О взыскании 46 нк рф. Как происходит подача апелляции на действия ФНС по выставлению инкассового поручения

(с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.)

и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

(с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа 2001 г.)

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
2. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Приказом МНС РФ от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297 определены меры по обеспечению принятия и реализации решений Комиссии МНС РФ по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов

Об оформлении платежных поручений на перечисление налоговых платежей см. приказ Минфина РФ и МНС РФ от 29 февраля 2000 г. NN 21н, АП-3-25/82

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
3. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

См. Порядок зачисления налогов и сборов в иностранной валюте на счета по учету доходов федерального бюджета и передачи органами федерального казначейства Минфина РФ налоговым органам информации о зачисленных суммах налогов и сборов в иностранной валюте, утвержденный приказом Минфина РФ и МНС РФ от 19 мая 2000 г. NN 52н, БГ-3-09/211

Письмом Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 8 сентября 2000 г. NN 83н, БГ-6-09/723 разъяснено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в неденежной форме не допускается

4. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов.

См. Письмо МНС РФ от 20 марта 2000 г. N АС-6-09/203 "О проведении расчетов по погашению задолженности за прошлые периоды по налогам и сборам"

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ, если на момент вступления в силу указанного Федерального закона десятидневный срок принятия решения о взыскании налога (сбора, пени) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, не истек, то указанный срок увеличивается до 60 дней

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Об очередности списания средств с банковского счета в 1999 году см. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год"

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.
11. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации

1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

См. Порядок взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденный приказом МНС РФ и Минюста РФ от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:
фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;
резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента-организации;
дату выдачи указанного постановления.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.
3. Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
4. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:
наличных денежных средств;
имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
другого имущества.
5. В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.
6. Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации.
7. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
8. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора - организации.
9. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Ст. 46 НК РФ описывает механизм, при помощи которого ФНС может в безакцептном порядке списывать со счетов в финансово-кредитных учреждениях и с электронных кошельков организаций средства для покрытия задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам. Ее положения, довольно часто допускают двоякое толкование, в связи с чем возникают многочисленные споры между фискальными органами и субъектами предпринимательства.

Перечень действий, регламентируемых статьей 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)

До изучения всех тонкостей и спорных моментов описываемой статьи необходимо подробнее изучить ее содержание. В ст. 46 НК РФ рассматриваются правила, алгоритмы и ограничения, опираясь на которые, представители ФНС истребуют с компаний и частных лиц недоимки по фискальным платежам, а также штрафные санкции и пени путем изъятия денежных средств, имеющихся в распоряжении должника на банковских и электронных счетах.

Для реализации описываемых действий налоговики предъявляют в банк инкассовое поручение, в котором указывают причитающуюся к перечислению в бюджет сумму. Но до данного шага им необходимо соблюсти определенные правила и выполнить несколько обязательных предварительных процедур:

  1. После обнаружения недоплаты по налогу инспекция извещает о данном факте плательщика и предлагает погасить обнаруженную сумму добровольно до оговоренной даты. Это делается посредством отправки должнику требования, в котором обязательно указывается период, течение которого средства должны попасть на счета казначейства. Если до указанной в нем даты долг не будет погашен, по истечении 2 месяцев после окончания отведенного срока ФНС может начать процесс взыскания согласно ст. 46 НК РФ .
  2. До передачи инкассового поручения фискальные органы должны сформировать решение о взыскании по форме, введенной приложением 4 к приказу ФНС РФ от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662.

Для истребования посредством инкассового поручения могут быть использованы расчетные или, при недостаточности на них средств, лицевые счета должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для некоторых видов счетов есть ограничения на списание с них сумм по инкассовому поручению.

Что не является ресурсом для покрытия долгов перед бюджетом по условиям ст. 46 НК РФ

Виды счетов, с которых деньги могут списываться в безакцептном порядке, четко указаны в статье 46 НК РФ:

  • расчетные;
  • личные.

Исходя из этого, верным ли будет предположение, что иных источников для погашения задолженности в подобном порядке нет?

Ответ будет утвердительным, в частности не попадают в категорию доступных для обращения на них взыскания следующие типы счетов:

  • Металлические - они предназначены для хранения драгметаллов и денежные средства на них не размещаются. Это и является причиной невозможности покрытия долга за счет ресурсов на них.
  • Ссудные - их основное назначение связано с проведением расчетов по погашению кредита.
  • Транзитные - они регистрируются как вспомогательные для валютных счетов и используются исключительно для краткосрочного размещения денежных средств перед их продажей. Указанные счета открываются без дополнительных контрактов и передачи информации налоговикам, в связи с этим не могут быть использованы для целей списания с них денежных средств по инкассовым поручениям.

