Основные типы социального расслоения. Социально-экономическое расслоение населения

Индекс Робин Гуда как показатель социального расслоения общества

Аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза»

Цель исследования

Использованные материалы

Краткие пояснения

Оценить уровень социального расслоения и неравномерности распределения доходов в России.

Данные Росстата

В последнее время из уст практически всех, даже самых либеральных, политиков звучат бескомпромиссные призывы увеличить налоги. И, в первую очередь, налоги на сверхпотребление.

В рамках нашего нового исследования мы хотим проанализировать степень расслоения гражданского общества по уровню среднедушевых доходов.

Экономистам известен такой показатель расслоения общества как коэффициент Джини, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. Но если этот показатель можно понять только эмпирически (чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределены доходы между гражданами страны, и наоборот, приближение к единице говорит о серьезном расслоении в обществе), то показатель, который мы предлагаем в нашем исследовании, обладает гораздо большей наглядностью.

Индекс Робин Гуда – ещё один показатель неравенства доходов в обществе. Он равен той доле дохода общества, которую необходимо перераспределить для достижения равенства среди всех его членов.

Коэффициент Джини

Для начала ранжируем регионы по значению коэффициента Джини. Этот показатель свидетельствует о расслоении общества по какому-либо параметру. В нашем случае – по объему денежных доходов. То есть, смотрим степень неоднородности в распределении доходов внутри каждого из субъектов РФ.

Чем значение этого показателя ближе к 1, тем больше степень расслоения доходов в субъекте. Для удобства восприятия регионы разделены на 2 группы: со значением коэффициента Джини в пределах 0,4-0,5 и со значением показателя 0,3-0,4. Кроме того, в таблице дан перечень стран, имеющих схожий показатель дифференциации доходов в обществе.


Субъект РФ

Коэффициент Джини

Субъект РФ

Коэффициент Джини

Ненецкий АО

Санкт-Петербург

Пермский край

Ямало-Ненецкий АО

Чукотский авт. округ

Республика Коми

Ханты-Мансийский АО

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Страны, имеющие такой такую же степень концентрации доходов (0,4-0,5): Аргентина, Доминиканская республика, Замбия, Нигерия, Коста-Рика, Зимбабве, Венесуэла.

Забайкальский край

Еврейская автономная область

Камчатский край

Республика Алтай

Чувашская Республика

Республика Карелия

Республика Ингушетия

Страны, имеющие такой такую же степень концентрации доходов (0,3-0,4): Великобритания, Испания, Литва, Польша, Португалия, Италия, Ирландия, Израиль.


По приведенному списку стран мы видим, что даже между двумя интервалами значений коэффициента Джини (0,3-0,4 и 0,4-0,5) есть огромная разница. Таким образом, при среднем значении показателя в России 0,421, примерно половина регионов по уровню расслоения общества ближе к европейским странам с развитой экономикой, а другая половина – к бедным и развивающимся. Но основные перекосы в степени распределения доходов общества видны, конечно, в Москве.

Индекс Робин Гуда

Таблица выше продемонстрировала нам уровень расслоения по каждому из субъектов РФ. Однако, как мы уже говорили, наглядно понять степень дифференциации доходов в обществе по показателю Джини не удается. Более интересен в этом смысле индекс Робин Гуда. Название вполне говорящее, но еще раз напомним, что индекс этот показывает ту часть общего дохода , которую нужно перераспределить для достижения всеобщего равенства.

Понятно, что чем выше этот показатель, тем больше отставание бедных слоев от богатых, и тем большей частью общих доходов граждан пришлось бы оперировать для достижения равенства всех социальных групп.


Субъект РФ

Индекс Робин Гуда (%%)

Самарская область

Тюменская область

Ненецкий авт. округ

Санкт-Петербург

Пермский край

Свердловская область

Ямало-Ненецкий АО

Республика Башкортостан

Республика Коми

Красноярский край

Ханты-Мансийский АО-Югра

Российская Федерация

Сахалинская область

Республика Татарстан

Иркутская область

Краснодарский край

Московская область

Республика Бурятия

Новосибирская область

Омская область

Магаданская область

Тамбовская область

Белгородская область

Воронежская область

Кемеровская область

Новгородская область

Курганская область

Челябинская область

Республика Саха (Якутия)

