Объект 221 крым как добраться. Объект «221» — заброшенный ЗКП ЧФ под Севастополем

Обязательна!

Полуостров Крым издавна, благодаря своему географическому положению и мягкому климату, привлекал завоевателей и переселенцев. Злобные тавры, хазарское, византийское, а впоследствии русское княжество Тмутаракань (район нынешнего Керченского полуострова), греческие и генуэзские поселения (Херсонес и Балаклава), Крымско-татарское ханство оставили память о себе по всему побережью. И так вплоть до российского, советского и украинского периодов. Конечно, памятки эти, в основном, остатки фортификационных сооружений. Потому как строились они покрепче и помощней обычного жилья, в расчёте не столько на природные, сколько на человеческие разрушения. По мере развития человечества и, соответственно, тактико-технических характеристик вооружения, оборонительные сооружения медленно, но уверенно преобразуются из надземных в глубоко подземные. Одним из характерных примеров социалистической эпохи стали остатки объекта 221 — Запасного Командного Пункта (ЗКП) Черноморского флота СССР, который буквально вдолбили на глубину 182м в гору Черка-баир, в урочище Алсу, не далеко от Балаклавы. Посещение Объекта 221 входит в план похода 3 каньона . Место выбирали со знанием дела. По данным геологоразведочных изысканий именно эта гора представляет собой монолитное образование без внутренних разломов и пустот. Месторасположение и проект ЗКП, имеющий аналоги только в научной фантастике, был одобрен лично Л.Брежневым и утверждён Командующим ВМФ Адмиралом Флота СССР С.Горшковым.

Всего 35 лет назад, даже после потепления советско-американских отношений и совместного космического полёта «Союз — Апполон», мир стоял на грани ядерной катастрофы. Любая случайность могла дать повод для введения американского плана «Drop shot», а дальше всё зависело от того, кто первым доберётся до злополучной кнопки, ведь за 24 минуты, пока летит ракета, надо было ещё успеть смыться куда-нибудь поглубже и подальше. ЗКП был предназначен для сохранения командного состава Флота, размещения их семей и семей политической элиты, а главное для обеспечения уверенной связи с кораблями и подводными лодками и нанесения упреждающего или ответного удара. Отважные советские шпионы донесли, что из 12 боеголовок, нацеленных на Севастополь, 10 предназначены непосредственно городу и флоту, и по одной Инкерману и Балаклаве. Поэтому выбор пал на местность максимально приближённую, но вынесенную за черту опасных городов. Объёмы горной выработки (до 80 тыс. куб. м), комплектация оборудованием и запасы продовольствия, по расчётам специалистов, обеспечивали автономную боеспособность ЗКП в течение 30 лет.

Началом строительства считается 1977 год. Всего за один год специалисты треста «Донецкшахтпроходка», которые имели опыт проходки и бетонирования глубинных пусковых шахт для баллистических ракет, буквально прогрызли два 182 метровых ствола диаметром по 4,5м. С 1978 года за дело взялись харьковские метростроевцы. Специалисты высочайшего класса, прежде всего, построили хорошо укомплектованные металлообрабатывающий и деревообрабатывающий цеха, стационарную компрессорную станцию, даже собственный бетонный завод. В результате к 1987 году были пройдены все 4 горизонтальных уровня, а внутренняя поверхность стволов, внешние и внутренние поверхности главного укрытия были покрыты 8-15 мм сталью, чем обеспечивалась абсолютная герметичность, и повысило прочность сооружения. По центру каналов были установлены мощные толстостенные (15 мм) трубы, одна для забора воздуха, другая для вывода кабелей и волноводов антенны космической связи. Одновременно трубы служили центральной опорой для винтовых лестниц, по которым при желании можно выбраться на поверхность. Ориентировочный подсчёт говорит о десятках тысяч тонн установленного металла.

Квалифицированные специалисты выполняли квалифицированную работу, а всю черновую, тяжёлую и малопродуктивную, практически бесплатно, выполняли солдатики из батальона с гордым названием – специальный горнопроходческий. В результате объединения героических усилий партии и народа были сооружены сотни метров бетонированных тоннелей и переходов. Выбраны два блока размером 130х16х16 м, на месте которых возвели два 4-х этажных здания из металла. Технология была разработана институтом им. Патона, сама сварка выполнялась только квалифицированными сварщиками с последующим рентгеновским контролем на герметичность. Незастроенный объём 120х10х12 м, видимо для запаса воды, хотя и маловато даже для 500 человек. Два объёма по 20х10х12 м, одна из версий – для мусора и топлива для дизель-генераторов. И огромное количество ниш, коридорчиков и комнатушек на первом и нулевом уровнях. Площадь непосредственно ЗКП, расположенного на первом уровне, составляет 13,5 тыс. кв. м, а вместе с жилым и аппаратным уровнями близка к 22 тыс. кв. м. Протяжённость пешеходных коридоров превысила 3,5км. В плане ЗКП напоминает громадную букву «А». Восточный и западный каналы плавно соединяются через 500м, при этом по вертикали они разделяются на 4 уровня: 0 –коммуникационный, 1 – командный, 2 – жилой, и 3- аппаратный. Соединены уровни лестничными пролётами. В интернетной информации часто упоминается «реакторный колодец», который воспринимается довольно неоднозначно. Одни утверждают, что это неосуществимо, другие, что там вполне возможно поместить реактор с подводной лодки. Кроме того предусмотрены несколько помещений для дизель-генераторов. Так что вопрос с энергией был решен надёжно и с запасом.


Чтобы не привлечь себе на голову 13-ую боеголовку, были приняты максимально возможные меры по секретности и маскировке объекта 221 . Для оправдания интенсивного движения грузового транспорта поблизости были расположены две воинские части. Дорогу Севастополь – Ялта вообще закрыли. Для строителей возвели рядом гостиничный комплекс с большими столовыми, гаражами и подсобными помещениями. Распустили информацию о строящемся учебном центре для специалистов ВМФ. На расположенной рядом горе Госфорта построили карьер и щебёночный заводик, для маскировки громадного количества выдолбленной горной породы. Для убедительности даже закрытие карьера и заводика обосновали положительными результатами борьбы «зелёных». Входные порталы с громадными бронированными дверями (под КАМАЗ) и двойным противоатомным шлюзом замаскировали под обычные жилые здания, аналогичные, находящемуся рядом пионерлагерю «Алсу», даже окна нарисовали. Для маскировки подземной проходки в нужных местах прокладывались ложные дороги, устанавливалась ложная техника, выполнялись ложные взрывы. В общем для маскировки видимо был выполнен объём работы, аналогичный основному.


