Из истории функционирования бирж в российской империи и ссср. Товарные биржи в ссср

Биржа (голл. beurs, нем. Börse, франц. bourse, итал. bórsa, исп. bolsa, англ. exchange), современная наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменимых товаров, продающихся по стандартам (установленным сортам), а иногда и по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы), а также рынка заменимых ценных бумаг (акций, облигаций) и иностранной валюты. Существуют товарные, фондовые и валютные биржи. Зачатки товарной и вексельной (валютной) бирж (торговля векселями) появились в 15—16 вв. в итальянских городах Средиземноморья (Венеции, Генуе и Флоренции), где возникли мануфактуры и на этой почве развилась широкая внешняя торговля, и в г. Брюгге (Нидерланды). В Брюгге на площади возле дома знатного менялы и маклера ван дер Бурсе (герб которого состоял из трёх кошельков, откуда слово "Биржа" — позднелатинское bursa — кошелёк) собирались купцы из разных стран для покупки иностранных векселей и обмена торговой информацией. В начале 17 в. была создана Амстердамская биржа (1608), на которой котировались главным образом облигации королевских займов и акции Голландской и Британской Ост-Индских торговых компаний, а также зародилась биржевая торговля колониальными товарами. В Лондоне ещё в 16 в. (1566) возникла Королевская бижжа (товарная и вексельная), а в конце 17 в. — Лондонская фондовая биржа. В Нью-Йорке фондовая биржа была создана неофициально в конце 18 в. и официально в начале 19 в. В Париже, Берлине и Вене биржи были организованы в 18 в. Расцвет бирж относится ко 2-й половине 19 в. и связан с развитием капиталистического производства и ростом объёма торговли, транспорта и связи (товарная биржа), широким развитием акционерных обществ (фондовая биржа).

Фондовая биржа выполняет важную экономическую функцию в капиталистических странах. Через неё мобилизуются средства для вложений в основной капитал промышленности и происходит огромная централизация капитала. На бирже осуществляется купля-продажа акций и облигаций акционерных обществ, а также облигаций государственных займов. Последнее даёт государству средства, за счёт которых оно покрывает бюджетные дефициты. В эпоху общего кризиса капитализма растёт удельный вес облигаций внутренних государственных займов в общей сумме ценных бумаг, котирующихся на бирже. На бирже складываются курсы (уровни цен) ценных бумаг. Эти курсы — чуткий барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной капиталистической страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъёма производства. Всеобщее падение курсов акций называется биржевым крахом.

Магнаты финансового капитала всегда выигрывают на бирже, а мелкие и средние капиталисты проигрывают. Заправилы монополий, контролирующие производство, раньше других узнают о намечающемся падении или росте производства, сокращении или увеличении дивидендов и падении или росте курсов бумаг. Покупая ценные бумаги по низкому курсу и продавая их по высокому курсу, монополисты получают крупную биржевую прибыль. До середины 60-х гг. 19 в. фондовая биржа не играла большой роли. Основную массу ценных бумаг составляли облигации государственных займов, акций предприятий было мало. С 70-х гг. акционерные общества быстро растут и становятся главной формой капиталистических предприятий, а акции — главным видом ценных бумаг, котирующихся на фондовых биржах. После 1-й мировой войны 1914—18 США заняли ведущее место в мировой капиталистической экономике и главную роль стала играть Нью-Йоркская фондовая биржа. Курсовая стоимость акций, котирующихся на этой бирже, к концу 1967 превысила 600 млрд. долл., в то время как на 2-й по размеру Лондонской бирже она составила около 200 млрд. долл. На Нью-Йоркской и Лондонской биржах котируются акции самых крупных акционерных обществ, предприятия которых дают более 3/4 продукции промышленности этих стран. Крупные фондовые биржи функционируют в Париже (1967 — свыше 20 млрд. долл.), Франкфурте-на-Майне (1967 — около 18 млрд. долл.), Базеле и др.

Организация бирж разнообразна, но в основном она сводится к 2 типам: биржа как открытый, свободный для доступа всех торгующих рынок, находящийся под наблюдением государства (Австрия, Франция и др.), и биржа как замкнутая корпорация торгующих, доступная лишь для её членов и свободная от вмешательства государства (Великобритания, США). Доступ в последнюю обусловлен известным имущественным цензом, рекомендациями нескольких старых членов биржи и баллотировкой. Из среды биржевой корпорации выбирается руководящий орган биржи — Биржевой комитет (в США — Совет управляющих). При нём существует так называемая допускающая комиссия, которая решает вопрос о допуске новых ценных бумаг. Она принимает меры к тому, чтобы не допустить на официальную биржу ценные бумаги мелких и средних акционерных обществ. Во многих странах существуют неофициальные, иногда называемые чёрными, биржи, где котируются любые ценные бумаги.

Хозяева монополий являются, как правило, членами бирж, а биржевой комитет состоит из их ставленников. Вот почему чинятся препятствия желающим стать членами биржи. Членство на Нью-Йоркской фондовой бирже стоит 200 тыс. долл. Кроме того, необходимо представить несколько рекомендаций старых членов биржи. В США к 1968 насчитывалось менее 1400 членов бирж. Члены биржи подразделяются на биржевых посредников (маклеров и брокеров) и дельцов (или дилеров), которые спекулируют бумагами за свой счёт. Широкая публика участвует в биржевых операциях через посредство маклеров. Крупнейшие капиталистические банки имеют своих маклеров. Для публикации данных о количестве проданных ценных бумаг и их курсов при биржевых комитетах существуют котировальные комиссии, публикующие ежедневно курсовые бюллетени. Несмотря на рост операций, объём которых колоссально вырос, самостоятельная роль бирж в эпоху империализма падает. Операции с ценными бумагами сосредоточиваются в крупных банках, которые размещают эти бумаги среди своих клиентов. В условиях домонополистического капитализма при фондовых биржах организовывались валютные биржи, где продавалась и покупалась иностранная валюта. При империализме сделки с иностранной валютой и золотом почти целиком переходят в руки банковских монополий.