Помимо этого, требование не может быть использовано в отношении срочных вкладов. Однако по завершении периода хранения средств на депозите ФНС вправе потребовать их перечисления на расчетный счет, после чего может быть погашена и задолженность перед бюджетом по выставленному поручению.

Допустима ли выписка инкассового поручения до конца отведенного на погашение задолженности периода

Оформить инкассовое поручение до завершения срока, отведенного на оплату долга по выписанному ранее налоговиками требованию, можно. Никаких ограничений на этот счет ст. 46 не содержит. Однако на практике многие инспекции, ко всеобщему неудовольствию налогоплательщиков, кроме досрочного оформления осуществляют и досрочную передачу инкассового поручения в банковские учреждения, регулярно пользуются подобным толкованием норм статьи. Соответствуют ли в таких случаях действия инспекторов букве закона?

Правоприменительная практика судов в данном вопросе довольно противоречива.

С одной стороны, подобные действия налоговых органов признаются не соответствующими правовым нормам. На это указывают ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2012 № А78-10449/2011, ФАС Московского округа в постановлении от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24. В результате инкассовые поручения, досрочно направленные в банк, были аннулированы.

Тем не менее есть определенные обстоятельства, при которых подобные выводы будут не столь очевидны. В частности, создание инкассового поручения ранее крайней даты, отведенной на погашение долга, не противоречит нормам закона, если при этом не было совершено изъятия средств со счета налогоплательщика. Такая позиция была высказана в постановлении от 01.03.2013 № А66-5703/2010 ФАС Северо-Западного округа.

Как изымаются средства на погашение задолженности со счетов ликвидируемой фирмы

Очень много вопросов вызывает принудительное погашение долга перед бюджетом и внебюджетными фондами ликвидируемыми компаниями. Для более подробного рассмотрения этой проблемы следует обязательно учитывать решения, которые вынесли судебные органы.

Погашение задолженности по налогам при прекращении деятельности компанией имеет третью очередность по положениям ст. 64 ГК РФ. Получается, что пока не будут полностью удовлетворены претензии должников предыдущей очереди, налоговики не вправе обращать взыскание к организации на основании ст. 46 НК РФ .

Подобный подход на протяжении многих лет подтверждался Минфином РФ. В частности, в разъяснениях, данных в письме от 29.07.2008 № 03-02-07/1-319, было указано, что требование о закрытии образовавшего долга перед бюджетом должно выставляться только после формирования ликвидационного баланса, оформляемого и утвержденного специально созданной для этого группой специалистов. Таким образом, представители ФНС не должны направлять в банк инкассовое поручение до момента согласования ликвидационного баланса и выплаты долгов первой и второй очереди.

Однако не так давно взгляды чиновников финансового ведомства несколько изменились. Прежнее утверждение о незаконности изъятия средств со счетов компании до завершения всех процессов, связанных с прекращением деятельности, осталось в силе. Однако в письме от 24.08.2011 № 03-02-07/1-303 Минфин уточнил, что налоговикам не запрещено формировать инкассовое поручение на взыскание суммы, необходимой для покрытия имеющейся бюджетной задолженности за счет ресурсов, имеющихся в распоряжении ликвидационной комиссии. Подобным образом для ФНС появилась возможность направлять инкассовое поручение до составления ликвидационного баланса и завершения всех ликвидационных процессов.

Как происходит подача апелляции на действия ФНС по выставлению инкассового поручения

Процедура реализации права на истребование долгов фискальными органами на основании ст. 46 НК включает в себя 2 этапа:

  • отправка должнику письменного уведомления о необходимости в кратчайшие сроки выплатить недостающие суммы;
  • при нежелании организации выполнить полученное предписание - принудительное списание необходимых сумм с ее счетов посредством выставления инкассового поручения.

Что делать налогоплательщику, если он в силу объективных причин не согласен с какими-то определенными действиями налоговиков?

Прежде всего, на основании п. 2 ст. 138 НК РФ любые действия налоговиков либо, напротив, их бездействие могут быть обжалованы компанией в вышестоящем органе ФНС. Если такое обращение организации не принесло желаемого результата, у нее есть право обратиться в суд с иском. Количество положительных решений по подобным вопросам довольно значительно.

Кроме того, в одном из своих постановлений (от 30.07.2013 № 57) Верховный суд РФ предписывает компаниям отстаивать свои права посредством подачи иска о признании инкассового поручения недействительным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В качестве обоснования своего несогласия с выдвинутыми требованиями можно предъявить, в частности, несоответствие рассчитанной суммы претензии данным, которые получились на основе имеющихся документов у плательщика.

Кроме того, в постановлении сделан акцент на том, что действующие положения НК РФ не содержат положений, требующих от компаний урегулировать свои разногласия в досудебном порядке.

