Удовлетворение национальных интересов происходит в рамках процессов взаимодействия государств на международной арене, а также различных социальных сил внутри их. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что в целом позволяет рассматривать их как разновидность борьбы за существование. Последняя вызывает прямое и косвенное соревнование между государствами и заставляет их так или иначе учитывать интересы друг друга. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономических сферах — характер военно-политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами. Поскольку ресурсы, направляемые на развитие, для государств различаются лишь частично, то столкновение их интересов перманентно.
Именно эти столкновения в ходе удовлетворения национальных интересов порождают угрозы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.
С одной стороны, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным . Нет национального интереса — не существует и угрозы. Вне системы национальных интересов угроза — это всего лишь опасность. Угроза национальной безопасности рассматривается в контексте различных опасностей, способностей причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.
С другой стороны, угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.
- затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;
- обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
- местом и временем проявления негативных факторов и условий;
- возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).
Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.
Таким образом, угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического и другого характера (рис. 1).
По виду различают:
Прямую угрозу. Это угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.
Косвенную угрозу. Это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.
В зависимости от того, откуда угроза исходит . т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают также внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие страновой привязки) угрозы.
С точки зрения «расширительного» толкования безопасности угрозы делят на следующие типы: акторо-центричные и тренд-центричные. Общим между этими угрозами является то. что первые часто, а вторые почти всегда носят транснациональный характер.
В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяются на потенциальные и непосредственные. В качестве первых обычно рассматриваются те из них, которые обладают следующими признаками:
- представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
- выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
- не требуют немедленных ответных действий.
Признаки непосредственных угроз следующие:
- представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
- выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
- требуют принятия немедленных защитных мероприятий.
Рис. 1. Классификация угроз национальной безопасности
Потенциальные угрозы обычно учитываются при разработке различных планов и программ. Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер. Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные.
Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз. В этом случае спектр угроз образуют следующие их формы.
Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах. Кроме того, эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов. При этом экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами. Проявление таких угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям. что сковывает свободу действий государства в том или ином регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.
Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям. К ним относятся терроризм, повстанческие действия, гражданские войны. Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.
Формы реализации угроз катастрофического характера связаны с применением оружия массового поражения. К этой категории угроз следует отнести и деятельность по разрушению ключевых объектов страновой инфраструктуры, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия. Источниками таких угроз могут выступать как отдельные государства, стремящиеся таким образом обеспечить свою безопасность или повысить международный статус, так и различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением (по аналогии с применением сектой Аум-Синрике химического оружия в токийском метро в 1995 г.) привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.
Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах. Ключевое значение в данном контексте играют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления и коррекции политической активности масс в необходимом направлении.
Следует отметить, что, так же как и интересы, угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Поэтому угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.
Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
В процессе создания и поддержания возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее.
Внутренние угрозы национальной безопасности России
Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:
Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;
Деформация . Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;
Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;
Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;
Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;
Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;
Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;
Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;
Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;
Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.
В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.
Внешние угрозы национальной безопасности России
Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:
- снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
- снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
- усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
- наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
- повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
- ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
- создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
- территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
- международный терроризм;
- ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
- активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
- резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.
Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.
Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.
Стадии угрозы национальной безопасности
Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.
Осознание угрозы
Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.
В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.
На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.
Реакция на осознанную угрозу
В политической сфере вообще невозможно оценить вероятность той или иной угрозы «объективно» (здесь события крайне неоднородны). Поэтому любая оценка вероятности угрозы может носить исключительно практический, прагматический смысл. На самом деле даже когда говорят о вероятности, имеют в виду интегральную оценку «степени угрозы». В сфере политики «высокая степень» угрозы означает высокий возможный ущерб при наличии практических способов и возможности выделения средств на ее предотвращение. Отклонение от этого принципа оценки будет приводить к снижению эффективности борьбы с угрозами либо из-за неправильной оценки ущерба, либо из-за неверной оценки своих возможностей. При этом оценка «ущерба» от угрозы прямо зависит от системы ценностей (национальных традиций, стратегической культуры). Последняя способна ответить на вопросы: «Что хорошо и что — плохо?», «-Что есть «приобретение», а что — «потеря?». Без наличия определенной системы ценностей об эффективной борьбе с угрозами говорить некорректно.
