Расчет износа резины для осаго. Расчет износа автомобиля по осаго: методика рса и критерии оценивания.

После недавних правок в законодательство при расчете ОСАГО также было введено правило, которое предусматривает расчет износа комплектующих в процессе оценки ущерба транспортного средства. При этом далеко не все знают о том, как производится расчет износа по ОСАГО, чем пользуются страховщики, намеренно занижая общую стоимость компенсации.

На данный момент Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года, является основным документом, в соответствии с которым регулируются выплаты компенсаций, а также порядок вычисления суммы возмещения.

Среди самых важных и необходимых разделов этого документа, которые должны обязательно учитываться в процессе расчетов, стоит выделить следующие:

Помимо этого, определение степени износа различных комплектующих в машине рассчитывается в соответствии с пунктом №63 действующих правил ОСАГО и Постановлением Правительства №263, изданным 7 мая 2003 года.

Не стоит забывать о том, что страховые компании также должны использовать эти нормативные документы как основополагающие элементы своей работы, а в противном случае они подвергаются серьезной административной ответственности. Если будет зарегистрировано массовое нарушение действующего законодательства, в конечном итоге страховщика полностью лишают лицензии на ведение этой деятельности.

Расчетом величины износа должна заниматься профессиональная независимая экспертиза, и в преимущественном большинстве случаев речь идет об определенной организации, заключившей договор со страховщиком. Вполне естественно, что при таком соглашении оценка производится не объективно, и величина износа чаще всего завышается. Именно поэтому специалисты рекомендуют самостоятельно разобраться в тонкостях расчета износа по ОСАГО.

Относительно недавно появился специализированный сборник, включающий в себя различные детали и запчасти, на основе которого рассчитывается их степень износа. Если партнер страховой компании вынес неудовлетворительный результат, потерпевший может обратиться к какой-нибудь другой компании для проведения аналогичной процедуры и сравнить результат.

В некоторых ситуациях проведение такой проверки способствует положительному решению вопроса в судебном порядке, потому что страховым компаниям достаточно часто просто невыгодно выплачивать полную стоимость ущерба, нанесенного потерпевшему. При этом не стоит забывать о целом ряде нюансов, которые относятся к процедуре оценки износа авто и отдельных его комплектующих.

Состав расходов

Составление сметы восстановительных мероприятий позволяет определиться с наиболее вероятной суммой затрат, необходимых для полного восстановления транспортного средства в прежнее состояние.

Проведение расчета осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • при оценке ущерба не учитываются средства, которые требуются для ремонта сломанных узлов;
  • общий список повреждений, принесенных дорожным происшествием, составляется в процессе проведения первичного осмотра, и в дальнейшем уже уточняется после того, как будут проведены дополнительные исследования;
  • для того чтобы определить точную сумму, в качестве основы используются ценовые показатели, актуальные для даты аварии, и при этом принимаются во внимание границы и условия различных экономических регионов;
  • общая стоимость комплектующих устанавливается в соответствии с относительными потерями в цене различных запчастей транспортного средства, а также их функциональных параметров и ресурса в процессе эксплуатации транспортного средства;
  • в список затрат входят издержки, необходимые для выполнения восстановительных работ, а также сменные детали конструкции, необходимые для ремонта автомобиля, но при этом сюда не включаются расходы для модернизации, улучшения или обеспечения действий вспомогательного и временного характера.

Таким образом, общая сумма средств, необходимых для проведения полноценного ремонта транспорта, рассчитывается путем сложения общей стоимости ремонта, издержек для оплаты услуг специалистов и общей стоимости деталей, которые придется ставить вместо поврежденных.

При составлении выводов полученный результат обязательно округляется до сотен рублей, а погрешность экспертных расчетов не должна составлять более 10% за исключением тех случаев, когда проводится смена комплектующих на б/у

Конфликт интересов

Конфликт интересов страховщика и пострадавшего возникает по той причине, что достаточно часто средств, которые рассчитали эксперты страховой компании в соответствии с износом, сильно не хватает для проведения полноценного ремонта транспортного средства, что вызывает вполне справедливое недовольство у его владельца. Многие просто не понимают, почему приходится выплачивать деньги из своего кармана для проведения ремонта.

