Дельтакредит рефинансирование ипотеки в. Лучшие предложения по рефинансированию ипотеки

1.Конституционные принципы российского судопроизводства

Согласно Федеральному Конституционному закону «О Конституционном суде Российской Федерации», к принципам судопроизводства относятся:

Независимость судей

Коллегиальность

Гласность судопроизводства

Устность разбирательства

Состязательность и равноправие сторон

Язык судопроизводства- русский.

2. Прямое применение Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В случае противоречия норм любого отраслевого закона Конституции действует последняя. Нельзя заранее исключить возможность прямого применения норм Конституции при регулировании уголовно-процессуальных отношений. Трудно просчитать, как "поведет себя" отраслевая норма при соприкосновении с фактическими общественными отношениями (крайне многообразными), которые могут возникнуть в отношениях между судом, прокурорами, следователями, дознавателями, а главное - в их отношениях с гражданами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства. Поэтому обращение к нормам Конституции может стать неизбежным и поможет в сложившейся ситуации найти оптимальное правовое решение.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

А) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

Б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

В) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

Г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

3. Право граждан на судебную защиту: вопросы теории и практики.

Согласно ст. 2 Конституции РФ:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Согласно ст. 6 Римской Конвенции «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД»:

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

А) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

Б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

В) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

В) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

Г) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Согласно Конституции РФ, Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, или третейский суд (далее - суд).

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

С появлением конституционных (уставных) судов субъектов РФ граждане и юридические лица получили дополнительную гарантию в защите своих прав и свобод.Поскольку в результате решений конституционного (уставного) суда получают судебную, и притом весьма оперативную, защиту своих конституционных прав не только лицо или лица, обратившиеся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли быть нарушены нормативным правовым актом, рассматриваемым судом, именно конституционные (уставные) суды являются наиболее эффективным средством защиты прав человека и гражданина.

Кроме того, правовые позиции конституционных (уставных) судов содержат ориентиры для законопроектной и другой правотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Закон перечисляет принципы деятельности Конституционного Суда. В качестве основных здесь рассматриваются принципы независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Принципы устности разбирательства, языка конституционного судопроизводства, непрерывности судебного заседания не являются основными.

Первым в ст.29 Закона 1994 г. приведён принцип независимости, наиболее важный. Эта статья воплощает в себе требования ст.120 Конституции, где приведены конституционные принципы осуществления конституционного судопроизводства. Этот принцип напрямую связан с принципом разделения властей и сутью самого правосудия. Конституционный Суд венчает судебную власть как самостоятельную ветвь. Гарантии независимости судей, приведённые выше, необходимы, чтобы обеспечить независимость Конституционного Суда при принятии решений. В ч.1 ст.29 записано, что при осуществлении своих полномочий, судьи Конституционного Суда руководствуются только Конституцией и настоящим Законом. Это специфические рамки их процессуальной независимости.

Более они не должны подчиняться никому и ничему. Если расширить рамки их процессуальной независимости, то соответственно увеличиться их ответственность. Независимость нужна Конституционному Суду, прежде всего для того, чтобы свободно оценивать конституционность нормативно-правовых актов. У принципа независимости судей Конституционного Суда есть внешняя и внутренняя сторона. Внешняя сторона проявляется в том, что судья Конституционного Суда не может представлять интересы каких-либо государственных или социальных структур. На реализацию этого направлена ст.11 Закона о Конституционном Суде. В судопроизводстве судья отстаивает свою личную позицию ч. 2 ст. 29 Закона «О Конституционном Суде». . Постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей должно быть исключено как извне, так и изнутри. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку исследования вопросов (ст.60), свободно высказываться в ходе совещания судей; обеспечивается соответствующий порядок голосования и тайна совещания (ст.15 ч.4, ст.70). Все эти нормы направлены на обеспечение внешней стороны принципа независимости. Его внутренняя сторона это субъективная внутренняя независимая позиция судьи. Судья политически беспристрастно должен выражать свою позицию (ч.3 ст.29). Установлена ответственность за вмешательство в деятельность Конституционного Суда. Часть 5 статьи 29 является лишь отсылочной нормой. Санкции предусмотрены в отраслевом законодательстве.

