Экономическое развитие страны 18 веке. Конспект урока "Экономическое развитие в конце XVIII в

Первая половина XVIII века в России - время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.

За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот, развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика.

За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов. Не удивительно, что после его смерти общество откатилось назад, в грязное болотце фаворитизма, дворцовых интриг и переворотов. Понадобилось несколько десятилетий чтобы страна снова набралась сил и мужества ставить перед собой серьезные задачи цели и решать их, напрягая восстановленные силы.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим; и так же, как и тогда, перед нами стоит вопрос о жизнеспособности как реформ, так и всей страны. Опыт Петра и анти-опыт бироновщины и дворцовых переворотов снова, как никогда, нужны нам на нашем пути.

Экономика России в начале 18 века

XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру; активизировалось и вмешательство государства в экономику.

В сам же этот реформаторский век Россия вошла из всё больше отстававшего в экономическом и политическом отношении, «бунташного» XVII столетия. В конце XVII - начале XVIII вв. экономика страны не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.

Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю - имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время; контроль же на Балтике установила Швеция.

Для достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Реформы 18 века

Основные направления российской модернизации 18 века явно прослеживаются. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм фон дальнего землевладения: вотчина и поместье уравнивались и правах. Теперь поместье также становилось наследуемым.

Грандиозные реформы и длительные политика Петра I войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства . Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Главным источником покрытия колос сальных расходов государства оставались налоги. Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Их общее число было доведено до 30-40. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и ”ходячих” продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

В 1700 г. были обложены все дома в Москве на 25 % - то есть надо было платить с них казне четверть валового дохода. Этот налог платился с домов даже и после пожара. В том же году обложен был помол муки на мельнице и даже хлеб, принадлежавший хозяину мельницы. В 1704 г. отданы были на откуп все торговые бани и обложены налогом все бани, принадлежавшие частным лицам смотря по званию владельца, например, с боярской бани 3 руб. в год и т.д. В 1705 г. отобрана была соль у всех частных промышленников, и её велено было продавать как монополию казны по возвышенным ценам (тогда как казна скупала её по существующим ценам).

Налогообложению при Петре подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев. Вообще на присоединенные районы с населением нерусской национальности налагался большой ясачный сбор, взимаемый и деньгами и различными продуктами.

Для сборов большинства вышеперечисленных откупов, оброков и налогов были созданы специальные канцелярии: банная, рыбная, мельничная, постоялая, медовая, конская, асячная, подчиненные Ижерской канцелярии, возглавляемой князем Меньшиковым.

Кроме этих окладных и неокладных налогов и сборов для пополнения казны и покрытия в первую очередь огромных военных расходов очень часто практиковались всевозможные ”чрезвычайные” сборы: драгунские, уздечные, седельные, корабельные, на содержание рекрутов, на подвоз к войскам припасов, на содержание работных людей и т.д.

В царствование Петра экономическая система налогов была переведена с налога поземельного на налог трудовой. Этот переход сделан был постепенно. Раньше в России городской житель платил с поземельного участка, на котором он сидел, совершенно одинаково как крестьянин; в 1704-м и следующих годах рядом указов этот подворный налог был заменен промыслом: городские обыватели должны были платить с промыслов и торгов.

Такое обложение подвергало правительство постоянно опасности недобора; к тому же, с одной стороны, недобросовестные переписчики пропускали в записях массу дворов; с другой стороны, многие дворяне ради хозяйственного интереса соединяли во время переписи несколько крестьянских семейств в один двор и составляли одну тяглую единицу. Наконец, была большая неточность и недобросовестность в определении городской промышленности.

Все эти затруднения проистекали из несовершенства финансовой администрации, что и заставило Петра перенести надворную подать, как и промышленную, на общую подушную подать.

Образцом такой финансовой политики была система министра французского двора Кольбера. В учреждениях и мерах Петра для развития промышленности и увеличения государственного дохода постоянно встречаются распоряжения, скопированные с этой меркантильной финансовой политики Запада. У Кольбера одним из главных приёмов было постепенное понижение прямых налогов и возвышение косвенных.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела, в которой предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

Состояние экономики России после смерти Петра 1

Кончина Петра I, не оставившего наследника - продолжателя преобразований, в определенной степени затормозила социально-экономическое развитие страны. Преемниками Петра I стала череда его малосведущих в управлении огромной страной родственников - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и др. Большинство из них приходило к власти через бесконечные интриги и дворцовые перевороты. Они мало заботились о процветании России, вели расточительный для государственного бюджета образ жизни, непродуманную внутреннюю и внешнюю политику. Разгул фаворитизма ослаблял экономику страны.

Они не только отказались от политики покровительства российской промышленности и торговле, но зачастую просто препятствовали их развитию. Так, фабриканты-недворяне в основном лишились права приобретения душ. Таможенный тариф 1731 г. заменил протекционистский характер предыдущего тарифа (1724), значительно смягчив условия импорта иностранных изделий и пр.

