1 система обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Каждый человек с приближением старости все чаще начинает задумываться о размерах будущей пенсии. Ведь именно пенсия является отличным подспорьем для неработающих граждан, которые уже в силу своего возраста не могут самостоятельно себя обеспечивать. Поэтому система пенсионного страхования в любом развитом государстве занимает свою особую нишу.

Если говорить о том, что такое пенсионное страхование, то здесь принято понимать определенную разновидность долгосрочного вида страхования . В результате которого страхуется жизнь гражданина , периодически выплачивающего пенсионные взносы. В то время как страхующая организация принимает на себя обязательства по своевременной выплате пенсии застрахованному лицу при наступлении определенного срока.


Важно отметить, что выплата средств при осуществлении пенсионного страхования производится лишь в том случае, когда застрахованный гражданин достигает необходимого возраста. Тем не менее, согласно нашему законодательству, лицо, которое заключило договор со страховой негосударственной организацией, может самостоятельно определять для себя возраст, при наступлении которого страховщик обязан будет выплачивать ему пенсию. Кроме того, размеры пенсионных выплат, которые предстоит получать застрахованному гражданину, заключившему договор добровольного (необязательного) страхования, зависят от нескольких основных факторов:

– от общего размера выплачиваемых за весь период действия договора страховых взносов;

– также размер выплат зависит от того, какой период времени прошел с даты заключения страхового договора, и вплоть до начала действия пенсионных выплат. Проще говоря, чем больше прошло времени с момента заключения соглашения, тем, соответственно, будет больше весь срок, за который накопится итоговая сумма. В результате застрахованный гражданин попросту будет получать больший размер пенсии;

– кроме того, пол застрахованного гражданина также имеет значение. Таким образом, для лиц женского пола, размеры взносов по пенсионному страхованию выше, чем у мужчин. Тем не менее, есть немало программ пенсионного страхования, в которых пол застрахованного лица не влияет на общую сумму страховых выплат;

– немаловажное значение имеет и возраст гражданина, который хочет застраховаться. Дело в том, что чем больше будет возраст застрахованного гражданина, тем меньше будет период накопления и будет крупней взнос по страхованию.

Данные показатели кардинально отличают обязательное и необязательное страхование будущих пенсионеров.

Какие виды пенсионного страхования предусмотрены для граждан?

В настоящее время пенсионное страхование базируется на двух основных типах пенсий: это обязательной государственной пенсии и необязательной, то есть добровольной, негосударственной пенсии. Таким образом, если обязательное пенсионное обеспечение строго регламентируется законодательством и иными нормативными актами и гарантируется гражданам со стороны государства, то необязательные (добровольные) пенсии имеют свои определенные нюансы, которые напрямую будут зависеть от условий заключенного страхового соглашения.
Исходя из этого, можно сказать, что существует два основных типа пенсионного страхования :

1. Обязательное пенсионное страхование, которое гарантируется всем гражданам государством на основании ныне действующего законодательства. Выплата пенсий по данной разновидности страхования предусмотрена для всех лиц пенсионного возраста, специально созданным для этого пенсионным фондом, который в данном случае выступает в роли страховщика. А поскольку под государственное пенсионное обеспечение подпадают все граждане, они считаются уже застрахованными.

То есть, на каждого гражданина в пенсионном фонде заводится свой индивидуальный счет, на который работодатели застрахованного гражданина из его легальной зарплаты производят постоянные отчисления. Именно из данных ежемесячных отчислений и формируется в итоге пенсия по труду для каждого отдельного работающего человека.

2. Необязательное , добровольное пенсионное страхование представляет собой дополнительный вид пенсионного обеспечения для граждан, которое предоставляется различными негосударственными фондами. Принцип действия пенсионного добровольного страхования граждан базируется на аналогичных концепциях, что и государственное пенсионное страхование. Только данный тип пенсионного страхования, по сути, является одним из типов накопительного страхования жизни, при котором общие размеры обязательных отчислений и периодичность их выплат устанавливаются самим страхователем, согласно условиям конкретного договора.


