Причины кризиса 1920. Нужна помощь в учебе? Крестьянство в начале Гражданской войны

История России XX - начала XXI веков Терещенко Юрий Яковлевич

1. Общенациональный кризис. Конец 1920 г. – начало 1921 г.

К началу 1920-х годов Россия представляла собой, по образному сравнению В. И. Ленина, «до полусмерти избитого человека». Огромные безвозвратные человеческие потери, миллионы инвалидов, нищих, беспризорных. Отчаяние людей усугубляла хозяйственная разруха. Страна потеряла более четверти довоенного богатства. Экономические потери с 1914 г. превысили 40 млрд. золотых рублей. Промышленное производство сократилось за семь лет в 7 раз, а на Украине, ставшей основным полигоном двух войн (мировой и гражданской) и военной интервенции, – в 10 раз. Наиболее пострадала крупная промышленность. Производство мелкой промышленности сократилось в два раза. В упадке был транспорт. Топливный голод сковал перевозки, парализовал работу предприятий. На треть упало сельскохозяйственное производство. Продукция земледелия составляла 64 %, животноводства– 72 % от уровня довоенного 1913 г.

Хозяйственная разруха, разрыв экономических связей между городом и деревней, двухлетняя засуха 1920–1921 гг. обострили продовольственный кризис. В 1921 г. смертный голод охватил территории с населением в 35 млн. человек: прежде всего Поволжье, а также юг Украины, Крым, Северный Кавказ, южный Урал. По официальным данным, от голода и сопутствующих ему болезней и эпидемий (тиф, малярия и т. п.) умерло более 1 млн. человек, по данным современных историков – около 8 млн.

Государство, общественные организации, Красная армия организовали сбор средств голодающим. Большую помощь оказали зарубежные общественные организации, прежде всего США. Это помогло спасти от смерти не менее 7 млн. человек. Более миллиона голодающих, прежде всего детей, были вывезены в благополучные районы, главным образом на Правобережную Украину и в Белоруссию.

В феврале 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии церковных ценностей для закупки продовольствия голодающим. Это решение вызвало протест патриарха Тихона, который назвал его святотатством, согласившись на вольную жертву части церковного серебра и золота. На церковь обрушились репрессии. Несколько десятков наиболее активных противников реквизиций и распространителей патриаршего воззвания были осуждены на двух церковных процессах – Московском и Петроградском (апрель-июль 1922 г.). Из них 9 человек, в том числе митрополит Петроградский Вениамин, были расстреляны.

Глубокий экономический и прежде всего продовольственный кризис обусловил кризис социально-политический. Роптали все – и деревня, и город, и армия. Во всем обвиняли большевиков. Недовольство деревни продразверсткой вылилось в волну крестьянских восстаний, в которых только на территории РСФСР участие приняло около 150 тыс. человек. Они охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь. Наиболее крупным стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях («антоновщина»). Начав в д. Хитрово с ареста продотряда, крестьяне под предводительством 34-летнего эсера А. Антонова почти год – с лета 1920 г. до лета 1921 г. – воевали с регулярными частями Красной армии. Восставших подавляли беспощадно, но окончательно пожар «кулацких мятежей» большевики смогли погасить не оружием, а резкой сменой экономической политики.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921 г. (т. н. «волынках»). Запрещенные с 1918 г., они тем не менее прокатились по предприятиям ряда городов, в т. ч. и Петрограда. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали уличную демонстрацию, на подавление которой по приказу председателя Петросовета Г. Е. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты. Большевики в провоцировании недовольства горожан обвиняли «эсеро-меньшевистских провокаторов», но понимали, что его корни гораздо глубже.

Наконец недовольство вооруженных сил вылилось в волнения красноармейцев и матросов некоторых гарнизонов. Чрезвычайно опасными они стали в феврале-марте 1921 г., когда моряки крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота, расположенной в городе-крепости Кронштадт (о. Котлин), выступили под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». После ложного сообщения о массовых расстрелах в Петрограде 24 февраля они взялись за оружие. Организаторы вооруженного восстания («кронштадтского мятежа») надеялись на помощь французской эскадры, а также армейских и военно-морских соединений осевшего в Париже генерала Врангеля. 9 марта 1921 г. нарком иностранных дел Г. В. Чичерин предупредил председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого о выходе из Копенгагена в сторону Кронштадта эскадры французских и английских кораблей. Кронштадт грозил превратиться в очаг нового витка гражданской войны и морские ворота военной интервенции.

Руководство РСФСР было едино в стремлении локализовать и подавить мятежников. Разногласия возникли только по поводу средств. Сталин выступил за блокаду острова, Троцкий – за немедленный штурм, пока не взломан лед Финского залива и не подошла англо-французская эскадра. Ленин поддержал Троцкого. Операцию поручили Тухачевскому. 18 марта, в день подписания в Риге договора с Польшей, мятежная крепость пала.

Кронштадтские события В. И. Ленин сравнил с «молнией», которая осветила «действительность ярче, чем что бы то ни было». После восстания кронштадтских моряков, которых в 1917–1918 гг. называли красой и гордостью революции, стало ясно: на всех восставших Тухачевских не хватит. Нужны принципиальные решения по коренным вопросам внутренней политики.

