Фирмы для строительства элеватора из металлического листа. Элеваторное будущее -агротехника и технологии

Усталость бетона

Больше половины элеваторов работают по устаревшим технологиям.

Дефицита мощностей для хранения зерна в России нет, но они изношены на 80%. Модернизация элеваторной отрасли идет медленно из-за больших инвестиций — до €300/тонна и длительной окупаемости вложений.

Пo данным руководителя отдела зерновой логистики Buhler (компания специализируется на технологиях переработки зерна) Дмитрия Корнева, фактический объем емкостей для хранения зерна в России — около 118 млн. т., тогда как средний ва- ловый сбор составляет примерно 100 млн т в год. В период 2000-2010 годов ежегодно строились емкости общей вместимостью 350-400 тыс. т единовременного хранения, в 2010-2014 годах этот показатель достиг 700-800 тыс. т. При этом ежегодно из оборота выбывали устаревшие склады примерно на 100-150 тыс. т.

Качество уступает количеству

Несмотря на то, что по статистике в последние годы мощности для хранения зерновых постепенно увеличиваются, на практике это пока не ощущается, говорит руководитель группы элеваторного направления компании «Мельинвест» (производство мельничного и элеваторного оборудования) Анатолий Давыдов. По его мнению, прежде всего это связано с тем, что одновременно с вводом новых мощностей стремительно выбывают старые. Значительная часть элеваторов, хлебоприемных предприятий и зернохранилищ была построена в 1950-1970-е годы, и износ основных средств и оборудования оценочно составляет в среднем 70-80%, поясняет он.

Однако дело не только в нехватке элеваторов, но и в том, что большинство из них до сих пор используют технологии по перемещению и контролю качества хранимого зерна, которые были актуальны на момент их строительства и сегодня морально устарели. По данным «Центра оценки качества зерна», при проверке элеваторов в 69% случаев выявлены нарушения фито-санитарных требований, условий хранения, а также санитарно-технических норм. Как следствие, ежегодно при экспорте выявляется до 32% объемов зерна, качество и безопасность которого не соответствует нормативам. И это при том, что вывозится далеко не самый плохой продукт, подчеркивает Давыдов. Эффективность работы элеваторов напрямую зависит от внедрения современных технологий и оборудования. Но, к сожалению, большинство предприятий по хранению и переработке зерна работают с низкой рентабельностью и финансируют модернизацию своих мощностей по остаточному принципу, сетует специалист.
По словам заместителя директора Департамента стратегического маркетинга «Русагро-транса» Игоря Павенского, в основном сейчас в стране действуют бетонные элеваторы, построенные в советский период. Они слишком большие — на 100-250 тыс. т. — и загружены в лучшем случае на 50%, особенно в регионах, ориентированных на экспорт: Ставрополье, Краснодарском крае, Ростове-на-Дону.

«Их сложно модернизировать, поэтому часть таких объектов распродается», — знает Павенский. Эти элеваторы могут быть эффективными только при наличии рядом значительного производства зерна и развитого путевого хозяйства, позволяющего осуществлять маршрутные и групповые отправки. Есть необходимость в подобных хранилищах и при закупках зерна в интервенционный фонд, что предполагает длительное хранение больших объемов. По мнению Павенского, современными являются преимущественно припортовые мощности, которые возвели в последние годы, а также недавно построенные или модернизированные склады и металлические емкости.

Показатель эффективности мощностей для хранения улучшается: сейчас около 40% элеваторов полностью или частично используют современные технологии, обращает внимание Корнев. «Многие элеваторы, не имея средств на глубокую модернизацию, оснащают новым оборудованием отдельные производственные участки — зерноочистительные, зерносушильные», — поясняет он. То есть хранение примерно 40 млн. т. приближается к современным стандартам, но остальные зернохранилища с высоким процентом амортизации морально и физически устарели.

Эксперты дают различные оценки потерь, которые несут производители зерна из-за нехватки или изношенности мощностей для хранения. По энергоемкости устаревшие элеваторы уступают современным в 1,3-1,5 раза, по уровню автоматизации — более чем вдвое, отмечает Корнев. Затраты на приемку, очистку, сушку и хранение 1 т. зерна на устаревших элеваторах в 2-2,5 раза выше, чем на современных. Это вынуждает владельцев и пер- сонал экономить на технологических операциях, часто в ущерб качеству зерна. Если в странах ЕС и США потери зерна при транспортировке, послеуборочной обработке и хранении не превышают 1,5% от валового сбора, то в России этот показатель составляет не менее 5-8%, сравнивает он. Однако Павенский называет более скромные цифры: при большом урожае потери от неправильного хранения могут достигать 2-3 млн. т. зерна в год, то есть около 2%, при среднегодовом сборе — до 1-1,5 млн. т.

По мнению гендиректора компании «Лилиани» (производство техники для хранения зерна в пластиковых рукавах) Армена Налбандяна, из-за некачественного или дорогого хранения зерна выручка сельхозпроизводителей снижается на 10-20%.

