Внутреннее регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

БИЛЕТ 1

Система регулирования российского рынка ценных бумаг. Государственное регулирование и саморегулируемые организации.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Задание 2. Б А Б В Б Б А А С В

ЗАДАНИЕ 3.

Решение:

10 750 – (10 500 + 300) = - 50 руб.

Ответ: инвестор проиграл 50 руб.

БИЛЕТ 2

ЗАДАНИЕ 1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Прямые и косвенные методы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

Государство регулирует рынок ценных бумаг путем издания законов и подзаконных актов и выступает в качестве арбитра в спорах между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов. При этом государство применяет как прямое (административное), так и косвенное регулирование рынка ценных бумаг.
Прямое (административное) регулирование осуществляется путем :
- установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
- регистрации участников рынка (ведение реестра субъектов рынка ценных бумаг и эмиссионных ценных бумаг, эмитируемых ими);
- лицензирования участников профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов;
- установления требований правил гласности и равного доступа к информации всех участников рынка ценных бумаг;
- осуществления контроля за исполнением участниками рынка требований законодательных и нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг и др.
Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется путем использования государством соответствующих рычагов и стимулов (системы налогообложения, управления пакетами акций приватизированных предприятий, принадлежащих государству, денежной политики, процентной ставки Центрального Банка РФ и др.).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем - разработки и утверждения обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов,
- осуществления государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
- проведения контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в эмитированных ценных бумагах;
- осуществления лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестации кадров;
- пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;
- защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти (устанавливаются соответствующего уровня органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Задание 2.

А Б Б В В В А А В С

ЗАДАНИЕ 3.

Решение:

70 – 80 + 6 = - 4 руб.

Ответ: инвестор проиграл 4 руб.

БИЛЕТ 3

ЗАДАНИЕ 1.

Виды ценных бумаг

· Основные ценные бумаги - это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

· Первичные ценные бумаги - основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

· Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага или дериватив - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся:

· фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.) и

· свободно обращающиеся опционы - договоры, по которому покупатель опциона получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене в определенный договором момент в будущем или на протяжении определенного отрезка времени).

Классификация ЦБ

По форме выпуска ЦБ:
- эмиссионные,признаки:закрепления совокупность имущественных и не имущественных прав,размещаются выпусками,имеют равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска,вне зависимости от времени приобретения ЦБ. Ими являются:
1.Акции
2.Облигации
3.опцион эмитента-это ЦБ закрепляющее право его владельца на покупку в предусмотренный ею срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене определенный в опционе
По форме существования:
- документарная форма
- без документарная
Для реализации имущественных прав,выделяют:
1) Именные (если она передается др лицу,путем совершения на ней передаточной надписи индоссамента - то она ордерная)
2) На предъявителя
По характеру фин обязательств:
1. Долговые(выражающие отношение займа, и представляют собой долговое обязательство гарантирующее их владельцам возврат денежных средств в установленный срок с оговоренной ставкой процента)
2. Долевые(выражают отношение совладения и предоставляют их владельцу право долевого участия как в собственности так и в прибыли эмитента)
По форме собственности:
1.Государственные(выпускающиеся министерством финансов или казначейством.)
2.Муниципальные(выпускающиеся местными органами власти, муниципалитетами.)
3.Корпоративные (это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно - правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды.)
По периоду обращения:
1.бессрочные
2.срочные
По способу использования:
1.Инвестиционные
2.Не инвестиционные
По характеру обращения:
1.обращаемые(способность менять право владельца с передачей ЦБ,называются еще рыночные)
2.с ограниченным кругом обращения
3.не рыночные(нельзя продавать никому кроме эмитента и через оговоренный срок)
По уровню риска:
1. С низким риском(гос ЦБ, банковские депозиты,инструменты денежного рынка,корпоративные облигации,компании с высоким рейтингом,взаимные фонды инвестирующие средства в государственные ЦБ или в инструменты денежного рынка)
2. Высоко-рисковые (долевые инструменты в тех случаях если акции не котируются на бирже,производные инструменты-фьючерские)

ЗАДАНИЕ 2.