Следующий принцип - коллегиальность. Так как в Конституционном Суде дела не могут быть рассмотрены единолично, а только коллегиально (даже большинство организационных и кадровых), то для Конституционного Суда принцип коллегиальности имеет более универсальное значение. Он более расширен в новом Законе: в ст. ст.40-42, 47, 49, 54. Принцип коллегиальности связан с принципом независимости, так как нельзя гарантировать коллегиальность без равенства прав судей и их независимости. Ч. ч.2 и 3 ст.30 устанавливают кворум, при котором суд может принимать решения. В пленарных заседаниях это не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты не менее трёх четвертей. Но статья 4 Закона 1994 года содержит более жёсткие требования. Она говорит, что признаёт конституционность суда как коллегиального органа только при наличии не менее трёх четвертей от полного состава. Правда, здесь в отличие от ст.30, учитываются и те судьи, полномочия которых приостановлены.

Следующий принцип - это принцип гласности, он приведен в статье 31. Это общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст.123 ч.1. Этот принцип призван обеспечивать социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Немаловажен тот факт, что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над Конституционным судом кроме социального контроля нет никакого другого. Поэтому принцип гласности очень важен (и для граждан, и для государственных органов и должностных лиц).

Он предполагает свободный доступ в зал судебного заседания. В прежней практике имели место факты, когда допуск публики в зал был по персональным пропускам или спискам, независимо от того, принято ли решение об этом судом или его должностными лицами. Гласность выражается в проведении открытых заседаний (ст.54). Ст.31 определяет, что закрытые заседания проводятся только по основаниям, предусмотренным в ст.55. Особенностью старого закона было то, что присутствие публики допускалось даже при проведении совещания и голосования судей ст. 28 Закона от 1991 г. . Этого можно было избежать по требованию не менее чем 3-х судей, что часто применялось на практике. Теперь ст.70 четко говорит, что решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным судом в закрытом совещании. Принцип гласности нужен, чтобы придать авторитет выносимым решениям. Нередко к рассмотрению дел подключаются средства массовой информации.

Принцип состязательность и равноправие сторон, приводится в статье 35 Закона. Ранее у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в других судопроизводствах. Она не ограничивается признанием равноправия сторон участвующих в рассмотрении дел судами. Теперь функции Суда и сторон в конституционном судопроизводстве разграничены. Это исключает начало процесса по инициативе суда и исходит из принципа разделения властей. Иначе Конституционный суд подменял бы законодательную и исполнительную власть, оценивая конституционность их актов и действий, вмешивался бы в законотворческую и исполнительную деятельность. Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает орган государственной власти. В разбирательстве вообще может не быть спора, если это, например, разбирательство по запросу о толковании Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции. Стороны могут действовать в интересах третьих лиц или в общих интересах, могут отказаться отстаивать позицию, изменить её, стороны имеют равные права и при решении процедурных вопросов не связанных с их позицией по существу дела. Свидетели, эксперты, переводчики также пользуются равными правами. Процессуальные отношения строятся с ними на равной основе.

В статье 32 говорится о принципе устности разбирательства. В ходе заседания Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Этот принцип тесно связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах дела. Но допускается и не оглашение документов, если они были представлены для ознакомления судьям и сторонам или их содержание излагалось на заседании по данному делу. Это не ограничивает принципа гласности, если к тому же заседание закрытое, или открытое, но публика на нем не присутствует. Результативность и демократичность разбирательства от этого не пострадают.

Язык конституционного судопроизводства - следующий принцип, обозначенный в статье 33 Закона. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, он может давать объяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика.

Принцип непрерывности судебного заседания (ст.34). Он важен для объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству, либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех же судей по нескольким делам. Но часть 4 статья 34 Закона «О Конституционном Суде». говорит, что до принятия решения по делу, рассматриваемому пленарным заседание Конституционного Суда, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат и наоборот. Из-за этого данный принцип, несмотря на всю его важность, не перечисляется в статье 5 наряду с другими основными принципами.

Закон перечисляет принципы деятельности Конституционного Суда. В качестве основных здесь рассматриваются принципы независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Принципы устности разбирательства, языка конституционного судопроизводства, непрерывности судебного заседания не являются основными.