Товарная биржа представляет собой оптовый рынок, где происходит торговля заменимыми сырьевыми и продовольственными товарами по образцам или стандартам, в которых указан перечень необходимых признаков (качество, сортность). В США в качестве мировых торговых рынков выступают нью-йоркские и чикагские, в Великобритании — лондонские и ливерпульские товарные биржи. В Нью-Йорке существуют специализированные биржи хлопка, кофе, сахара, какао и др., в Чикаго — зерновая биржа. На товарных биржах осуществляется купля-продажа не только реально существующих товаров, но и товаров, которые ещё будут произведены (например, пшеница будущего урожая), что ведёт к разбуханию биржевого оборота. В условиях государственно-монополистического капитализма правительство, особенно в США, использует свои средства для создания запасов биржевых товаров (в частности, стратегического сырья) и воздействия на цены, например для снижения цен на сырьё, производимое развивающимися странами. При этом лица, связанные с правительством, зная о мерах, предпринимаемых им, играют через подставных лиц на биржах и наживают огромные прибыли. При господстве монопольных цен роль товарных биржах падает, т.к. биржа может действовать лишь в условиях свободно колеблющихся цен.

Биржевые сделки с ценными бумагами (а также с товарами и иностранной валютой), заключаемые на биржах, подразделяются на кассовые, при которых сразу или в ближайшие 2—3 дня уплачиваются деньги, и срочные, при которых передача акций (или товара) и уплата денег совершаются через определённый срок, обычно в пределах месяца. Срочные сделки носят наиболее спекулятивный характер, т.к. в результате разницы в курсах или ценах на момент заключения сделки и на момент осуществления расчётов по ней один участник сделки обогащается за счёт другого. Если проигравший уплачивает только проигранную разницу без передачи акций, то сделка называется "игрой на разницу". Крупные продавцы акций, играющие на понижении курса акций, называются понижателями ("медведями"), а покупатели, играющие на их повышении, называются повышателями ("быками"). Капиталистические банки не только кредитуют биржевую спекуляцию путём выдачи биржевым дельцам ссуд под залог акций, но и сами активно участвуют в этой спекуляции, покупая ценные бумаги и перепродавая их по более высокому курсу.

Санкт-Петербургская биржа

В дореволюционной России первая товарная и вексельная биржа была официально открыта в 1703 в Петербурге. Большинство бирж было организовано во 2-й половине 19 в. (в 1914 их было 115). Главной была Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки. В начале 1-й мировой войны 1914—18 официальные биржи были закрыты, но чёрные биржи продолжали функционировать.

В СССР сделки с ценными бумагами были запрещены в декабре 1917, а в январе 1918 были аннулированы облигации царских займов. Биржи существовали в 1921—30 годах и являлись органами государственного регулирования рынка в условиях многоукладной экономики. Подавляющее большинство членов бирж составляли социалистические предприятия и учреждения. В 1923 были организованы фондовые отделы товарных бирж, осуществлявшие операции с иностранной валютой, государственными ценными бумагами и с акциями и паями акционерных и других обществ, допускавшихся законом. Число бирж в СССР достигло 100. В 1930 в результате ликвидации многоукладности в экономике страны и усиления планового начала необходимость в биржах отпала и они были закрыты.

(БСЭ )

Товарные биржи

ИСТОРИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ В УСЛОВИЯХ НЭПа

Начало организации товарных бирж при Нэп"е положил Саратов, в котором уже в августе 1921 г. была открыта товарная биржа. Вслед за Саратовом товарные биржи открываются и в других городах (Вятка, Нижний-Новгород, Москва и т. д.), и к концу 1921 г. на территории Союза Республик функционировало уже 6 товарных бирж. Но особенно интенсивно товарные биржи организуются в 1922 г., к концу которого общее количество их достигает солидной цифры — 79 (основные: Московская биржа, Рыбинская биржа, Ярославская биржа, Костромская биржа, Иваново-Вознесенская биржа, Нижегородская биржа, Ленинградская биржа, Витебская биржа, Архангельская биржа, Вологодская биржа, Свердловская биржа, Пензенская биржа, Курская биржа, Елецкая биржа, Тульская биржа, Борисоглебская биржа, Царицинская биржа, Саратовская биржа и др.). Этим в значительной мере была удовлетворена первая реальная потребность в товарных биржах, и в дальнейшем темп роста количества товарных бирж заметно замедляется. Так, например, в течение 1923 г. и первых пяти месяцев 1924 г. вновь было открыто только 22 товарных биржи, причём, наряду с открытием новых товарных бирж, в точение этого периода впервые имеют место случаи закрытия бирж (Севастопольская, Проскуровская и Сухумская). На 1 июля 1924 г. количество товарных бирж достигло 98 и сеть их охватывает почти все уголки СССР.

Саратовская биржа

Первые биржи открываются по преимуществу по инициативе кооперативных организаций, и некоторые из них, как, например, Московская, первое время даже функционируют под названием коопративных товарных бирж, но в дальнейшем, наряду с кооперацией, активное участие в организации товарных бирж принимают также и госорганы, к которым постепенно и переходит инициатива в этой области. К моменту открытия первых товарных бирж никаких специальных постановлений центральной власти, определяющих задачи товарных бирж и рамки их работ, не было. Биржи фактически открывались явочным порядком, и работа их протекала, в значительной мере, вне влияния и наблюдения регулирующих органов центральной государственной власти . В результате этого уставы и положения этих товарных бирж и даже методы их работы в общей массе страдали известной пестротой. В особенности различно отдельными товарными биржами разрешался вопрос о допущении или недопущении на товарную биржу частной торговли. Одни из товарных бирж частную торговлю не допускали на биржу совершенно, другие допускали в биржевой зал, но не принимали в члены бирж и, наконец, третьи весьма широко открывали двери частной торговле, принимая частных торговцев членами биржи наравне с госорганами и кооперативными организациями.

Это отсутствие единообразия методов работы, отсутствие строго формулированных задач товарных бирж в значительной мере ослабляло влияние товарных бирж на рынок и умаляло практическое их значение в общем процессе развития товарооборота.

Таблица оборотов главных бирж по зернофуражу за июль-декабрь 1923 г.

