Практическая функция
Практическая функция состоит в том, чтобы научно обосновать экономическую политику государства, выбрать те принципы и способы ведения хозяйства, которые позволят реально добиться намеченных результатов.
Но данные функции только тогда дают положительные результаты, если достаточно глубоко изучены и правильно применены на практике экономические законы.
6. Характеристика социально-экономических и организационно-экономических отношений, складывающихся между людьми в производственно-хозяйственных процессах
Действие экономических законов познается через отношения, возникающие между людьми.
Экономические отношения подразделяются на два вида:
Социально-экономические отношения между людьми складывающиеся при распределении результатов труда, поэтому данные отношения зависят от формы собственности на средства производства.
В любом случае интересы собственников будут основными.
Социально-экономические отношения являются специфическими, т.е. свойственными определенному общественному строю, так как они исторически меняются в результате смен форм собственности (капитализм – частная собственность; социализм – командная экономика).
Главным признаком, по которому различаются экономические системы мира, является форма собственности на условия и результаты производства.
Организационно-экономические отношения возникают потому, что производство, распределение, обмен и потребление невозможны без соответствующей организации. Она требуется для любой совместной деятельности (составление плана производства, постановка целей производства).
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на 3 крупных вида:
разделение труда и производства между предприятиями и их внутренними подразделениями.
кооперация производства (совместная деятельность по направлениям: – - поставка деталей
сборка готовой продукции
реализация).
организация хозяйственной деятельности в определенных формах (натуральное хозяйство, товарное производство).
В отличие от социально-экономических отношений организационно-экономические отношения существуют независимо оттого или иного общественного строя. Они являются общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории развития человеческого общества.
7.Производство, как составная часть (элемент) экономики.
В обыденной жизни довольно часто ставится знак равенства между понятиями "производство" и "экономика". Так ли это в действительности?
Исходя из предмета экономической теории следует, что наряду с прочим экономическая наука изучает хозяйственную деятельность людей в различных исторических случаях, но деятельность людей, связанная с производством материальных благ, существовала уже на ранней стадии формирования человеческого общества. На том этапе экономики, как таковой в научном понимании этой категории не было. ЕК было ее и в более поздние времена. Хозяйственная деятельность, производство материальных благ в рабовладельческом обществе, при феодализме, были основаны на принуждении, насилии, т.е. тех методах, которые принято называть внеэкономическими.
Экономика. как понятие в широком общественном смысле появляется с возникновением определенных материальных интересов, связанных с такими категориями, как деньги, цена, доход, прибыль, т.е. с категориями рыночного механизма. = > экономика не может приравниваться к понятию производства, хотя бы потому, что за производством следуют этапы:
распределение
потребление
Скорее всего экономику можно приравнивать к понятию "рыночное хозяйство", т.е. производство – это составная часть экономики, хозяйственного процесса в целом.
Прежде всего, производство с позиции экономической теории – это процесс, в котором взаимодействуют следующие факторы: труд, капитал,
материальные ресурсы, предпринимательство.
Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
Применительно к производству различают следующие понятия:
Элементы труда – предмет труда и средство труда
Предмет труда – объект воздействия орудий труда.
Средства труда – то, чем воздействует человек на предмет труда.
Средства производства – совокупность предметов и средств труда.
Производительные силы – совокупность рабочей силы, силы и средств производства.
Результатом хозяйственной деятельности в течение определенного периода (как правило 1 года) является совокупный общественный продукт.
В своем движении созданный общественный продукт проходит стадии: распределение, обмен, потребление.
Распределение означает – определение доли (части) каждого хозяйственного субъекта (участника) в произведенном продукте.
Обмен – это процесс, во время которого продукты труда обмениваются между собой при посредстве денег или форме натурального обмена (бартер).
Распределение и обмен связаны с производством. Они обеспечивают прямую зависимость между производством (начальной стадией хозяйственного процесса) и потреблением (его конечной стадии).