Страховщиками могут выступать любые негосударственные пенсионные фонды и иные формирования, которые обязуются при наступлении установленного договором срока выплачивать застрахованному лицу дополнительную пенсию. Сегодня существует немало различных пенсионных страховых программ, которые значительно отличаются общими условиями, что дает гражданам отличный выбор и возможность подобрать для себя наиболее приемлемый вариант.

от страховки жизнь пенсионера не улучшится, так что зачем мне это делать? лучше бы пенсию повысили, чтобы могла путешествовать на старости лет, как это делают все европейские пенсионерки!

  • #4

    Возможно и используют, но самый минимум пенсионеров. У них и так пенсии копейки и добровольно что-то нести в страховую не многие решаться...

  • #3

    Интересно - у нас в стране вообще кто-то из пенсионеров использует добровольное пенсионное страхование...

  • #2

    Грех жаловаться на размер пенсии т.к. еще лет 10 тому назад ее бывало вообще не приносили - сейчас хоть платят.

  • #1

    Пенсионное страхование в России - это не совсем понятно что такое и по каким принципам оно работает. То одно говорят потом другое, то такая пенсия, то уже другая, то введут новшество то отменят. Жить весело, но не всем.

  • В жизни обязательно наступает момент, когда человек утрачивает способность трудиться. Не так уж важно, в силу каких причин это происходит, то ли из-за наступления почтенного возраста, то ли трудоспособность была утрачена вследствие болезни, но самостоятельное изыскание средств к существованию становится проблематичным. Именно на этот случай государственными органами Российской Федерации предусмотрена система пенсионного страхования.

    Какая она бывает и что нужно знать каждому гражданину по этому вопросу? Давайте разбираться.

    Обязательное пенсионное страхование

    На сегодняшний день пенсионная система чуть ли не единственная в России, которая претерпевает изменения практически ежегодно. Тем не менее основным видом было и остается обязательное государственное пенсионное страхование — система государственных выплат трудовой пенсии гражданам, утратившим способность трудиться. Накопление денежных средств для осуществления таких выплат осуществляется за счет работодателей, производящих ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

    Правовое регулирование

    Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 - ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

    • Конституцией РФ.
    • Федеральным Законом № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», действующим в редакции от 28.12.13.
    • «Об основах обязательного соц. страхования» — ФЗ №165, редакция 01.12.14.
    • № 27 - ФЗ от 01.04.96, «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
    • ФЗ № 272 от 16.10.10, «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного мед. страхования и территориальные фонды обязательного мед. страхования».
    • Некоторыми другими законами и нормативными актами, принимаемыми на их основе.

    Страховщик

    На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

    Государственным страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России), имеющий разветвленную сеть территориальных отделений, составляющий между собой единый целостный механизм.

    Наряду с ПФ РФ страховщиками по ОПС могут также выступать и негосударственные ПФ, деятельность которых строго контролируется и регулируется законодательно. Федеральными законами РФ четко определяется порядок формирования пенсионных накоплений, возможность их инвестирования, порядок выплат, а также суммы и сроки страховых взносов. Независимо от статуса страховщика, он имеет как права, так и обязанности.

    Права:

    • требовать от налоговых органов предоставления информации о застрахованных лицах и страхователях (включая конфиденциальную информацию), если это является необходимым для осуществления обязательного пенсионного страхования;
    • проводить проверки, связанные с начислением, выплатой и перерасчетом страхового обеспечения, получать сведения индивидуального учета застрахованных;
    • в случае выявления нарушений требовать от руководителей предприятий самостоятельного их устранения;
    • производить возврат сделанных страховых взносов обратно страхователям в том случае, если не представляется возможным установить, за каких именно застрахованных лиц они уплачены;
    • производить самостоятельное управление средствами ПФ РФ, а также контролировать законность их расходования.

