Экономическое и географическое положение забайкальского края в российской федерации. Как «колосятся удои»

Общие сведения

Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Субъект Российской Федерации, расположенный в восточном Забайкалье. Входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр – город Чита.

Площадь территории региона – 431,5 тыс. кв. км (8,8% территории СФО, 2,6% территории России). Численность населения – 1090 тыс. чел. на 1 янв. 2014 года.

Административно-территориальное деление: всего 412 муниципальных образований, из них: муниципальных районов - 31; городских округов - 4; городских поселений - 45; сельских поселений - 332.

Протяженность Забайкальского края с запада на восток - 1000 км и с севера на юг - 900 км. Забайкальский край граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия. Южная и юго-восточная граница края является Государственной границей Российской Федерации с Монголией и Китаем.

Климат умеренного пояса (континентальный).

Расстояние от Читы до Москвы - 6074 км

Природно-ресурсный потенциал

Забайкальский край является одним из регионов с достаточно высоким ресурсным потенциалом (минерально-сырьевым, водным, лесным и земельным).

Минерально-сырьевую базу составляют разведанные запасы черных, цветных, благородных и редких металлов, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камней самоцветов, минеральных вод и сырья для производства строительных материалов.

В недрах края заключено 94 % разведанных запасов урана Российской Федерации, 36 % - плавикового шпата, 37,2 % - циркония, 23,8 % - меди, 30,5% - молибдена, 22,7 % - титана, 14,4 % - серебра, 8,5 % - свинца, 7 % - золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд.

На территории Забайкальского края выявлено 23 промышленных месторождения угля и несколько десятков углепроявлений с суммарными запасами 6,9 млрд.т. Угольные месторождения Апсатское и Читкандинское имеют высокую газоносность. Общие запасы метана в угольных пластах достигают 63–65 млрд. куб. м.

Прогнозный минерально-сырьевой потенциал составляют: двуокись титана, никель, кобальт, свинец, сурьма, ртуть, германий, сынныриты, флюорит, цеолиты. Кроме этого, имеется ряд месторождений камнесамоцветного сырья, перлитов, графита, огнеупорных и тугоплавких глин, магнезита и существуют предпосылки для выявления месторождений алмазов и платины.

Общая площадь лесного фонда области – 34 691 тыс. га (9,33% от общей площади лесного массива в СФО), в том числе площадь территории, занятой хвойными породами – 19 399 тыс. га (10,2% площади хвойных пород в СФО). Общий запас древесины на корню –2736 млн. м3 (8,21% - доля в СФО).

По территории Забайкальского края проходит мировой водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов. Здесь зарождаются и в значительной мере формируются воды трёх крупных водных систем Сибири и Дальнего Востока: Амурского бассейна, Ленского и Байкало-Енисейского. На край приходится формирование более 7% стока бассейна Лены и более 5% площади её водосбора; соответственно более 7% и около 13% - Амура; около 18% и 10% - Байкала. Основные реки - Шилка и Аргунь (истоки Амура на выходе из края), Хилок, Чикой, Олёкма, Витим, Онон. Реки, в меньшей степени озёра, определяют водность территории края. На них приходится более 80% возобновляемых водных ресурсов.

Экономика

Среди субъектов Российской Федерации экономика Забайкальского края занимает 53 место из 82 регионов. Объем ВРП Забайкальского края в 2013 году составил 229,7 млрд. В структуре ВРП наибольшую долю занимают транспорт и связь (свыше 35 %), промышленность (свыше 20 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9 %), строительство (7 %).

Объем промышленного производства за 2014 год составил 423198,6 млн. руб. Базовыми видами экономической деятельности промышленности являются добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; в обрабатывающих производствах – металлургическое производство, производство машин и оборудования и производство пищевых продуктов. Их совокупная доля в общей структуре промышленного производства края составляет более 90 процентов.

Значителен потенциал Забайкалья в области освоения земельных ресурсов. Агропромышленный комплекс играет ведущую роль в формировании соответствующего рынка. В растениеводстве приоритетны зерновые культуры, которые занимают большинство посевных площадей. Животноводство представлено мясным и молочным скотоводством. Примечательно, что удельный вес, хоть и незначительный, занимает оленеводство и верблюдоводство. Следует отметить исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края. Данный факт способствует реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Постоянно растущий потенциал Китая определяет приграничное расположение Забайкальского края, как наиболее выгодное в ряду других.

Официальный сайт Правительства Забайкальского края:
http://правительство.забайкальскийкрай.рф/

Официальный сайт Законодательного Собрания Забайкальского края:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – равноправный субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Численность населения региона составляет 1612,1 тыс.человек. Большая часть территории региона приравнена к районам Крайнего Севера. Крупнейшие города автономного округа – Ханты-Мансийск (административный центр), Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым и Нягань. В 1930 году был создан Остяко-Вогульский национальный округ, который входил в состав Уральской области, в 1934 году – в Обско-Иртышской области. С 1934 года регион стал частью Омской области. В 1940 году он был переименован в Ханты-Мансийский национальный округ. В 1944 году регион вошел в состав Тюменской области. В 1978 году регион был переименован в Ханты-Мансийский автономный округ, а в 2003 году стал называть ХМАО – Югра. В 1993 году ХМАО стал самостоятельным субъектом Российской Федерации.

Основу экономики региона составляет промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти и имеющая сырьевую направленность. Структура промышленного производства (по полному кругу организаций) состоит из таких видов деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды и обрабатывающие производства. Больший объем по добыче нефти принадлежит ОАО «НК»Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «ЛУКОЙЛ». Доля Югры в общероссийской добыче нефти за 2014 год составила 47,7%. В 2014 году выработано 91,2 млрд.кВтч электроэнергии, увеличение выработки по сравнению с предыдущим годом обусловлено вводом новых генерирующих мощностей. Валовый региональный продукт (общий объем) - 2789,7 млрд.рублей, на человека от составил - 1753776,9 рублей.