Своевременному принятию решений выводу страны из общенационального кризиса препятствовала военно-коммунистическая идеология, закрепленная партийной программой 1919 г. и приведшая к кризису партии большевиков. Формально партийный кризис выразился в профсоюзной дискуссии, развернувшейся в конце 1920 г. – начале 1921 г. Речь в ней шла не столько о профсоюзах, сколько о методах подхода и формах связи партии и государства с массами в условиях перехода от войны к миру.

Партийное руководство раскололось на несколько фракций со своими платформами. Основными были три: Л. Д. Троцкого, «рабочей оппозиции» (А. М. Коллонтай и А. Г. Шляпников) и В. И. Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий требовал «закрутить гайки», покончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, полностью подчинить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, видя неспособность партийно-государственных органов справиться с положением в экономике, требовали расширить рабочую демократию, передать управление экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позиция Ленина была центристской: партия и государство не должны упускать рычаг управления народным хозяйством, а профсоюзы, развернув демократию в своих рядах, должны стать резервом кадров управления и школой управления хозяйством («школой управления, школой хозяйничанья, школой коммунизма»). Ленин исходил из того, что экономикой руководить – не армией командовать. Здесь темпы и методы другие. Хозяйственные задачи надо решать не на энтузиазме, а при помощи энтузиазма на материальном интересе.

Итоги дискуссии подвел X съезд РКП (б) (8–16 марта 1921 г.). Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу. Вместе с тем съезд по инициативе Ленина принял резолюцию «О единстве партии», запретив внутрипартийные фракции и группировки. Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха диктатуры пролетариата». Принятая в чрезвычайных условиях, резолюция способствовала сплочению правящей партии на крутом повороте истории партии и России. Однако в последующие десятилетия она препятствовала развитию внутрипартийной демократии, что привело к отрыву руководства от партийной массы, образованию номенклатуры как особого слоя управляющих.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

4. Общенациональный кризис Особенностью исторического развития России летом-осенью 1917 г. было нарастание общенационального кризиса. Он проявился в спаде фабрично-заводского производства, локаутах промышленников, росте стачечного движения, погромах в деревне,

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

ГЛАВА V СССР в период реконструкции. Конец 1920-х – начало 1940-х годов Реконструкция (перестройка) экономики СССР и советского общества началась в конце 1920-х годов по инициативе ЦК ВКП (б). Она была обусловлена как объективными потребностями страны приумножить общественный

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 25. Экономический и политический кризис конца 1920 – 1921 г Крах военно-коммунистической утопии. Пока шла война, в экономике осуществлялась система мер, названная Троцким «системой регламентации потребления в осажденной крепости». Отмена денег, нормированное

Из книги Посол Третьего рейха. Воспоминания немецкого дипломата. 1932–1945 автора Вайцзеккер Эрнст фон

СЛУЖБА В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (1920 – 1921) Прослужив двадцать лет на флоте, я привык командовать и принимать ответственные решения, а теперь, в министерстве иностранных дел, оказался в начале дипломатической лестницы. Вначале мне поручили переводить статьи из

Из книги Дороги Нестора Махно автора Белаш Виктор Федорович

Глава одиннадцатая НОЯБРЬ 1920 – АВГУСТ 1921 На рассвете, 26-го ноября 1920 г. в момент выхода из печати «Положения о Вольном Совете», Гуляйполе напоминало Запорожскую Сечь, блокированную неприятелем. Улицы были загромождены обозами, пехотинцы торопили крестьян-подводчиков,

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Пасхальный кризис 1920 г. Принцип парламентаризма, предполагающий уход правительства в отставку по требованию большинства фолькетинга, лежал в основе политической практики Дании с 1901 г., однако формально он не был закреплен в новом Основном законе и в пасхальные дни 1920 г.

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу (1921–1928/29) Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава третья Первые трещины в системе Версаля (1920–1921 гг.) Конференция в Сан-Ремо (апрель 1920 г.).Родившись под знаком противоречий, версальская система сразу подверглась давлению центробежных сил, разрывавших её на части. Версальский договор фактически ликвидировал все

Из книги Военный коммунизм в России: власть и массы автора Павлюченков Сергей Алексеевич

Курс на непосредственный переход к социализму и кризис начала 1921 года Но 1919 год принес не только победы. За два года власти большевиков вполне сложилась централизованная командно-административная система управления экономикой и обществом (насколько это было возможно в

автора Яров Сергей Викторович

Дипломатическое оформление границ России. 1920–1921 гг Важнейшей задачей советской дипломатии в 1920–1921 гг. стало и урегулирование острых политических конфликтов на западных границах России. Боевые действия между советскими отрядами и вооруженными силами Латвии и Эстонии

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.1. Кризис 1921 г Прекращение войны поначалу слабо сказалось на политическом и экономическом курсе правящей партии. Простота и временный эффект военно-коммунистических приемов производства и распределения рождали иллюзии их вечности и неизменности. Все лишь чуть