Астраханская область

Забайкальский край

Орловская область

Ростовская область

Республика Дагестан

Мурманская область

Ульяновская область

Нижегородская область

Калужская область

Ставропольский край

Республика Марий Эл

Томская область

Приморский край

Хабаровский край

Ярославская область

Липецкая область

Республика Адыгея

Брянская область

Архангельская область

Оренбургская область

Курская область

Ленинградская область

Смоленская область

Пензенская область

Калининградская область

Саратовская область

Республика Хакасия

Еврейская автономная область

Тульская область

Псковская область

Кабардино-Балкарская Республика

Камчатский край

Вологодская область

Республика Калмыкия

Республика Мордовия

Республика Алтай

Рязанская область

Удмуртская Республика

Республика Тыва

Республика Северная Осетия - Алания

Кировская область

Волгоградская область

Чувашская Республика

Амурская область

Карачаево-Черкесская Республика

Костромская область

Алтайский край

Владимирская область

Республика Карелия

Республика Ингушетия

Тверская область

Ивановская область

Очевидно, что добиться полного финансового равенства (не только в мире, не только в государстве, но и даже в отдельно взятом регионе) практически невозможно. На социальные различия при любом общественном строе влияет уклад жизни, разделение труда, уровень образования граждан и огромное число других факторов. Вопрос в том, где же проходит та самая грань, до которой различия в обществе служат стимулом к росту и развитию, а после которой – фактором социальной напряженности.

Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»:

- Хочу подчеркнуть, что к полученным данным следует относиться как к результатам существующей системы перераспределения доходов . Страны, где есть серьезные, развитые общественные фонды потребления, в частности, страны Скандинавии, имеют показатели по индексу Джини практически вдвое ниже, чем у нас. Что касается индекса Робин Гуда, то близкое к эталону значение данного индекса находится на уровне 20%. Страны, где этот процент выше, демонстрирует либо неразвитость системы фондов общественного потребления, либо неэффективную фискальную политику с точки зрения усреднения доходов.

Выводы:

1. Степень дифференциации доходов по субъектам РФ различна настолько, насколько различается степень концентрации капитала в развитых и развивающихся странах. Равномерность получения дохода каждым гражданином государства более свойственна странам с развитой экономикой. Таким образом, примерно в половине субъектов РФ этот показатель находится на уровне европейских стран, а в другой половине – на уровне беднейших стран Африки.

2. Регионы с наибольшей дифференциацией доходов выделены красным цветом. Лидер списка – Москва с показателем коэффициента Джини на уровне 0,505.

3. В перечне 10 регионов с наибольшей концентрацией капитала мы видим совершенно разные по уровню развития регионы. Тут и две столицы, и богатые нефтяные регионы, и регионы со средним уровнем дохода на жителя.

4. Индекс Робин Гуда составляет в среднем по России 30,2%. Это значит, что для достижения равенства граждан по доходам необходимо было бы перераспределить чуть больше 30% общих доходов страны.

5. Однако если брать каждый регион в отдельности, то здесь мы увидим, что индекс Робин Гуда составляет от четверти до более чем трети доходов каждого из субъектов РФ.

6. Максимальная доля доходов, необходимая для сокращения неравенства, на настоящий момент приходится на Москву – 36,2%. И именно здесь мы видим значительное расслоение общества.

7. Регионы с минимальным значением индекса Робин Гуда – Ивановская и Тверская области, Республика Ингушетия, Республика Карелия и Владимирская область. Здесь значения показателя находятся в пределах 25%.

  • Общества с закрытой и открытой структурой

  • В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

    Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены . Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

  • Рабство

  • Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства .

    Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

    Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

    В Индии 4 основные касты : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

    В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

    Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

  • Сословия

  • Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

    Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

    В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

    Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной.Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

    Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

    Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

    Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

    В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

    Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами .И соответственно расслоение общества - его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

    Социальная стратификация, ее сущность и содержание.

Такие данные приводятся в новом отчете ПРООН, который посвящен уровню неравенства в Восточной Европе, Турции и Центральной Азии. В качестве индикатора, по которому в отчете ранжированы страны, специалисты ПРООН использовали коэффициент Джини — показатель, отражающий степень дифференциации денежных доходов населения. Данный коэффициент приведен в диапазоне от 0% до 100% — чем больше значение показателя, тем выше считается степень неравенства, сообщает БелаПАН.

По оценкам ПРООН, в Беларуси один из самых низких уровней расслоения общества в регионе (в исследовании рассматривались страны Восточной Европы, Центральной Азии и Турция). Так, если в Армении коэффициент Джини составляет 37%, в Грузии — 41%, в Кыргызстане — 43%, то в Беларуси — 28%.

