33 нк рф торговый сбор. Где и как вводится торговый сбор

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР

(введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

Статья 410. Общие положения

1. Торговый сбор (далее в настоящей главе - сбор) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой.

3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Статья 411. Плательщики сбора

1. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

2. От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Статья 412. Объект обложения

1. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

2. В целях настоящей главы используются следующие понятия:

1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Статья 413. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор

1. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

2. В целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

3. В целях настоящей главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

4. В целях настоящей главы используются следующие понятия:

1) объект осуществления торговли:

в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 настоящей статьи, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;

в отношении деятельности по организации розничных рынков - объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;

2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;

3) деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Статья 414. Период обложения

Периодом обложения сбором признается квартал.

Статья 415. Ставки сбора

1. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

2. В целях определения предельных ставок сбора в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.

3. Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

4. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

5. Площадь торгового зала в целях настоящей главы определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.

6. Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Статья 416. Учет плательщиков сбора

1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

2. Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

3. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

4. В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

5. Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой соответствующее письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

7. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Статья 417. Порядок исчисления и уплаты сбора

1. Если иное не установлено настоящей статьей, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

2. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

3. В случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.

Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.

Статья 418. Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

1. Органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.

2. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).

3. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

4. При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение пяти дней с даты направления информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с приложением соответствующего акта.

Акты, указанные в настоящем пункте, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

04.12.2014

Вводная информация

Торговому сбору законодатели отвели новую главу 33 НК РФ — «Торговый сбор»*. Этот сбор является местным и может быть введен не ранее 1 июля 2015 года только в городах федерального значения - в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На других территориях власти смогут вводить торговый сбор только после принятия специального федерального закона.

Торговый сбор, по сути, является обязательным платежом, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Поэтому если с 1 июля 2015 года он будет введен, допустим, в городе Москве, то его уплата на этой территории станет обязательной. Плательщиками торгового сбора, в таком случае, станут занимающиеся торговлей организации и ИП, применяющие общий режим налогообложения или УСН.

ИП на патентной системе и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог от уплаты торгового сбора будут освобождены (п. 2 ст. 411 НК РФ). А ЕНВД нельзя будет применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора.

Однако прежде чем перейти к деталям, давайте определимся, о какой именно торговле и каких объектах торговли идет речь.

Определение торговли

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп.2 п.4 ст. 413 НК РФ).

Обратите внимание: в законе не уточняется, какими именно товарами должны торговать те, кто подпадает под действие торгового сбора. Это означает, что торговым сбором, по всей видимости, будет облагаться торговля любыми товарами.

Виды торговли

В целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности законодатели отнесли следующие виды торговли (п. 2 ст. 413 НК РФ):

  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.

Также предусмотрено, что к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Объект обложения торговым сбором

Как видим, под деятельность, влекущую уплату торгового сбора (п. 2 ст. 413 НК РФ) подпадают различные виды торговли. Однако юридически фактом, который влечет возникновение объекта обложения сбором, является не осуществление торговли и даже не получение дохода от нее, а факт использования объекта осуществления торговли. Под таким объектом понимается:

  • здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
  • объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

Чтобы стать плательщиком взноса, объект осуществления торговли достаточно использовать хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ). То есть если ИП хотя бы раз в квартал продаст свои товары, например, на рынке выходного дня, то после этого он становится плательщиком торгового взноса.

При этом заметим, что не уточняется, на каком праве организация или ИП должны пользоваться объектом осуществления торговли. Не имеет значения, находится ли магазин или торговый павильон в собственности или же арендуется. Определяющее значение, повторимся, имеет сам факт осуществления торговли через торговый объект хотя бы раз в квартал.

Сумма торгового сбора

Теперь коснемся одного из наиболее волнующих вопросов. Какую сумму потребуется заплатить в качестве торгового сбора? Точного ответа пока нет, но постараемся хотя бы сориентировать читателей.

Организации и ИП п общему правилу должны будут рассчитывать торговый сбор самостоятельно по каждому объекту торговли. Формула для расчета будет такая:

Торговый сбор = ставка сбора × фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли

Как видно, для расчета сбора потребуется принимать во внимание значение двух показателей. С фактическим значением характеристики объекта более или менее понятно (это, например, площадь объекта торговли). А вот на ставках сбора остановимся.

