Пользователи бухгалтерской отчетности имеющие преференции. Кто является пользователями бухгалтерской отчетности

Пользователь бухгалтерской отчетности – это юр. или физ. лицо, заинтересованное в информации об организации (п. 4 ПБУ 4/99).

Пользователи информации делятся на две основные группы - внутренние и внеш ние .

Внутренние пользователи используют информацию бо для обоснования и принятия различных управленческих решений, для разработки стратегии и тактики функционирования и развития организации.

Руководителям и менеджерам необходима информация о текущем и перспективном финансовом состоянии организации. Работники заинтересова­ны в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест.(совет директоров, правление, руководители подразделений, менеджеры, служащие).

Внешние пользователи – это физ и юр. лица, которые в своей деятельности применяют информацию о данном п/п.

Поль­зователи с прямым финансовым интересом - это собственники, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитующие банки, по­ставщики организации. Они заинтересованы в информации о рис­кованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; способности организации выплачивать дивиденды. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации о пла­тежеспособности организации, позволяющей своевременно пога­сить обязательства.

Косвенный финансовый интерес возникает у пользователей для определения перспектив сотрудничества. Например, налоговые и финансовые органы , которые заинтересованы в информации о налогооблагаемых показателях, которые в основной отражается в бо. Обслуживающие банки и страховые организации - оценивают возможность заключения до­говоров по расчетно-кассовому обслуживанию и договоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в инфор­мации по осуществлению возложенных на них функций: распре­делению ресурсов, регулированию экономики, разработке и реа­лизации общегосударственной политики. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности орга­низации. Аудиторские организации подтверждают достоверность бо, а так как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовый интерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.

Пользователи без финансового интереса - ор­ганы статистики, арбитраж, биржи.

На основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности заинтересованные пользователи анализируют имущественное и финансовое положение организации, ее платежеспособность, финансовые результаты, эффективность деятельности и исполь­зования ресурсов.

Вопрос 4. Состав бухгалтерской отчетности.

Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бо. О/я должна составлять отчетность кумулятивным способом , т.е. нарастающим итогом с начала года.

О/ии, имеющие дочерние общества, помимо собственного бо, составляют также консолидированную (сводную) отчетность, включая отчеты дочерних обществ. О/ии, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, выделенные на отдельные балансы, включают показатели их деятельности в показатели форм своей отчетности.

К приказу Минфина № 66н «О формах бо о/ий» в приложении приведены формы отчетности, носящие рекомендательный характер. О/я может разрабатывать собственные формы на основе образцов.

Согласно ПБУ «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» 3/2000 и ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» 4/01 о/я может вносить в отчетность дополнительные сведения. Эта дополнительная информация может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков, диаграмм и, как правило, она раскрывается в пояснительной записке.

Каждая из форм отчетности должна содержать следующие реквизиты: -наименование организации; отчетная дата, отчетный период; вид деятельности; организационно-правовая форма; место нахождения, адрес; единица измерения; дата утверждения; дата отправки.

В настоящее время о/ии представляют в обязательном порядке годовую и промеж.о.

Состав годовой бо определен Законом № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, а конкретный перечень форм, сроки представления зависят от длительности охватываемых отчетностью периодов.

Промежуточная бо состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

Годовая включает (п.1 ст.14 ФЗ 3 402-ФЗ,):

форма бухгалтерского баланса; форма отчет о прибылях и убытках;

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

форма отчета об изменениях капитала; форма отчета о движении денежных средств; форма отчета о целевом использовании полученных средств; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (ранее – пояснительная записка произвольной формы, а теперь в виде формы 5); итоговая часть аудиторского заключения или заключения ревизионного союза с/х кооперативов.

В состав годовой бо в Законе № 402-ФЗ не включены аудиторское заключение и пояснительная записка. Если о/я подлежит обязательному аудиту бо, то к отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения (п. 41 ПБУ 4/99).Что же касается пояснительной записки, то ее формирование, как пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, регулируется ПБУ 4/99 .

