Как отключить индивидуальное отопление. Можно ли отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме? Техническая сторона вопроса

А. В. Богданов , начальник отдела ГУ «Кузбасский центр энергосбережения»; г. Кемерово

Развитие рыночных отношений в области энергетики сопровождается обострением взаимоотношений между потребителями энергоресурсов и энергоснабжающими организациями (ЭСО). Имеет место нарастающий конфликт интересов, характеризующийся тем, что одни - потребители - не могут жить по-старому, а другие - ресурсоснабжающие организации - не могут перестроиться и перейти на новые условия отношений. Это обусловлено, с одной стороны, имеющимися недостатками нормативно-правовой базы, с другой стороны - закостенелостью самих энергоснабжающих организаций. Необходимо сразу же оговориться, что все сказанное в настоящей статье относится не ко всем ЭСО, а определено как обобщенная тенденция в целом. Эта закостенелость выражается прежде всего в диктате ЭСО по отношению к потребителям, что является следствием их монопольного положения.

Что же касается нормативно-правовой базы, то во многом утеряна даже та ее четкость и ясность, которая была еще в недалеком прошлом. Отменены правила пользования электрической и тепловой энергией, а разработанные вместо них правила электроснабжения и правила теплоснабжения так и не были приняты. С вводом в действие закона о техническом регулировании потеряли свою обязательность практически все СНиПы, их положения носят только рекомендательный характер. Правила и рекомендации, разработанные в свое время Госстроем, носят только ведомственный характер. Сложившаяся ситуация усугубляется еще и тем, что за последние 10-15 лет утеряна большая часть специалистов в области теплоснабжения. Старые кадры ушли, а новые на смену им так и не появились в силу отсутствия каких-либо стимулов. Особенно это актуально в коммунальной энергетике. Не только некому заниматься режимной наладкой котельного оборудования, тепловых сетей и систем теплопотребления, но и сами по себе эти понятия уже исчезают.

Потребители тепловой энергии свои отношения с ЭСО практически не изменили с прошлых времен: заключают договоры теплоснабжения, в которых не определены гидравлические режимы, параметры качества тепловой энергии и теплоносителя, которые должна обеспечить ЭСО; не определены в полной мере обязанности, а самое главное, ответственность ЭСО (при этом большую часть договора занимают обязанности и ответственность потребителя); персонал, обслуживающий системы теплопотребления, не имеет достаточной квалификации для этого, а самое важное - отсутствует полноценный контроль режимов теплопотребления, их анализ, анализ счетов за тепловую энергию, которые предъявляют ЭСО. Единственным продвижением вперед является установка коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

В результате имеют место отношения между ЭСО и потребителями тепловой энергии, при которых ЭСО предъявляют к потребителям требования, зачастую не подкрепленные никакими нормами и правилами, заставляя их оплачивать не потребленную (некачественную) тепловую энергию и теплоноситель, нести необоснованные затраты на выполнение различных условий ЭСО. В этих отношениях участвуют органы контроля и надзора. Но далеко не всегда их действия направлены на наведение порядка. Да и не во всех вопросах они могут разобраться, чему мешают собственные интересы, амбиции и недостаток знаний.

Отдельной, очень важной стороной в отношениях энергоснабжения являются проектные, монтажные, сервисные организации, и на них отражаются все проблемы, возникающие между ЭСО и потребителями энергоресурсов. Конечно, основная цель этих организаций - получение прибыли от своей деятельности. Все понимают, что это возможно только при грамотном, добросовестном выполнении своей работы. Но как это обеспечить, если находишься между трех огней? С одной стороны, надо сделать все в соответствии с нормами и правилами для потребителя, с другой стороны, это надо доказать ЭСО и надзорным органам, которые выдвигают свои требования. И чтобы не поссориться, иногда приходится соглашаться с ними вопреки требованиям правил и интересам потребителя, иначе в следующий раз не согласуют проект, выбор прибора учета, запретят или не допустят в эксплуатацию системы теплопотребления и учета и т. д.