ОРВ в регионе

ОРВ (экспертиза) в автономном округе проводится на систематической основе с IV квартала 2013 года. Кроме того, в этом же периоде, в целях внедрения процедуры ОРВ на уровне муниципалитетов, Комиссией по проведению административной реформы в автономном округе определены пилотные площадки в городах Ханты-Мансийск и Нижневартовск и Сургут. С начала внедрения ОРВ и по состоянию на 31 декабря 2014 года экспертизе подвергся 871 проект региональных правовых актов и 56 действующих актов. В отношении 86 проектов правовых актов и действующих правовых актов проведены публичные консультации, итогом которых стали 55 положительных заключений, на 31 акт – отрицательных, поскольку они содержали избыточные требования и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Нормативные правовые акты, получившие негативную оценку, скорректированы либо не были приняты.

Экономический потенциал

Сильной стороной экономики Краснодарского края является достаточно глубокий уровень её диверсификации, обусловленный выгодным географическим положением.

Среди субъектов РФ по объёму ВРП край занимает 5 место в стране (1 место в ЮФО), а удельный вес края в территориальной структуре ВРП России - 3%.

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны. Рост объёма сельскохозяйственного производства за 15 лет увеличился в 2 раза.

По объему сельскохозяйственного производства Краснодарский край на протяжении долгого времени занимает 1 место в стране, производя почти 7% всей сельскохозяйственной продукции в России.

Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны.

Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом: климат в крае - один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека.

Санаторно-курортный и туристский комплекс занимает лидирующие позиции в России и является самым массовым среди ее курортов. Доля Краснодарского края по объемам санаторно-оздоровительных и туристических услуг населению (включая гостиницы) в общероссийских масштабах составляет порядка 20%. Половину этих объемов обеспечивают курорты Сочи.

Согласно данным Краснодарстата (с учетом дополнительных региональных статистических обследований) количество туристов в Краснодарском крае возросло с 4 миллионов в 2000 году до 13,8 миллионов в 2014 году и в 2015 году по оценке регионального отраслевого министерства приблизилось к отметке 14 миллионов туристов.

В основе стабильного экономического развития края – высокая инвестиционная активность и привлекательность региона.

ОРВ в регионе

С 2013 года Краснодарский край вошел в число пилотных регионов, внедривших процедуру ОРВ.

На протяжении трех лет Краснодарский край демонстрировал определенные успехи в развитии этого института, удерживая высокие позиции в Рейтинге качества осуществления ОРВ и экспертизы в субъектах Российской Федерации, формируемом Минэкономразвития России.

По итогам 2015 года Краснодарский край занял третье место в рейтинге среди всех субъектов Российской Федерации и отнесен к группе «Высший уровень».

В 2015 году и в феврале 2016 года, практика Краснодарского края включалась Министерством экономического развития Российской Федерации в Обзор лучших региональных практик.

В рейтинге регионов Национального института системных исследований проблем предпринимательства за 2015 год Краснодарский край вошел в перечень победителей в номинациях «Самые полные отчеты» и «Самые альтернативные».

Внедренная в крае модель процедуры ОРВ предполагает проведение публичных консультаций как регулирующими, так и уполномоченным органом, что обеспечивает публичность и прозрачность проведения этой процедуры.

Процедура ОРВ проводится органами исполнительной власти края, являющимися разработчиками проектов НПА, включая подготовку сводного отчета, проведение публичных консультаций с заинтересованными лицами, в том числе на этапе формирования идеи (концепции) правового регулирования.

Затем соблюдение процедуры ОРВ проверяется уполномоченным органом. Уполномоченный орган подготавливает заключения по результатам ОРВ проектов НПА и проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в ходе их подготовки.

Проведению процедуры ОРВ подлежат проекты краевых законов или поправки к ним, внесенные на рассмотрение в Законодательное Собрание края. В данном случае, публичные консультации проводятся только уполномоченным органом.

Публичные консультации проводятся путем размещения проекта на сайте разработчика и уполномоченного органа, а также путем его направления в общественные организации или потенциальным адресатам правового регулирования. Возможно получение позиции заинтересованных лиц посредством проведения совещаний и опросов.

Краевым Порядком закреплен обязательный учет разработчиком выводов, содержащихся в заключениях уполномоченного органа Министерство экономики Краснодарского края.

С 2015 года практика ОРВ перешла и на муниципальный уровень.

Забайкальский край - субъект Российской Федерации, расположенный в восточной части Забайкалья. Входит в состав Сибирского федерального округа. Территория Забайкальского края - 431 892 км², что составляет 2.53 % площади России. По этому показателю край занимает 12-е место в стране. Численность населения - 1 088,9 тыс. чел. (по состоянию на 1 января 2015). Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия. Южная и юго-восточная граница края является Государственной границей Российской Федерации с Монголией и Китаем. Краевой центр – город Чита (339,9 тыс. человек) расположен в 6074 км к востоку от Москвы. В составе Забайкальского края 418 муниципальных образований, из них: 31 муниципальный район, 4 городских округа, 45 городских поселений, 338 сельских поселений.

Историческая справка

В древности Забайкальский регион был своеобразным «коридором», по которому проходили степные племена Монголии и северные таежные охотники. В XIII веке Забайкалье вошло в империю Чингисхана. До вхождения в состав Русского государства регион находился в зависимости от монгольских и маньчжурских ханов. В ХVII веке (начало освоения Сибири и Дальнего Востока) современная территория Забайкалья была слабозаселенным пространством суровой и дикой природы, по которой кочевали малочисленные и враждующие племена бурят и тунгусов. Направленный отряд казаков-землепроходцев сотника Петра Бекетова заложил в 1653 году против устья реки Нерчи Нелюдский (Нерчинский) острог. За короткое время казаки основали здесь также Иргенский и Читинский (1653 год), Телембинский (1658 год), Еравнинский (1667 год), Аргунский и Сретенский (1681 год) остроги.