Это было время иностранного засилья и пренебрежения к интересам россиян. К примеру, смета расходов двора Анны Иоанновны отводила на содержание царского двора 260 тыс. руб., конюшни ее фаворита Бирона -100 тыс., на мелкие личные нужды императрицы - более 42,5 тыс., а на две Академии - чуть больше 47 тыс., на народное образование - всего 4,5 тыс. руб.

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, хотя и стремилась продолжить экономическую политику отца, делала это не всегда последовательно и результативно.

Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 - в черной и цветной металлургии, 18 - лесопильных, 17 - пороховых, 15 - суконных, среди других - кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.).

По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессинных крестьян, на вотчинных - крепостных крестьян. Только ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию - лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятии - Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др. В это же время были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.

В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр.

Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению се от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных - всего 696.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров и европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

Сельское хозяйство, как и раньше, оставалось хозяйство основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба - рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Heчерноземья - сам-2-3, для Черноземья - сам-5-6.

Итак, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сложности и противоречия в экономическом развитии первой половины XVIII века, он в целом принес определенные плоды в этом направлении, а, главное, - стал переломным и необратимым этапом на пути «вестернизации» как российской экономики, так и государства в целом.

Роль Петра 1 в экономике России 18 века

Петра I резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

Явным успехом отечественной экономики было создание новой промышленности на Урале, которая сохранила свое значение станового хребта в крупном производстве страны вплоть до середины ХIХ века. Петровские домны на Урале своей продуктивностью вскоре превзошли английские, превратив Россию тем самым в одну из ведущих в мире стран в области металлургического производства. В целом же мануфактурная политика Петра I содействовала тому, что русская экономика смогла преодолеть отсталость.

В конце правления Петра финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, ”сохе” или ”двору”, была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут.

Кроме того, подобно многим нововведениям Петра Первого, денежная система, созданная в процессе его реформы и основанная на десятичном принципе, показала свою жизнеспособность. Она с некоторыми изменениями просуществовала почти до конца XIX века и сохранила некоторые основные черты в наше время.

Заложенный в первую четверть XVIII века экономический и производственный импульс страны благодаря неумелому и эгоистичному правлению преемников великого реформатора во многом уменьшился, но не исчез окончательно. Вторая половина XVIII века во многом продолжила движение Российского государства на ее пути в Европу в качестве равного партнера.

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

2. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка. - М., Юнити, 1999.

3. История русской экономической мысли / Под ред. А.И. Пашкова. Т. 1. - М., 1955.

4. История СССР. С древнейших времен до наших дней // Академия наук СССР. - М., ”Наука”, 1968.

5. Ключевский В.О. Значение Петра I. - М., 1989.

6. Спиридонова Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I. - М., Гос. изд. полит. литературы, 1952.

7. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. - М., 1966.

8. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. - М., 1998.

9. Экономическая история: проблемы и исследования / Под ред. Ю.Н. Розалиева. - М., Наука, 1987.

10. Экономическая история: проблемы и исследования. Под ред. Ю.Н. Розалиева. М., Наука, 1987.

11. Юхт А.И. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории, 1994, № 3, С. 27-39.

В России в XVIII в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. Начиная с Петра I Россия вступила на путь догоняющей модернизации. Такая модель развития общества отличалась определенными особенностями. Прежде всего, наблюдалось выборочное заимствование технологических достижений более развитых стран в обмен на вывоз сырья. При этом происходило ужесточение эксплуатации зависимых классов крепостническими методами.

Усиливалась централизация и бюрократизация государственного управления. Преобразования шли главным образом сверху. Государство оказывало противоречивое влияние на развитие экономики. С одной стороны, в стране было создано технологически развитое мануфактурное производство, позволяющее увеличить объем производства товаров, реформировались финансовая и налоговая системы, развивался транспорт. С другой стороны, догоняющая модернизация породила обнищание большей части населения и деформировала процесс складывания российской буржуазии .

Петровские преобразования в экономике и других сферах общественной жизни подразделяются на два этапа. Первые 15 лет XVIII века преобразования носили в основном хаотичный характер и были обусловлены потребностями Северной войны . Реформы сопровождались широким применением насилия и активным вмешательством государства в экономику. На втором этапе после 1715 года преобразования в стране стали более планомерными. Государственное регулирование экономики несколько ослабло, и появилась возможность определенной свободы действий.

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение для экономического и политического развития России.

Этот период характеризовался быстрыми темпами экономического роста. Россия в значительной мере преодолела отставание в экономической области от передовых европейских стран. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что основным итогом петровских реформ стало создание «регулярного государства». В таком государстве происходит становление авторитарного правления, бюрократического по своей сути. Сторонники этой точки зрения приходят к выводу, что петровские преобразования, направленные на европеизацию России не достигли своей цели, а привели к укреплению крепостничества.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в развитии сельского хозяйства. Оно по-прежнему развивалось вширь за счет освоения новых земель. В то же время при уборке урожая использовались серпы, косы, грабли. Совершенно новым для сельскохозяйственного производства стало введение новых технических культур: табака, винограда, тутовых и фруктовых деревьев, сахарной свеклы, картофеля. Появились новые породы скота. Для переработки технических культур создавались небольшие мануфактуры.


Более значимые изменения произошли в этот период на мануфактурах. В России мануфактуры внедрялись по инициативе государства. В стране сложились четыре вида мануфактур: казенные, посессионные, вотчинные и купеческие. Для создания и работы мануфактур требовались довольно крупные капиталы. Государство не имело необходимых средств, и поэтому финансовые проблемы решались следующим образом. Государственные мануфактуры строились за счет казны. Кроме того, проводились мобилизации частных капиталов для строительства мануфактур. Государство прибегало к экономическим методам стимулирования, предоставляя льготы будущим владельцам мануфактур.

Для этого под мануфактуру отводились земли, выдавался древесный уголь и лесные участки. Государство разрешало вести поиски железной руды на чужих землях, в том числе и на помещичьих. Будущим мануфактуристам государство предоставляло ссуды и субсидии. Применялись меры к передаче казенных мануфактур в частные руки. Следует отметить, что казенные мануфактуры, передаваемые в частные руки, как правило, были убыточными.

Важной проблемой мануфактурного производства было его обеспечение рабочей силой. Первоначально Петр I хотел использовать наемный труд по образцу Западной Европы. Однако существующие крепостные отношения не позволяли иметь рынок свободной рабочей силы. В таких условиях принимается решение об использовании труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве. По указу 1721 года заводам разрешалось покупать крепостных крестьян, которые превращались в крепостных рабочих. Применялся также труд посессионных крестьян.

Наиболее интенсивно мануфактурное производство развивалось в металлургической и текстильной промышленности. Урал становится центром производства металла и огнестрельного оружия. Россия перестала ввозить металл из других стран и превратилась в крупнейшего экспортера этого вида промышленной продукции. Кроме металлургической и текстильной промышленности развивалось пороховое дело, кораблестроение, стекольное и бумажное производство.

В России в этот период своеобразной была политика ценообразования и распределения произведенной продукции. Государство своими указами определяло цены на основные виды промышленной продукции и централизованно распределяло ее между потребителями. В тех случаях, когда государственные заказы не исполнялись, государство изымало мануфактуры из собственности их владельцев и передавало другому завододержателю. Для обеспечения мануфактур сырьем в стране поощрялись поиски природных ископаемых. Государство стимулировало поиск природных ресурсов путем выплаты значительных сумм за открытие новых месторождений. Правительство разрешало любому желающему разрабатывать недра в пользу государства или собственника земельного участка.

С целью экономической поддержки дворянства в 1714 году был принят Указ о единонаследии. По Указу произошло окончательное слияние вотчины и поместья в единое юридическое понятие «недвижимой собственности». Эти земли уравнивались в правовом отношении и их нельзя было дробить между наследниками. Как правило, земля передавалась по наследству старшему сыну, все остальные сыновья должны были нести государственную, либо военную службу.

В экономике сохранялся ремесленный сектор, а также домашние промыслы. Петр I сделал попытку поставить под государственный контроль мелкое ремесло. По указу царя ремесленники должны были вступать в цеха и работать под наблюдением избираемых старшин.

Экономическому прогрессу первой четверти XVIII века способствовала реформа государственного управления. Реформа управления преследовала цель создать стройную административную вертикаль государственной власти, полностью подчинявшуюся императору. В стране был создан правительствующий Сенат, наделенный законодательной, административной и судебной властью. Верховная власть в стране принадлежала императору. Вместо приказов были созданы коллегии, которые наделялись общегосударственными полномочиями по отдельным направлениям хозяйственной и законодательной власти. На местах была проведена губернская реформа. Губернаторы наделялись административными, судебными, полицейскими и финансовыми функциями. Для управления городами был создан Главный магистрат.

В условиях формирования абсолютной монархии в России продолжала развиваться внутренняя торговля. Внутренний рынок увеличивался за счет роста мануфактурного производства и товарности сельского хозяйства. Наблюдался рост товарности помещичьего хозяйства. В условиях укрепления товарно-денежных отношений основной доход помещики получали за счет продажи на рынке продуктов земледелия. Мануфактуры не только продавали основную часть своей продукции, но и приобретали товары, необходимые для производственной деятельности, на рынке. В товарный оборот вовлекались и крестьянские хозяйства. Помещик был заинтересован в получении от крестьян денежный ренты.

Внешняя торговля находилась под особым покровительством государства. Россия, получив выход в Балтийское море, в значительной мере расширила торговые связи со странами Западной Европы. В этот период произошли качественные изменения во внешнеторговом балансе России. Бурное развитие мануфактур позволило стране в экспортной политике вывозить промышленные товары. Россия в этот период получила активный внешнеторговый баланс: экспорт стал превышать импорт. Правительство по-прежнему проводило в торговле политику меркантилизма и протекционизма.

В начале XVIII века в России была проведена денежная реформа. В денежный оборот были введены серебряные рубли, полтинники - 50 копеек, полуполтинники - 25 копеек, пятаки - 5 копеек, алтын - 3 копейки и пятиалтынники - 15 копеек. Чеканка монет стала безусловной монополией государства. В стране продолжались поиски месторождений золота и серебра. Выпускались также и золотые монеты: Цесарские рубли и червонцы. Цесарские рубли использовались в виде военной награды низшим чинам в армии, червонцы обслуживали внешнюю торговлю.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в финансовой системе страны. Главные доходы в государственную казну поступали за счет сбора прямых налогов. Была введена новая форма налогообложения. Вместо подворного обложения была введена подушная подать с ревизской души. С этой целью через каждые 20 лет в стране проводилась перепись мужского населения. По итогам переписи составлялись ревизские списки, служившие основой для налогообложения. Кроме того, значительно расширился круг товаров, подлежащих налогообложению. Государство расширило перечень товаров, которыми оно могло монопольно торговать. Облагались податью черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы Среднего Поволжья, которые прежде не платили налоги, так как не были крепостными.

В государственный бюджет поступали сборы и от косвенных налогов. В стране вводились натуральные повинности: квартирная, подводная, фуражная, почтовая. Для управления финансовой системой страны были созданы государственные органы: Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизионная коллегия. Реформирование финансовой системы значительно укрепило государственную казну.

Таким образом, реформы Петра I в значительной степени видоизменяли экономические и социальные отношения в стране. В экономике страны формировались новые направления развития, связанные с мануфактурным производством, созданием новых экономических центров. В эти годы значительно возрос объем мануфактурного и ремесленного производства, расширилась номенклатура производимых изделий, выросли объемы внутренней и внешней торговли. Были открыты новые источники сырья и рабочей силы. Видоизменилась финансовая система страны и был упорядочен денежный оборот. В стране появились новые формы организации труда, сложилась иная система налогообложения, укреплялся сословный строй.

Во второй половине XVIII века экономика России в основном развивается по направлениям, определенным политикой Петра I. В то же время появляются новые черты, которые были связаны с расширением привилегий дворянства. Дворянство закрепило монопольное право на владение землей и крепостными крестьянами, монопольное право на винокурение. Дворяне были освобождены от обязательной службы. Дворянство наделяется правами открытия промышленных предприятий, организации ярмарок и торгов на территории своих вотчин. Происходит рост дворянского землевладения за счет наделения дворян землей из государственного фонда, земель Левобережной Украины. При этом земельные наделы помещикам выделялись вместе с крепостными крестьянами. Такие процессы способствовали консервации феодальных отношений в сельском хозяйстве, потому что помещики не были заинтересованы в поисках новых источников своего обогащения.

Однако развивающиеся товарно-денежные отношения не могли не затронуть помещичьи и крестьянские хозяйства, которые все более активно втягивались в эти отношения. Продажа сельскохозяйственной продукции становилась важнейшим дополнительным источником обогащения помещиков, которые для получения большей прибыли с крепостных крестьян стали устанавливать новые формы их эксплуатации. Наряду с барщиной и оброком стала применяться месячина. Помещики отбирали у крестьян землю и заставляли их работать за натуральное месячное довольствие.

Во второй половине XVIII века продолжался рост общественного разделения труда и развитие мануфактурного производства. Удельный вес вотчинных мануфактур падал, росло число купеческих и появились крестьянские мануфактуры. На таких предприятиях помимо труда крепостных крестьян использовался вольнонаемный труд. Помещики зачастую использовали отход крестьян для работы на промыслах. Отходы крестьян на промыслы способствовали увеличению выплачиваемого ими денежного оброка.

Продолжала развиваться внутренняя и внешняя торговля. В стране в 1754 г. были отменены внутренние пошлины. Для защиты российской экономики вводились высокие пошлины на импортные товары. В России сохранялся положительный торговый баланс.

Во второй половине XVIII веке произошли изменения в денежном обращении и финансовой системе. Так, в 1766 - 1769 годы начался выпуск бумажных денег - ассигнаций. Правительство стало практиковать внешние займы для пополнения государственной казны. В середине XVIII века стали возникать государственные банки. Дворянский банк предоставлял займы помещикам на длительный срок в виде льготных кредитов под залог земли и крепостных душ. Купеческий банк предоставлял краткосрочные кредиты купечеству под залог материальных ценностей.

Экономическое развитие России в XVIII веке носило противоречивый характер. В первой половине XVIII века преобладал процесс развития феодальных отношений в экономике. Во второй половине XVIII века появилась новая тенденция, связанная с кризисом прежних феодальных отношений и зарождением нового буржуазного способа производства. В сельском хозяйстве это проявилось в том, что отдельные помещики стали применять технические устройства, вводить многопольные севообороты, выращивать новые культуры и строить мануфактуры. Помещичьи и крестьянские хозяйства стали еще больше вовлекаться в товарно-денежные отношения. Начинается процесс расслоения крестьян. Денежный оброк начинает преобладать над натуральным.

Промышленное развитие постепенно также видоизменяется. Мелкотоварное производство перерастает в мануфактурное. В стране появляются капиталистические мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде. Начинается процесс первоначального накопления капитала. Возникают крестьянские мануфактуры. Значительные изменения произошли в финансовой системе страны. Правительством были созданы первые российские банки, начинается, выпуск бумажных денег. В XVIII веке начинается кризис феодально-крепостнической системы, а в ее недрах зарождаются ростки новых буржуазных отношений. Эти тенденции получат развитие в первой половине XIX века.

В XVIII в. в экономике России получили свое дальнейшее развитие процессы, начавшиеся еще в допетровские времена. В хозяйственный оборот все более интенсивно включились новые земли, прежде всего в южных районах страны. Освоение плодороднейшего чернозема Украины и Новороссии стало возможно благодаря успешному завершению русско-турецких войн в XVIII в. и присоединению к России Северного Причерноморья и Крыма. Богатые урожаи давали излишек зерна, который шел и на внутренний рынок и благодаря черноморским портам на экспорт. Центральные и северные регионы страны начинают специализироваться на производстве льна, конопли, кож, тем более что на это сырье возникает все больший спрос. С одной стороны, в нем нуждаются бурно развивающиеся крестьянские промыслы; с другой — мануфактурное производство. Во второй половине XVIII в. появляются частные мануфактуры, принадлежавшие в основном дворянам и купцам, которые ориентировались уже не на казен ные поставки, а на рывок. Однако определяющую роль в промышленности продолжают играть мануфактуры, обслуживающие государственные потребности: металлургические, суконные, парусинные и пр. Успехи мануфактурного производства позволили уже в середине XVIII в. удовлетворять основные потребности страны отечественной продукцией, часть которой — железо, парусина — шла на экспорт.

Все это способствовало становлению рыночных отношений: к концу XVIII в. складывается всероссийский внутренний рынок . Правительство поддерживало этот процесс: так, в 1754 г. указом Елизаветы были отменены внутренние пошлины, сохранившиеся от периода раздробленности и очень мешавшие торговле. При Екатерине II в 1755 г. была объявлена свобода предпринимательства, т.е. упразднены монополии в промышленности и торговле.

В сфере социальных отношений продолжалось закабаление крестьянства. Крепостное право разрастается вширь. Все большее количество государственных земель, прежде всего во вновь осваиваемых южных районах, передается помещикам, которые заселяют их крепостными. В сферу влияния крепостного права включаются новые категории населения: так, в 1783 г. указом Екатерины II украинские крестьяне лишались права переходить от одного помещика к другому. В то же время крепостное право становится все более интенсивным: власть помещика над крестьянами увеличивается. Уже в первой половине XVIII в. помещики стали собирать подушную подать с крестьян, приносить за них присягу государству, контролировать не только их хозяйственную, но и личную жизнь. Во второй половине XVIII в. правительство издает ряд указов, усиливавших помещичий произвол:

  • указом 1760 г. помещику позволялось ссылать непокорных крестьян в Сибирь;
  • в 1765 г. — отправлять их туда же на каторжные работы
  • .
  • Наконец, в 1767 г. Екатериной II был издан указ, называемый "апогеем крепостничества", — крестьянам запрещалось жаловаться на помещика, т.е. они превращались в бессловесный рабочий скот.
  • Нарушение этого указа вело к жестоким наказаниям.

С другой стороны, все больше привилегий получает поместное дворянство . Во-первых, помимо закрепощения крестьян, оно окончательно закрепляет за собой свои поместья. В 1730 г. дворяне добились отмены той части указа об единонаследии, которая предписывала передавать земли только одному наследнику. Во-вторых, на протяжении XVIII в. правительство постепенно облегчает и сокращает дворянскую службу государству. В 1736 г. срок дворянской службы ограничивался 25 годами. В то же время дворяне перестают начинать свою службу рядовыми, как было заведено при Петре I. С 1730-х гг. дворянские отпрыски либо оканчивали корпус кадетов (создан в 1732), становясь офицерами, либо родители записывали их в полк еще малолетними, и они, ни дня не прослужив, по выслуге получали офицерский чин. Наконец, в 1762 г. Петром III был издан Манифест о вольности дворянской , провозгласивший право дворян самим решать вопрос о месте и сроках своей службы. Наконец, в 1785 г. Екатерина II дала жалованную грамоту российскому дворянству . Грамота подтвердила прежние привилегии — владение землей, крепостными, право не служить — и дала новые. В частности, дворяне получили право создавать свои дворянские собрания по уездам и губерниям, выбирать предводителей и сообща, корпоративно отстаивать свои интересы. Скромнее выглядела Жалованная грамота городам, по которой зажиточное купечество освобождалось от подушной подати и телесных наказаний, а также допускалось к управлению городами.

- 199.50 Кб

Введение

Актуальность темы . Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.

Правильная оценка современного состояния и перспектив развития экономики немыслима без ее углубленного исторического анализа. Среди общественных наук, призванных изучать и обобщать исторический опыт развития человечества, важная роль принадлежит экономической истории. Эта дисциплина изучает в свете действия законов экономического развития общества деятельность народов отдельных стран во всех сферах и отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи, торговле, финансах и кредите. Экономическая история изучает также экономическую политику государства в тот или иной исторический период, ибо экономическая политика является основной направляющей силой в развитии народного хозяйства. Экономисту необходимо знать историю народного хозяйства. Экономическая наука не только объясняет прошлое хозяйство, но и дает ключ к правильному пониманию экономических событий и явлений, помогает глубоко осознать перспективы развития народного хозяйства и его основных отраслей.

Нельзя понять экономику нашего времени, не зная как она сложилась, не зная ее истории. Экономика – это процесс, развитие, а современное ее состояние – лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался. Поэтому изучение экономического развития России, в частности в XVIII веке, сейчас достаточно актуально. Ведь история экономики – это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, для анализа текущей экономической деятельности. Как справедливо отмечает Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам».

Целью моей работы является проанализировать закономерности экономического развития России в XVIII веке, выявить проблемы и трудности этого развития, показать противоречия между растущими производительными силами и феодальными производственными отношениями и указать их причины, выяснить, как происходило разложение крепостного хозяйства и становление капиталистического уклада в промышленности.

Задачи. В данной работе я прослежу за тем, как происходило становление промышленности в России, как развивалось сельское хозяйство, финансовая и торговая системы России. В первой части работы моей задачей будет изучить и показать экономические преобразования Петра I, а во второй – развитие экономики при Екатерине II и при Павле I.

Предметом исследования является изучение развития экономики на протяжении XVIII века, другими словами, изучение экономического развития данной страны в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы хозяйства и формирования капиталистических отношений. А объект исследования – это экономика России.

Методы исследования. При написании данной курсовой работы я изучала монографическую литературу и материалы периодической печати, использовала методы анализа, синтеза и сравнения.

1. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

1.1 Предпосылки петровских реформ

В XVII веке сложились основные предпосылки преобразований Петра I (1696 – 1725): первые мануфактуры; отмена местничества; вхождение России в Священную лигу; реформа церкви; внедрение в придворный быт отдельных европейских традиций и т.д. В исторической науке сложились две противоположные точки зрения на причины и результаты реформ. Одни историки считают, что Петр I нарушил естественный ход развития страны. Другие
полагают, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом развития.

В начале XVIII века нарастало экономическое и военное отставание России от европейских государств. Она производила меньше промышленной продукции, чем Англия, Нидерланды, Франция. Мануфактуры в России только зарождались, среди них капиталистические предприятия составляли незначительное меньшинство. На экономическом положении отрицательно сказывалось то, что страна фактически не имела свободного выхода к морю.

В период происходивших в мире колониальных захватов экономическое отставание России от Запада, которое обусловливало ее военную слабость,
грозило ей потерей национальной независимости. Для ликвидации этой
угрозы и преодоления хозяйственной, военной и культурной отсталости страны нужно было срочно осуществить ряд экономических и политических реформ: еще более укрепить государственную власть, создать регулярную армию и военно-морской флот, построить торговый флот, добиться выхода к морю, быстрыми темпами двинуть вперед мануфактурное производство, вовлечь страну в систему мирового рынка, подчинить этим задачам всю налоговую и кредитно-денежную систему.

Главным политическим условием реформ XVIII века явилось значительное укрепление самодержавия. Становление абсолютистского государства значительно усилило вмешательство государства в развитие экономики, казна стала одним из самых активных создателей заводов, резко возросла ее роль в торговле. Чем же это было вызвано? Как и многие преобразования Петра Великого форсированная модернизация экономики была вызвана суровыми условиями Северной войны. Необходимо было в кратчайший срок наладить производство в стране всего необходимого для нужд армии. Собственной сложившейся промышленности в России не было, не было и предпосылок к ее созданию (узкий внутренний
рынок, недостаток свободной рабочей силы, отсутствие необходимых капиталов у первых мануфактуристов). Начавшийся в последней трети XVII века процесс создания мануфактур шел крайне вяло. В этих условиях только государство, используя все возможные меры экономического и внеэкономического характера, могло дать необходимый мощный толчок ускорению модернизации русской экономики.

Таким образом, в XVII веке Россия постепенно становилась на путь преобразований. Экономические предпосылки реформ начала XVIII века были созданы всем ходом развития России в XVII веке (рост производства и расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, успехи ремесла и возникновение мануфактур, развитие торговли и рост экономической роли купечества). А вмешательство государства в экономику – естественный и необходимый процесс в экономике России начала XVIII века.

1.2. Становление промышленности

Стратегические цели молодого царя, связанные с задачей выхода страны к морю и развития эффективной торговли, можно было реализовать только средствами победоносной войны, а боеспособность армии в эту эпоху уже напрямую зависела от уровня экономики и прежде всего от степени развития металлургической, текстильной, суконной и других отраслей промышленности.

Поэтому первые годы XVIII века связаны с активным строительством "железных заводов", почти на каждом из которых делали пушки, ядра и т.п. В 1702-1707 гг. строятся заводы в Липецке, Карелии. Там же, на севере России, заведено было медеплавильное производство. Одновременно правительство Петра I развертывает строительство металлургических заводов на Урале. Наконец, в 1704 г. в далеком Нерчинске был основан крупный завод по добыче серебра, что имело огромное значение для развития монетного дела и экономики страны. В итоге этого строительства была создана основа для оснащения армии всеми видами оружия. Уже после окончания Северной войны в 1723 – 1725 гг. была построена новая группа уральских заводов. В 1725 г. был сооружен огромный по тому времени Екатеринбургский металлургический и металлообрабатывающий завод, что выдвинуло Россию в число крупнейших производителей черных металлов (третье место в Европе).

На Урале были построены и крупные частные заводы, принадлежавшие Демидовым, Строгановым и др. Домны уральских казенных заводов выплавляли в 40-х годах XVIII века почти в 2,5 раза больше чугуна, чем английские. Выплавка чугуна в России в 1750 г. составила около 2 млн. пудов. Строительство железных заводов было дополнено созданием крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске, на Олонце и Сяси.

Этот успех дался России немалой ценой. Ведь в стране, получающей низкие урожаи, почти всегда была постоянная потребность в расширении сферы земледелия, но увеличить пашенные угодья можно было только увеличивая число крестьян-земледельцев. Поэтому рынок труда в области промышленности практически отсутствовал.

В первые годы строительства заводов основным резервом рабочей силы был слой так называемых "гулящих людей", в силу тех или иных причин оторвавшихся от хозяйства, крестьянской общины и т.п. Однако этих ресурсов не хватало, так как металлургическое производство требовало огромного количества вспомогательных работников с частичной занятостью на заводских работах. Государство еще в XVII веке решило эту проблему путем приписки государственных крестьян к заводским работам в счет уплаты государственных налогов и выполнения натуральных повинностей. В первой четверти XVIII века на Урале число "приписных крестьян" достигло 25 тыс. душ мужского пола. Положение их было очень тяжелым. Ведь только до места работы многим приходилось проделывать путь до 100-200 верст, покидая свое хозяйство на 4 и более месяцев в году.

Государственная власть играла решающую роль в форсировании развития крупного производства. В 1719 г. для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли - специальная Берг-коллегия. Оба ведомства следили за размерами производства, за качеством продукции. Берг-коллегия особое внимание уделяла поиску руд, поощряла рудоискателей и рудознатцев, ссужала строительство горнорудных заводов. Особую роль обе коллегии играли в развитии частного производства. Они ссужали предпринимателей на льготных условиях, освобождали числящихся в посадских людях и купцов от государственных служб.

Существенную роль коллегии играли в обеспечении предприятий рабочей силой. Они вербовали по контрактам иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом. В 1702 г. по Германии был опубликован манифест Петра, приглашавших в Россию иноземных капиталистов, фабрикантов, ремесленников на выгодных условиях. С тех пор начался усиленный прилив в Россию заграничного фабричного и ремесленного люда; иноземцы соблазнились выгодными условиями, какие им предлагались, и точным исполнением данных обещаний со стороны русского правительства. Ни за кем из своих Петр не ухаживал так, как за иностранными мастерами. По инструкции Мануфактур-коллегии в случае, если иноземный мастер захочет выехать за границу до контрактного срока, производилось строгое расследование: не было ли ему какого стеснения, не обидел ли его кто-нибудь, и если он не выразил прямого недовольства, а только показал вид недовольного, предписывалось жестоко наказывать виновных. Такие выгоды давались иноземным мастерам и фабрикантам с одним непременным условием: "учить русских людей без всякой скрытности и прилежно". Также русских людей посылали для обучения мастерствам за границу. В продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы рассеяны были десятки русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно и, отложив сроки, уезжали, оставляя "учеников без совершенства их науки", возбуждая подозрение, не дают ли они на то присяжного обязательства своим цехам на родине. Петр предписывал Мануфактур-коллегии посылать в чужие края склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание за границей и привилегии их фамилиям в меру их успехов.

В необходимых случаях государственные ведомства способствовали передаче казенных заводов в частные руки. Так, один из первых уральских заводов уже в 1702 г. был передан Никите Демидову. Важным обстоятельством являлось то, что льготы получали не все предприниматели, а лишь те из них, кто производил необходимые казне товары. Это имело ряд негативных следствий - заводчики работали на казну, а не на рынок, были избавлены от конкуренции и имели гарантированный сбыт своей продукции, что позволяло не заботиться о совершенствовании производства (впоследствии это привело к консервации технического уровня уральских заводов и их все более безнадежному отставанию от европейских).

Частное строительство металлургических заводов началось еще в конце XVII века. При Петре I оно велось как в центре страны, так и на Урале и в Сибири. Всего в пределах центральной России в I трети XVIII века возникло свыше 28 частных и компанейских и 7 казенных железных заводов, один казенный и два компанейских медных завода. На Урале же - около 150 медных казенных и частных заводов, около десятка частных и 5 казенных железных заводов. В Петербурге, на Левобережной Украине и Подмосковье развилось довольно крупное производство пороха.

Таким образом, страна совершила за четверть века громадный скачок в своем экономическом развитии, создав огромную отрасль мануфактурной промышленности с использованием энергии воды - металлургическое производство.

Практика использования "приписных крестьян" на частных заводах не решала всех проблем. Владельцы мануфактур все чаще требовали закрепления и квалифицированных рабочих за производством. Нанятые государством многочисленные иностранные специалисты были в России лишь временно. Постепенно создавались свои кадры высокой квалификации, но их было мало. В конечном итоге в 1721 г. впервые недворянам дано было право покупки крестьян "к фабрикам". Так постепенно стала формироваться категория посессионных крестьян. Они были навечно закреплены за конкретным заводом или фабрикой, независимо оттого, что сам владелец мог смениться. Такой способ закрепления работников не всем был по силам, и дело кончилось тем, что в 1736 г. был издан указ, навечно закрепивший всех работников за теми предприятиями, где они были в момент издания указа. В итоге в промышленности стал господствовать подневольный крепостной труд.

В I четверти XVIII века в силу резкого увеличения численности армии и флота быстрыми темпами стала развиваться текстильная и особенно парусно-полотняная промышленность. Правительство создало ряд казенных текстильных, шерстяных и прочих мануфактур в Москве, Петербурге, Казани и в других городах. Возникают и частные текстильные мануфактуры, среди которых такие крупные предприятия, как московский Суконный двор, где было занято свыше тысячи рабочих. Ряд казенных предприятий был передан купеческим компаниям, иногда принудительно созданным государством. Среди владельцев были и дворянство, и новая знать. Некоторые частные фабрики были весьма крупными предприятиями, насчитывая по 250 ткацких станков. К 1725 г. московское мануфактурное производство насчитывало 15 текстильных предприятий. Во второй четверти XVIII века в России создано еще 62 мануфактуры, преимущественно суконные, полотняные и шелковые. Текстильные мануфактуры возникали прежде всего в районах с развитыми сельскими промыслами, например, в селе Иваново (впоследствии центр русской текстильной промышленности). Много текстильных (казенных и частных) мануфактур по-прежнему строилось в Москве. В это время русские ткани начали пользоваться большим спросом за рубежом. Появляются суконные и полотняные мануфактуры и на Левобережной Украине, воссоединенной с Россией. Первой из них была Путиловская мануфактура, основанная в 1715 – 1722гг.

Описание работы

Целью моей работы является проанализировать закономерности экономического развития России в XVIII веке, выявить проблемы и трудности этого развития, показать противоречия между растущими производительными силами и феодальными производственными отношениями и указать их причины, выяснить, как происходило разложение крепостного хозяйства и становление капиталистического уклада в промышленности.

россия европа дворянство монархия

Первая половина XVIII века в России -- время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю -- одну из величайших держав мира.

За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот, развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика.

За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов. Не удивительно, что после его смерти общество откатилось назад, в грязное болотце фаворитизма, дворцовых интриг и переворотов. Понадобилось несколько десятилетий чтобы страна снова набралась сил и мужества ставить перед собой серьезные задачи цели и решать их, напрягая восстановленные силы.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим; и так же, как и тогда, перед нами стоит вопрос о жизнеспособности как реформ, так и всей страны. Опыт Петра и анти-опыт бироновщины и дворцовых переворотов снова, как никогда, нужны нам на нашем пути.

XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру; активизировалось и вмешательство государства в экономику.

В сам же этот реформаторский век Россия вошла извсё больше отстававшего в экономическом и политическом отношении, «бунташного» XVII столетия. В конце XVII -- начале XVIII вв. экономика страны не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.

Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю -- имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время; контроль же на Балтике установила Швеция.

Для достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 -- в черной и цветной металлургии, 18 -- лесопильных, 17 -- пороховых, 15 -- суконных, среди других -- кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.).

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию -- лидеров в области металлургии того времени.

В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр.Анисимов Е.В. Время петровских реформ. -- Л., 1989.

Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению се от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 15%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных -- всего 696.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.

В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров и европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

Сельское хозяйство, как и раньше, оставалось хозяйство основной сферой народнохозяйственной деятельности в стране. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба -- рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Для Heчерноземья -- сам-2--3, для Черноземья -- сам-5--6.

Итак, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сложности и противоречия в экономическом развитии первой половины XVIII века, он в целом принес определенные плоды в этом направлении, а, главное, -- стал переломным и необратимым этапом на пути «вестернизации» как российской экономики, так и государства в целом.Ключевский В.О. Значение Петра I. -- М., 1989.