Ставки торгового сбора

Ставки торгового сбора могут устанавливаться законами городов федерального значения в рублях за квартал и в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Причем, заметим, что власти этих городов будут вправе, в частности (п. 6 ст. 415 НК РФ):

То есть ставки сбора, по факту, полностью отданы на откуп властям федеральных городов.

Однако законодатели предусмотрели ограничения по максимальным ставкам. Эти значения могут зависеть от нескольких различных показателей, а именно:

  • от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  • от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  • от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Давайте посмотрим, как с учетом данных условий может быть сейчас рассчитана максимальная сумма торгового сбора:

Пример:

Допустим, что стационарная торговая точка находится в городе Москве и ее площадь составляет 85 кв. м Патент на розничную торговлю в городе Москве на 3 месяца сейчас стоит 30 000 рублей. Поэтому максимальный торговый сбор составит 51 000 рублей (30 000 рублей / 50 × 85 кв. м.). Периодом обложения торговым сбором является квартал (ст. 414 НК РФ), поэтому полученную сумму потребуется заплатить за три месяца торговли.

Получается, что величина торгового сбора напрямую связана с размером стоимости патента. А этот размер власти городов федерального значения, кстати, вправе увеличивать. Поэтому может увеличиваться и размер торгового сбора.

Постановка на учет в качестве плательщика сбора

Если организация или ИП подпадают под уплату сбора, то им потребуется встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика сбора. Для этого нужно представить специальное уведомление о постановке на учет. Его можно будет подать или на «бумаге» или же в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Заметим, что осуществление торговли без направления уведомления будет приравниваться к ведению деятельности организацией или ИП без постановки на учет. А за это пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Также для должностных лиц возможен и административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Кроме этого, если не подать уведомление, то налогоплательщик потеряет право на уменьшение налогов на сумму торгового сбора. Это прямо предусмотрено принятым законом.

Налоговая нагрузка и торговый сбор

Давайте посмотрим, как уплата торгового сбора может отразиться на налоговой нагрузке.

НДФЛ

Если ИП будет осуществлять в субъекте РФ по месту своего учета торговую деятельность и платить по ней торговый сбор, то НДФЛ по итогам налогового периода можно будет уменьшать на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (п. 5 ст. 225 НК РФ).

Отметим следующий факт. Из текста закона следует, что если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в городе Москве), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя.

Организации или ИП на «упрощенке» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно уменьшать единый налог (например, на страховые взносы: п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ) вправе будут уменьшать налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Здесь хотелось бы отметить вот что. Организации на УСН, в принципе, могут иметь обособленные подразделения (письмо Минфина России от 12.05.14 № 03-11-06/2/22075). Но в этом случае единый налог уплачивается головной организацией. Поэтому если головная организация находится, например, не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то право на уменьшение налога можно и не получить.

Налог на прибыль

Организации получат право на уменьшение налога на прибыль (авансовых платежей) на торговый сбор, который фактически уплачен с начала налогового периода до даты уплаты налога. Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котом введен торговый сбор (п. 10 ст. 286 НК РФ).

Организации на ОСНО уплачивают налог на прибыль по месту нахождения своих обособленных подразделений. Поэтому они смогут уменьшать налог на сумму торгового сбора, уплаченного по месту нахождения этих подразделений. То есть в случае с налогом на прибыль проблем с уменьшением налога возникнуть не должно.

Практические выводы

Как видим, сумму налогов можно уменьшать на сумму торгового сбора. И если налог окажется больше торгового сбора, то компания или ИП от его уплаты ничего не потеряет. А вот если налог окажется меньше суммы сбора, то налоговая нагрузка увеличится. При этом в случае с УСН и НДФЛ можно столкнуться и с проблемой зачисления налогов в бюджеты разных субъектов РФ.

Также обратите внимание:

  • ЕНВД нельзя будет применять в отношении тех видов деятельности, в отношении которых установлена уплата торгового сбора;
  • пока не ясно, придется ли представлять дополнительную отчетность в связи с уплатой торгового сбора;
  • ожидается, что торговый сбор, в первую, очередь будет введен в г. Москве.

С 1 июля 2015 года введена 33 глава НК РФ «Торговый сбор». Первый раз заплатить торговый сбор нужно за III квартал 2015 года в срок не позднее 26 октября. Настоящая статья поможет организациям и индивидуальным предпринимателям определить, являются ли они плательщиками торгового сбора, рассчитать сумму сбора, разобраться в вопросах постановки на учет в качестве плательщика сбора и других сложных ситуациях.