До 2003 года все разногласия между потребителями, ЭСО, проектными, монтажными, сервисными организациями решались органами Госэнергонадзора. Однако Постановлением Правительства Госэнергонадзор был ликвидирован. Вновь созданной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с Постановлением Правительства от Госэнергонадзора перешла лишь одна функция - контроль безопасности в электроэнергетике. Таким образом, в настоящее время законодательно не определена государственная надзорная структура, осуществляющая надзорные функции в области теплоснабжения - контроль за системами теплоснабжения и теплопотребления (в том числе и котельных, за исключением котлов, работающих под давлением свыше 0,7 МПа и температурой выше 115 °С), узлами учета тепловой энергии и теплоносителя на источниках, экспертизу и согласование проектов, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, допуск на отопительный сезон систем теплопотребления, обучение и проверку знаний персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки. Все это в условиях относительной безграмотности потребителей в вопросах энергообеспечения (конечно же, не всех) приводит к определенному хаосу и позволяет ЭСО диктовать свои условия потребителям.

Рассмотрим некоторые, наиболее остро стоящие ситуации.

Энергосбыт одной из энергоснабжающих организаций не дает разрешение потребителям на включение систем теплопотребления на отопительный сезон без предъявления из управления тепловых сетей этой же энергоснабжающей организации документа об оплате услуг по опрессовке системы теплопотребления. Эту ситуацию трудно описать словами. Оказывается, что потребитель имеет договор теплоснабжения с Энергосбытом, который заставляет его оплатить тепловым сетям, с которыми у потребителя нет договора теплоснабжения, услугу по опрессовке, которую тепловые сети не оказывали и не собирались оказывать, о чем свидетельствует бланк договора на оказание услуг, предложенный этой организацией. В соответствии с этим договором потребитель САМ должен «произвести опрессовкусогласно требованиям действующих норм и правил» и за это заплатить тепловым сетям, а исполнитель (т. е. тепловые сети) обязан только «направить своего представителя для присутствия во время проведения опрессовки и оформления соответствующего акта». При этом не принимается во внимание, что потребитель, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, предварительно уведомив Энергосбыт, уже самостоятельно произвел промывку и опрессовку своих систем теплопотребления и составил акт, который был представлен Энергосбыту.

Надо заметить, что в соответствии с указанными Правилами раньше контроль за опрессовкой и промывкой систем теплопотребления осуществлял Госэнергонадзор. Энергоснабжающие организации должны осуществлять контроль только «за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей» (п. 9.1.56.). При помощи специалистов ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» к тем потребителям, которые обратились за помощью, требования Энергосбыта по оплате тепловым сетям за опрессовку были сняты.

Похожая ситуация имеет место и с допуском в эксплуатацию (в том числе и с ежегодным) систем теплопотребления и узлов учета тепловой энергии и теплоносителя. Например, потребитель приглашает представителя энергоснабжающей организации для допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, предъявляет всю требуемую правилами документацию. В соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя оформляется акт допуска, который подписывается представителем энергоснабжающей организации. Дальше этот акт должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Но этого не происходит до тех пор, пока потребитель не заплатит за допуск. В результате ЭСО предъявляет этому потребителю требования по оплате за тепло и воду, как бесприборнику.

При этом п.7.5. указанных Правил гласит, что «узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя, учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о его приемке в эксплуатацию». Имеется разъяснение Региональной энергетической комиссии о том, что «все расходы по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии включаются в необходимую валовую выручку энергоснабжающей организации.

Учитывая, что допуск приборов учета энергии в эксплуатацию является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности ЭСО, взимание ею дополнительных средств за эти услуги является неправомерным, а выставление организацией, осуществляющей регулируемую государством деятельность, счетов за эту работу по произвольным (неутвержденным в установленном законодательством порядке) тарифам является нарушением государственной дисциплины цен.

