Зарплаты госслужащих увеличится на 200. Из каких составляющих складывается полная зарплата госслужащих федерального уровня

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Заработные платы государственным служащим выплачиваются из бюджета РФ, и во время, кризиса, как известно власти ввели режим жесткой экономии бюджетных средств и приняли решение об отмене прибавок к доходам госслужащих, решив перенаправлять деньги на более существенные нужды. И сегодня возникает вполне закономерный вопрос о том, будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2019 году, ведь откладывать это мероприятия и дальше нельзя. Что нужно знать по этому вопросу?

Новый подход к расчету зарплат

Правительство анонсирует не только повышение зарплат федеральным госслужащим в 2019 году, но и планирует реализовать на практике принципиально новый порядок их начисления. За счет этого существенно изменится текущий размер окладов, так как при их расчете будут учитываться все виды дополнительных выплат, которые призваны стимулировать работников эффективнее выполнять свои должностные обязательства. Это поможет решить проблему безосновательной дифференциации зарплат госслужащих, что, судя по последним исследованиям, не соответствует реалиям трудового рынка.

Согласно информации, которая была опубликована на сайте Минэкономразвития, на протяжении 2019 года заработные платы чиновников вырастут на 8%. Для этого в государственном бюджете заложено около 450 млрд. руб., которые будут направлены на покрытие таких расходов. Но это произойдет только в том случае, если соответствующий законопроект будет утвержден Федеральным собранием до конца текущего года.

Впрочем, повышение коснется только окладов и не затронет других составляющих заработных плат чиновников. Более того, при детальном изучении вопроса становится очевидно, что индексация не поспособствует повышению реального уровня доходов госслужащих, так как такая манипуляция призвана решить другую задачу, что определено ее функционалом.

На сколько вырастут оклады

На протяжении следующего года зарплаты будут расти неравномерно, так как повышение будет осуществляться в несколько этапов. По данным экспертов и аналитиков, в 2019 году средняя заработная плата российского чиновника составит 137 8 тыс. руб., но это очень усредненный показатель с учетом всех надбавок, доплат и стимуляционных выплат, из-за чего нельзя будет адекватно оценить динамику роста. К тому же оплата труда назначается по тарифной сетке в зависимости от занимаемой должности, а значит озвученные 137,8 тыс. – это не тот показатель, на который стоит обращать внимание и учитывать в статистике. К примеру, если работник аппарата президента может получать до 200 тыс. руб., то ежемесячная зарплата чиновника первой категории редко превышает 26 тыс. руб. Именно такой разброс все чаще является причиной недовольства госслужащих, которые считают, что правительство неадекватно оценивает их труд.

В контексте вопроса, что ждет федеральных госслужащих в 2019 году, можно с уверенностью сказать, что им не стоит рассчитывать на реальное повышение своих доходов. Индексация нужна для того, чтобы «догнать» инфляцию, которая способствует удорожанию товаров и услуг. Но ключевая проблема состоит в том, что для осуществления такой операции будут использоваться официальные данные, которые, как правило, существенно отличаются от реальных.

Не исключено, что анонсируемое повышение на 4% произойдет в первые 6 месяцев следующего года. А второе повышение (тоже на 4%) стоит ждать не раньше октября 2019 года, хотя правительство может изменить этот порядок индексации заработных плат.

От чего зависит рост заработных плат?

В современное время власти делают акцент на том, что главными фактора в формировании заработных плат должны являться опыт и должность, поэтому именно этому они уделяют особенное внимание при проработке вопроса. Стоит вспомнить, что три года назад проводилась реформа, касающаяся возрастания доходов, но в реальности понятно, что в настоящее время бюджетники не располагают высокими размерами доходов.
Естественно, сегодня сохраняется закономерность, касающаяся того, что зарплата находится в прямой пропорциональной зависимости от занимаемой должности. Например, последние новости о повышении окладов федеральным госслужащим в России говорят о том, что довольно высокие зарплаты получают служащие высшего звена власти, в то время, как их помощники не могут похвастаться таким преимуществом.