Промышленное освоение территории началось в XVIII веке. В 1700 году построен Нерчинский серебросвинцовый завод, а к концу XVIII века здесь уже работало 9 заводов, в том числе Петровский чугунолитейный и железоделательный. Активно развивалась добыча олова и золотодобыча.

Доля транспорта и связи в структуре валового регионального продукта составляет 24 %, добычи полезных ископаемых - 9,53 %, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,7 %, обрабатывающего производства - 3,2 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 2,7 %, строительства - 6,2 %, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 5,46 %, других видов деятельности - 35,2 %.

Трудовой потенциал

Экономически активное население Забайкальского края составляет более 500 тыс. человек (свыше 49 % от общей численности населения края).

Культура

Забайкальский край обладает богатейшим историко-культурным наследием. На его территории располагаются 5980 памятников, функционируют 427 государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, в том числе: 20 государственных (ГАУК «Забайкальский краевой драматический театр» , ГУК «Забайкальская краевая филармония» , ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» и др.) и 407 - муниципальных.

Ежегодно проводятся такие значимые мероприятия, как: Забайкальский международный кинофестиваль, Международный фестиваль искусств «Цветущий багульник», Международный фестиваль бурятской культуры «Алтаргана», Традиционный литературный праздник «Забайкальская осень».

Туризм

На территории Забайкальского края существуют 93 особо охраняемые природные территории разных категорий (заказники, памятники природы), в пределах края учтено свыше 400 минеральных источников, большая часть которых имеет лечебное значение.

Забайкалье в силу особой биосферной значимости ее природных комплексов имеет два Государственных биосферных заповедника - Сохондинский и Даурский.

На территории Забайкальского края также расположены: национальные парки «Алханай» и «Чикой», природный парк «Арей», Государственный природный заказник «Цасучейский бор», заказники Ивано-Арахлейский, «Агинская степь» и «Горная степь ».

Наука

Научную отрасль Забайкальского края представляют:

Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук;

Забайкальский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук;

Научно-исследовательский институт ветеринарии Восточной Сибири Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук;

Восточный филиал Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов при Забайкальском государственном университете (ВостокНИИВХ);

Забайкальский центр эколого-экономических исследований и программ.

Образование

Система образования края включает:

13 высших учебных заведений, включая филиалы (Забайкальский государственный университет, Читинская государственная медицинская академия, Забайкальский институт железнодорожного транспорта и др.);

28 учреждений среднего профессионального образования;

38 учреждений начального профессионального образования;

625 школ, лицеев, гимназий.

Сырьевая база

Забайкальский край - один из богатейших минерально-сырьевых регионов страны. Минерально-сырьевая база Забайкальского края включает разведанные запасы и прогнозные ресурсы черных, цветных, благородных и редких металлов, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камнесамоцветов, минеральных вод и общераспространенных полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы. В недрах края заключено 94 % разведанных запасов урана Российской Федерации (1 место), 36 % - плавикового шпата (2 место), 37,2 % - циркония, 23,8 % - меди (2 место), 30,5 % - молибдена (1 место), 22,7 % - титана, 14,4 % - серебра, 8,5 % - свинца, 7 % - золота (7−8 место), имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд.

Наиболее крупными месторождениями меди являются Удоканское (более 20 млн. тонн) и Быстринское (3,3 млн. тонн).

В крае открыто и в разной степени изучено более 1000 месторождений и проявлений коренного и россыпного золота.

Разведано 2 крупных месторождения цеолитов - Холинское и Шивыртуйское, запасы которых составляют более 1,3 млрд. тонн.

Известно более 400 месторождений и проявлений, содержащих около 50 видов камнесамоцветного сырья.

Топливные ресурсы. На территории Забайкальского края выявлено 24 промышленных месторождения угля и несколько десятков углепроявлений с суммарными запасами 6,9 млрд.т. Угольные месторождения Апсатское и Читкандинское имеют высокую газоносность. Общие запасы метана в угольных пластах достигают 63-65 млрд. куб. м.

Лесные ресурсы. Почти 70 % территории Забайкальского края покрыто лесами. Общая площадь лесного фонда составляет 32,6 миллиона гектаров. Общий запас насаждений - 2,6 млрд. куб. метров. Расчетная лесосека (разрешенный в установленном порядке предельный годовой объем заготовки древесины рубками главного пользования) - 18,3 млн. куб. метров.

Транспортная инфраструктура

Автомобильные дороги . Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 15,92 тыс. км. Основные автомобильные дороги проходят в центральных и юго-восточных районах края, обеспечивая выход на Транссибирскую магистраль. По территории края проходят автомобильные дороги федерального значения: «Амур» Чита - Хабаровск и Чита - Забайкальск.

Автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» обслуживает до 50 % прохождения сухопутных грузов и пассажиров в автомобильном сообщении между Россией и Китаем.

Железные дороги . Протяженность железных дорог Забайкальского края составляет 2,4 тыс. км. Железнодорожная сеть представлена Забайкальским участком Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали.

Железнодорожный пункт пропуска «Забайкальск» является крупнейшим сухопутным пропускным пунктом на пути грузопотока из России в Китай и обратно.

Аэропорты . В Чите расположен международный аэропорт, кроме того имеются аэропорты в г. Краснокаменск и с. Чара (Каларский район). Через территорию края проходят кроссполярные воздушные трассы (над акваторией Северного Ледовитого океана).