Страховщику же выгодно учитывать степень износа, потому что за счет этого можно существенно снизить общую сумму выплаты. С их точки зрения, страховщик обязан обеспечить полноценное возмещение полученного ущерба, а не заниматься приобретением новых комплектующих вместо отживших свое. Помимо этого, разногласия возникают еще и на почве неоднозначности различных законодательных актов, в соответствии с которыми регламентируется эта проблема.

В Законе об ОСАГО нет ничего по поводу того, что при возмещении суммы ущерба устанавливаются какие-либо ограничения, то есть страховая компания обязана полностью компенсировать владельцу машины сумму, необходимую для ее ремонта. В Правилах, которые приняли после определенного времени, уже присутствует пункт об износе, но в данном случае именно закону предоставляется первостепенная значимость, поэтому трактуют законодательство все по-своему.

В связи с этим многие задаются вопросом о том, получится ли взыскать сумму износа с виновника ДТП. Судебная практика же показывает, что если виновник происшествия оформил страховой полис, то значит он не должен возмещать потерпевшему никаких убытков, так как это уже входит в компетенцию его страховой компании. Помимо этого, если страхователи подают в суд на своего страховщика, в таких ситуациях решение выносится в пользу компании.

Также не берется во внимание такой факт, что сломанные детали или узлы могут заменяться не новыми комплектующими, а уже бывшими в употреблении, и никак не предусмотрено, как в такой ситуации должны проводиться начисления износа. Стоит отметить, что в некоторых ситуациях пострадавшим владельцам удавалось компенсировать полную сумму ущерба без какого-либо учета износа, но сделать это достаточно сложно.

Ключевые моменты расчета износа по ОСАГО

Если в результате дорожного происшествия были нанесены повреждения имуществу пострадавшего, то в таком случае вычисление убытков, которые будут возмещаться по страховому полису ОСАГО, осуществляется следующим образом:

  • определяется разность между реальной стоимостью объекта на момент произошедшего инцидента и остатков, которые еще пригодны для продажи, если проведение ремонта является невозможным или его стоимость будет достигать цены ремонтируемого транспортного средства;
  • вычисляется сумма, необходимая для проведения полного спектра мероприятий, обеспечивающих восстановление того состояния транспортного средства, в котором оно было на момент ДТП.

Порядок расчетов никоим образом не зависит от выбранной формы покрытия, то есть потерпевший может выбирать ремонт или получение соответствующей денежной компенсации, но в любом случае вычисление нужного объема средств будет проводиться одинаково. Затраты, необходимые для покупки всех комплектующих, определяются с поправкой на износ отдельных запчастей, которым требуется замена, но начисляемая амортизация не должна быть больше половины от общей стоимости сломанных деталей.

Сменные комплектующие

Общее количество и перечень деталей, которые требуются для проведения ремонтных работ, определяется составленным регламентом, который разрабатывался производителями конкретных моделей авто. Если такие рекомендации не предусмотрены, то в таком случае используется информация, которая относится к аналогичным транспортным средствам, а помимо этого берутся в учет также ограничения и характеристики товарных рынков. К примеру, некоторые комплектующие можно приобрести исключительно в комплекте.

Расчет суммы, необходимой для покупки запчастей, осуществляется с учетом таких условий:

  • наименования узлов должны записываться полностью, причем их указывают на русском языке и в полном соответствии с тем, как их записывает каталог производителя для конкретной модификации авто;
  • смена детали должна осуществляться с обеспечением полной безопасности транспортного средства, а сами работы должны проводиться в полном соответствии с руководством производителя, а также действующим законодательством России о безопасности транспортного движения;
  • должны учитываться ситуации, при которых техническая документация для полноценного восстановления повреждений предусматривает необходимость в применении специальных ремонтных комплектов;
  • если на рынке есть возможность приобрести восстановительные комплектующие, которые допускаются к использованию производителем транспортного средства, их можно использовать с тем условием, что из-за этой замены не пострадает степень надежности автомобиля;
  • стоимость запчастей берется из специальных электронных баз или различных справочников, а если сделать этого нельзя, их цена определяется в соответствии с информацией, полученной из статистического наблюдения продавцов, ведущих свою деятельность на территории, где произошло ДТП.