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

СССР и проблемы разоружения. Конец 1920-х - начало 1930-х гг Другой сферой активных внешнеполитических усилий СССР стала борьба за ограничение вооружений. Не будучи еще членом Лиги Наций, СССР активно участвовал в 1927–1930 гг. в совещаниях созданной Лигой подготовительной

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Катынская трагедия в 1940 году и гибель российских военнопленных в Польше в 1920–1921 годах Для польского офицерского состава были созданы специальные лагеря в Старобельске, Осташкове и Козельске.К концу февраля 1940 года в лагерях находилось 8376 офицеров и 6192 полицейских,

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Упадок царской власти. Конец Древнего царства (конец XXIII – начало XXII вв. до н. э.) Уже в эпоху V и VI династий могущество царской власти в Египте стало уменьшаться. Растут богатства и влияние знати, при V династии очень пышными становятся погребения столичных вельмож, при VI

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Советская продовольственная политика в Ишимском уезде Тюменской губернии (сентябрь 1920 – январь 1921 года) Из телеграммы советского руководства Тюменской губернии всем уездным комитетам РКП(б), исполкомам советов, продкомам и продконторам[г. Тюмень] По

Из книги Герої Українського неба. Пілоти Визвольної Війни 1917-1920 рр. автора Тинченко Ярослав Юрьевич

1-а Запорізька авіаційна ескадрилья, 1920–1921 рр Відновлення Армії УНР за сприяння польських військ розпочалося, фактично, ще у січні 1920 р. У Камянці-Подільському поновило роботу Військове міністерство УНР, у складі якого 19 березня 1920 р. було сформовано нову управу

Влияние экономики на политику, а точнее — влияние материальных условий жизни на политическую ориентацию масс, на популярность тех или иных идей, не требует доказательств. Конечно, это влияние нельзя считать абсолютным, потому что, помимо реального экономического положения, политическая обстановка зависит от многих других факторов: применения различных PR-технологий (говоря современным языком), традиционных убеждений граждан той или иной страны или, напротив, разочарования в них и многого другого. И, тем не менее, политика очень сильно зависит от экономики, особенно если речь идет о негативных тенденциях: финансовые неудачи, ухудшение жизни населения всегда влечет за собой снижение поддержки государственной власти (или, наоборот, сплочение под действием искусственно насаждаемого «образа врага»). Как бы то ни было, кризисы толкают разные слои населения к поискам новых решений в экономике и политике. Но такой поиск, особенно на фоне крайнего неблагополучия, зачастую связан с серьезными рисками. Ведь иногда в подобных случаях население уже доведено до отчаяния и готово пойти за тем лидером, который предложит самое радикальное «решение» проблемы.

Яркий пример такой взаимосвязи — недолгая история фашистской Германии, приход к власти Гитлера. Он совершился в период глубокого политического кризиса, тесно связанного с экономическим упадком, резким понижением уровня жизни населения, сделавшими возможным распространение и восприятие обществом самых радикальных взглядов.

Впрочем, экономические трудности были вызваны, в свою очередь, рядом политических просчетов кайзеровского правительства, а затем и властей Веймарской республики. Очевидно, что главной причиной экономических бедствий Германии в начале 1920-х гг. стали последствия Первой мировой войны. Для ее финансирования привлекалось большое число кредитов, которые Германия рассчитывала возвращать уже после победы за счет бонусов, получаемых государством-победителем. Но победы не было. Из-за этого «военные» кредиты легли на немецкую экономику тяжелым бременем. Фриц Тиссен, крупнейший немецкий промышленник того времени, так описывает сложившуюся ситуацию: «Германия финансировала свою войну почти полностью за счет займов. Неудивительно, что еще до окончания войны инфляция выросла до неимоверных размеров. Напечатали около девяноста миллиардов марок, в то время как их золотое обеспечение составляло не более трети. Революционное правительство народных уполномоченных еще больше увеличило денежную массу, поскольку другие страны продолжали принимать немецкие банкноты в оплату перевозок продовольствия и сырья» .

А вскоре после войны к старым долгам добавились новые — репарации, возложенные на Германию государствами-победителями. Эти выплаты были оговорены Версальским мирным договором 1919 г.: «Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и убытков, понесенных Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников <…> Германия произведет в течение 1919 и 1920 гг. и первых четырех месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причем эквивалент этих выплат будет 20 000 000 000 (двадцать миллиардов) золотых марок» . Такие обязательства ложились на германскую экономику, к тому моменту и так истощенную неудачной войной и внутренней смутой, непосильным грузом.

Это было ясно заранее, еще до подписания договора. Во время обсуждения его в германском Рейхстаге депутат от Немецкой национальной народной партии (НННП) Посадовски-Вернер подчеркивал: «Если мы подпишем этот договор, то обречем наш народ на нищету. Для нас этот договор неприемлем» . Но выбора -соглашаться или нет на его условия — у Германии не было. Другие государства, пострадавшие от германской агрессии, требовали компенсации своих потерь. «…Мы вынуждены его подписать под неслыханным давлением… “Нет” означало бы отложенное “Да”. Силы нашего сопротивления разрушены», — признавал рейхсканцлер социал-демократ Густав Бауэр [Там же].