Промышленный комплекс

По состоянию на 1 января 2015 года число промышленных организаций составило 1340 единиц, индивидуальных предпринимателей - 1457 единиц.

В структуре промышленного производства края наибольший удельный вес занимает добыча полезных ископаемых - 51,2 %, на долю обрабатывающих производств приходится 19,7 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 29,1 %.

Агропромышленный комплекс

По состоянию на 1 января 2015 года число сельскохозяйственных организаций составило 947 единицу, индивидуальных предпринимателей - 2107 единицы.

В структуре производства сельскохозяйственной продукции животноводство занимает 70 %, растениеводство - 30 %.

Соотношение экспорта и импорта составляет: экспорт - 18,2 %, импорт - 81,8 %.

Малое предпринимательство

47,05 тыс. человек .

ОРВ в регионе

В административном центре - городском округе «Город Чита» оценка регулирующего воздействия реализуется с 2015 года.

Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности

Доля транспорта и связи в структуре валового регионального продукта составляет 24 %, добычи полезных ископаемых – 9,53 %, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,7 %, обрабатывающего производства – 3,2 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 2,7 %, строительства – 6,2 %, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 5,46 %, других видов деятельности – 35,2 %.

Трудовой потенциал

Экономически активное население Забайкальского края составляет более 500 тыс. человек (свыше 49 % от общей численности населения края).

Промышленный комплекс

По состоянию на 1 января 2015 года число промышленных организаций составило 1340 единиц, индивидуальных предпринимателей – 1457 единиц.

В структуре промышленного производства края наибольший удельный вес занимает добыча полезных ископаемых – 51,2 %, на долю обрабатывающих производств приходится 19,7 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 29,1 %.

Агропромышленный комплекс

По состоянию на 1 января 2015 года число сельскохозяйственных организаций составило 947 единицу, индивидуальных предпринимателей – 2107 единицы.

В структуре производства сельскохозяйственной продукции животноводство занимает 70 %, растениеводство – 30 %.

Ведущими и перспективными отраслями являются мясное скотоводство, овцеводство и табунное коневодство.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговые партнеры Забайкальского края − компании из 53 стран дальнего и ближнего зарубежья. Основным торговым партнером остается Китай.

Соотношение экспорта и импорта составляет: экспорт – 18,2 %, импорт – 81,8 %.

Основными экспортируемыми товарными группами являются: продукция машиностроения, древесина и изделия из нее, черные металлы и изделия из них.

Основные импортируемые товарные группы: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция машиностроения.

Международные инвестиционные проекты реализуются в горнодобывающей промышленности, строительстве, лесопромышленном комплексе.

Малое предпринимательство

В 2014 году количество малых и средних предприятий составило более 6,563 тыс. единиц. Наибольший удельный вес в структуре малых и средних предприятий края занимают предприятия оптовой и розничной торговли.

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет свыше 47,05 тыс. человек .

Количество индивидуальных предпринимателей на 01 января 2015 года составило 25729 человек.

В Забайкальском крае функционирует региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. В ее составе 15 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 18 представительств организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, 2 бизнес-инкубатора, 2 лизинговые компании, 80 кредитных кооперативов, действующих преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонд развития малого предпринимательства Забайкальского края, фонд инвестиционного развития Забайкальского края, Забайкальский микрофинансовый центр, гарантийный фонд Забайкальского края, 35 муниципальных центров поддержки предпринимательства, Забайкальский экспортный центр, региональный центр инжиниринга.

ОРВ в регионе

С 2014 года в Забайкальском крае реализуется институт оценки регулирующего воздействия. Уполномоченным органом в крае определено Министерство экономического развития Забайкальского края.

В административном центре – городском округе «Город Чита» оценка регулирующего воздействия реализуется с 2015 года.

По результатам итогового рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития России, Забайкальский край занял 12-е место среди 83 субъектов Российской Федерации и 6-е место из 46 субъектов Российской Федерации во второй группе с «хорошим уровнем», набрав 75,6 балла.

Калужская область относится к несырьевым регионам России.

Валовой региональный продукт (ВРП) Калужской области в 2014 году составил 324,94 млрд. рублей, это 9 место в ЦФО.

ВРП на душу населения в 2014 году составил 322,517 тыс. рублей.

Калужская область является ярким примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств. Треть ВРП формируется в промышленном секторе экономики.

Наибольшую долю в объеме промышленного производства занимают машиностроение и металлообработка (71 %), пищевая промышленность (10,6 %), лесопромышленный комплекс (4 %), энергетика (4 %).

По данным Росстата первом квартале 2016 года Калужская область занимает:

1 место в ЦФО и 2 в РФ по индексу по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых»;

1 место в ЦФО и 3 в РФ по темпам роста производства молока;

2 место в ЦФО и 6 в РФ по объему производства продукции обрабатывающих производств на душу населения;

2 место в ЦФО и 17 в РФ по объему продукции промышленного производства на душу населения;

3 место в ЦФО и 28 в РФ по величине среднемесячной заработной платы (январь-февраль 2016г.);

5 место в ЦФО и 25 в РФ по величине среднедушевых денежных доходов (февраль 2016 г.).

В Калужской области созданы благоприятные условия для работы каждого инвестора, поэтому свои производства на территории региона разместили крупнейшие мировые производители: Фольсваген Групп Рус, Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив, Вольво и другие. В настоящее время регион успешно сотрудничает с 98 странами мира.

Оценка регулирующего воздействия в регионе

В Калужской области процедура ОРВ внедряется с 2014 года.

Законом Калужской области от 27.06.2014 № 603-ОЗ процедура ОРВ вводится для муниципальных нормативных правовых актов.