Замена деталей

В соответствии с нормами действующего законодательства сумма, необходимая для проведения ремонта и возмещаемая пострадавшему в аварии, снижается на общую степень амортизации деталей, которые нельзя восстановить в прежний вид. На те детали, состояние которых оценивается на порядок хуже по сравнению со всей машиной, может осуществляться начисление дополнительного индивидуального износа.

Чаще всего потеря потребительских качеств комплектующих является следствием всевозможных нарушений в технологии проведения восстановительных работ или повреждений лакокрасочного кузовного слоя. К примеру, если появляются следы сильной коррозии, то в таком случае используется 25%-ый множитель.

Износ равен нулю для тех комплектующих, поломка которых в соответствии с ПДД полностью запрещает эксплуатацию транспортного средства.

К таким комплектующим относятся:

  • ремни и подушки безопасности;
  • элементы тормозной системы;
  • сцепление;
  • рулевой механизм.

Если замена детали не проводилась на протяжении всего срока использования автомобиля, то в таком случае его пробег и возраст указываются как равные соответствующим показателям автомобиля. В тех случаях, когда замена комплектующих до возникновения аварийной ситуации может быть доказана документально, данные показатели вычисляются как разность между датой установки новой детали и параметрами авто.

Интервал использования деталей определяется в годах с даты начала использования автомобиля или же его установки при проведении ремонта. Если нет возможности определить конкретную дату начала использования, то в таком случае данная дата указывается как 1 января того года, в который была выпущена эта запчасть.

Пробег транспортного средства зачастую указывается на одометре, но если он сломался или машина явно не соответствует приведенному там значению, в качестве основы берется усредненная справочная информация, которая указывается в соответствующей Методике. К примеру, легковые автомобили, находящиеся во владении физического лица и использующиеся в основном только в Московской области, в среднем проезжают за год 18 000 км, что указано в том документе.

Если на детали была обнаружена сквозная коррозия, то независимо от всех остальных параметров ей устанавливается максимальная степень износа.

Шины

Для вычисления износа шины используется:

Процентный показатель износа покрышек вычисляется по следующей формуле: 100%*(НН-НФ)/(НН-НДОП). При этом стоит отметить, что после определения возраста шины может добавляться еще один множитель, который достигает 15% при эксплуатации покрышки в течении 3-5 лет или 25% при более длительном использовании.

Исключения в схеме

В процессе создания действующего законодательства был также указан перечень деталей, для которых страховщиком не должен учитываться износ, и касается это следующих запчастей:

  • подушки и ремни безопасности;
  • баллоны, установленные в пневматической системе тормозов, и остальные ее комплектующие;
  • гидравлические усилители тормозов;
  • реле магнитного клапана и гидронасоса АБС;
  • барабаны и тормозные колодки;
  • всевозможные датчики;
  • тормозные диски любых колес;
  • тяга и суппорты тормозной педали;
  • основные комплектующие рулевого механизма;
  • шаровые наконечники.

При этом стоит отметить, что в данном случае процесс вычисления может несколько отличаться от того, как ведется расчет аналогичных параметров при компенсации по КАСКО, и для проведения такой процедуры уже потребуется использование специальных постановлений Минюста.

К механизмам, деталям и узлам, не указанным в данном перечне, должны использоваться стандартные формулы, которые были разработаны РСА и Государственной Думой.