Обоснование жалобы на незаконное требование о взыскании по ст. 46 НК РФ

Полученное от налоговых органов требование о необходимости в короткий срок погасить образовавшуюся задолженность может быть воспринято компанией как несоответствующее существующей нормативной базе. В подобных случаях у компаний есть возможность обратиться в суд с целью обжаловать такое требование. Данные действия не урегулированы существующими нормативными актами, и конечный их результат зависит от того, что в итоге решат судьи. Количество прецедентов по подобным постановлениям достаточно велико, при этом арбитры обозначили довольно широкий перечень обстоятельств для отмены требований налоговиков:

  • Отсутствие указания в резолютивной части решения ФНС, предшествующего вынесению требования, суммы задолженности по налогу, которая содержится в самом требовании, может быть одной из причин для признания его недействительным. Такое решение вынесено в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011. Аналогичная позиция была высказана и по отношению к пеням, подлежащим уплате на основании ст. 46 НК РФ, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010.
  • Некорректно указанное наименование фискального платежа, по которому возникла недоимка, - также повод для отмены требования. При этом, даже если в предыдущих решениях, вынесенных ФНС, предшествующих оформлению требования, наименование платежа указано правильно, это не имеет никакого значения. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07. В то же время только неверное название налога не может быть единственной причиной отказа в удовлетворении требования, компания должна иметь разногласия с ФНС по поводу самого факта наличия долга, на это указывает постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф90-669/07-СЗ.
  • Отсутствие или неверное указание правовых норм, на основе которых принято решение о взыскании недоимки, также служит основанием для отказа в признании требования законным. Об этом сообщалось в информационном письме ВАС РФ от 11.08.2004 № 79.

Нередки ситуации, когда компании не удается отменить требование в полном объеме, но у нее получается уменьшить свои потери за счет сумм пеней. Подобный исход возможен, если в требовании не сформулированы или неверно сформулированы обоснования для их начисления. Например, это может быть отсутствие указаний на период для уплаты налога, в течение которого санкции не применяются. Такую позицию изложили судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012. Отсутствие указания на ставку рефинансирования ЦБ, по которой исчислялись пени, также может быть условием для законного отказа в их уплате.

Есть ли у инспекции право истребовать долг после окончания отведенного на это срока

Период, в течение которого налоговая служба может выставить компании инкассовое поручение на безакцептное списание средств со счета, ограничен двумя месяцами после наступления конечной даты исполнения обязательств, указанной в требовании. Если данный временной промежуток пропущен, принудительное взыскание становится невозможным. Однако это обстоятельство не лишает налоговиков права обратиться в судебные органы с иском о погашении образовавшейся суммы задолженности. Каковы же перспективы подобных действий инспекции?

Верховный суд РФ в постановлении № 57 указал, что налоговые органы имеют право выйти с иском в суд о взыскании задолженности с плательщика и после истечения 2 месяцев, отраженных в требовании о взыскании. При этом арбитры должны вынести обоснованное решение по существу возникшего спора, рассмотрев все имеющиеся факты и выслушав обе стороны конфликта.

Кроме того, п. 3 ст. 46 НК РФ предусмотрена возможность сделать это в срок до 6 месяцев после крайней даты, указанной в требовании для выплаты образовавшейся суммы долга. Даже если эта возможность будет упущена ФНС (то есть отведенный полугодичный период пропущен), ее представители могут направить в суд требование о восстановлении срока.

Верховный суд РФ допускает возможность продления периода для подачи иска, но при наличии письменной просьбы об этом представителей ФНС.

Еще одним аргументом, который может склонить судей на сторону налоговиков, является наличие уважительной причины для пропуска отведенного на подачу иска срока. Однако к таковым причинам нельзя отнести необходимость согласовать свои действия с вышестоящим органом ФНС, отсутствие начальника в связи с командировкой или проводимые штатные изменения и иные обстоятельства, обусловленные внутренними проблемами ведомства. В связи с этим шансы инспекции на восстановление отведенного для иска срока не так высоки.

Каков минимальный размер задолженности, подлежащей взысканию в безакцептном порядке?

Наименьшая сумма недоплаты по налогу, которая может быть истребована налоговыми органами, НК РФ никак не определена. Исходя из этого факта, получается, что они могут затребовать описанным в предыдущих разделах образом любой, даже очень маленький долг. Так ли это? Изучение данного аспекта представляет интерес для небольших организаций или частных предпринимателей, связано это с тем, что выставление в их отношении инкассовых поручений воспринимается банками как негативный знак при оценке кредитоспособности. Возможно, что недоимка мизерная и про нее просто не вспомнили, например, если сумма недоимки составляет несколько рублей.

В то же время фактически в НК РФ есть положения, отчасти регулирующие подобные ситуации. В частности, в п. 1 ст. 70 сказано, что требование об уплате налога должно быть отправлено компании не позднее чем через 3 месяца после выявления факта недоплаты. При этом, если размер задолженности не превышает 500 руб., этот период может быть увеличен до года, если это не противоречит п. 2 ст. 70 НК РФ. То есть компания, у которой возник такой небольшой долг, скорее всего, будет иметь время на то, чтобы привести свои расчеты с бюджетом в порядок и избежать возможных негативных последствий.