Тюменская область входит в Уральский Федеральный округ. Население области (на 01.01.2015) - 1429,2 тыс. человек. Административный центр – г. Тюмень. Крупнейшие города: Тюмень, Тобольск, Ишим. История развития Тюменской области берет начало в 1586 году, когда воеводами В. Сукиным и И. Мясным на р.Туре начато строительство острога, ставшего впоследствии первым русским городом в Сибири - Тюменью. В 1587 году письменный голова Д. Чулков основал Тобольский острог. В 1708 году Тобольск был назначен административным центром самой большой в России Сибирской губернии. В 1782 году было образовано Тобольское наместничество, преобразованное в 1796 году в Тобольскую губернию, которая просуществовала до 1920 года. Тобольская губерния официально переименована в Тюменскую специальным постановлением СНК РСФСР от 2 марта 1920 года. 14 августа 1944 г. образована Тюменская область с центром в г. Тюмени, в состав которой вошли также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа. В 1993 году округа получили статус равноправных субъектов Российской Федерации, однако официально они входят в состав Тюменской области.

Экономика региона

Темпы роста промышленного производства региона, начиная с 2005 года, существенно превышают аналогичные показатели Российской Федерации и Уральского федерального округа. Так, индекс промышленного производства в Тюменской области (без автономных округов) по итогам 2015 года составил 109,3% (в целом в России - 96,6%, по УрФО – 98,2%).

Тюменская область занимает лидирующие позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности . Это обусловлено не только наличием на территории региона большого запаса различных природных ресурсов, развитой транспортной инфраструктурой, удобным географическим расположением, но и активной деятельностью Правительства области и органов местного самоуправления, ориентированной на создание особого инвестиционного имиджа и репутации. В настоящее время ведется политика по развитию экономики региона, направленной на создание условий по привлечению инвестиционного капитала. Основными направлениями развития экономики области и привлечения инвестиций до 2020 года определены: нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность и деревообработка, легкая промышленность, нефтегазохимия, сельское хозяйство и пищевая промышленность, строительство и промышленность строительных материалов, туризм, транспорт и логистика.

Валовой региональный продук т (Тюменская область без автономных округов) на 2014 год :

Всего (в основных ценах) – 741 млрд. руб. ;

На душу населения – 518 381 руб.

ОРВ в регионе

В Тюменской области решение о внедрении ОРВ было принято в декабре 2012 года. Исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия по внедрению института ОРВ, определен Аппарат Губернатора Тюменской области. В 2013 году были утверждены базовые документы, регламентирующие порядок проведения ОРВ проектов актов и порядок проведения экспертизы действующих актов. Для проведения ОРВ в структуре Аппарата Губернатора создано соответствующее подразделение – сектор экспертно-аналитической работы. ОРВ проектов нормативных правовых актов в регионе проводится с середины 2013 года. Начиная с 2014 года в Тюменской области проводится также экспертиза действующих нормативных правовых актов и оценка фактического воздействия тех нормативных правовых актов, которые прошли ОРВ и действуют не менее полугода. Курирует ОРВ заместитель Губернатора Тюменской области, руководитель Аппарата Губернатора Тюменской области.

С 1 января 2016 года начато внедрение ОРВ во всех муниципальных районах и городских округах Тюменской области.

История Красноярского края начинается с основания в 1619 году Енисейского острога, тогда же было положено начало освоению Центральной и Восточной Сибири. Красноярский край образован 7 декабря 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК вследствие разукрупнения Западносибирского и Восточносибирского краев, практически в прежних границах Енисейской губернии, учрежденной Указом императора Александра I в 1822 году после ряда административно-территориальных реформ. В 1991году Хакасская автономная область вышла из состава края и была преобразована в республику. С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край в пределах границ трёх ранее существовавших субъектов; автономные округа вошли в состав края как Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы.

За минувший период регион прошёл значительный путь развития, и на сегодняшний день его богатейшая история, традиции и самобытная культура являются предметом гордости его жителей.

Красноярский край - один из самых мощных, экономически развитых регионов России.

Красноярский край занимает центральное стратегическое географическое положение в России.

Красноярский край - регион, где любая компания, любой инициативный человек сможет реализовать свои идеи.

Площадь Красноярского края составляет 2366,8 тыс. кв. км.

численность населения Красноярского края (на 01.01.2013 по данным Красноярскстата) составляет 2 846,5 тыс. человек.

Красноярский край - один из крупнейших регионов в России. По площади занимает второе место в России и первое место среди регионов, входящих в СФО.

Территория Красноярского края составляет 13,8 % от общей площади России.

Экономика региона

В Красноярском крае наблюдается положительная динамика развития экономики края.

По валовому региональному продукту (ВРП) Красноярский край традиционно находится в первой десятке российских регионов.

По рейтингу инвестиционной привлекательности Красноярский край с 2009 года поднялся с группы 1С до группы 1В, то есть является регионом с высоким уровнем инвестиционного потенциала и умеренным уровнем инвестиционного риска.

По данным статистики, за 2012 год объем инвестиций в основной капитал составил 376,1 млрд рублей, или 115,5% прироста к уровню 2011 года.

По итогам 2014 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае составило 126,15 тысяч (прирост 1,4 % относительно 2013 года), в том числе: 343 средних предприятия, 4 671 малых предприятия, 48 824 микропредприятий, 72 312 индивидуальных предпринимателей.

Численность занятых в этом секторе составила 330,8 тыс. человек (более 22 % от численности занятых в экономике края).