Первым в ст. 29 Закона 1994 г. приведён принцип независимости - наиболее важный. Эта статья воплощает в себе требования ст. 120 Конституции, где приведены конституционные принципы осуществления конституционного судопроизводства. Этот принцип напрямую связан с принципом разделения властей и сутью самого правосудия. Конституционный Суд венчает судебную власть как самостоятельную ветвь. Гарантии независимости судей, приведённые выше, необходимы, чтобы обеспечить независимость Конституционного Суда при принятии решений. В ч. 1 ст. 29 записано, что при осуществлении своих полномочий, судьи Конституционного Суда руководствуются только Конституцией и настоящим Законом. Это специфические рамки их процессуальной независимости. Более они не должны подчиняться никому и ничему. Если расширить рамки их процессуальной независимости, то соответственно увеличиться их ответственность. Независимость нужна Конституционному Суду, прежде всего для того, чтобы свободно оценивать конституционность нормативно-правовых актов. У принципа независимости судей Конституционного Суда есть внешняя и внутренняя сторона. Внешняя сторона проявляется в том, что судья Конституционного Суда не может представлять интересы каких-либо государственных или социальных структур. На реализацию этого направлена ст. 11 Закона о Конституционном Суде. В судопроизводстве судья отстаивает свою личную позицию (ч.2 ст. 29). Постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей должно быть исключено как извне, так и изнутри. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку исследования вопросов (ст. 60), свободно высказываться в ходе совещания судей; обеспечивается соответствующий порядок голосования и тайна совещания (ст. 15 ч. 4, ст. 70). Все эти нормы направлены на обеспечение внешней стороны принципа независимости. Его внутренняя сторона - это субъективная внутренняя независимая позиция судьи. Судья политически беспристрастно должен выражать свою позицию (ч. 3 ст. 29). Установлена ответственность за вмешательство в деятельность Конституционного Суда. Часть 5 статьи 29 является лишь отсылочной нормой. Санкции предусмотрены в отраслевом законодательстве.

Следующий принцип - коллегиальность. Так как в Конституционном Суде дела не могут быть рассмотрены единолично, а только коллегиально (даже большинство организационных и кадровых), то для Конституционного Суда принцип коллегиальности имеет более универсальное значение. Он более расширен в новом Законе: в ст. ст. 40-42, 47, 49, 54. Принцип коллегиальности связан с принципом независимости, так как нельзя гарантировать коллегиальность без равенства прав судей и их независимости. Ч.ч. 2 и 3 ст. 30 устанавливают кворум, при котором суд может принимать решения. В пленарных заседаниях это - не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - не менее трёх четвертей. Но статья 4 Закона 1994 года содержит более жёсткие требования. Она говорит, что признаёт конституционность суда как коллегиального органа только при наличии не менее трёх четвертей от полного состава. Правда, здесь в отличие от ст. 30, учитываются и те судьи, полномочия которых приостановлены.

Следующий принцип - это принцип гласности, он приведен в статье 31. Это общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст. 123 ч.1. Этот принцип призван обеспечивать социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Немаловажен тот факт, что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над Конституционным судом кроме социального контроля нет никакого другого. Поэтому принцип гласности очень важен (и для граждан, и для государственных органов и должностных лиц). Он предполагает свободный доступ в зал судебного заседания. «В прежней практике имели место факты, когда допуск публики в зал был по персональным пропускам или спискам, независимо от того, принято ли решение об этом судом или его должностными лицами». Федеральный Закон РФ о Конституционном Суде РФ// Комментарий. М.: Юрид. лит. 1996. С.128. Гласность выражается в проведении открытых заседаний (ст.54). Ст. 31 определяет, что закрытые заседания проводятся только по основаниям, предусмотренным в ст. 55. Особенностью старого закона было то, что присутствие публики допускалось даже при проведении совещания и голосования судей, согласно ст.28 Закона от 1991 г. Этого можно было избежать по требованию не менее чем 3-х судей, что часто применялось на практике. Теперь ст. 70 четко говорит, что решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным судом в закрытом совещании. Принцип гласности нужен, чтобы придать авторитет выносимым решениям. Нередко к рассмотрению дел подключаются средства массовой информации.

Следующий принцип - состязательность и равноправие сторон - приводится в статье 35 Закона. Ранее у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в других судопроизводствах. Она не ограничивается признанием равноправия сторон участвующих в рассмотрении дел судами. Теперь функции Суда и сторон в конституционном судопроизводстве разграничены. Это исключает начало процесса по инициативе суда и исходит из принципа разделения властей. Иначе Конституционный суд подменял бы законодательную и исполнительную власть, оценивая конституционность их актов и действий, вмешивался бы в законотворческую и исполнительную деятельность. Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает орган государственной власти. В разбирательстве вообще может не быть спора, если это, например, разбирательство по запросу о толковании Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции. Стороны могут действовать в интересах третьих лиц или в общих интересах, могут отказаться отстаивать позицию, изменить её, стороны имеют равные права и при решении процедурных вопросов не связанных с их позицией по существу дела. Свидетели, эксперты, переводчики также пользуются равными правами. Процессуальные отношения строятся с ними на равной основе.

В статье 32 говорится о принципе устности разбирательства. В ходе заседания Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Этот принцип тесно связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах дела. Но допускается и не оглашение документов, если они были представлены для ознакомления судьям и сторонам или их содержание излагалось на заседании по данному делу. Это не ограничивает принципа гласности, если к тому же заседание закрытое, или открытое, но публика на нем не присутствует. Результативность и демократичность разбирательства от этого не пострадают.