Стоит отметить, что по отношению к некоторым комплектующим используются особые коэффициенты, что нужно учитывать при проведении самостоятельных вычислений

Значение коэффициентов

Транспортное средство Производитель Степень влияния возраста на износ Степень влияния пробега на износ
Легковые авто ВАЗ (Lada), ГАЗ, ЗАЗ, ТагАЗ, УАЗ 0.057 0.0030
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0.057 0.0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo 0.042 0.0023
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac 0.034 0.0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0.052 0.0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0.049 0.0025
Грузовые авто любые 0.077 0.0023
Автобусы 0.113 0.0008
Трамваи и троллейбусы 0.098 0.0008
Грузовые прицепы и полуприцепы 0.09 0
Легковые прицепы и полуприцепы 0.06 0
Сельскохозяйственная техника 0.15 0
Скутеры любые 0.09 0
Мотоциклы 0.07 0
Велосипеды 0.04 0

Часто задаваемые вопросы

Как проводится расчет износа? Износ рассчитывается в соответствии с «Положениями о единой методика определения объема расходов для ремонта повреждений транспортных средств». При этом все расчеты проводятся в соответствии с датой аварии, а не оценки, и начисление износа осуществляется только на заменяемые, а не ремонтируемые комплектующие.
От чего он зависит? Износ зависит от пробега автомобиля и срока эксплуатации поврежденных механизмов и деталей. Также есть ряд факторов у шин, которые в основном связаны с особенностями протектора и сроком эксплуатации.
Какой предельно возможный процент износа? Максимальный процент износа в соответствии с нормами по ОСАГО не может быть больше 50% от общей суммы узлов, деталей и агрегатов автомобиля.
Можно ли взыскать ущерб с виновника? Судебная практика показывает, что сделать этого нельзя, потому что он ранее застраховал свою ответственность и переложил все обязанности по выплате на страховую компанию.

Сегодня согласно законодательству гражданам, попавшим в ДТП и имеющим действующий полис ОСАГО, страховая компания будет обязана возместить ущерб. Но сумма напрямую будет зависеть от величины износа автомобиля, отдельных его деталей.

Процесс расчета можно осуществить самостоятельно, но у него имеются некоторые важные особенности.

Что это такое

На данный момент расчет величины возмещения, выплачиваемой при возникновении ДТП и обращении в страховую, обязательно осуществляется с учетом износа транспортного средства.

Учет износа по ОСАГО – процесс вычисления снижения стоимости узлов, отдельных деталей и всего автомобиля в целом.

Причем процесс вычисления, а также сам факт износа транспортного средства достаточно подробно освещается в действующем на территории РФ законодательстве. При этом износ может быть нулевым даже на не новом транспортном средства.

Подобное возможно при замене всех комплектующих, которые тем или же иным образом влияют на безопасность дорожного движения. Полный перечень таких деталей отражается в .

Наиболее существенные факторы, которые в первую очередь влияют на величину износа:

  • дата выпуска транспортного средства;
  • величина пробега автомобиля.

При этом с учетом всех наиболее существенных факторов стоимость транспортного средства при не интенсивном износе его может быть снижена на 8-15% в течение одного года.

На данный момент существует целых 5 различных способов осуществления расчета величины данного показателя. При этом узаконенной и обязательной к использованию является только одна. Износ деталей по ОСАГО вычисляется с использованием специализированной формулы.

Какими законодательными актами регулируется

На данный момент основополагающим документом, который осуществляет регулирование возмещения убытков и в том числе порядок вычисления величины возмещения является . (в редакции от 28.11.15 г.).

Наиболее существенными разделами данного закона, которые необходимо обязательно учитывать при вычислении, являются:

  • – кто имеет право на получение рассматриваемого типа компенсационных выплат;
  • – непосредственно осуществление различного рода компенсационных выплат;
  • – как происходит взыскание выплат компенсационного характера в случае, когда это требуется;
  • – определение размера выплаты страхового типа, а также порядок осуществления данной процедуры;
  • – как должна осуществляться независимая экспертиза в случае возникновения такой необходимости;
  • – вопрос обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств.