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю по итогам 2014 года отмечены следующие изменения основных показателей деятельности малых предприятий (с учетом микропредприятий):

количество малых и средних предприятий увеличилось на 2,1 % и составило 53 838 единиц;

средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) по малым и средним предприятиям увеличилась на 5,8 % и составила 258,5 тыс. человек;

объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий увеличился на 2,47 % и достиг 15,3 млрд. рублей;

число индивидуальных предпринимателей по итогам 2014 года сократилось на 0,8 % и составило 72312 человек.

По предварительной оценке количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в 2015 году составит 73,25 тыс. человек.

К концу 2015 года количество малых и средних предприятий оценивается на уровне 54,58 тыс. единиц при темпе роста 101,4% к предыдущему году.

Ежегодное увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий прогнозируется за счет создания новых предприятий или перехода предприятий из одной категории в другую.

По оценке в 2015 году темп роста численности работников малых и средних предприятий запланирован на уровне 101,3%.

ОРВ в регионе

В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 23.11.2013
№ 224-уг «Об утверждении Порядка проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» работа по оценке регулирующего воздействия в крае возложена на министерство инвестиций и инноваций.

Основная роль ОРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования.

В случае, если принятие НПА может повлечь возникновение необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, министерство принимает решение о проведении в отношении проекта акта углубленной оценки регулирующего воздействия и публичных консультаций.

С этой целью в открытом доступе на официальном сайте края – www.krskstate.ru (по ссылке «Инвестиции и инновации» раздел «Объявления») размещает проект акта, пояснительную записку к проекту акта, уведомление о проведении публичных консультаций и перечень вопросов по проекту акта. Публичные консультации должны быть завершены в срок не более 25 календарных дней с даты размещения уведомления.

В перспективе предусмотрено внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне, так с 2015 года предусмотрено внедрение оценки регулирующего воздействия в городе Красноярске, с 2016 года – во всех остальных муниципальных образованиях края.

В настоящее время в соответствии с требованиями федерального законодательства на территории края принят Закон Красноярского края от 19.03.2015 № 8-3265 «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов и экспертизе муниципальных правовых актов в Красноярском крае», закрепляющий вопросы проведения оценки регулирующего воздействия муниципальных правовых актов при осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», который законодательно закрепил данную процедуру.

Рязанская область образована 26 сентября 1937 года. Область расположена в центре европейской части России и входит в Центральный федеральный округ. Административный центр – г. Рязань. Площадь территории составляет 39,6 тыс. кв. км. Рязанская область богата полезными ископаемыми: известняками, мергелями, огнеупорными и тугоплавкими глинами, песками. Важнейшим природным богатством является залегающий мощным пластом высококачественный торф. На территории области находится более 500 крупных естественных водоемов, общая площадь лесного фонда – 1053 тыс. га. В области создан Окский биосферный заповедник, имеющий международное значение и национальный государственный природный парк. Численность населения региона составляет 1135,4 тыс. чел. (по данным на 1 января 2015 года).

Рязанская область является центром машиностроения. В области размещены крупные машиностроительные предприятия: Рязанский приборный завод, 360-й авиаремонтный завод, ТЯЖПРЕССМАШ, САСТА, Скопинский автоагрегатный завод, Теплоприбор и другие. Общее количество занятых на данных предприятиях более 14 000 человек.

На территории региона располагаются: одна из крупнейших в Европе тепловая электростанция Рязанская ГРЭС «ОГК-2» с установленной электрической мощностью 3070 МВт, один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в России, крупнейшее в мире подземное газовое хранилище емкостью более 5 млрд. куб.м газа.

С Рязанщиной связаны имена многих, известных всему миру, деятелей науки и культуры. Здесь жили и работали С. Есенин, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. В. Мичурин, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов, А. И. Солженицын и многие другие.

В Рязанской области насчитывается более 3 тысяч памятников природы, истории и архитектуры, свыше 50 музеев и памятных мест.

Валовый региональный продукт составил 278,7 млрд. руб. (46 место по России), на душу населения – 243,9 тыс. руб. (47 место по России).

ОРВ в регионе

С конца 2014 года в Рязанской области введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Рязанской области и экспертизы нормативных правовых актов Рязанской в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Уполномоченным органом определено Министерство экономического развития и торговли Рязанской области.

В Рязанской области приняты необходимые правовые акты, направленные на внедрение процедуры ОРВ в практику деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

С 01 января 2015 года процедура оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов введена в региональном центре - город Рязань.

По результатам проведенного НИСИПП в марте 2015 года мониторинга внедрения института ОРВ в городских округах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации, город Рязань стал одним из лидеров по внедрению ОРВ на муниципальном уровне.

Ростовская область входит в Южный Федеральный округ. Как административная единица, область образована в 1937 году. На ее территории площадью 100,8 тыс. кв. км могли бы разместиться три таких государства, как Бельгия, Голландия и Дания вместе взятые. Население Ростовской области – 4 245,5 тыс. человек. Административный центр – крупнейший на Юге России город Ростов-на-Дону. Город начинает свою историю с момента основания Темерницкой таможни императрицей Елизаветой Петровной в 1749 году. Позже была построена крепость, названная в честь святого Дмитрия Ростовского. В настоящее время Ростов-на-Дону динамично развивается и имеет население более 1 млн человек. В 2018 году Ростов-на-Дону станет одним из городов, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу.

Экономика региона

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура.

Промышленность: На территории области развиты аграрная промышленность, пищевая-перерабатывающая промышленность, тяжёлое и сельскохозяйственное машиностроение, угольная промышленность, автомобилестроение.

В регионе расположена крупнейшая электростанция Южного федерального округа, входящая в состав ОГК-6: Новочеркасская ГРЭС - 2112 МВт. Также в Ростовской области находятся тепловые станции, входящие в ООО «Лукойл-Ростовэнерго».