Ответ на угрозу
Он опосредован национальными и культурными особенностями. Так, близкая оценка степени угрозы в разных странах еще не означает одинакового ответа на нее и вообще какого-либо активного действия. У разных наций наблюдается совершенно разная степень «толерантности» угроз (порог восприятия). Чем выше степень толерантности, тем выше должна быть опасность, чтобы общество/ государство на нее начало реагировать. Например, существует устойчивое мнение, что русских отличает высокая степень толерантности к опасностям и угрозам. По сравнению с русскими американцев, наоборот, отличает необычайно низкая толерантность к угрозам: даже небольшая угроза его благополучию способна вызвать истерическую, часто несоразмерную степени угрозы реакцию.
Таким образом, угроза национальной безопасности ограничивает свободу выбора для каждого конкретного человека, а для страны — свободу действий в той или иной сфере. Это проявляется в том, что при достижении национальных целей угроза нарушает выбранные соотношения средств (ресурсов) и методов, оказывает негативное, прежде всего психологическое, давление на систему принятия решений, систему государственного управления. Тем самым повышаются риски достижения национальных целей. То есть угроза — это то, что требует задействования системы обеспечения национальной безопасности.
В результате изучения данной главы обучающиеся должны:
знать
- - природу и сущность угроз экономической безопасности;
- - методы оценки уровня угроз и рисков экономической безопасности;
- - основные направления предотвращения угроз экономической безопасности страны;
уметь
- - выявлять и анализировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности;
- - проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба;
- - разрабатывать мероприятия по локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности;
владеть
- - навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности;
- - пороговыми значениями экономической безопасности;
- - методами локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности.
Ключевые слова: угрозы экономической безопасности, риски экономической безопасности, методы оценки уровня угроз экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности.
Сущность и классификация угроз безопасности экономики
Угроз экономической безопасности как научной категории не существует обособленно. Проблема определения угроз экономической безопасности напрямую зависит от того, как определяется предмет безопасности и выделяются жизненно важные интересы личности, общества и государства. Только после этого возможно понять, что по существу представляют собой опасность жизнедеятельности вообще и экономической, в частности, и выделить источники рисков, вызовов и угроз.
«Опасность» в широком смысле слова характеризуется наличием и действием деструктивных сил (факторов), обладающих дестабилизирующим по отношению к объекту опасности характером. Под этими факторами подразумеваются такие силы, которые могут причинить конкретной системе заданный ущерб, выведя из строя или уничтожив ее полностью.
В более узком смысле опасности различаются но степени опасности или уровню своего развития. Имеется в виду, насколько, с одной стороны, актуальна опасность, а с другой - величина ее масштаба. Здесь нет четкого и тем более количественно строго выраженного различия, но некоторую качественную разницу в состояниях опасности определить возможно. Так, в самом общем виде можно различать потенциальную и реально проявляющуюся, «нависшую» опасность. Поэтому эксперты-аналитики иногда пишут про назревающую, возрастающую (усиливающуюся) и угрожающую опасность.
В связи с этим в теории экономической безопасности и возникло понятие «угроза» как определенный момент в развитии опасности, ее наивысшая степень. Опасность может иметь различную степень, происходить из большого количества источников, действовать относительно многих объектов. Угроза же направлена в сторону конкретного объекта, получает высокую степень обострения и исходит из вполне определенного источника, обладающего потенциальной возможностью и намерением действовать определенным образом.
Если трактовать опасность как некоторую вероятность получения ущерба, то при приближении этой величины к 100%, опасность соответственно перерастет в угрозу. Это значит, что бывают случаи, когда опасность может существовать, но угрозы пока не будет, но в определенных условиях опасность может достигнуть характера угрозы.
Следовательно, риски, вызовы и угрозы можно рассматривать в качестве различных ступеней опасности. В этом ряду терминов риски представляют собой низший уровень опасности, а угрозы - наивысший.