В таблице показаны биржи с оборотом по зернофуражу за полгода не менее 500 тыс. рублей

И только с организацией Комвнуторга, обратившего на товарные биржи особенное внимание и принявшею на себя общее руководство их работой, товарные биржи постепенно начинают приобретать реальное значение тех щупальцев рынка, при посредстве которых в значительной мере упрощается задача регулирования рынка. Особенную роль, в данном случае, сыграли: постановление СТО от 23 июля 1922 г. «О товарных биржах», — узаконившее товарные биржи и влившее в них определённое содержание, а также разработанный Комвнуторгом и утверждённый, на основании этого постановления, «Нормальный устав товарной биржи», — определяющий общие формы организационной структуры товарных бирж и в то же время разрешающий все вопросы, связанные с членством.

Кроме того, значительную роль в нормализации методов работы товарных бирж сыграли также 1 и 2 всесоюзные съезды представителей биржевой торговли (январь 1923 г. и апрель 1924 г.) и выделенный 1 съездом всесоюзный центральный орган биржевой торговли, Бюро съездов представителей биржевой торговли, которое на 2 съезде было значительно усилено и реорганизовано в Совет съездов.

Саратовская биржа

СОСТАВ ЧЛЕНОВ ТОВАРНЫХ БИРЖ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИХ СТРУКТУРА

Согласно нормального устава, членами товарных бирж могут быть: все государственные учреждения, все кооперативные организации, уплачивающие промысловый налог не ниже 5 разряда по торговле и 10 разряда по промышленности, и все частные торговые и промышленные предприятия, уплачивающие промысловый налог не ниже 5 разряда по торговле и 10 разряда по промышленности. На так как в отдельных случаях установленный нормальным уставом ценз оказывается чрезвычайно высоким, и значительное количество кооперативных и частных предприятий тем самым лишается права вступления в члены товарных бирж по мотивированным ходатайствам местных организаций, Комвнуторгом этот ценз понижается применительно к местным условиям (обычно до 3 разряда по торговле и 5 разряда по промышленности). Таким образом, современное биржевое общество в данное время состоит из госорганов, кооперации и частных лиц и организаций, причём удельный вес этих групп в биржевом обществе в среднем определяется следующими цифрами: госорганы — 60%, кооперация — 17% и частная торговля — 23%. По отдельным биржам это соотношение значительно меняется. Но в общем, по большинству бирж, подавляющее количество членов составляют госорганы, за ними, на втором месте, частная торговля и на третьем — кооперация. Соотношение этих групп торгующих в биржевых комитетах несколько иное. Здесь на первом месте стоят также госорганы — в среднем около 55%, на втором месте кооперация — около 30% и на третьем частная торговля — около 15%.

Нормальным уставом в общих чертах определяется и организационная структура товарных бирж. Полноправным распорядителем всеми делами биржи является общее собрание членов биржи, исполнительным органом которого является избираемый биржевым собранием биржевой комитет, состоящий из председателя и членов комитета. В тех случаях, когда биржевой комитет состоит более чем из 12 членов, по постановлению общего собрания членов биржи, может быть выделен из состава биржевого комитета президиум его, состоящий из председателя биржевого комитета, заместителя его и членов, выбираемых общим собранием членов биржи из числа членов биржевого комитета, в количестве по определению общего собрания. Президиум биржевого комитета является исполнительным органом этого последнего. Для ревизии деятельности биржевого комитета и прочих органов биржи, для проверки книг, кассы, имущества и отчетов биржевого комитета общим собранием членов биржи одновременно с избранием биржевого комитета и на тот же срок избирается ревизионная комиссия, которая из своей среды избирает пред¬седателя, определяющего порядок занятий комиссии. Этим исчерпывается пере¬чень органов, управляющих биржевым аппаратом. В технический же аппарат биржи как непременные составные его части обычно входят: маклериат, работающий по особой инструкции, утверждаемой общим собранием членов биржи и выполняющий посреднические функции при совершении биржевых сделок; арбитражная комиссия, разрешающая споры, возникающие из торговых операций, и работающая в пределах и на основании особой инструкции биржевого комитета, утверждаемой общим собранием членов биржи; регистрационное бюро, регистрирующее внебиржевые сделки госторговли, и, наконец, котировальная комиссия, производящая, на основании данных о биржевых и регистрируемых товарными биржами внебиржевых сделок, а также на основании данных о прейскурантных и рыночных ценах — котировку цен, служащих ориентировочным материалом для торгующих. Кроме того, при более мощных товарных биржах и при биржах, имеющих свои специфические особенности, существуют: специальные должности нотариусов, аукционистов, браковщиков, справочные, консультационные и транспортные бюро и, наконец, специальные товарные отделы и секции. Организация этих последних относится, главным образом, к последнему времени, и они заслуживают особенного внимания, так как опыт работы специальных отделов и секций по большинству бирж дал безусловно положительные результаты. В особенности это необходимо отметить в отношении хлебных отделов и секций, сыгравших весьма заметную роль в заготовительной кампании 1923—24 года, как в области подготовительных работ к ней, так и в период заготовок. Весьма заметные положительные результаты такого специального выделения операций по отдельным группам товаров выявил также опыт выделения продуктового отдела ленинградской товарной биржи, так как значительное повышение биржевых оборотов ленинградской биржи, при понижении внебиржевых оборотов, происшедшее вслед за выделением продуктового отдела, в значительной мере необходимо отнести именно за счёт развития оборотов этого отдела.