К 1991г. готовность объекта 221 была доведена до 90%. Но после краха СССР он оказался никому не нужным. Украина объявила о своём безъядерном статусе, да и не потянула бы финансирование достройки, а главное дальнейшее поддержание объекта в рабочем состоянии. А Россия до сих пор не знает, останется ли она в Севастополе. В противном случае – достроить объект означает продать или подарить его Украине, которой он и даром не нужен. С 1992г. в странах совладельцах были приняты самостоятельные бюджеты, в которых ЗКП не упоминался. Охрану сняли, и объект просто бросили. Была информация, что на какое-то время там даже окопался криминалитет и нахально готовил своих боевиков.

Может, так и было. Но попутно происходило и первоначальное разворовывание ЗКП – вывозилось оборудование и другие высоколиквидные ценности. К 1998г. самое ценное было демонтировано, и контроль над объектом захватили воришки поменьше, в основном жители деревни Морозовка. Начался второй этап разграбления – пошёл в ход цветной металл. В основном это были медные и алюминиевые кабеля, изоляция которых выжигалась тут же, часто прямо под землёй. При помощи металлоискателей разведаны и раскопаны все траншеи с кабелями в ближайших окрестностях. При этом проведён вручную огромный объём земляных работ. Где-то в районе 2002г «цветняк» закончился, заодно поднялись цены на чермет, и начался третий этап разграбления – добыча черного металла.

Поскольку, по первым прикидкам, с объекта было вывезено несколько тысяч тонн металла, «добыча» его велась поистине промышленными методами. Было установлено несколько электростанций для освещения и питания электроинструмента. Также установлена компрессорная станция для питания пневматического инструмента, в основном перфораторов. Заново проложена система освещения. У входов были целые горы пустых кислородных и ацетиленовых баллонов для газорезки, которые регулярно заменялись на полные. Не обошлось без тяжёлой техники – автокранов, экскаваторов, бульдозеров. Металл круглосуточно добывался и вывозился КАМАЗами 3 года подряд… В общем, из «стройки ХХ века» объект 221 превратился в «разборку ХХI века».

Были разрушены даже бетонные перегородки ради выкорчёвывания арматуры.

Очевидно, подобное не могло происходить без приличных взяток высокопоставленным чиновникам силовых структур.

Здесь была, по сути, автономная республика со своими законами, естественно очень жестокими. Все роли были распределены и контролировались. «Левому» всунуться было почти невозможно, при излишней навязчивости его бы просто убили.

Разграбление продолжается до сих пор – металла на объекте ещё полно, в основном на стенах, его очень трудно снимать. Но и он постепенно исчезает. Также разобраны до основания все кирпичные строения.

Часто по ночам (видимо, «налоги» уже не платят), до сих пор можно наблюдать работу металлодобытчиков. Работают профессионально, подъезжая к месту добычи на легковой машине с прицепом. Норма «добычи» — 1т за ночь. На фото — происходит срезка полос со стен. Каждая полоса толщиной 1.5 см весит 50 кг. Для увеличения производительности специально для среза таких полос сделан усовершенствованный двухгорелочный автоген, чтобы срезать закладные, которыми крепятся полосы, одновременно с двух сторон. Листы металла со стен срезать почти невозможно — закладные приварены изнутри в хаотическом порядке.

А вот и последний уцелевший люк, ведущий в помещение, облюбованное металлодобытчиками для отдыха.

В заключение хочу предупредить любителей экзотики. Постарайтесь избегать посещения остатков ЗКП в одиночку. Аборигены и прочие металлодобытчики, по слухам, к посторонним посетителям относятся крайне враждебно. Делиться информацией, а тем более заработком никто не желает. Так что если соберёте достойный коллектив, то можно и посмотреть, только одевайтесь потеплее, внутри природа самостоятельно и круглогодично поддерживает температуру 8-12 градусов. На полный обзор Вам потребуется часов 12. На быстрое поверхностное ознакомление уйдёт не меньше часа. Обязателен мощный фонарик, а лучше два – один налобник с широким лучом (ближний свет), другой – посерьёзней с острым лучом (дальний свет). И запас батареек на всё время.

Летом в основных потернах, где гуляет сильный сквозняк, часто немного затуманено из-за конденсации влаги из тёплого поступающего воздуха, что сильно портит фотографии. Причём, на объекте замечен феномен: тяга в 182 метровых трубах обратная, воздух через них опускается вниз и выходит через оба портала, хотя по законам физики должно быть наоборот. Иногда тяга вообще отсутствует. Также ходят слухи о том, что объект радиоактивен. Видимо, распустили металлодобытчики для отпугивания непрошенных гостей. Диггеры отнеслись к информации философски, оставив соответствующую надпись у входа.

Сегодня я расскажу о еще одном сверхсекретном объекте СССР, масштабы которого просто поражают - запасной командный пункт Черноморского флота в урочище Алсу в окрестностях Балаклавы, так называемый объект 221. Ранее я уже упоминал еще , оба исследовались на летнем отдыхе, то есть это была скорее прогулка, чем целенаправленная экспедиция.

Началось все с того, что я случайно заметил экскурсионную предложение на объект сотка - заброшенные ракетные шахты. Цена, конечно, не очень привлекала, тогда как идея - совсем наоборот. Дома, загуглив тему, наткнулся еще на несколько точек, таких как этот ЗКП ЧФ и бочка смерти. Было решено посетить их самостоятельно. План был следующий: автобусом добираюсь до озера в ур. Алсу, далее пешком на 221. После него пешком на сотку, и оттуда уже обратно на трассу на автобус. Жил я в Кореизе, отрезок дороги получается некислий, да и пешком по расчетам нужно было пройти минимум километров 15. Такой маршрут предполагал, что в случае нехватки времени, на сотку не поеду. Ведь я точно не знал, сколько это все займет времени, а ночевать на Южнобережном шоссе не хотелось

Из прочитанного мельком в сети я узнал, что на территории базы есть вход в тоннели в скале, по которым можно полазить. По моему мнению, здесь должно быть интереснее, чем смотреть на ракетные шахты. И я не прогадал: объект 100 за словами разных людей уже под охраной бизнесменов, и, чтобы туда попасть, нужно заплатить деньги. Да и масштабы не такие впечатляющие. Поэтому, имея приблизительные координаты ЗКП, фотоаппарат с камерой, и небольшой обед, я направился в одиночку навстречу приключениям! Об истории всего, что я сейчас здесь говорю, мне пришлось прочитать уже потом, когда приехал домой.

Первым в поле зрения попадает заброшенный карьер по добыче породы и несколько прилегающих сооружений рядом с красивым озером, а среди них - щебневый завод, гостиница для строителей и другие. Парадоксально, но карьер вместе с щебнезаводом строились для отвода глаз, чтобы как-то объяснить огромные объемы выдолбленной породы, позже, по легенде, их «закрыли» по просьбе борцов за природу Крыма.

