Отчисления во внебюджетные фонды 30. Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

Рацион белорусов более чем на 80% состоит из отечественных продуктов. На покупку продуктов белорусы тратят больше половины своих доходов.

Такие данные следуют из «Статистического обзора ко Дню продовольствия», опубликованного на сайте Белстата.

Там также подсчитали, что в прошлом году на каждого жителя страны пришлось по 170 килограммов картофеля, по 254 литра молока и 288 яиц.

Кроме этого, в годовой рацион вошли по 89 кг мяса, по 145 кг овощей и по 79 кг фруктов.

Потребительская корзина

«Кур"ер» подсчитал недельный рацион белорусов по этим видам продуктов, сравнив их с составом потребительской корзины.
В инфографике использованы данные Белстата за 1 полугодие 2016 года. Состав потребительской корзины рассчитан из усреднённого состава для семьи из четырёх человек. Цифры округлены до десятых. Инфографика: Анастасия Улащик

СПРАВКА. Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Согласно другому определению, потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Самодостаточность и импорт

Почти всё, что мы едим (81,1%), — отечественного производства . Белорусы не ищут на прилавках импортной альтернативы нашему мясу (в рознице продано 99,7% белорусского от общего товарооборота), сахару (99%), сливочному маслу (99,3%), муке (93,8) и, конечно, картофелю (94,2%).

Фрукты (90,5%), растительное масло (79,7%) и рыба (78,3%) у нас преимущественно заграничные .

Белстат относит нашу страну «к странам с самодостаточным производством сельскохозяйственной продукции».

Это значит, что производим мы больше, чем сами можем съесть. По многим показателям Беларусь лидирует в СНГ. Например, в прошлом году на душу населения у нас пришлось по 632 кг картофеля, по 121 кг мяса, по 743 л молока и по 402 яйца. И динамика из года в год положительная.

Еда на экспорт

Что не едим сами — продаём. За прошлый год на экспорте продовольствия Беларусь заработала почти $ 3,6 млрд, за восемь месяцев этого года — уже более $ 2,2 млрд.

Белорусские продукты продаются в 64 странах мира. Но, по данным Белстата, прослеживается сильная зависимость от России и от того, будет она покупать наше молоко или нет.

Минимальный потребительский бюджет - расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы. В Республике Беларусь минимальный потребительский бюджет для каждой из основных социально-демографических групп населения разрабатывает и утверждает Министерство труда и соцзащиты.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения. Тогда же было применено понятие - научно обоснованного набора товаров и услуг, обеспечивающих населению определенный уровень жизни. Таким образом, минимальный потребительский бюджет выступал как стоимостное выражение потребительской корзины в средних ценах во всех видах торговли. МПБ отражает представление госорганов его разрабатывающих о материальной стороне жизни некоего усредненного гражданина с коррекцией по возрасту, семейному положению и способности к труду.

Выделяются шесть групп населения и два вида семей:

Социально-демографические группы: лица способные к труду, пенсионеры, студенты, дети младше трех лет, дети от трех до шести лет, дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Семьи из четырех человек и молодые семьи с одним ребенком. Здесь предполагаются полные семьи с двумя родителями.

До 2010 года количество таких групп было больше - граждане всех возрастов делились еще и по половому признаку, подростки с четырнадцати до восемнадцати лет были самостоятельной категорией, различались молодые семьи с одним и двумя детьми. После 2010 года дифференциация приобрела нынешний вид.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 января 2019 г. № 5 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах декабря 2018 года в расчете на месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года:

