5 что является экономическим последствием монополии. Чистая монополия и эффективность

Чистая монополия возникает, когда одна фирма выступает на рынке единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии но также и к «частичным монополиям»- довольно распространенному в экономике явлению.

На пути проникновения фирмы в отрасль прежде всего становятся относительно низкие издержки пр-ва. Уровень технической и технологической оснащенности современных пр-в настолько высок, что эффективное малозатратное пр-во может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, нефтехимической отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/3 рынка своих товаров. естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в эти отрасли. В итоге получается, что контролируют пр-ва ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее.

Негативные последствия монполии:

Завышение цены

Занижение объема выпуска

Неэффективное использование привлеченных ресурсов

Завышение прибыли

Чистых монополий в реальном мире очень мало, они чаще появляются на местных рынках, чем на национальном и мировом. Власть монополистов ограничивают различные акторы, например:

Спрос на продукцию монополистов не является абсолютно неэластичным, а это сужает возможности завышения монопольной цены.

Монополистические барьеры не явлются непреодолимыми, следовательно, сохраняется угрза потенциальной конкуренции

Пострадавшие от монопольной практики группы населения способствуют созданию механизма защиты общества от власти монополий.

14.Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.

Формы ценовой дискриминации (ЦД):

1) совершенная ЦД

2) ЦД по объему покупки

3) ЦД на сегментированных рынках

I имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя.

II Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.

III предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста.

Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителя в свою пользу.

Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические последствия монополизации рынка.
Вопрос 2. Государство против монополий
.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

  1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
  2. "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
  3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, "плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции".
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 11.1) и свести в таблицу (табл. 11.2).


; Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоят преимущества монополий?
  2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
  3. Почему монополизация ведет к неэффективному распределению ресурсов?
  4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):
ИХХ = ^ q2 = qi2 + q22 + Чз2 + ..., i=1
где qt - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10x10); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 x 8 + 202).
Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.
Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

  1. поощрение создания товаров-заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
  3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
  4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Обычно законодательные меры предполагают:

  1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
  2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
  3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона "О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

  1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  1. Как определяется степень монополизации рынка?
  2. В каких случаях рынок считается монополизированным?
  3. Какие меры экономического характера, осуществляемые государством, способствуют демонополизации?
  4. Какие меры административного характера может осуществлять государство в целях демонополизации рынков?
  5. Какие меры антимонопольного характера предуматривает российское законодательство?

Основные понятия и термины

Положительные стороны деятельности монополий, негативные стороны деятельности монополий, индекс Харфинделла-Хиршмана, доминирующее положение на рынке, общественный вред монополий, антимонопольное регулирование, косвенное регулирование деятельности монополий, прямое регулирование деятельности монополий, антимонопольное законодательство .

  1. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
  2. Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.). Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
.

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.

Монопольный рынок меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.

Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис.3). В этом случае монопольный выпуск составит Q против конкурентного Qпри соответствующих ценах Р и Р. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А. перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В)+(А - С), что даст величину потерь равную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

Перспективы развития естественных монополий

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения ресурсов объективно не является естественной монополией. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем:

регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением проблемы может стать создание самостоятельныхпредприятий по каждому виду деятельности. В первую очередь нужно отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры:

Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;

Конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды.

Так, в электроэнергетике должны быть образованны независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В газовой промышленности можно сформировать конкурентную среду;

Конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий не дискриминационный характер доступ к транспортным системам, а Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки должны быть открытыми и не дискриминационными;

Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополии финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;

Во всех отраслях естественной монополии необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами.

Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено.

Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны представляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг.

Это основные преобразования инфраструктур естественных монополий, способствующие их развитию.

При рассмотрении этого вопроса необходимо остановиться на трех основных моментах.

1. Монополия может при тех же самых издержках производства назначить высокую цену при одновременном сокращении объемов производства. Это означает, что монополия использует ре суры менее рационально, чем конкурирующая фирма.

2. Монополии не заинтересованы в снижении издержек производства, во внедрении достижений НТР. Объясняется это тем, что монополии и без этого могут получать громадные прибыли. Следовательно, при чистой монополии стимулы к внедрению и использованию наиболее эффективной техники и технологии действуют слабо, либо исчезают вовсе. Монополист имеет все основания быть удовлетворенным существующим положением вещей. Вместе с тем монополии, располагая большими финансовыми возможностями и высококвалифицированными кадрами специалистов и разработчиков, могут в случае крайней необходимости развернуть научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрять новую технику и технологию.