    Обязанности:

    • проводить бесплатные консультации и своевременно информировать о нововведениях в сфере пенсионного страхования;
    • вести банк данных страхователей и физлиц, участвующих в системе ОПС на добровольной основе;
    • производить расчет и обеспечивать своевременную выплату трудовых пенсий и иных выплат, предусмотренных пенсионной системой РФ;
    • осуществлять контроль за документацией в сфере пенсионного страхования, а также гарантировать целевое использование средств;
    • производить регистрацию страхователей, а также снятие их с учета;
    • формировать проект бюджет ПФ РФ и обеспечивать его исполнение;
    • своевременно предлагать обоснование тарифа страховых отчислений, осуществлять качественный учет денежных средств и информировать всех участников процесса о своем финансовом состоянии.

    Страхователь

    Никакое пенсионное страхование было бы невозможно без еще одного участника процесса — страхователя, коим может являться организация, индивидуальный предприниматель либо физлицо, производящие ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

    Права:

    • участвовать в ОПС через своих представителей;
    • защищать свои права в суде;
    • требовать у страховщика безвозмездного предоставления информации о размере страхового обеспечения, выплаченного тому застрахованному лицу, за которого он осуществлял страховые отчисления;
    • своевременно получать от страховщика информацию об изменениях законодательства в сфере ОПС.

    Обязанности:

    • перечислять страховые взносы в ПФ своевременно и в наиболее полном объеме;
    • немедленно устранять нарушения, выявленные в ходе проверок;
    • предоставлять в ПФ документы для обеспечения ведения персонализированного учета и своевременного расчета страхового обеспечения.

    Застрахованное лицо

    Граждане России, иностранцы или лица без гражданства, временно или постоянно живущие на территории РФ, которые, согласно законодательству, имеют право на обязательно пенсионное страхование, относятся к категории застрахованных лиц.

    Права:

    • своевременно и в достаточном объеме получать выплаты ОПС, формируемые за счет денежных средств ПФ РФ;
    • отстаивать права в суде;
    • по первому требованию получать информацию о количестве отчислений в ПФ и своевременности их уплаты.

    Обязанности:

    • предъявлять в качестве основания для начисления пенсии документы, содержащие исключительно достоверные сведения;
    • своевременно сообщать страховщику о любых изменениях, способных повлиять на размер и порядок выплаты страховых взносов.

    Страховое свидетельство обязательной системы ПС

    Чтобы зафиксировать свое право на государственное пенсионное страхование, требуется получение специального страхового свидетельства, подтверждающего регистрацию застрахованного лица. Этот документ является уникальным для каждого участника пенсионной программы, по номеру лицевого счета в базу данных вносятся сведения обо всех взносах, произведенных работодателем на протяжении всей трудовой деятельности. Впоследствии это станет основанием для расчета и начисления трудовой пенсии.

    Получить личное страховое пенсионное свидетельство можно в любом территориальном отделении ПФ РФ в течение месяца с момента обращения либо написав заявление по месту работы. Гражданин отвечает за свидетельство самостоятельно. После заключения с работником трудового договора страхователь снимает его копию либо переписывает номер, по которому и производятся отчисления.

    Взносы на ОПС

    Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.

    Застрахованные добровольно

    Кроме государственной системы ОПС, существует также социальное пенсионное страхование на добровольной основе, проводимое негосударственными пенсионными фондами. Обращаясь туда, гражданин принимает решение о необходимости дополнительного финансирования личной пенсии в будущем. Осуществлять такой вид страхования могут частные пенсионные фонды или негосударственные страховые компании. Чем же отличается страховое пенсионное страхование:

    • имеется возможность выбора разнообразных страховых программ;
    • можно самостоятельно выбрать ежемесячный или ежеквартальный характер выплат;
    • клиент самостоятельно определяет размер денежных средств, которые будут выплачены по окончании действия договора;
    • можно самостоятельно регулировать размер и порядок выплат.

    Такой вид пенсионного страхования не является обязательным, договор заключается исключительно на добровольной основе. Он абсолютно не отменяет государственного пенсионного страхования, а является дополнением к нему.