В Б В А А Б Б С В С

ЗАДАНИЕ 3.

Решение:

А. 1 000 – 100%

х – 3%, х = 1 000*3/100=30 шт.

1 000+250 – 100%

30 – х, х = 30*100/1250=2,4%

Б. 250 – 100%

х – 6%, х = 250*6/100=15 шт.

1 000+250 – 100%

15 – х, х = 15*100/1250=1,2%

В. 250 – 100%

х – 8%, х = 250*8/100=20 шт.

1 000+250 – 100%

20 – х, х = 20*100/1250=1,6%

Ответ: А, т.к. у него наибольший процент

БИЛЕТ 4

ЗАДАНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ 2.

А А Б Б А Б А А В В

Решение:

180 – 200 + 25 = 5 руб.

Ответ: инвестор выиграл 5 руб.

БИЛЕТ 5

ЗАДАНИЕ 1.

По типу дохода

· Дисконтная облигация - облигация, доходом по которой является дисконт (бескупонная облигация). Дисконтные облигации продаются по цене ниже номинала. Чем ближе дата погашения облигации, тем выше рыночная цена облигации.

· Облигация с фиксированной процентной ставкой - купонная облигация, доход по которой выплачивается по купонам с фиксированной процентной ставкой.

· Облигация с плавающей процентной ставкой - купонная облигация с переменным купоном, размер которого привязывается к некоторым макроэкономическим показателям: к доходности государственных ценных бумаг, к ставкам межбанковских кредитов и т. п.

По конвертируемости

· Конвертируемые облигации - долговой инструмент с фиксированной процентной ставкой, дающий держателю право обменять облигации и купоны на определенное число обыкновенных акций или других долговых инструментов данного эмитента по заранее оговоренной цене (цена конвертирования) и не раньше предварительно установленной даты

· Неконвертируемые облигация.

Облигации имеют номинальную (нарицательную) цену и рыночную цену. Номинальная цена облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (или уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации. Рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, которая сложилась на рынке облигаций и на финансовом рынке в целом к моменту продажи. Рыночная цена облигации зависит и от ряда других условии, важнейшее из которых - надежность вложении, т. е. степень риска, уровень процентной ставки, период обращения облигации, срок до погашения и др.

ЗАДАНИЕ 2

В А Б А В Г А В В С

ЗАДАНИЕ 3.

Происходит отказ от исполнения опциона пут и финансовый результат инвестора составляет 5 руб.

Ответ: инвестор выиграл 5 руб.

БИЛЕТ 6

ЗАДАНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ 2.

В Б В Б С Г А В С D

ЗАДАНИЕ 3.

Решение:

93 – 80 = 13 руб.

Ответ: В

БИЛЕТ 7

ЗАДАНИЕ 1.

Вексель, его фундаментальные черты. Классификация и обращение векселей.

Вексель-это ценная бумага, составленная в строго определенной форме, удостоверяющая не чем не обусловленное право векселедержателя требовать уплаты согласованной денежной суммы при наступлении предусмотренного векселем срока платежа.

Вексель - денежное средство.

Основные характеристики векселя:
абстрактный характер обязательств, выраженных векселем, т.е. текст не указывает на какую-либо сделку, ту, которая является основой выдачи векселя (он отрывается от реального товара);
бесспорный характер векселя, если только он не является поддельным;
безусловный характер обязательств по векселю;
вексель – это всегда письменный документ;
вексель – это документ, имеющий строго установленные обязательные реквизиты, при нарушении одного из которых вексель превращается в обычную бумагу. Стороны по векселю несут солидарную ответственность.