Суммы для выплат требовались огромные, денег не хватало. Но эту проблему государство решало довольно просто — напечатанием денежных знаков. А это приводило к более серьезным последствиям — денежная масса не была ничем обеспечена, поэтому немецкая марка неизбежно обесценивалась, покупательная способность населения падала, а это еще больше тормозило развитие производства. В 1922-23 гг. обесценивание денег в Германии достигло своего пика. Полуторогодовой период с августа 1922 по ноябрь 1933 г. стал периодом гиперинфляции. Прирост инфляции в это время составлял в среднем 322% в месяц, а максимум составил 32 400%. Цены выросли более чем в миллиард раз. Курс доллара с января по ноябрь 1923 г. подскочил с довольно внушительной суммы в 17 972 марок за доллар до астрономической цифры в 4,2 триллиона .

Министр военной промышленности в гитлеровском правительстве, Альберт Шпеер, студенческие годы которого пришлись на кризис начала 1920-х гг., вспоминал то время так: «инфляция необузданно росла с каждым днем. Мне приходилось еженедельно снимать со счета деньги на жизнь; к концу недели сказочная по числу нулей сумма превращалась в ничто. Из Шварцвальда, где я путешествовал на велосипеде в сентябре 1923-го, я написал: “Здесь все очень дёшево! Жилье — 400 000 марок в день, а ужин — 1 800 000 марок. Молоко - 250 000 марок за пол-литра”. Шесть недель спустя, незадолго до прекращения роста инфляции, обед в ресторане стоил от десяти до двадцати миллиардов марок, и даже в студенческой столовой — больше миллиарда. За билет в театр приходилось платить от трехсот до четырехсот миллионов марок» .

В 1924-25 гг. в Веймарской республике последовало кратковременное улучшение экономической ситуации, связанное с притоком иностранных инвестиций, превышавшим репарации, а также с выпуском так называемой «рентной марки» — дополнительной валюты с жестко контролируемым курсом. Но недолговременный экономический подъем, последовавший за этим, не успели ощутить широкие массы населения. Напротив, многие пострадали и от этого шага, призванного улучшить жизнь людей: из-за ограничения эмиссии рентной марки предприятия не имели достаточного оборотного капитала. Кроме того, были урезаны расходы государственного бюджета. Это вновь повысило безработицу и ослабило социальную защищенность граждан. А еще через некоторое время наступила так называемая «Великая депрессия» — кризис, касавшийся уже не только одной Германии, а многих государств мира, в том числе и самых развитых. Ослабленная Германия пострадала от нее одной из первых: приток иностранных капиталов иссякал, производство снижалось, как следствие — еще больше возрастала безработица. Социальное напряжение, сохранявшееся все последние годы, достигало опасного уровня.

В людях все сильнее становилась уверенность в бессилии существующего режима и неэффективности предложенной модели экономики. В этой связи массы вовлекались в активную политическую жизнь: новые политические идеи воспринимались как возможное средство к улучшению ситуации, а многочисленные политические объединения — как силы, потенциально способные взять власть в свои руки и эти идеи применить. Недовольство затяжным экономическим кризисом сочеталось с неприятием поражения в мировой войне как такового, неудовлетворенностью международным положением своей страны, а также необходимостью нести расходы по компенсациям государствам-победительницам.

Переходя от событий в экономике к их отражению в политической сфере, нужно сказать, что вся история Веймарской республики была историей выбора, историей конкуренции разных политических программ за доверие граждан и за право попытки вывести страну из сложившейся ситуации. Политические деятели разных направлений предлагали разные варианты действий. Например, социал-демократы видели решение проблем в «освобождении рабочего класса, создании революционной армии, превращении частной собственности на средства производства в общественную собственность…» . Немецкая народная партия, напротив, считала необходимым «Сохранение и укрепление среднего сословия в промышленности, торговле и ремесле, широкое социальное обеспечение средних слоев» [Там же]. Аналогичных взглядов на экономику придерживались демократы: «Немецкая демократическая партия является партией труда. Ее цель в экономической области заключается в создании государства социального права. Обобществление средств производства в смысле всеобщего огосударствления означало бы смертельную бюрократизацию хозяйства и роковой спад доходов» . В области внешней политики все чаще звучали призывы к восстановлению былого влияния Германии, возможно, даже к реваншу. Конечно, такие настроения были связаны с трудновыполнимыми и даже в чем-то унизительными условиями мира, но питались они экономическими трудностями, крайне низким уровнем жизни, толкающим к поиску виновных и радикальным мерам, дающим надежду на улучшение ситуации. Немецкая партия центра призывала проводить «ясную линию постоянства внешней политики. Полное равноправие немецкого народа со всеми народами мира и восстановление международного права в государственной и частной жизни является ближайшей задачей внешней политики Германии» , Немецкая национальная народная партия требовала «Свободы немецкого народа от иноземного господства» и «изменения Версальского мира, восстановлению германского единства и возвращению колоний» [Там же, с. 343].