По объемам ВРП область входит в число первых 15 регионов России.
В 2013 году темпы роста валового регионального продукта (ВРП) увеличены на 2,9% по сравнению с 2012 годом при среднероссийском росте на 1,3%. В 2014 году темпы роста валового регионального продукта по сравнению с 2013 годом увеличены на 3,0% при среднероссийском росте на 0,6%.

По оценкам, в 2014 году ВРП Ростовской области составил 988 751,7 млн. рублей

Сельское хозяйство

Главное богатство области - её почвенные ресурсы. В общей структуре земли чернозёмы составляют почти 65 %.

Более 60 % валовой продукции сельского хозяйства области производится в отраслях растениеводства. Первостепенное значение в его структуре имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Главная зерновая культура - озимая пшеница. Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса, гречихи и других крупяных культур, сои.

Ведущей технической культурой является подсолнечник. На промышленной основе создано садоводство и виноградарство. Большие площади заняты под овощеводство.

В животноводстве хозяйства области специализируются по следующим направлениям - молочному и мясному скотоводству, овцеводству, коневодству и птицеводству.

По объемам ВРП область входит в число первых 15 регионов России.
В 2013 году темпы роста валового регионального продукта (ВРП) увеличены на 2,9% по сравнению с 2012 годом при среднероссийском росте на 1,3%. В 2014 году темпы роста валового регионального продукта по сравнению с 2013 годом увеличены на 3,0% при среднероссийском росте на 0,6%.

По оценкам, в 2014 году ВРП Ростовской области составил 988 751,7 млн. рублей.

ОРВ в регионе

Ростовская область - один из первых регионов, внедривший институт оценки регулирующего воздействия. Процедура ОРВ действует в регионе с 2012 года. Уполномоченным органом по организации процесса ОРВ является Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской бласти, при поддержке Министерство экономического развития Ростовской области.

Яросла́вская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Территория области в торжественных речах и исторической литературе часто называется Ярославией, Ярославщиной, Ярославским краем. Образована 11 марта 1936 года, в современных границах - с 13 августа 1944 года. Объединяет 17 муниципальных районов и 3 городских округа. Административный центр - город Ярославль. Крупнейшие города: Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский. Граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской областями. Расстояние от областного центра до Москвы - 282 км.

Экономика региона

Индекс промышленного производства в марте 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил 116,5%, в январе-марте 2015 г. – 112,9 процента.​

Индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» в январе-марте 2015 года составил 42,9% к соответствующему периоду 2014 года; по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – 117,1%; по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 88,0 процентов.​

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-марте 2015 г. в действующих ценах, по предварительным данным, составил 6 309,8 млн. руб. – 107,5% к соответствующему периоду 2014 года.

В январе-декабре 2014 года организациями области, включая субъекты малого предпринимательства и объем инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, использовано 76 491,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 84,1% к январю-декабрю 2013 года.

Объем работ, выполненных организациями по виду деятельности «Строительство», в январе-марте 2015 г. составил 5 114,2 млн. рублей, или 76,9% (в сопоставимой оценке) к соответствующему периоду 2014 года.

В январе-марте 2015 года на территории области организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками построены жилые дома общей площадью 160,3 тыс. кв. метров – 123,2% к соответствующему периоду 2014 года.

Оборот розничной торговли в январе-марте 2015 года составил 46 119,9 млн. рублей, что в товарной массе составляет 93,3% к соответствующему периоду предыдущего года.

Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. Около 300 ярославских предприятий имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях. Основные минерально-сырьевые ресурсы области - кварцевый песок, гравий, торф, минеральные воды, известковые туфы, тонкие ленточные глины, минеральные краски. Ведущими отраслями промышленности Ярославской области являются машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность.

Доля электроэнергетики в промышленном производстве составляет около 9 %. На территории Ярославской области функционируют следующие электростанции: Ярославская ТЭЦ-1 (ТГК-2, 131 МВт), Ярославская ТЭЦ-2 (ТГК-2, 210 МВт), Ярославская ТЭЦ-3 (ТГК-2, 320 МВт), Угличская ГЭС («РусГидро», 110 МВт), Рыбинская ГЭС («РусГидро», 346 МВт), ТЭЦ ЯТУ («Яртехуглерод», 24 МВт), ТЭЦ НПО «Сатурн» (НПО «Сатурн», 16 МВт), ГТЭС НПО «Сатурн» (НПО «Сатурн», 12 МВт), ГТУ НПО «Сатурн» (НПО «Сатурн», 5 МВт), Хоробровская мини-ГЭС («ННИЭС», 0,16 МВт). Общая установленная мощность электростанций составляет 1174 МВт.

Предприятиями химической и нефтехимической промышленности производится около 19 % объёма промышленной продукции области. Необходимые ресурсы область закупает в других регионах страны, в частности в Республике Коми и Ханты-Мансийском автономном округе. Нефтепроводный транспорт обеспечивает потребности двух НПЗ, которые производят основную продукцию топливной промышленности - автомобильный бензин, топочный мазут, дизельное топливо - и поставляют сырьё химическим предприятиям. Значительная часть продукции вывозится в другие субъекты РФ.

ОРВ в регионе

Процедура оценки регулирующего воздействия в регионе осуществляется в соответствии с Положением о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, мониторинга фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности , утвержденным постановлением Правительства области от 29.12.2012 № 1561-п.

Объектами ОРВ являются проекты законов Ярославской области, проекты нормативных правовых актов Губернатора области, проекты постановлений Правительства области и приказов нормативно-правового характера органов исполнительной власти области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Участниками ОРВ являются:

Департамент инвестиционной политики Ярославской области – орган, уполномоченный на подготовку заключения об ОРВ;

Органы исполнительной власти области, структурные подразделения аппарата Правительства области, ответственные за разработку проектов актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и осуществляющие предварительную оценку регулирующего воздействия (далее – регулирующие органы);

Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, чьи интересы затрагиваются вводимым (изменяемым) регулированием, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области, общественные советы при органах исполнительной власти области, а также представители бизнес-ассоциаций и экспертного сообщества – участники публичных консультаций.