Вексель - это письменное долговое обязательство, составленное в предписанной законом форме и дающее владельцу безусловное право требовать по наступления срока или досрочно с лица выдавшего или акцепт дававшего обязательство оговоренной в векселе суммы. По признаку эмитента различают: 1. Казначейские- краткосрочные долговое обязательство выпущенное правительством со сроком погашения до 180 дней. 2. Частный - эммитируются фирмами от нескольких недель до нескольких месяцев, спец обеспечения эти бумаги не имеют и залогом их надежности выступает только рейтинг векселедателя, устойчивость его финансового положения и авторитет на рынке ЦБ. Вексель может обслуживать фин операции и товарные сделки. Фин вексель - отражает отношения займа денег векселедателем у векселедержателя под определенный процент. Виды: - банковский - может быть использован векселедержателем как средство платежа в расчетах с другими организациями, а так же может быть продан на вторичном рынке ЦБ др инвестору. В обоих случаях на обратной стороне предусмотрено передаточная надпись. - бронзовый - фиктивный вексель, выдается в целях мошенничества. - дружеский - выписываемся тогда, когда один предприниматель векселедатель, выписывает второму (первому векселедержателю) а он, второй который, передает вексель третьему лицу в оплату своих обязательств. В зависимости от субъекта производящего выплату вексельной суммы различают: 1. Простой - выписывается в одном экземпляре покупателем поставщику и представляет документ содержащий простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатит определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу др лицу. Первый векселедержатель может передать право на получение платежа по векселю второму векселедержателю по передаточной надписи. Передаточная надпись называется индоссамент и проставляет со на оборонной стороне векселя, если уже негде писать то передаточная надпись делается на аллон - предложение, листок, прикрепленный к векселю для продолжения инкассации. На АЛЛОНже проставляются основные реквизиты: - номер документа - срок платежа - вексельная сумма - место платежа - место выдачи - векселедатель - передаточная надпись - Платитель приказу или вместо нас уплатить - подпись переедающего лица Лицо переедающее вексель - индоссат, а лицо которому передается - индоссант. вексель может многократно передаваться из рук в руки с помощью индоссамента при этом ответственность для всех участвующих в нем лиц явл солидарной. При не оплате векселя в установленный срок протест выставляется против векселедателя.
2. Переводной - тратта - это письменный документ Содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу др лицу. Векселедатель обязует (трассирует) оплатить вексель некоторое др лицо а сам становится гарантом платежа, векселедатель - трассант, плательщик - трассат. Трассант должен иметь у трассата собственные материальные ценности на сумму не меньшую означенной в векселе. Приказ векселедателя трассату заплатить, оплатить. В переводом векселе изначально участвуют 3 лица: Векселедатель переходящей платеж на трассата Векселедержатель имеющий право на получения платежа с трассата Трассат явл плательщиком При совершении товарной сделки покупатель предоставляет вексель в двух экземплярах: 1. Прима- отправляется трассату 2. Секунда - продавцу товара К каждому экземпляру присваивается порядковый номер и на каждом собственно-ручно ставится подпись. Второй экземпляр переводного векселя с помощью индоссамента может передаваться от одного векселедержателя другому. Для уплаты трассатом по векселю необходимо чтобы векселедержатель своевременно предоставил документ акцепт. Акцепт на переводном векселе это письменное обязательство в котором трассат принимает документ к оплате платежу. Он проставляется на лицевой стороне и вырождается словами: акцептован, принят, заплачу с обязательной подписью плательщика. Акцепт может быть произведен начиная со дня выдачи векселя и кончая моментом наступления срока платежа, при этом плательщику (трассату) дается 24 часа на размышление. Акцептан не обязан принимать всю сумму к платежу, в таком случаи вексель должен быть опротестован в не принятой сумме, если трассат не акцептовал вексель или не заплатил по нему то вексельную сумму платит трассант а против трассата возникает протест по неплатежу. Для простого векселя акцепт не требуется так как выписывая долговое обязательство векселедатель принимает обязательство платежа на себя. И в простом и в переводном векселе для повышения надежности принимаются вексельные поручительства за векселедателя или плательщика по векселю - аваль. Аваль представляется третим лицом, как правило банком. Если векселедатель не может погасить долговое обязательство вексельные суммы уплачиваются поручителем. Так же существуют: 1. Доницилированный - простой вексель,имеет целю строго - обусловленное место и условия протеста или неплатежа. 2. Морской - денежный заём с закладом корабля, фрахта или груза с выплатой премии. 3. Рента (не обращающийся) - именной вексель 4. Обеспечительский - который требуется от не надежного заемщика и используется как обеспечение ссуды, по нему существует ускоренная процедура судебного риска.