Самыми радикальными в своих призывах, и поэтому, вероятно, одними из самых привлекательных для широких масс были национал-социалисты, возглавляемые Адольфом Гитлером. Гитлеровцы требовали «объединения всех немцев в Великую Германию <…> отмены Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров, земли и территории для существования нашего народа и для колонизации их нашим избыточным населением» и, более того, заявляли, что «Только тот, кто принадлежит к немецкой расе, может быть гражданином; только тот принадлежит к немецкой расе, в чьих венах течет немецкая кровь, независимо от вероисповедания» [Там же, с. 344].

Апеллируя к желанию избирателей улучшить свою жизнь, нацисты смогли в короткие сроки увеличить свой электорат на выборах в Рейхстаг: с 2,6% голосов в 1928 г. до 18,3% — в 1930 и даже 37,4% — летом 1932 г. Правда, на выборах в ноябре того же года (после очередного роспуска парламента) результаты национал-социалистов несколько снизились, но это уже не помешало им подчинить своему влиянию действующую власть, а вскоре и самим стать у власти.

Экономический и социальный кризис, внешнеполитическая нестабильность, с которыми приходилось бороться Германии, также обостряли борьбу за власть, осложняли политические процессы, в первую очередь -взаимодействие власти с крупными промышленниками и финансистами. Президент республики фон Гинденбург испытывал довольно сильное давление сторонников Гитлера, добивавшихся его назначения на пост рейхсканцлера. Так, в ноябре того же 1932 г. с просьбой об этом назначении к президенту обратилась группа немецких промышленников и аграриев. В их петиции говорилось: «…мы считаем своим долгом чести покорнейше просить Ваше Превосходительство, чтобы для достижения поддерживаемой нами цели Вашего Превосходительства была произведена перестройка кабинета. Передача управления кабинетом, состоящим из лиц с наилучшими деловыми и личными качествами, фюреру крупнейшей национальной группировки поможет устранить слабости и ошибки, присущие любому массовому движению, и побудит к сотрудничеству с ним миллионы людей, стоящих пока в стороне» . В январе 1933 г. Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером, а 1 августа 1934 г., после смерти Гинденбурга, в его руках сосредоточилась вся государственная власть.

Приход к власти политика с такими взглядами, какие изначально заявлял Гитлер, а также то, что он сохранял свое положение вплоть до поражения Германии в развязанной им Второй мировой войне, объясняется, большей частью, тем нездоровым состоянием общества, в котором оно оказалось из-за глубокого экономического кризиса 1920-х гг.: отчаянием, озлобленностью, готовностью поддержать радикальные меры, с одной стороны, и апатией, неверием в возможность решения проблем мирным путем — с другой.

Библиографический список

1. История Германии: Учебное пособие: в 3 т. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. Т. 3. Документы и материалы / Отв. ред. С.А. Васютин, Ю.В. Галактионов, Л.Н. Корнева. М., 2008.

2. Тиссен Ф. Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната. 1939-1945. М., 2008.

3. Федеральная служба государственной статистики России. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b08_17/IssWWW.exe/Stg/08-02.htm (дата обращения: 02.03.2012).

4. Тиссен Ф. Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната. 1939-1945. М., 2008.

5. Шпеер А. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. 1930-1945 / Пер. С. Лисогорского. М., 2005.

Введение

Актуальность темы : Рассматриваемый период можно охарактеризовать как время становления системы государственного регулирования капитализма. Это выражается в сокращении либерального режима рыночных отношений, который господствовал на протяжении XIX не только в США, но и в большинстве развитых стран. Это сокращение осуществляется за счет усиления вмешательства государства в экономические отношения. Особенно сильно увеличивается вмешательство государства в период Великой Депрессии.

Происходит переход от совершенной конкуренции к монополиям; сращивание монополий и государства, дальнейшее искажение свободных рыночных отношений, что выражается через увеличение хозяйственных диспропорций, что в дальнейшем приводит к кризису. Темпы роста экономики в период после кризиса значительно снизились по сравнению с уровнем 1920-1929гг.

Кризис 1920-1921 гг.

Не смотря на успешное развитие экономики Соединенных Штатов в годы войны, военные расходы(около 36 млрд $) оказались тяжелым бременем для населения. Розничные цены на продукты питания повысились на 85% в течение 5 лет, а на одежду - более чем в 2 раза. Достаточно высокие темпы развития экономики удалось сохранить в течение еще 2х послевоенных лет. Но с июля 1920 стали наблюдаться кризисные явления.

Этот кризис отличался рядом особенностей.

Первая его особенность состояла в том, что он начался тогда, когда в ряде европейских стран экономика еще не оправилась от военной разрухи.

Другой особенностью было то, что несмотря на кратковременность, кризис привел к серьезным экономическим последствиям.

К марту 1921 г. Промышленное производство резко сократилось. Стоимость промышленной продукции упала с 60 млрд. до 42 млрд. $. Более чем вдвое снизились торговые обороты. В июле 1921 г. число безработных достигло 5500 человек. Кризис в промышленности сопровождался и аграрным кризисом. Это было вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера.

Во-первых, сильно снизился спрос на американскую продукцию со стороны европейских стран. Причина снижения спроса - в бурно развитии сельского хозяйства в европейских странах.