  • трудоспособное население - 451 белорусский рубль;
  • пенсионеры - 353 белорусских рубля 52 копейки;
  • студенты - 333 белорусских рубля 88 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет - 284 белорусских рубля 17 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет - 373 белорусских рубля 58 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 382 белорусских рубля 31 копейка;
  • семья из четырех человек - 351 белорусский рубль 28 копеек;
  • молодая семья из трех человек - 382 белорусских рубля 11 копеек.
  • продукты питания - 48,6%,
  • одежда, белье, обувь - 19,1%,
  • жилищно-коммунальные услуги - 8,3%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь - 9,1%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения - 9,0%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4%,
  • взносы и платежи - 2,1%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены - 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Из Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» следует пересмотр состава и структуры МПБ должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В 2015 году структура МПБ пересмотрена Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 107 от 29 декабря 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. № 146». По результатам анализа фактического потребления населением товаров и услуг за 2013 год, существующая структура МПБ и состав потребительских корзин был признан соответствующим реальному потреблению. Наиболее заметным нововведением можно считать признание необходимости сотовой связи и, соответственно, расходов на нее и приобретение мобильного телефона. В состав затрат на сотовую связь включен не только голосовой трафик, но и доступ в сеть интернет. Отметим, что эта потребность признается значимой за студентами и трудящимся населением, что в целом соответствует действительности. Корректировка коснулась также товаров для детей, например включение детской коляски, одежды и обуви.

Вступившие в силу с 1 апреля 2015 года изменения в структуру и объем минимального потребительского бюджета приводят к увеличению его в стоимостном выражении на 4,8-0,9% для разных категорий. В частности для семьи из четырех человек на 3,9%.

Установление уровня МПБ служит не для выявления малообеспеченных граждан, но для исследования и прогнозирования объема и структуры потребления основной массой населения республики. Как правило, это лица, не нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке постоянно, но имеющие потребность в помощи в виде и пр., например, на приобретение и реконструкцию жилья.

Также минимальные потребительские бюджеты применяются для сравнительной оценки и прогнозирования уровня жизни населения, платежеспособного спроса, необходимости поддержки и социальных гарантий.

Прожиточный минимум -- это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума -- стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина -- это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала .

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

* бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

* малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

* обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

* богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) -- это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат -- кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца

Примечание - Источник:

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения -- 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества .

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини -- 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным .

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

С 1 февраля 2015 в Беларуси действуют новые размеры бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета для разных социально-демографических групп населения Беларуси.

И если первый - это всего лишь норматив, который используется для сравнения уровня жизни, расчёта пенсий, пособий и прочих выплат, в том числе и адресной социальной помощи, то второй, как утверждают представители Совмина, должен окупать месячные расходы каждого белоруса.

Цена вопроса

Согласно постановлению правительства с 1 февраля по 30 апреля минимальный потребительский бюджет (МПБ) на душу населения составляет:
■ для трудоспособного населения - 1 840 970 рублей;
■ для пенсионеров - 1 430 150 рублей;
■ для студентов - 1 443 020 рублей;
■ для детей в возрасте до 3-х лет - 1 140 780 рублей;
■ для детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет - 1 360 090 рублей;
■ для детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет - 1 629 320 рублей;
■ для каждого члена семьи из 4-х человек - 1 457 850 рублей;
■ для каждого члена молодой семьи из 3-х человек - 1 529 650 рублей.
По мнению Совмина, указанных сумм должно хватать для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Продуктовый набор

Согласно предлагаемой чиновниками структуре расходов, на продукты питания в среднем должно уходить 54,3% от МПБ. Это примерно 1 млн рублей, если брать в расчёт бюджет для трудоспособного белоруса. Можно ли сегодня прокормиться на эту сумму? Чиновники отвечают утвердительно.
В месячный «продпаёк» белоруса ими включены 42 наименования продуктов питания.

В него вошли:

  • одна курица (1,5 кг),
  • по 1 кг мороженой рыбы и колбасных изделий,
  • 600 г свинины,
  • 1,7 кг говядины,
  • 300 г солёной сельди, 2 десятка яиц.
  • Хлеба и хлебобулочных изделий на месяц запланировано 9,7 кг - это, между прочим, по 300 г в день.
  • Совсем не густо вышло с крупами. Овсяной и гречневой крупы в корзину заложено по 180 г на месяц, а пшённой и перловой - и того меньше - по 150 г на месяц. Макарон и риса вышло больше - по 460 г на месяц.
  • Овощами продкорзина наполнена довольно щедро: 10 кг картошки, 3,8 кг огурцов и помидоров, 3,5 кг моркови и свеклы, 2,4 кг капусты.
  • А что у нас с «молочкой»? Предполагается, что трудоспособному белорусу на месяц хватит 5,5 л молока, 4,5 л кисломолочных продуктов, 0,5 л сметаны, 200 г сыра, 1 кг творога.
  • Немного абсурдными кажутся пункты с солью и чаем. В месяц на одного человека предусмотрено 300 г соли и 66 г чая.