Также с целью прикрытия рядом была размещена военная часть связистов № 87134, которая теперь относится к РФ и охраняется. Будьте внимательны, я бы не советовал бродить в окрестных лесах или проникать на территорию детского лагеря неподалеку.

Всюду растет ежевика, по дороге щипал, исцарапал все руки колючками.

Сразу за лагерем дорога расходится: слева - село, справа - вход на территорию, дорога перерыта. Выше на горе еще одно здание, восточный транспортный портал.

КПП не видно, как и никаких шлагбаумов или запретительных табличек. Тишина. Иду дальше. Изуродованные остатки сооружений. Уже трудно определить, что это было.

Строительство ЗКП началось в 1977 году. Выбор места поручили главнокомандующему ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергею Горшкову. Данные геологической разведки указывали на то, что гора Нишан-Кая или Чирка (в военных это - высота 495) близ села Морозовка была из цельного монолита, без внутренних разломов и полостей. Благодаря этому командный пункт должен был выдержать несколько ядерных ударов подряд на соседний Севастополь и Балаклаву, где базировался Черноморский флот.

Для строительства сформировали специальный горнопроходческий батальон. Позже подключили работников треста «Донецкшахтопроходка» и «Харьковметрострой», которые в то время уже имели огромный опыт строительства бетонных шахт для баллистических ракет. Донецкие специалисты за год прошли два 182-метровых ствола, а с их дна продолжали работы уже внутри горы.

В центре территории стоит «решето» от казарм. Жалкое зрелище.

Захожу внутрь. От увиденного выделяются эндорфины, ради этого стоило ехать! Панорама многоэтажки изнутри.

Тогда я не знал точного размещения входа в подземные паттерны, поэтому не имел понятия, как туда дойти. Более того, даже не догадывался, что их две Нужно было подниматься вверх. Скажу честно, в горы я хожу крайне редко, но уже осознал, что то, что кажется близким, на самом деле в несколько раз дальше. И если вы рассчитываете идти туда минут 15, то шлепать на самом деле не менее получаса.

Первый раз стало страшно, когда идешь, а вокруг шелестит лес, оборачиваешься - а никого нет. Сразу и не догадаешься, что это крымские ящерицы разбегаются под ногами. Палящее солнце, подъем серпантином на гору около километра. Видно еще одно КПП. Дорога иногда расходится в стороны, приходится все проверять, чтобы не пропустить интересного. В первом разветвлении видны следы разворота танка на асфальте, далее - склады. Возвращаюсь на дорогу.

Поднимаюсь выше: еще несколько развилок и тропинок напрямик. Немного трудно ориентироваться, все заросло зеленью, ориентиров не видно. Сверху открывается красивый вид на озеро и шоссе.

Наконец дорога заканчивается, последний поворот. Здесь лежат огромные валуны, сверху на них сверкает кварц.

Опа! Не сам: вижу нескольких туристов на привале, вторая половина пошла внутрь. Поздоровался. Рассказывают, что уже осмотрели весь первый и третий этажи (если читаете эту статью - отзовитесь!).

Горные работы внутри продолжались пять лет! За это время проложили сотни метров бетонированных туннелей-паттерн, а главное - выдолбили два 130-метровых блоки высотой 16 метров, в которых соорудили два четырехэтажных дома, только без окон и балконов. Общая длина тоннелей и паттерн составляет более 10 км! До 1987 г. все строительные работы были завершены. Приступили к прокладке системы вентиляции, кабельных сетей, облицовки и обустройства блоков. Начался монтаж аппаратуры и оборудования.

Все строительство в то время было засекречено, а народным массам пускали различные легенды. Например, рассказывали, что это - будущий учебно-тренировочный центр ВМФ.

В 1991 году после развала Союза ЗКП становится ненужным, но деньги на его строительство все еще заложены в госбюджет и работа продолжалась. В 1992 году на этапе 90% готовности объект … бросают (возникают ассоциации с Крымской АЭС). Позже хотели приспособить его под винный погреб или линию розлива минеральных вод, но очевидно, что разворовать без приватизации было выгоднее. Трудно представить, сколько металла было вывезено. Говорят, что здесь когда-то обитала бандитская группировка.

Смотрю окружающую территорию. Справа от портала.

Захожу внутрь. Надписи на стене пытаются предупредить об опасности. Трудно оценить их актуальность, ведь такие обозначения могли специально наносить, чтобы отпугивать нежелательных туристов. Часто можно встретить предупреждения о минах. В любом случае следует быть осторожным, особенно когда идешь в пляжных шортах и сандалиях в подземный бункер времен холодной войны СССР

Внутри холодно, ниже 10° летом, поэтому набрасываю заранее прихваченную кофту. С паттерны сквозит. Металлисты срезали все, что могли. На видео можно увидеть сквозную щель в бетонных стенах - здесь стояли демонтированы гермодвери.

Видеонарезка поездки на объект

Схема объекта имеет множество разветвлений, соединений, переходов и других помещений. Длина паттерн составляет 500 м, они перекрывались на входах двумя двойными шлюзовыми камерами с массивными противоатомными бронедверями. Из каждого портала можно перейти на первый и третий уровни. Обратите внимание, блоки имеют четыре этажа! Переход между уровнями в основных блоках соединен внутренними лестницами, которые в настоящее время спилены. Лифты не предусматривались.

Внутреннее помещение горы занимали два блока для размещения командно-управленческих служб. Размеры каждого из них: длина - 130 м, ширина - 16 м, высота - 16 м. Третий блок - технологический, его размеры: длина - 130 м, ширина - 6 м, высота - 7,5 м. Все три блока соединялись между собой проходными тоннелями. Общая площадь помещения 13 500 м² (по другим данным 17 500 м²).

Вверх выходили две шахты диаметром около 6 м (хотя другие источники говорят 4,5 м) для забора свежего воздуха, выхлопа дизельэлектростанции и вывода кабельных трасс к антенному полю. В шахтах были установлены винтовые лестницы на поверхность. К антеннам на вершине горы выходили волноводы для космической связи с кораблями и подводными лодками (для связи в мирное время использовалась передающая станция ЧФ на СЗ-конце Караби-яйлы под Высотой 783).

Вот, что можно нарыть в интернете из схем, зарисованных вручную энтузиастами:

Шагая вперед, заметил, как постепенно угасал свет входа, теперь здесь был только я и мои фонари. Лето не лучшее время в плане исследования тоннелей, ведь образуется много конденсата, на фотографиях получается туман или «снег». В то время у меня не было упомянутых выше схем, и на первой развилке пришлось решить что пойду только вперед, чтобы не заблудиться. Так или иначе исследовать все не получится. Под ногами лужи, периодически видно открытые люки - это соединение с коммуникационным каналом (0 уровнем). Через метров 250 пробую сделать несколько кадров.