Важнейший аспект политики экономической безопасности в экономической сфере состоит в успешном применении технологий превращения угроз в вызовы, и, соответственно, вызовов - в риски. Когда же риски трансформируются в вызовы, а последние превращаются в угрозы, это свидетельствует о серьезных проблемах в системе экономической безопасности.
Некоторые ученые не разграничивают данные категории, обосновывая это их единой целевой установкой. Другие же, напротив, считают, что «угрозу» и «опасность» отождествлять нельзя, несмотря на то что оба понятия относятся к одному явлению или действию. Их главным аргументом выступают различия в качественных и количественных характеристиках того обстоятельства, которое оказывает негативное влияние.
Несмотря на схожее этимологическое значение понятий - возможность причинения того или иного ущерба деятельности субъекта - между ними существуют явные отличия.
Во-первых, степень готовности к причинению ущерба или вреда у «угрозы» выше, чем у «опасности». Если рассмотреть процесс развития противоречия, то стадия его зарождения представляет собой стадию формирования опасности, в которой субъект может, но еще не готов применить силу. В дальнейшем в результате перехода противоречия в стадию крайнего обострения «опасность» перерастает в «угрозу», когда субъект уже намерен приложить силу.
Во-вторых, «угроза» отличается своей конкретностью, что предполагает наличие ее субъекта и объекта, в то время как «опасность» носит потенциальный, гипотетический характер и может распространяться на множество объектов одновременно.
В-третьих, для реализации «опасности» необходимо создание «благоприятных» для насыщения противоречия условий и временной интервал, тогда как для реализации угрозы существует потребность лишь во времени, в течение которого субъектом будет принято решение о применении силы.
Учитывая выявленные отличия, можно сделать вывод о том, что угроза экономической безопасности объекта - это намерение и возможность субъекта причинить ущерб в соответствии с поставленной целью, в то время как опасность представляет собой лишь возможность нанесения ущерба. Если же рассматривать цель деятельности субъекта с позиции защиты от угроз, то объектами экономической безопасности будут выступать экономические интересы, по отношению к которым субъектом будут предприняты меры и действия предохранительного характера.
Указанные рассуждения применимы к любой проблеме безопасности. В разные исторические периоды относительная значимость различных угроз экономической безопасности меняется.
Чтобы глубже понять смысл угроз экономической безопасности необходимо подчеркнуть, что объектом упомянутых угроз являются национальные экономические интересы. Удовлетворение национальных экономических интересов происходит в рамках процессов взаимодействия различных внешних и внутренних социальных сил.
Эти процессы выступают в виде противоборства или сотрудничества, что можно рассматривать как форму борьбы за существование посредством прямого и косвенного соревнования между различными субъектами разного уровня. В сфере экономики такое соревнование выступает в форме конкуренции , а вне этой сферы - в виде противоборства. Форма, направленность и характеристики этого противоборства или сотрудничества определяются содержанием национальных интересов, которые относительно постоянны.
Именно такие столкновения в ходе реализации национальных экономических интересов и порождают феномен угроз экономической безопасности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности определена как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам». Угрозу национальной безопасности можно охарактеризовать как возможность деятельности субъекта угрозы, однозначно требующей защитной реакции, безусловных мероприятий но защите он нее.
Следует отметить, что практика (как отечественная, так и зарубежная) пока еще не сформировала единый, всеми признанный подход к понятию угрозы. В связи с этим близкие по смыслу, но различные по степени понятия «опасность» и «угроза» употребляются часто как синонимы в официальных документах и публицистике. Иногда, даже вопреки очевидному различию уровней смыслов, опасность определяется с помощью понятия угрозы: «Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создавалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайных ситуаций на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации» 1 .
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации определяет угрозу общественной безопасности как «прямую или косвенную возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества».
Угроза экономической безопасности - это опасность деятельности субъекта угрозы, которая препятствует реализации национальных интересов, иными словами, представляет собой посягательство на национальный интерес, как и намерение причинить ему вред. Угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным имеющимся национальным интересом. Вне этой системы интересов угроза представляет собой просто опасность. К тому же угроза обязательно связана с деятельностью определенного конкретного субъекта, реализующего свои интересы. Последние и являются источником угрозы.