ЗАДАНИЕ 2

D D B A A В Б А С А

ЗАДАНИЕ 3.

Решение:

Ответ: С

БИЛЕТ 8

ЗАДАНИЕ 1.

Понятие фьючерса, сделки хеджирования с использованием фьючерсов.Фьючерс представляет собой договор (соглашение) купли-продажи актива в некотором количестве и на определенную дату в будущем по согласованной сегодня цене.
В такой сделке участвуют покупатель и продавец. Покупатель обязуется купить актив в оговоренный срок, а продавец – произвести продажу в этот же срок. Таким образом, взаимные обязательства оговаривают вид актива, его размер, срок исполнения сделки и ее цену.

Хеджирование - это снижение риска, страховка от потерь, вызванных изменением рыночных цен на товары в сравнение с теми ценами, которые учитывались при заключении договора.

Цель хеджирования (страхования рисков): защита от неблагоприятных изменений цен на рынке акций, товарных активов, валют, процентных ставок, и прочее.

Смысл хеджирования: покупатель/продавец товара заключает договор на его куплю-продажу и в тоже время осуществляет сделку противоположного характера по фьючерсам, то есть покупатель заключает сделку на продажу, а продавец - на покупку товара.

Механизм хеджирования: балансирование обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке.

Результат хеджирования: снижение рисков и снижение возможной прибыли.

ЗАДАНИЕ 2.

D D A B C D B A B A

ЗАДАНИЕ 3. Решите следующую задачу:

Решение:

Купонный доход = 92,5 – 85 = 7,5%

10% - 12 мес.

7,5% - х, х = 7,5*12/10=9 мес.

Ответ: D


БИЛЕТ 9

ЗАДАНИЕ 1. Понятие опциона, виды опционов. Цели применения опционов.

Опционный контракт предоставляет держателю право, но не обязанность принять и осуществить поставку базового актива. Продавец опциона несет обезательства по выполнению условий опционного контракта только если этого требует держатель опциона.

Цена опциона-это премия опциона, это сумма, которую платит покупатель его продавцу.

Контракт, предоставляющий своему покупателю или держателю право купить базовый актив, по установленной цене, не позднее установленной даты называется опцион coll.Продать базисный актив по установленной цене не позднее установленной даты называется опцион put.

Существует 3 типа опциона:

1.Европейский опцион-расчет по нему происходит в дату истечения опциона

2.Американский опцион-расчет в любую дату до истечения опциона

3.Бермудский опцион-имеет интервалы погашения.

Опцион – это вид контракта, который дает право, но не обязанность, произвести куплю-продажу по зафиксированной цене до или в определенный срок. Очевидно одно достоинство опциона: опцион дешевле, чем покупка соответствующего товара. К тому же в отличии от фьючерсной торговли исполнить контракт можно в любое время.

Право на покупку каких-либо активов называется опцион колл. Право на продажу – опцион пут. Права на покупку или продажу принадлежат инвестору, приобретающему опционы, или держателю. Инвестор, продающий опционы – продавец опциона. Для инвесторов, покупающих или держащих опционы, риск ограничивается суммой премии. Если изменение цен на рынке не выгодно для инвестора, то он может не исполнять опционный контракт и потерять при этом премию. Операции с опционами проводятся на рынках валют, акций и облигаций, металлов, нефти и других.

Основные виды опционов

Опционы делятся на виды по разным параметрам, плоскостям. В основном есть 2 плоскости, по которым различают опционы:

по действию

по исполнению

Виды опционов по действию

Под термином «действие» имеется ввиду то действие, которое заложено в опционе, т.е. покупка или продажа.

call опцион (подразумевает покупку)

put опцион (подразумевает продажу)

Опционы типа «call» (англ. call option) дают право держателю на покупку какого-то актива в будущем по оговоренной цене. Опционы типа «put» (англ. put option) дает право на продажу определенного актива по оговоренной цене.