Московская биржа

МАКЛЕРИАТ

Главнейший институт биржи — маклериат — носит чисто оперативный характер. Основной задачей биржевого маклериата является выявление биржевого спроса и предложения и посредничество между торгующими по заключению сделок на бирже. Участие же биржевого маклера в сделках, заключаемых вне биржи, как исключение может иметь место только в тех случаях, когда одна из сторон, совершающих сделку, является членом биржи или её постоянным посетителем. Наряду с выявлением спроса и предложения и заключением биржевых сделок, на обязанности каждого отдельного маклера, заключающего биржевую сделку, лежит наблюдение за тем, чтобы в проводимой им сделке не было противоречий с существующими законами и распоряжениями, а также за тем, чтобы по этой сделке не имелось резких расхождений с ценами, существующими на рынке. Этими общими задачами определяются и те требования, которые предъявляются к маклериату в целом и к отдельным маклерам в частности, и те знания, которыми последние должны обладать. Биржевой маклер должен не только знать торговое законодательство, не только обладать знанием рынка и его условий, но также знать и те организации, посредником между которыми он является; он должен уметь и свести контрагентов и оказать им помощь при заключении сделок и в то же время учесть хозяйственную целесообразность этих сделок. Таким образом, биржевой маклер, в современной биржевой практике — это не только посредник между торгующими, но и ответственный советчик, несущий ответственность за совершенную при его посредстве сделку. Как советчик, биржевой маклер зачастую выступает не только при заключении сделки, но также и в тех случаях, когда стороны, заключившие при его посредстве сделку, обращаются к нему для разбора возникших между ними недоразумений по этой сделке. Такие случаи выполнения маклерами функций арбитражных комиссий и разрешения споров домашним путём в практике целого ряда бирж весьма нередки. Поэтому вполне понятно, что на подбор маклериата товарными биржами обращается особенное внимание. Согласно положения о биржевых маклерах, утвержденного Комвнуторгом 16 февраля 1923 года, в число биржевых маклеров допускаются только лица, «рекомендованные не менее, как двумя членами биржи». Причём список лиц, рекомендованных в биржевые маклера, вывешивается на видном месте в помещении биржи и биржевых собраний на предмет обозрения и в соответствующих случаях подачи заявлений об их отводе.

Такое сугубо строгое отношение к подбору маклериата в значительной мере обеспечивает доверие к нему со стороны клиентуры биржи, что является одним из основных условий для успешной работы маклериата и укрепления биржевой торговли вообще. На практике маклера большинства товарных бирж, в особенности наиболее крупных, являются специалистами по отдельным отраслям торговли, на обслуживании которых и сосредоточивается все их внимание. Эта специализация маклериата также значительно способствует развитию биржевой торговли и общей нормализации оптовой торговли вообще. В общем же и целом маклериат — это нервная система биржевого зала, и если в отношении товарных бирж в целом вполне приложим термин «барометр рынка», то маклериат безусловно является барометром самой биржи, её щупальцами, при посредстве которых она своевременно может отмечать все происходящие на рынке колебания.

Этим значением маклериата для биржевой торговли и торговли вообще и особенностью занимаемого им положения в общем аппарате товарных бирж объясняется и особенность оплаты вознаграждения за труд маклеров, построенная на принципе личной их заинтересованности. Как общее правило, маклера за выполняемую ими работу получают куртажное вознаграждение с сумм заключаемых при их посредстве биржевых сделок, максимальный размер которого устанавливается биржевым комитетом. На одних из товарных бирж это вознаграждение носит чисто индивидуальный характер, и каждый отдельный маклер получает вознаграждение в зависимости от количества и суммы заключенных при его посредстве сделок; на других — это вознаграждение носит коллективный характер, и маклера получают одинаковое вознаграждение, исходя из общего количества заключенных при посредстве маклериата биржевых сделок. В этом последнем случае личная заинтересованность маклера заменяется коллективной, и это, обеспечивая прежнюю работоспособность маклериата, в то же время создает предпосылки к большей объективности маклера, как посредника и советчика.

Однако, несмотря на все указанные положительные стороны деятельности маклериата и его реальную необходимость в данное время, современная биржевая практика постепенно начинает прививать заключение биржевых сделок без участия маклера. Этот последний вид биржевых сделок, имевший особенно широкое распространение на Нижегородской ярмарочной товарной бирже в 1923 г., в последнее время завоевал себе права гражданства почти на всех товарных биржах. Реальное преимущество заключения сделок без участия маклера — это сохранение расходов на куртаж, уплачиваемый биржевому маклеру. Но кроме того, рост сделок, заключаемых без маклера, при условии, что эти сделки действительно заключены на бирже, — является известным показателем роста уровня торговых знаний торгующих и непосредственного активного вовлечения их в биржевую торговлю. Кроме того, заключение сделок без маклера является одним из особенно действенных стимулов к поднятию работоспособности маклериата и выявлению им его жизнеспособности и необходимости.

Санкт-Петербургская биржа

КОТИРОВАЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Одной из особенно важных функций товарных бирж является котировка цен, осуществляемая котировальными комиссиями. Согласно положения, утвержденного Комвнуторгом 20 октября 1923 года, котировальные комиссии организуются биржевыми комитетами и состоят из председателя комиссии и его заместителя, назначаемых биржевым комитетом из его среды на 1 год; старшего биржевого маклера и его заместителя в заседаниях котировальной комиссии, назначаемых из числа биржевых маклеров на 1 год; членов комиссии, избираемых биржевым комитетом из среды членов или постоянных посетителей биржи, сроком на 1 год, в числе, устанавливаемом биржевым комитетом.

На значительных по оборотам товарных биржах котировальные комиссии обычно разбиваются на секции по основным отраслям товаров, как-то: хлебная, сырьевая, металлическая, текстильная, лесная и т. д. Работой этих секций, согласно инструкции Бюро съездов представителей биржевой торговли, руководит президиум котировальной комиссии, в состав коего входит и старший биржевой маклер. Объектами биржевой котировки по той же инструкции Бюро съездов,— являются преимущественно товары, имеющие широкое распространение на местном рынке и в то же время являющиеся объектами биржевой торговли. На все её остальные товары, не характерные для данного рынка, хотя бы сделки на них в исключительных случаях заключались на бирже — устанавливать котировальные цены инструкцией не рекомендуется.

Котировка цен, как общее право, по большинству бирж производится по окончании каждого биржевого собрания; причём в качестве основного материала при установлении котировальных цен принимаются: биржевые и внебиржевые сделки, зарегистрированные в течение текущего биржевого дня, сведения об ответственных предложениях и спросе, а также сделки, еще не зарегистрированные на бирже, но заявленные в котировальную комиссию участниками сделок, поскольку эти заявления котировальной комиссией признаются не возбуждающими сомнений. Кроме того, котировальной комиссией принимаются в расчёт также прсйскурантные цены крупных фирм и общее состояние конъюнктуры местного рынка, но эти последние данные самостоятельным материалом для котировки цен не являются и служат исключительно ориентировочным целям.

