Внебюджетные фонды 30. Раскройте правовой режим государственных внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда или Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования)

Раскройте правовой режим государственных внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда или Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования).

Государственные внебюджетные фонды являются разновидностью целевых государственных и муниципальных (местных) фондов денежных средств, которые появились в финансовой системе России недавно. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых в России был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.

С помощью государственных внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

Государственные внебюджетные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе Российской Федерации. Они весьма активно создавались и функционировали в финансовой системе России до 1995 г., а затем имела место консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 по 2001 гг. согласно федеральным законам о федеральном бюджете на очередной год целый ряд фондов, которые являлись внебюджетными, ежегодно консолидировались (включались) в федеральный бюджет.

В настоящее время к числу основных государственных внебюджетных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ могут быть образованы и другие государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, государственный внебюджетный фонд -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

  • · Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • · Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) -- крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР -- это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % -- по доходам, и 10,2 % -- по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц -- для свыше 128 млн граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина разрабатывается федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был запланирован к принятию в 2010 году.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

  • · назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
  • · учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • · назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • · персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • · взаимодействие со страхователями (работодателями -- плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • · выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • · выплата средств материнского капитала;
  • · управление средствами пенсионной системы;
  • · реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • · с 2010 года -- администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • · с 2010 года -- установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Взносы -- доходы Пенсионного фонда

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года -- ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН -- 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастает до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста -- 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина -- государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом .

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные , т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые , которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные . Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

30,2% страховые взносы — наверняка, вы слышали такое выражение. Но что оно обозначает? А между тем, уплата взносов в этом размере — нормативно закрепленная обязанность любой фирмы, в которой есть бизнес и работники. Из чего же данный тариф складывается и на что начисляется?

Кто должен платить 30,2%

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» (далее — Закон № 212-ФЗ) закреплено, что страховые взносы платят:

  • Работодатели, начисляющие зарплату и другие вознаграждения за труд своим работникам (к ним отнесены организации и предприниматели), и не зарегистрированные в качестве предпринимателей физические лица. Исключение составляют те, для кого в гл. 8 Закона № 212-ФЗ закреплены пониженные или дополнительные ставки взносов.
  • Другие лица, если это предусмотрено федеральными законами, регулирующими вопросы социального страхования.

Самостоятельно за себя платят взносы также адвокаты и нотариусы и другие частнопрактикующие лица, указанные в российском законодательстве.

При отнесении лица одновременно к нескольким видам плательщиков страховых взносов ему придется платить взносы по каждому из оснований.

Из чего складываются 30,2% страховых взносов

30,2%, исходя из ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, включают в себя:

  • 22% в Пенсионный фонд РФ. Эта ставка применима только к той сумме оплаты труда работника, которая нарастающим итогом с начала года не выходит за рамки определенного лимита. На 2016 год данный лимит утвержден постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 и равен 796 000 рублей. Для сумм сверх указанного лимита ставка взносов в ПФР будет снижена до 10%.
  • 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С начала 2015 года лимит для этих взносов не предусматривается. Таким образом, они начисляются на всю сумму вознаграждения, причитающуюся работнику.
  • 2,9% на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ. Ставка применима только к той величине вознаграждения работника, которая с начала года нарастающим итогом не превысила установленный лимит. На 2016 год этот лимит также определен постановлением № 1265 и равен 718 000 рублей. Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при превышении лимита в 718 000 рублей начислению не подлежат.
  • 0,2% для защиты при наступлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ. Эта ставка закреплена в ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и является минимальной. Реальный ее размер может быть больше. Он зависит от направления деятельности работодателя и ежегодно подтверждается местным подразделением Фонда социального страхования РФ на основании:
    • оригинала заявления работодателя, в котором указывается основной вид его деятельности;
    • оригинала справки-подтверждения, в которой работодатель дополняет сведения об основном виде своей деятельности;
    • пояснительной записки, составляемой для бухгалтерского баланса за прошедший год и представляемой в виде копии; данная записка не предоставляется только плательщиками, относимыми к малому предпринимательству.

Все формы, кроме пояснительной записки, приведены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2006 года № 55 и обычно выдаются в местном отделении ФСС РФ.

О возможном снижении страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков см. материал

На что начисляются страховые взносы в размере 30,2%

Для работодателей-предпринимателей и организаций к облагаемым взносами вознаграждениям, согласно п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, относятся выплаты, начисляемые физическим лицам:

  • по гражданско-правовым договорам, в которых отражена обязанность выполнить работы или оказать услуги;
  • по договорам, регулирующим трудовые обязанности;
  • по договорам на авторский заказ;
  • по договорам, которые отчуждают исключительные права на литературные произведения и произведения искусства и науки;
  • по договорам на лицензионное издание;
  • по лицензионным договорам, на основании которых предоставляются права на применение литературных произведений и произведений искусства и науки.