Что такое торговый сбор

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен на территории Москвы законом от 17.12.2014 г. № 62 (закон о торговом сборе в Москве). Обратите внимание, на территории Санкт-Петербурга и Севастополя торговый сбор не введен.

ИП на патенте и налогоплательщики на ЕСХН от уплаты торгового сбора освобождены (п. 2 ст. 411 НК РФ). А ЕНВД нельзя будет применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора.

Газетные киоски и отдельные кинотеатры также освобождены от уплаты торгового сбора.

Торговый сбор с 2015 года, виды деятельности

Что мы понимаем под торговлей в силу законодательства? Торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п.4 ст. 413 НК РФ).

Таким образом, вы платите торговый сбор в обязательном порядке, если осуществляете (п. 2 ст. 413 НК РФ):

  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговлю через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада.

Что облагается торговым сбором?

Как мы уже сказали, торговый сбор уплачивают те, кто осуществляет торговлю. А вот облагается сбором сам факт использования объекта осуществления торговли, например, это:

  • здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
  • объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

Если вы хотя бы раз в квартал использовали вышеперечисленный объект для торговли, вы являетесь плательщиком этого сбора. Плательщик самоятельно рассчитывает сумму сбора. Сбор уплачивается ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Кроме того, обязательно нужно встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора. Для этого нужно будет подать в ИФНС соответствующее уведомление. Если этого не сделать, то невозможно будет учесть торговый сбор при уменьшении налога на прибыль, НДФЛ или налога при УСН. Таким образом, придется заплатить и торговый сбор и, например, налог при УСН.

Комментирует Горбова Наталья Сергеевна, руководитель направления обучения налогового учета и отчетности, Контур.Школа, ведущая вебинара про торговый сбор :

«Теперь ИП будут вынуждены «стараться» получить прибыль, дабы уплата сбора не превратилась в одни убытки. Т.к. сбор уплачивается вне зависимости от финансового результата деятельности и в случае получения прибыли и в случае убытков».

Законом г. Москвы от 17 декабря 2014 года № 62 «О торговом сборе» установлены ставки торгового сбора в Москве:

  • от 28 350 до 81 000 рублей - торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в зависимости от района;
  • от 21 000 до 60 000 рублей - за объекты стационарной торговой сети с торговыми залами площадью до 50 кв. метров. За дополнительные метры придется доплатить по 50 рублей, например, если площадь магазина составляет 62 кв. метра, доплата составляет 50 р. х 12 м. = 600 рублей;
  • 40,5 тыс. рублей за объект - за развозную и разносную торговлю.
  • 50 рублей с каждого квадратного метра площади розничного рынка - сумма для организаторов розничных рынков.

Постановка на учет в налоговом органе

С 1 по 7 июля 2015 года плательщикам торгового сбора надо направить у ведомление для постановки на учет в инспекцию, на территории которой находится магазин или другой объект.

Формы ТС1 и ТС2 уведомления о постановке на учет (снятии с учета) плательщика торгового сбора (Приказ ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@).

КБК торгового сбора

  • Если вы перечисляете торговый сбор - 182 1 05 05010 02 1000 110.
  • Пени по торговому сбору - 182 1 05 05010 02 2100 110.
  • Штрафы по торговому сбору -182 1 05 05010 02 3000 110.

Торговый сбор. Ситуация из практики

Вопрос: ИП зарегистрирован в Москве, а торговая деятельность ведется в Подмосковье. Должен ли он платить торговый сбор и куда?

29 344 просмотра

24.03.2015 676

Теперь за получение права торговать в регионах нужно будет уплатить торговый сбор. Этот вопрос обсуждался Советом Федерации 26.11.2014 г. В НК РФ добавлена целая глава № 33 - «Торговый сбор» (далее ТС).

Кто плательщик

В сущности - ТС относится к обязательным ежеквартальным платежам для юридических лиц (ООО и индивидуальные предприниматели - ИП) на режиме налогообложения ОСНО и УСН, осуществляющие предпринимательскую деятельность на торговых объектах. Предприниматели, купившие патент и плательщики ЕСХН от уплаты ТС освобождены (п.2 ст.411 НК РФ), а единый налог на вмененную деятельность (ЕНВД) по той деятельности, которая подлежит обложению ТС применять запрещено - требуется ведение раздельного учёта.