Общая задача котировальных комиссий — возможно точное отображение конъюнктуры рынка. Поэтому котировальные цены, устанавливаемые котировальными комиссиями, мыслятся как реальные цены, по которым заключаются и могут быть заключаемы сделки. В этом, главным образом, и заключается особенное значение и важность работы котировальных комиссий. Отображение рыночной конъюнктуры в котировальных бюллетенях, обмен этими бюллетенями между биржами дают возможность торгующим ориентироваться не только в рыночных условиях своего района, но и в условиях соседних и более отдаленных рынков, а это в свою очередь ведёт к известному нивеллированию цен. Кроме того, такое реальное отображение рыночной конъюнктуры и существующих на рынке нормальных оптовых цен открывает возможность к введению новой формы биржевой торговли, — заключению так называемых междубиржевых сделок, значение которых при широком их распространении было бы весьма важно. Поэтому вполне понятно, что все имевшие место отдельные попытки отклонения работы котиро вальных комиссий в сторону политики цен всегда решительно пресекались, как Комвнуторгом, так и Бюро съездов представителей биржевой торговли. Этим же стремлением к реальному отображению существующих нормальных оптовых цен объясняется также то строгое отношение к материалам, поступающим в котировальную комиссию, которое рекомендовано котировальным комиссиям и фактически проводится ими в жизнь. Так, например, все сделки, почему-либо не отвечающие объективным рыночным условиям, котировальными комиссиями в котировку не принимаются, о чем ставятся в известность участники сделок. Не производится котировка также и в тех случаях, когда биржа отмечает ненормальный скачек цен в ту или иную сторону, носящий спекулятивный характер. В этом последнем случае в котировальных бюллетенях указываются только фактические цены сделок, без указания справочной котировальной цены, и тем самым дается знать регулирующим государственным органам о том, что положение рынка ненормально. Практически работа котировальных комиссий протекает в самом тесном общепии с крупнейшими представителями местных рынков, привлекаемых к участию в её работах или путём установления тесной связи с отдельными секциями товарной биржи и кооптацией отдельных их членов, или путём кооптации и приглашения на заседания котировальной комиссии отдельных членов биржи представителей наиболее крупных торгово-промышленных предприятий. Кроме того, для более прочной связи с торгующими и предоставления им возможности внесения известных коррективов в работу котировальных комиссий, последними (по большинству бирж) организуются совместные заседания котировальных комиссий с представителями местных наиболее значительных торгово-промышленных предприятий. На этих заседаниях, в большинстве случаев имеющих периодический характер, производятся пересмотры номенклатуры котируемых товаров, оценка конъюнктуры рынка, определяются виды на будущее и т. п. Таким образом, котировальная комиссия так же, как и маклериат, является одним из наиболее прочных звеньев, крепко спаивающих местную торговлю с товарной биржей и тем самым способствующих её популяризации в местных торговых кругах. Установлением тесного кантакта котировальной комиссии с местными торгово-промышленными организациями достигается еще и то положение, что цены, устанавливаемые котировальными комиссиями, постепенно приобретают все большее и большее значение для местного рынка и не только отображают его состояние, но и оказывают известное влияние на строение рыночной цены.

Товарные биржи в СССР возникли и росли с развитием товарооборота и с расширением рынка. Уже первые месяцы нэпа ознаменовались открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организаций.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая советская биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям вступить в члены бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции проводить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились кроме кооперативных организаций государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80% биржевого оборота. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет нэпа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. было принято постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО «О товарных биржах». Предусматривалось, во-первых, «вытащить» госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же она перестала иметь смысл, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.

Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире. И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи. Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли. В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар.

Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми.

Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание. Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировальной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного рынка и для государственно-кооперативного.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института. Главное место среди них занимали бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро.

Организационной особенностью советских бирж являлось существование при них бюро регистрации внебиржевых сделок, которое учитывало и контролировало внебиржевой оптовый товарооборот.

На советской бирже, несмотря на хронический товарный голод, заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачивавшееся сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при нэпе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.

Основой советской валютной системы была валютная монополия государства. Все валютные ресурсы и внешнеэкономические связи были сосредоточены в руках государства. Валютная монополия государства представляла собой исключительное право государства на операции с валютными ценностями, управление принадлежащими ему золотовалютными резервами.

Валютная монополия возникла сразу после победы большевиков в Октябрьской социалистической революции. 14 декабря 1917 года ВЦИК был принят Декрет «О национализации банков», согласно которому все валютные, кредитные и расчетные операции с зарубежными странами полностью переходили в ведение государства. К концу 1919 года все банки, кроме Народного банка, были ликвидированы. Банковское дело также стало государственной монополией.

В 1918-1921 годах у частных лиц были конфискованы валютные ценности (см., в частности, Декрет СНК «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ - С.У. 1921 г., №70, ст.564), а именно: золотые, платиновые и серебряные монеты, благородные металлы, драгоценные камни, ряд процентных бумаг, изделия из благородных металлов, в случае, если их общий вес превышал установленную на человека норму.25

К 1921 году положение страны несколько улучшилось, государство взяло курс на новую экономическую политику. Был принят Декрет СНК от 4 апреля 1922 года «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты», существенно либерализовавший жесткий валютный контроль государства.

Нельзя согласиться с мнением Рукавишникова И,В., изложенным в книге «История финансового законодательства России», о том, что декрет допустил право частной собственности на валютные ценности, а также о том, что законодательством уже было сформировано понятие валютных ценностей, включающее конкретный перечень активов. Указанным декретом лишь была отменена обязательная сдача государству имеющихся у населения благородных металлов, монет из благородных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты (ст.1 декрета). Никаких положений о праве собственности, либо определения валютных ценностей декрет не содержал, такое определение было дано значительно лишь в 1937 году.

Статьей 2 Населению было разрешено свободно распоряжаться благородными металлами в изделиях и слитках и драгоценными камнями, в то же время монопольное право на покупку и продажу монет из благородных металлов и иностранных валют сохранялось за Государственным банком. Фактически в отношении иностранной валюты и монет из благородных металлов население приобрело лишь право хранения (отменена обязанность сдачи государству), но распоряжаться ими по своему усмотрению не могло в силу монопольного права Государственного Банка на куплю-продажу этих активов, то есть единственной возможностью распоряжения была продажа Государственному Банку по установленной им цене.

Вся имеющаяся валюта государственных организаций должна была сосредотачиваться в Госбанке СССР, частный сектор обязан был держать иностранную валюту, полученную по экспортным операциям, также на счетах в Госбанке СССР (ст.2 Постановления Совета труда и обороны от 27 июля 1922 года «О валютных и золотых сделках государственных и кооперативных учре-

ждений и предприятий»).