Угроза экономической безопасности ставит барьеры свободе выбора для конкретного индивидуума, а для страны - возможностям действий в той или иной сфере экономики. В процессе реализации и достижении национальных целей в связи с угрозой нарушаются выбранные пропорции средств (ресурсов) и методов, осуществляется психологически негативное воздействие на систему управления, т.е. на систему принятия решений. Тем самым увеличиваются риски осуществления национальных целей в сфере экономики.
Современные исследователи и эксперты выделяют различные степени деструктивных воздействий".
- - возникновение зоны риска - вероятность создания обстановки, способной генерировать опасность;
- - вызов - действия провокационного характера или давления;
- - опасность (в узком смысле слова) - действительная возможность причинения зла и нанесения ущерба;
- - угроза - явно выраженное намерение нанести ущерб.
Характер и объем содержания угрозы обусловливаются:
- - затрагиваемыми интересами страны, что отражает значимость этой угрозы;
- - имеющимися обстоятельствами собственной уязвимости или защищенности, что определяет возможный потенциальный ущерб в случае реализации угрозы;
- - временем и местом возникновения негативных условий и факторов;
- - намерениями, возможностями и волей со стороны субъекта угрозы -
существующего конкурента (противника).
Последние два обстоятельства определяют реализационную вероятность угрозы.
На практике для адекватного обеспечения экономической безопасности важную роль играет типология угроз безопасности , т.е. построенное по определенным критериям разделение на отдельные типы (виды). Это помогает совершенствованию организации противодействия существующим угрозам с учетом их специфических особенностей.
Типология угроз безопасности отражена на рис. 4.1.
В зависимости от места нахождения своего источника угрозы бывают внутренние и внешние. Если угроза причинения вреда или ущерба возникает со стороны нашего государства или сограждан, то она выступает как внутренняя угроза. Если же угроза исходит со стороны другого государства, как и его граждан, в каком бы месте те ни находились, такая угроза считается внешней. Разделение угроз на эти виды имеет практическое значение, несмотря на то что в последнее время характер многих угроз становится интегрированным и трансграничным.
В зависимости от степени сформированности различают потенциальные и реальные угрозы. Потенциальная угроза является зарождением опасности, формированием некоторых предпосылок (возможностей) причинения вреда. Реальная угроза - это уже сформировавшееся явление, когда для причинения вреда не хватает всего одного или немногих факторов и условий.
В зависимости от субъективного восприятия угрозы могут быть мнимые, завышенные, заниженные, и, наконец, адекватные. Мнимая - это ложная, надуманная или сформированная искусственно угроза, без реальных предпосылок для существования в реальной действительности.
Под завышенной угрозой понимают такую, параметры которой ниже воспринимаемых человеческим сознанием, соответственно у заниженной - действительная угроза выше сознаваемой человеческим восприятием. В случае адекватной угрозы реальные величины ее параметров в точности соответствуют их субъективному восприятию.
В зависимости от характера своего проявления угрозы бывают природные (естественные) и антропогенные:
- - природные угрозы представляют собой совокупность естественных явлений, возникающих в природе и несущих опасности, независимо от деятельности человека;
- - антропогенные угрозы формируются в процессе определенного воздействия на окружающую среду человека.
Угрозы классифицируются также и в зависимости от масштаба , поскольку могут проявляться на различных уровнях (масштабах): глобальном, национальном, региональном и локальном (или местном).
Для Российской Федерации, имеющей большую территорию и сложную вертикаль управления, целесообразно классифицировать их по масштабности и глубине потенциального воздействия. В связи с этим их подразделяют на федеральные , возникающие и проявляющие себя в масштабах всей страны, региональные , действующие в масштабах регионов, экономических районов, федеральных округов, субъектов Федерации, и местные , актуализируемые лишь в пределах муниципального образования.
Рис. 4.1.