Интересно, что наш минимальный продуктовый набор слегка смахивает на нормы питания для заключённых. Правда, согласно нормам, осуждённым положено по 100 г рыбы и мяса в день, а находящиеся на свободе могут позволить себе порции втрое меньше. Та же ситуация с крупами и макаронами: в тюремном пайке их в два раза больше. Но не будем завидовать!

Одни трусы на квартал

При составлении бюджета, конечно же, нельзя не учесть одежду, бельё и обувь. Ведь без них никуда!
По мнению чиновников, удовлетворить потребностям мужчин способны:

  • раз в четыре года - зимняя и демисезонная куртки;
  • раз в два года - брюки, джинсы, свитер, туфли;
  • раз в три года - куртка-ветровка, пиджак, спортивный костюм, плавки, сапоги, кроссовки.
  • Бельё предлагается менять чаще. В бюджет заложено четыре майки на три года, четверо трусов и семь пар носков на год.

Женские потребности в Совмине тоже учли:

  • зимняя и демисезонная куртка - раз в четыре года;
  • плащ, куртка-ветровка,
  • спортивный костюм,
  • купальник,
  • два платья,
  • костюм,
  • две пары сапог плюс кроссовки - раз в три года;
  • джинсы, тапочки, свитер, две пары туфлей - раз в два года.

Конечно же, позаботились и о белье: две пижамы и четыре майки на три года, четверо трусов и один бюстгальтер на год.

Также на год рассчитано ношение белорусскими дамами шести пар колготок и четырёх пар носков.
Такие мелочи, как покупка галстука, носовых платков, головных уборов, перчаток и шарфов мы не упоминаем.

Быт предусмотрен

Если говорить о том, чего в бюджете достаточно, так это мебель и предметы бытового и хозяйственного назначения. Вот уж где позаботились о населении!
В минимальный потребительский бюджет заложено: каждые 10 лет - покупка холодильника, телевизора, стиральной машины, пылесоса, утюга, телефонного аппарата, мясорубки, часов, кроватей и массы прочих вещей, которыми многие пользуются намного дольше.
Каждые 15 лет предусмотрено менять: тумбу для ТВ, набор для ванной комнаты, зеркало, ковровое покрытие, одеяло и подушку.
На 20 лет рассчитан срок службы различных шкафов, светильников.
Намного «жаднее» Совмин оказался в отношении предметов санитарии и гигиены. В потребительской корзине на одного белоруса в год заложено: 3 кг стирального порошка, 3 тюбика зубной пасты по 75 г, 300 мл одеколона или туалетной воды, 1 бритвенный станок с 10 блоками лезвий, 1,5 кг хозяйственного и туалетного мыла и 880 г шампуня.

А как у них

По данным британской компании PriceRunner, которая сравнила стоимость потребительской корзины в крупнейших городах земли, в потребительскую корзину лондонца входят билеты в кино, кофе в кафе, книги, проезд в автобусе, бензин, спиртное, сладкие напитки, сигареты, фастфуд.
В потребительской корзине французов учтены даже услуги парикмахеров, лак для волос, гель для душа и много других косметических средств. А ещё услуги няни для ребёнка, аппараты для лечения зубов, аренда автомобилей, проезд на такси, пища для кошек и собак.
Американцам правительство прописало расходы на табачные и алкогольные изделия, образование, мобильную и компьютерную связь, а также на кленовый сироп.