Также вопрос вычисления величины износа по ОСАГО затрагивается в следующих нормативно-правовых документах:

Следует помнить, что все страховые компании обязаны вести свою деятельность именно в рамках обозначенных выше законодательных актов. В противном случае на них будет наложена серьезная административная ответственность.

В случае массового нарушения действующего законодательства возможно даже лишение компании лицензии.

Кто выполняет

Процедуру расчета величины износа осуществляет независимая экспертиза. Обычно с подобным учреждением у страховой компании заключен специальный договор. Но при этом необходимо помнить, что в большинстве случаем подобного рода учреждения осуществляют оценку не объективно, повышая величину износа.

Потому стоит обязательно самостоятельно разобраться, как считают износ по ОСАГО.

Относительно недавно был выпущен специальный сборник различного рода деталей, запасных частей – на основании именно его должен в обязательном порядке выполняться процесс расчета.

Если результат экспертизы, сделанный партнером страховой компании, пострадавшего не удовлетворил, ему можно обратиться в компанию, которая специализируется на проведении аналогичных экспертиз.

В некоторых случаях это позволяет разрешить ситуацию через суд. Так страховым компаниям всегда невыгодно выплачивать полную стоимость нанесенного своему клиенту ущерба.

Следует помнить о множестве нюансов, непосредственно связанных с процедурой оценки величины износа автомобиля, отдельных его узлов.

Методика и формула расчета износа автомобиля по ОСАГО

На данный момент для каждого отдельного узла автомобиля существует специальная формула вычисления величины износа.

Для расчета данной величины относительно кузова автомобиля:

Икуз=100×(1-e^(-(4*Tкуз)/(20+4*Тск))),

Икуз количественная величина износа кузова;
Е – основание натурального логарифма;
Ткуз – возраст конкретного транспортно средства;
Тск – представляемая заводом-изготовителем гарантия от производителя (АМТС).

Величина износа шин транспортного средства осуществляется следующим образом:

Иш=(Нн-Нф)/(Нн-Ндоп)*100%,

Иш – количественная величина износа шины;
Нн – высота проектора новой шины конкретной модели;
Нф – высотка протектора старой шины;
Ндоп – минимальная возможна для нормальной эксплуатации резины величина.

Износ аккумуляторной батареи вычисляется по следующей формуле:

Иак=Так/(Т_ак^н)*100%,

Иак – износ аккумуляторной батареи;
Так – возраст аккумуляторной батареи;
Тнак – каков установленный законодательством срок службы конкретной батареи.

Формулы рассматриваемого типа разработаны Государственной Думой для каждого узла автомобиля, который может пострадать каким-либо образом в аварии.

Потому если расчет выплат по ОСАГО с учетом износа конкретный гражданин желает осуществить самостоятельно, то ему необходимо будет в обязательном порядке использовать специализированные формулы. Сами по себе они не сложны. Следует лишь правильно подбирать коэффициенты.

Пример

При возможности стоит обязательно ознакомиться с примером осуществления расчета величины износа по ОСАГО. Для этого лучше воспользоваться формулой:

И=Иост+(Ипр-Иост)*Р/Рпр,

И – величина физического износа ТС;
Иост – размер износа детали остаточный;
Ипр – предельно возможный допустимый износа;
Р – уже израсходованный износ системы;
Рпр предельная величина ресурса определенной детали системы.

Заданы следующие условия:

Ипр 80%
Иост 20%
Р 5%
Рпр 100%

Процесс вычисления выполняется нехитрой подстановкой соответствующих значений в обозначенную выше формулу:

20%+(80%-20%)*5%/100%=23%

При заданных условиях получаем, что величина износа составляет всего 23%. Потому страховая компания в данном случае должна будет возместить ущерб в размере оставшихся 77% от стоимости поврежденного имущества.

Обозначенная выше формула является универсальной, применить её возможно к любым деталям транспортного средства.