Поскольку угрозы имеют разнообразный характер и могут вызывать неоднозначные (неодинаковые по значимости, а также продолжительности и объему) последствия, они могут появляться и пропадать, возрастать и уменьшаться, и при этом их значимость с точки зрения экономической безопасности будет изменяться, то в связи с этим для оптимального распределения имеющихся ресурсов при обеспечении безопасности необходимо правильное определение и прогнозирование приоритетности угроз.
Как правило, характер, масштабы и степень выраженности угроз определяются конкретной ситуацией. В современных условиях, несмотря на выраженное противостояние держав, в нашей стране в основном сформированы предпосылки надежного предотвращения как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности, динамичного развития экономики с целью превращения Российской Федерации в одну из высокоразвитых держав по уровню технического прогресса и по качественным показателям уровня жизни ее населения.
- Надежность технических систем и техногенный риск. URL: http://www.obzh.ru/nad/predislovie.html (дата обращения: 31.10.2016).
- Утверждена Указом Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.
Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна
3.3. Классификация угроз
3.3. Классификация угроз
Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Угрозы безопасности имеют объективный характер и возникают в результате столкновения интересов индивидов, слоев общества, классов, государств при их взаимодействии в процессе общественного развития.
Важную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.
Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности.
По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности.
В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные.
Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности (рисунок 2).
Подобное деление угроз имеет важное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.
Рисунок 2. Классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности.
Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства.
В целом все выделенные выше по различным критериям виды угроз оказывают большое влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Из книги Маркетинг автора Логинова Елена Юрьевна6. Классификация маркетинга Основная классификация маркетинга по приоритетным задачам.1. Дифференцированный – это деятельность фирмы в нескольких сегментах рынка с производством отдельного товара для каждого из сегментов. Дифференцированным маркетингом начинает
Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна25. Классификация потребителей Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие
Из книги Маркетинг: конспект лекций автора Логинова Елена Юрьевна1. Классификация запасов Запасы требуют больших капиталовложений, являясь одним из факторов, определяющих политику предприятий и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.Товарно-материальные запасы, являясь своего рода страховкой, всегда
Из книги Маркетинг. Курс лекций автора Басовский Леонид Ефимович2. Классификация складов Важным звеном технологического процесса производственных предприятий для оптовой и розничной торговли являются склады, которые служат основой для предприятий, нацеленных на опережение конкурентов. Складская работа требует современной
Из книги Трудные клиенты – работа с возражениями автора Плотников Аркадий8. Классификация маркетинга Основная классификация маркетинга по приоритетным задачам:1. Дифференцированный – это деятельность фирмы в нескольких сегментах рынка с производством отдельного товара для каждого из сегментов. Например, корпорация «Дженерал Моторс»
Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь9. Классификация потребителей Одной из основных целей маркетинга является проведение грамотной стратегии продвижения товара на рынке, где очень важно выявить наиболее существенные, крупные целевые группы потребителей, которые отличаются между собой, но имеют общие
Из книги Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании автора Парабеллум Андрей АлексеевичКлассификация товаров Духи, стрижка, высшее образование, медицинская помощь – все это товары.Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть
Из книги Товарная политика предприятия автора Мельников Илья1.1. Классификация клиентов Все группы людей – малые фирмы, глобальные компании, домохозяйства, страны, нации и международные организации – могут рассматриваться как потребители конкретных товаров, услуг и идей.Продажа, говоря по-научному, – это процесс передачи товаров
Из книги Маркетинговый конвейер [фрагмент] автора Иванов Леонид4. Анализ сильных и слабых сторон проекта, его перспектив и угроз (SWOT-анализ) При оценке целесообразности запуска нового проекта играет роль совокупность факторов, причем не всегда финансовый результат имеет первостепенное значение. Например, для выставочной компании
Из книги Продвижение порталов и интернет-магазинов автора Гроховский Леонид О.Классификация проблемы Нам нужен ответ на вопрос: в чем главная причина проблемы? Все они по определению делятся на три категории.? Категория № 1. СистемнаяПроблема заключается в отсутствии системы или в ее несовершенстве.? Категория № 2. ВнутренняяЯ сам являюсь главной
Из книги Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж автора Шиффман СтефанКлассификация услуг Услуги – особый вид товара. В настоящее время роль услуг значительно возросла, что в первую очередь связано с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса. Важной причиной является научно-технический прогресс, ведущий к
Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся АртуровнаКлассификация маркетинга Раньше маркетинг классифицировался на товары народного потребления, товары промышленные, услуги. Теперь классификация немного иная.По типу потребителей маркетинг делится:1) рынок b2b (business to business – бизнес для бизнеса): взаимоотношения
3.4. Механизм реализации угроз Исходя из того, что основой возникновения угроз являются взаимодействия различных элементов вне и внутри предприятия, то эти элементы могут являться источниками угроз, а также объектами угроз. В процессе обеспечения экономической
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей. Объекты и субъекты экономической безопасности государства. Сущность угроз безопасности, структура современного мирового сообщества.
