Перспективы развития российской экономики в современных условиях. Перспективы экономического развития россии

Москва Экономические перспективы России выглядят всё более печально. В прошлом году из-за рухнувших цен на энергоносители и международных санкций ВВП страны упал на 3,7%. Реальные зарплаты снизились примерно на 10%. В этом году негативные тенденции, как ожидается, сохранятся. В 2016-м запланировано снижение бюджетных расходов на образование и здравоохранение на 8%.

Бессистемные попытки Кремля диверсифицировать российскую экономику в целом провалились. Производительность труда остается хронически низкой, а поток инвестиций — как иностранных, так и внутренних — иссяк. К сожалению, изменение ситуации маловероятно. В сложившихся обстоятельствах даже повышения цен на энергоносители и снятия санкций будет, скорее всего, недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь в умирающую экономику страны.

За минувшие десять лет благодаря режиму российского президента Владимира Путина произошла деградация институтов, без которых невозможна нормальная работа современной экономики. Например, практически развалена судебная система. Но что самое важное, государство теперь владеет и управляет почти всеми ключевыми активами и ресурсами страны. По подсчетам МВФ, в 2012 году на долю консолидированного госсектора приходилось почти 70% ВВП России. Сравнимых по степени детализации оценок для предыдущих лет не существует, однако в начале 2000 х эта доля находилась на уровне 30-40%.

Расширение государственного контроля над российской экономикой происходило путем размножения госкорпораций; общая сумма их обязательств сейчас достигает 150% ВВП. Произошла национализация компаний в целом ряде отраслей — ТЭК, инфраструктура, банковский сектор, оборонная промышленность. В 2014 году на долю предприятий, принадлежащих или контролируемых государством, приходилось почти 70% совокупного оборота и 85% работников 15 крупнейших компаний России. Среди 100 крупнейших компаний страны эти доли составляли 54% и 68% соответственно. В консолидированном госсекторе сейчас работает треть всех занятых в стране.

Крупные российские госкорпорации, как правило, контролируются (причем совершенно непрозрачно) менеджерами, которых Путин назначает лично. Многие ключевые корпоративные решения принимаются во время встреч Путина с руководителем той или иной компании с глазу на глаз. Для многих сделок слияния и поглощения требуется личное одобрение президента.

Непрозрачность приобрела характер эпидемии. Лишь несколько госкомпаний публикуют отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). При этом у многих из них имеется огромное количество дочерних предприятий, что позволяет размывать доходы акционеров и открывает возможности для самообогащения менеджеров и других приближённых лиц. Например, у РЖД более 23 тысяч дочерних компаний. У Газпрома их более 4300.

Контекст

Россия должна измениться!

Akşam 10.05.2016

Тревога Кремля возрастает

Financial Times 06.05.2016

Экономический хаос в России

Chatham House 29.04.2016
Без подробной информации сложно составить исчерпывающий список государственных активов, не говоря уже о создании работоспособной и прозрачной системы надзора. Орган, отвечающий за управление госсобственностью (Росимущество), не способен выполнять роль эффективного контролирующего акционера.

Путинская Россия все больше напоминает Индонезию президента Сухарто — запутанную систему капитализма «для друзей», где нет реальных прав собственности. Многие из тех, кто близок к Путину, стали обладателями огромных состояний, благодаря тесным связям с госкомпаниями. Один из способов обогащения — присвоение финансовых потоков госкомпаний. Другой способ — опираясь на связи, получить гарантированный контракт или приобрести государственный актив за копейки.

На размеры этой «экономики друзей» намекают данные «Панамских документов», но даже эти разоблачения раскрывают лишь вершину айсберга. В 2014 году чистый размер состояния лиц, включенных в санкционные списки США и ЕС, оценивался примерно в $17 млрд; один из подвергнутых санкциям банков владеет активами на сумму более $11 млрд.

Данная система дорого обходится российской экономике: она поощряет тех, кто живет за счет ренты, в ущерб росту производительности. В России существуют эффективные, динамичные, крупные частные компании, но пространство для их деятельности быстро сужается.

Как свидетельствует мировой опыт, большой размер госсектора приводит к снижению темпов экономического роста и сокращению инвестиций в частный сектор. И действительно, во многих отраслях российской экономики резко снизился уровень конкуренции из-за экспансии больших госкорпораций, многие из которых находятся в руках «друзей».

Несмотря на все это, Путин непоколебимо верен системе, которую создал. Даже предлагаемые меры увеличения доходов бюджета, в частности, приватизация миноритарных пакетов акций в семи госкорпорациях, будут реализованы, скорее всего, таким образом, чтобы выгоду получили путинские «друзья».