Еще одна острая проблема возникла между энергоснабжающими организациями и проектными и монтажными организациями. Одна из энергоснабжающих организаций не принимает к рассмотрению и не согласовывает проекты узлов учета и регулирования теплопотребления без предоставления проектировщиками удостоверения о проверке знаний в органах Ростехнадзора, при том что проектные организации имеют лицензии на право проведения этих работ, полученные в установленном законодательством порядке. Это требование обосновывалось письмом из управления Ростехнадзора по Кемеровской области, подписанным одним из рядовых инспекторов. Представители Ростехнадзора утверждают, что они в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок имеют все полномочия осуществлять контроль и надзор за системами теплопотребления, осуществлять проверку знаний персонала, обслуживающего теплопотребляющие установки и котельные, а также у проектных и монтажных организаций.

| скачать бесплатно Нормативно - правовые аспекты взаимоотношений потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями , Богданов А. В.,

Существующее законодательство о потребителях тепловой энергии

  • Гражданский кодекс не дает определений теплоснабжающей организации и потребителя, но из смысла п. 1 ст. 539 вытекает, что абонентом (потребителем) может быть лицо (юридическое или физическое) покупающие тепловую энергию от теплоснабжающей организации через присоединенную тепловую сеть. Причем, расположенные вместе понятия «абонент» и «потребитель» рассматриваются как равно допустимые и, даже, как синонимы, т.к. далее по тексту используется только слово «абонент». В соответствии с этой статьей, договоры теплоснабжения раньше заключались между теплоснабжающими и жилищно-эксплуатационными организациями, обслуживающими многоквартирные жилые дома.

Как правило ЖКО были муниципальными предприятиями, уполномоченными собственником выполнять функции наймодателя жилых помещений. По ст. 676 ГК наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг определен общероссийским классификатором, и к ним относятся в частности услуги отопления, услуги горячего водоснабжения, услуги вентиляции и кондиционирования. Таким образом, жилищно-эксплуатационные организации обязаны были выполнять вышеперечисленные услуги для жителей, закупая для их выполнения тепловую энергию у теплоснабжающих организаций по договору теплоснабжения.

  • Ситуация кардинально изменилась в 1995 году, как из-за начавшейся приватизации жилого фонда, так и вследствие принятия 41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». В этом законе потребителем было определено физическое или юридическое лицо, осуществляющие пользование тепловой энергией (мощностью).

Понятие «пользование» относится к одному из основных правомочий собственника и заключается в праве потребления своего имущества. Так как ЖЭО тепловую энергию сами не потребляют, то под потребителем во многих случаях стали понимать жителей отдельных квартир.

Скорей всего авторы не подразумевали столь далеких последствий и использовали этот термин применительно к регулированию тарифов, но оговорка сделана не была и заработала статья 548 ГК, определяющая, что статьи 539-547 ГК регулирующие энергоснабжение применяются к отношениям связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не определено законом или иным правовыми актами. Таким образом, этой статьей дается приоритет в регулировании теплоснабжения другим законодательным актам перед ГК.

В условиях массовых неплатежей многие теплоснабжающие предприятия воспользовались предоставленной возможностью, и пошли на прямые платежи от населения. Дальнейшее введение всякого рода расчетно-кассовых центров ситуацию в принципе не изменило, а только упорядочило финансовые потоки.

  • Окончательно зафиксировало признание жителя потребителем тепловой энергии принятие в 2003 году 35 ФЗ «Об электроэнергетике», определившего потребителем тепловой энергии лицо, приобретающее тепловую энергию для собственных бытовых или производственных нужд.

Понятно, что такое определение было принято, чтобы узаконить сложившуюся практику прямого сбора энергоснабжающими предприятиями платежей с населения за электроэнергию. Но парадокс в том, что по электроэнергии в ГК отсутствует норма, отдающая приоритет в регулировании договорных отношений другим законам и, соответственно, в отношении потребителей электрической энергии определение их в законе об электроэнергетике юридически не верно. В отношении же потребителей тепловой энергии оно наоборот имеет приоритет, уточняя определение в 41 ФЗ.

Противоречия в законодательстве

Арбитражная и судебная практика по теплоснабжению многоквартирных жилых домов настолько противоречива, что однозначно можно сказать о несовершенстве действующего законодательства.