Производство в свою очередь через распределение и обмен способствует удовлетворению спроса общества в тех или иных продуктах в соответствии с его потребностями В этой цели заключительной фазой является потребление.
Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление может быть производственным и непроизводственным.
Производственное потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы.
Непроизводственное потребление представляет собой личное и общественное потребление.
Общественное потребление – это удовлетворение общества в научных, культурных потребностях, в правоохранительных, оборонных потребностях.
Так как в процессе производства и личном потреблении происходит полное использование созданных ранее материальных благ = > их необходимо воспроизводить заново.
Воспроизводство – это повторение процесса производства в определенных масштабах.
Простое воспроизводство осуществляется в прежних масштабах (пределах).
Расширенное воспроизводство предполагает увеличение масштабов производства.
Все 4 фазы воспроизводственного процесса (производство ---- распределение ---- обмен ---- потребление) находятся в непрерывной взаимосвязи и образуют общественное производство.
Результатом общественного проризводства является его эффективность.
В свою очередь эффективность производства оценивается рядом показателей:
- производительность труда
- фондоотдача
- прибыль
П = Ц оптов. – С стоим.(себестоимость)
- рентабельность производства
В системе экономических отношений выделяют социально-экономические и организацией-но-экономические. В основе этого деления лежат присвоение средств и результатов производства и организация экономики и производства.
Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми посредством их отношения к вещам и благам, а так как последние могут быть только своими или чужими, определяющая роль в данном случае принадлежит собственности.
Организационно-экономические - это отношения, которые возникают между субъектами в процессе организации производства. В каждой конкретной системе существуют свои специфические организационно-экономические отношения. Вместе с тем в них можно найти нечто общее: разделение и специализация труда, его кооперирование, концентрация и комбинирование производства.
Структуру и состав организационных отношений можно рассматривать на разных уровнях и разных "срезах". Так, можно выделить отношения по организации производства и организации управления; обеспечению непрерывного функционирования экономической системы; организации и обеспечению функционирования рынка и рыночной инфраструктуры; созданию системы ценообразования, системы оплаты труда и материального стимулирования и др.
Экономические интересы.
В обществе существует множество различных интересов. Экономическая теория изучает те из них, которые являются движущими факторами производственной деятельности -экономические интересы - осознание людьми экономических потребностей, выступающих как мотивы их производственной деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей.
Интересы не существуют сами по себе. Для того чтобы возник экономический интерес, нужны люди, группы людей, т.е. экономические субъекты со своими потребностями, подлежащими удовлетворению. Чтобы реализовать эти потребности, люди соединяются для совместной производственной деятельности и вступают в определенные экономические отношения. Без последних, как и без субъектов, невозможны ни возникновение экономических интересов, ни их реализация. Экономические отношения выступают как социально-экономическая база интересов.
Экономические интересы есть проявление экономических отношений в объективной направленности хозяйственной деятельности людей, отражающей их место в системе общественного производства.
Если в качестве критериев разграничения интересов взять характер и масштаб действия, можно выделить личные, коллективные и общественные интересы. Личные интересы связаны с необходимостью удовлетворения материальных и духовных нужд отдельного человека. Коллективные интересы выражают необходимость удовлетворения материальных и духовных потребностей групп людей, объединенных одинаковым положением в общественном производстве, что формирует общность интересов данной социальной группы. Общественные интересы складываются как интересы всего общества, необходимость удовлетворения его совокупных материальных и духовных потребностей.
Переход к рыночной экономике потребовал реформирования системы экономических отношений, а вместе с ней и экономических интересов. Вместо обезличенных общенародной собственности и общенародных интересов появляется своя собственность и свой экономический интерес, заключающийся в получении наибольшей выгоды от объекта собственности и ее приумножения. На первый план выходят личные интересы собственников реализуемых товаров. Преследуя свои личные, частные интересы, участники рынка работают на общие интересы.