Нежелание перемен отчасти вызвано тем фактом, что Путин по-прежнему очень популярен. Пока что. Однако по мере дальнейшего разрушения экономики ситуация может быстро измениться. И Путин, похоже, это признал, создав (очевидно, в предчувствии беспорядков) Национальную гвардию — военизированные силы безопасности численностью в 400 тысяч человек. Ее руководителем он назначил личного телохранителя.

Поскольку режим зависит от личности у власти, трудно будет разработать сколько-нибудь убедительную программу перемен, сохраняющую привилегии Путина и его друзей. Если открыть экономику для конкуренции и расширить частный сектор, сама система богатства и власти, которой наслаждаются путинские приближенные, окажется подорвана. И именно поэтому экономические беды России, видимо, будут продолжаться.

К сожалению, «устойчивость» и «надежность» — не те слова, которыми можно описать текущее состояние российской экономики. Курсы валют то и дело скачут, финансовые риски обостряются, и потому даже самые квалифицированные и опытные эксперты с большой осторожностью высказываются касательно ближайшего будущего РФ. Но как же быть? В конце концов, совершенно невозможно управлять экономическими процессами, предварительно не спланировав свой бюджет с учетом вероятных негативных трендов!

Это правило распространяется не только на любой семейный бюджет, но и на бюджет Российской Федерации. Для правительства РФ ситуацию ежегодно прогнозируют эксперты, работающие в ведущих аналитических компаниях и международных экономических организациях. Они используют огромные массивы данных и самые современные инструменты компьютерного моделирования, чтобы понять потенциальные риски, выделить факторы роста или падения показателей, а также описать главные тренды в российской экономике.

Ничуть не меньше финансовые прогнозы на 2019 год интересуют простых россиян. Каждый взрослый человек понимает, что предсказанные аналитиками экономические скачки повлекут за собой изменения в текущей , скажутся на социальных гарантиях и повлияют на уровень жизни в стране.

Из-за шаткого положения экономики РФ прогнозы на 2019 год весьма актуальны

Еще большую злободневность этот вопрос приобретает в условиях, когда экономика государства находится в состоянии рецессии – сегодня кризисные явления и санкции слишком сильны, чтобы не обращать на них внимание. Давайте узнаем, что прогнозируют на 2019 год ведущие российские и международные специалисты, и какой они видят экономику РФ в ближайшем будущем!

Какой будет экономика России в 2019 году?

Увы, никаких стопроцентных гарантий даже самые точные прогнозы не дают. Эксперты редко сходятся во мнениях касательно того, чего стоит ожидать в будущем, потому что в развитие событий могут вмешиваться различные непрогнозируемые факторы. При этом все ведомства, работающие под эгидой правительства, публикуют крайне позитивные прогнозы. По их мнению, уже в 2019 году Россию ожидает период экономического подъема и стабильности.

Для такого прогноза есть несколько причин: скоро будет реализована программа замещения импорта, а особые адаптационные меры сделают страну независимой от сырьевых конъюнктурных изменений. Впрочем, когда речь идет о конкретных цифрах, правительственные эксперты высказываются осторожнее – невероятный рост ВВП в 2019 году не прогнозируется. Единственное, что обещают россиянам — рецессия наконец-то сменится стагнацией с позитивным трендом.

Независимые компании и всемирные организации говорят о том, что если сравнивать экономические показатели в России с прошлыми годами, то можно говорить о наметившейся положительной тенденции. Однако ситуация может мгновенно поменяться – инфляция давит все сильнее, сырьевые рынки (особенно нефтяной) постоянно находятся под угрозой падения, структура отраслей государства осталась неизменной, а внешнеполитический фактор играет не на руку правительству. Есть и сторонники откровенно отрицательного сценария: по их мнению, в 2019 году Россию ждет очередной кризисный виток.

Прогноз от Министерства экономического развития


Минэкономразвития считает экономический спад временным и локальным

На основании аналитических выкладок, сделанных специалистами Минэкономразвития на трехлетний период, правительственные службы разрабатывают и корректируют бюджетные показатели. Именно от них зависят не только стратегические ориентиры РФ, но и благосостояние простых россиян. В последнем прогнозе, опубликованном Минэкономразвития, сказано, что экономическая политика должна разрабатываться с учетом сохранения западных санкционных ограничений. Основные прогнозы ведомства выглядят так:

  • бюджету грозит острый дефицит, поэтому на 2019 год прогнозируется его уменьшение – ориентировочно на 5%;
  • нефтедобыча к началу 2019 года сократится на 52 миллиона тонн и составит примерно 675 миллиардов тонн. При этом показатели экспорта будут зафиксированы на отметке в 140 миллиардов тонн;
  • поставки энергетических ресурсов за рубеж будут наращиваться – в 2018-2019 годах они возрастут до 243 и 247,2 миллионов тонн соответственно;
  • экономика страны может достичь докризисного уровня к началу 2020 года, если цена на черное золото стабилизируется и составит 70 долларов за единицу объема;
  • при сохранении тренда на низкую стоимость нефти возникнет необходимость пересмотреть тарифы на газ. Для промышленного сектора эти цифры возрастут на 2% в год, для обычных россиян – на 3%;
  • предполагается, что тарифы на перевозку грузов и пассажиров будут увеличены на 4,5-4,2% за год;
  • энергетический тариф для промышленного сектора и населения вырастет на 5,1-5,6%;
  • согласно заявлению главы Минэкономразвития, которым сегодня является Максим Орешкин, в 2019 году страна может продемонстрировать экономический рост в пределах 3-3,5%. Правда, само Министерство экономического развития в официальных документах озвучило цифру 2,2-3,1%, причем такое показатель будет доступен при реализации самого оптимистичного сценария. Превысить трехпроцентную отметку, скорей всего, удастся только в 2020 году.

Впрочем, представители Министерства недавно откорректировали свой долгосрочный прогноз. Последние тенденции показали, что в экономике России возобновился спад, так что увеличение показателей больше чем на 2% вряд ли возможно. Показатель ВВП за последние месяцы упал на 0,3%, что стало одним из самых негативных результатов за несколько лет. При этом Минэкономразвития старается обнадежить граждан, называя данный спад локальным: пока что он произошел в ограниченном числе отраслей, прежде всего — в металлургии и на производстве промышленного оборудования и механизмов.

Экономический прогноз от Центробанка РФ


Центробанк планирует обуздать инфляцию и заморозить ее на отметке в 4%

Исходя из прогнозов, озвученных Эльвирой Набиулинной, экономические показатели государства вырастут примерно на 2,3-2,5% за 2018-2019 год. По мнению представителей Центробанка, основной фактор, влияющий на финансовое положение России — это рост внутреннего спроса, который приведет к возрастанию потребления со стороны домохозяйств и расширению инвестиций в предпринимательском секторе. В прогноз заложены два вероятностных сценария:

  • Оптимистичный : нефтецены вырастут до 79-80 долларов за единицу объема уже к концу 2018 года;
  • Консервативный: цена барреля нефти будет равна примерно 58-60 долларам.

Предполагаются, что инфляционные проявления получится обуздать и удержать на отметке в 4%. При этом рост ВВП в 2018 году достигнет от 1,5 до 2%, а в 2019 году – замедлится до 1-1,5%.

Прогноз от Высшей школы экономики


Эксперты ВШЭ категорически не согласны с бодрым прогнозом Центробанка

Специалисты из ВШЭ кардинально не согласны с правительственными ведомствами. Они прямо говорят, что слова Владимира Путина и Максима Орешкина о вступлении страны в фазу полноценного экономического роста не отвечают действительности. Скачок нефтецен представители ВШЭ назвали «подарком», который позволил России ненадолго подняться вверх, оттолкнувшись от экономического дна. Уже в 2018 году страну ожидают стагнационные процессы, из-за которых РФ будет отставать от мировых показателей в 7 раз.

Пока что Российская Федерация продолжает функционировать в режиме, названным «сырьевой трубой». Несмотря на то, что правительство говорит о переориентации отраслей и развитии инноваций, концентрация доходов в сфере добычи ресурсов и их экспорта за границу только возрастает. Эксперты озвучили прогноз, согласно которому к началу 2019 года можно ожидать роста не более чем на 0,5%. Причем даже в том случае, если нефтецены останутся стабильными – ведь именно нефть обеспечивает 60% валютных доходов государства.

По словам Натальи Акидиновой, занимающей должность директора Центра развития ВШЭ, текущая государственная политика приведет к углублению экономического кризиса. Прибыльность всех экономических отраслей, исключая нефтедобычу и экспорт сырьевых товаров за границу, продолжает снижаться. Увеличение зарплатного фонда на 5% было достигнуто простым путем – уменьшением числа занятого населения на 2%, а если учесть постоянное закрытие предприятий малого бизнеса, то доходы граждан заметно сократились.

По мнению аналитиков, этот экономический спад можно назвать рекордным – за последние годы показатель розничной торговли упал на 13,1% (в сравнении с 2014 годом, то есть до начала кризисных явлений). Показатели в строительной сфере снизились на 7,8%, а обрабатывающей – на 0,5%, а спрос со стороны домохозяйств упал на 10%, что отвечает показателю восьмилетней давности.

Более 90% инвестиционных сложений обеспечивается не бизнесом, а государством — например, происходят вливания в высокобюджетные проекты типа Керченского моста или проведения ЧМ-2018, которые не принесут ощутимого дохода в будущем. Такую экономику эксперты называют «костыльной» — она продолжает держаться на госвливаниях и сырьевых государственных корпорациях.