Кому выгодно строить

Опрошенные «Агроинвестором» эксперты и участники рынка отмечают, что крупным хозяйствам предпочтительнее обзавестись своими мощностями для хранения зерна, поскольку услуги сторонних элеваторов могут быть дорогими и связанными с различными рисками.
Затраты на выгрузку, подработку и хранение зерна на стороне составляют около 500 руб./т., оценивает Павенский. Стоимость сушки кукурузы может быть в разы больше. Гендиректор компании «Агроко» Алексей Иванов говорит, что стоимость хранения может достигать 1 тыс. руб./т., причем без услуг подработки. С подработкой на таких агрокультурах, как кукуруза и соя, сумма может превышать 2-3 тыс. руб./т. Аналогичные цифры приводит Налбандян: с учетом транспортировки, приемки, подработки и хранения шесть-семь месяцев затраты составляют около 1 тыс. руб./т.

Заместитель гендиректора «Продимекс-Холдинга» (владеет пятью элеваторами) Вадим Ерыженский отмечает, что, безусловно, хорошо иметь элеватор в структуре компании. Это позволяет планировать размещение товарной продукции, проводить уборку урожая в необходимые агротехнические сроки, своевременно подрабатывать зерно до необходимых качественных характеристик. Также это дает возможность продавать товар в более выгодные с точки зрения рыночной конъюнктуры сроки.

При этом нужно отдавать себе отчет в том, что элеватор — это отдельный бизнес с большим комплексом проблем: организационных, кадровых, технологических, финансовых и т.д., добавляет топ-менеджер. С другой стороны, в тех регионах, где элеваторные сети сохранились на должном уровне и они могут предоставить полный комплекс услуг по приемке, сушке, подработке, хранению и отгрузке продукции, можно обойтись и без собственных мощностей, продолжает он. К тому же многое зависит от расположения элеватора: имея собственные хранилища в неудобном с логистической точки зрения месте, часто выгоднее хранить зерно на стороннем. В целом крупным холдингам с большим объемом производства лучше иметь свои мощности для хранения, небольшим компаниям это менее выгодно, резюмирует Ерыженский.

Срок окупаемости элеватора на 50 тыс. т по бизнес-планам составляет шесть-семь лет, мощности на 20-30 тыс. т. окупаются еще дольше, сравнивает Корнев. Поэтому мелким сельхозпроизводителям, которые стремятся быстрее получить деньги, продав продукцию на экспорт или переработку, не стоит строить элеваторы. В то же время крупные агрофирмы и холдинги, зарабатывающие на сезонных или спекулятивных изменениях цен на зерно, все-таки стремятся иметь собственные зернохранилища, соглашается он с Ерыженским. Промышленным потребителями зерна — комбикормовым заводам, мельницам, МЭЗам, — которые хотят застраховать себя от ценовых и рыночных рисков, также есть смысл инвестировать в собствен- ные элеваторы, добавляет Корнев.


Возводить элеватор в первую очередь выгодно компаниям, занимающимся переработкой: для них он является необходимым звеном производственной цепочки, поскольку нужно иметь запасы сырья как минимум на два-три месяца, солидарен с ним руко- водитель отдела продаж промышленного направления компании «Адепт-Комплект» (строительство «под ключ» комплексов для хранения и переработки зерна) Юрий Сызов. Таким предприятиям важно высокое качество зерна и отсутствие перебоев в снабжении. Зернотрейдеры тоже могут быть заинтересованы в строительстве элеваторов для сбора крупных партий зерна и их последующей перепродаже.

В отличие от других, Сызов считает, что и фермерским хозяйствам выгоднее хранить зерно у себя, чем на чужих элеваторах. Их услуги обходятся дорого, приходится тратиться на транспортировку зерна, стоять в очереди, к тому же есть риск снижения качества урожая. Владельцы элеваторов при приемке зерна нередко занижают уровень клейковины и, наоборот, повышают сорность и влажность продукта, что существенно сказывается на стоимости зерна, аграрию приходится дополнительно оплачивать просушку и очистку от примесей, знает Сызов.

«Мелким агропредприятиям необязательно строить целый элеваторный комплекс, тем более что затраты на его возведение будут достаточно велики, а окупаться он будет долго, — комментирует Давыдов. — Однако им целесообразно иметь хотя бы небольшие временные хранилища, которые дали бы возможность не сбывать зерно по бросовым ценам в пик сезона, а придержать его в ожидании ценового максимума». Наличие в хозяйстве зерноочистительных и зерносушильных мощностей также будет очень кстати, особенно учитывая непредсказуемость нашей погоды и сроков уборки, добавляет он.

Тем не менее, в большинстве случаев решение построить элеватор все-таки принимают крупные про- изводители, для которых зерновой бизнес является основным, отмечает Давыдов. Такие игроки просто не могут позволить себе рисковать качеством собран- ного урожая или зависеть от колебаний цен на зерновом рынке. Также в строительство достаточно активно инвестируют крупные агрохолдинги. Например, один из клиентов «Мельинвеста» — крупнейший в стране производитель мяса птицы «Приосколье». Компания возвела элеваторы для семян, хранения сырья, производства кормов вместимостью 40-50 тыс. т. каждый, делится Давыдов.