Пройдя еще столько же наконец упираюсь в еще одни несколько дверных проемов. Опять разветвления в разных направлениях. Видно вертикальную шахту, где была лестничная клетка. Весь металл срезан. Прохожу дальше, передо мной простирается большой подземный ангар, фонарь не просвечивает до его конца… Стало жутко третий раз. К этому времени я озяб, инстинкт самосохранения взял верх и было решено возвращаться наружу.

Выйдя на улицу, сделал еще одну панораму перед порталом:

Большое удовольствие от увиденного переполняло меня, вокруг шикарные пейзажи и прекрасная погода. На часах полдень, время идти назад к трассе. На остановку я добрался в 13 часов. Еще примерно полчаса ждал автобус. Невероятная жара валила с ног и я решил, что на «сотку» уже не поеду. Еще час автобусом, половину - пешком и я дома.

Жаль, что такой объект пропал, а с другой стороны - хорошо что не пригодился.












С давних пор Крым был привлекателен для переселенцев и завоевателей. Это происходило благодаря его уникальному географическому положению и благодатному климату. Следы своего пребывания оставили здесь хазары, византийцы, греки и генуэзцы. Это имело свое продолжение и в более позднее время. Чаще всего о живших на территории народах можно судить по развалинам укреплений - ведь они более прочны, чем обычное жилье. С развитием военных технологий оборонительные системы постепенно уходят под землю, превращаясь из наземных в подземные.

Одним из таких примеров наследия эпохи позднего социализма стал «Объект 221» — ЗКП Черноморского флота. Он притаился на глубине 182 метра в горе Черка-баир. Место, в котором решено было разместить запасной командный пункт «Объект 221», - Крым, урочище Алсу по соседству с Балаклавой. Нельзя не оценить профессионализм людей, выбиравших это место. По результатам геологоразведки гора имеет монолитное строение, не имеющее ни разломов, ни пустот. Проект ЗКП и его дислокация получили личное одобрение Л. Брежнева. Задуманное имеет аналоги лишь в произведениях фантастов.

Тогда мир находился на пороге ядерной катастрофы. Малейшая случайность могла запустить роковой сценарий с обеих сторон. ЗКП нужен был, чтобы сохранить командование флота, их семьи и семьи политического руководства страны, даже если произойдет ядерная атака. А еще важнее было добиться надежной связи ЗКП с кораблями и подлодками для получения возможности нанести упреждающий или ответный удар. Поскольку более десятка боеголовок США, по данным разведки, были нацелены на Севастополь и его пригороды, решено было сделать местом, где размещен «Объект 221»,Алсу - точку за пределами опасной зоны, но очень близкую к ней. Возможности оборудования и запас пищи давали возможность ЗКП автономно существовать 30 лет, сохраняя боеспособность.

Начало истории

Строить начали в 1977 году. Буквально за один год работники объединения «Донецкшахтопроходка», обладавшие опытом проходки глубоких шахт, предназначенных для размещения баллистических ракет, создали два ствола в 182 метра длиной и 4,5 метра диаметром. Продолжили работы метростроевцы из Харькова. Для строительства предварительно были возведены цеха для обработки металла и деревообработки, даже целый бетонный завод. В итоге работ к 1987 году были созданы 4 горизонтальных уровня. Внутри стволы были покрыты сталью до полутора миллиметров толщиной. Сооружение получилось абсолютно герметичное и высокопрочное. Толстостенные трубы служат для воздухозабора и для вывода кабельных линий и антенных волноводов системы связи. По самым скромным подсчетам, на установку потребовались десятки тысяч тонн металла.

Всю малоквалифицированную работу бесплатно сделали солдаты. Получилась система переходов в сотни метров. Внутренние сооружения выполнялись по особым сварочным технологиям, разработанным в институте им. Патона. Сам ЗКП занимает 13,5 тыс. кв. м, а совместно с остальными уровнями - 22 тыс. кв. м. Конструкция ЗКП по вертикали разделяется на 4 уровня:

  • коммуникационный;
  • командный;
  • жилой;
  • аппаратный.

Уровни связаны посредством лестничных пролётов. Предусматривались также помещения для генераторов электроэнергии, позволявших решить вопрос с энергопитанием.

Цели создания

Планировалось разместить на площадях «Объекта 221» штабные службы Черноморского флота. Огромный город, выстроенный под землей, способен был вместить до 10 тысяч человек. Мир ожидал ядерного конфликта, а Севастополь был одним из вероятных объектов удара. Подземное строение стало бы отличным укрытием.

Предполагалось построить огромную столовую, очистные сооружения и многое другое.

Невредимым пережить взрыв ядерной бомбы призван был «Объект 221», Севастополь мог бы и не выжить. В состоянии 90 % готовности в 1992 году стройку пришлось заморозить. С тех пор финансирования уже не было.

Меры защиты

Чтобы избежать огласки, запасной командный пункт Черноморского флота был максимально засекречен, и были приняты усиленные меры его маскировки. Чтобы объяснить интенсивное движение транспорта, в окрестностях объекта были дислоцированы воинские части. Трасса между Севастополем и Ялтой вообще была закрыта. Для строителей был сооружен жилой комплекс. При этом пустили слух, что это строится учебный центр для флотских специалистов.

Входные сооружения, оснащенные огромными бронированными дверями со шлюзом, были замаскированы под обыкновенные здания, похожие на корпуса расположенного рядом пионерского лагеря «Алсу». Для задач маскировки были выполнены объемы работ, сопоставимые с основными.

Крах СССР

После краха СССР "Объект 221" ЗКП Черноморского флота потерял свою значимость. Украина стала безъядерной. Правда, она и не смогла бы профинансировать достройку и содержание объекта. У России же долгое время не было уверенности, что она останется в Севастополе. Охрана была снята, а стройка заброшена.

Тотальное разграбление

Параллельно объект разграблялся. Отсюда вывозилось все ценное, что можно было продать. К концу XX столетия большая часть оборудования была демонтирована. Разворовав оборудование, приступили к цветному металлу. Самым востребованным был электрический кабель. Когда закончился цветной металл, очень кстати выросли цены на черные металлы.

Черный металл непрерывно добывался. Его вывозили "Камазами" еще несколько лет. Так, из стройки века «Объект 221» (Севастополь) стал превращаться в разборку века.

Не пощадили вандалы даже железобетонные конструкции, из которых выкорчёвывалась металлическая арматура.

Тотальное воровство происходило при попустительстве всех силовых структур. Это наталкивает на мысль, что подобный беспредел не мог процветать без взяток в крупных размерах для руководства силовых органов.