Центр Гайдара, РАНХиГС и Академия внешней торговли


Похоже, новый пакет санкций может существенно повлиять на экономику РФ

Эксперты трех авторитетных учреждений объединили усилия, чтобы спрогнозировать российское экономическое будущее. Сразу отметим, что обновленное видение посткризисной ситуации от РАНХиГС, Центра Гайдара и Академии внешней торговли выглядит менее радужно, чем версия прошлого года, и существенно расходится с тем, что озвучили в Министерстве экономразвития.

Авторы прогноза высказали мнение, что тренд на укрепление экономики, который был зафиксирован в 2017 году, вряд ли можно назвать долгосрочным – он не способен обеспечить России даже двухпроцентный рост, если говорить о периоде с 2018 по 2020 год. Откуда появилось такое сильное расхождение с прогнозом от Минэкономразвития? Похоже, ранее эксперты исходили из того, что американские санкционные ограничения будут сохранены, но не усилены. К сожалению, недавно был принят новый пакет санкций, который повлияет на текущую ситуацию.

В итоге были разработаны два сценария:

  • Инерционный: в его условия заложена цена нефти марки Urals по 55-56 долларов за единицу объема в 2018 и 2019 годах. Показатель ВВП в таком случае вырастет на 1,4-1,2%. В случае реализации такого сценария гражданам можно рассчитывать на определенный рост доходов (примерно на 1,6-1,5% в год);
  • Консервативный: падение стоимости нефти до отметки в 40,8-41,7 долларов за баррель приведет к росту ВВП всего на 0,8-0,7%. Ставки по кредитам в этом случае могут возрасти до 16,4% годовых, так что мнение Центробанка о дальнейшем снижении этого показателя вряд ли окажется правдивым. При этом доходы населения возрастут всего на 1-0,4% за 2018 и 2019 год.

Оба сценария предполагают, что Центробанку удастся обуздать инфляционные проявления на уровне не более 4-5% в год. Впрочем, сами эксперты относятся к этому довольно скептически. Из-за действия санкционных ограничений, принятых США, можно ожидать потерь на фондовом рынке, скачков курса валюты и очередного оттока капитала. Кроме того, проблемы ожидают предприятия и корпорации, которые имеют кредитные обязательства перед Западными банками – теперь у них могут потребовать досрочного погашения долгов.

Впрочем, некоторые правительственные эксперты уже вступили в полемику — они отрицают выкладки РАНХиГС, полагая, что страна ощутит действие новых санкций только в краткосрочном периоде. Экономика России, по их словам, прекрасно приспособилась к западным ограничениям, а у государства есть еще множество внутренних источников развития. В качестве примера они приводят Иран – санкции против страны по-прежнему действуют, но она запускает в космос новые спутники. А значит, все в порядке будет и у России.

Прогноз от Института стратегического анализа ФБК


Согласно некоторым прогнозам, рост ВВП в 2019 году может составить 0%

Директор указанного ведомства — Игорь Николаев, — утверждает, что считать кризис разрешенной проблемой еще рано. Такие явления в экономике можно обуздать лишь одним способом — выяснив и устранив причины их проявления. Но сегодня в отношении РФ все также действуют санкционные ограничения, а цены на нефть нельзя назвать стабильными в долгосрочной перспективе. Даже при условии роста нефтецен с 40 до 60 у.е. за баррель, экономика России не перестанет быть сырьевой.

Предприятий малого бизнеса в стране по-прежнему мало, падение показателей сельскохозяйственной сферы за прошлый год составило 2%, а строительной – более 3%, промышленный сектор также не демонстрирует никаких улучшений. Несмотря на заявления правительственных ведомств про падение инфляции, реальные доходы граждан продолжают снижаться. Говорить о том, что Россия может в 2019-2020 годах догнать и перегнать мировые экономические показатели (а именно такую задачу сформулировал Владимир Путин), пока не приходится.

В качестве дополнительных рисков эксперт назвал ухудшение политической обстановки вокруг РФ, возможность пролонгации соглашения стран ОПЕК о сокращении нефтедобычи, а также наращивание сланцевой добычи в США. Рост социальных гарантий – это исключительно предвыборное мероприятие. Страна не вышла из кризиса, а лишь немного адаптировалась к нему. Текущие проблемы не решены, и хорошо, если ВВП в 2019 году не покажет прирост в 0%.