Для работодателей — физических лиц, согласно п. 2 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, к облагаемым взносами вознаграждениям отнесены суммы, выплачиваемые другому физическому лицу:

  • по регулирующим трудовые обязанности договорам;
  • по гражданско-правовым договорам, обязывающим выполнить работы или оказать услуги.

Но есть вознаграждения, которые сразу исключаются из перечня облагаемых страховыми взносами:

  • При передаче прав собственности или других вещных прав на имущество (или на имущественные права), оформленной гражданско-правовым договором.
  • Если в договоре предусматривается передача имущества (или имущественных прав) в пользование. К этому типу договорных отношений не относятся договор на авторский заказ, договор, на основании которого отчуждается исключительное право на литературные произведения и произведения искусства и науки, договор на лицензионное издание, лицензионный договор, предоставляющий права на применение научных, литературных произведений и произведений искусства.

Полный перечень выплат, не подпадающих под обложение взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Стоит также помнить, что страховые взносы на все выплаты, производимые по условиям гражданско-правовых договорных отношений предпринимателям, адвокатам, нотариусам и прочим частнопрактикующим лицам, не начисляются: они платят взносы сами за себя.

Пенсионный фонд. Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122 – 1.

Пенсионный фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В основные задачи Пенсионного фонда входят:

    целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

    привлечение в ПФ добровольных взносов физических и юридических лиц;

    контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

    межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФ;

    участие в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ.

Пенсионный фонд формируется за счет следующих источников:

    страховых взносов работодателей – предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования;

    страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

    страховых взносов иных категорий работающих граждан;

    ассигнований из бюджета;

    средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

    добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений;

    доходов вложений в коммерческие структуры временно свободных средств и различных финансовых операций.

Тарифы страховых взносов устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В оплату труда включаются все виды заработка работников, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, материальная помощь и ряд других).

Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФ, определяется законодательством РФ по представлению Пенсионного фонда.

В 1998г. тариф страховых взносов составил для различных категорий работников:

    работодателей – предприятий, учреждений, организаций – 28% начисленной оплаты труда;

    работодателей – колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции – 20,6 % начисленной оплаты труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения;

    индивидуальных предпринимателей, в том числе для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов и адвокатов – 28% начисленной оплаты труда;

    работающих граждан – 1% от дохода;

    граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве – 28% начисленной оплаты труда.

Страховые взносы в ПФР не платят:

    общественные организации пенсионеров и инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, уставной фонд которых состоит полностью из вкладов общественных организаций и пенсионеров и численность работающих пенсионеров составляет не менее 50% общей численности работающих;

    воинские формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции.

Не начисляются страховые взносы в фонд также на следующие выплаты: оплату отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения; стипендии, выплачиваемые учебными заведениями; компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; пенсии; пособия по социальной защите; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение.

Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно.

Основные направления использования Пенсионного фонда:

    выплата государственных пенсий (трудовых, по инвалидности, за выслугу лет, при потере кормильца);

    выплата пособий (по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС и др.);

    оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

    участие в финансировании федеральных и региональных программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов и детей;

    проведение коммерческих операций и приобретение ценных бумаг;

Отличительные черты Пенсионного фонда – это высокая доля собственных ресурсов и отказ от дотаций из централизованных источников.

Масштабы Пенсионного фонда достаточно внушительны. Об этом говорят следующие цифры. В 1999 г. в бюджете Пенсионного фонда доходы составили в размере 244,5 млрд. руб., что составило 51,6% доходов федерального бюджета на тот же год.

На долю Пенсионного фонда приходится около 75% государственных социальных фондов.

В настоящее время Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Она включает в свой состав центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

Органы управления Пенсионного фонда: Правление, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия, отделения фонда в республиках, в краях, областях, крупных городах. В состав Правления входят представители всех субъектов РФ на уровне руководителей органов социального обеспечения, а также представители ряда государственных комитетов и ведомств. Правление осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными, зарубежными и международными организациями и учреждениями.

Проект бюджета Пенсионного фонда по источникам образования разрабатывается исполнительной дирекцией с участием министерства финансов и утверждается правлением Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд России подотчетен Федеральному Собранию РФ.

Фонд социального страхования. Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования (ФСС) Российской Федерации.

В 1999 г. доходы этого фонда составили около 43 млрд. руб.