В то же время по уровню налоговой нагрузки Беларусь опережает другие страны Восточной Европы и Центральной Азии. Для сравнения стран авторы отчета использовали данные Всемирного банка, согласно которым налоги предприятий на рабочую силу относительно прибыли в Беларуси составляют 39%. Выше уровень налоговой нагрузки в регионе только в Украине — 43%, тогда как средний мировой показатель составляет 16%.

Эксперты отмечают, что высокий уровень налоговой нагрузки на экономику является фискальным механизмом, который позволяет государству относительно равномерно перераспределять финансовые ресурсы.

Экономисты также напоминают, что обеспечение социального равенства являлось одним из основных атрибутов белорусской экономической модели в последние десятилетия.

"Высокий уровень социального равенства в последние десятилетия удалось сохранить за счет проводимой экономической и социальной политики, которая базировалась на обеспечении максимально возможной занятости и "уравниловке" многих в размере выплачиваемой зарплаты", — прокомментировала БелаПАН данные отчета ПРООН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

Однако сегодня экономическая ситуация в стране меняется, и это будет иметь социальные последствия, добавила эксперт. "Ресурсные возможности государства для поддержки неэффективных предприятий, для сохранения непродуктивных рабочих мест ограничены. С другой стороны, в частном секторе, там, где предприятия эффективны, зарплаты работников будут расти. Поэтому степень неравенства населения, вероятнее всего, будет увеличиваться", — полагает Борнукова.

По ее мнению, роста социального неравенства бояться не стоит. "Если неравенство растет, но при этом для всех сохраняется доступ к образованию, здравоохранению, создаются условия для профессиональной самореализации людей, то ничего плохого в таком развитии событий нет, и опыт развитых стран это доказывает", — отметила Борнукова.

По данным BEROC, с 2006 по 2015 год коэффициент Джини в целом по Беларуси не изменился, однако изменилась ситуация на уровне регионов. Например, в Минске и Витебской области показатель, отражающий степень неравенства, существенно вырос.

"Минск и Витебская область — два совершенно разных региона. В столице уровень доходов по сравнению с другими регионами страны существенно выше. В то же время районы, которые находятся на территории Витебской области, в ряде случаев относятся к депрессивным. Соответственно, уровень доходов жителей этих районов по сравнению с другими регионами страны снизился", — отметил в комментарии БелаПАН научный сотрудник BEROC Олег Мазоль.

Уровень оплаты труда в регионах, добавил он, прямо коррелирует с инвестиционной активностью предприятий, динамикой промышленного, сельскохозяйственного производства и торговли. "От того, как будет складываться ситуация по этим направлениям, зависит уровень развития наших регионов", — резюмировал эксперт.

(ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Рис. 1. Основные виды социальной стратификации (дифференциации)

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации — касты, сословия и классы (рис. 2).

Рис. 2. Основные исторические типы социальной стратификации

Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии (табл. 1), изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

Таблица 1. Кастовая система в Древней Индии

Представители

Ассоциируемая часть тела

Брахманы

Ученые и жрецы

Воины и правители

Крестьяне и торговцы

«Неприкасаемые», зависимые лица

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

  • дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;
  • духовенство — служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);
  • купечество — торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;
  • крестьянство — сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;
  • мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов — угнетенное или угнетаемое:

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

  • высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);
  • средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и
  • нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы — те, которые лишились своих соии&пьных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, напри мер бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство — источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

Наиболее часто в современных экономических расчётах в качестве изучаемого признака берётся уровень годового дохода. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны .

Иногда используется процентное представление этого коэффициента, называемое индексом Джини

Иногда коэффициент Джини (как и кривую Лоренца ) используют также и для выявления уровня неравенства по накопленному богатству, однако в таком случае необходимым условием становится неотрицательность чистых активов домохозяйства .

Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики: дискреционная политика, политика встроенных стабилизаторов.

Фискальная или бюджетно-налоговая политика

Это целенаправленное воздействие государства на стабилизацию процессов производства и занятости посредством следующих инструментов

1.налогообложения

2.правительственные закупки

3. трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, выплаты по инвалидности

Фискальная политика направлена на обеспечение полной занятости, производство не инфляционного внп, направлена на экономический рост.