Разграбление уникального сооружения не прекращается и сейчас. Количество металла ещё очень велико. Основная масса его находится на стенах, правда, чтобы его снять, приходится потрудиться. Теперь и черный металл уже почти разворован. До самого основания демонтированы кирпичные сооружения.

Теперь это место стало просто опасным. Любителям советской экзотики не стоит посещать остатки ЗКП в одиночку. Местные жители и весь криминалитет, занимающийся металлодобычей, очень ревниво воспринимают визиты посторонних. Никому не нужны лишние претенденты на плохо лежащее имущество. Поэтому безопасное посещение возможно, если вам удастся собрать сравнительно многочисленную группу. Одежду для такого посещения нужно выбирать теплую, поскольку температура там круглый год держится около 12 градусов. Чтобы полностью осмотреть «Объект 221», фото которого представлены в статье, вам понадобится не меньше 12 часов. Ускоренное знакомство потребует чуть больше часа. Нужно запастись мощными фонариками.

В летнее время по коридорам сооружения гуляет сильный сквозняк и довольно туманно, оттого что происходит конденсация влаги. Это серьезно затрудняет фотографирование. Вдобавок на объекте отмечается интересный эффект: вместо того, чтобы подниматься по трубам вверх, воздух, наоборот, опускается вниз, выходя через порталы. На первый взгляд это противоречит физическим законам. Еще распространены сплетни, что на сооружении повышен радиоактивный фон. Скорее всего, эту информацию распускают добытчики металла, чтобы напугать нежеланных гостей.

Сегодняшний день

В настоящее время практическое применение для «Объекта 221»так и не найдено. Зато экскурсия сюда сулит незабываемые впечатления. Даже посещение Балаклавы с ее подземной базой подводных лодок не так интересно, как «Объект 221». Крым знаменит многими своими туристическими объектами, но этот особый. Доехать до ЗКПможно, двигаясь по трассе Севастополь - Ялта.

Окрестности

У основания высоты 495 находятся остатки здания, которое входило в состав комплекса ЗКП. Это здание вместе со столовой, овощехранилищем, водоочистными сооружениями, подземным водозабором и линиями было возведено для строителей гигантского бункера. Именно этот комплекс зданий служил целям маскировки строительства объекта.

Объект 221 - еще один призрак Холодной войны, еще одно "крымское военное чудо света", поражающее своими масштабами и сегодня никому не нужное. Известный под другими названиями - "Алсу", объект "Нора", высота 495 - когда-то сверхсекретный подземный город, способный выдержать ядерный удар, строился в качестве запасного командного пункта для командования Черноморским Флотом СССР. Поговаривают, что помимо переноса командования флотом, объекту 221 предназначалась еще и роль убежища для высокопоставленных лиц. Короче говоря, "если завтра война" - чтобы было куда эвакуировать партийную верхушку и "сливки общества", отдыхающие в Крыму. Но элитным бункером это место так и не стало, в 1992-м году превратившись в "труп".

Объект 221 правильнее даже назвать не подземным городом. Ведь все его тоннели и потерны вырублены в твердой скале.
Выбранная “Высота 495”, по данным геологической разведки, имела монолитное скальное строение, безо всяких разломов и полостей. Согласно проекту, высота скальной “крыши” над помещениями составила 180 метров. “Крышу” пронизывали две шахты диаметром по 4,5 метра. Некоторые туристы даже ошибочно принимают их за ракетные.

Подземный город имел три уровня, соединенных между собой длинными тоннелями и потернами, по которым мог проехать автомобиль (схему я покажу ниже). Только подводящие потерны от одного из двух входов-въездов в Объект 221 имели длину более 500 метров (все-таки это объект высшего противоядерного класса защиты). Общая длина тоннелей и потерн составляет более 10 (!!!) км.
Это кажется невероятным, но такая масштабная стройка велась почти незаметно. Был сформирован специальный "подземный" стройбат, усиленный специалистами, имевшими опыт сооружения бетонированных шахт для баллистических ракет. Рядом, у подножий горы Гасфорта был построен щебеночный завод, куда по ночам и свозилась вынимаемая из горы порода. Спутники противника на своей картинки должны были видеть лишь обычный работающий на благо советских граждан завод по добыче щебня и гражданские строения...

2. Объект 221 с воздуха. Внешне - ничего особенного.

3. Во многих источниках это здания называют гостиницей или общежитием для тех, кто строил Объект. Но если внимательно осмотреть строение изнутри, возникают большие сомнения в этом предположении. Скорее всего это здание-обманка для спутников противника. Обратите внимание на очень близко расположенные окна. С обратной стороны под каждым из них балконная плита, но нет выходов на балкон.

4. Чтобы проверить предположение, поднимаемся по рассыпавшимся ступенькам к "главному входу"

5. Здание "Общежития внутри". Перекрытия все успели осыпаться, в отличие от несущих колонн и стен. Удивительно, не правда ли? Как и удивительно полное отсутствие лестничных пролетов и даже самих лестничных клеток.

6. Правда, здесь есть некоторые предметы быта..

7. Бетонные остатки буквально играют на ветру и прогибаются под ногами.

8. Всего у ЗКП два замаскированных под гражданские здания входа - западный и восточный. Мы решаем заходит через восточный и пройдя по подземным тоннелям, выйти через западный.

9. Входы замаскированы под обычные здания. Вообще-то нарисованные окна выглядят слишком уж бутафорски и смешно. Но, видимо, кто-то считал, что это может сбить противника с толку.

10. Если взглянуть на обманку сбоку, видно что это вообще просто бетонная плита.

11. Вход в утробу мертворожденного монстра

12. На стенах предупреждающие значки.

13. Караульные помещения у входа.

14. Это начало тоннеля, уходящего далеко вглубь скалы. В плане подземный штабной центр походил на огромную букву "А". Он сообщался с миром двумя расходящимися потернами, которые перекрывались на входах массивными противоатомными дверями со шлюзовыми камерами.

15. К началу 90-х годов Объект 221 был почти достроен. Было смонтировано большинство коммуникаций, проложены трубы и кабеля. Лифтов проект не предусматривал. На 180-метровую высоту персоналу командного пункта предстояло подниматься пешком. Перед каждым из двух порталов были сооружены многотонные железобетонные строения, внутри которых пролегли электрические кабели, воздуховоды, водопроводные и канализационные трубы.
Сейчас весь металл на объекте вырезан.

16. Восточный тоннель. Для того чтобы выполнить немыслимую фортификационную задачу, был сформирован специальный горнопроходческий батальон. В помощь его бойцам были приданы подразделения треста «Донецкшахтпроходка», имевшего большой опыт сооружения бетонированных шахт для баллистических ракет. Только за первый год были пробиты два 182-метровых ствола, со дна которых пошли в ширь горы штольни главного укрытия.