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. №722 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Источники формирования:

    страховые взносы работодателей – предприятий и организаций;

    страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

    доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда и коммерческих операций;

    добровольные взносы физических и юридических лиц;

    ассигнования из бюджета;

    прочие доходы.

Норматив отчислений (страховой взнос) юридических лиц в этот фонд с 1 июня 1994 г. установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда (с 01.01.2001 страховой взнос учитывается в едином социальном налоге).

От уплаты взносов в фонд социального страхования освобождены:

    Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Служба военной разведки РФ, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;

    общественные организации инвалидов, а также предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Фонд социального страхования является строго целевым. Направление средства фонда:

    выплата пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;

    санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения, отдыха и др.);

    финансирование обучения и переобучения инвалидов;

    создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

    обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

    проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда.

Для оперативного управления Фондом создается центральный аппарат, образуется Правление, в регионах – координационные советы. Фонд является юридическим лицом. Председатель фонда назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования. Он образован в соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.).

Обязательное медицинское страхование – составная часть Государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи. Для реализации политики в области медицинского страхования создаются федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, являются целевыми, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Средства обязательного медицинского страхования накапливаются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ, называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования. В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов обязательное медицинское страхование реализуется федеральными и территориальными фондами, не зависимыми друг от друга в организационном плане.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:

    выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению программ обязательного медицинского страхования;

    проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

    контролирует рациональное использование финансовых средств фонда;

    принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

    организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Законов РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»;

    вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

    осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

    участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

    аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

    аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

    финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии;

    проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

    выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

    совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;

    согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи;

    представляют федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах компетенции.

Основные финансовые средства фонда образуются за счет:

    страховых взносов предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности;

    взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;

    ассигнований из федерального бюджета;

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального и территориальных фондов;

    нормативного страхового запаса финансовых средств федерального и территориальных фондов;

    средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

    других поступлений, не запрещенных законодательством.

В 1998 г. страховой взнос для предприятий и организаций составил 3,6% к начисленной оплате труда. Он распределяется в следующем соотношении: в федеральный фонд – 0,2%, в территориальные фонды – 3,4 %.

Плательщиками страховых взносов являются: предприятия, организации, учреждения; филиалы и представительства иностранных юридических лиц; крестьянские хозяйства; граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, адвокаты, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников.

Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и

Каких правил стоит придерживаться при отчислении страховых взносов во внебюджетные фонды? Рассмотрим, какие тарифы и формулы действительны в 2019 году, когда и куда производится оплата.

Страховые взносы платятся всеми лицами, что ведут предпринимательскую деятельность, как за себя, так и за своих сотрудников.

Но не каждый знает, что относят к таким платежам, сколько стоит перечислить, какие сроки для этого предусмотрены.

Рассмотрим информацию, что содержится в законодательной базе о страховых взносах, кратко обрисуем особенности уплаты.

Что же такое внебюджетные фонды, которые находятся на слуху у каждого предпринимателя и организации. Что собой представляют взносы?

Определения

Основной источник финансовых ресурсов государственного социального внебюджетного фонда – платежи обязательного характера. Они формируют сами фонды, содержат программы.

Здесь также стоит уяснить, что понимается под специальными обязательными страховыми взносами. Это суммы:

  • что зачисляются в ПФ России на пенсионное страхование;
  • что направлены на обязательное страхование от несчастного случая при производственном процессе и профзаболевания, перечисляемые в ФСС;
  • что направляются на медстрахование и т. д.

Целью является пополнение ресурса внебюджетных фондов. Такие суммы вносятся в бюджет в соответствии с регламентированными тарифами. Страховые взносы носят добровольный характер.

Под таким выражением понимают обязательные платежи, что взимаются с предприятий и физлиц по тарифу в соответствии с правилами, отраженными в нормативной документации.

В системе могут быть включены не только обязательные налоговые суммы, но и другие средства, что являются обязательными страховыми платежами, нюансы уплаты которых регулируются законодательством РФ.

Характеристика страховых взносов

Рассмотрим виды страховых взносов:

Вид Описание
ЕСН Единый социальный взнос. Это налог федерального уровня, что уплачивается на территории всех субъектов России. Зачисления осуществляется в установленных нормативными актами долях в федеральную казну и два внебюджетных фонда: ФСС и ФОМС. Такой взнос не изменяет способов формирования и применения средств фондов. Они формируются страховыми методами
На медицинское страхование обязательного характера
На обязательный вид пенсионного страхования Что уплачивается в Пенсионный фонд. Это самостоятельный источник. Платежи осуществляются в индивидуальном порядке на возмездной основе. Назначение – обеспечить права граждан на получение пенсионных выплат в тех размерах, что являются эквивалентными суммам страховых взносов, и которые учитывались на индивидуальных лицевых счетах. Этот вид платежа не может считаться страховым в полной мере – он имеет характеристики и налога, и сбора
На обязательный вид страхования от несчастного случая на производстве и профболезней Это взнос, что рассчитывается с учетом тарифов, скидок и надбавок к тарифам, которые страхователи должны перечислить страховщикам

Кто плательщики?