В зависимости от механизмов осуществления фискальная политика делится дискреционную – проводимая правительством целенаправленное изменение актов законодательства касающихся правительственных закупов и заказов, налоговых ставок, состава налогов и трансфертных платежей с целью воздействия на величину совокупного спроса

Меры дискреционной фискальной политики меняются в зависимости от фазы экономического цикла. В период спада государство стимулирует совокупный спрос засчёт увеличения гос закупов и трансфертов и также снижения налогов. В период инфляции проводится сдерживающая политика т..е увеличиваются налоги, снижаются правительственные расходы и трансферты

и не дискреционную – политика встроенных или автоматических стабилизаторов – политика не вмешательства государства в систему налогообложений. Сюда относится прогрессивное подоходное налогообложение и соц трансферты

объём налоговых поступлений зависит от уровня налоговых ставок

общее правило формирования налоговых ставок гласит, что чем шире налоговая база, тем меньше могут быть ставки налогообложения и наоборот, ставки налогов будут высоки, если налоговая база их относительно небольшая

Спрос на деньги

(Demandformoney ) (M D) – это спрос на ликвидные активы (обычно агрегат М2), которые люди желают иметь в определенный момент времени, при данном уровне дохода. В национальной экономике спрос на деньги растет вместе с увеличением дохода, вместе со снижением процентной ставки , с уменьшением скорости оборота денег.

Спрос на деньги определяется двумя основными мотивами: спросом на деньги для сделок (трансакционный спрос) и спросом на деньги со стороны активов.

Трансакционный спрос тем выше, чем больше объем национального продукта в стране, так как при этом больше совершается сделок. Спрос на деньги зависит и от уровня цен: чем они выше, тем больше требуется денег. Трансакционный спрос на деньги зависит от скорости оборота денег, хотя по данному вопросу экономисты не пришли к единому мнению. Разделив номинальный национальный продукт на скорость оборота денег, мы получим трансакционный спрос на деньги. Тот же результат получим и умножением номинального продукта на долю номинальных денежных остатков в национальном продукте.

Спрос на деньги со стороны активов определяется тем, что свои финансовые активы рыночные агенты стремятся распределить так, чтобы уменьшить риск и увеличить доходность, сохраняя определенный уровень ликвидности. Для этого активы распределяют примерно на три части, вкладывая деньги в покупку акций, государственных облигаций и сохраняя деньги в наличной форме. Спрос на деньги со стороны активов тем выше, чем ниже ставка процента, так как при высокой ставке процента предпочтение будет отдано менее ликвидным (более доходным) активам, чем наличным деньгам. Предпочтение ликвидности есть отказ от возможного дохода. Это альтернативная стоимость хранения денег, или вмененные издержки их хранения. Они тем выше, чем больше доход, от которого отказывается владелец денег, сохраняя их в виде наличности. Следовательно, вмененные издержки хранения денег равны упущенной выгоде владельца денег и она тем больше, чем выше ставка процента

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду ком­мерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предло­жение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка - стабилизация процент­ной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег бу­дет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанав­ливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение мас­штаба предложения денег по мере того, как растет норма процен­та, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3)
Денежная масса - совокупность наличныхденег , находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические , юридические лица и государство . Денежные агрегаты. Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты . Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты , обращающиеся на рынке ). Эми́ссия денег (от фр. émission - выпуск) - выпуск в обращение новых денег , увеличение обращающейся денежной массы. Эмиссия - это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

Равновесие на денежном рынке. Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например, если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация. Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской процентной ставки. Один из самых распространенных способов государственного воздействия на экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключается в систематическом нарушении равновесия денежного рынка.Эта политика используется государством для воздействия на реальный сектор экономики путем изменения уровня процентных ставок, который в свою очередь оказывает влияние на инвестиции, занятость, объем производства и уровень доходов. Однако активное использование данной политики может привести к попаданию экономики в ликвидную ловушку.Ликвидная ловушка-эта такая ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки оказывается непригодной.

Денежный мультипликатор. это коэффициент самовозрастания денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу. В случае, когда денежная масса в экономике состоит из наличности и депозитов, денежный мультипликатор определяется как отношение денежной массы к денежной базе (наличность и обязательные резервы). В том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ (в виде депозитов), денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов: М= 1/r - Депозиты D / Резервы R.

Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервирования уменьшают денежный мультипликатор, и наоборот.