Максимальный

Ранее размер максимально возможного износа по ОСАГО составлял целых 80%. Что составляет достаточно существенную величину. Например, в случае рыночной стоимости автомобиля величиной в 1 млн. рублей его владелец получал только лишь 200 тыс. рублей.

Что достаточно не выгодно и с точки зрения логики, экономики в корне неверно. Именно поэтому с 01.10.14 г. были приняты определенные поправки к действующему в этом направлении законодательству.

После введения рассматриваемого типа поправки максимальная величина износа будет составлять целых 50%. Данный момент закреплен на законодательном уровне, нарушение его приводит к серьезной административной ответственности.

Большинство водителей считают данные поправки справедливыми, так как страховые компании и так получают достаточно большой доход от ведения своей деятельности.

При этом детали, которые существенно влияют на безопасность движения, оплачиваются страховщиком всегда в 100% размере – вне зависимости от наличия износа и иных факторов, влияющих на стоимость.

На какие детали учитывается, а на какие нет

При формировании законодательства, которое регулирует вопрос рассматриваемого типа, было составлено два специализированных перечня деталей, для которых:

  • страховщик износа никогда не учитывает;
  • износ учитывается в обязательном порядке.

Сегодня износ следующих деталей при вычислении рассматриваемым способом не осуществляется:

  • ремни и подушки безопасности;
  • баллоны пневматической системы тормозов;
  • остальные составные части пневматической системы тормозов;
  • перепускные клапаны тормозной системы;
  • электронные блоки пневматической тормозной системы;
  • гидравлические усилители тормозов;
  • реле гидронасоса АБС;
  • реле магнитного клапана АБС;
  • тормозные колодки и барабаны;
  • датчики:
  • износа тормозных колодок;
  • положения тормозной педали;
  • тормозные диски передних и задних колес;
  • суппорты и тяги педали (тормозной);
  • составные части рулевого механизма;
  • шаровые наконечники.

Полный перечень деталей, износ которых не должен учитываться при вычислении денежной компенсации, утвержден .

При этом следует учитывать, что процесс вычисления несколько отличается при осуществлении расчета КАСКО. Для такой процедуры необходимо будет использовать специальные постановления Минюста.

К узлам, деталям и механизмам, которые не вошли в обозначенный выше перечень, применяются стандартные разработанные страховщиками совместно с депутатами Государственной Думы формулы.

Причем для некоторых деталей устанавливаются специальные коэффициенты. Данный момент необходимо учитывать при самостоятельном осуществлении расчета.

Что делать, если СК обманывает

Разобраться самостоятельно, какой процент износа автомобиля по ОСАГО, достаточно просто. Именно поэтому нередко возникают ситуации, когда простые страховщики узнают о факте наличия мошенничества со стороны страховой компании на этапе вычисления величины ущерба.

В такой ситуации стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

  • заказать платную независимую экспертизу;
  • сформировать исковое заявление в суд;
  • ожидать судебного заседания.

Рассматриваемого типа судебная практика крайне неоднозначна. Именно поэтому необходимо будет заранее ознакомиться с ней.

Также стоит проконсультироваться с квалифицированным юристом по данному вопросу. Возможно, именно это позволит разрешить дело именно в пользу потерпевшего.

Вся сложность обычно заключается в наличии грамотного юриста у страховой компании. И если ущерб был занижен незначительно, вернуть средства будет достаточно сложно.

Сегодня процедура вычисления износа по ОСАГО имеет очень большое количество самых разных нюансов и особенностей. Именно поэтому стоит внимательно ознакомиться с действующим по этому поводу законодательством.

Видео: Износ автомобиля. Методика расчета

Действующий расчет износа автомобиля впервые был внедрен РСА в 2014 году, что было обусловлено сильным разбросом цен на запчасти, работы и восстановительный ремонт. Разработчиком ключевого документа со сложным названием «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» выступил Центробанк РФ.

В материале, посвященном подробно описано, на что опирается эксперт при расчете износа, товарной стоимости остатков и всей процедуре, а в данной статье рассмотрен непосредственный порядок расчета износа ТС. Практическая польза этого процесса состоит в определении разницы между стоимостью новой детали и изношенной.