Однако на практике достаточно распространенной является ситуация, когда руководство и бухгалтер в силу различных обстоятельств оставляют подобные суммы без должного внимания. Если опираться на мнение чиновников, изложенное в письме ФНС РФ от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673, то НК РФ, а в частности ст. 46, не содержит каких-то минимальных границ по суммам взыскиваемого долга.

Исходя из этого, налоговики никак не ограничены в части размера задолженности, принудительно взыскиваемой с компании.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! По мнению налоговиков, принять решение об установлении минимально допустимого объема неоплаченных обязательств может только Минфин РФ, но на данный момент каких-либо актов по данному вопросу не принято, в связи с чем действия ФНС в этом отношении являются законными.

Как осуществляется истребование общей суммы с нескольких должников

Нередки случаи, когда долг по налогу, сбору возникает по объединению, группе компаний, совместно действующих в форме инвесттоварищества, холдинга, консорциума. Каков порядок взыскания возникших недоплат согласно ст. 46 НК РФ в подобных обстоятельствах?

В отношении товариществ действует п. 1.1 ст. 46 НК РФ, согласно которой первоначальное взыскание обращается на счета управляющего члена, ведущего налоговый учет. Если средств на его банковских счетах мало и их не хватает для покрытия задолженности, соответствующие требования направляются всем остальным партнерам. При этом оставшаяся сумма делится исходя из удельного веса участия каждого из них в бизнесе товарищества.

Для прочих финансово-промышленных объединений существуют разъяснения, изложенные в письме ФНС от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673. В нем указывается, что первоначальное взыскание суммы долга осуществляется из средств ответственного участника, и только в случае недостатка ресурсов для покрытия возникшего обязательства оно может быть обращено к остальным членам группы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Конкретный механизм и последовательность обращения взыскания к группе юрлиц определяется ФНС по своему усмотрению, исходя из сведений, которыми она располагает.

Как предъявляется требование об уплате к участнику группы юрлиц

Более детального рассмотрения требует вопрос о том, каким образом выставляется требование о погашении долга к компании, являющейся участником объединения юридических лиц, если у нее недостаточно денежных средств на счетах.

Если буквально трактовать положения введенной законом № 146-ФЗ ст. 46 НК РФ , то в ней отсутствуют какие-либо указания на допустимость выставления инкассовых поручений для банковских счетов сторонних организаций. Тем не менее если обратиться к п. 2 ст. 45 НК РФ, то из ее содержания следует, что представители ФНС могут обратить взыскание долга на средства иного юрлица в случае, если связь между ним и должником будет четко доказана в ходе судебного заседания. На основании написанного выше можно сделать следующий вывод: если фирма не смогла погасить возникшие у нее недоимки перед бюджетом, то это может принудительно сделать другая компания при условии, что их взаимозависимость будет установлена судом.

При этом велика вероятность, что окончательный расчет налоговикам придется производить по ст. 47 НК РФ за счет различных активов, имеющихся у налогоплательщика, а не только денежных средств. Для этого в ст. 46 имеются соответствующие указания.

Очередность взимания долга за счет имущества или денежных средств

Не менее актуальным для организаций остается вопрос о том, может ли налоговая инспекция сразу прибегнуть к положениям ст. 47 НК РФ и использовать имущество компании в качестве источника покрытия долга, не учитывая нормы ст. 46, то есть не предъявляя первоначальное требование к банковским счетам?

Основной смысл имеющейся нормативной базы сводится к тому, что при любых обстоятельствах первоначальное обращение взыскания в обязательном порядке должно производиться за счет денежных ресурсов на счетах компании. Только в случае, если их окажется мало и закрыть задолженность таким способом не получится, ФНС должна прибегать к варианту оплаты суммы долга за счет имущества фирмы.

Если обратиться к судебной практике, то ответ может оказаться не таким простым, как кажется на первый взгляд. Верховный суд РФ однозначно определил в своем постановлении № 57, что использование материальных ресурсов организации в качестве источника погашения недоплаты допустимо, только если инспекция использовала все возможности по истребованию долга за счет средств на счетах. Кроме того, если налоговым органом не вынесено решение об обращении взыскания за счет денежных средств фирмы, она не вправе требовать покрытия задолженности за счет иных видов ее активов.

Однако если на момент возникновения недоимки в отношении должника уже осуществлялось судебное производство по взысканию долгов по иным основаниям, при этом вынесено не одно предписание об их погашении за счет средств на банковских счетах, ФНС вправе сразу требовать погашения долга за счет любого имеющегося у фирмы имущества.