  • Все по привычке относят договорные отношения между теплоснабжающими организациями и жителями к договорам энергоснабжения считающимися заключенными согласно п.1. ст. 540 ГК с момента первого фактического подключения жителя к присоединенной сети. Но жители непосредственно не присоединены к сетям теплоснабжающей организации, соответственно договор энергоснабжения заключаться не может. Обыкновенный же договор купли-продажи теплоснабжающие организации на условиях ст. 540 ГК заключать не могут, т.е. необходимы персональные договоры с жителями каждой квартиры.
  • Согласно ст. 539 ГК потребитель по договору энергоснабжения обязан обеспечить безопасность эксплуатации и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, но согласно ст. 50.51 жилищного кодекса и 676 ГК за это отвечает жилищно-эксплуатационная организация.

Согласно ст. 539 ГК потребитель обязан согласовать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, но по п.3. ст. 541 ГК, когда потребителем по договору энергоснабжения выступает гражданин, он освобождается от ограничений по количеству используемой энергии.

  • При заключении договоров купли-продажи между ТСО и гражданами возникает необходимость заключения договора между ТСО и ЖЭО на оказание услуг по передаче тепловой энергии по внутридомовым сетям до потребителя. Выполнение таких услуг подразумевает лицензирование деятельности (согласно 17 ФЗ лицензируется прием, передача и распределение тепловой энергии) и государственное регулирование тарифов за оказание этой услуги (согласно 41 ФЗ и 226 Постановлению Правительства в систему регулируемых тарифов применимых для расчетов за тепловую энергию входит плата за услуги по передаче тепловой энергии).
  • Изменение понятия потребителя не отменило действие других требований главы ГК «Энергоснабжение»:
    • п. 2 ст. 539 требует организовать учет потребления энергии абонентом (потребителем), т.е. по уровню потребления конкретной квартиры, а не по среднему потреблению во всем доме на 1 м2 или на 1 проживающего, даже если среднее потребление рассчитывается по домовым приборам учета.
    • этим же пунктом определяется, что договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента (потребителя) отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, но, согласно закона «Об основах федеральной жилищной политики» сантехническое и иное оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения, является общим имуществом кондоминиума и находится в общей долевой собственности.
    • в п. 2 ст. 543 определено, что когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность сетей, а так же исправность приборов учета возлагается на теплоснабжающую организацию, т.е. в этом случае она обязана обслуживать внутридомовые системы.
  • Фактически договоры между ТСО и жителями не существуют. Объем платежей определяется различными схемами договоренности с администрациями, а ответственность прописывается в договорах энергоснабжения между ТСО и ЖЭО, которые в отсутствие реальной купли-продажи фактически являются ничтожными.
  • Житель в такой ситуации оказывается практически без прав. Договора у него нет ни с кем. Кто за что отвечает непонятно. Судиться может быть и можно, но экономические последствия мизерны. На жалобы в теплоснабжающих организациях отвечают, что у них все в порядке и проблемы в доме, а диспетчер ЖЭО выяснив, что ничего не течет, объясняет, что режимы теплоснабжения регулирует ТСО и т.д. В платежах просчитывается плата за отопление м2, хотя фактически это плата за поставку нерасшифрованного количества Гигакалорий без гарантий теплового комфорта. Плата за ГВС фактически также оказывается платой за неясное количество Гигакалорий, потраченных на нагрев горячей воды. Сама же горячая вода оплачивается как холодная вода.
  • Согласно «Правилам пользования системами коммунального водоснабжения в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 167, от 12.02.99 г. абонентами определены юридические лица, т.е. для многоквартирных домов - ЖЭО. Ст. 11 этих правил определяет, что отпуск питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
  • Получается, что ЖЭО не осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению, а только распределяют между жителями холодную воду, тепловую энергию, на нагрев которой жители покупают самостоятельно, получая ее с нагретой холодной водой как с теплоносителем. Абсурдность ситуации состоит еще в том, что объем холодной воды, использованной для получения горячей нужно определять по приборам учета, установленным на вводах в дом или ЦТП, а объем тепловой энергии, использованной на нагрев этой воды, по нормативам или по приборам учета тепловой энергии, установленным в квартирах. Даже, если удастся согласовать в качестве этих приборов водосчетчики, непонятно, что делать с разницей, образующейся в доме за счет сетевых потерь или проще - хищений? Кто ее будет компенсировать?
  • В Постановлении Правительства РФ от 25.08.03 г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» определены стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья, включая услуги водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления. Методикой определения федеральных стандартов предусмотрен учет в составе услуг, предоставляемых ЖЭО, затрат на закупку питьевой воды и тепловой энергии.