С 1922 года во времена НЭПа торговля иностранными валютами в СССР была временно разрешена, хотя это положение и просуществовало недолго (позже в разогнавшейся плановой экономике институт биржи исчез в связи с ненадобностью) . В тот момент власти осознали, что необходимо как-то оживить оборот капитала в стране. Однако следует учитывать, что экономика при этом по сути своей оставалась плановой, что не могло не сказаться на деятельности биржи - рыночной структуры.

Руководство понимало, что быстро наладить биржевой оборот валюты и фондовых ценностей не удастся и поэтому «в целях урегулирования обращения на рынке иностранной валюты и благородных металлов впредь до установления в законодательном порядке правил производства фондовых биржевых операций в специальных для сей цели приспособленных государственных финансовых

институтах (биржах)», решило создать Котировальную Комиссию (п.1 Постановления Совета Труда и Обороны от 25 августа 1922 года «Об организации

специальной Котировальной Комиссии»). На Котировальную Комиссию была возложена обязанность по установлению курса золотого рубля по отношению к иностранной валюте вплоть до открытия фондовых бирж, при этом курс Государственного Банка был отменен. Официальный курс Котировальной Комиссии имел обязательную силу для всех расчетов по всем сделкам.

20 октября 1922 года был принят Декрет СНК «О фондовых биржевых операциях», которым было разрешено создание фондовых бирж, либо фондовых отделов при товарных биржах и определен порядок их создания. Фондовые отделы товарных бирж пользовались полной самостоятельностью в области своего устройства и порядка деятельности в отношении товарных бирж, при которых они были созданы (ст.6 Декрета «О фондовых биржах»).

Правом образования фондовых бирж обладал Совет труда и обороны по представлению Народного Комиссариата Финансов, образования фондовых отделов при товарных биржах - также Совет Труда и Обороны по согласованному представлению Комиссии по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны и Народного Комиссариата Финансов (ст. 1 Декрета СНК от 20 октября 1922 года «О фондовых биржевых операциях»).

В начале 1923 г. правительством был издан декрет о формах производства валютно-фондовых операций. Для облегчения оборотов с государственными ценностями (облигациями займов и другими бумагами), а также с иностранной валютой и упорядочения этого рода операций было признано необходимым создать при Московской товарной бирже фондовый отдел. Этот фондовый отдел был создан первым в 1923 г. Вскоре подобные отделы возникли при Петроградской и других крупных биржах. Одной из задач фондовых отделов было уменьшение валютной спекуляции на так называемых "черных биржах".

Фондовый отдел Московской товарной биржи, подобно ее товарной части, доминировал в отношении всех остальных фондовых отделов бирж страны. Сумма сделок фондового отдела биржи в Москве в 1924/1925 г. составила около 123 млн. руб.; Петербургской биржи - 58 млн. руб.; Харьковской - 10 млн. руб. Основными участниками торговых операций фондовых отделов бирж были государственные и кооперативные кредитные организации, государственные учреждения и предприятия, а также смешанные акционерные общества (с участием иностранных фирм). Была разрешена биржевая деятельность и частных торговых предприятий. Но поскольку деятельность последних, видимо, не поощрялась фондовым отделом биржи в Москве, их доля в обороте Петербургской и Харьковской бирж была значительнее, чем Московской. С другой стороны, в Москве и ряде других городов существовал вечерний финансовый рынок ("американка"), где преобладали частники и производились операции с ценностями, не допущенными к обращению на фондовых отделах бирж. Вечерние фондовые биржи были созданы с целью упорядочить деятельность неорганизованного денежного рынка, так называемых "черных бирж", особенно интенсивно функционировавших в период быстрого обесценения совзнаков. В июле 1923 г. было утверждено Положение о Московской вечерней валютно- фондовой бирже. Согласно этому положению членами вечерней биржи могли быть как кредитные учреждения, так и частные лица и предприятия. Госорганы и кооперативные организации имели право действовать на ней лишь с разрешения Народного комиссариата финансов.

В 1924-25 годах в СССР функционировало уже 10 фондовых отделов при товарных биржах: в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Батуми, Владивостоке, Ереване, Баку. Что характерно, создавались именно фондовые отделы при товарных биржах, а не фондовые биржи как таковые. Фактически, уже к 1924 г. биржевая система страны достигла довоен-

ного уровня. Наибольшее развитие за период НЭПа биржевая торговля достигла осенью 1926 года.

Вместе с Госбанком и Особым валютным совещанием Наркомфин ставил своей задачей воспрепятствовать биржевой игре, так как был больше всего обеспокоен тем, чтобы не допустить концентрации капитала в руках определенных групп предпринимателей, несмотря на то, что собственные позиции государства были обеспечены господством в решающих отраслях народного хозяйства (так называемые командные высоты), а потому фондовая биржа теряла в значительной мере свой смысл и не развивалась.

Отсутствие и недопустимость биржевой спекуляции как специфического метода биржевого торга считались отличительной чертой советской биржи, её преимуществом в сравнении с биржей капиталистической.

Правительство признавало необходимость административного воздействия на цены.

Советские фондовые биржи также отличались разнородностью торгуемых инструментов, отсутствием нормальной стандартизации и, как следствие, эпизодичностью и общей хаотичностью конъюнктуры заключаемых сделок.

В подготовленной в 1926 г. и опубликованной в 1927 г. работе "Организация и практика биржевой торговли в СССР" читаем: "Надлежит признать, что в истории развития послереволюционной биржевой сети имели место элементы стихийности, случайности и даже ложно понятого национального самолюбия (создание бирж в некоторых национальных центрах). Все это, вместе взятое, ставит на очередь вопрос о пересмотре существующей сети бирж в смысле ее сокращения, для упразднения бирж-пустоцветов".

После широкой пропагандистской кампании в прессе, обвинявшей биржу в том, что она стала сборищем спекулянтов и политической оппозиции, а также (с чем можно согласиться) доказывавшей экономическую нецелесообразность существования свыше 100 бирж в стране, в середине 1926 г. было объявлено о закрытии 18 бирж.