3. В условиях чистой монополии возникает неравенство в распределении доходов. Повышая цену, монополист, по существу, обкладывает частным налогом потребителей и получает дополнительную прибыль.

Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Для нее характерно наличие на рынке нескольких крупных фирм-продавцов, которые противостоят множеству покупателей. Обычно на олигополистическом рынке функционируют от 3 до 10 фирм. Это связано с особенностями технологии в некоторых отраслях промышленности. Так, производство автомобилей эффективно только при крупных масштабах производства, обеспечивающих более низкие издержки производства.

Основные черты олигополистического рынка:

· наличие на рынке небольшого числа крупных продавцов. Решение вопроса о ценах и объемах производства зависит от других фирм, работающих на этом рынке. Поэтому каждая фирма при определении цен и объемов производства должна учитывать решение фирм-конкурентов.

· продукция олигополистических фирм может быть стандартизирована или дифференцирована. Стандартизированная продукция преобладает на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и др. Дифференцированная продукция – на рынках потребительских товаров, например, автомобилей.

· Вступление в олигополистический рынок дело сложное. Когда небольшое число фирм господствует на рынках, то вхождение, в этот рынок новых фирм крайне затруднено. Новая фирма должна иметь значительные капиталовложения для создания крупного предприятия. Сегодня общепризнанно, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год.

Возникновение новых фирм связано с наличием крупных капиталов, которые появляются под воздействием процессов концентрации и централизации капиталов. Большое влияние на размеры капиталов оказывает НТР. Мелкие фирмы, не обладая крупными капиталами, не выдерживают конкуренции и разоряются. Например, в США в период становления автомобильной промышленности было более 80 фирм. Теперь же осталось 6 фирм, из которых на 3 крупнейшие корпорации («Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер») приходится примерно 90%продаж автомобилей в стране.

В связи с этим возникновение новых фирм затруднено, так как издержки производства у них должно быть не выше, чем у старых компаний, действующих в отрасли. Поэтому новым компаниям надо иметь более совершенную технику и технологию, надо обладать сырьем, патентами и т.д. Наконец, требуются огромные затраты на рекламу.

Конкуренция между небольшим числом олигополистических фирм связано с взаимозависимостью конкурентов друг от друга. Если одна фирма снижает цену, то и другие фирмы также будут это делать, а может быть снизят цены даже в большем размере (в %). Здесь надо быть очень осторожным: надо знать издержки производства своих конкурентов, план ответных действий со стороны своих конкурентов на снижение цен и пр., т.е. надо все просчитать.

В условиях олигополистического рынка создается возможность тайного сговора, т.е. непосредственного или молчаливого соглашения о ценах, рынках сбыта, о недопущении конкурента на рынок. Тайные сговоры могут принимать ряд форм.

· Картель - письменное соглашение о ценах и про­изводстве, о разделе рынка;

· Лидерство в ценах : с помощью этой формы олигополисты могут координировать свои действия в области цен, не вступая в прямой сговор. Формальные соглашения и нелегальные встречи при этом не предусматриваются. При «лидерстве в ценах» получает развитие практика, в соответствии с которой господствующая на рынке фирма более или менее автоматически следуют этому изменению. Например, с 1923 по 1941 гг. в США «большая тройка» в области производства сигарет (Рейнольдс, Америкэн и Лиггетт энд Мейерс) производила от 68 до 90% совокупного объема продукции этой отрасли. Она использовала практику лидерства в ценах. С 1946 г. ценообразование на сигареты стало менее жестким из-за антитрестовского законодательства и расширения ассортимента сигарет.

Ценовой лидер придерживается следующей практике.

Изменение цены всегда связано с некоторым риском, так как другие конкуренты могут не последовать за лидером. К этой мере прибегают только тогда, когда издержки производства и спрос изменяются значительно и по всей отрасли. Например, в отрасли произошло повышение заработной платы, повысились цены на основное сырье. Это ведет к повышению издержек производства и, следовательно, цен.

О предстоящем изменении цен лидер сообщает заранее и открыто.

Часто изменение цен связано со стремлением фирм помешать вступлению в отрасль новой компании. В этом случае отраслевые фирмы могут установить цены ниже уровня максимальной прибыли.