Язык конституционного судопроизводства - следующий принцип, обозначенный в статье 33 Закона. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, он может давать объяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика.

Принцип непрерывности судебного заседания (ст.34). Он важен для объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству, либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех же судей по нескольким делам. Но часть 4 статьи 34 говорит, что до принятия решения по делу, рассматриваемому пленарным заседание Конституционного Суда, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат и наоборот. Из-за этого данный принцип, несмотря на всю его важность, не перечисляется в статье 5 наряду с другими основными принципами.

Принципы конституционного судопроизводства - обладающие нормативной обобщенностью основные руководящие идеи, которые предопределяют содержание отраслевых норм, носят уни- версальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все отношения в области конституционного судопроизводства. Классификация принципов: По содержанию: а) общие - оказывают воздействие на все институты отрасли; б) специальные - характерны только для отдельных институтов отрасли. По форме: а) конституционные - закрепленные в Конституции РФ (принцип состязательности, принцип равноправия сторон, принцип гласности - ч. 1, 2 ст. 123); б) законодательные - закрепленные в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (коллегиальность. устность, непрерывность - ст. 30, 32, 34); в) конституционно-судебные - сформулированные Конституционным Судом РФ в своих решениях (). По роли в осуществлении правосудия (Л.В. Лазарев, В. А. Кряжков): а) организационные (коллегиальность, независимость); б) функциональные (состязательность, равноправие сторон). Принципы конституционного судопроизводства во многом идентичны принципам общего правосудия, это в большей мере относится к перечню принципов, в меньшей мере к содержанию принципов (Ж.И. Овсепян). 1. Принцип законности Не поименованный в законе принцип. Связано это, прежде всего с тем, что Конституционный Суд РФ разрешает дела на соответствие Конституции РФ. Между тем, законность в данном случае означает необходимость подчинения Суда нормам ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», как источника процессуальных норм, которым обязан следовать Суд в своей деятельности. 2. Принцип гласности Гласность в российском праве понимается в целом как правовой _режим и означает - порядок регулирования общественных отношений в области информации, направленный создание информационной открытости в деятельности органов публичной власти, организаций и недопущения информационного вторжения в частную жизнь индивида. В области информации о деятельности органов государственной власти, в том числе Конституционного Суда РФ действует принцип информационной доступности - максимальный доступ к сведениям о деятельности органов власти. Гласность как принцип конституционного судопроизводства - это установленный порядок рассмотрения дел в случаях, при которых судебные заседания проводятся открыто с предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) - фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обнародования содержания и результатов процесса / И. Л. Петрухин /. Обеспечение гласности достигается за счет (Л.В. Лазарев, В.А. Кряжков): а) помещение объявлений о судебных заседаниях в доступных для граждан местах занимаемого Судом здания, в СМИ; б) оповещение представителей государственных органов и общественных организаций, печати, радио и телевидения, должностных лиц и граждан о реестре обращений, принятых Судом к рассмотрению (§ 26 Регламента Конституционного Суда РФ); в) рассылка принятых решений судьям, сторонам, Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ; Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ; г) опубликование решений и особых мнений судей в официальных изданиях (в официальных изданиях органов государственной власти, которых касается принятое решение; в Вестнике Конституционного Суда РФ). В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 13.01.95 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» государственные СМИ обязаны включать в информационные программы сообщения о решениях и действиях Конституционного Суда РФ. Ограничение гласности: а) кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ; б) допускается закрытое заседание, хотя в строго ограниченных случаях, (когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной, профессиональной или коммерческой тайны; при необходимости охраны тайны личной или семейной жизни; по делам, связанным с усыновлением; в целях обеспечения безопасности граждан; по другим делам в целях защиты общественной нравственности; при рассмотрении вопросов неприкосновенности судей Конституционного Суда РФ, приостановлении их полномочий, при отстранении судьи от участия в деле и по другим вопросам); в) в здание Суда невозможно пройти без паспорта и пропуска, который выписывается по поручению судьи и некоторых сотрудников аппарата Суда. В закрытом заседании принимают участие судьи, стороны и их представители. Принятые в открытых или закрытых заседания решения оглашаются в любом случае публично. 3. Принцип независимости Независимость обеспечивается путем установления следующих требований и гарантий: судьи при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и настоящим федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»; судьи выступают в личном качестве и не представляют, каких бы то ни было других лиц или организаций; акты Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий; судьи принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Судом; какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда, не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. конституционности акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей (п. 4 ст. 72 ФКЗ). В таком же порядке принимается решение о прекращении полномочий судьи (п. 5 ст. 18 ФКЗ). 