17. Ширины и высоты тоннелей достаточно для того, чтобы здесь прошел военный грузовик

18. Схема Объекта 221.

19. Через 500 метров тоннели начинают разветвляться, соединяя блоки и различные помещения.

20. В самом дальнем конце тоннеля первого уровня видимость почти нулевая. В воздухе буквально висит воздушная пыль и снимать практически невозможно. Мы находимся глубоко внутри скалы. На улице в этот августовский день было почти 40 градусов тепла, а в тоннелях - около 7. Из-за такой разницы в температурах образуется что-то наподобие тумана. Нужно будет попробовать сходить сюда зимой. Может быть тогда удастся сделать снимки глубоко внутри объекта.

21. В тоннелях кромешная темнота. Висящая водяная пыль в луче света от фонаря

22. Выйдя из западного входа, поднимаемся по длинной дороге на самый верх высоты 495 - на крышу объекта.

23. Высота скальной “крыши” над помещениями около 180 метров. “Крышу” пронизывают две шахты диаметром по 4,5 метра. Некоторые туристы ошибочно принимают их за ракетные. На самом деле через эти шахты подземный командный пункт сообщался с антенным полем. Наверх выходили кабели, воздуховоды и винтовые лестницы.

24. Один из вентиляционных колодцев.

25. Вид, открывающийся с "крыши" Объекта 221. Внизу справа виден тот самый щебеночный завод, ныне тоже заброшенный.

В 1991-м Украина объявила о своем безъядерном статусу и защищённый командный пункт оказался уже не нужен. Но деньги на строительство “Объекта 221” уже были заложены в бюджет 1991 года, а потому строительство продолжалось. В 1992-м финансирование было прекращено, и объект законсервировали.
С 1992 по 1998 год пытались найти мирное применение этому бункеру. В Алсу хотели разместить предприятие по разливу минеральной воды или спиртных напитков. Высказывались, в частности, здравые суждения о перспективности перепрофилирования “Объекта 221” в винзавод. Но, видимо, были предложены малые откаты.
Среди местных жителей ходят легенды, что в середине 90-х подземелья объекта использовали для тренировок бойцы организованной преступной группировки Е. Поданева.
На сегодняшний день с объекта вырезан и вывезен весь металл, а сам он медленно умирает внутри некогда цельного скального массива..

Командный центр Черноморского флота - забытая подземная крепость, сравнимая с «Гранитным Дворцом», возведённым американцами в Скалистых горах.

Обоснование необходимости строительства объекта

И Брежнев, и Горшков исходили из реалий американского плана ядерного нападения «Drop shot»("Моментальный удар", конец 1949 года), согласно которому предполагалось сбросить на СССР 300 атомных бомб и 250 тысяч тонн обычных бомб за шесть тысяч самолето-вылетов.
На Севастополь было намечено обрушить 12 ядерных боеголовок: одну на Инкерман, одну на Балаклаву, остальные по самому городу - главной базе Черноморского флота. Запасной командный пункт («Объект-221») должен был выдержать этот ядерный шквал.


Карта генерального штаба L-36-128 места расположения объекта

История строительства
Выдержки из книги В.Б. Иванова «Тайны подземные»:

Создание подземного мозгового цента ЧФ («Объект-221»)