Цена вопроса

В секторе строительства и оснащения элеваторов есть производители технологий и оборудования премиального и среднего классов, а также небрендированные, рассказывает Корнев. Выбор делается на основе нескольких факторов: имеющийся бюджет, цели и задачи владельца бизнеса и опыт соседей. Затраты на строительство и оборудование элеваторов в России до 2015 года составляли €200-250/м˙, для сравнения, в ЕС и США —€250-300/ м., приводит он цифры.

Инвестиции в мощности на 50 тыс. т. единовременного хранения составляют около €6,5 млн., оценивает Корнев на примере оборудования Buhler. Если сопоставить объем вложений с емкостью элеватора, то получится, что на тонну хранения нужно вложить около €125-130, подсчитывает он. Примерно столько же или чуть больше будут стоить строительно-монтажные, фундаментные, бетонные и другие работы. То есть полностью объект обойдется в €250-300/т. «В период роста курса доллара цены зарубежных компаний повышались. Отечественные тоже подняли цены, сейчас они на 15-20% ниже расценок ведущих производителей — около €250/т.», — добавляет Корнев.

Стоимость оборудования для хранения зерна во многом зависит от курса рубля по отношению к основным мировым валютам, считает менеджер по про- дажам компании GSI (подразделение AGCO, которое производит оборудования для сушки, хранения и перевалки зерна) Андрей Ардышев. На рынке большая доля иностранных производителей, многие российские компании используют импортную оцинкованную сталь и комплектующие (электромоторы, редукторы, подшипники и т.д.), поэтому и у отечественных производителей значительная часть себестоимости формируется в евро и долларах.

«На фоне падения курса рубля цены на оборудование за последние пол- года выросли. Стоимость строительства и монтажа практически не поменялась, потому что у строительно-монтажных организаций по большей части рублевая себестоимость», — поясняет специалист. По его словам, за последние пять-семь лет цены существенно не менялись: все виды оборудования и техники дорожали на 2-3% в год — на уровне инфляции.

За последний год цены увеличились на 20-25%, это связано прежде всего с удорожанием металла и импортных комплектующих, отмечает Давыдов. В целом, если хозяйству нужно просто хранить зерно, то цена на тонну хранения будет небольшой. Если проект представляет собой комплексное решение с зерноочистительной и сушильной зонами, зоной отгрузки и т.д., то речь пойдет совсем о другой сумме, подчеркивает он. Кроме того, имеют значение мощность, вопрос логистики и подведения коммуникаций к объекту, создание инфраструктуры, благоустройство. «Например, в прошлом году 1 км железнодорожных путей стоил около 20 млн руб., плюс расходы, связанные с согласованием их прокладывания», — уточняет Давыдов.

Чтобы дать представление о порядке цен, он приводит пример строительства двухлинейного элеватора объемом 65 тыс. м3 (50 тыс. т.) — 10 емкостей для хранения по 5 тыс. т. каждая. Также он включает зону очистки производительностью до 300 т/час, сушильную зону, состоящую из двух зерносушилок на 50 т/час каждая, систему отгрузки и приемки на автотранспорт. Без благоустройства, по расчетам Давыдова, подобный объект обойдется в 350 млн. руб. При этом на оборудование придется около 40% стоимости комплекса.

Экономия и ошибки

Элеватор — недешевый объект. У компаний, реализующих такие проекты, постоянно возникает соблазн сэкономить, но сделать это достаточно сложно, уверен Корнев. Например, последние несколько лет климат был достаточно сухим и жарким, в результате многие сельхозпроизводители решили не устанавливать зерносушилки. «Однако в 2013 году период уборочной был относительно дождливым, поэтому многие хозяйства столкнулись с тем, что зерно сырое, а воз- можности высушить его у них нет, — вспоминает Корнев. — В тот период возрос спрос на услуги сушения и соответствующее оборудование».

Нередко для удешевления закупается и монтируется недорогое оборудование разных производителей, часто плохо совместимое, выполненное по разным стандартам, с различными сроками эксплуатации и сервисом, неунифицированными запчастями и комплектующими, перечисляет Корнев. Все это создает множество проблем в ходе эксплуатации. Другая ошибка — экономия на проектировании и, что еще хуже, строительно- монтажных работах, что приводит к скрытым дефектам зданий и сооружений и снижает срок их использования. «Нужно брать хорошо зарекомендовавшие себя комплектные линии у одного поставщика и не экономить на мелочах: это окупится, в отличие от возможных последствий непродуманной экономии», — утверждает Корнев.

Сызов в качестве примера встречающихся ошибок говорит о несоответствии габаритов оборудования площадкам для его установки или выборе оборудования, непригодного для климатических условий регионов: неспособности выдерживать ветровые и снеговые нагрузки. Иногда неопытные специалисты могут повредить оборудование при выполнении строительно-монтажных работ. Такие ошибки чреваты крупными убытками, предупреждает он.

Чтобы избежать дополнительных затрат, он советует тщательно подходить к выбору проектной организации, поставщика оборудования и подрядчика для строительства. Идеальный вариант — возведение объекта с нуля «под ключ» одной фирмой, когда за все отвечает одна компания, которая дает гарантию на работы и оборудование, говорит Сызов. Также до начала разработки предпроектной документации необходимо учесть, какое технологическое оборудование будет использоваться на объекте. Кроме того, стоит предусмотреть возможности его расширения в будущем, чтобы это не создало проблем в работе комплекса, рекомендует специалист.