Для удобства подготовки предложений в отношении проектов актов при проведении публичных консультаций уполномоченный орган рекомендует заполнять специально разработанную для целей ОРВ форму​

Томская область расположена в юго-восточной части Западной Сибири. Входит в состав Сибирского федерального округа. Площадь Томской области составляет 314,4 тыс. кв. километров. Население 1 074 400 человек, 70,2% проживает в городах, 29,8% – в сельской местности. Административный центр - город Томск, численность населения – более 500 тыс. человек. Томск с XIX века является одним из крупнейших научно-образовательных центров России. Томская наука ориентирована как на решение фундаментальных научных задач, так и на нужды промышленности. Идеи ученых и инноваторов реализуются на практике в студенческих бизнес-инкубаторах, малых инновационных предприятиях при вузах и НИИ, компаниями-резидентами Особой экономической зоны

Экономика Томской области органично сочетает два стратегических преимущества – сырьевые ресурсы и интеллект. По объему ВРП на душу населения Томская область входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа. В структуре ВРП Томской области наибольший удельный вес имеет сектор добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье). Затем следуют обрабатывающие производства, транспорт и связь, торговля, сельское хозяйство, строительство.

Валовой региональный продукт - 402,5 млрд. рублей.

Валовой региональный продукт на душу населения - 377,2 тыс. рублей.

По объему инвестиций в основной капитал на душу населения Томская область входит в число лидеров СФО и в десятку лучших регионов в целом по России.
Тенденции последних лет – устойчивый рост доли наукоемкого производства в валовом региональном продукте и увеличение вклада в экономику научно-образовательного комплекса. Активно развиваются направления новой экономики: нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и др.

ОРВ в регионе

Институт ОРВ в Томской области был внедрен в 2013 году. В марте 2014 года Губернатор Томской области подписал постановление «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Томской области», а в октябре Законодательная Дума Томской области приняла областной закон «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области». Оба документа сделали обязательной процедуру оценки региональных и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, с точки зрения эффективности их регулирующего воздействия и выявления в них положений, вводящих избыточные обязанности и ограничения для бизнеса.

По итогам 2014 года Томская область вошла в число лучших регионов по качеству проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы, заняв 8-е место среди 83 регионов России и 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа.

По итогам 2015 года Томская область вновь вошла в число лучших регионов по качеству проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы, заняв 9-е место среди 85 регионов России и 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа.

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. 8 июня 1920 года Советское Правительство приняло декрет об образовании Карельской автономной области, которую назвали Карельской Трудовой Коммуной. В 1923 году она была преобразована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, а в 1940 г. – в Карело-Финскую ССР. В течение 1956-1991 гг. – Карельская АССР, с 13 ноября 1991 г. – Республика Карелия. Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,0% территории Российской Федерации). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г.Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии и имеет протяженность в 798 км. Расстояние от административного центра республики - г.Петрозаводска до Москвы составляет 925 км., до Санкт-Петербурга - 401 км., до Мурманска - 1050 км., до Хельсинки - 703 км.

По состоянию на 1 января 2014 года численность постоянного населения Республики Карелия составила 634,4 тыс. человек, удельный вес городского населения - 79,2%. В 2013 году доля населения моложе трудоспособного возраста составляла 16,7%, трудоспособного возраста - 59,2%, старше трудоспособного возраста - 24,1%. Плотность населения республики составляет 3,5 человека на 1 квадратный километр.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец 2013 года), составила 7,0 тыс.человек. Уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году составил 1,9% к экономически активному населению (2012 г. - 2,1%).

Республика Карелия - многонациональный субъект Российской Федерации. В национальной структуре населения (по данным переписи населения 2010 года): русские составляют 82,2 %; карелы - 7,4 %; белорусы - 3,8 %; украинцы - 2,0 %; финны - 1,4 %; вепсы - 0,5 %; другие национальности - 2,7 %. Коренное население - карелы и вепсы - имеют свой язык и письменность.

В состав Республики Карелия входят 127 муниципальных образований, в том числе 16 муниципальных районов, (Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский, Суоярвский), 2 городских округа (Петрозаводский и Костомукшский), 22 городских поселения и 87 сельских поселений. На территории республики расположены 13 городов, 11 поселков городского типа, 776 населенных пунктов.

Республика развивается в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, Схемой территориального планирования Республики Карелия, Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года. Главная цель долгосрочного социально-экономического развития: повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.

Экономика Республики Карелия основывается на переработке местных видов природных ресурсов (лес и недра), использовании туристско-рекреационного потенциала и выгодного экономико-географического приграничного положения. Эти факторы определяют специализацию и региональные особенности экономики республики.

При доле 0,4% в общей численности населения России Карелия по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает стратегический вклад в экономику страны. В республике выращивается 65–70% всей российской форели, производится 26% железорудных окатышей, 20% бумаги, 12% целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов, 9 % щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы, 9% проволоки из железа и нелегированной стали.

Экономика Карелии, учитывая ее приграничное положение, сохраняет экспортную ориентацию. По широте географии внешнеэкономических связей, по объему экспорта на душу населения Карелия находится в числе лидирующих регионов России. Более 50% производимой продукции (а по ряду отраслей - до 100%) идет на экспорт.

ОРВ в регионе

Республика Карелия с 2013 года вошла в число регионов, внедривших процедуру ОРВ на региональном уровне. В апреле 2015 года процедура ОРВ введена на муниципальном уровне.