«Холодная война» наращивала витки смертоносной гонки вооружений. В США и Ки-тае, Франции и Швеции под землю, под скалы, под бетон уходили штабы и казармы, ракетные установки и корабельные стоянки, военные заводы и аэродромы, арсеналы и хранилища стратегических запасов. Все готовились к выживанию в напророченной атомной войне — третьей и последней мировой.
Шок сорок первого года поставил советское руководство перед необходимостью го-товиться к сокрушительным ударам по своей территории из-под воды, с воздуха, из космоса...
Одной из важных задач, стоящих перед Черноморским флотом к началу 80-х годов, было создание нового современного защищенного командного пункта флота.
Планируемый секретный объект должен был стать крупнейшим защитным сооруже-ний на южном стратегическом направлении.
Создавали объект в 70-80-е годы прошлого столетия, строительство его велось в во-сточном склоне горного массива у села Морозовка, в 4-х километрах от Балаклавы. Подземный бункер глубокого заложения, из которого в случае термоядерной войны должно было вестись боевое управление флотом, еще девять лет назад охраняли ав-томатчики в черных беретах морской пехоты.
К началу 70-х годов прошлого столетия технико-экономические и эксплуатационные характеристики старого командного пункта ЧФ уже не обеспечивали все возрастаю-щие требования к секретности, защите и живучести подобных сооружений. В целях обеспечения необходимого качества защиты и повышения надежности системы связи и управления флотом в начале 70-к годов начался поиск места для нового командного пункта, позволяющего в условиях ядерной войны управлять действиями разнородных сил ЧФ.
Из трех возможных вариантов Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков выбрал район восточного склона горы «Шаан-Кая» восточнее Балаклавы, что в переводе означает «гора-мишень».
Строительство здесь, по расчетам экономистов, было дешевле, чем в других местах. Да и природный монолит скалы крепче, чем искусственный. Для того чтобы выполнить эту немыслимую фортификационную задачу, был сформирован специальный горноп-роходческий батальон. В помощь его бойцам были приданы подразделения треста «Донецкшахтпроходка», имевшего большой опыт сооружения бетонированных шахт для баллистических ракет.
На неосвоенной площадке, в скальном грунте сопки, в 1977 году начались проходче-ские работы по строительству объекта. В начале строительство осуществлял севасто-польский геиподрядный УНР. выполнявший в то время в главной базе флота большой объем жилищного строительства собственными силами. Для проходки первого вертикального ствола в условиях неосвоенной площадки, при полном отсутствии подхода и подъездных путей, каких-либо инженерных коммуникаций, было выбрано подразделе-ние треста «Донецкшахтпроходка», шахтолроходческий стройучасток № 1, которым руководил горный инженер Кухаревский.
Это управление специализировалось на проходке вертикальных стволов для ракет-ных комплексов по всей территории Советского Союза и имело большой опыт работы на автономных объектах.
С поставленной задачей коллектив строительного участка справился в срок с высо-ким качеством работ. Большой личный вклад внес бригадир проходчиков Герой Социа-листического Труда Н. Тихонов. Выполненный первый вертикальный ствол глубиной более 150 метров использовали при горизонтальной проходке как вентиляционную шахту, что в значительной степени ускорило темпы буровзрывных работ.
Параллельно с началом горнопроходческих работ велось проектирование мозгового центра командного пункта, аналогов которому на флоте не было, и делал это Москов-ский проектный институт.
В подземном сооружении под 180-метровой толщей скальных пород должны были разместиться узел связи, обеспечивающий связь через спутники с кораблями, находя-щимися в любой точке мирового океана, информационно-вычислительный центр, ав-тономная система жизнеобеспечения — электростанция, емкости для воды и топлива, система вентиляции и регенерации воздуха, кухня-столовая, медпункт. Внутренние по-мещения могли вместить сотни специалистов — офицеров штаба, связистов, обслужи-вающий персонал.
За пределами подземной части КП предусматривался городок для размещения де-журных смен, охраны, обслуживающего персонала. Городок состоял из четырехэтаж-ной казармы, котельной, столовой на 250 посадочных мест, овощехранилища, очист-ных сооружений, системы водоснабжения с подземным забором воды, мощной ЛЭП с подстанциями.
Строительство самого командного пункта, наружных сетей и наземного городка по-требовало создания нового строительного управления. Директивой заместителя ми-нистра обороны СССР по строительству и расквартированию войск от 15 июня 1981 го-да на базе генподрядного был создан специальный УНР с дислокацией в Севастополе. Начальником его был назначен майор Ю.И. Рева, прошедший школу строительства на Северном флоте. Генподрядный строительный участок, осуществлявший строительст-во КП, возглавил опытный инженер-строитель подполковник И.И. Есипенко, который самостоятельно принимал решения, умело вел работу с субподрядчиками.
При кажущейся простоте наземной части КП строительство оказалось достаточно сложным. Возводимые на крутых склонах постройки стали подвергаться воздействию оползней, грунтовых вод. Это требовало дополнительных проектных решений. На го-ризонтальной проходке подземной части КП работала специализированная строи-тельная организация треста «Харьковметрострой» (начальник — Л.М. Луцик).
Это был высококвалифицированный коллектив механизаторов, буровиков, подрывников с мощной производственной базой. Они построили собственный бетонный завод, хорошо оборудованные мастерские по изготовлению различных металлокон-струкций, деревообрабатывающий цех, стационарную компрессорную станцию для подачи сжатого воздуха на перфораторы, погрузчики пород и бетононасосы. Военные строители считали делом чести попасть в бригаду проходчиков.
На подземных работах находился, как правило, один взвод. Длительное время его возглавлял мичман Т.В. Павлюк. Он много работал с личным составом. Неред-ко сам брал в руки отбойный молоток или лопату и личным примером вдохновлял подчиненных военных строителей. Это был лучший взвод в военно-строительных войсках ЧФ. Наступление на земные недра длилось без малого пять лет. За это время в горном массиве удалось проложить сотни метров бетонированных коридоров-потерн.
вертикальную проходку ствола № 2 продолжал строительный коллектив под руко-водством А.И. Симакова. При строительстве КП в скальных породах предстояло выра-ботать сотни тысяч кубометров тяжелого грунта.
В плане подземный командный пункт походил на огромную букву «А», он сообщался с миром двумя расходящимися потернами, которые перекрывались на входах массив-ными противоатомными дверями со шлюзовыми камерами.
В горном массиве предусматривалось сооружение трех блоков. В первых двух бло-ках размещались все основные командно-управленческие службы.
Наверх уходили две шахты высотой 180 метров, диаметром 4,5 метра. Они служили для забора воздуха и вывода кабельных трасс к антенным устройствам. При необходи-мости можно было выбраться по ним на поверхность — железные винтовые лестницы обегали их изнутри. Хитроумные запоры, задвижки, фильтры надежно защищали оби-тателей бункера от отравляющих газов и радиоактивной пыли. Сюда же, на вершину КП, должны быть выведены волноводы антенн для космической связи, с кораблями и подводными лодками.
Размеры каждого из блоков составляли: высота и ширина — 16 метров, длина — 130 метров. Третий блок, технологический, имел меньшие размеры: высота — 7,5 метра, ширина — 6 метров, длина —130 метров. Все три блока соединялись между собой ше-стью проходными потернами с противооткольной облицовкой.
Непосредственно к подземному сооружению подходили потерны длиной 500 метров каждая. Степень защищенности была предельно высокой.
В двух блоках производилось строительство четырехэтажных помещений, в треть-ем — двухэтажных. Под землей, в замкнутом пространстве, приходилось монтировать четырехэтажные здания. Использование обычной строительной техники — башенных или автомобильных кранов — исключалось. Применялись специальная оснастка, раз-личные подъемники с лебедкой. По предложению начальника участка В.И. Янчука уста-новили две кран-балки и с их помощью монтировали железобетонные колонны и пли-ты перекрытия с последующей заливкой бетоном.
Можно только удивляться, как строители умудрились это сделать без подъемных кранов и прочей громоздкой техники.
Очень важным и ответственным делом стало обеспечение гидроизоляции подземных помещений, предохранение их от проникновения подземных вод. Для этого была разработана технология металлоизоляции и герметизации сварных швов. Такая рабо-та поручалась только высококвалифицированным сварщикам, каждый шов просвечивался рентгеновским аппаратом.
Подземная площадь 3-блочного защищенного командного пункта ЧФ составляла бо-лее 13 500 кв.м. а площадь многоярусных подземных помещений комплекса достигала — 22 000 кв.м. Длина пешеходных коридоров комплекса превышала три с половиной кило-метра, а объем подземных помещений превышал 80 000 кв.м.
Общая площадь помещений 4-этажного подземного здания первого блока составляла около 5 тыс. кв.м. Площадь помещений 2-этажного подземного здания третьего блока составляла более 1,5 тыс кв.м. Для того чтобы попасть в подземный мозговой центр Черноморского флота, необходимо сначала проделать путь длиной полкилометра.
С площадки перед порталом северного входа в КП открывался восхитительный вид на крымское взгорье, на плодоносные долины под огнецветным закатным небом. Вся подземная проходка велась с соблюдением норм тщательной маскировки. Выставля-лась ложная техника, прокладывались ложные просеки и дороги. Создавалась легенда строительства наземного учебного центра. В этот период велись большие работы по образованию территории (организации рельефа) для строительства наземных соору-жений. Места застройки размещались в основном на склонах гор, в лесистой местно-сти, лишенной удобных подходов. Приходилось создавать подпорные стенки, уложив 6000 кубометров бетона.
Российский военный писатель капитан 1 ранга Николай Черкашин, которого автор этих строк неоднократно водил туда на экскурсии, в журнале «Совершенно секретно» за 2000 год описывает свои впечатления: «Можно только удивляться, как строители умудрились внутри горы построить четырехэтажное здание и это сделать без подъем-ных кранов и прочей громоздкой техники. Строители — монтажники ЧФ — напоминали мне тех изощренных умельцев, которые собирают в бутылках парусники... Действи-тельно трудно поверить, что гора полая, как шоколадное яйцо «киндер-сюрприз». Для прокладки дорог вырубались просеки. Вырубка леса в Крыму возможна лишь с приоб-ретением «порубочного билета» Лес твердых пород — дуб, бук, граб — поддавался распиловке с трудом. Приходилось точить пилы ежедневно. Просека была проложена вовремя, дорога, извиваясь, уходила в густые заросли дубняка с прорубленными про-секами. Их прокладывали для маскировки объекта под лесную делянку. Порталам входных потерн придали вид фасадов двухэтажных домов. Окна второго этажа нарисо-вали черной краской. На фотографиях, снятых со спутников-шпионов, служебные по-стройки в запретной зоне ничем не отличались от расположенного рядом пионерлаге-ря «Алсу». Для особо любопытных распустили слух, что под Мишень-горой строится флотский учебный центр...».
Ход строительства КП флота постоянно контролировали начальник строительного управления ЧФ. заместитель командующего по строительству генерал-майор Л.В. Шу-милов. Командующие флотом адмиралы Н.И. Ховрин. М.Н. Хронопуло регулярно посе-щали этот объект. Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Горшков, замес-титель министра обороны, маршал инженерных войск Н.Ф. Шестопалов неоднократно бывали на строительной площадке, знакомясь с ходом работ.
В 1986-1987 годах основные горнопроходческие работы были завершены.
Приступили к прокладке системы вентиляции, кабельных панелей, облицовке и от-делке блоков. Начался монтаж оборудования внутренних помещений. Предусматрива-лось оснастить КП сложной и дорогостоящей техникой, которая стала поступать на флот. Для ее хранения требовались специальные помещения, и поэтому работы по тельный участок, который с апреля 1985 года возглавлял капитан И.Д. Ганин. Он хоро-шо владел обстановкой, умел самостоятельно принимать решения и отстаивать их.
Выход на океанские просторы надводных кораблей и подводных лодок Военно-Морского Флота предъявил принципиально новые требования к пунктам управления связи. Они обязывали обеспечить надежную круглосуточную связь с надводными кораблями и подводными лодками, действующими как в надводном, так и в подводном положе-нии, в любой точке мирового океана. И такая глобальная система связи была создана. Составной ее частью была система связи черноморского флота. Для решения этой сложной проблемы потребовалось строительство новых современных радиоцентров, многоканальных магистральных линий проводной и спутниковой связи. Заказчиком строительства уникальных объектов радиосвязи «Пеленг», «Лафет», «Кристалл», «Кварц» был отдел связи Черноморского флота.
С развалом Советского Союза в 1992 году финансирование строительства «секрет-ного» объекта N9 221 было прекращено. Командный пункт ЧФ при 90 процентах готов-ности бросили, строители ушли, охрану сняли. Россия вышла из «холодной войны», а Украина от противоатомного укрытия для штаба своих ВМС отказалась.