Особой формой проявления интереса на уровне конкретной экономической действительности являются стимулы - непосредственные побудительные факторы деятельности людей. Стимулы выступают в таких конкретных формах, как денежный доход, заработная плата, различные моральные поощрения. В результате воздействия стимулов возникает завершающая форма проявления экономического интереса -материальная заинтересованность.
Жизнедеятельность общества базируется на экономических, политических, юридических, социальных, этических и прочих отношениях, возникающих между людьми. Экономическая наука изучает экономические отношения человеческого общества, возникающие между отдельными людьми, коллективами, партиями, странами. Экономические отношения - определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В экономических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организационно-экономические отношения.
Социально-экономические отношения складываются между общественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих отношениях выполняют отношения собственности на средства производства.
Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невозможны без определенной организации. Организационно-экономические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работников. Это, например, разделение труда, его специализация и кооперирование. Общественное разделение труда - обособление отдельных видов трудовой деятельности. Первым этапом общественного разделения труда было отделение скотоводства от земледелия. Предпосылкой общественного разделения труда является наличие определенного количества и качества экономических ресурсов и особенности их комбинирования, обеспечивающие большую или меньшую эффективность использования данных ресурсов. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников на отдельных производственных операциях. Специализация - форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности. Оборотной стороной общественного разделения труда является его кооперация. Кооперация труда - основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.
Производственные отношения образуют основу экономической организации общества. Производственные отношения - взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Производство - основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая производство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Производство - создание продукта, необходимого для существования и развития человека. Ясно, что прежде чем что-то распределять, обменивать и потреблять, это «что-то» должно быть произведено. Распределение - определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности. Различают распределение в узком смысле (распределение продукта) и в широком смысле (распределение условий и факторов производства). Распределение в широком смысле опирается на разделение труда и размещение экономических ресурсов по разным видам хозяйственной деятельности. Распределение в узком смысле предполагает определение доли каждого участника экономических отношений в созданном богатстве. Размер доли зависит от права собственности и от объема произведенной продукции. Обмен - стадия движения общественного продукта, на которой произведенные продукты доставляются субъектам экономической деятельности. Поскольку производство осуществляется на основе разделения труда и специализации, то обмен становится способом получения необходимых продуктов путем передачи за них результатов своего труда. Посредниками в таком обмене выступают деньги. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Это заключительный этап движения продукта. В результате потребления созданные товары исчезают, после чего следует их заново производить, т. е. воспроизводить. По целям потребление делится на личное, т. е. направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей людей, и производственное, направленное на использование продукта для возобновления и расширения процесса производства материальных благ.
Необходимо отметить, что производство - общественный процесс, так как осуществляется не изолированными экономическими субъектами, а обществом. Кроме того, производство - непрерывный процесс. Общество не может перестать потреблять, а значит, неизбежно постоянное повторение производства, распределения, обмена и потребления, или воспроизводства. Причем все четыре фазы реализуются одновременно. Непрерывность производственного процесса и его повторяемость характеризуют общественное воспроизводство. Общественное воспроизводство - постоянно повторяющийся в обществе процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Схематично воспроизводственный процесс представлен на рисунке.
Общественное воспроизводство может осуществляться в простом, расширенном и суженном вариантах. Простое воспроизводство имеет место в том случае, если объемы выпускаемой продукции неизменны и ходе каждого оборота. При этом считается, что и количество, и качество используемых в процессе общественного производства экономических ресурсов не меняются. Расширенное воспроизводство предполагает, что объемы производимых материальных благ постоянно растут, увеличиваясь год от года. Условием расширенного воспроизводства является увеличение количества и качества экономических ресурсов. Суженное воспроизводство представляет собой сокращение объемов производства на каждой следующей стадии процесса общественного воспроизводства.
Социально-экономические отношения
Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников к данному периоду, и наиболее ранние буддийские памятники действительно восходят к IV-III вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индию. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.
Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на восток - вплоть до низовьев реки - было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Лишь существенный прогресс в средствах производства мог обеспечить переход к широкому хозяйственному освоению данного региона. По всей видимости, условия для этого были созданы распространением железных орудий труда. Хотя археологические подтверждения такой гипотезы еще недостаточны, трудно представить, что тропические леса могли быть сведены без железного топора, твердые почвы распаханы без плуга с железным лемехом и каналы выкопаны без мотыги и лопаты. Упоминания этих орудий встречаются уже в древнейших буддийских книгах.
На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений - прудов, колодцев, каналов и дамб - позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение - «отварной рис». К середине I тысячелетия до н. э. стали применяться совершенные методы рисоводства - использование рассады, отбор сортов и т. д. Почвы долины Ганга, отли-
чавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие селоьзсякйосхтвенного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, чт-о индийцы самый многочисленный народ на земле.
Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Излюбленные персонажи буддийских преданий - купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сельской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях - в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.
Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки. Монеты эти еще довольно примитивны и представляли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом» - печатью, удостоверяющей качество, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах. Археологические раскопки показывают также, что именно в данный период происходит активное строительство городских укреплений. Это нельзя не связать с накоплением богатств горожанами и с процессом имущественного расслоения.
Площадь наиболее крупных поселений, подвергавшихся раскопкам, - таких, как Уджаин и Каушамби, - составляет около 1,5-2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов Древней Греции той же эпохи. Грек Мегасфен, прибывший в качестве посла ко двору Чандрагупты Маурья в конце IV в. до н. э., был поражен обширностью индийской столицы Паталипутры. Он определял длину городских стен примерно в 30 км, насчитав в ней несколько сот деревянных башен и десятки городских ворот. Впрочем, эти цифры еще нуждаются в подтверждении археологов. До проведения специальных полевых изысканий трудно сказать что-либо определенное о городской планировке. Судя по раскопкам в городе Таксиле, застройка происходила довольно хаотично.
О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи - их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины - кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Отмечены случаи специализации отдельных этнических групп. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобных объединений пользовались значительным влиянием, будучи представителями городского самоуправления.
Когда в произведениях буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками являются зажиточные домохозяева. Сходную картину рисуют и другие источники того времени. В центре их внимания также стоит образ домовладыки, сельского хозяина (обычно брахмана). Описания многочисленных домашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основные черты деревенского быта. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которой принадлежали дом, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты имеют в виду семью разросшуюся, большую, включавшую не-
сколько поколений. Женатые сыновья оставались под родительской властью. После смерти отца раздел происходил не всегда - место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Наследовали имущество лишь сыновья и внуки, а дочь имела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она не становилась и после смерти мужа домом управлял мужчина. Женщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. Даже прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, она не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.
Если и те, кого связывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положения в большой патриархальной семье, тем более это относится к принятым в семью чужакам. Распространена была, например, практика усыновления. В какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрения сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновьями и имели ограниченные наследственные права. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости и эксплуатации.
Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основой семейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Поддерживались между ними и другие узы. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собраниях родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельным лицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседями складывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найти отражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.
Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.
Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских текстах об их сокровищах рассказывается подробно и со множеством сказочных преувеличений. Проявляя вполне естественный скептицизм в отношении отдельных деталей, читатель этой литературы без труда представляет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. Следует подчеркнуть, что в подобных описаниях речь идет не только о золоте, драгоценных камнях или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хозяев и исполняют всякие их прихоти. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов, принадлежавших крестьянским семьям, что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущественно домашний характер.
Социальные перемены сказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). Обеспечив себе и своим родичам устойчивое влияние, они получали
возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происходят от древних кшатрийских царей и героев. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословной идеологии.
Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Еще важнее было существенное изменение ее комплектования и характера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии,- профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное для ведийской эпохи понятие «народа-войска» совершенно вышло из употребления. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.