В итоге, в такой экономической системе нет ни рыночного покупателя тепловой энергии, ни организации, отвечающей за тепловой комфорт в квартирах.

Последствия отсутствия рыночного покупателя тепловой энергии (мощности) и теплоносителя

  • Отсутствует главная движущая сила любого рынка - контроль покупателя и экономическая ответственность перед ним.
  • Отсутствуют экономические стимулы к соблюдению параметров качества теплоснабжения (температурный режим; физические, химические, санитарно-гигиенические характеристики теплоносителя). Результат - повсеместное невыдерживание нормативной температуры теплоносителя, коррозия и накипь во внутренних системах зданий.
  • Реальное энергосбережение отсутствует.
  • Приборы учета тепловой энергии в муниципальных жилых зданиях практически отсутствуют, хотя в точно таких же, но кооперативных дома они давно установлены.
  • Экономическая ответственность за отключение теплоснабжения в лучшем случае сводится к исключению оплаты на срок отключения. В немалой степени это оправдывает низкую надежность, хотя удельные затраты на транспорт тепла в России самые высокие в мире, а тепловые сети (по году замены труб) - самые новые.
  • Процент сбора платежей населения очень низок, так как организация, приближенная к жителям конкретного дома и экономически заинтересованная в сборах отсутствует, а теплоснабжающая организация технически не может отключить конкретную квартиру.
В итоге неплатежами оправдывается все что угодно, о качестве все забывают навсегда и одинаково страдают все - и те, кто платит и те, кто не платит. Т.о. житель многоквартирного дома, исправно оплачивающий все выставляемые счета за непонятные ему товары и услуги не получает теоретически ожидаемого и постепенно приучается радоваться тому, что отопление не отключили совсем.

Последствия отсутствия организации, отвечающей перед жителем за тепловой комфорт в квартирах

  • Жителю со своими проблемами не к кому обратиться. Согласно ст. 542 он теоретически может обратиться в суд общей юрисдикции с иском к ТСО по качеству тепловой энергии, но доказательств при отсутствии записывающих приборов предоставить не сможет.
  • Не выполняются даже неполные требования «Правил по эксплуатации жилого фонда» предписывающие необходимость регулировки вентиляции при изменении скорости ветра и температуры наружного воздуха; периодического контроля квартир; постоячной и поэтажной наладки; контроля и постоянного утепления подъездов, чердаков, подвалов и т.д. Нет смысла даже говорить о таких тонких материях как учет и анализ потребления тепловой энергии; определение причин повышенных расходов и их устранение; энергосбережение во всех возможных проявлениях, в том числе и за счет окупаемых кредитов; просвещение населения и т.д.
  • Энергосберегающее оборудование, приборы учета тепловой энергии требуют дополнительных затрат на их обслуживание. Отсутствие экономического механизма позволяющего компенсировать эти затраты за счет уменьшения потребления тепловой энергии приводит к тому, что это оборудование эксплуатируется на чрезвычайно низком техническом уровне, а когда наконец-то ломается, всем становится только легче. Таких примеров не счесть. В то же время, все говорят об энергосбережении, сводя его к необходимости выделения дополнительных бюджетных средств.

Реально существующие сегодня жилищно-эксплутационные организации заинтересованы только в отсутствии жалоб, а это достигается за счет обеспечения комфортных условий в самых холодных квартирах при увеличении циркуляции теплоносителя во всем здании, т.е. с массовыми перетопами в теплую погоду и соответствующими потерями энергии и средств.