Во-вторых, внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию увеличивался незначительно.

Под влиянием этих причин к весне 1921 года цены на сельскохозяйственную продукцию на американском рынке упали в 3-4 раза, что привело к массовому разорению фермеров. Трудности в аграрном секторе приобрели затяжной характер.

капитализм монополия кризисный экономика

Кризис во всех сферах жизни общества после войны (массовые выступления крестьян, недовольных продразверсткой (крестьянская война 1920-21 гг)). Экономический и социальный кризис конца 1920 начала 1921 г. Политика "военного коммунизма" привела экономику страны к полному развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в первой мировой войне и усугубленную 3 годами гражданской войны.

Основная масса населения была очень недовольна системой «военного коммунизма» - продразверсткой и запретом на свободную торговлю. В разных частях России разразились восстания (эсер А.С.Антонов, Тамбовщина, «крондштатский мятеж»). Восстания заставили большевиков пересмотреть свою экономическую политику. Другой причиной перехода к НЭПу стал политический кризис весны 1921 года.

В марте 1921 на Х съезде партии было объявлено о переходе к НЭП. НЭП позволил достаточно быстро восстановить российскую экономику после колоссальных разрушений Первой мировой и Гражданской войн.

Новая экономическая политика, провозглашенная X съездом РКП (б), представляла собой целую систему мер, направленных на создание условий для возрождения экономики России. Эти меры разрабатывались уже в ходе объявленной новой экономической политики, которую можно представить в виде ряда последовательно осуществляемых этапов.

Первый этап (1921–1923)Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Второй этап начинается со времени «великого перелома», когда в историографии нэпа появились «запретные зоны».

Третий этап негласное «сворачивание НЭПа», противоречия – между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства

Главная политическая цель нэпа снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов

Основное содержание НЭПа:

  • замена продразвертки продналогом
  • отмена гос. товарообмена, свободная торговля хлебом и другими продуктами
  • ограничение разрешения аренды земли и наемного труда
  • развитие системы контрактации сельской коопреации
  • свобода выбора форм землепользования

промышленность

  • Поощрение частного и смешанного капитала
  • Расширение самостоятельных предприятий
  • финансовая реформа Сокольникова (1924 г.)
  • ликвидация уравнительной оплаты
  • привлечение иностранного капитала, концессия
  • образование рынка свободной рабочей силы

Сущность: воссоздание многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении "командных высот" в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычага воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли. :

Проблемы НЭПа:

  • недоверие к НЭПу (боязнь реставрации социализма, НЭП держался на авторитете Ленина)
  • НЭПу не удалось избежать кризисов (23 г – кризис сбыта – гос. предприятия завышали цены на промышленную продукцию, кризис 28-29 гг – хлебозаготовок (крестьяне придерживают хлеб от гос-ва, 1ый элемент продразверстки «Хлеб брать силой!»))
  • отсутствие соответствующего НЭПу законодательства
  • социальное расслоение общества

25-26 гг. НЭП восстановил разрушенное хозяйство, промышленность восстановлена до уровня 1913 года.

Результаты:

Итоги новой экономической политики нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, ее воздействие на экономику следует признать благоприятным. Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок. Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет [ источник? ] . Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции. Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки» - наиболее рачительные и эффективные хозяева. У них отсутствовал стимул работать лучше.

Осуществление нэпа проходило трудно и сопровождалось целым рядом негативных моментов. Главный из них был связан с непропорциональным развитием основных отраслей народного хозяйства страны. В то же время следует отметить и то обстоятельство, что ленинский нэп, как писал известный американский историк У. Дэвис, дал миру три элемента экономики будущего: государственное регулирование, смешанную экономику и частное предпринимательство . Пример сегодняшнего Китая, который успешно решает задачи своего экономического развития на принципах неонэпа, свидетельствует о большом историческом значении экономической политики большевиков 20-х гг.

Опыт НЭПа показал, что в условиях плановой экономики рыночный механизм может успешно действовать, но только тогда, когда центральные ведомства принимают компетентные решения с учетом законов товарного производства и интересов различных социальных слоев населения. Другим необходимым условием является демократический характер самого процесса выбора среди этих альтернатив лучшего варианта. В современных условиях речь, разумеется, не идет о восстановлении НЭПа: в стране другая историческая обстановка, другие исторические условия, другие задачи, но в сегодняшнем наступлении на бюрократизм, диктат, административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах идеи НЭПа могут сыграть полезную роль.

Национально-государственное строительство в России в 20-е гг. Образование СССР

Российская империя – исторически сложившийся конгломерат народов, относившихся к разным типам цивилизационного развития, отличавшихся не только уровнем развития, но и темпом модели развития, отличавшиеся культурой, языком, религией, менталитетом. Данное сообщество народов держалось на сильной централизованной власти.

Унитарность старой России, тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала к объединению. Тяжёлое положение в молодых государствах, образовавшихся на территории бывшей империи, объективно толкало к сближению с РСФСР, восстановлению экономических связей. Сближение началось первоначально на двухсторонней экономической основе. Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные и те силы, которые связывали своё будущее с Россией. Именно они решили судьбу большинства молодых государств. Исключение составляли Финляндия, Польша, Прибалтика, в которых русскоязычные были малочисленны.

Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства , восстановлением привычного мира. Русскоязычные, которые в национальных районах отличались наибольшей политической активностью. Выступали за воссоединение с РСФСР, стремились к возрождению единого государства, в котором они чувствовали бы себя защищёнными . Русские жили преимущественно в городах, значительная их часть состояла преимущественно из фабрично-заводских рабочих. Чем мощнее были русскоязычные анклавы, тем безболезненнее происходил процесс возвращения в унитарное многонациональное государство.

Большевики заявляли, что восстановление государства необходимо в интересах классовой борьбы и перехода к социализму . На тот момент объединение было возможно только на основе большевистской системы, внедрение которой в самостоятельных государствах происходило под лозунгом советской власти и получило название «советизация».

В 1919 г. на части белорусской территории была провозглашена советская властью. Решение об образовании Белорусской Советской Социалистической Республики было принято ЦК РКП(б), структура власти создавалась аналогично РСФСР. Формально Белорусская Республика была объявлена независимой, однако на практике органы власти зависели от Москвы , её Конституция была слепком с российской Конституции 1918 г.

Первостепенное значение для РСФСР имело возвращение Кавказа. Положение в большинстве молодых кавказских государств было трудным. Разрыв хозяйственных связей привёл к упадку экономики, а расчёт на помощь западных государств не оправдался. Советизация закавказских государств произошла довольно быстро. Модель установления советской власти во всех закавказских государствах была однотипной.

Решающими в этом процессе выступали следующие факторы: русскоязычные анклава, поддерживающие идею восстановления многонационального государства, вооруженная помощь Красной армии, коммунистические силы, выступавшие под лозунгом советской власти . Роль организатора и координатора действий в ходе советизации Закавказья играл созданный в годы Гражданской войны Кавказский краевой комитет РКП (б) во главе с Г.К. Орджоникидзе (одновременно председатель Реввоенсовета Кавказского фронта). Из стратегических соображений начали с Азербайджана (нефть) и Грузии (черноморские порты).

В результате поднятого большевиками в апреле 1920 г. вооруженного восстания в Азербайджане Азербайджанское правительство передало власть большевикам. Советизация Грузии осуществлялась не столь быстро, что было связано в первую очередь с осложнением на советско-польском фронте, а также неудачами национально-освободительного движения в Персии и Турции, на которые рассчитывали большевики. Местные власти жестоко пресекали выступления, дестабилизирующие обстановку. Двусторонний договор между Советской Россией и Грузией был заключён 7 мая 1920 г. В соответствии с ним грузинская коммунистическая партия большевиков получила право легальной деятельности. В ноябре 1920 г. ситуация созрела для решительных действий. Москва колебалась и Орджоникидзе решил действовать самостоятельно. 25 февраля 1921г. после восстания большевиков был взят Тифлис, и Грузия была провозглашена советской.

Социальная база большевистской власти во всём закавказском регионе была крайне узкой. Чтобы удержаться, власть применяла силу. Была предпринята попытка советизации Персии, однако не встретив поддержки населения, советские части ушли с территории страны.

Провозглашение советской власти в Туркестане в 1917 г. привело к объявлению независимости от России Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Их советизация произошла в 1920 г. по тому же сценарию: подготовка большевиками вооружённого восстания и призыв от имени народа Красной армии, которая и выполнила поставленные задачи. Следует отметить, что советизация перекрала попытки национального самоопределения, обретения народами своей судьбы, но одновременно прекратила кровопролитие, конфликты, стабилизировала условия для жизни людей. Большевики не могли рассчитывать на мирное установление своей власти на Дальнем Востоке, невозможным было и военное решение этого вопроса. Требовался временный компромисс с тем, чтобы, опираясь на местные силы, вытеснить японских интервентов.

По мере стабилизации ситуации в Европейской России большевики «прибирали к рукам» ДВР. Но Дальневосточная республика и так не была жизнеспособной. Этот регион не мог существовать самостоятельно, он не обеспечивал себя, к тому же испытывал сильнейшее давление Японии и Китая. В 1922 г. ДВР вошла в состав РСФСР. С соответствующей реконструкцией органов власти.

Действия большевистской партии по восстановлению распавшегося государства находили оправдание в глазах русскоязычного населения. Красная армия, которая в большинстве состояла из русских, принимала активное участие в восстановлении державы. Но и часть местного населения поддерживала восстановление большого единого государства. Что касается среднеазиатских регионов, где русскоязычные были очень малочисленными, то для них, наряду с влиянием политически активного русского населения, большую роль играли острые проблемы, которые требовали решения: необходимость ускорения развития, преодоление нищеты, ликвидация безграмотности и т.д. При почти полной неграмотности, кочевом и полукочевом образе жизни большинства населения Средней Азии не было условий для создания самостоятельной, независимой государственности и тем более для решения проблем собственными силами, без помощи России.