С 1992 по 1998 год продлился мучительный период поисков нового, мирного применения бункера. Ряд предпринимателей выступал с предложениями размещения там предприятий по разливу минеральной воды и/или спиртных напитков. Высказывались, в частности, довольно здравые суждения о перспективности перепрофилирования "Объекта 221" в винзавод. Но местные власти с достойным лучшего применения упорством блокировали любые инициативы.
И объект, который должен был выдержать мегатонные удары ядерных боеголовок, оказался один на один с самым страшным противником. Мародерами. И объект пал, не выдержал их натиска.

Сегодня

С точки зрения банального мародера, объект представлял собой перспективнейшее месторождение чёрных и цветных металлов. На всю полукилометровую длину подводящих потерн были протянуты медные силовые провода и кабели связи. Чтобы оценить массу меди, приведу количество “полок”, на которые были уложены кабель-трассы. В каждой из двух потерн вдоль одной стены были смонтированы 10 ярусов стальных “полок”, каждая из которых могла нести более 5 кабелей наружным диаметром 60 миллиметров. Кроме потерн, кабель-трассы входили во все три блока и разводились внутри.

Но это - цветной металл. А был ещё чёрный. Броневые ворота на порталах и броневые же защитно-герметические двери на входах в блоки. Стальная обшивка наиболее ответственных стен и стальная арматура всех прочих перегородок и перекрытий. Стальные герметические двери, люки и сальники. Стальные трубопроводы разнообразного назначения.
Добавим стальные лестницы. Ими связывались между собой все 5 этажей подземного сооружения. Кроме того, на самую вершину горы выводили две 180-метровые винтовые лестницы… Общая масса металла исчислялась тысячами тонн! Разграбление достигло индустриальных масштабов. В потерны въезжали на мотоциклах и мотороллерах. Внутри монтировали временные электросети, от которых питали светильники, отбойные молотки и варочные трансформаторы. Впрочем, большей популярностью пользовалась ацетилен-кислородная технология.

Сотни (если не тысячи) тонн к концу 2002 года уже не только демонтированы, но разделаны и вывезены. “Цветняк” сняли уже в 1999-м. Тогда вокруг порталов не было видно земли под сталью кабельных оплёток, оставшихся после “раздевания” медных жил. Теперь оплёток там больше нет: нынешние грабители не брезгуют и “черняком”.
Броневые двери и люки срезаны. Та же судьба постигла стальные детали кабель-трасс, трубы и лестницы. Сейчас очередь дошла до стальных дверных косяков и прочей “мелочёвки”. Впрочем, и этой мелочи на объекте остались многие тонны, так что процесс продолжается…


Тот самый корпус с нарисованными окнами (западный портал)


Карта основных туннелей, составленная диггерами, дает только общее представление о строении комплекса, но подробные схемы до сих пор погребены в архивах - проектная документация охраняется лучше самого бункера.
Подтвержденных данных о том, что в помещении, обозначенном как «ядерный колодец», действительно должен был располагаться реактор, нет. Доподлинно известно только о дизельных генераторах, но могли ли они обеспечить необходимую живучесть?

Шлюзовые камеры, точнее то, что от них осталось.

Жалкие обрывки проводов — это все что осталось от тех коммуникаций, что были проложены по всей территории “Объекта 221”. Рассказывают, что кабели выдирали очень просто: привязывали к трактору и выдергивали столько, сколько выдергивалось... Узкие ржавые полосы на стене - оставшийся от обшивки металл приваренный к закладным уходящим в бетон.

"Чердак" сооружения, горы щебня на полу - это остатки межкомнатных перегородок. Из них добывали арматуру.

Этот провал когда-то был лестницей. Ступеньки срезали, потому что они были металлические.

Чудом сохранившийся люк, вероятно, на данный момент уже спиленный.

Импровизированный вход. Местные говорят, что эту стену подорвали специально для того, чтобы проще было вытаскивать из бункера длинномерные металлические конструкции.