Где будет распространяться

ТС относится к категории местных и начиная с 1 июля 2015 г. вводится в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - городах, имеющих статус федеральных субъектов. Другим регионам для ввода ТС на своей территории необходимо принять специальный Федеральный Закон и самостоятельно определиться с облагаемыми объектами и ставками обложения.

Что подпадает под определение - «торговля»

Подпункт 2,п.4, ст. 413 НК РФ под понятием «торговля» определяет виды деятельности по купле-продаже товаров:

  • розничная,
  • мелкооптовая,
  • оптовая

ведущейся на таких торговых объектах как:

  • стационарные,
  • нестационарные,
  • товарный склад.

Внимание! Закон не уточняет виды товаров. Из чего следует, что ТС подлежит торговля любыми товарами.

За какие виды торговли необходимо уплачивать ТС

В п.2 ст. 413 НК РФ перечислены виды торговли, облагаемые ТС:

  • стационарные торговые объекты без торгового зала кроме АЗС;
  • нестационарные торговые объекты;
  • стационарные торговые объекты с торговыми залами;
  • путём отгрузки товаров со склада.

согласно п. 3 ст. 413 НК РФ розничные рынки приравнены к торговой деятельности.

Какие объекты облагаются ТС

С юридической точки зрения облагается ТС не само получение дохода в результате торговой деятельности, а использование торговых объектов (объектов недвижимости) для ведения торговой деятельности (зданий, сооружений, торговых точек стационарных и нестационарных, розничных рынков).

Причём, достаточно поторговать на торговом объекте всего 1 раз в квартале для того, чтобы стать плательщиком ТС. К примеру: выездная торговля на рынке или ярмарке выходного дня (п.1 ст. 142 НК РФ). Уточнений по правам использования торгового объекта, будь то право собственности или аренда, в законодательстве нет.

Сумма ТС

Этот вопрос волнует всех. Какая сумма должна вноситься как ТС. Конкретного ответа на него в Законе не имеется. Ориентировочно: юридические лица и ИП рассчитывают ТС самостоятельно по каждому торговому объекту: ТС = ставка ТС Х фактические показатели объекта (площадь м2).

Ставку ТС устанавливает местный Федеральный Закон, она может разительно отличаться даже в одном субъекте федерации, в зависимости от района города.

Региональные власти вправе самостоятельно определять в каком районе и какую ставку установить, повысить или понизить (вплоть до 0) для каждого торгового объекта. (п.6 ст. 415 НК РФ).

Но, Законом предусмотрены и ограничения по максимальным ставкам, зависимым от разных показателей и характеристик ТО:

  • размера стоимости трёхмесячного патента для розничной торговли;
  • вида торговли (например - розничный рынок, ставка ТС не более 550-ти руб./м2);
  • площади торгового зала - ставка ТС для стационарного магазина с торговым залом площадью свыше 50 м2 рассчитывается на один м2, но не выше расчётной суммы патентного трёхмесячного налога для розницы разделённого на 50).

Рассмотрим на примере расчёт максимальной суммы ТС: Стационарный магазин в Москве - 85 м2 Стоимость трёхмесячного патента для розницы по городу Москве - 30 тыс.руб.

Максимальная сумма ТС составит 51 тыс. руб. (30 тыс. руб./50 х 85 м2) Согласно ст. 414 НК РФ период обложение ТС - квартал и эту сумму необходимо уплатить за 3 месяца торговли. Так, величина ТС зависит от стоимости патента в регионе, а власти имеют право его увеличивать или понижать по своему усмотрению. Поэтому фиксированной ставки ТС в принципе не может быть.

Обязанность постановки на учёт плательщиков ТС Всем плательщикам ТС необходимо уведомить ИФНС в электронной форме с применением ЭЦП по ТКС или на бумажном носителе.

Внимание! Ведение предпринимательской деятельности (торговли) без уведомления ИФНС приравнено к осуществлению деятельности без постановки на учёт. За нарушение предусмотрена ответственность (п.2 ст. 116 НК РФ) путём наложения штрафа - 10% с полученного дохода в результате ведения незаконной деятельности, но не меньше 40 т.р., а для ответственных должностных лиц штраф от 2 тыс. до 3 тыс.руб. (ст. 15.3 КОАП РФ). При не уведомлении соответствующих контролирующих органов юридическое лицо утратит право на уменьшение налогов на сумму ТС, что прямо предусмотрено законодательством.