Образование СССР. В июне 1919 г. советские республики Россия, Белоруссия, Украина и страны Прибалтики создали военный союз. Впоследствии советская власть в Прибалтике пала (весна-лето 1919), однако к союзу подключились республики Закавказья (1920-1921). Одновременно путём заключения двухсторонних договоров военный союз был дополнен хозяйственным.

Согласно договорам, объединялись наркоматы: военно-морские, финансов, труда, связи, путей сообщения, а также советы народного хозяйства; вводилась единая денежная система.

Цементирующей силой объединительного движения, а затем и государственного союза стала коммунистическая партия. В 1922 г. по инициативе российского руководства оформился дипломатический союз советских республик . В том же году произошло экономическое и государственное объединение закавказских республик – Грузии, Армении и Азербайджана. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов провозгласил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР).

При обсуждении формы будущего государственного объединения мнения в руководстве большевиков разделились. И.В. Сталин предлагал, чтобы все советские республики вступили в РСФСР на правах автономий . Победила иная точка зрения, которой придерживался Ленин. Согласно его плану РСФСР и другие советские республики совместно образовывали новое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов. \

I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Он также избрал Центральный Исполнительный Комитет СССР в составе 371 человека – представителей от всех объединившихся республик . Его возглавили 4 председателя – по числу создавших СССР республик. Ими стали М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (от УССР), Н.Н. Нариманов (от ЗСФСР), А.Г. Червяков (от БССР).

В период с января 1923 по январь 1924 г. была разработана, введена в действие и окончательно утверждена Конституция СССР, созданы правительство и парламент СССР (вторая палата ЦИК Союза СССР).

В январе 1923 г. в союзных республиках были созданы конституционные комиссии. Главным итогом из работы явилось предложение создать наряду с палатой классового представительства в ЦИК СССР палаты «национального представительства».

В апреле 1923 г. была создана объединённая Конституционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик. Её председателем стал М.И. Калинин. Она решила объединить два документа – Декларацию и Договор – в один под названием «Конституция» СССр. Комиссия пришла к выводу, что вторая палата, названная Советом национальностей, должна быть равноправна с Советом Союза и составляться из представителей всех республик и национальных областей. В конце июня – начале июля 1923 г. проект общесоюзной Конституции был рассмотрен и одобрен специальными сессиями ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. этот проект был утверждён второй сессией ЦИК СССР, которая постановила ввести немедленно в действие Конституцию СССР.

В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II Съезд Советов СССР окончательно утвердил её. На пост председателя СНК СССР был избран А.И. Рыков.

Конституция СССР 1924 г. повторяла основные положения Конституции СССР 1918 г., а также дополнялась разделом о национально-государственном устройстве нового государства. В ней провозглашались принципы построения союзного многонационального государства. Первоначально в состав СССР входили Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, включавшая в свой состав Грузию, Армению и Азербайджан. В 1920-1930-х гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии, в результате которого СССР пополнился Узбекской, Туркменской, Киргизской, Таджикской и Казахской республиками. Закавказская Федерация в 1936 г. ликвидировалась, и составлявшие её республики были включены в состав СССР напрямую. Накануне ВОВ в СССР вошли Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская республики. Внутри некоторых республик были созданы национальные автономии низшего ранга (автономные республики, края и области).

Образование СССР позволило на значительное время стабилизировать внутреннюю структуру государства и несколько ослабить остроту национального вопроса, принявшего в последние годы существования Российской империи значительные масштабы. В то же время, принцип государственного строительства по национальному признаку, положенный в основу СССР, нёс в себе зёрна будущих конфликтов. Будучи формально союзным государством, СССР на самом деле представляла собой жёсткую унитарную структуру, реальной несущей конструкцией которого были не столько конституционные органы власти, сколько вертикальная иерархия партийных органов. Именно эти органы и обеспечивали союзному государству реальное единство, в силу чего с ослаблением партийной диктатуры неизбежно должен был последовать и распад СССР.

Экономический и социальный кризис конца 1920 г.- начала 1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в Первой мировой войне и усугубленную 3 годами Гражданской войны. Население уменьшилось на 10,9 млн человек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжали в деревню. Петроград потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия, Москва - 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Сельскохозяйственной продукции производилось только 60% довоенного объема. Посевные площади сократились на 25%, так как крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства. В 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню.

Провал политики «военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу. В 1920 г. Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов утвердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономическим в стране нарастал социальный кризис.

Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920 г.- начале 1921 г. начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спецраспределителей и пайков.



Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступлений были брошены части Красной Армии и ВЧК.

Восстание в Кронштадте.

Восстание в Кронштадте. В марте 1921 г. моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т. е. ликвидации продразверстки. Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 2,5 тыс. матросов было арестовано, 6-8 тыс. эмигрировало в Финляндию.

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов - все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Кроме того, к весне 1921 г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

Сущность и цели нэпа.

Сущность и цели нэпа. На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались полити-

ческие и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Главная политическая цель нэпа - снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

Реализация нэпа.

Реализация нэпа. Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г. Нэп включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» - возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5% сельскохозяйственной продукции. Новая экономическая политика на селе была направлена на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России. Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет.

Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руко-