяников серьезно относиться к потребностям дорожников.

Со щебнем ситуация иная - он есть в очень достойном виде в хороших карьерах. Но при наличии крупных поставщиков, которым не важно качество материала для сооружения насыпей, которые, например, устраивают строители на железной дороге, заводы не утруждают себя производством небольших партий отборного камня.

Нормативы


Здесь всё объяснимо: нормативную документацию просто не успевают менять под современные требования, проектируя трассы, таким образом, по неактуальным сведениям, без учета текущих нагрузок на полотно и инновационных технологий.

Нагрузки на дороги


Десятилетиями дорожные службы не брали в расчет тот факт, что при равном налоге легковые машины практически не вредят дорожному полотну, тогда как тяжелый транспорт разбивает его основательно.

Лишь недавно была введена дифференцированная плата на грузовики свыше 12 тонн, которая взимается на контрольных пунктах и мониторится специальными автоматизированными системами.

Финансирование


Иногда кажется, что чиновники сами плохо представляют размеры управляемой ими страны. Когда дорожники просят дополнительные средства на содержание тех или иных трасс, они сразу вызывают подозрение в нерациональном расходовании. Ведь только в 2017 году на все нужды по ремонту, строительству и содержанию дорог было выделено более 500 миллиардов рублей. Так зачем в декабре сочинцам нужны средства на покос травы вдоль обочины, а в Новороссийске в тот же момент срочно просят новые водоотводы, потому что транспорт тонет на трассах от обильных осадков?

Раз климатические причуды погоды сложно предугадать и на них крайне трудно заложить бюджет, данные трудности предпочитают просто игнорировать, чем вызывают ускоренное разрушение дорог.

Несистемный контроль


Проектирование и строительство федеральных трасс практически полностью отдано в руки строительных компаний, мыслящих чересчур прямолинейно. Они считают, что если 2-полосная, к примеру, дорога «не едет», то надо расширить ее до 4-полосной. Расширяют, а там снова пробки. Странно, не добавить ли еще рядов?

Таким образом, сколько не дай им средств, они пустят их не на грамотные развязки, не на качественные стройматериалы, а на размножение полос.


Ну а чиновники и вовсе передвигаются на собственных вертолетах, им дорожные проблемы не понять. Вот и приходится обывателям брать дело в свои руки и обращаться на «Добродел», «Сердитый гражданин» или «Росяму», чтобы хоть как-то контролировать отечественные дороги.

Мегаполисы


Логично, чтобы дорогами в мегаполисе занималась крупная компания, имеющая в непосредственной близости свои мощности, специалистов, склады и проверенных поставщиков материалов. Такая компания требует больших средств и влияния, а потому автоматически становится монополистом. А у монополистов есть одна плохая черта – при отсутствии конкуренции они начинают поднимать цены при одновременном снижении качества.

Это беда не только России - в Нью-Йорке и Токио сталкиваются с аналогичной недобросовестностью, бороться с которой практически невозможно. Поэтому получается ситуация асфальта на Большой Дмитровке, который разрушился уже через 2 недели после укладки.

Улучшение дорожной обстановки


Хочется верить, что цифра в 77,5% отремонтированных трасс не приукрашена и не завышена. Владимир Путин не единожды подчеркивал, что дорожная отрасль является одной из наиболее проблемных, требующих повышенного внимания.

Надо привести в норму соотношение стоимости всех дорожных нужд и качественной отдачи от вложенных средств, обновить все проектно-сметные методики, освоить в теории и найти практическое применение инновационных импортных технологий в российских реалиях и решить еще ряд задач. Но уже можно отметить, что часть этих задач начала претворяться в жизнь и причем весьма эффективно:

  • количество и грузоподъемность тяжелого транспорта взята под контроль, а за их проезд по федеральным трассам взимается соответствующая плата;
  • разрабатываются новые стандарты качества для российских дорог;
  • снова рассматривается вопрос об увеличении товарных составов на ж/д, чтобы снизить количество большегрузов на дорогах;
  • оптимизируются транспортные потоки благодаря лучшему проектированию дорог, съездов, развязок.
Наконец-то чиновники перестали винить во всем нерадивых автомобилистов, портящих дороги, не выделяющее деньги правительство и плохую погоду, а разработали реальную программу и начали ее выполнять. Хочется надеяться, что хорошие дороги в России все-таки будут.

Видео о строительстве и ремонте дорог в России, США и Европе: