Что относится к экономическим целям. Основные экономические системы

Экономическое рост и развитие стран является предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, и как они влияют на структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. Жизнь, как утверждали еще мыслители древности, есть движение. И, подобно живой природе, экономическая жизнь общества также находится в постоянном движении, которое проявляется во множестве постепенных количественных и качественных изменений. Эти изменения касаются не только производительных сил и производственных отношений, но и растущей продуктивности труда, способности его создавать все большее количество благ, полезных обществу. Экономический рост и означает поступательное движение экономики, ее прогресс и развитие.

Следует различать цели экономики (экономический рост) и её результаты. К условиям экономического роста следует отнести: состояние материально-технической базы, наличие квалифицированной рабочей силы, оптимальную структуру производства, развитие инфраструктуры, природные ресурсы и обеспеченность ими предприятий, экономическую самостоятельность и т.д. Условия экономического роста - это возможности, которыми располагает страна, ее экономический потенциал. Макроэкономика стран мира свидетельствует, что экономический рост эффективно осуществляется в странах с высоким уровнем демократии, свободой предпринимательства, развитыми рыночными отношениями при минимальном вмешательстве государства в экономику.

Результаты экономики проявляются в уровне производительности труда, темпах прироста валового национального продукта и национального дохода, степени удовлетворения потребностей и в уровне жизни населения. С позиции производства, результат экономики проявляется в постоянном совершенствовании факторов производства и производственных отношений, внедрении новых технологий, что демонстрирует уровень экономического развития страны. Отсюда становится ясным, что важнейшими показателями экономики в макроэкономике являются:

  • - экономический потенциал страны;
  • - экономическая мощь страны;
  • - уровень экономического развития страны.

Экономический потенциал страны представляет собой максимально возможный объем производства материальных благ в стране. Важно отметить, что в отдельные периоды объем производства материальных благ может быть ниже производственных возможностей, т.е. экономический потенциал используется не на полную мощность. Во время экономических кризисов оказывается частично или полностью незагруженным производственный аппарат: транспортная система, энергетические мощности, система связи. В эти периоды наблюдаются случаи недогрузки и простоев производственного оборудования.

Экономическая мощь страны характеризуется объемом производства материальных благ. В отличие от экономического потенциала, который показывает потенциально возможный объем производства, экономическая мощь определяется реально создаваемыми в стране материальными благами. Главным показателем экономической мощи страны служит объем производимого ВВП и НД. Достижение превосходства в результатах экономического роста одной страны над другой по объему производства материальных благ окончательно не решает ее влияния на мировые процессы. Об этом в конечном итоге свидетельствует уровень экономического развития.

Под уровнем экономического развития страны понимается объем производства материальных благ в расчете на душу населения и, прежде всего, национального дохода. Например, Россия считается одним из самых экономически мощных государств, т.к. по производству ВНП находится на пятом месте в мире после США, Китая, Японии, Германии. В то же время по уровню производства продукции на душу населения она стоит на одном уровне с наиболее отсталыми странами Азии и Африки, т.е. уровень ее экономического развития является очень низким. Существует и обратная ситуация, когда небольшая страна может иметь незначительный экономический потенциал и небольшую экономическую мощь. И одновременно достичь высокого уровня экономического развития, как Кувейт и Швеция.

Из выше изложенного следует вывод, что цели экономики многообразны. Он затрагивает не только экономику, его влияние также распространяется на социальное и политическое состояние страны. Оптимальной целью экономики является повышение жизненного уровня всего населения. Это объясняется тем, то этот показатель суммирует все виды доходов членов общества. Нормальным является такой экономический рост, при котором увеличиваются доходы всех социальных групп на протяжении длительного периода. Следовательно, цели экономического роста и экономического развития следующие:

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

?Что из перечисленного не относится к главным экономическим целям общества?

Экономический рост и повышениеэффективности производства

Полная занятость

Социально-экономическая стабильность

Преодоление редкости благ

?Что изучает микроэкономика?

Экономику как целостную систему

Уровень безработицы и уровень цен в экономике

Экспорт и импорт товаров, промышленного сырья и товаров народного потребления

Курс доллара в обменных пунктах

?Выберите наиболее корректное определение экономической теории:

Наука о том, как делать деньги

Наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости

Наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг

Наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления

?Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

Полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии

Неполном использовании трудовых ресурсов

Изменении количества применяемых ресурсов

Полном использование трудовых ресурсов

?Вся совокупность произведенных продуктов труда распадается на:

Средства производства и предметы потребления

Предметы труда и средства труда

Предметы труда и продукты труда

Рабочую силу и средства труда

?Кривая производственных возможностей показывает:

Альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов

Лучшую из возможных комбинаций двух товаров

Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить

Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства

?Выберите правильное определение термина «факторы производства»:

= факторы производства- это совокупность материальных и людских ресурсов

Факторы производства- это ресурсы, используемые для производства экономических благ

Факторы производства - это производственные затраты

Факторы производства - это труд и капитал

?«Неэкономическими» благами являются:

Выпеченный хлеб

Деревья в лесу

Мебель в магазине

?Назовите общественные блага:

Пользование городским парком

Наем частного самолета

Использование приватизированной лодочной станции

Покупка дома

?К главным вопросам экономики не относится :

Какой способ производства использовать

Какой товар производить

В каком количестве производить данный товар

Нет правильного ответа

?Маржиналисты опираются в экономическом анализе на экономические величины

Предельные

Суммарные

Минимальные

?Если в экономике увеличивается количество даровых благ, то кривая производственных возможностей:

Сдвинется к началу координат

Сдвинется влево вверх

Не изменится

Сдвинется вправо вверх от начала координат

?Экономическим благом не является:

Гамбургер

Телевизор

Статья в журнале

?Ограниченность благ предполагает, что:

Блага недостаточны по своей физической природе

Блага недостаточны относительно потребностей

Количество благ мало при имеющихся природных ресурсах

Количество благ велико при имеющихся природных ресурсах

?Впервые идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, были разработаны:

К. Марксом

А. Смитом

Дж. Кейнсом

?Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:

Макроэкономический

Микроэкономический

Позитивный

Нормативный

?Ограниченность ресурсов - это проблема, которая:

Есть только у бедных людей

Существует только в бедных странах

Есть у всех людей и обществ

г) никогда не возникает у богатых людей

?Меркантилизм исходил из того, что:

Приносит богатство эффективное распределение продуктов труда

Богатство - это прежде всего золото и серебро

Богатство создается только в сельском хозяйстве

Приносит богатство производство материальных благ

?В чем главное содержание учения физиократов:

Источником богатства нации является труд в земледелии и его продукт

Главенство количественного анализа

Торговля есть лишь обмен созданными благами

Освобождение крестьян от многочисленных поборов

?Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:

Выражает отношения между людьми в процессе общественного производства

Выявляет отношения людей к вещам

Показывает отношение к науке

Выражает отношение человека к окружающей природе

?В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:

Устранение государственного регулирования экономики как тормоза в развитии общества

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики через совокупный спрос

Решение всех социально-экономическихпроблем путем свободной конкуренции

Полную либерализацию экономики

?Разложение целого на части - это:

Индукция

Дедукция

?Метод, освобождённый от случайностей и непостоянного, с целью выявления сущностного, постоянного - это:

Метод конкретизации

Абстрактный метод

Исторически - логический метод

Логический метод

?Точка внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей есть:

Использование ресурсов на 100%

Частичное использование ресурсов

Дефицит ресурсов

Верно а) и б)

?Точка на площади за пределами кривой производственных возможностей есть:

100% используемость ресурсов

Частичное использование ресурсов

Дефицит ресурсов

Верно а) и б)

?На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

С уменьшением производства другого вида продукта

С ростом производства другого продукта

С постоянным объемом производства др. вида продукта

Возможен любой из этих вариантов

?Если экономическая система находится в состоянии, характеризующимся точкой на КПВ, то это означает, что:

Национальная экономика находится на спаде своего экономического развития

Национальная экономика не может увеличить объем производства ни одного из производимых товаров

Национальная экономика неэффективно использует располагаемые ресурсы

Национальная экономика не может увеличить объем производства какого-либо товара, не поступившись другим +

?Какая из школ экономической теории была исторически первой:

Марксизм

Меркантилизм

Мелкобуржуазная политэкономия

Кейнсианство

?Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

Меркантилизм

Физиократы

Классическая политическая экономия

Маржинализм

?В чем заключается единство законов природы и общества:

Носят объективный характер

Не зависят от деятельности людей

Проявляются через экономическую деятельность людей

Носят исторически приходящий характер

?Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

Это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека

Это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов

Это наука о производстве и критериях распределения производимых благ

Это наука о натуральном богатстве

?Если исследуется экономика как хозяйствование отдельных экономических единиц, то это анализ:

Позитивный

Нормативный

Микроэкономический

Макроэкономический

?Какая функция экономической теории отвечает за разработку принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни?

Практическая

Прогностическая

Методологическая

Познавательная

?Наивысшей потребностью в пирамиде потребностей по А. Маслоу является:

Потребность в уважении

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

Потребность в саморазвитии

?Взаимозаменяемые товары – это:

Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой

Товары первой необходимости

Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой

Товары, для которых существует обратное соотношение изменения цены одного из них к изменению объема спроса на другой

Высокое качество

Ограниченность

Неповторимость

Трудоемкость

?Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу, называют:

Предельными издержками

Постоянными издержками

Альтернативными издержками

Средними издержками

?Блага – это:

Средства, имеющиеся в ограниченном количестве, с помощью которых удовлетворяются потребности

Средства, имеющиеся в неограниченном количестве, с помощью которых удовлетворяются потребности

Совокупность всех товаров и услуг, представляющих какую-либо ценность

Совокупность всех товаров и услуг, без которых человек не может существовать

?Альтернативные издержки нового стадиона – это:

Цена строительства стадиона в будущем году

Цена других товаров, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона

Оплата его охраны и другого персонала

Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона

?Методом исследования экономических процессов, при котором познание идет от общего к частному, является:

Научная абстракция

Дедукция

?Позитивная экономическая теория изучает:

Что есть в экономической жизни общества

Что должно быть в экономике

Позитивные явления в экономике

Негативные явления в экономике

?Нормативная экономика отвечает на вопрос:

Что должно быть в экономической жизниобщества +

Что есть в экономической жизни общества

Что производить

Как производить

?Первой научной школой, выступившей за развитие мировой торговли, был:

Кейнсианство

Марксизм

Маржинализм

Меркантилизм

?Общими признаками раннего и развитого меркантилизма являются:

В качестве высшей формы богатства рассматривались деньги

Увеличение богатства как увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли

Приоритет сферы обращения, рассмотрение производства как одного из факторов величины денежного богатства во внешней торговле

Все перечисленные

?Неоклассика представляет собой синтез:

Классической и марксистской политэкономии

Классической школы и кейнсианства

Маржинализма и классической школы

Классической школы и институционализма

?Дж.М.Кейнс полагал, что:

В капиталистической системе имеются встроенные стабилизаторы, обеспечивающие высокий уровень занятости

Экономика должна развиваться на основе государственного планирования

Необходимо отменить институт частной собственности

Основным объектом государственного регулирования должна быть денежная масса

?Непрерывное возобновление процесса создания благ и услуг в увеличивающихся размерах называется:

Расширенным воспроизводством

Воспроизводством

Производством

Простым воспроизводством

?Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими:

Законами

Противоречиями

Потребностями

?Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

Влияние дефицита и альтернативных издержек на общество

Преимущества производства одного товара вместо другого

Изменение в цене различных продуктов

Альтернативные издержки производства одного и другого товара

?Предметом изучения классической политической экономии является:

Сфера обращения (потребления)

Сфера производства (предложения)

Сфера обращения и сфера производства одновременно

Сфера сельскохозяйственного производства

?«Невидимая рука» А. Смита – это:

Механизм государственного управления экономикой

Действие объективных экономических законов

Механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением

Действие природных законов

?Что, по мнению А.Смита, следует развивать для приумножения богатства?

Промышленность

Сельское хозяйство

?Кем, с точки зрения К.Маркса, создается прибавочная стоимость:

Банкиром

Предпринимателем

Капиталистом

Наемным рабочим

?Кто из институционалистов разработал теорию психологического развития:

Дж.Коммонс

Дж.К.Гелбрейт

Т.Веблен

У.К.Митчелл

?Основоположниками институционализма являются:

А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй

А. Маршалл, А.С. Пигу, В. Парето

Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл

Дж.Кейнс, Дж.Хикс, Р.Харрод

?Центральным понятием физиократов было понятие:

Чистого продукта

Цены производства

Абсолютной ренты

?Физиократы считали, что прибыль создаётся в:

Ремесленной мастерской

Сфере услуг

Торговле

Франсуа Кенэ

Карл Маркс

Адам Смит

Давид Рикардо

?Предметом экономической теории с точки зрения марксистской школы является

Эффективное распределение ограниченных ресурсов

Производственные отношения людей

Институциональные факторы в экономике

Рациональное хозяйствование

?Создателем теории прибавочной стоимости является

А. Маршалл

К. Маркс

К. Менгер

Дж. Б. Кларк

?Теория предельной полезности является центральной категорией

Австрийской школы

Исторической школы

Мальтузианской теории

Классической школы

Экономические интересы -- это интересы, побуждающие экономических агентов (или иначе -- субъектов рынка) к хозяйственно-экономической деятельности, определенные положением и ролью агентов в системе общественных отношений и экономических связей.

Экономические интересы трансформировались по мере изменения экономических условий. Социально-экономические отношения, сложившиеся на данный момент в обществе, всегда влияли на формирование экономических интересов. Однако главный мотив, т.е. экономический интерес, экономического поведения субъектов рынка в обществе -- это личный доход.

У различных экономических агентов свои цели и действия в социально-экономической среде. Так, конечные потребители товаров или нерыночные агенты потребляют продукт, в свою очередь произведенный рыночными агентами или производителями. В связи с этим различают два основных вида экономических отношений: интересы производителя и интересы потребителя.

Интересы потребителя связаны с выбором и приобретением наилучшего товара или услуги, прекрасного качества и по минимальной цене. Каждый товар или услуга оцениваются потребителем и приобретают свою потребительную ценность. Сравнивая эти ценности, потребитель принимает решение о покупке, выбирая самое выгодное на его взгляд предложение с наивысшей потребительской ценностью, реализуя тем самым свой экономический интерес.

Интересы производителя связаны с наиболее выгод ной продажей товара в наибольшем количестве и по максимальной цене. Интерес производителя заключается также в оптимизации процесса производства, в снижении издержек и минимизации себестоимости продукции. По этому можно сказать, что основной интерес производителя -- получение максимальной прибыли и за счет процесса производства, и за счет реализации товара или услуги.

Помимо интересов производителя и потребителя выделяют частный, коллективный и общий экономические интересы. Частный экономический интерес -- это интерес конкретного экономического агента (как уже говорилось, получение максимальной выгоды). Коллективный экономический интерес -- это интерес целой группы экономических агентов, преследующих одинаковую цель и выбирающих одинаковый путь для ее достижения. Так, например, в Средние века производители объединялись в гильдии, чтобы защитить свои права и ограничить конкуренцию. Общий экономический интерес -- это интерес всего общества, направленный на обеспечение экономической стабильности, на гармоничное развитие и функционирование экономической системы, без чего невозможна нормальная приносящая прибыль и выгоду деятельность производителей и потребителей.

Отнюдь не всегда и не во всем совпадают частный, коллективный и особенно общий интересы. Именно поэтому функции субъекта общего интереса в большинстве цивилизованных стран берет на себя государство. Соответственно в качестве общего экономического интереса можно выделить государственный интерес, направленный не только на обеспечение стабильности рынка, но и на развитие экономической культуры, на разработку государственных программ, призванных ориентировать и мобилизовать отдельные звенья экономической системы на выполнение общенациональных задач. Однако не всегда государственное вмешательство способствует преодолению недостатков рынка.

Экономические цели -- это определенные ожидания субъектов рынка, а также определенные результаты хозяйственно-экономической деятельности, отвечающие их экономическим интересам.

Точно так же, как и интересы, экономические цели можно разделить на цели производителя и потребителя, на частные, коллективные и общие цели.

Конечной целью любого субъекта рынка является удовлетворение своих экономических интересов, т.е. получение максимального дохода, а если говорить о государстве как экономическом субъекте, то и удовлетворение потребностей общества и всех индивидов. Именно на эти конечные цели направлен процесс производства, неразрывно связанный с процессом потребления товаров и услуг.

Кроме конечных целей каждый экономический агент имеет целый ряд промежуточных целей (подцелей), направленных на достижение конечной. Например, завоевание определенной доли рынка или выпуск нового товара раньше конкурентов или" приобретение дисконтных карт. И достижение конечной цели невозможно без реализации подцелей, а достижение каждой частной цели служит реализации более общей цели. В связи с этим говорят об иерархия целей. Например, подцелями производителя являются:

выбор миссии -- четко выраженной причины существования организации и ее конечной задачи. Миссия закрепляется в официальных документах предприятия и доводится до всех его сотрудников;

разработка стратегических целей предприятия (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных), которые служат в качестве критериев для процесса принятия решений и устанавливаются на основании миссии организации;

разработка тактических задач, отвечающих и обеспечивающих стратегические цели, рассчитанных на короткий срок и имеющих определенных исполнителей.

Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) представлений об отдельных сторонах человеческой деятельности.

Лишь XVIII век был ознаменован появлением первой целостной экономической концепции, не только предписывающей, но и аналитической. Однако превращение экономики за прошедшие с этого момента столетия в зрелую научную дисциплину, не привело к полной унификации точек зрения на то, что же представляет собой предмет экономической теории.

В XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом, была высказана мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения – социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

В известном учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения.

Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:

Указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной
дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных
ресурсов);

Указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;

Указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

2) объект исследования – экономические явления;

3) субъект исследования – человек, группа людей, государство;

4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Специфика экономики как общественной науки проявляется и в том, что в отличие от точных (естественных) дисциплин в ней невозможен эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические построения. Причиной этому служит невозможность точного учета всего многообразия национальных, географических, исторических, психологических особенностей, определяющих, в конечном итоге, результат того или иного экономического воздействия. Невозможность учета всех факторов, определяющих результат, делает тем более нереалистичной возможность их воспроизведения.

Но при всем этом экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов:

1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с
целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;

2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;

3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение
технологии производства и пр.

При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни.

Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.1).

Рис.1.1. Связь экономической теории с экономическими науками

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее – пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию. Курс экономической теории – это руководство к познанию экономической действительности без провозглашения монополии на истину.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешний хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей, или экономическими законами . Закон и сущность –понятия однородные и выражают углубленное познание человеком явлений, происходящих в мире. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явления и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества , которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.;

2) особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности);

3) общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способность их разрешения.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, яв­ляются:

    повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

    обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

    усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;

    развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

    улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ ванности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

    формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра­ щения экономических кризисов;

    развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

    защита и охрана всех видов собственности;

    формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

    помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­ сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

    регулирование трудовых отношений в стране;

    охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

    контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­ дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­ мику;

    размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;

Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

    увеличение объемов производства материальных благ;

    обеспечение более высокого уровня жизни;

    табильный уровень цен;

    справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;

    перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

    организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;

    охрана окружающей среды.

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­ ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­ рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­ щие ваш ответ.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они за­креплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других норматив­ных правовых актах.

Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была прой­ти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определен­ную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны - гражданка К. и организаторы курсов - были свободны в установлении своих прав и обязанностей на ос­нове договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий дого­вора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регули­рующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлени­ем в суд.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­ лаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой дея­тельности создается экономическая основа общества.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Все­общей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительно­му и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудо­вой деятельностью.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, туне­ядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

«Трудолюбие - душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь де­лать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Пи­ сарев).