В условиях централизованного распределения денежных ресурсов (в основном Госбанком СССР), распространения государственного планирования на все сферы экономики, работа бирж стала ненужной. В постановлении ЦИК СССР от 21 января 1927 г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сети в стране делает контроль за ее деятельностью со стороны государственных органов затруднительным. Уже к марту 1927 г. функционировало только 14 бирж. К октябрю 1929 г. были закрыты все фондовые отделы, за исключением отделов Московской и Владивостокской бирж. В феврале 1930 г. по постановлению Совнаркома была полностью завершена ликвидация всех товарных бирж и их фондовых отделов.

Исключительное право на совершение сделок в иностранной валюте было предоставлено Госбанку СССР, а в последующие годы наряду с ним еще Внешторгбанку СССР и Управлению Народного Комиссариата Финансов СССР.

Сложившаяся валютная система была закреплена совместным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 года №83/49 «О сделках с валют-

ными ценностями и о платежах в иностранной валюте»

Нормативная база. Главным нормативным актом, регулировавшим деятельность бирж в сфере торговли валютой был Декрет СНК «О фондовых биржевых операциях» от 20 октября 1922 года, Декретом был определен порядок создания фондовых бирж (фондовых отделов), порядок допуска участников к торгам, круг возможных участников и прочие существенные положения.

В более поздний период деятельность фондовых бирж регулировалась также Положением о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах (утверждено ЦИК и СНК Союза ССР). Москва, 1925,

Статус биржи. Однозначно определить статус фондовой биржи в период НЭП не представляется возможным.

С одной стороны, фондовые биржи в период НЭП представляли собой государственные учреждения (ст.З Декрета СНК «О фондовых биржевых опе-

рациях», Постановления Совета Труда и Обороны от 25 августа 1922 года «Об организации специальной Котировальной Комиссии). При этом они находились на полном хозяйственном расчете и вели свою деятельность за счет собственных средств (ст.11 Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях»).

Со временем даже маклеры стали рассматриваться в качестве своего рода совслужащих, порядок оплаты их труда устанавливался соответствующими наркоматами.

С другой стороны, 23 августа 1922 года вышло постановление Совета труда и обороны (СТО), признававшее товарные биржи не государственными, а общественными организациями, а фондовые отделы входили в состав товарных бирж.

Теоретики биржевого дела не могли точно определить место биржи в советской экономике. Так, Лежава A.M. видел в бирже учетно-статистический орган, осуществляющем свои функции в общественном интересе. Совет съездов в одном из своих документов определял биржи как местные представительные центры торговли. Представители другой группы, трактовали биржу как учреждение, самостоятельно регулирующее рынок путем установления определенных

цен, обязательных для всех членов биржи.

В любом случае фондовые биржи характеризовались высокой степенью зависимости от государства, и были институтами публичными, а не частными. Со времен царской России положение фондовых бирж стало еще более зависимым. Советские фондовые биржи стали органами регулирования валют- но-фондового рынка, выражающими волю государства.

Надзор. Согласно ст.З Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях» фондовые биржи и фондовые отделы находились в прямом ведомственном подчинении Народного Комиссариата Финансов.

Постановлением СНК РСФСР в 1923 году было создано Особое валютное совещание при Наркомфине, которое выдавало разрешения государственным

организациям на вступление в члены фондовой биржи, разрешало разовые покупки иностранной валюты государственными организациями, не состоявшими членами фондовой биржи. Постепенно Особое валютное совещание превратилось в орган, контролирующий и регулирующий все валютные операции. Совещание шло по пути максимального ограничения платежей в иностранной валюте и золотой монете, давая разрешения лишь в тех случаях, когда платеж советскими деньгами был совершенно невозможен.

Органы биржи. Согласно ст. 5 Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях» биржа была представлена следующими органами:

Общее собрание членов фондовой биржи (фондового отдела);

Биржевой комитет - для фондовой биржи, совет - для фондового отдела. При этом члены совета одновременно состояли членами биржевого комитета соответствующей товарной биржи;

Ревизионная комиссия.

Статьей 9 декрета также была предусмотрена возможность (но не обязательность) создания арбитражных комиссий, котировальных комиссий, консультационных и справочных бюро (информационная функция биржи).

Участники торгов. Покупку и продажу иностранной валюты на биржевых собраниях фондовой биржи согласно ст.4 Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях» были вправе производить члены фондовых бирж (фондовых отделов) непосредственно; постоянные посетители (фондовых отделов) через фондовых маклеров; фондовые маклеры.

Биржевые собрания могли также посещать разовые посетители, допускаемые по рекомендации двух членов биржевого комитета или совета соответственно.

Членами фондовой биржи (фондового отдела) могли стать:

кредитные учреждения;

представители Государственного Банка, Народного Комиссариата Финансов, Народного Комиссариата Внешней Торговли, а также других орга-

нов, которым по закону будет предоставлено право производить фондовые биржевые операции;

всероссийские кооперативные союзы, а также областные, губернские и районные отделения, входящие в состав Всероссийского Союза, или объединения, к ним приравненные;

частные торговые и промышленные предприятия, если владельцы их уплачивают промысловый налог не менее 7го разряда по промышленности и 5го разряда по торговле, выбирающие промысловые свидетельства не ниже 5го разряда.

Первоначальный состав членов фондовых бирж назначался Народным Комиссариатом Финансов по соглашению с Комиссией по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны, таким же способом назначались первые составы биржевых комитетов и советов, которые по прошествии года должны были перейти на выборный порядок.

3. Характерной чертой советских товарных бирж была их многопрофильностъ. На бирже совершались сделки практически по всем видам товарных групп. Поэтому биржа состояла из различных секций, где осуществлялись операции по реализации продукции определенной отрасли. Их деятельность определялась соответствующими положениями, а члены секций подчинялись биржевому комитету. Например, при образовании Московской товарной биржи было создано 6 секций: сырьевая, хлебно-продуктовая, текстильная, строительная, металлическая и электротехническая, химическая. Позднее была создана лесная секция.

4. По мере укрепления финансового положения страны на советских биржах создавались финансовые отделы, где осуществлялись операции с государственными ценными бумагами (в основном операции по их размещению), иностранной валютой, реализация акций, учет векселей и других платежных ведомостей.

На 1 октября 1926 г. в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Членами бирж были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц (последние допускались на биржевые собрания, а членами бирж зачастую не были).