По мнению Давыдова, основная ошибка при строительстве элеваторов — именно недальновидность некоторых хозяйств: иногда они забывают о возможных перспективах роста бизнеса. Принимая проект так называемой закрытой модели элеватора, они лишаются возможности дальнейшего увеличения мощностей или могут сделать это лишь очень дорого. «Например, бывает, что при увеличении мощностей оказывается невозможным изменить структуру технологических линий», — комментирует он.

Еще одна ошибка — нарушение технологии подработки зерна, продолжает Давыдов. Например, нельзя закладывать зерно на длительное хранение сразу после сушилки: в течение нескольких часов оно должно отлежаться и прийти в равновесное состояние, исключающее процессы самосогревания и прения. К сожалению, об этом часто забывают, и в погоне за удешевлением элеватора отказываются от буферных емкостей, которые должны быть включены в технологическую цепочку элеватора между сушильной зоной и зоной хранения, отмечает Давыдов.

Кроме того, нужно уделять больше внимания вопросу организации технологического процесса на элеваторе, уверен Давыдов. Сейчас многие сельхозпроизводители работают с так называемыми тяжелыми агрокультурами, то есть имеющими высокую влажность, например, с кукурузой. В этом случае должна применяться двухступенчатая система очистки, поскольку мусор будет эффективно удаляться лишь с высушенной зерновой массы. Обычно перед сушилкой ставится скальператор, а после нее — сепараторы. «Поэтому важно уже на начальном этапе проектирования предусмотреть, какие агрокультуры будут подрабатываться на комплексе», — говорит Давыдов. Технологические ошибки в дальнейшем приводят к вынужденной дорогостоящей модернизации.

В целом дефицит мощностей для хранения зерна сейчас не так заметен, однако проблема их модернизации достаточно актуальна, считает Корнев. Наличие современных комплексов позволило бы сократить затраты на тонну переваливаемого зерна, обеспечить длительное безопасное хранение, снизить риски ухудшения качества продукции. «Однако, поскольку вопрос сводится к значительным инвестициям, модернизация идет медленно: многие владельцы элеваторов предпочитают менее затратный путь, выделяя относительно небольшие средства на ежегодный текущий ремонт устаревших мощностей», — говорит специалист. Со второго полугодия 2014 года процесс обновления в отрасли еще больше замедлился: из-за роста кредитных ставок многие инвесторы заморозили проекты возведения новых элеваторов.

Элеватором чаще всего называют механизированное зернохранилище силосного типа. Помимо всего прочего, такие комплексы включают в себя пункты приема и погрузки сельскохозяйственной продукции. От обычных складов и амбаров элеваторы отличаются тем, что предназначены для хранения очень больших объемов зерна. Строительство подобных объектов должно вестись, конечно же, с точным соблюдением положенных технологий. То же самое касается и их ремонта и модернизации.

Статистические данные

К настоящему времени мощностей для в России, к сожалению, катастрофически не хватает. Согласно проведенным Росстатом исследованиям, общая вместимость элеваторов, складов и ККЗ, имеющихся у нас в стране, составляет около 118 млн тонн. Формально — это больше чем требуется для хранения всего собранного на полях РФ урожая. Однако из 118 т мощностей около 66 т в России приходится на емкости сельхозпроизводителей, имеющие морально устаревшую конструкцию. В большинстве случаев это склады и амбары, построенные в 50-х годах прошлого века. При использовании их в качестве хранилищ теряется до 20 % собранного зерна.

Собственно сами индустриальные отечественные мощности очень сильно изношены (до 70 %). При России обычно оборудованы силосными и бункерными конструкциями, совершенно не отвечающими современным технологическим и логистическим требованиям.

Все это приводит к значительным потерям собранного урожая и удорожанию хранения зерновых. Решить эту проблему в России может только модернизация элеваторов постройки прошлого века или же возведение новых сооружений этой специализации.

Разновидности индустриальных хранилищ

По назначению все элеваторы могут классифицироваться на:

    хлебоприемные универсальные;

    производственные (обустраиваются обычно возле заводов, выпускающих крупы);

    перевалочные (располагаются возле ж/д узлов или портов);

    государственные, рассчитанные на хранение резерва зерна.

Также существуют специализированные комбикормовые хранилища. Помимо этого, сегодня в России налажено и производство элеваторов небольшой мощности, предназначенных специально для мелких и средних фермерских хозяйств.

Другие виды

Выше были рассмотрены основные типы зернохранилищ. Однако понятие «элеватор» имеет более широкое значение. Использоваться подобные системы могут не только для хранения сельхозпродукции. К примеру, элеваторы буровые представляют собой спускоподъемное оборудование, входящее в комплектацию вышек, предназначенное для удержания обсадных труб. Конструктивно они представляют собой массивный корпус с отверстием в центре. При их отказе на вышке происходят серьезные аварии. А поэтому обслуживание и ремонт такого бурового оборудования следует проводить, конечно же, своевременно.

