Налоговые проверки могут быть камеральные совместные выездные. Проверки: выездные, камеральные, встречные

Ответственность за контроль над исполнением налоговых обязательств субъектов предпринимательства в РФ возлагается на сотрудников ФНС. Им в обязанности вменена проверка налогоплательщиков путем проведения налоговых проверок. Положения ст. 87 НК РФ устанавливают камеральные и выездные налоговые проверки для целей контроля исполнения налоговых обязательств компаниями и предпринимателями. Соответственно, камеральные и выездные проверки проводит ФНС, как орган, осуществляющий надзорную деятельность над соблюдением требований налогового законодательства РФ. Рассмотрим, что представляют собой эти мероприятия, а также основные отличия камеральной и выездной налоговой проверки.

Как осуществляется камеральная проверка

Особенности проведения камеральных проверок регламентируются положениями ст. 88 НК РФ. Все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать те или иные отчетные формы. Соблюдение норм налогового законодательства предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС. Все поступившие в инспекцию документы подлежат контролю со стороны отдела камеральных проверок.

На осуществление этих мероприятий у ФНС есть три месяца со дня подачи документов. В том случае, если выявлены нарушения, срок проведения камералки может быть увеличен.

В случае выявления ошибок в сданных отчетах, ФНС информирует об этом факте налогоплательщика, предоставляя ему возможность перепроверить расчеты и подать в инспекцию уточненный налоговый отчет в течение 5 рабочих дней.

Значительные нарушения могут стать основанием для проведения более углубленной проверки, предполагающей осуществление таких мероприятий, как запрос дополнительного пакета документов налогоплательщика, организация встречных проверок контрагентов, вызов на допрос возможных свидетелей.

Если камералка для налогоплательщика прошла успешно, никаких уведомлений от ФНС он не получает. Однако в том случае, когда в ходе контрольных мероприятий были выявлены нарушения, инспекторы обязаны составить акт камеральной проверки.

Особенности проверки на территории налогоплательщика

Главной особенностью проведения выездных проверок (ст. 89 НК РФ) налоговыми работниками является то, что организованы они должны быть непосредственно на территории налогоплательщика.

Основным целями проведения таких мероприятий являются:

  • выявление фактов отсутствия налогового учета в компаниях;
  • проверка соблюдения требований предоставления отчетности в налоговые органы;
  • определение правомерности выбора плательщиком налогов и сборов налогового режима;
  • проверка соблюдения налогового законодательства об уплате налогов и сборов;
  • правильность определения величины налоговой базы в процессе исчисления налогов;

Проведение налоговой выездной проверки не должно превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда необходимость увеличения срока обоснована (значительное количество материалов для проверки, большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у организации и иные аналогичные причины).

Результаты контрольных мероприятий должны быть оформлены в виде акта выездной налоговой проверки, подписанном как инспекторами ФНС, так и налогоплательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Главным отличием камеральных и выездных налоговых проверок является место их проведения: камералка осуществляется на территории ФНС, тогда как выездная проводится по месту расположения проверяемого объекта. Еще, чем отличаются камеральные и выездные проверки, это необходимость ИФНС оформлять акт. Для камеральных проверок акт составляется только в случае выявления нарушения. Что касается выездных мероприятий, то акт должен быть оформлен в любом случае по завершении всех процедур.

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место .

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства .

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия . Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев . В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев .

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче , если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена , для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка , после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Публикации \ 30.10.2013

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) существует два вида налоговых проверок:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная налоговая проверка.

Налоговые проверки – это меры контроля за правильностью ведения учета и заполнением отчетности налогоплательщиком. Главное отличие выездной проверки от камеральной заключается в основании их проведения. Согласно п.2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка производится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для проведения выездной налоговой проверки, наоборот, требуется специальное разрешение руководителя, при этом не требуется предоставление деклараций в качестве инициации такой проверки. Налоговые органы для выявления нарушений в части налогового законодательства чаще используют камеральные проверки, поскольку число налогоплательщиков растет, и обеспечить полный охват выездными проверками всех налогоплательщиков становится затруднительно. Так по состоянию на 01.09.2014 года налоговыми органами было проведено 1 361 117 камеральных налоговых проверок и лишь 712 выездных проверок.

Действия налогоплательщика на стадии налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка

Согласно п.1 ст.88 НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов),
  • документов, представленных налогоплательщиком,
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у ИФНС.

Основными правилами проведения камеральной проверки являются:

  • Проведение проверки осуществляется ИФНС в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом специального решения руководителя ИФНС о проведении проверки, не нужно (п.2 ст.88 НК РФ).
  • В случае представления уточненной декларации, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Пункт 7 статьи 88 НК РФ гласит о том, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Однако, пунктами 6,8,9 настоящей статьи установлены исключения, согласно которым налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, подтверждающие

– право на льготу при налогообложении (п.6 ст.88 НК РФ);

– исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

– правомерность применения вычетов по НДС (п.8 ст.88 НК РФ).

– при проведении камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества - предоставляются сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (п.8.1. ст.88 НК РФ).

–при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период. Согласно п.1,2 ст.93 налоговый орган вправе истребовать необходимые документы у налогоплательщика, направив ему или его представителю требования о предоставлении документов. Срок предоставления документов в налоговые органы составляет 10 дней (20 дней - для консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения требования. У налогоплательщика есть возможность продлить срок предоставления документов. Для этого необходимо письменно уведомить налоговый орган. Решение о продлении или отказе продления выносится налоговым органом в течение 2 дней после получения письма от налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной производится согласно п. 1 ст. 89 НК РФ на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое свиде­тельствует об ее начале. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, но период проверки не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.3-4 ст.89 НК РФ). Однако если налогоплатель­щик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже если этот период находится за пределами трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения выездной налоговой проверки несколько отличается от порядка проведения камеральной проверки. Общая схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Порядок проведения выездной налоговой проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля

В ходе выездной налоговой проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • инвентаризация имущества;
  • допрос свидетелей;
  • экспертиза;
  • привлечение специалистов и переводчиков и др.