***

Положения ст. 46 НК РФ, несмотря на то что применяются достаточно давно, до сих пор вызывают неоднозначные трактовки - как в отношении порядка покрытия долгов по налогам, так и что касается источников погашения, а также способов обжалования решений ФНС и т. д. По некоторым аспектам возникающих проблем, помимо норм НК, приходится руководствоваться многочисленными письмами ФНС, решениями Верховного и арбитражных судов. При этом следует помнить, что имеющиеся претензии налоговые органы должны сначала погашать за счет средств на счетах в порядке ст. 46 НК и только при их недостаточности обращать взыскание на иное имущество организации.

В качестве источника ресурсов для покрытия долга могут выступать только расчетный и личный счет, задействование иных типов банковских счетов недопустимо. При взыскании долга с финансово-промышленного объединения первоначальную ответственность должен нести управляющий участник, все прочие члены группы участвуют в погашении только при недостаточности средств на его банковских счетах.

Ст. 46 НК РФ: официальный текст

Ст. 46 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 46 НК РФ регулирует процедуру принудительного взыскания с российских налогоплательщиков налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за счет средств, размещенных на банковских счетах, а также аккаунтах электронных платежных систем. Некоторые из положений данной статьи, а также специфика самой процедуры взыскания порождают острые вопросы в адрес законодателя со стороны российского бухгалтерского и налогового сообщества.

Какие механизмы устанавливает ст. 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)?

Прежде чем изучать сложные вопросы из области правоприменительной практики, исследуем сущность алгоритма, предусмотренного ст. 46 НК РФ, в соответствии с которым ФНС взимает долги по платежам в бюджет.

Статья 46 НК РФ устанавливает механизм, посредством которого ФНС может взыскивать с плательщиков долги по налогам, страховым взносам и штрафным санкциям посредством безакцептного (не требующего согласия) взимания соответствующих денежных сумм с банковских и электронных счетов должников в статусе юрлиц, ИП либо налоговых агентов.

Процедура, о которой идет речь, инициируется ФНС посредством отправки в банк инкассового поручения на списание со счета плательщика денежных средств в установленной сумме и их перечисление в бюджет. Однако этому предшествует ряд иных действий налоговой службы.

Подробнее об инкассовом поручении — в материале .

Выявив налоговую недоимку, ФНС прежде всего обязана информировать налогоплательщика о данном факте и потребовать уплаты долга без инициирования процедуры принудительного взыскания. Ведомство должно сделать это, направив плательщику требование по установленной форме и указав в нем предельный срок расчета с бюджетом. Если налогоплательщик не выполнит предписание ФНС в течение 2 месяцев по окончании соответствующего срока, ведомство вправе обращаться в банк в порядке ст. 46 НК РФ .

Подробнее о последствиях выявления ФНС налоговых недоимок читайте в статье .

Перед тем как направлять в кредитно-финансовую организацию инкассовое поручение, ФНС обязана вынести решение о взыскании по установленной форме, утвержденной приложением 4 к приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662.

В общем случае инкассовые поручения направляются на расчетные счета плательщиков. Если денежных сумм на них для погашения долга недостаточно, ФНС может инкассировать также и лицевые счета налогоплательщиков. Но есть счета, которые налоговики не вправе рассматривать как ресурс для погашения долга.

Какие счета ФНС не имеет права рассматривать как источники погашения долга по статье 46 НК РФ?

Как мы отметили выше, в ст. 46 НК РФ указаны конкретные типы счетов, на которые ФНС может направлять инкассовые поручения с целью взыскания задолженности налогоплательщика: расчетные, а в некоторых случаях личные. Означает ли это, что ФНС не вправе задействовать как ресурс для взимания долга иные счета?

Да, это так. В числе счетов, не подлежащих инкассированию в порядке, установленном ст. 46 НК РФ , — металлические, которые используются с целью учета операций с различными ценными металлами. Данные счета не предполагают размещения собственно денежных средств.

Другой тип счетов, которые не могут быть использованы в качестве источника средств при взыскании долга, — ссудные. Они задействуются с единственной целью — для расчетов с банком, в котором открыты данные счета, по кредиту.

Еще один тип счетов, взимание налоговых задолженностей с которых невозможно, — транзитные. Их банки открывают налогоплательщикам исключительно в дополнение к валютным счетам — главным образом с целью временного размещения средств перед конвертацией в нужную национальную денежную единицу. Транзитные счета, как правило, открываются без заключения с клиентом каких-либо договоров и уведомления ФНС. Налоговики, таким образом, могут и не располагать данными о них.

Отметим, что ФНС также не вправе направлять инкассовые поручения на действующие депозиты (п. 5 ст. 46 НК РФ ). Но как только срок размещения денежных средств плательщика на депозитах заканчивается, налоговики могут обязать банк перечислить их на расчетный счет, после чего распорядиться о зачислении средств в бюджет в счет погашения долга.