Другой разновидностью элеваторов являются используемые в системах отопления. Конструкции этого типа предназначены для снижения температуры сетевой воды до нормального уровня. Представляют собой элеваторы отопления простенькие насосы, не требующие подвода энергии извне. Благодаря особой конструкции, внутри них происходит подмешивание холодной воды к горячей.

Недостатком подобного оборудования является в основном невозможность контролировать температуру теплоносителя на выходе. Поэтому сегодня часто производится модернизация системы отопления с элеватором путем включения в конструкцию электропривода. Последний отвечает за передвижение конусовидной иглы, при необходимости перекрывающей сопло устройства. Благодаря ее наличию, появляется возможность регулировки количество проходящей через корпус элеватора воды.

Строительство зернохранилищ: особенности

Буровые и регулируемые элеваторы являются важными элементами конструкции вышек и систем отопления. Однако чаще всего под этим понятием подразумевается все же именно зернохранилище. Поэтому далее рассмотрим во всех подробностях, каким образом производится строительство, ремонт и модернизация таких комплексов.

Любой элеватор для зерна имеет в своем составе силосную рабочую башню. Возводиться такая конструкция может из разных материалов. Однако чаще всего для этой цели используются кирпич или железобетон. Кровлю, окна и двери силосных башен устраивают таким образом, чтобы полностью исключить возможность попадания внутрь хранилища влаги. Пол в обязательном порядке гидроизолируют для защиты зерновых от грунтовых вод.

Строят всегда на плитном фундаменте. При этом пол первого этажа в башнях заглубляют на 80-250 см. Делают так прежде всего из-за необходимости увязки приемных устройств и платформ ж/д и автомобильного транспорта.

Помимо производственных помещений (диспетчерской, пульта управления и т. д.), в рабочих башнях обустраиваются силосы. Предназначены они собственно для хранения самого зерна. Чаще всего предполагает установку 2-3 больших силосов. Изготавливаться эти конструкции могут из металла или железобетона.

Помимо силосов, на элеваторах монтируются бункера, предназначенные для отпуска зерна. От силосов они отличаются тем, что имеют напоминающее опрокинутую пирамиду днище.

Оборудование индустриальных хранилищ

Строительство элеваторов поручают специализирующимся на этом виде деятельности компаниям. Эти же фирмы обычно поставляют и все необходимое для зернохранилища оборудование. Помимо силосов и бункеров, в башне могут монтироваться, к примеру:

    очистительные конструкции (сепараторы, скальператоры);

    (очистка от легких примесей);

    поточные весы.

Перемещение зерновых по отделениям зернохранилища производится с помощью норий (подъемников) и транспортеров разных конструкций.

Принцип работы элеватора

Производственный процесс любого зернохранилища включает в себя следующие основные процедуры:

    приемку зерна;

    его обработку (сушку и очистку);

    хранение;

    отпуск потребителю.

На пункте приема элеватора зерно предварительно сортируется по нескольким признакам (качеству, степени влажности или засоренности и т. д). В рабочей башне его взвешивают, очищают, подсушивают и направляют по транспортеру в хранилища. Отгрузка зерна из бункеров в железнодорожные вагоны обычно производится через опускные трубы или с использованием спецтехники.

Ремонт элеваторов: особенности

Поскольку оборудование в зернохранилищах в большинстве случаев используется старое, к организации его обслуживания и ремонта следует подходить максимально ответственно. Таким образом, можно, пусть и незначительно, но все же повысить качество хранения сельхозпродукции и свести потери к минимуму.

Чаще всего на элеваторах приходится проводить такие виды ремонтных работ, как:

    Сооружений. Под воздействием негативных факторов окружающей среды стыки хранилищ и силосных бункеров постепенно деформируются и разрушаются.

    Очистка силосов и заделка трещин в их стенках. Конструкции этого назначения на элеваторах постоянно подвергаются серьезным горизонтальным и вертикальным нагрузкам, что приводит к появлению разного рода дефектов. Заделывают трещины в стенах силосов обычно с использованием цементно-песчаного раствора. Также может производиться и укрепление силосов методом гильзования.

    Замена технологических окон и устранение межсилосных пересыпаний.

    Восстановление несущей способности железобетонных конструкций.

    Ремонт кровель с использованием мастики.

    Ремонт систем вентиляции.

Покраска сооружений и оборудования

Конечно же, внутри хранилищ элеваторов всегда должно быть сухо. Бетонная поверхность же отличается пористостью и может иметь множество микротрещин. Для того чтобы не допустить повышения влажности воздуха внутри хранилищ, их стенки следует периодически окрашивать. При этом использовать нужно специальные трещиностойкие ЛКМ.

Конечно же, окрашиваться на элеваторах должны не только собственно сами хранилища. Подвергать подобной обработке следует и установленное в помещениях оборудование: сушилки, транспортеры, нории и т. д. Для обработки таких конструкций чаще всего используется серебрянка.