Какое влияние ТС имеет на налоговую нагрузку.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

ИП, осуществляющий торговлю по месту своей регистрации, подлежащую обложению ТС вправе снизить НДФЛ на размер ТС, уплаченного в отчётном периоде (п.5.ст.225НКРФ). Обратите внимание на тот факт, что если ИП ведёт свою торговую деятельность в другом регионе РФ, не по месту постановки на учёт, и уплачивает ТС в местный бюджет - то и НДФЛ соответственно не подлежит уменьшению!

Кроме этого к уменьшаемым суммам единого упрощённого налога при работе на УСН ООО и ИП дано право уменьшить налог на сумму ТС в случае, если он уплачивается в тот же бюджет, что и ТС (п.8. ст. 346.21 НК РФ). Примечание: если ООО, на упрощённом режиме имеет обособленные подразделения в других регионах, где нет ТС и уплачивает единый налог в бюджет РФ, где принят закон ТС, эта организация рискует оказаться без права на уменьшение налогов.

ООО вправе уменьшить своё налоговое бремя по этому налогу (авансовые платежи) на сумму ТС, по факту уплаты в бюджет РФ с действующим законом ТС на дату платежа с начала налогового периода (п.10 ст. 286 НК РФ). Никакой проблемы с уменьшением налога по обособленным подразделениям у головной организации не возникнет, поскольку ООО на основном режиме налогообложения исчисляют и упласивают этот налог по месту регистрации своих «обособок», т.е. - в местный бюджет.

А что на практике

Понятно, что в случае когда начисленная сумма налога к уплате превышает сумму ТС, то налогоплательщик, в принципе ничего не теряет. Но, если сумма начисленного налога к уплате будет меньше суммы ТС, тогда налоговая нагрузка увеличивается и будет ощутимой, а если ещё и будет действовать запрет на вычет и уменьшение налога на доходы физических лиц или УСН по причине уплаты налога в бюджет различных субъектов РФ… Оставим этот вопрос без комментариев.

По дополнительной отчётности, связанной с уплатой ТС, пока нет информации. Но, скорее всего, к моменту введения ТС она появится. Следите за изменениями в законодательстве. Скорее всего ТС в первоочередном порядке будет введён в субъекте РФ городе федерального назначения Москве уже с 01 июля текущего года, затем в Санкт-Петербурге, Севастополе и далее по регионам.

Торговый сбор — это налог, взимаемый с организаций и ИП на общей системе налогообложения и на «упрощенке», которые занимаются торговлей с применением имущества (движимого или недвижимого). Торговый сбор платится в тех муниципалитетах, где он установлен (сейчас это только Москва). Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 33 НК РФ «Торговый сбор». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты торгового сбора и ставках налога. Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где и как вводится торговый сбор

Торговый сбор вводится по следующему алгоритму.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе для введения торгового сбора достаточно, чтобы эти города приняли свои соответствующие законы. В настоящее время такой закон принят только в Москве (см. « »).

А в муниципальных образованиях России (городских и сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах) для введения торгового сбора требуется выполнение двух условий. Во-первых, должен быть принят соответствующий федеральный закон, один для всех муниципалитетов (п. 4 ст. 4 федерального закона от 29.11.14 № 382-ФЗ). Во-вторых, представительный орган муниципального образования должен принять свой отдельный нормативный правовой акт (закон, решение или постановление), посвященный торговому сбору. На сегодняшний день упомянутый федеральный закон еще не принят. Как следствие, торговый сбор не введен ни в одном муниципальном образованиии.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты торгового сбора закреплены в главе 33 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов и муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, регион или муниципалитет может утвердить свои ставки налога. «Местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от категории плательщика, от территории, от вида торговли и от объекта торговли. При этом глава 33 НК РФ устанавливает максимально допустимый размер ставок, превысить который местные власти не вправе. А вот нижнего предела не существует. Другими словами, муниципалитеты могут утвердить ставку, равную нулю.

К тому же местным властям разрешено устанавливать свои льготы, а также основания и порядок их применения.

После того, как торговый сбор введут в том или ином муниципалитете, информацию о размерах налоговых ставок и льготах можно будет получить в своей налоговой инспекции.