Законно ли формирование инкассового поручения до истечения срока погашения долга?

Положения ст. 46 НК РФ прямо не запрещают ФНС направлять в банк распоряжения о взимании денежных средств со счетов должника до того, как истечет срок погашения задолженности, установленный в требовании ФНС. Многие территориальные представительства ведомства, к неудовольствию налогоплательщиков, делают это. Считают ли суды подобные действия налоговиков правомерными?

ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2012 № А78-10449/2011, а также ФАС Московского округа в постановлении от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24 установили, что подразделения ФНС, направляющие в кредитно-финансовые организации инкассовые поручения до того, как истечет установленный срок погашения, действуют незаконно, поэтому досрочно направленные в банк решения о взыскании долга являются недействительными.

Вместе с тем в вопросе признания указанных действий ФНС незаконными могут прослеживаться нюансы. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 01.03.2013 № А66-5703/2010 указывает, что формирование инкассовых поручений налоговой службой до истечения срока уплаты долга само по себе не может считаться незаконным, если оно не привело к фактическому списанию со счетов налогоплательщика каких-либо денежных средств.

Как ФНС взыскивает долг с банковского счета ликвидируемой компании?

Один из самых спорных вопросов, касающихся процедуры, предусмотренной ст. 46 НК РФ , — взыскание задолженности по налогам и страховым взносам с организаций, которые находятся в стадии ликвидации. Какова позиция судов относительно подобных ситуаций?

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ взыскание долга в части налогов с ликвидируемых организаций должно осуществляться в третью очередь. Таким образом, пока точная очередность не определена и предыдущие долги фирмы не погашены, ФНС, если следовать положениям ГК РФ, не вправе инициировать взыскание налоговых задолженностей в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ .

Подобной позиции долгое время придерживался Минфин России. В письме от 29.07.2008 № 03-02-07/1-319 ведомство высказало мнение о том, что взыскание долгов с ликвидируемых фирм следует связывать с моментом формирования их ликвидационных балансов, которые составляются специальными комиссиями. Налоговики, как полагает Минфин, не вправе направлять инкассовые поручения в банк, который обслуживает фирму, имеющую долг, пока ликвидационная комиссия не утвердит соответствующий баланс, а долги, стоящие в очереди первыми, не будут погашены.

Позже Минфин несколько скорректировал свою позицию. В целом ведомство признает, что фактическое списание денежных средств с банковских счетов должника в соответствии с инкассовыми поручениями ФНС, будет незаконным, если не соблюдены ликвидационные процедуры, предусмотренные законодательством. Вместе с тем в Письме от 24.08.2011 № 03-02-07/1-303 Минфин высказал мнение, что ФНС не может иметь препятствий к формированию инкассовых поручений, направленных на взыскание долга за счет средств, принадлежащих ликвидационной комиссии.

Можно ли плательщику обжаловать требования ФНС и инкассовые поручения?

В ходе реализации процедуры взимания налоговых долгов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ , ФНС задействует два основных правовых механизма: направление в адрес должников требований о скорейших расчетах с государством и, если эта мера не подействует, инициирование взимания денежных средств с банковских счетов плательщиков посредством выдачи банку инкассовых поручений. Может ли должник каким-либо образом обжаловать действия ФНС в этих случаях?

В положениях п. 2 ст. 138 НК РФ сказано, что акты, действия (к таковым относится направление требований об уплате налогов и формирование инкассовых поручений) либо бездействие сотрудников ведомства могут быть обжалованы налогоплательщиком посредством обращения в вышестоящую структуру аппарата ФНС. И только если эта мера не приведет к желаемому результату, возможно обжалование в судебном порядке.

Перспективы вынесения судебного решения в пользу налогоплательщика определенно есть.

Так, ВАС РФ в постановлении пленума от 30.07.2013 № 57 устанавливает, что оспаривать инкассовые поручения плательщик может посредством подачи иска о признании данного документа не подлежащим исполнению. Предметом иска, как считает ВАС РФ, может быть, в частности, необоснованность начисления сумм платежей в бюджет. Высшая арбитражная инстанция также рекомендует российским судам при рассмотрении соответствующих исков учитывать, что в НК РФ нет положений, предписывающих налогоплательщику и ФНС осуществлять урегулирование подобных споров в досудебном порядке.

В свою очередь, варианты оспаривания другого действия ФНС — вынесения требования об уплате налога, невыполнение которого может привести к взысканию долга с банковского счета, — могут быть самыми разными. Их сущность стоит рассмотреть отдельно.

На каком основании можно оспорить требование ФНС об уплате налога?