Другие выплаты

Но индексация окладов – это не единственная хорошая новость для госслужащих. В следующем году запланировано повышение еще одной составляющей их зарплат, что отразится на текущем уровне доходов.

В зависимости от того, какую должность занимает работник, он получает такие виды выплат:

  • оклад (согласно тарифной сетке и чину);
  • выслугу лет (может составлять 15%-30%);
  • доплаты для специалистов, которые работают в сложных условиях или секретных подразделениях (от 60% до 200%).

Согласно прогнозу экспертов, в следующем году правительство может повысить оклады чиновникам и пересмотреть масштаб других выплат. Предполагается, что они не будут назначаться «по умолчанию», а будут выплачиваться только тому, кто сумеет выполнить (перевыполнить) все нормативы, обозначенные трудовым договором. И это нужно будет доказать в индивидуальном порядке, после чего можно будет рассчитывать на получение стимуляционных выплат.

На дополнительное финансирование зарплат госслужащих правительство планирует выделить 380 млрд. руб., а уполномоченные ведомства уже приступили к разработке законодательных поправок, которые позволят реализовать такое нововведение. При этом особое внимание будет уделено зарплатам молодых специалистов, чтобы привлечь на государственную службу перспективных и квалифицированных работников. За счет этого будет достигнут рост компетенции кадрового состава, тем более что в следующем году может произойти сокращение штата госслужащих.

Сокращение – будет или нет?

Состояние современной экономической системы Российской Федерации не отличается большой стабильностью – этот факт, известный, наверное, каждому жителю страны. Соответственно, нет особенной уверенности в реализации обещаний правительственных структур по отношению к увеличению заработных плат (хотя в данном вопросе информация касается непосредственно чиновников и ее можно рассматривать под «другим углом»).
Обычно увеличение заработных плат бюджетникам совпадает со временем массовых увольнений на предприятиях, потому что по-другому найти средства на реализацию всех запланированных мероприятий довольно трудно.

Ранее проводилась жесткая политика реорганизации с целью повышения благосостояния госслужащих, в ходе которой многие потеряли свои рабочие места, попав под сокращение. Однако сегодня на вопрос о том, будет ли сокращение федеральных госслужащих в 2019 году, можно ответить отрицательно, потому что пока никакой информации по этому поводу в СМИ не поступает.


Расходы на материальную мотивацию чиновников в 2019–2021 годах могут превысить 630 млрд руб., следует из проекта федерального бюджета. С 2020 года планируется увеличение постоянной части денежного содержания госслужащих

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Правительство в 2019-2020 годах резко увеличит бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников, следует из проекта федерального бюджета, с которым ознакомился РБК. Документом предлагается зарезервировать на эти цели 138,6 млрд руб. в 2019 году и 208,9 млрд руб. в 2020 году. Это, соответственно, на 39 млрд и 109 млрд руб. больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете . В 2021 году на материальную мотивацию госслужащих предложено выделить еще больше — 284,4 млрд руб.

В том числе предлагается зарезервировать 375 млн руб. в 2019 году на стимулирование федеральных госслужащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты (их 12) организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года, в их составе планируется утвердить 67 федеральных проектов.

Те 493 млрд руб., которые закладываются на 2020 и 2021 годы, предполагается использовать на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты. — РБК ), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих», следует из проекта бюджета.

Борьба за престиж госслужбы

Резерв на выплаты чиновникам в 2019-2021 годах — следствие подписанного в августе 2016 года указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016-2018 годы». Этим указом Путин поручил правительству добиться повышения престижа гражданской службы. «До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания», — ставилась цель в документе.

Согласно «дорожной карте» правительства по реализации президентского указа о госслужбе, Минтруд совместно с Минфином и Минэкономразвития в четвертом квартале 2018 года должен подготовить изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы материального стимулирования чиновников, увеличения гарантированной части их денежного содержания, а также повышения в оплате труда доли, обусловленной эффективностью их работы.

РБК направил запрос в Минтруд с просьбой уточнить, какие меры по совершенствованию системы материального стимулирования чиновников предлагает министерство. Пресс-служба Минтруда сообщила только, что ведомство «прорабатывает вопрос».