Преимущества модернизации

Ремонт, таким образом, позволяет несколько сократить потери зерна на элеваторе постройки прошлого века. Однако сделать производственный процесс максимально эффективным можно, конечно же, только путем выполнения такой операции, как модернизация элеваторов и их реконструкция. Как уже упоминалось, в большинстве случаев комплектация и оборудование, имеющихся в РФ, зернохранилищ являются морально устаревшими. Преимуществами модернизации построенных в прошлом столетии элеваторов можно, таким образом, считать:


Элеваторный рынок в этом сезоне оживился. Аграрии активно начали строить и расширять свои зернохранилища. сайт поинтересовался, какие факторы влияют на стоимость строительства элеватора в пересчете на одну тонну хранения зерна? Возможно ли удешевить строительство? И в какие суммы удается уложиться?

Расходы закладываются в проекте

Контролировать будущие расходы нужно начинать на стадии проекта. Такой совет дает технический директор ООО .

По его мнению, оптимальный результат на выходе можно получить, когда проектант работает вместе с технологами и строителями. Такая связка теоретиков с практиками помогает сократить время строительства, а значит, и стоимость.

«Проектант может создать проект, требующий больших затрат и трудоресурсов. Очень часто они перестраховываются по запасам прочности, как металлоконструкций, так и фундаментов. В этом случае строители могут подсказать, где «перебор», который выльется в дополнительные неоправданные затраты»,- говорит Александр Попов.

Он подчеркивает, кроме проекта удешевить строительство элеватора позволяет хорошая организация всех работ и надежные поставщики оборудования.

Сколько возьмет площадка?

Помните эпизод из сказки о Буратино, в котором лиса Алиса и кот Базилио сажали денежки на Поле чудес? Примерно так происходит и с площадкой для строительства элеватора. Вердикт о том, сколько в нее придется «закопать» выносят геологи.

Если вам не повезло с грунтом и необходимо забивать сваи, то это автоматически потянет удорожание проекта. «Строительство на бессвайном основании будет как минимум на 10% дешевле, чем со сваями»,- подчеркивает эксперт .

Раньше надумаешь, дешевле построишь

Чем раньше вы начнете продумывать детали строительства, тем больше шансов сделать его дешевле, считают эксперты.

«Важно, чтобы от принятия решения о строительстве элеватора до активной фазы работ, прошло минимум 4-5 месяцев. За это время есть возможность хорошо поработать с технологией - оптимизировать количество оборудования. Вместо 50 единиц установить 40-45. К примеру, при стоимости одной нории $100 тыс. - это будет заметная экономия»,- считает Сергей Щербань.

Если же решение о строительстве принять в мае, придется очень спешить к сезону. При этом не исключено, что по окончанию работ вы будете кусать локти, глядя на результаты спешки: «И количество металла можно было уменьшить на металлоконструкциях, и транспортные маршруты оптимизировать…».

Сергей Щербань отмечает, выгоднее планировать строительства элеватора зимой. Это дает возможность поторговаться с поставщиками оборудования. Чтобы в зимние месяцы загрузить свое производство хотя бы на 70%, они готовы делать скидки.

А вот в горячий сезон действует обратная схема, и есть риск переплатить. У предприятий переизбыток заказов. Отказывать клиентам «в лоб» они не хотят. Поэтому опоздавшим могут выставить завышенные расценки. Философия у производственников проста - уйдет заказчик - не страшно, согласится - за такую цену ему выполнят заказ в порядке очереди.

Зимой или ранней весной лучше также закупать часть металлопроката и арматуру. Металлопрокат есть на складах, и металлобазы готовы уступать в цене.

«Отчасти это замораживание капитала, потому что до работ с металлопрокатом еще нужно дойти. Но такой шаг оправдан. Он позволяет существенно экономить. В сезон цена тонны металла возрастает на 3-4 тысячи, а бывает и больше»,- говорит Сергей Щербань.

Делать предварительный заказ и вносить предоплату до начала сезона он предлагает также по бетону и сваям. Таким образом, можно зафиксировать их стоимость. Оплата за каждую партию отдельно по мере подвоза - не лучший вариант. Цена стройматериалов постоянно растет.

«В прошлом месяце цена за бетон поднялась на 170 грн за куб. И это не предел. Когда на стройку нужно около 5 тыс. кубов бетона, не трудно посчитать, насколько увеличится расход средств по сравнению со стартовой цифрой. За цементом потянется арматура. Единственное, что можно зафиксировать - расценки на выполнение работ. Все остальное - если не закупить заранее и не внести предоплату - будет расти в цене в течение всей стройки», - рассказывает Сергей Щербань.

Он также подчеркнул, что не сделав предварительный заказ, можно остаться без некоторых стройматериалов. К примеру, в Харьковской области существует ограничение по производству свай свыше 300 мм. Если не законтрактоваться заранее, сваи придется возить из других областей, а это дополнительные расходы на логистику, что тоже необходимо учитывать в стоимости.

Заранее нужно заказать и строительный кран.

«Чтобы поставить норийную вышку - нужны спецкраны. Это очень востребованная техника, ее надо заказывать за месяц. Соответственно к этому времени нужно успеть выполнить все подготовительные работы. Иначе кран на площадке будет простаивать»,- говорит Александр Попов.