Виды опционов по исполнению

американский опцион (может быть исполнен в течение всего срока)

европейский опцион (может быть исполнен только по окончании срока)

Другие виды опционов:

Долгосрочные опционы ничем не отличаются от своих обыкновенных аналогов, за исключением того, что срок их исполнения больше, чем обычно (т.е. более года). Такие долгосрочные опционы являются хорошим инструментом для долгосрочных инвесторов.

Экзотические опционы включают в себя ряд дополнительных переменных значений. Например, ломая базовые принципы, экзотический опцион дает держателю право выбирать, будет ли этот опцион call опционом или put опционом.

ЗАДАНИЕ 2.

B A B A A A Б В В А

ЗАДАНИЕ 3.

Решение:

(((100%-75%)/1 год) + 10%))/75%*100% = 46,67%

Ответ: С


БИЛЕТ 10

ЗАДАНИЕ 1.

Понятие и виды депозитарных расписок, цели осуществления операций с ними.

В настоящее время инвестиции в российскую экономику осуществляются западными предпринимателями, преследующими краткосрочные цели и занимающимися перепродажей ценных бумаг или предоставлением услуг по ответственному хранению ценных бумаг. И сравнительно мало средств вкладывается в ведение бизнеса в России, связанного с производством или предоставлением услуг. Все это, несомненно, препятствует развитию российского бизнеса. Учитывая, что многие российские предприятия, желающие получить дополнительный капитал при помощи выпуска акций, испытывают затруднения при их размещении среди российских инвесторов, а также то, что иностранные инвесторы, присутствующие на российском рынке, предпочитают заниматься краткосрочными финансовыми операциями, инвестиционная деятельность некоторых российских компаний сегодня обретает новое качество. Они предпринимают попытки самостоятельно проникнуть на мировой рынок капиталов напрямую, минуя действующие на территории России западные инвестиционные компании. Одним из способов достижения данной цели является выпуск производных ценных бумаг на акции, так называемых депозитарных расписок.

Депозитарная расписка - это свободно обращающаяся на фондовом рынке вторичная ценная бумага, выпущенная в форме сертификата авторитетным депозитарным банком мирового значения на акции иностранного эмитента и свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранной компании, депонированных в стране нахождения этой компании, кругооборот которых осуществляется в другой.

В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:

  • ADR (American Depositary Receipt) - американские депозитарные расписки, которые допущены к обращению на американском фондовом рынке;
  • GDR (Global Depositary Receipt) - глобальные депозитарные расписки, операции с которыми могут осуществляться и в других странах.

Виды депозитарных расписок

Депозитарные расписки делятся на два вида: неспонсируемые и спонсируемые.

  • Неспонсируемые ADR (non-sponsored ADR) выпускаются по инициативе крупного акционера или группы акционеров, владеющих значительным числом акций компании. Их выпуск никак не может контролироваться эмитентом. Основное преимущество выпуска неспонсируемых депозитарных расписок заключается в том, что требования Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) к ценным бумагам, против которых выпускаются эти расписки, заключаются лишь в представлении ей пакета документов, подтверждающих полное соответствие деятельности компании-эмитента и ее ценных бумаг (акций и облигаций) законодательству страны эмитента
  • Спонсируемые ADR (sponsored ADR) выпускаются по инициативе эмитента. Они могут быть выпущены только одним депозитарным банком, подписание специального договора с которым является обязательным условием регистрации в SEC.Спонсируемые ADR выпускаются четырех уровней: первого, второго, третьего и четвертого. Следует отметить, что первые два выпускаются на уже существующие на вторичном рынке акции, а выпуск ADR третьего и четвертого уровней предполагается за счет новой эмиссии

В настоящее время на мировых фондовых рынках обращаются более 1000 депозитарных расписок на акции различных эмитентов, подавляющая часть из которых представлена компаниями из развивающихся стран, а также российскими эмитентами.