Кто платит торговый сбор

Организации и ИП на общей или упрощенной системе налогообложения, которые занимаются определенными видами торговли с применением движимого или недвижимого имущества на территории муниципалитета, где введен торговый сбор. Такие компании и предприниматели не вправе добровольно отказаться от статуса плательщика торгового сбора, поскольку его уплата является обязательной.

Кто не платит торговый сбор

Организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельхозналога. Кроме того, торговый сбор не платят предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Если налогоплательщик совмещает несколько налоговых режимов, то освобождение от торгового сбора распространяется только на виды деятельности, переведенные на ЕСХН и патентную систему. По остальным видам деятельности торговый сбор нужно платить на общих основаниях.
Плюс к этому установлен запрет на одновременную уплату ЕНВД и торгового сбора. Это относится к видам деятельности, в отношении которых применялась «вмененка», и которые подпадают под торговый сбор. По таким видам деятельности налогоплательщик обязан перестать платить ЕНВД и начать платить торговый сбор.

Какие виды торговли подпадают под торговый сбор

Торговый сбор предусмотрен для торговли через объекты стационарной торговой сети (за исключением автозаправочных станций), через объекты нестационарной торговой сети, для торговли путем отпуска товаров со склада и для деятельности по организации розничных рынков.

Под торговлей понимается деятельность, связанная с розничной, мелкорозничной и оптовой куплей-продажей товаров через торговые сети и склады. Деятельность по организации рынков — это работа компаний, управляющих рынком. Такая деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.06 № 271-ФЗ .

Обратите внимание: названные выше виды торговли облагаются торговым сбором только в случае, если компания или ИП использует для продаж какое-либо имущество. Оно может быть как движимым, так и недвижимым; как собственным, так и арендованным. Такое имущество называют объектом торговли.

Продавцам важно понять, считается ли помещение, откуда отгружаются товары, объектом торговли. Глава 33 НК РФ не дает прямого ответа. По мнению специалистов Минфина России, все зависит от того, можно ли определить площадь торгового объекта. То есть предназначено ли данное помещение для выкладки и демонстрации товара, обслуживания покупателей, проведения денежных расчетов с ними и прохода покупателей. Если да, то такое помещение признается объектом торговли, и, как следствие, продажи подпадают под торговый сбор (письмо ).

На практике возникает много вопросов относительно того, какие именно разновидности розничных и оптовых продаж облагаются торговым сбором. Из текста главы 33 НК РФ нельзя сделать однозначных выводов, поэтому плательщики руководствуются разъяснениями чиновников (см. таблицу).

Какие разновидности торговой деятельности облагаются (не облагаются) торговым сбором

Разновидность торговой деятельности

Облагается / не облагается

Комментарий чиновников

Реализация ломбардом предметов залога

не облагается

Продажа продуктов питания предприятиями общепита

облагается в случае продажи через торговые точки

не облагается в случае продажи через объекты общепита

Реализация продукции собственного производства

облагается, если продажа осуществляется через торговые объекты

не облагается, если продажа осуществляется минуя торговые объекты

Использование офиса для заключения договоров купли-продажи

не облагается, если офис не оборудован для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними

Продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг

не облагается

Интернет-торговля, при которой товар доставляется курьером

облагается

Когда и как плательщик торгового сбора должен встать на учет

Плательщиком становится компания или предприниматель, который хотя бы раз в квартал продал товары с использованием объекта торговли на территории, где введен торговый сбор. Каждый плательщик обязан зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать в ИФНС уведомление в письменной форме или по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней с момента начала деятельности, подпадающей под сбор. В уведомлении следует указать вид деятельности и сведения об объекте торговли. Налоговики в свою очередь должны направить плательщику свидетельство о постановке на учет. Обратите внимание: встать на учет должны даже те налогоплательщики, кто подпадает под льготу в отношении торгового сбора.

Уведомить инспекцию надо и в случае, когда в процессе работы меняются показатели объекта торговли, если это приводит к изменению суммы сбора. Срок для такого уведомления составляет пять рабочих дней с даты изменения.

При прекращении деятельности, подпадающей под торговый сбор, плательщик также должен подать уведомление в ИФНС. Тогда моментом прекращения уплаты сбора будет дата, указанная в таком уведомлении. Если же плательщик забудет уведомить налоговиков, сбор придется платить несмотря на то, что фактически объект обложения уже отсутствует.