Если резюмировать мнения экспертов, то получится вывод: качественное планирование позволяет существенно экономить.

«Когда у тебя все заранее заготовлено, ты понимаешь, что у тебя в мае придет то-то, в июле то-то, можно планировать работы и рассчитывать бюджет. Бывает, гонят фундамент, перешли к металлу - остановились. Нет технических решений или еще чего-то. Ты перерасходовал деньги на то, чтобы тебе гнали фундамент, а следующий месяц «куришь бамбук», потому что нечего делать - нет силосов или еще чего либо. Непродуманность на старте удорожает проект максиму на 20-25%»,- считает Сергей Щербань.

По его мнению, в таких условиях очень дорого обходится спешка. Чтобы быстрее строиться, на площадке необходимо задействовать много людей. А это выше затраты. К тому же при спешке никто не думает, как построить дешевле. Заказчика в такие моменты интересует только наличие оборудования, металла или свай. Торговаться уже нет возможности.

Исполнители строительных и монтажных работ

Расходы на строителей и монтажников - один из пунктов, где можно варьировать в бюджете. К примеру, «Волынь-зерно-продукт» при строительстве своих элеваторов задействует собственные бригады. В компании посчитали, что это вдвое дешевле, нежели работать с подрядчиками.

«Своим работникам мы платим достойные зарплаты, но эти расходы значительно меньшие, нежели оплата генподряда. Подрядчики в свои договора закладывают, помимо зарплат непосредственных исполнителей, еще и прибыль, налоги, зарплаты руководства. Так что разница получается очень весомая»,- аргументирует технический директор «Волынь-зерно-продукт» Александр Попов.

Для того чтобы ускорить выполнение строительных работ, он рекомендует вводить на площадке как минимум двухсменный режим работы.

Руководитель подчеркивает, удешевить строительство элеватора позволяют также надежные поставщики оборудования.

«Мы работаем с проверенными поставщиками, которые укладываются в оговоренные сроки и не задерживают строительство. За счет этого удается вкладываться в намеченные графики»,- говорит руководитель.

Кроме «железных» сроков поставок у компании есть еще одно требование к поставщикам оборудования - те должны предоставить монтажную бригаду. Либо собственную, либо проверенную, с которой работают уже много лет.
«Монтажники и поставщик оборудования должно быть одно лицо. Либо должны много лет работать в паре. На этом тоже можно удешевить строительство. В таких случаях не будет проблем - не то привезли, не так смонтировали», - говорит Александр Попов.

Отечественное или зарубежное?

Если говорить о зарубежном оборудовании, сегодня из-за отмены ввозной пошлины, по словам экспертов, в выигрыше европейцы. У них появилась возможность достаточно серьезно сбрасывать цены и потому они могут конкурировать с отечественными производителями.

«Если покупаешь оборудование на элеватор свыше 60 тыс. т хранения у одного европейского поставщика, есть полная надежда сторговаться на стоимость, приближенную к цене украинского оборудования. К тому же украинские представители европейского поставщика дают приемлемые цены на доставку и монтаж этого же оборудования. В пересчете, европейское выходит дороже на 7-10%, а бывает и одинаково с украинским производителем. Поэтому нередко собственники отдают предпочтение европейцам»,- объясняет Сергей Щербань.

А вот американское и турецкое оборудование сегодня дороже для украинских аграриев, нежели европейское, примерно на 20%. Правда, турецкие производители пытаются удерживаться на рынке и сбрасывать цены, как, говорят элеваторщики, за счет «умолчания некоторых технических характеристик своего оборудования».

По мнению экспертов, при миксе украинского и импортного оборудования и использовании металлических силосов, можно говорить о вилке $150-180 на тонну хранения.

Мощности хранения

Мощности единовременного хранения также влияют на стоимость строительства элеватора. При этом разные очереди одного элеватора могут иметь разную стоимость.

«Одно дело, когда у тебя есть существующий элеватор, и ты туда доставляешь силосы. Ты фактически платишь только за силосы, фундамент и за часть инженерных сетей. А другое, когда ты строишь в поле, с нуля, и у тебя в бюджете не просто силосы, а вся инфраструктура и перефирийные сооружения: весы, завальные ямы, административные строения. Получаются разные суммы», - акцентирует руководитель департамента Управление проектами» .

Сергей Щербань считает, чем меньше элеватор по мощностям, тем выше его стоимость в пересчете на тонну хранения.

«Строительство элеватора на 50-60 тыс. т сложно уместить в $100 за тонну хранения. Бывает, что с отечественным оборудованием вмещаются в $95 за тонну хранения, но это очень сложно. Стоимость строительства элеватора мощностью 100-150 тыс. т на сегодняшний день выходит $85-90 за тонну хранения. Это минимум. $120 - это уже достаточно серьезная стоимость, с зарубежным оборудованием, с дорогостоящим свайным полем»,- подсчитывает эксперт.

Стоимость с инфраструктурой

Очень затратной составляющей в строительстве элеватора является инфраструктура.