Из чего складывается оплата труда госслужащих

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Идея увеличения в оплате труда госслужащих доли, связанной с реальной эффективностью их работы, существует давно, но на практике внедряется с трудом, сообщил РБК заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. «Все, что касается внедрения каких-либо форм повышения эффективности работы государственных служащих, наталкивается на сопротивление или на негативные результаты», — указал он. Впрочем, по его словам, сейчас гораздо легче сформировать KPI для чиновников в силу того, что национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года сформулированы достаточно четко и они могут быть доведены до конкретного госслужащего. «То есть могут быть определены KPI ведомств, от ведомств к подразделениям, от подразделений к сотрудникам», — пояснил он.

По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в федеральных органах в 2017 году 118,8 тыс. руб. в месяц, но это данные только по центральным аппаратам министерств и ведомств (то есть без учета территориальных органов). Кроме того, в министерствах и ведомствах есть серьезные различия в зарплатах руководящего состава и рядовых сотрудников, говорит Климанов. По его словам, «перелом» в уровне зарплат наступает на уровне замдиректоров департаментов и начальников отделов, тогда как госслужащих среднего и младшего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми сотрудниками.

Больше пяти лет не росли официальные доходы российских государственных служащих ввиду сложной экономической ситуации. Но всё понемногу меняется в лучшую сторону, и повышение зарплаты госслужащим в 2019 году может всё же состоятся. Остановимся на этих прогнозах подробнее.

Заморозка доходов чиновников была зафиксирована еще в далёком 2014 году. С тех пор, в ожидании благоприятных экономических перспектив, служащие довольствовались слухами и ждали благих вестей от правительства. И вот, наконец, они имеют поводы для оптимизма – Минтруда и соцзащиты России сообщили об индексации их доходов, начиная с 2019 года. Через год пройдёт еще одна индексация.

Но при этом ожидается давно обещанная оптимизация государственного аппарата на всех уровнях. Что означают эти изменения? То, что будут продолжаться сокращения, поскольку на сегодня количество госслужащих продолжает оставаться очень высоким – порядка одного государственного работника на почти девяносто граждан страны. И это очень много, исходя из того, что, к примеру, в СССР данный показатель равнялся 140 к 1.

В дополнение к этому, планируется сокращение среднего возраста государственного служащего путём увеличения количества молодёжи в госаппарате. Цель этого – привлечение свежих мыслей и идей.

Реформа системы трудовой оплаты также коснется корректировок в части окладов и премиальных доплат. Планируется увеличивать основную зарплату (оклады) и снижать ряд прибавочных выплат, в первую очередь премиальных. Также рассматривается вопрос унификации заработной оплаты служащих одинаковых должностей, но работающих в разных государственных учреждениях. Их оклады и выплаты предлагается выравнивать, чтобы не создавать приоритетность каких-либо ведомств, поскольку сегодня наблюдается серьезный перекос ставок. Так, средняя зарплата в администрации Президента и центральном аппарате Правительства составляет около 220 тысяч рублей, а в Министерстве финансов не достигает и 140 тысяч.

Какой рост зарплат планирует Минфин

Как отмечалось выше, несколько лет действовал мораторий на повышение окладов государственным гражданским служащим. Майскими указами Президента предусматривался рост окладов, при наличии возможностей государственного бюджета для этого повышения.

Уже осенью министр финансов России Антон Силуанов озвучил заложенную в бюджете на 2019 год сумму, предусмотренную на повышение зарплат бюджетников. Она составит 100 млрд. рублей.

На сегодня тарифная сетка заработной платы госслужащих в целом состоит из следующих составляющих:

  • основной оклад в зависимости от должности;
  • дополнительный оклад в зависимости от ранга (чина) служащего;
  • дополнительные выплаты за стаж и выслугу;
  • дополнительные начисления работникам секретных структур / особо сложных производств.

Федеральным бюджетом на 2019 год по двум первым выплатам (основные и дополнительные оклады) запланировано повышение – индексация. Её размер составит 4% на 2019 год, на аналогичное количество процентов увеличатся оклады в 2020 году.