5. Принцип состязательности и равноправия сторон Принцип состязательности применительно к конституционному судопроизводству означает: а) судебное разбирательство инициируется не судом, а определенными субъектами (сторонами); б) в процессе, как правило, имеются стороны с противоположными требованиями к Суду. В этой связи, возможно, говорить о состязании сторон в процессе; в) стороны вправе привлекать в процессе для отстаивания своей позиции представителей (профессиональных адвокатов); г) стороны дают объяснения Суду, которые выслушиваются в полном объеме; д) равные процессуальные права и обязанности сторон. Ограничением состязательности в конституционном судопроизводстве можно увидеть в особой роли Конституционного Суда РФ, который не связан доводами сторон при принятии решения. В делах о толковании Конституции РФ состязательность отсутствует вообще. Введенная самим Конституционным Судом РФ практика принятия «определений с позитивным содержанием», которые принимаются без заслушивания сторон и оглашения документов, лишает стороны возможности изложить перед Судом свою позицию и аргументы и влечет нарушение принципа состязательности (обоснование этого мнения содержится в Особом мнении судьи В.О. Лучина по определению КС РФ от 27.06.00 г. № 92-О). Принцип равноправия сторон вытекает из более общего, конституционного принципа, принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Равноправие сторон означает равный объем прав и обязанностей у сторон конституционного судебного процесса. При этом В.М. Семенов добавляет, что раскрытием этого принципа является также обязанность Суда оказывать равную процессуальную помощь сторонам. В противном случае можно будет констати-ровать дискриминацию сторон Судом. «одной из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда непосредственно перед удалением его в совещательную комнату для вынесения решения. Только при этом условии полностью реализуется в судебном заседании право на судебную защиту, которое согласно Конституции РФ не может быть ограничено». абз. 3 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15.01.99 г. № 1-П. 6. Принцип устности судебного разбирательства 1) Разбирательство в заседаниях Суда происходит устно. 2) Объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей даются устно в ходе рассмотрения дел Судом, имеющиеся в деле документы подлежат оглашению. 3) В заседании Суда могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Нарушением принципа устности судебного разбирательства можно признать практику Суда выносить так называемые «определения с позитивным содержанием». Такие определения принимаются без заслушивания сторон и их представителей, показаний экспертов и свидетелей, оглашения имеющихся документов. Между тем, такие акты Суда содержат вывод о подтверждении неконституционности тех или иных правовых актов. Например, ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 июня 2000 г. N 92-О по делу конституциях ряда республик Конституционным Судом РФ вынесено 1238 решений об отказе в принятии обращений граждан и государственных органов к рассмотрению по различным основаниям, в том числе 329 определений с положительным содержанием (в 1997 году - 20, 1998 - 51, 1999 - 80, 2000 - 120, 2001 - 58), в которых, в частности, подтверждаются или развиваются правовые позиции, изложенные ранее в решениях Конституционного Суда РФ. Управление судебных заседаний Конституционного Суда РФ ("Российская юстиция", 2001, N 10) "Деятельность Конституционного Суда РФ в цифрах (ноябрь 1991 г. - июль 2001 г.)" 7. Принцип языка судопроизводства 1) Производство в Суде ведется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. 2) Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Переводчик обеспечивается Судом. Судья не может быть переводчиком. Если сторона процесса не согласна с переводчиком, предложенным Судом, она может пригласить своего переводчика. 8. Принцип тайны совещания судей 1) Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. 2) В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. 3) В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. 4) Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. 9. Принцип непрерывности судебного разбирательства 1) Заседание Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Заседание проходит, как правило, по следующему графику: 10 ч. начало заседания; 12-12.30 ч. перерыв; 12.30-14 ч. продолжение заседания; 14-15 ч. обеденный перерыв; 15-18 ч. продолжение заседания. 2) До принятия решения по делу или до отложения его слушания Суд или палата Суда не могут рассматривать другие дела. Отложение рассмотрения дела возможно в случае, если Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. Самым продолжительным заседание Суда было заседание по «делу КПСС» - 51 день. Перерыв в этом заседании длился с 13 августа по 15 сентября 1992 года. Также в науке выделяются ряд других, свойственных традиционным видам судопроиз- водств (гражданскому и уголовному). К их числу можно отнести: принцип полноты, всесторонности и объективности судебного разбирательства; принцип непосредственности в исследовании доказательств; принцип диспозитивности; принцип процессуальной экономии; принцип установления объективной истины (С.Э. Несмеянова, Н.В. Витрук).