Начиная разработку программы выпуска АДР (ГДР), компании преследуют достижение следующих целей:

Привлечение дополнительного капитала для реализации инвестиционных проектов;

Создание имиджа у иностранных и отечественных инвесторов, так как депозитарные расписки на акции компаний выпускает всемирно известный и надежный банк;

Рост курсовой стоимости акций на внутреннем рынке: вследствие возрастания спроса на эти акции

Расширение круга инвесторов, привлечение зарубежных портфельных инвесторов.

Выпуск депозитарных расписок весьма привлекателен и для инвесторов. Преимущества АДР (ГДР) для инвесторов заключаются в следующем:

Возможность более глубокой диверсификации портфеля ценных бумаг;

Проникновение через АДР (ГДР) к акциям зарубежных компаний;

возможность получить высокий доход на росте курсовой стоимости акций компаний из развивающихся стран; снижение рисков инвестирования в связи с несинхронным развитием фондовых рынков в разных странах. Например, если в США наблюдается спад рынка, а в России - подъем, то вложения в АДР российских эмитентов для американского инвестора являются весьма перспективными.

ЗАДАНИЕ 2.

А С С А В А Б А Б В

ЗАДАНИЕ 3. Решите следующую задачу:

Решение:

(90 – 80) + (90 – 98) = 2 руб.

Ответ: В

БИЛЕТ 11

ЗАДАНИЕ 1.

Биржа – организационно оформленный рынок, где в соответствии с установленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров.

В зависимости от вида продаваемых товаров биржы могут быть товарные, фондовые, валютные и универсальные.

Деятельность фондовых бирж в РФ регулируется ФЗ «О рынке ЦБ».

Фондовая биржа выполняет три основные функции:

Посредническую - создает достаточные и всесторонние условия для торговли ценными бумагами эмитентам, инвесторам и финансовым посредником;

Индикативную - оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг;

Регулятивную - организация торговли ценными бумагами.

Цель контрольной деятельности биржи - обеспечение достоверности котировки ценных бумаг и надежности биржевой торговли.

Благодаря бирже инвесторы получают возможность легко превратить ценные бумаги в деньги, это дает возможность вкладывать в ценные бумаги не только сбережение долгосрочного характера, а и временно свободные средства.

Задачи фондовой биржи:

1. Создание постоянно действующего рынка ценных бумаг.

2. Определение биржевой цены на бумаги, условий их обращения и распространение информации о финансовых инструментах.

3. Мобилизация временно свободных финансовых ресурсов и денежных средств и содействие передачи прав собственности.

4. Обеспечение ликвидности и гарантий выполнения, заключенных на бирже соглашений.

5. Проведение анализа экономической конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка капитала, определение перспектив их развития.

Биржа оказывает содействие выходу и развитию национального капитала на внешний рынок. Для формирования и развития ценных бумаг биржа строит свою деятельность на следующих принципах:

Личное доверие между брокером и клиентом;

Гласность;

Жесткое регулирование администрацией биржи и аудиторами деятельности дилерских фирм путем установления правил торговли и учета;

Она развивает сотрудничество с финансовыми и кредитными учреждениями внутри государства и за границей.

В данный момент формирование Российского фондового рынка еще не завершено, поэтому все, что мы можем наблюдать сегодня, можно охарактеризовать как стадию развития. Тон в политике ценных бумаг задают следующие основные фондовые биржи, которых на данный момент в России насчитывается одиннадцать. Но особенность функционирования заключается в том, что основной оборот приходится не на все, а лишь на основные фондовые биржи:

1. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

3. Фондовая биржа РТС (Российская Торговая Система).

ЗАДАНИЕ 2.

В C A D D A B D B Б

ЗАДАНИЕ 3. Решите следующую задачу:

В. Никто из указанных выше акционеров

Ответ: В


БИЛЕТ 12

ЗАДАНИЕ 1.

Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг, основные функции и элементы инфраструктуры российского рынка ценных бумаг.

Для того чтобы рынок ценных бумаг мог полноценно выполнять свои функции, необходимо наличие целой сети организаций, обслуживающих его функционирование. Такая сеть организаций называется инфраструктурой рынка , и от ее развитости зависит удобство и надежность работы с ценными бумагами.