Денежный мультипликатор позволяет рассчитать максимальное увеличение количества денег в экономике с помощью следующей формулы:М = Ет, где Е - избыточные резервы КБ; т - денежный мультипликатор.Следовательно, предложение денег зависит от денежной базы и денежного мультипликатора. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу, изменение которой оказывает мультипликационный эффект на предложение денег.

Кредитная система

Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Современная денежно-кредитная система состоит из трех звеньев: Центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты. На каждом из трех уровней выполняются соответствующие функции. Денежно-хозяйственные функции (работа с деньгами вкладчиков, сделки по хранению, предоставление кредита, предоставление информации, консультирование и др.) осуществляются кредитными институтами (банками). Регулирующие функции (установление учетной ставки, установление резервов и т. п.) осуществляются Центральным банком и ведомствами по надзору. Регламентирующие функции (контроль над частными банками и т. п.) осуществляются Центральным банком и Министерством финансов. Первый уровень кредитной системы представлен Центральным банком (ЦБ). В его функции входят: эмиссия (выпуск) банкнот; хранение государственных золотовалютных резервов; хранение резервного фонда других кредитных учреждений, главным образом коммерческих банков; денежно-кредитное регулирование экономики, кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений; проведение расчетов и переводных операций; контроль над деятельностью кредитных учреждений. Конечной целью всех этих функций является проведение денежной политики. Денежная политика – это политика управления уровнем процента, величиной денежной массы и кредитов. Управление уровнем процента осуществляется определением уровня учетной ставки процента. Учетная ставка процента – это норма процента, по которой ЦБ предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определенный процент, т. е. учетную ставку (скажем, 80 %). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (скажем, 100 %). Если ЦБ повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если ЦБ снизит учетную ставку, то же самое сделают коммерческие банки. Таким образом, ЦБ воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность. Управление величиной денежной массы осуществляется посредством определения нормы обязательных резервов. В соответствии с законом коммерческие банки часть своих средств обязаны хранить в виде резерва в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При уменьшении его величины у коммерческих банков возрастает возможность размещать деньги среди своих клиентов и денежная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег уменьшается, цена на них, т. е. уровень процента, растет, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жестким инструментом денежно-кредитного регулирования. Она применяется как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в стране. Управление кредитами осуществляется методом «операции на открытом рынке», когда ЦБ проводит куплю-продажу ценных бумаг. Если ЦБ продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении падает, процент растет и деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то это приводит к падению нормы процента и «удешевлению» денег. Этот метод применяется для проведения либо экспансивной (покупка), либо рестрикционной (продажа) политики ЦБ в отношении денежной массы. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами. Третий уровень кредитной системы представлен специализированными кредитно-финансовыми институтами: пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными и ипотечными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и т. д. Они сосредоточивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на денежную политику. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна. К причинам, вызывающим нарушения в функционировании банковской системы, относятся: нестабильность курса национальной валюты; неудачная денежно-кредитная политика ЦБ; неразумная фискальная (налоговая) политика; отсутствие системы страхования депозитов.

К мерам по стабилизации кредитно-банковской системы относятся: совершенствование банковского законодательства; приведение в соответствие уровня минимальных банковских резервов и уровня учетной ставки; развитие новых форм кредитно-банковских услуг и регулирование емкости кредитного рынка. …. Политика «дорогих» денег проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию. Часто с инфляцией в рамках политики дорогих денег борются с помощью политики таргетирования. В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.

При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой. В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Политика «дешёвых» денегпроводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, Эффективность денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной политикой подразумевают совокупность мероприятий, предпринимаемых центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Поскольку отсутствует прямой механизм воздействия денежно-кредитной политики на сферу производства, центральный банк страны устанавливает промежуточные цели денежно-кредитного регулирования: предложение денег (денежная масса), процентную ставку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способствуя реализации конечных целей. Для достижения промежуточных целей центральный банк в свою очередь определяет набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам/

Общепризнано, что денежно-кредитная политика обладает определенными достоинствами и, прежде всего,сравнительно коротким временным внутренним лагом - период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика является гибкой. Контролируя промежуточные и тактические цели, центральный банк имеет возможность быстро определять правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов. Денежно-кредитная политика способна воздействовать на структуру совокупного спроса Например, политика «дешевых денег» увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Ставка ссудного процента понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе, а значит и в ВВП, возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. При проведении политики «дорогих денег» их предложение снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Структура совокупного спроса изменяется: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. В результате сокращается удельный вес инвестиций в ВВП и его рост начинает замедляться.


Похожая информация.