    Формирование накопительной пенсии

    Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.

    Как управлять пенсией самостоятельно

    Для того чтобы воспользоваться накопительной частью пенсии, нужно лично обратиться в негосударственный фонд пенсионного страхования или страховую компанию и заключить соответствующий договор (иметь при себе страховое свидетельство и паспорт). Также необходимо обратиться в территориальное отделение ПФ и написать заявление о переходе в НПФ.

    Если выбранный фонд пенсионного страхования чем-то вас не устроил, вы имеете право перейти на обслуживание в другую компанию. Для этого нужно написать стандартное заявление и заключить договор с другим страховщиком. Сделать это можно ежегодно с 01.09 по 31.12, однако если до пенсионного возраста вам осталось 5 и менее лет, то вы утрачиваете такое право. Интересна накопительная часть пенсии еще и тем, что право на нее в случае смерти самого застрахованного лица переходит к правопреемникам, заявление об этом можно подать в НПФ в любое время.

    Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста или инвалидность) Пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

    Застрахованные лица

    Застрахованные лица - это граждане Российской федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

    • работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера;
    • самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, фермеры);
    • работающие за пределами РФ и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Подтверждением того, что человек является застрахованным лицом в системе ОПС, является свидетельство обязательного пенсионного страхования - в нем указаны его персональные данные и страховой номер индивидуального пенсионного счета в ПРФ (СНИЛС). Страховое свидетельство выдается при обращении в Пенсионный фонд или при первом устройстве на работу.

    По данным ПФР более 100 миллионов человек являются участниками системы ОПС - застрахованными лицами.

    Страхователи

    Ключевыми участниками системы обязательного пенсионного страхования являются работодатели застрахованных лиц - страхователи. Страхователи ежемесячно уплачивают в Пенсионный фонд России страховые взносы на будущее пенсионное обеспечение своих работников. У каждого застрахованного лица есть индивидуальный счет в ПФР, на котором фиксируются страховые взносы. Размер страховых взносов - 22% от годового фонда оплаты труда в пределах 1 021 000 рублей (в 2018 году). С величины, превышающей этот размер, страхователи уплачивают взносы по тарифу 10%.

    По умолчанию страховые взносы направляются на формирование двух видов пенсий: 6% взносов - на накопительную пенсию , 16% взносов - на страховую пенсию . Застрахованные лица могут отказаться от формирования накопительной пенсии и направлять все взносы на формирование страховой пенсии.

    Страховщики

    Главным администратором (страховщиком) в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд России. Он управляет пенсионными средствами в системе ОПС. Наряду с ПФР страховщиком может быть негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или Управляющая компания, но только по формированию накопительной пенсии. Страховщики аккумулируют страховые взносы застрахованных лиц и через управляющие компании инвестируют их.

    Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении пенсионных оснований Пенсионный Фонд России или негосударственный пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

    Работодатель за счёт своих средств перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы – 22% от заработной платы работника. До 2014-го года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%), с 2014-го года отчисления на накопительную пенсию «заморожены», и все 22% формируют страховую пенсию.

    Накопительная пенсия
    формируется сразу в рублях, ей можно управлять и получать инвестиционный доход.

    Страховая пенсия
    формируется в баллах, которые при выходе на пенсию будут переведены в денежный эквивалент.

    Управлять можно только пенсионными накоплениями - той суммой, которая накоплена до «заморозки»: оставить в ПФР или перевести свои пенсионные накопления в Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ). Переход может быть срочным или досрочным.

    Реализуя своё право выбора страховщика по ОПС, заключить договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ Согласие» могут:

    • граждане 1967-го года рождения и моложе, воспользовавшиеся до 31 декабря 2015-го года правом выбора в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию, но желающие изменить страховщика (негосударственный пенсионный фонд или ПФР);
    • граждане, отказавшиеся от формирования накопительной пенсии за счёт отчислений работодателя («молчуны»), или осознанно выбравшие вариант формирования только страховой пенсии, но при этом сохранившие пенсионные накопления, которые формировались на их пенсионных счетах в ПФР до 31 декабря 2015-го года.