курсовая работа , добавлен 19.12.2009
Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.
курсовая работа , добавлен 02.11.2014
Понятие и сущность экономической безопасности, содержание и структура данной категории в масштабах государства. Классификация и типы возможных угроз, механизм противодействия и профилактики. Пути обеспечения экономической безопасности и критерии оценки.
курсовая работа , добавлен 11.03.2016
Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.
дипломная работа , добавлен 26.07.2017
Понятие и сущность экономической безопасности организации как внутренней самооценки и прогнозирования своего состояния; характеристика и классификация различных угроз и опасностей, пути защиты. Обеспечение кадровой и финансовой безопасности предприятия.
курсовая работа , добавлен 10.08.2011
Исследование содержания, структуры, экономических интересов и приоритетов, внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства. Определение проблем топливно-энергетической, продовольственной, экологической и демографической безопасности.
курсовая работа , добавлен 26.03.2011
Национальная экономическая безопасность, определение ее уровня и обеспечение. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Спектр угроз экономической безопасности страны, основные предпосылки и последствия их возникновения.
контрольная работа , добавлен 29.03.2013
Тема 11. Экономическая безопасность России .
Экономическая безопасность: сущность, уровни, критерии.
Экономическая безопасность: сущность, уровни, критерии.
Система показателей экономической безопасности.
Стратегические цели обеспечения экономической безопасности.
Классификация угроз экономической безопасности. Меры по устранению угроз экономической безопасности России.
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Уровни экономической безопасности. Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.
Подмеждународной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Международная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических организаций - МВФ, МБРР, ВТО, ФАО и др.
Под экономической безопасностью предприятия понимается такое состояние, при котором обеспечивается эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия являются оценка и управление экономическими рисками, общее состояние экономики.
Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др.
Сущность экономической безопасности. Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.
Объекты экономической безопасности. Ими выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.
Субъекты экономической безопасности. Ими выступают: государство и его институты (министерства, ведомства и др.), законодательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.
2. Система показателей экономической безопасности
Показатели экономической безопасности - наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.
Пороговые значения экономической безопасности - предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране.
3. Стратегические цели, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности.
Цели обеспечения экономической безопасности. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является обеспечение такого развития экономики, при котором были бы обеспечены приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована прежде всего на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных значений, способного вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться прежде всего через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения.
Меры по обеспечению экономической безопасности - это сознательная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений и процессов в сфере экономики.
4. Классификация угроз экономической безопасности. Меры по устранению угроз экономической безопасности России.
Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
Можно выделить следующие экономические угрозы:
Усиление структурной деформации экономики;
Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
Ослабление топливно-сырьевого потенциала страны;
Усиление импортной зависимости;
Утечка из страны валютных ресурсов;
Усиление имущественного расслоения общества;
Внешняя задолженность;
Чрезмерная открытость экономики;
Криминализация экономических отношений.
Структурная деформация экономики . Суть унаследованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрезвычайно слабом развитии отраслей и сфер производства, работающих непосредственно на человека, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др.Меры: направление прямых инвестиций в сельское хозяйство, поддержка легкой и пищевой промышленности с помощью льготного налогообложения, усиление специализации на предприятиях тяжелой промышленности и т.д.