Истребование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства (ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик своевременно не предоставил требуемые документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного изъятия.

Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимый в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая проводится на основании распоряжения руководителя. По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Если в ходе проверки обнаружены правонарушения, налоговые инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица.

Все действия проверяющих налоговых инспекторов по проведению мероприятий налогового контроля ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными.

При совершении таких мероприятий, как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, обязательно должен составляться протокол, к которому предъявляются требования, установленные ст. 99 НК РФ.

Оформление результатов проверок

Для оформления результатов как камеральных, так и выездных налоговых проверок составляется акт налоговой проверки (п.5 ст.100 НК РФ), а в случае выездной налоговой проверки сначала составляется справка, только затем составляется акт выездной налоговой проверки. Принцип оформления результатов камеральной и выездной проверки можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Оформление результатов налоговых проверок

Акт проверки должен содержать обязательные реквизиты, закрепленные пунктом 3 ст. 100 НК РФ, а его итоговая часть содержать:

1) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (несдержанных и не перечисленных)) налогов (сборов);

2) сведения о завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по налогам и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений;

3)сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

4) сведения о не удержании и не перечислении налогов и т.д.;

5) предложения по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать конкретные меры, направленные на пресечение выявленных нарушений;

6) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

Порядок привлечения к налоговой ответственности по итогам выездных и камеральных налоговых проверок.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регламентирует ст. 100.1 НК РФ. В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Положения ст. 101 НК РФ распространяются как на выездные, так и на камеральные проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель налогового органа выносит решение о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности. Это решение должно содержать:

Изложение обстоятельств совершенного налогового правонарушения, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

Доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

Само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В нем также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, тем самым обжаловать решение. Порядок обжалования решения представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика

Существуют обстоятельства, которые как смягчают, так и отягчают ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проверки нарушения. Итак, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно ст. 112 НК РФ признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, которые наоборот отягчают ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом нужно помнить, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности за выявленные нарушения в ходе налоговых проверок составляет три года с момента совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности налоговым органом. Поэтому, если со дня совершения правонарушения и до момента вынесения решения прошло 3 года, лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубых нарушений правил учета доходов и расходов и за неуплату либо неполную уплату налога (ст. 120 и 122 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Для контроля налогоплательщиков с целью выявления всех нарушений в области налогового законодательства представители налоговой службы проводят проверки. Они проверяют документацию и выявляют те средства, которые не были уплачены компанией как налоговый сбор. Существует два основных вида проверок: камеральные и выездные. Между ними можно выявить целый ряд существенных отличий. В данной статье мы рассмотрим, чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных.

Камеральный вид

Камеральная проверка характеризуется тем, что документы компания подает в налоговый орган, где они и проверяются. Т.е. представителям ФНС для этого мероприятия не нужно никуда ехать. Они разбирают предоставленную им налоговую отчетность и делают на ее основании выводы на своем месте. Чаще всего здесь рассматриваются налоговые декларации, но могут исследоваться и другие бумаги, например транспортная документация.

Когда инспектор видит нарушение, он отправляет компании письмо с требованием данное нарушение устранить. Если с бумагами все хорошо и никаких претензий к ним нет, то в этом случае организация никакого уведомления не получит.

Часто при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов.

Чаще всего при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов. Бывает, что бумаги пророчены, т.е. они поданы в налоговый орган с опозданием, что уже считается нарушением. Когда получено предписание об устранении всех недоделок, то компания должна над этим поработать и затем отправить в ФНС исправленный вариант каждой бумаги.

Для камеральной проверки налоговикам не нужно получать особого указания со стороны своего начальства, которое обязательно должно быть при проверке выездного характера. У сотрудников налогового органа есть 3 месяца, чтобы тщательно проверить все декларации. Регулируется данное мероприятие ст. 88 НК РФ.

Проверять документы старше 3-летнего возраста нельзя.

Выездной тип

Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости. Чаще всего такая проверка проходит или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной. Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.

Кроме того, на месте проверяются фактические условия работы компании и ее деятельность. Бывает, что заявлена одна сфера деятельности, а на деле организация занимается совсем другим. В конце такой проверки составляется предписание. Регулируется такое мероприятие ст. 89 НК РФ.

По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.

Подробнее

Представленная вашему вниманию таблица позволить лучше провести сравнение и понять, каковы же основные отличия между этими двумя видами проверок.

Каждому руководителю следует знать, что камеральная и выездная налоговая проверка имеют целый ряд важных отличий, которые нужно учитывать. Это знание поможет лучше подготовиться к проверке и пройти ее максимально успешно.

Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок - регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

    налоговых проверок;

    получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

    проверки данных учета и отчетности;

Правила истребования документов при проведении налоговой проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения соответствующего требования. Эти документы передаются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования. Отказ от их представления признается налоговым правонарушением.

Инспектор налогового органа, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы и информацию относительно деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Виды налоговых проверок представлены на рисунке 9.2. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Камеральная налоговая проверка - форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Рис.9.2. Виды налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налог

плательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Выездная налоговая проверка - форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. изменяется порядок проведения проверок на территории налогоплательщика. Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные законодательные установления о выездной проверке

Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки - не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но не более шести месяцев.

Проверка структурных подразделений . В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца.

Повторная проверка . Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;

2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Справка о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.

Обычно при документальной проверке проверяют правильность:

а) отражения в учете различного вида доходов и расходов;

б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.);

в) пользования льготами по всем проверяемым налогам;

г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.

Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.

Так, относительно второй из этих возможностей установления достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)».