Прогноз специалистов из Всемирного банка


Всемирный банк пересмотрел цифры и улучшил прогноз для экономики РФ

Представители этой авторитетной мировой экономической организации решили немного улучшить свои предыдущие прогнозы. По их мнению, основные показатели, которые характеризуют состояние экономики РФ, все равно будут невысокими, но корректировке подверглись их циферные значения:

  • в 2018 году экономический рост страны может составить 1,7%;
  • в 2019 году можно ожидать увеличения показателей еще на 1,8% (прошлое прогнозное значение составило всего 1,4%).

В качестве причины для улучшения прогнозных выкладок были названы нефтекотировки, которые пока что демонстрируют устойчивый рост. В 2019 году Банк прогнозирует установление среднегодовых нефтецен на отметке в 50-63 доллара за единицу объема. Отдельно было отмечено, что позитивное влияние на РФ оказывает общее состояние мировой экономики и торговли – объемы экспортно-импортных операций снова возросли, а инвесторы заметно оживились.

При этом Россия должна приготовиться к ситуации, когда «нефтяное ралли» будет исчерпано. Революционные изменения в данной сфере, которые активизировали сланцевую добычу энергоресурсов, обеспечат рынку дешевые поставки. Падение нефтецен прогнозируется как минимум до 2025 года. Эти условия вызовут отставание экономического роста РФ от мировых показателей в 2 раза, а от прочих стран БРИКС — в 3 раза. За пять лет экономику РФ ожидает рост примерно на 4,1%, в то время как Китай «подрастет» на 38%, а США — на 14%.

Прогноз агентства Goldman Sachs


В Goldman Sachs считают, что положение России улучшится, но несущественно

Представители данного аналитического агентства полагают, что Россия может выйти на показатель экономического роста в пределах 2,9%. Причиной положительной динамики они называют стабилизацию нефтяных цен, однако другие внешнеполитические и внешнеэкономические факторы имеют негативную направленность, так что докризисного уровня Россия все еще не достигнет.

Выводы

Эксперты полагают, что уже в 2019 году правительство сделает все, чтобы адаптировать страну к очередным негативным реалиям. Также не стоит забывать, что в 2018 году подойдет полное исчерпание ресурсов Резервного Фонда, а в 2020 году будут использованы все деньги из Фонда национального благосостояния. После этого у страны останутся четыре основных направления, которые помогут российскому правительству бороться с кризисом и наполнять бюджет:

  • власти могут решиться на запуск «печатного станка»;
  • фискальная политика может быть пересмотрена в сторону повышения;
  • начнется очередная волна приватизации;
  • будут сокращены расходы, прежде всего — на , образовательную сферу и медобслуживание.

Эксперты считают приватизационные мероприятия самой безболезненной мерой по стабилизации экономики – она даст России возможность привлечь капитал в размере полутриллиона рублей всего за один год. В этом случае страна могла бы сохранить суверенные фонды, создав условия для рыночной конкуренции и активизировав приток капиталов в обрабатывающие сектора.


Чтобы удержать экономику Российской Федерации на плаву, правительству в 2019 году придется сделать выбор между интересами корпораций и граждан

Повышение налогов считают не самым удачным мероприятием – особенно в периоды, когда экономика находится в рецессии. Многие владельцы малого и среднего бизнеса просто не выдержат дополнительной фискальной нагрузки — при том, что сегодня российский бизнес уже платит немаленькие проценты.

Что касается социальных расходов, то к их сокращению население уже почти привыкло, но всякому терпению есть предел. Включение печатного станка, безусловно, закончится резкой инфляцией, причем она может достигнуть отметки в 10% и более. Итогом станет отток капитала и падение уровня сбережений у домохозяйств, которые сегодня и так находятся в довольно сложном положении.

Некоторые эксперты говорят, что в 2019 году правительству предстоит сделать нелегкий выбор между гражданами и корпорациями. Стабилизировать ситуацию можно, если кто-нибудь в госаппарате сможет усмирить «аппетиты» представителей оборонного сектора, государственных подрядчиков, добывающих госкорпораций и силовиков. Пора делать ставку на малый и средний бизнес, чтобы экономика имела шанс на выравнивание в течение ближайших пяти лет.

Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская эконо мика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъектив ными факторами. И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и обра зование), которая становится ключевой в становлении постин дустриального общества. Страна обладает разнообразными ви дами природных ресурсов - минеральных, земельных, лес ных, водных. По многим из них продолжает оставаться уни кальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития. России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающи мися странами Востока и Запада, что позволяет получать транс портную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что яв ляется базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструк тура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления. Существуют и противодействующие факторы, препятствую щие возрождению российской экономики и повышению ее ро ли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспо собных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя гото вых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг уве личился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП1. Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет. Весьма низка инвестиционная привлекательность россий ской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. соста вили всего 4,4 млрд долл. . Не способствует экономическому росту и во многом паразитический характер выросшего на спе кулятивных сделках и даровой приватизации крупного россий ского капитала. Он тесно связан с ТНК, а также достигшим высокой доли в экономике теневым сектором, и не способен организовать современные конкурентные производства. Нема ловажную роль играет коррумпированность раздувшегося чи новничьего аппарата, его стратегическая беспомощность, низ кий профессионализм, неуемное своекорыстие. Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит вы ход из него. В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработан ные Центром стратегических разработок и доработанные Ми-нэкономразвития РФ Основные направления социально-эко-номического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-эконо мического развития России до 2015 г., подготовленный Инсти тутом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абал кина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опублико ванным в 1996 г.4. Можно сформулировать следующие сцена рии ее развития на ближайшие 15-20 лет. Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное об новление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производ ства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения де нежных доходов населения. Все это позволит обеспечить сред негодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. до стичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, бо лее эффективной структуры. Произойдут позитивные струк турные сдвиги в экономике, повысится эффективность функ-ционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой ин-вестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномас штабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эф фективных технологий. Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий буду щего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними фак-торами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сло жится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инно вациям, то могут наступить необратимые изменения в экономи ке. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенци ал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднего довые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет до стигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25- 30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более разви тых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое не довольство населения. Не исключен социальный взрыв. Значительной долей вероятности обладает умеренный сцена рий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптими стическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населе ния составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от аван гардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на мно гие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами. Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обосно ванная стратегия модернизации и возрождения экономики, ак тивно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населени ем. Необходимо также более активное, умелое и дифференци рованное государственное регулирование социально-экономи ческого прогресса. При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодиче ских кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Пре обладавшая ранее и используемая поныне методология про гнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, осо бенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активно го включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциаци ей "Прогнозы и циклы", Международным фондом Н.Д.Кон дратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирова ния РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно оп ределить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века. Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически ми ровой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов рос та мировой экономики. Это не может не отразиться на эконо мике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть - основной экс портный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга. На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долго срочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кон дратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходя щихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное паде ние глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и по колений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, воз можно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса. Положение России в этой мировой ритмике зависит от из бранного ею стратегического пути. Если продолжится нынеш ний курс "догоняющего" развития, "удержания позиций" в ин новационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кон дратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особен но болезненной. Если будет принят стратегический курс на "опережающее" развитие, технологический прорыв, на подго товку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России. Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной эко номики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локаль ных цивилизаций и углублением их дифференциации, со ста новлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кри зиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы - при оптимистическом сценарии - вер нуть себе достойное место в мировом экономическом простран стве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Перспективы экономической теории обусловлены множеством обстоятельств, среди которых можно назвать лишь наиболее очевидные. Во-первых, вызовы времени в экономической области требуют теоретического обобщения и оценки. Это зависит от ученых-экономистов, их активности и настойчивости. Во-вторых, глобализация мировой экономики и формирование глобального информационного пространства выдвигают на повестку дня вопрос об адекватном современным условиям экономическом механизме сохранения и развития человечества. В-третьих, в рамках каждой страны, в том числе и России, объективно стоит задача обеспечения достойного качества жизни для своих граждан. Ученые-экономисты могут предложить теоретические пути решения этой задачи, а политическая власть и общество в целом держат в своих руках ключи от претворения в жизнь рекомендаций экономической теории.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

В настоящее время мир науки переживает, пожалуй, наиболее сложный момент. Стало совершенно очевидным, что почти никакие самые изумительные теории не могут претендовать на ту фундаментальность и нетленность, которые были присущи науке XIX и отчасти XX вв. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в экономической науке.

Понимание положения дел в экономической науке непосредственно связано с пониманием общеметодологических основ процесса познания. Можно сказать, что экономическая наука - это лишь частный случай общего правила. В общем случае диалектика познания может быть представлена следующим образом.

Экономическая наука развивалась точно в соответствии с описанным процессом познания. Причем сначала конструирование экономических моделей помимо провала ошибка первого рода модели были очень простыми.

Еще одним современным направлением исследования экономических реалий является мониторинг специальных социально экономических индикаторов (рейтингов). Например, почти для всех стран мира проблемой номер один уже давно стала необходимость привлечения капитала. Однако, чтобы инвестиции пришли, необходимо создать благоприятную социально-экономическую сроду, а чтобы создать эту среду, надо понимать что в ней не так. Для выяснения узких мест инвестиционного климата строится целый спектр специальных индикаторов, причем многие из них основаны на опросах предпринимателей и/или населения и по своей сути являются субъективными оценками». Ни один из этих индикаторов не является абсолютно достоверным, а все вместе они образуют столь сложное «параметрическое кружево», что сделать на их основе окончательные выводы с помощью простого алгоритма нельзя. Более того, иногда один и тот же показатель может говорить о совершенно разных вещах. В связи с этим аналитики достраивают подобные системы индикаторов, совершенствуют сами индикаторы и отслеживают связи между субъективными рейтингами и реальным развитием событий. Апогеем «рейтинговой» идеологии является выставление частными аналитическими компаниями субъективного долгового рейтинга суверенных государств.