Итак, законодательные нормы оговаривают четыре типа комплектующих ТС, связанных с износом:

  • деталей, узлов, агрегатов;
  • шин транспортного средства;
  • находящихся в худшем состоянии против всего ТС;
  • элементов, для которых значение износа равно 0.
  • Ниже рассмотрен порядок оценки каждой группы комплектующих ТС.

Износ комплектующих

Для оценки величины износа специалисты применяют сложную формулу. Она включает частные факторы, связанные с конкретным ТС, и общие, что применимы ко всем транспортным средствам данного типа:

В данной формуле присутствуют следующие показатели:

  • Ики - износ комплектующего, исчисляемый в процентах;
  • е - натуральный логарифм, принимаемый равным 2.72;
  • ΔТ - коэффициент отношения срока эксплуатации комплектующего к износу;
  • Тки - срок эксплуатации агрегата в годах;
  • ΔL - коэффициент отношения пробега ТС к износу конкретной детали;
  • Lки - пробег ТС в тысячах километров.

Параметры ΔТ и ΔL,в отличие от показателей конкретного транспортного средства, принимаются равными среднестатистическому возрасту транспортного средства и его пробегу. В частности, показатель срока эксплуатации отечественных автомобилей - ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ или ТагАЗ - принимается за 0,057, а среднего износа - за 0,003.


В Положении «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» значится параметр, касающийся усредненного пробега транспортных средств. Он описан в Приложении 8 и применяется для ряда показателей вышеприведенной формулы. Законодатель считает, что в той же Адыгее легковой автомобиль физического лица проезжает 14, юридического - 22, грузовое ТС - 55, а такси и автобусы - 80 тыс. км.

Данные цифры получены на основании многолетней работы и, вероятнее всего, недалеки от истины. Но применяют среднестатистический пробег только в случае, когда одометр транспортного средства сломался в результате ДТП или не функционировал!

Износ шин

Для определения износа шин применяют куда более простую формулу, однако покрышка возрастом от трех до пяти лет считается дополнительно изношенной на 15%, а в возрасте старше - на 25%.

В этой формуле используются следующие коэффициенты:

  • Иш - износ шины;
  • Нн - высота протектора у новой покрышки;
  • Нф - фактическая высота протектора;
  • Ндоп - минимальная допустимая высота протектора согласно закону.

Износ деталей и агрегатных узлов

Приложение № 6 Методики оговаривает повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов, которые находятся в худшем - по отношению ко всему транспортному средству - состоянии. На практике это означает, что битые, крашеные, колотые запчасти оцениваются на порядок ниже визуально исправной. В представленной ниже таблице приведены значения таких коэффициентов.

№пп
Показатель
Коэффициент
1
Повышенная коррозия
25%
2
Повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП
30%
3
Видимые следы ремонта с нарушением технологии
40%
4
Дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к ДТП
25%
5
Ремонтные врезки, вставки, армирование
40%
6
Царапины, сколы и потертости фар и фонарей
45%
7
Повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП
40%

Комплектующие, не подверженные износу

В Положении есть третья категория комплектующих, которые попадают в категорию «не подвергаемые износу». Их количество велико и достигает 102 штук, и их основной признак - выполнение функций по обеспечению активной и пассивной безопасности транспортного средства. В частности, туда относятся пиропатроны и подушки безопасности, элементы гидравлической и пневматической системы тормозов, элементы рулевого управления, опорно-сцепные устройства (включая трамвайные).

Список комплектующих, представленный в Положении, нельзя считать всеобъемлющим. В нем отсутствуют такие элементы, как стекла (априори не подверженные износу), часто страдающие в «тычковых» ДТП фары и фонари, элементы крепления радиатора и вентилятора (допустим, «телевизор»), многие другие. Если детали ходовой части можно приравнять к расходным материалам и начислить износ, то ряд конструктивных элементов автомобиля служат десятки лет без утраты функций.