Возродившиеся в Советском Союзе биржи просуществовали до 1929 года («года великого перелома»), и после запрещения частной коммерческой деятельности были прикрыты и биржи.

В 90-е годы XX века переход к рыночной экономике в России потребовал вновь обратиться к развитию оптовой торговли материально-вещественными факторами производства, а следовательно, к созданию системы биржевых учреждений. С 1990 г. начали свою работу Московская городская и Московская областная торговые биржи, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа в Санкт-Петербурге, утверждена Московская V центральная фондовая биржа и т.д. В середине 90-х гг. в стране действовало уже около 1500 различных бирж, что значительно больше, чем во всех развитых странах мира. Такое обилие бирж обнаруживало их спекулятивный характер и долго существовать не могло. По мере стабилизации экономики России к началу XXI века значительная часть таких бирж «лопнула», а оставшиеся реальные начали расширять свою работу.

2. Порядок и правила работы товарных бирж

Современные биржи в основном организуются в форме акционерных обществ, не ставящих своей целью получение прибыли. Они основаны на принципах хозяйственной самостоятельности с правом юридического лица.

Различают биржи 2 типов: открытые и закрытые.

На открытых биржах кроме брокеров могут осуществлять торговые сделки и посетители, заплатив взнос за право принимать участие в торгах в течение определенного срока или за право на разовое посещение.

На закрытых биржах торговые операции осуществляются только членами биржи или биржевыми брокерами.

При вступлении в члены биржи уплачивается взнос, который выражает стоимость «места» и дает право его собственнику на ведение биржевых операций. В случае выхода из состава членов биржи «место» продается биржевому комитету, который в свою очередь может его продать другому юридическому лицу. А на некоторых биржах в соответствии с уставом и физическому лицу по сложившейся в этот момент рыночной цене, определяемой соотношением спроса и предложения.

Высшим органом биржи является собрание ее членов, а исполнительным органом – биржевой комитет (Совет директоров). На американских и европейских биржах избираются также президенты и вице-президенты биржи.

Для контроля за ходом работы и деятельностью исполнительских органов избирается контрольная комиссия.

Непосредственное управление работой биржи осуществляют несколько рабочих органов. Как правило, в их число входят:

ü расчетная палата – для проведения расчетов по заключенным сделкам и контролю за выполнением контрактов;

ü биржевой арбитраж – для юридического консультирования и разрешения возникающих споров;

ü регистрационный комитет – для регистрации и оформления заключенных сделок и наблюдения за выполнением правил биржевой торговли;

ü котировочный комитет – для проведения котировки, сбора информации о движении цен и подготовки ее к публикации в биржевом бюллетене;

ü комитет по стандартам и качеству – для разработки биржевых стандартов, проведения экспертизы качества и решения вопросов по принятию товаров и их обращению на бирже;

ü комитет по правилам биржевой торговли – для разработки и изменения правил биржевой торговли, типовых контрактов и контроля за их соблюдением;

ü группы брокеров – для выполнения посреднических функций при совершении сделок на бирже;

ü служба безопасности – для защиты участников биржевых сделок и самой биржи от бандитизма, рэкета и других противоправных действий.

Работа биржи организуется по следующим секциям:

ü по торговле наличными (реальными) товарами;

ü по торговле будущими товарами или договорами поставок;

ü по торговле типовыми контрактами;

ü по бартерным операциям;

ü по аукционной продаже;

ü по торговле ценными бумагами.

Менеджеру следует иметь в виду, что товары, реализуемые через биржевую торговлю, обладают рядом специфических черт: это однородность, что является основой качественной соизмеримости отдельных партий товаров одного и того же вида, и взаимозаменяемость, как отдельных образцов товаров из одной I партии, так и самих партий. Наличие этих черт дает возможность биржевой торговле заключать сделки при фактическом отсутствии самого товара.

Традиционными на мировых биржах среди биржевых товаров в середине XX века были сельскохозяйственные, на которые в 50-е годы приходилось около 95% биржевого оборота. К началу XXI века их доля снизилась до 50%, остальное приходятся на торговлю минеральным сырьем и полуфабрикатами. Весь биржевой оборот физическими товарами оценивается в 3,5–4 триллиона долларов в год.

К биржевым товарам сейчас относят около 65 видов товаров, из них по 50 видам сделки заключаются постоянно, а по остальным периодически, так как ряд товаров выбывает из биржевого оборота по различным причинам (например, ртуть, арахис, сливочное масло и др.). Общий объем сельскохозяйственной продукции в годовом обороте на мировых биржах оценивается приблизительно в 1,8 триллиона долларов, примерно столько же в объеме годового оборота приходится на сырье и полуфабрикаты. Около половины этого объема составляют сделки по нефти и продуктам ее переработки, 30% приходится на операции с драгоценными металлами (золото, серебро, платина, палладий) и 20% – на цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).

Биржевые сделки совершаются в основном по товарам, производство или потребление которых отличается относительно невысокой монополизацией. Это связано с особенностью формирования биржевых цен – их достаточно свободным движением под воздействием спроса и предложения. Товары ширпотреба и машинотехническая продукция не являются объектами биржевой торговли в странах с развитой рыночной экономикой вследствие высокой степени монополизации их производства и сбыта, а также быстрой смены номенклатуры, много серийности производства и качественной разнородности.

Товарные биржи после революции 1917 г. возникли и росли с развитием товарооборота и расширением рынка. Введение НЭПа в 1921 г. ознаменовалось открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организации.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям стать членами бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции производить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились, кроме кооперативных организаций, государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны (СТО) издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80%. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет НЭПа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. появилось постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО "О товарных биржах". Предусматривалось, во-первых "вытащить" госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же это не имело смысла, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.



Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире. И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи.

Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли.

В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар. Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми. Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание.

Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировочной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного и для государственно-кооперативного рынка.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным, летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института: бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро. Существовали также бюро бухгалтерской экспертизы, аналитические камеры и товарные музеи.

Существование при биржах бюро регистрации внебиржевых сделок являлось также организационной особенностью советских бирж.

На советской бирже несмотря на хронический товарный голод заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачиваемое сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при НЭПе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.

Глава 20 Современный этап биржевой деятельности в России