Таким образом, из арсенала современной науки следует брать только самые общие положения и принципы, которые должны быть положены в основу разрабатываемых новых моделей, теорий и концепций.

Чтобы быть эффективными и действенными, новые научные конструкции должны опираться на правильно определенные цели и задачи, под которые собственно и разрабатываются эти новые научные конструкции. Данный принцип позволит минимизировать ошибки разрабатываемой модели. При этом следует соблюсти два взаимодополняющих правила.

Для России переход к новой научной парадигме в экономике является особенно болезненным. Дело в том, что в настоящее время две наиболее разрушенные сферы отечественной экономики это наука и образование. Качество российских ученых и выпускников вузов катастрофически падает. И это при том, что объективные требования к современным экономистам - моде листам невероятно возрастают. Такой рост расхождения между спросом и предложением становится все более драматичным. Образующийся веер несоответствий грозит окончательным выходом России из обоймы экономического моделирования, которое становится одним из самых важных и захватывающих направлений рынка научных исследований.

Заключение

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового.

1) Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2) Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3) Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4) Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5) Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений.

В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще, именно это и являлось основной предпосылкой развития экономической теории.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в бывших странах СНГ, как и хозяйственная практика, находились в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Современная экономическая наука – одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства, и смогла создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественные науки, а без рекомендации экономической науки эффективное функционирование экономической политики просто невозможно.

Библиографический список

Балацкий Е. Экономическая наука: Новые вызовы современности // Вопросы экономики. – 2006. – №1. – С.73-79.

Белоусова Н.В. О реформировании в экономике России // Общество и экономика. – 2007. - № 11. – С. 21 – 45.

Вильсон Дж. Экономические воззрения в России и за рубежом // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. – С. 68 – 75.

Вольский М.А. Естественное развитие экономической науки // Правила игры. – 2004. - № 1. – С. 30 – 34.

Городецкий А.Г. Экономическое моделирование – будущее экономической науки // Вопросы экономики. – 2008. - № 9. – С. 137 – 146.

Ильиникова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2000. – 256 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.- 861с.

Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2005. – 356 с.

Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2008.-752 с.

Лазуренко С. Проблемы экономической науки // Вопросы экономики. – 2005. - № 10 . –С.69-75

Маевский В.О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С. 58-62

Современная экономика. / Под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов – на - Дону: Феникс, 2007. – 544 с.

Цапелик В.Е. Современный этап экономической науки // Общество и экономика. – 2006. - № 8. – С. 19 – 31.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- 356 с.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА - М, 2008. – 714 с.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 655 с.

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – С 85.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- С. 105.

Курс экономики. Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2002. – 356 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.- 861с.

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – 896 с.

Маевский В. О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С. 58-62

К концу 2007 года сформировалась достаточно четкая обновленная концепция по вопросу дальнейшего развития экономических преобразований в России с целью преодоления недостатков переходного периода. Можно отметить пять основных характеристик проводимого курса.

Первый показатель – относительно устойчивая и достаточно высокая динамика экономики России за последние 10 лет. За этот период среднегодовой темп роста ВВП в России – около 7%, в то время как темпы развития мировой экономики – около 4%. Устойчивый рост ВВП сопровождается все большим вхождением России в мировую экономику, о чем свидетельствует рост прямых иностранных инвестиций в нашу экономику.

Второй показатель: поворот в сторону государственного участия в развитии реальной экономики при сохранении государственного регулирования на уровне макроэкономики, которое помогает сдерживать инфляцию, укреплять национальную валюту, увеличивать золотовалютные запасы страны. Фактически взят курс на тесное взаимодействие двух секторов экономики – государственного и частного, с перспективой изменения баланса в пользу частного сектора. Важно отметить, что государственные предприятия функционируют по законам рынка. Кроме того, открыта возможность их приватизации.

Некоторые экономисты и политики выражают озабоченность фактом усиления активности государства в России начала XXI века по сравнению с положением в середине 90-х годов прошлого века, считая этот факт признаком отступления от принципов рынка. Конечно, здесь важно соблюдать чувство меры, а также учесть специфику перехода к рынку в России. Преобладающая часть «новых русских» приватизировала топливно-сырьевые отрасли и возникла опасность глубокой односторонней сырьевой ориентации, которая могла привести страну к роли второстепенного члена мирового сообщества. Государство объективно вынуждено было внести коррективы в ход макроэкономических процессов. Начавшаяся перестройка структуры экономики отразилась в том, что темпы роста в обрабатывающих отраслях в 4-5 раз выше, чем в сырьевых.