В какой ИФНС плательщик торгового сбора должен встать на учет

Это зависит от объекта торговли. Если продавец использует недвижимое имущество (например, магазин или киоск), то встать на учет необходимо в ИФНС по местонахождению данного имущества. Если торговля осуществляется с использованием движимого имущества (например, автомагазина или палатки), то встать на учет необходимо по месту нахождения компании или по месту жительства предпринимателя.

Может так случиться, что в одном муниципалитете плательщик использует сразу несколько объектов торговли. При этом они находятся на территориях, подведомственных разным инспекциям. В такой ситуации все объекты допустимо указать в одном уведомлении. Подать его нужно в ИФНС по местонахождению того объекта, который указан первым.

Заполнить и подать уведомление по форме ТС-1 через интернет

Как рассчитать сумму торгового сбора

Организации и ИП самостоятельно определяют величину торгового сбора один раз в квартал в отношении каждого объекта торговли. Данная величина равна ставке, умноженной на фактическое значение физической величины объекта торговли.

Ставка утверждается местными властями в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Например, в Москве ставка для развозной и разносной розничной торговли составляет 45 000 руб. за квартал на один объект торговли. Ставка для организации розничных рынков в столице составляет 50 руб. за 1 кв. м. площади рынка за квартал.

Фактическое значение физической величины — это площадь объекта в метрах квадратных. Оно используется, если ставка установлена в расчете на площадь объекта торговли. Значение площади можно узнать из инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объект.

Утверждая ставки, муниципалитеты должны придерживаться ограничений. В частности, ставка для деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 руб. за 1 кв.м. площади рынка. Кроме того, ставка для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную стоимость патента для розничной торговли, выданного на три месяца, и деленную на 50.
Наконец, ставка для любого вида деятельности не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца.

Минимально допустимое значение ставки главой 33 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим муниципалитеты могут снижать ставки вплоть до нуля. К примеру, в Москве для отпуска товаров со склада утверждена ставка, равная нулю.

Когда перечислять торговый сбор

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, платеж за первый квартал нужно сделать не позднее 25 апреля, платеж за второй квартал — не позднее 25 июля, платеж за третий квартал — не позднее 25 октября и платеж за четвертый квартал — не позднее 25 января следующего года.

Как отчитываться по торговому сбору

Отчетность по торговому сбору не предусмотрена.

Как учесть торговый сбор при расчете других налогов

Компании на общей системе налогообложения вправе вычесть из налога на прибыль или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен с начала года. Но уменьшить можно не полную величину налога на прибыль, а только его часть, подлежащую перечислению в бюджет рег. Кроме того, должно соблюдаться условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, входит в состав данного региона.

Предприниматели на общей системе могут уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора. Это правило применяется только в ситуации, когда ИП платит торговый сбор в том регионе, где стоит на учете. Если же предприниматель зарегистрирован в одном субъекте РФ, а торговый сбор платит в другом, налог на доходы придется платить в полном объеме.

Налогоплательщики на упрощенной системе с объектом «доходы» могут вычесть из единого налога или авансового платежа по нему сумму торгового сбора, который был перечислен в соответствующем периоде. Здесь есть условие: муниципалитет, в котором введен торговый сбор, должен входить в состав региона, где зарегистрирован «упрощенщик». Причем, согласно разъяснениям чиновников, единый налог допустимо уменьшить на величину торгового сбора более чем на 50 процентов (письмо Минфина России ).

Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе включить торговый сбор в состав затрат, уменьшающих облагаемую базу.

Что будет, если плательщик торгового сбора не встанет на учет

Сотрудники ИФНС получают информацию о торговых операциях не только от самих плательщиков, но и от местных властей. Поэтому даже если организация или ИП не направит уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, на учет его все равно поставят. Но в этом случае торговля будет приравнена к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. А это влечет налоговую ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Сумму торгового сбора для «несознательных» плательщиков рассчитают сами налоговики. За основу вычислений они примут данные об объекте торговли, поступившие от местных властей. Полученную величину сбора инспекторы укажут в требовании об уплате, которое направят плательщику.

При этом плательщики торгового сбора, не подавшие уведомление по форме ТС-1, будут лишены права уменьшить налог на прибыль, НДФЛ и единый «упрощенный» налог на сумму торгового сбора.