Основной функцией является создание условий оптимальной работы рынка ЦБ, обеспечение надежного обращение ЦБ.

самым известным элементом инфраструктуры является фондовая биржа - торговые системы, которые не только позволяют сводить вместе покупателей, продавцов или их представителей, но и обеспечивают совершение сделок с ценными бумагами. На фондовых биржах происходит установление курсовой стоимости (рыночной цены ) на ценные бумаги, так как на бирже в ходе открытых торгов концентрируется реальный спрос и реальное предложение по ценным бумагам. В нашей стране наиболее известны Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система (РТС).

Еще одним элементом являются участники биржи, без которых ее функционирование невозможно.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников

(эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых

организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также

общественное регулирование , то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с

использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей :

1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг

2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий,

мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц

3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов

4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка

5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения

кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Регулятивная инфраструктура 34– это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

· Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации)

· Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие,

лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее)

· Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг)

· Этика фондового рынка

· Традиции и обычаи.


34Впервые определение регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг дано в книге Миркина Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок». М., Перспектива, 1994 г. с. 441.


В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют

собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на

рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы»).

В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики. На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется

посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств

государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и так далее.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции :

· Идеологическая , то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации

· Законодательная , то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг

· Административная , то есть прямое административное регулирование участников рынка

· Стимулирующая , то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора

экономики

· Надзорная и контрольная , то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг

· Арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого государство выступает в качестве участника рынка ценных бумаг, а именно:

· Государство является крупнейшим заемщиком - эмитентом облигаций федеральных,

субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований)


· Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий

· Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального Банка РФ, являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг и крупнейшим дилером на этом сегменте рынка. Кроме этого, в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по

продаже акций приватизированных предприятий, государство выступает в качестве посредника на рынке акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Именно ФКЦБ:

· Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг

· Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг

· Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основная задача ФКЦБ России состоит в создании равных и взаимовыгодных условий функционирования рынка ценных бумаг, реализации единой государственной политики по развитию рынка ценных бумаг, защите прав инвесторов. Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;

· утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;

· утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;

· обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

· осуществление контроля за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· защита прав инвесторов, в том числе в судебном порядке.

Правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг утверждаются ФКЦБ России в постановлениях. Эти постановления являются нормативными актами и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

ФКЦБ России состоит из шести членов: председателя, его первого заместителя, трех заместителей и секретаря ФКЦБ России. Количественный состав членов ФКЦБ России может

быть изменен указом Президента Российской Федерации. Председатель ФКЦБ России руководит

ее деятельностью и по должности является федеральным министром.

Органом государственного управления в сфере рынка ценных бумаг является также

Министерство финансов Российской Федерации. К его компетенции относится ряд вопросов,

связанных с установлением правил бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, проведением государственной политики в области эмиссии государственных ценных бумаг, Министерство финансов участвует также в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг.


Важным условием развития рынка ценных бумаг является обеспечение свободной

конкуренции и ограничение монополистической деятельности в этой сфере. Особая роль в этом

отводится Министерству РФ по антимонопольной политике. К его задаче, в частности относится содействие развитию конкуренции на рынке ценных бумаг, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства лицами, оказывающими услуги на рынке ценных бумаг.

Центральный Банк Российской Федерации, хотя и не является государственным органом

власти, вправе на основании закона осуществлять регулирование деятельности на рынке ценных бумаг кредитных организаций. Центральный Банк Российской Федерации регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, контролирует соблюдение ими требований

законодательства о ценных бумагах.

Система федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, возглавляется Правительством Российской Федерации. К его функциям относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Значительная роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг принадлежит Президенту Российской Федерации, который

как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы и распоряжения, в том числе регулирующие рынок ценных бумаг.

Основными органами, осуществляющими профессиональное регулирование рынка ценных бумаг являются саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации – это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности, приобретающие статус саморегулируемой организации на основании разрешения ФКЦБ, которые устанавливают обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников - эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой - последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора - при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения - ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику - процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы - государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы - государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти - Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации - некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.