    Калькулятор по обязательному пенсионному страхованию

    Пенсионный калькулятор

    Мой возраст:

    Размер моей заработной платы:

    Мои пенсионные накопления до 31.12.2015:

    Предварительная сумма ежемесячных пенсионных выплат составит:

    14281.253 руб.

    1181.253 руб.

    Пенсия в АО «НПФ Согласие»

    13800 руб.

    Пенсия в ПФР

    В калькуляторе заложена доходность 9,4% годовых. Калькулятор позволяет произвести ориентировочный расчет накопительной пенсии и суммы пенсионных накоплений. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем, государство не гарантирует доходности инвестирования пенсионных накоплений. Расчет не является публичной офертой.

    * средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году. По данным с сайта ПФР: http://www.pfrf.ru/branches/tula/news/~2017/12/18/149482

    Уважаемые Клиенты!

    Обращаем ваше внимание, что дополнительные взносы на накопительную пенсию перечисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации вне зависимости от того, у какого страховщика формируется ваша накопительная пенсия.

    Далее Пенсионный Фонд Российской Федерации самостоятельно передает эти взносы в тот негосударственный пенсионный фонд, где формируются пенсионные накопления застрахованного лица. То есть, если вы являетесь клиентом АО «НПФ Согласие» и участвуете в программе государственного софинансирования пенсии, то для пополнения личных взносов возможны следующие варианты:

    1. С использованием услуг любой кредитной организации (банка):
    Бланк платёжной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить в Пенсионном фонде Российской Федерации по месту вашего жительства или сформировать на сайте Пенсионного Фонда РФ по ссылке: Бланки платёжной квитанции

    2. Через своего работодателя:
    Для этого необходимо подать в бухгалтерию вашей организации заявление в произвольной форме, в котором следует указать размер ежемесячного взноса по Программе государственного софинансирования пенсии в денежном или в процентном выражении от заработной платы. Для отмены платежей по поданному заявлению, с целью прекращения уплаты взносов через работодателя или необходимости изменения размера взносов, вам также следует подать новое заявление в бухгалтерию вашей организации.

    При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

    Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

    Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

    Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

    Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

    Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

    • пенсии по старости;
    • пенсии по инвалидности;
    • пенсии по случаю потери кормильца;
    • пенсии за выслугу лет;
    • социальные пенсии.

    Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

    Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

    1. размера внесенных страховых взносов;
    2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
    3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
    4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

    Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

    Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

    Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

    Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

    Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

    Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

    Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

    Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

    При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

    Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

    Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

    • РФ (через ВЭБ);
    • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
    • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

    До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

    Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

    При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

    Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

    Для лиц 1966 г. р. и старше

    Для лиц 1967 г. р. и моложе

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

    22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

    16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

    Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

    База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

    2005 — 2007 г.

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    На финансирование накопительной части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    От 280 001 руб. до 600 000 руб.

    28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

    11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

    Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

    Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

    Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

    На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

    Корпоративные пенсионные программы

    С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

    Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

    Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

    В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

    Функции пенсионной схемы:

    • условия и порядок внесения взносов;
    • условия распределения инвестиционного дохода;
    • возможности выкупных сумм;
    • правила наследования;
    • уровень доходности;
    • формирование и расходование пенсионного резерва.

    Пенсионные схемы могут быть двух видов:

    • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
    • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

    В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

    Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

    Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

    • тарифного разряда работника (тарифная программа);
    • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
    • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

    Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

    Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

    Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

    Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

    Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

    Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

    До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

    Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

    Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

    Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

    Среднемесячная заработная плата, руб.

    Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

    Численность пенсионеров, млн чел.

    Дефицит ПФР. млн руб.

    Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

    Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

    Доходная масть

    Расходная часть

    Сальдо бюджета

    Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

    Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

    Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

    Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

    Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

    Намечаемые изменения

    планируется

    планируется

    62 года (2018 г.)

    Германия

    67 лет (к 2029 г.)