Получив требование о скорейшей уплате долга по налогу, субъект уплаты может посчитать его несправедливым и оспорить. Поскольку данная процедура не регулируется положениями НК РФ, равно как и другими нормативными актами, результаты подобных действий полностью зависят от позиции суда. Вместе с тем практика таких слушаний в РФ широко распространена. Российские арбитражи определяют самые разные основания для отмены налоговых требований.

Так, суд может удовлетворить иск налогоплательщика, если в резолютивной части решения ФНС, предшествующего вынесению требования, не указана величина долга, приведенная в требовании, направленном налогоплательщику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011). То же самое касается расчета пеней (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010).

Важно, чтобы в требовании, присланном ФНС, было корректно указано название налога. В противном случае действия налоговиков могут быть признаны судом незаконными, даже если в решении ФНС, предшествующем составлению требования, наименование налога зафиксировано верно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07). Однако предметом иска не должно быть только некорректное название налога. Плательщик должен быть не согласен прежде всего с фактом выявления ФНС недоимки (постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф90-669/07-СЗ).

ВАС РФ еще в 2004 году в п. 13 информационного письма от 11.08.2004 № 79 высказал мнение, что в требованиях ФНС об уплате налогового долга должны присутствовать ссылки на положения законодательства, выступающие основанием для взыскания соответствующей задолженности. Если их нет или они некорректны, плательщик может оспорить действия ФНС.

Как показывает судебная практика, в ряде случаев налогоплательщикам не удается оспорить требование полностью, однако иск вполне может быть удовлетворен в части пеней. Арбитраж может признать начисление таковых незаконным, если в требовании некорректно указаны либо вовсе не содержатся важные параметры, формирующие величину пеней. В числе таковых — срок уплаты налога, в течение которого пени начисляться не должны (постановление ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012). Другой параметр — ключевая ставка Банка России, по которой исчисляются пени в процентах годовых (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011).

Можно ли оспорить требование, если оно направлено обычным, а не заказным письмом, узнайте .

Могут ли налоговики взыскать долг с плательщика, если они пропустили процедурные сроки?

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ ФНС должна вынести решение о взыскании долга в течение 2 месяцев после того, как истечет срок погашения задолженности, указанный в требовании. Если ведомство пропустит его, решение исполнению не подлежит. Однако законодатель дает ФНС право обратиться в суд с тем, чтобы так или иначе взыскать с плательщика недоимку. Каковы перспективы подобных обращений?

ВАС РФ в вышеупомянутом постановлении № 57 установил, что в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ ФНС может обратиться в суд с заявлением о признании права на взыскание долга с плательщика, даже если 2 месяца с даты, указанной в требовании ФНС об уплате налога, прошли. Суд, как считает высшая арбитражная инстанция, обязан рассмотреть соответствующее заявление по существу.

В п. 3 ст. 46 НК РФ указано, что ФНС вправе обратиться в суд по поводу пропуска срока инкассирования долга в течение 6 месяцев после истечения срока погашения, зафиксированного в требовании. Но если и эту возможность налоговики вовремя не используют, они вправе направить в суд обращение о восстановлении указанного срока.

ВАС РФ придерживается мнения, что соответствующее восстановление сроков действительно может быть осуществлено судом, однако условием такового должно быть ходатайство ФНС. Если оно не будет предоставлено либо в его удовлетворении будет отказано, суд должен отказать налоговикам в восстановлении срока взыскания долга.

Другой фактор, обуславливающий вынесение судом решения в пользу ФНС, — наличие уважительной причины, которая привела к тому, что сроки обращения в суд в течение 6 месяцев после крайнего срока, указанного в требовании, оказались пропущены. Как отмечает ВАС РФ, уважительной причиной не может быть, в частности, необходимость согласования территориальным органом ФНС своих действий с вышестоящими структурами, нахождение руководителя в командировке, кадровые перестановки — в общем, любые причины внутриведомственного характера.

Какова минимальная сумма долга, которую налоговые органы готовы взыскивать с плательщиков?

В положениях ст. 46 НК РФ , равно как и в других разделах кодекса, не зафиксирована минимальная величина налоговой задолженности, которая служит поводом для инициирования ФНС процедуры взыскания долга. Означает ли это, что налоговики вправе инкассировать даже самую незначительную задолженность?

Подобный вопрос актуален в связи с тем, что некоторые банки рассматривают появление инкассовых поручений на расчетных счетах ИП и организаций как негативный критерий при оценке платежной дисциплины фирмы в случае оформления кредитов. Хотя долг может быть минимальным — бухгалтерия фирмы или ИП может совершенно случайно недоплатить в ФНС несколько рублей.

Некоторые послабления для таких должников законодатель, однако, устанавливает. Так, в п. 1 ст. 70 НК РФ сказано, что требование о перечислении налога в бюджет должно направляться плательщику в общем случае в течение 3 месяцев с момента выявления ФНС соответствующей недоимки. Но если сумма долга меньше 500 руб., налоговики вправе растянуть данный срок до 1 года, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ. То есть у фирмы, допустившей появление небольшой задолженности, скорее всего, будет время для проверки всех налоговых перечислений.