Третий показатель – перевод экономики на инновационные рельсы. Еще во времена СССР сложилась ситуация, когда новые технологии применялись относительно активно только в сфере оборонных отраслей, а в остальных отраслях прогресс проявлялся очень медленно. Реформаторы 90-х годов прошлого века в России считали, что технический прогресс получит мощное ускорение автоматически под воздействием рыночной конкуренции. Так действительно происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Но наши предприниматели еще не все поняли необходимость НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и обновления основных фондов. Упор был сделан на целенаправленное государственное регулирование в деле стимулирования модернизации производства, в том числе на более активное использование технологий двойного назначения – военного и гражданского. Опыт США однозначно свидетельствует об эффективности такого подхода.


Четвертый показатель: использование для развития экономики средств, полученных за счет роста мировых цен на экспортируемое сырье. Создан солидный стабилизационный фонд и его не нужно прятать в запас (точнее, создать разумный научно обоснованный резерв), а более смело использовать для подъема экономики и жизненного уровня населения. В том числе в качестве внутренних источников кредитования производственной активности. Целесообразным предоставляется решение о разделе стабилизационного фонда на Резервный и Фонд национального благосостояния.

Пятый показатель: ориентация экономики и политики государства на подъем уровня жизни населения. Серьезный разворот экономики к социальной сфере обозначили четыре национальных проекта – по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства. Важно, чтобы эти программы приобрели не одноразовый, а долгосрочный, многолетний характер. В первую очередь это должно сказаться на выходе России из демографического кризиса как в целом по стране, так и в особенности в плане размещения населения по территории страны. За Уральским хребтом территория страны в 5 раз больше, чем ее европейская часть, а живет там менее 1/5 населения, причем идет из этих районов процесс оттока в европейскую часть. Необходимо создать более привлекательные социально-экономические условия в регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

Обобщая сказанное по поводу перспектив и основных направлений в развитии страны на ближайшую перспективу, можно предстоящие задачи обозначить как вариант развития по пути модернизации. Это последовательное реформирование институтов гражданского общества, совершенствование законодательства, создание институтов развития, ответственных за инновации и инвестиции. Путь модернизации – это не просто набор инвестиционных проектов. Их необходимо связать общей логикой, целями, системой мер по реализации. При подготовке и реализации программ следует учитывать интересы различных групп российского общества, находить и устранять противоречия между ними.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому и высокому росту экономики страны. Возникнут условия для усиления социальной направленности, развития человеческого капитала, создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать в России основы социального рыночного государства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие показатели характеризуют застойные явления в экономике?

2. Имеются ли положительные качества в командной экономике?

3. Назовите основные этапы в процессе эволюции экономики в СССР.

4. Каково основное содержание концепций «градуализма» и «шоковая терапия»?

5. Охарактеризуйте главные условия перехода от социализма к капитализму.

7. Что такое российский приватизационный чек?

8. В чем причина трансформационного спада в экономике?

9. Экономические результаты первого этапа приватизации в России.

10. Принципы участия государства в переходной экономике РФ.

Список литературы

1. Курс экономической теории: учебник / под ред. проф. М.Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселевой – 5-е издание. – Киров: АСА, 2006.

2. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинов. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.- 293с.

3. Носова С.С. Экономическая теория: краткий курс. – М. Владос, 2003.

4. Переход к рынку. Концепция и программа. – М.: «Архангельское», 1990.

5. Примаков Е. 2007 год: прощание с псевдолибералами // Российская газета. – 2008.-№5.- 15 янв.

6. Ясин Е. Российская экономика - истоки и панорама рыночных реформ. - М., 2003.

7. Основы общей экономической теории: учеб. пособие/Б.В.Зайцев и др.; под общей ред. И.А.Хисамутдинова.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002.

ТЕСТЫ

1. Застой в экономическом развитии страны означает:

а) отсутствие экономического роста ВВП в динамике;

б) снижение уровня ВВП в динамике;

в) сохранение постоянного темпа роста ВВП;

г) снижение темпов роста ВВП по сравнению с потенциально возможным.

2. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что:

а) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой для общества, чем возможный спад производства;

б) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

в) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства;

г) необходимо длительное время для переходного периода.

3. Переходная экономика - это экономика, в которой:

а) сочетаются элементы рыночной и командной системы;

б) формируется новая система социально-экономических институтов;

в) элементы рыночной системы сочетаются с национальными ценностями;

г) прежняя система экономических институтов разрушается и реформируется.

4. Основным инструментом приватизации в России был:

а) вексель;

б) ваучер;