Плательщиком страховых взносов может быть:

  • компания со статусом юридического лица;
  • физическое лицо;
  • физлицо, что имеет статус ИП.

Условие – такие лица перечисляют средства в виде вознаграждений, зарплаты и других платежей своим работникам.

Перечислять такие суммы могут также предприниматели, в том числе те, что занимаются частной практикой – нотариус, адвокат, которые не производят выплат физическому лицу.

Нормативная база

Порядок уплаты страховых взносов оговорен в . Платежи осуществляются в отдельности в каждый из фондов.

Объект начислений страховых сумм, что перечисляются работодателями и лицами, что платят только за себя, один и тот же.

Все перечисления работникам будут облагаться взносом в том случае, если начисление осуществлено в соответствии с:

Уплату стоит производить относительно того вида страхования, по которому лицо застраховано согласно нормам документа от:

Базу определяют нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 8, 10 закона № 212-ФЗ). При превышении установленного лимита средства от суммы, что сверх пределов, не будут взиматься.

Каждый год доход индексируется в соответствии с постановлениями властей, исходя из роста заработка. В базу будут включены средства, что платятся физлицам, не учитывая тот факт, относятся ли они на затраты, что уменьшают базу по налогу на доход.

К налогооблагаемым относятся такие выплаты:

  • компенсации за неиспользованные отпуска;
  • матпомощь, что платится семье погибшего работника;
  • средства, что уплачиваются работникам, которые имеют тяжелые условия труда;
  • цена спецодежды;
  • цена проездных льгот, что были предоставлены тем, что учится и воспитывается.

Таблица ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

В 2019 году действуют такие тарифы:

Условие ПФР ФОМС ФСС
Предельные нормы установлены ст. 58 частью 1 закона № 212-ФЗ и составляют 670 тыс. рублей в ФСС, 711 тыс. – в ПФР 22% 5,1% 2,9%
Тариф, что установлен сверх лимита 10% 0% 0%
IT-компании 8% 4% 2%
Фирмы, что платят зарплату или вознаграждения члену экипажа судна (пункт 9 той же статьи) 0% 0% 0%
НКО, аптечные сети, предприятия-упрощенцы 20% 0% 0%
Участники проекта «Сколково» 14% 0% 0%
Участник свободной экономической зоны 6% 0,1% 1,5%
Резидент в рамках опережающего социального экономического развития 6% 0,1% 1,5%

Доптарифы в ПФР устанавливаются с учетом класса условия работы (после проведения специального оценивания).

Тариф взноса с перечислений иностранному работнику:

За какое лицо осуществляется платеж ПФР ФОМС ФСС
За лицо, что считается резидентом страны и не является высококвалифицированным специалистом 22% 5,1% 2,9%
За лицо, что проживает на временной основе в рамках страны и не является квалифицированным специалистом 22 5,1 2,9%
За лицо, что временно находится в России и не относится к категории высококвалифицированного персонала 22 01 1,8%
За высококвалифицированного работника-резидента 22 0 2,9%
За иностранцев, что временно проживают в России и считаются высококвалифицированными сотрудниками 22 0 2,9%
За временно пребывающих иностранцев, относящихся к высококвалифицированным специалистам 0 0 0%

Тарификация и правила перечисления страховых сумм на обязательный вид страхования от несчастного случая и профболезней установлены с 2006 года (согласно ).

Величина взносов будет зависеть от того, какой класс деятельности осуществляется (утверждено ).

Льготы по страховым взносам в отношении сотрудника-инвалида в пределах 60% от общего тарифа, могут использоваться и ИП ().

Общая сумма отчислений во внебюджетные фонды – 30%.

Как производится расчет (формула)?

Расчетную базу определяют по такой формуле:
Полученные результаты должны округляться. Страховой взнос, что должен быть перечислен в фонд в расчетном периоде рассчитывают так:

Сумму отражают в рублях с копейками. Главное при расчете суммы страховых взносов – подсчитать в пропорциональном соотношении месяцам и дням, когда деятельность велась.

Если деятельность велась неполные месяцы, то ориентируйтесь на такую формулу:

Пример

Ситуация 1. Компания использует основные тарифы. В начале 2013 году работник Смирной Л.Ф. (1975 г.р.) получил зарплату в размере 30 тыс. рублей.