Касаемо дополнительных выплат и начислений, то они пока сохранят свой размер, который подлежал оплате в нынешнем году. В нижеприведённой таблице напомним проценты выплат и начислений в зависимости от параметров стажа и места работы:

В дальнейшем означенные стимулирующие выплаты будут пересматриваться, перестанут носить элементы общего подхода при начислении и станут намного более индивидуальными.

На системе, сроках и прочих нюансах индексации остановимся ниже.

Когда будет происходить повышение

Ожидаемое повышение окладов госслужащим в 2019 году с начала грядущего года, то есть с января, не планируется. Связано это с тем, что сейчас ведётся разработка общих принципов и критериев государственной политики в отношении служащих и их новой системы трудовой оплаты. Завершение этой работы и общественное представление конечного варианта этой политики и системы предполагается ближе к осени будущего года.

Исходя из означенного, принято решение привязать индексацию и поднятие окладов госслужащим к уже решенному вопросу индексации окладов российских военнослужащих.

Кто относится к госслужащим

Теперь остановимся на вопросе, кто на сегодняшний день, в соответствии с законами России, относится к категории государственных служащих.

Сразу отметим, что к разряду госслужащих причисляются далеко не все работники учреждений, относящихся по правовому статусу к государственной собственности. К такой категории сейчас относятся работники:

  • законодательной деятельности (сенаторы, депутаты различных собраний);
  • исполнительных служб (работники аппарата Президента, мэрий городов, таможни, министерств Российской Федерации, налоговых, миграционных и пограничных служб, сотрудники Роструда, Росреестра, Роспотребнадзора);
  • судебного производства (суды всех инстанций, прокурорские работники).

Все перечисленные госслужащие – сотрудники не только федеральных, но и региональных учреждений, организаций и служб.

Как отмечалось выше, государственный аппарат страны на данный момент считается очень перегруженным и будет реформироваться в соответствии с принципами и концепциями, закладываемыми государственной политикой в отношении служащих и их новой системы трудовой оплаты.

Размер материального вознаграждения чиновников

Этой же концепцией предусматривается сокращение материального стимулирования госслужащих в 2019 году. Значит, количество премий, прочих прибавочных выплат, будет постепенно сокращаться, при общей тенденции постепенного повышения окладов государственных служащих.

Но определённые льготы, однако, будут сохранены. В частности, будет сохранено число дней ежегодного отпуска – сейчас у чиновников их на 2 дня больше, чем у простых российских граждан. Более того, в грядущем году продолжительность отпуска будет расти в зависимости от проработанного на госслужбе стажа:

  • если человек проработал 1-5 лет – отпуск увеличен на один день;
  • общий стаж более 5 лет – отпуск увеличен на пять дней;
  • более 10 лет – отпуск увеличен на семь дней;
  • при стаже больше 15 лет – отпуск увеличен на десять дней.

Как видим, это серьезная мотивационная составляющая.

Будет ли индексация зарплаты госслужащим в новом году

Индексация преследует цель не только поднять оклады чиновникам, но привязать её размер к годовым темпам роста инфляции.

Означенное повышение с 1 октября 2019 года в размере 4% эту задачу, по мнению Правительства, пока выполняет. По мере улучшения макроэкономических показателей, вполне вероятно, размер окладов будет расти.

Без сомнения, мотивационная составляющая играет важнейшую роль и в привлечении молодых кадров в госорганы, а также повышения привлекательности этой работы в целом для россиян. Надеемся, Правительство в своей новой концепции это учтет.

Такими были последние новости о зарплате госслужащих в 2019 году. Будем следить дальше за изменениями на государственной ниве.

Зарплаты госслужащим, которые полностью начисляются из государственного бюджета, не росли начиная с 2014 года. В 2016 году было заявлено, что после окончания срока моратория на повышение окладов рядовой служащий получит прибавку в 38%. Однако в скором времени заявление было отозвано и решение вопроса отложили до лучших времён. Судя по последним новостям, повышение зарплаты в 2019 году всё-таки состоится, о чём уже было официально заявлено с обозначением конкретных цифр.