О/ии - субъекты малого предпринимательства формируют бо по следующей упр.системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей;

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация.

О/ии - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бо в общеустановленном порядке.

Некоммерческие о/ии в состав годовой бухгалтерской отчетности включают: бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

Уровень развития рыночных отношений и финансового рынка будет одним из основных факторов, влияющих на информативность отчетности.

Российская экономическая система все еще находится в стадии формирования, что приводит к тому, что потребности основных пользователей отчетности не проработаны.

Стоит сказать - пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Стоит сказать - пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:

1. Внутренние пользователи, такие как администрация организации, руководители подразделений, служащие, менеджеры, имеют ϲʙᴏбодный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые решения.

2. Внешние пользователи функционируют вне организации, и их следует разбивать на следующие подгруппы:

  • с прямым финансовым интересом;
  • с косвенным финансовым интересом;
  • без финансового интереса.

Стоит сказать - пользователи с прямым финансовым интересом - участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы (в т.ч. поставщики), а также кредитующие банки, кᴏᴛᴏᴩые на базе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Прямой интерес пробудет в заинтересованности пользователя результатами деятельности организации. Предмет анализа ϶ᴛᴏй подгруппы — финансовое положение фирмы, результаты ее работы, ликвидность баланса.

Стоит сказать - пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. К ϶ᴛᴏй подгруппе также можно отнести заказчиков, интересующихся информацией о перспективах функционирования предприятия. Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации и продолжении ее деятельности в будущем.

Стоит сказать - пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи) Стоит сказать - пользователи ϶ᴛᴏй подгруппы проявляют интерес к отчетной информации с целью:

Руководство организации для принятия стратегических и тактических управленческих решений повседневно использует информацию о деятельности экономического субъекта.

Работники организации, как пользователи финансовой отчетности, заинтересованы в информации, кᴏᴛᴏᴩая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, систему премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, другие социальные льготы, возможности дальнейшего трудоустройства.

Собственникам организации (полным товарищам, акционерам, пайщикам и т.д.) учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения дохода.

Инвесторы, вкладывающие ϲʙᴏй капитал, желают получить представление об уровне дивидендных выплат, о риске, связанном с инвестициями, и о доходе на них и, варьируя содержимым ϲʙᴏих портфелей ценных бумаг, стараются минимизировать ϶ᴛᴏт риск.

Кредиторов интересует информация об условиях кредитования фирмы, позволяющая им оценить способность организации ϲʙᴏевременно погашать основной долг и проценты по нему в перспективе.

Заимодавцев интересует информация, будут ли выплачены причитающиеся проценты в срок.

Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в коммерческих связях. Поставщиков волнует, будут ли ϲʙᴏевременно и полно осуществляться расчеты, выполняться контрактные обязательства. Покупателей интересует информация о стабильности компании.

Налоговые и финансовые органы имеют право получать не только отчетную. но и всю другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов.

Правительственные органы наделены правами получения дополнительной информации. Стоит заметить, что они заинтересованы в распределении ресурсов. Им также требуется информация для того, ɥᴛᴏбы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, распределять национальный доход.

Можно выделить также такого пользователя отчетной информации. как общественность. Общественность может включать наемных работников, клиентов, нал о го плательщиков, участников пенсионных схем, кᴏᴛᴏᴩые приобрели ценные бумаги компании, и прочих, заинтересованных в публикуемой информации лиц (финансовые аналитики, журналисты, конкуренты) Можно утверждать, что общественность в целом имеет право на получение информации о деятельности организаций, существующих в рамках экономической системы. Ее интересует благосостояние компании и диапазон сферы деятельности, что крайне важно для оценки возможного вклада компании в развитие общества. В некᴏᴛᴏᴩых случаях информация предоставляется напрямую членам профсоюзов, если предполагается расширение или сокращение штата, и т.п. Прочие заинтересованные лица и организации, непосредственно или опосредованно участвующие в капитале организации, ожидают, что деятельность продолжится, и они получат доход.