«Если нужно построить не только элеватор, но и подвести внешние сети - к примеру, 10 км железной дороги или газовый трубопровод, это сильно повлияет на общую стоимость строительства в пересчете на тонну хранения. Могу привести пример одного из элеваторов на Востоке Украины. За счет инфраструктуры первая очередь строительства элеватора на 18 тыс. т хранения обошлась до $220. Вторая очередь строительства - с добавлением нескольких емкостей - может стоить уже гораздо меньше - $140-150 на тонну хранения»,- рассказывает Богдан Голубояр.

Некоторые эксперты признаются, что только на инфраструктуру при строительстве элеватора они закладывают в бюджет $400-500 тыс. В эту стоимость может входить строительство двух ж-д веток с отстойником, а также подведение газа на расстояние до 2 км.

Есть также риски, которые могут быть навязаны при выдаче технических условий. Среди них те же отчисления на развитие социальной инфраструктуры близлежащего сельского совета.

Логистика и «географические особенности»

Нередко стоимость одинаковых типовых элеваторов, построенных в разных местах, может отличаться в разы. На это влияют несколько моментов, в первую очередь «плечо» подвоза строительных материалов. Поэтому, прежде чем строить элеватор, убедитесь, что бетон, щебень, песок придется возить не за тысячу километров.

Учтите расстояние (а значит и стоимость транспортных услуг) при подвозе свай и металлоконструкций. Если эти расходы не посчитать и не оптимизировать, стоимость строительства может сильно возрасти.

Итого: минимум и максимум

Все относительно, к такому мнению сходятся все участники рынка. Нельзя назвать цифру, которая была бы эталоном, при расчете стоимости строительства элеватора на тонну хранения.

«Обычно на рынке ходит какая-то цифра, дескать, $150 - это хорошо, а $160 - это уже много. Кто-то когда-то такое сказал, и все стремятся к этому идеалу. На практике же все очень индивидуально»,- убеждает Богдан Голубояр.

«Стоимость строительства элеватора «под ключ» на тонну хранения зерна варьируется от $98 до $120 за тонну хранения. Нижний и верхний предел опять таки зависит от набора оборудования и вместимости», - говорит представитель компании UGT Татьяна Григоренко.

«Минимум - это $85-90. Но можно дотянуть и до $120 - это уже достаточно серьезная стоимость», - высказывает свое мнение Сергей Щербань.

Стоимость не ниже $200 за тонну хранения с инфраструктурой - такую цифру озвучил Кирилл Винокуров, руководитель отдела по работе с клиентами компании .

А вот при строительстве зернового терминала идет совсем другой порядок цифр. Озвучивалась цифра $350-400 на тонну хранения, в которую входит дорогие инфраструктурные составляющие: укрепление береговой линии, погрузочный кран, и так далее.

Популярность современных металлических элеваторов среди сельскохозяйственных предприятий с каждым годом растет. На сегодняшний день существует множество заводов и фирм, которые занимаются строительством элеваторов для заказчика под ключ. Ценовой диапазон строительства и эксплуатации новых элеваторов зависит, в основном, от целого комплекса условий.

К этим условиям можно отнести следующие: объем или вместимость элеватора, регион, в котором планируется возвести зернохранилище, условия строительства, материал, из которого будет изготовлен элеватор. Сейчас заводы и строительные компании ориентированы на возведение зернохранилищ со сверхобъемами. Если средняя вместительность элеваторов различного типа составляет 75-120 тысяч тонн, то на протяжении последних 10 лет наметилась тенденция к строительству элеваторов вместительностью 200 тысяч тонн и более.

Безусловно, элеватор в цене может варьироваться. Кроме основных факторов, влияющих на цену, есть еще и дополнительный момент. Цена на законченный комплекс для хранения зерна будет тем выше, чем совершеннее и новее оборудование элеватора. Как известно, для транспортировки, сушки, дезинсекции, вентилирования и кондиционирования зерна необходимо современное технологическое оборудование. И чем оно совершеннее, тем выше будет цена элеватора "под ключ".

Что касается материалов, из которых изготовлены силосы элеватора, то наиболее экономичным (в плане его долговечности) будет металл: сталь или алюминий. Кроме того, силосы, изготовленные из экологичной стали не потребуют специальной обработки, а зерно в них сохранится лучше и дольше. В зависимости от типа элеватора (хлебозаготовительный, перевалочный, стационарный, базисный) заказчик может выбрать объем будущего элеватора. Чем большая вместительность зернохранилища планируется, тем выше будет стоимость всего комплекса.

Элеватор цена которого варьируется также от высоты силосов, напрямую зависит от видения будущего сооружения заказчиком. Чем больше вместительность хранилища, тем масштабнее нории и конвейеры, тем выше должна быть мощность сушилок и других необходимых установок.

При условии, что сельскохозяйственное предприятие только начинает свою работу, а приобретение нового элеватора станет непосильным бременем для предприятия, в этом случае можно выкупить старый элеватор и модернизировать его. С точки зрения экономии, модернизация такого элеватора даст не меньший экономический эффект, чем возведение нового хранилища.

Таким образом, определившись с видом элеватора, его вместительностью и необходимыми технологическими новинками, закажите возведение качественного современного хранилища. Элеватор не только защитит ваш урожай, но и станет хорошей инвестицией на многие десятилетия.