Но что, если бухгалтеру или ИП было некогда заниматься подобными проверками или они провели их не вполне внимательно? В п. 1 письма ФНС России от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673 высказывается мнение о том, что положения ст. 46 НК РФ не предусматривают ограничений по взысканию незначительных величин долга по обязательным платежам.

Таким образом, ФНС вправе взыскать с налогоплательщика даже самый небольшой долг. Как считает ФНС, компетенцией по установлению минимального порога задолженности по налогам обладает только Минфин России. Но пока он не вынес каких-либо публичных решений по данному вопросу.

Если долг взыскивается с нескольких плательщиков одновременно, то с кого именно в первую очередь?

Подобная ситуация чаще всего может возникать в двух случаях — если бизнес ведется в форме инвесттоварищества либо в виде консолидированной группы плательщиков. Каким должен быть алгоритм списания долга с соответствующих структур в порядке ст. 46 НК РФ ?

Относительно долга товарищества в п. 1.1 ст. 46 НК РФ говорится, что налоговые недоимки, возникшие в ходе его деятельности, в первую очередь взимаются с его счетов. Но если денежных средств, располагаемых на них, для погашения долга недостаточно, ФНС может начать взыскивать их со счетов товарищей. В первоочередном порядке инкассируется счет управляющего, который отвечает за налоговый учет. В случае если и на его счетах средств недостаточно, долг распределяется и на других товарищей пропорционально их доле в бизнесе (определяемой на дату возникновения долга).

Теперь о консолидированных группах плательщиков. ФНС России в письме от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673 со ссылкой на п. 11 ст. 46 НК РФ поясняет, что долг консолидированной группы плательщиков в первоочередном порядке взыскивается с ответственного участника. Если средств на его банковских счетах недостаточно, ФНС вправе начать взыскание за счет других участников консолидированной группы в порядке, определяемом ведомством, исходя из имеющейся у ФНС информации о плательщиках.

Как взыскивается долг с плательщика, входящего в группу компаний?

Многих волнует, каким может быть порядок действий ФНС по взысканию налогового долга с фирмы, если на ее счетах нет необходимых денежных средств, но она входит в группу компаний.

Следует отметить, что положения ст. 46 НК РФ в принципе не предусматривают сценариев, при которых долг фирмы может взыскиваться в порядке направления ФНС инкассовых поручений на расчетные счета сторонних юрлиц.

Однако в соответствии с положениями п. 2 ст. 45 НК РФ налоговики вправе взыскивать задолженность по платежам в бюджет, если связь между фирмами будет установлена в судебном порядке. Таким образом, если фирме удалось избежать инкассирования в порядке ст. 46 НК РФ , то рассчитаться за нее могут обязать аффилированные структуры, но только если ФНС инициирует соответствующий судебный иск.

При этом вполне вероятно, что взыскивать налоги ФНС придется уже в порядке ст. 47 НК РФ — за счет имущества налогоплательщика. В ст. 46 НК РФ содержится переходная норма к соответствующим положениям.

Что приоритетнее для ФНС — взыскание долга через банк или за счет имущества плательщика?

Вопрос, который волнует многих налогоплательщиков: может ли ФНС сразу инициировать взыскание недоимок с имущества должника по ст. 47 НК РФ, минуя процедуры, предусмотренные ст. 46 НК РФ ?

Логика законодателя такова: в первоочередном порядке ФНС должна взыскивать долги по недоимкам именно со счетов плательщика. Только если средств, размещенных на банковских аккаунтах должника, будет недостаточно, налоговики могут приступать к взысканию долга за счет имущества плательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ ). Таковым могут быть, в частности, наличные денежные средства.

Есть некоторые нюансы толкования соответствующих положений НК РФ судами.

ВАС РФ в постановлении № 57 установил, что взыскание долга с налогоплательщика за счет имущества возможно, только если ФНС до этого предприняла все надлежащие действия по взиманию денежных средств с банковских счетов субъекта. Более того, если ФНС не было вынесено решение о взыскании долга за счет денежных средств с банковского счета, ведомство не вправе взыскивать задолженность за счет иного имущества плательщика, полагает ВАС РФ.

Вместе с тем если к моменту текущего взыскания в отношении плательщика ФНС уже инициировано несколько судебных исков на предмет принудительного взимания налогов и в соответствии с ними погашение долга подлежит исполнению за счет иного имущества, поскольку инкассирование в возможных пределах уже осуществлено, то ведомство вправе произвести текущее взыскание за счет этого имущества, считают судьи.

Прекрасно, если у вашей фирмы нет налоговых долгов. Но иногда это необходимо подтвердить документально. Каким именно документом это делается, читайте в статье .