Англо-американо-голландскую модель (учетная система отличается максимальной степенью раскрытия информации, прежде всего для инвесторов и кредиторов; учетные стандарты разрабатываются при активном участии профессиональных организаций);

Континентальную модель (большая часть стран Европы. Япония, с определенной долей условности и Россия; наличие законодательного регулирования бухгалтерского учета; отчетность ориентирована на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственного регулирования);

Южноамериканскую модель (ориентация учетной системы на высокий уровень инфляции; финансовая система нацелена на государственные потребности, прежде всего налоговые, и строго регламентирована)

Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности.

Получаемые в результате обработки входящей информации показатели деятельности организации являются необходимой базой для принятия решений лицами, осуществляющими управление как непосредственно данным предприятием, так и иными связанными с ним юридическими и физическими лицами, государством и его органами. Таким образом возникает круг пользователей бухгалтерской отчетности.

Пользователь бухгалтерской отчетности согласно п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Каждая группа пользователей предъявляет свои требования к отчетности, поскольку на основе отчетной информации принимаются различные решения в отношении организации, поэтому важно классифицировать пользователей по различным признакам:

  • 1. По отношению к хозяйствующему субъекту различают:
    • - внутренние пользователи - это физические лица, сотрудники предприятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного экономического субъекта и принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия. К ним, в частности, относятся администрация, менеджеры (по различным направлениям деятельности и различным проектам), сотрудники и т. д.;
    • - внешние пользователи - это физические и юридические лица, обособленные по отношению к данному предприятию, но в своей деятельности применяющие информацию о данном предприятии.

В свою очередь внешние пользователи могут классифицироваться на:

  • а) заинтересованные лица - это внешние пользователи, принимаемые решения которых зависят от показателей деятельности предприятия. К таким пользователям могут быть отнесены учредители, собственники, займодавцы, кредиторы, акционеры, инвесторы, покупатели и заказчики, налоговые органы;
  • б) незаинтересованные лица - внешние пользователи, принимаемые, принимаемые решения которых не зависят от показателей деятельности предприятия. К ним могут быть отнесены статистические органы, биржи, общественные организации, консалтинговые организации, аудиторские организации, правительство и его органы.
  • 2. По критерию страновой принадлежности пользователей можно разделить на: бухгалтерский финансовый учет
  • - отечественные;
  • - зарубежные - ориентированы на правила составления финансовой отчетности, используемые в их странах или на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
  • 3. В зависимости от финансового интереса различают:
    • - пользователей с прямым финансовым интересом (учредители, инвесторы, подрядчики и т. д.);
    • - с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, банки, страховые компании, поставщики и покупатели и т. д.);
    • - без финансового интереса (общественность, органы статистики, средства массовой информации и т. п.).
  • 4. В зависимости от типа организации можно выделить:
    • - пользователей, имеющих интересы на международных рынках;
    • - крупные и средние организации, имеющие целью повышение своей инвестиционной привлекательности;
    • - малые организации, а также крупные и средние организации, не заинтересованные в раскрытии достоверной информации о себе.
  • 5. В зависимости от соотношения целей пользователей организации:
    • - преимущественные пользователи - имеют самые сильные факторы воздействия на отчитывающуюся организацию: финансовый интерес, непосредственный контроль, обеспеченный системой санкций, общественное мнение (например, государственные контролирующие органы);
    • - прочие пользователи.
  • 6. По критерию частоты обращения к отчетности пользователи могут быть:
    • - реальные - чаще обращаются к финансовой отчетности и предъявляют к ней свои требования, учитываемые при составлении отчетности (т. е., постоянно пользуются данными бухгалтерского учета);
    • - потенциальные - т. е., могут воспользоваться данными бухгалтерского учета. В зависимости от силы потребности в бухгалтерской информации эти пользователи превращаются в реальных.

Пользователи бухгалтерской отчетности это юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).

Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:

    Собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами.

    Органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия.

    Территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность согласно приказу Росстата от 12.08.08 №185).

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

    Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.

Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних. К внутренним пользователям относят в основном собственников предприятия, администрацию и работников предприятия.

Необходимо отметить, что в новых условиях хозяйствования значительно расширилось число пользователей отчетной информации. Кроме вышеперечисленных внешних пользователей бухгалтерской отчетности, к их числу еще относятся инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д. Такое положение изменяет роль бухгалтерской отчетности, которая превращается в уникальный источник достоверной и надежной финансовой информации о показателях хозяйственной деятельности организации.

ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два формата представления отчетности:

    бумажный;

    электронный.

В первом случае бухгалтеру или представителю организации необходимо передать отчетность налоговому инспектору непосредственно в руки или отправить по почте. Представитель организации может быть законный или уполномоченный. Законный представитель может быть указан учредительных документах, а уполномоченный должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых органах.

Если отчетность отравляют по почте, необходимо сделать опись вложения.

Для сдачи отчетности в электронном виде нужно получить согласие пользователей, которым она представляется. Отчетность можно предоставить по электронной почте или на дискетах. При этом отчетность должна быть представлена в особом формате согласно приказу МНС РФ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149. Юридическую силу подписи отчетности в электронном виде подтверждает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Порядок ее применения установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную – в течение 30 дней по окончании квартала. Конкретная дата предоставления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании года.

Датой представления бухгалтерской отчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления отчетности совпадает с выходным днем (нерабочим), то срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день. Подтвердить дату представления отчетности в электронном виде можно на основании квитанции, которую высылает по электронной почте налоговый инспектор после получения отчетности. При сдаче отчетности на дискете отметка делается налоговым инспектором на бумажном варианте. Хранить такую отчетность нужно не менее 5 лет.

Рис. 1.2.

Пользователи бухгалтерской отчетности

К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся работники организации: руководители различного уровня, экономисты, плановики, аналитики и т. п. К внешним – относятся юридические и физические лица, находящиеся вне организации.

Внешних пользователей бухгалтерской отчетности можно подразделить еще на две группы: пользователей, имеющих прямую заинтересованность в успешной деятельности организации, и пользователей, имеющих косвенную заинтересованность в успешной деятельности организации.

К первой группе относятся банки, поставщики и подрядчики, акционеры и т.п.

Вторую группу составляют налоговая служба, внебюджетные фонды, фондовые биржи, профсоюзы и т.п.

В соответствии с действующим законодательством все организации в обязательном порядке и в установленные сроки должны представлять бухгалтерскую отчетность:

· учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества (согласно учредительным документам);

· территориальным органам государственной статистики по месту регистрации;

· органам, уполномоченным управлять государственным имуществом (если организация является муниципальным унитарным предприятием);

· другим органам исполнительной власти (например, налоговым инспекциям).

В установленные адреса бухгалтерская отчетность представляется организацией в одном экземпляре бесплатно.

Для других заинтересованных пользователей, не установленных законодательством, бухгалтерская отчетность организации должна быть доступна. Они имеют право получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Исключение составляет бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, относящиеся к государственной тайне. Перечень таких сведений и порядок их представления регулируется законодательством Российской Федерации дополнительно.

В установленные законодательством адреса годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, а промежуточная – в течение 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Конкретная дата представления бухгалтерской отчетности определяется организацией самостоятельно в пределах установленных сроков. При этом срок представления годовой бухгалтерской отчетности не должен быть установлен ранее 60 дней по окончании года. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности должен быть первый следующий за ним рабочий день.

Фактической датой представления организацией бухгалтерской отчетности является или дата фактической передачи по принадлежности, или дата почтового отправления, обозначенная на почтовом штемпеле, или дата отправки по телекоммуникационным каналам.

Представлению годовой бухгалтерской отчетности должно предшествовать ее утверждение. Порядок утверждения устанавливается учредительными документами организации.

Организации, чья бухгалтерская отчетность является по законодательству публичной, обязаны ее опубликовать. Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо опубликовать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, а промежуточную – не позднее 60 дней по окончании отчетного периода.