Нужно отметить, что принцип начисления зарплат государственным служащим состоит из многих составляющих, поэтому разобраться, как отразится анонсируемый рост на реальных доходах, не так просто.

Кто является государственным служащим?

Следует сказать, что далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом. Стоит отметить, что, несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

Как уже было сказано выше, на 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 миллионов чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 миллионов. Можно провести расчет:

  • примерно 15 тысяч человек занимают посты в законодательной власти общефедерального уровня;
  • около 35 тысяч россиян являются депутатами парламентов на уровнях республик, краев и областей. В их число входят депутатские помощники и сотрудники парламентских органов;
  • примерно 700 тысяч народных избранников представляют законодательные собрания в 24 тысячах российских муниципалитетов;
  • еще 700 тысяч человек – это те, кто работают на различных должностях в министерствах, федеральных агентствах и филиалах этих ведомств, открытых в регионах;
  • также нужно учитывать 600 тысяч человек, говоря об администрациях регионов, а также министерствах и ведомствах территориальных субъектов РФ;
  • около миллиона людей – это чиновники муниципалитетов;
  • еще 1,5 миллиона сотрудников заняты в органах лицензирования, контроля и регистрации, то есть во всевозможных фондах типа пенсионного или страхового.

Какими будут зарплаты госслужащих в 2019 году?

Последнее предложение Минтруда в отношении индексации заработных плат госслужащих, которая была зпаланирована на 2018 год, заключалось в повышении окладов на 4%. Инициатива была одобрена как отвечающая экономическим реалиям и вступила в силу с 1.01.2018. Это коснется всех сотрудников, трудоустроенных в госорганизациях, включая работников вспомогательных служб, обслуживающих помещения и оборудование госучреждений.

Оклады будут повышены не только чиновникам, но и программистам, техникам, электромонтерам, слесарям, уборщикам и сантехникам. Минимальный оклад с 1.01.2018 года для госслужащих составит 9489 рублей для тех, кто трудоустроен по договору на 40 рабочих часов за неделю. Что касается перспектив и прогнозов на 2019 год, было сказано, что рост окладов приблизит их к установленному в стране прожиточному минимуму. За этот период минимальный показатель будет доведен до 100% прожиточной «минималки».

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2019 и 2020 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

Так, Минэкономразвития говорит, что дальше рост окладов замедлится и составит 1,3% и 1,5% в 2019 и 2020 годах соответственно. В бюджете указаны 450 миллиардов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат госслужащим. Из этой суммы на стимулирующие выплаты будет направлено около 380 миллиардов в нацвалюте. Некоторые правительственные аналитики уже озвучили прогноз, согласно которому в 2019 году среднемесячный уровень зарплат чиновников (включая стимулирующие выплаты) достигнет 137,8 тысяч рублей.

Когда ожидать индексации

Одна часть ожидаемого повышения представляет собой индексацию. Стоит отметить, что о реальном повышении доходов в данном случае речь не идёт. Цели, преследуемые индексированием заключаются в том, чтобы догнать уровень годовой инфляции и «подтянуть» зарплаты в соответствии с её темпами.

Судя по последним новостям, первая ступень повышения запланирована на первый-второй квартал 2019 года. Размер составит 4%. Второй этап ожидается в последнем квартале, предположительно - в октябре. Размер составит те же 4%, но уже с учётом предыдущего повышения.

Стимуляционные выплаты

Но основные изменения коснутся стимуляционных выплат. На данный момент ежемесячные выплаты чиновникам состоят из таких компонентов:

  • оклад для определённой должности;
  • оклад в соответствии с чином;
  • выслуга лет (для служащих со стажем до 5 лет – 15%, 5 – 10 лет – 20%, 10 – 20 лет – 30%);
  • дополнительные выплаты для госслужащих при условии работы в секретных подразделениях или в условиях особой сложности (размер доплат варьирует от 60% оклада для нижних рангов до 200% для руководства).