Снижение инвестиционной и инновационной активности . Выхода из инвестиционного и инновационного кризиса, обеспечение экономической безопасности можно достичь с помощью активизации инвестиционной деятельности по обновлению основного капитала; создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансово-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и технологическим структурам; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций; создания условий для трансформации накоплений и сбережений населения в инвестиции.
Снижение топливно-сырьевого потенциала . В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из России на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В целом на топливо и сырье, и продукты их переработки приходится ныне около 80% экспорта. Фактические данные говорят об исчерпаемости сырьевой базы в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных ископаемых хватит: нефти на 39 лет, газа - на 77 лет, угля - на 60 - 180 лет, железной руды - на 42 года, меди - на 40 лет, никеля - на 28 лет, свинца - на 15 лет, кобальта - на 42 г., титана - на 22 г., сурьмы - на 14 лет. Ставить же задачу немедленного и масштабного сокращения вывоза сырья и топлива, как это иногда предлагают, Россия не может. Речь идет лишь о рациональном экспорте сырьевой базы.
Зависимость от импорта продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20-25%. Превышение этой черты может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка. Если говорить о России, то в 90-е гг. импортная зависимость по продовольствию достигала 60%. Особенно высокий удельный вес импорта наблюдался в лекарственных препаратах (55-60%), телевизорах, обуви и др.Меры: финансовая поддержка со стороны государства отечественных производителей, способных производить те виды продукции, которые в настоящее время закупаются в других странах; применение более гибкой (дифференцированной) системы таможенных пошлин, определение отраслей экономики, нуждающихся в таможенной защите; диверсификация импорта; введение государственной монополии на ввоз лекарственных препаратов, алкоголя и табачных изделий, зерна, а также на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов; пересмотр и упорядочение всей законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли, приведение ее в соответствие с мировой практикой, нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Утечка из страны валютных ресурсов . Одним из проявлений угрозы безопасности российской экономики является утечка российского капитала за границу, вывоз за пределы страны валютных ресурсов. К числу наиболее существенных побудительных мотивов, вызывающих «бегство» капитала, относятся высокий уровень инфляции; незащищенность собственности; недостаточная законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции; финансовые ограничения; угроза девальвации; невыполнение правительством своих финансовых обязательств; стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли; долларизация экономики (по данным Центрального банка России, на руках у населения находится 30 млрд. долл.). Меры: борьба со всеми этими негативами.
Имущественное расслоение населения . В России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей - удачливых предпринимателей, обогатившихся, как правило, за счет удачного бизнеса с государственным имуществом, на аномалии российской экономики, значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает соотношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в отношении 1:6-8), то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12-14. По отдельным городам и регионам оно еще выше.Меры: прежде всего, необходимо ликвидировать базу воспроизводства бедности: преодолеть кризисное состояние экономики. Важно повысить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, увеличив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходимо также усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.
Проблемы внешнего долга. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, процентов по нему, неустойки и т. д.). Безопасным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений страны. Заметим, что в отдельные годы Россия вынуждена была направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга России, то на начало 2001 г. он составлял более 148 млрд. долл. На сегодняшний день внешних долгов у России практически нет.
Криминализация экономики. По имеющимся данным, в начале 21 века в сфере экономики было выявлено более 300 тыс. преступлений (10% от общего числа всех совершенных преступлений). Наибольшей криминализации подвержена кредитно-финансовая сфера. Наиболее широкое распространение получили такие противоправные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денежных знаков и др.Меры: устранить в действующем законодательстве так называемые «правовые дыры».
Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляющими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской экономики и демократических преобразований в стране, существуют также иугрозы внешние , которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести:
Возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания России в научно-технической сфере;
Негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных, рынков на еще не окрепший финансовый рынок России;
Возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье и некоторые другие.
Преодоление этих внешних угроз связано с экономическим развитием страны, решением внутриэкономических проблем.
Таковы основные угрозы экономической безопасности России на современном историческом этапе ее развития.