Суммируем показатели:

6,2 тыс. + 1530 + 870 = 9 тыс.

Ситуация 2. Фирма использует общие тарифы. В начале 2013 года сотруднику Иванову (1970 г.р.), который занят в деятельности, относящейся к категории вредных, начислено зарплату в размере 20 тыс.

Дополнительно работодатель должен начислить 2%. Проведем расчеты:

Общая сумма перечислений во внебюджетные фонды:

Ситуация 3. За 2012 год работнику, который имеет оклад 40 тыс., начислено 3 премии, общая сумма которых составляет 50 тыс., материальную помощь при использовании отпуска – 10 тыс., материальную помощь при рождении ребенка – 60 тыс.

Рассчитаем годовой доход по зарплате:

Доля материальной помощи, что облагается взносами – 6 тыс. (10 тыс. – 4 тыс.).

База налогообложения по матпомощи на ребенка:

Суммируем показатели:
Сумма взносов во внебюджетные фонды социального назначения будет рассчитываться по ставке 2,9% (в ФСС) с лимита 512 тыс. (это 14 848 рублей) и 10% с остатка (546 тыс. – 512 тыс. = 34 тыс., то есть 3,4 тыс.).

Проводки при перечислении сумм

Необходимо использовать счет 69:

По дебету открываются такие счета:

Видео: семинар «Страховые взносы во внебюджетные фонды»

Актуальны такие проводки:

Сдаваемая отчетность по страховым взносам

Платежи во внебюджетные фонды должны осуществляться в сроки, установленные государственными структурами. Но если последним дней оказался выходной, то уплату можно произвести в первый рабочий день после выходного.

Это же касается отчетной документации. Отчетными периодами являются квартал, 6 мес., 9 мес.; налоговый период – календарный год.

Оплата же производится ежемесячно, не позже 15 числа в следующем месяце после отчетного. Работодатели должны в отношении каждого работника вести учет средств страховых начислений.

Отчетность предоставляется в ПФР и ФСС. Расчеты по пенсионному страхованию должны подаваться до 1 числа во втором месяце, что следует за отчетным.

Отчетная форма, которую работодатели должны заполнять – , что была утверждена . Форма, что предоставляется в фонд по соцстрахованию – .

Дополнительно компании, у которых есть сотрудники, должны подавать .

Если предприятие прекращает вести свою деятельность, то расчет по страховым взносам необходимо подать одновременно с заявлением о снятии с учета (часть 15 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

Для того чтобы не пропустить срок подачи отчетности и уплаты страховых сумм, можете ориентироваться на такой календарь:

Период Вид отчета Сроки предоставления отчета в бумажном виде Сроки для электронной отчетности
1-й квартал 4-ФСС 20.04.2015 25.04.2015
2-й 4-ФСС 20.07.2015 25.07.2015
3-й 4-ФСС 20.10.2015 25.10.2015
4-й 4-ФСС 20.01.2016 25.01.2016

Особенности исчисления во внебюджетные фонды

Еще с 2010 года вступил в силу закон № 212-ФЗ, в котором описаны правила начисления и перечисления в государственные внебюджетные фонды страховых взносов.

Но таким нормативным актом не регулируется исчисление и уплата суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев.

Для расчетов страховых перечислений прибыль по , что связана с интеллектуальной собственностью, может уменьшаться на затраты, которые подтверждаются документами.

Если такие доказательства отсутствуют, то прибыль может уменьшаться на нормативные вычеты. Взносы платятся в установленном размере, что ежегодно индексируется чиновниками.

Со средств, что превышают допустимые нормы, страховые суммы не перечисляются. В базе при начислении сумм не будут включаться средства, что получены по договору гражданско-правового, лицензионного, авторского типа.

В этом году плательщикам не нужно разделять сумму на накопительную и страховую часть – уполномоченные органы самостоятельно выполнят такую процедуру. А значит, вы можете предоставить один расчет.

Стоит помнить и о том, что физические лица со статусом ИП, которые платят за себя, не должны исчислять суммы в ФСС. Остальные платежи осуществляются на общих основаниях.

Такие лица должны рассчитывать размер страховых взносов, учитывая стоимость страхового года. Это произведение МРОТ и тарифов. Результат должен умножаться на 12 месяцев.

Страховые взносы во внебюджетные фонды – это платежи, от которых никуда не деться.

А значит, в ваших интересах, разобраться в нормативной документации, которая содержит правила исчисления и уплаты таких сумм в уполномоченные органы.

Внимательно проводите расчеты взносов и своевременного перечисляйте средства за сотрудников а, при необходимости, и за себя.