(статья взята с сайта курьер.инфо «Корзина потребителя: что нам положено» статья Жанны Авдеевой)

Сколько стоят продукты питания из потребительской корзины в разных регионах страны.

Intex-press посчитала, сколько стоят продукты питания из потребительской корзины в разных регионах страны, и сравнила стоимость месячного пайка трудоспособного белоруса со средней зарплатой в областях и Минске.

В Беларуси существуют минимальный набор продуктов, необходимый для жизнедеятельности человека, – потребительская корзина. Наполняемость этой корзины разная для детей, пенсионеров, трудоспособных людей и других.

В месячный паек трудоспособного белоруса включены 42 наименования продуктов питания. Сколько чего положено, расписано по граммам. Так, власти определили, что в месяц, чтобы выжить, белорус должен съедать полкило макарон, 150 граммов пшенки или перловки, 10 кг картошки, выпивать 2,4 литра фруктового сока и т.д.

Несмотря на то, что такие нормативы одинаковы для всех жителей страны, цены на товары из потребительской корзины в разных областях разные. Берем данные статистики о стоимости продуктов питания в августе 2017 года и считаем, где месячный минимальный паек самый дорогой, а где – самый дешевый.

Получается, что дороже всего потребительская корзина для трудоспособного человека обойдется в столице – почти 165 рублей в месяц. В Минске по сравнению с областями самая дорогая говядина, соленая сельдь, яйца, мука, животный жир, сухофрукты и маргарин. При этом в столице самая дешевая вареная колбаса, чай.

Дешевле всего потребительская корзина в Брестской области – чуть больше 150 рублей в месяц. На Брестчине самое дешевое в стране куриное мясо, животное масло и сухофрукты.

Стоимость продуктов питания из потребительской корзины для трудоспособного человека

(по ценам августа 2017 года)

Минск – 164,9 рубля

Могилевская область – 161,2 рубля

Витебская область – 159,4 рубля

Минская область – 157,5 рубля

Гомельская область – 154,9 рубля

Гродненская область – 154,1 рубля

Брестская область – 150,2 рубля

Правда, если посчитать стоимость продовольственной корзины по отношению к средней зарплате, Минск получается не таким уж и дорогим городом, а Брестская область – не самым дешевым регионом страны. Так, стоимость продуктов питания из потребительской корзины для трудоспособного человека в Минске составляет всего 14,4% от средней столичной получки, в то время как в Витебской области – почти 23% от зарплаты в этом регионе. На Брестчине на продукты из потребительской корзины трудоспособный белорус в месяц потратит 20,9% заработка.

Сколько продуктовых потребительских корзин может себе позволить житель каждой области и Минска на среднюю зарплату

Минск – 6,9

Минская область – 5,3

Брестская и Гомельская области – 4,8

Гродненская область – 4,7

Витебская и Могилевская области – 4,4

Какие продукты питания входят в потребительскую корзину для трудоспособного белоруса (на месяц)

курица – 1,5 кг

рыба и колбасные изделия – по 1 кг

свинина – 600 г

говядина – 1,7 кг

соленая сельдь – 300 г

яйца – 2 десятка

хлеб – 9,7 кг (6 кг ржаного и 3,7 кг пшеничного)

крупы – 660 г (по 180 г овсяной и гречневой и по 150 г пшенной и перловой)

макароны и рис – по 460 г

овощи: 10 кг картошки, по 1,5 кг огурцов и помидоров, по 1,8 кг моркови и свеклы, 2,4 кг капусты и 1,5 кг других овощей

молочные продукты: 5,5 л молока, 4,5 л кисломолочных продуктов, 0,5 л сметаны, 200 г сыра, 1 кг творога

соль – 300 г

чай – 66 г

сахар – 2,1 кг

сок фруктовый – 2,4 л

мука пшеничная – 0,7 кг

масло растительное – 600 г

фрукты и сухофрукты – 3,8 кг

масло (растительное, животное, маргарин) – 1,6 кг

субпродукты – 200 г

мука – 660 г

кондитерские изделия – 1,5 кг