Многие аналитики и экономисты делают прогнозы о том, что в 2019 году произойдёт повышение двух первых компонентов, в то время, как остальные не сохранятся в прежних масштабах. Теперь они не будут повсеместными, а распространятся только на тех, кто реально выполнит все должностные нормативы, прописанные в трудовом договоре, или перевыполнит их, что нужно будет доказывать в индивидуальном порядке. На стимуляционные выплаты из федерального бюджета в 2019 году запланировано выделить сумму в 380 млрд рублей.

Ответственные органы, занимающиеся разработкой критериального подхода, заявляют, что акцент будет сделан на заработной плате молодых специалистов, потому что существует необходимость привлечь в ряды госслужащих грамотных молодых кадров. Ещё одна цель реформирования – сделать государственную службу привлекательной для россиян, что вызовет здоровую конкуренцию и простимулирует получение добавочных высших образований и общий рост компетенции кадрового состава. Одним из механизмов, который для этого могут применить, является повышение зарплат наряду с сокращением общего количества государственных служащих.

На данный момент критериальный принцип только разрабатывается соответственными органами, и вполне вероятно, что в действие он вступит уже с начала 2019 года. Во всяком случае, по плану на протяжении 2019 года он должен быть утверждён и запущен к функционированию.

Новый порядок предоставления льгот

Напоследок озвучим небольшие инновации в отношении льгот для госслужащих. Изменения коснулись ежегодных отпусков, которые у этой категории россиян составляют на два дня больше, чем положено обычным гражданам (30 дней). Новый порядок предоставления отпусков, который будет действовать и в 2019 году, гласит, что отпуск теперь будет увеличиваться согласно стажу чиновника:

  • на 1 день – при стаже от 1 до 5 лет;
  • на 5 дней – при выслуге в 5-10 лет;
  • на 7 дней – при стаже в 10-15 лет;
  • на 10 дней – при выслуге более 15 лет.

Стоит ли переживать по поводу сокращений?

Рассматривая вышеописанную тему, нельзя отдельно не обсудить вопрос о том, будет ли сокращение муниципальных служащих в 2019 году,ведь не так давно наблюдалось внедрение достаточно бескомпромиссных мер по отношению к государственным структурам. Вследствие прошлых реорганизаций различных областей государства количество безработных бюджетных сотрудников исчислялось тысячами.

Однако 2019 год, по всей видимости, уже не принесет массовых увольнений рабочего персонала. Ведь и без того большое количество госслужащих утратили занятость, потому что огромное количество должностей просто убрали, а ранее исполняемые полномочия распределили между оставшимися специалистами. Сегодня увольнять уже попросту практически некоторого, поэтому переживать по этому поводу не стоит.

Обсуждая вопрос о том, что будет с зарплатой муниципальных служащих, нужно сказать о том, что для государственных служащих также планируются еще и следующие изменения:

  • корректировка трудового законодательства, влекущая за собой снижение разрыва между прибылью представителей разных ступеней в иерархии государственных структур (отныне руководство не сможет довольствоваться излишним комфортом, в то время как сотрудники рабочего звена буквально будут жить от зарплаты до зарплаты);
  • возрастание частоты выплат заработанной ставки до 2 раз в течение месяца (теперь работодатели подвергаются штрафным санкциям за отсутствие своевременного начисления денежных довольствий, поэтому отдельно нужно сказать о том, что прибавка к зарплате муниципальным служащим в России может также начисляться с помощью компенсаций в случае задержек предоставления им заработной платы).

В завершение можно сказать о том, что российским гражданам не приходится привыкать адаптироваться под переменчивые особенности действия нынешней экономики. И сохранение личных сбережений, а также их оптимизированное израсходование являются первостепенной задачей на сегодняшний день. Однако бесконечно именно выживать, а не жить, россияне попросту не могут, ведь в 90-х годах в Российской Федерации уже наблюдалась похожая обстановка, но тогда у населения пусть и были небольшие оклады, но они имели различные подработки.Сегодня так жить уже не получится, поскольку властные верхушки контролируют отечественный рынок труда, и с этим необходимо мириться.