Сравнение тепловой и электрической энергии

Много лет на теплоснабжение автоматически переносятся нормы, разрабатываемые для электроэнергетики. Необходимо осознать, что тепловая и электрическая энергия - товары имеющие принципиальные различия, особенно при использовании их в многоквартирных жилых домах.

  • В электроснабжении отсутствует товар, аналогичный по свойствам теплоносителю.
  • Понятие мощности потребления в электроэнергетике позволяет прямо измерять эту мощность в любой момент времени. В теплоснабжении приходится содержать огромные резервные мощности на теплоисточниках для прохождения зимнего максимума, поэтому текущую мощность теплопотребления для ее оценки приходится пересчитывать на расчетную температуру наружного воздуха.
  • Объем потребления электрической энергии зависит только от пожеланий жителей, а потребление тепловой энергии зависит также от расположения квартиры, качества утепления дома, регулировки вентиляции.
  • Качество электрической энергии редко регулируется на уровне дома. Часто применяются только регуляторы напряжения в квартирах. Качество тепловой энергии, определяемое через качество теплоносителя обязательно должно регулироваться на уровне дома. При отсутствии такого регулирования, жители начинают разрушать единую систему теплообеспечения здания, увеличивая площадь отопительных приборов, или сливая воду из них.
  • Отсутствие контроля химических и бактериологических характеристик теплоносителя приводит к накипи и коррозии труб и т.д.
  • Принципиально различаются возможности приборного учета.
Счетчики электрической энергии установлены практически повсеместно. Из-за дешевизны -простейшие их типы, не позволяющие жителям осуществлять контроль качества и, соответственно, предъявлять претензии. Главное, что они признаны коммерческими.
Установка коммерческих приборов учета тепловой энергии в каждой квартире практически не реальна из-за дороговизны. К тому же, добавляются проблемы доступа для обслуживания; контроля хищений энергии и теплоносителя; разнесение затрат на отопление внеквартирных помещений; пассивного отопления за счет соседей и т.д.
Различные типы распределителей дешевле, но их применение в российских условиях не элитных домов не позволяет обеспечить даже заявленную погрешность в 15%, и они не являются коммерческими приборами.

Несколько проще с водосчетчиками, они относительно дешевы, могут применяться в коммерческих расчетах, но также не лишены недостатков. В первую очередь, это простота изменения (фальсификации) показаний (леской, магнитом, пылесосом, отбором через фильтр, заменой ГВС на воду из батарей). Отсутствует возможность учета расхода тепла на полотенцесушители.

Водосчетчики не позволяют осуществлять контроль температуры горячей воды и исключать из оплаты слив воды при недостаточности ее температуры.

В коммерческих расчетах за тепловую энергию, используемую на нагрев горячей воды приходится использовать температуру холодной воды, измеряемой на вводе дома, ЦТП или даже на теплоисточнике, в зависимости от типа системы теплоснабжения.

Приходится признать, что массовая организация поквартирного коммерческого учета в российских многоквартирных жилых домах, имеющих преимущественно однотрубную разводку, в обозримом будущем не реальна. Применение же простейших приборов не позволяет жителям быть полноправными рыночными покупателями с возможностью контроля качества покупаемого товара и правами на штрафные санкции за повышенную жесткость сетевой воды, несоблюдение температурного графика, некачественную консервацию системы в летний период, несоответствие санитарным нормам горячей воды и т.д.

И последнее. Хотя и осталось выражение «платить за свет», жители покупают не свет, а электрическую энергию. Этот товар им понятен и они самостоятельно используют его в различных приборах и устройствах. Когда электроэнергия используется для отопления электрическими радиаторами никому не придет в голову вызывать электрика с жалобой недостаточную температуру воздуха.

При отсутствии приборов учета в квартирах жители не воспринимают тепловую энергию как товар. Их интересует результат использования этой энергии, то, что они могут измерить - тепловой комфорт, измеряемый термометром и стоимость этого комфорта, измеряемая рублями.

Тепловая энергия используется в многоквартирных домах только для нагрева воздуха и горячего водоснабжения.

Тепловой комфорт это уже не тепловая энергия, это не товар, который можно куда-то дальше продать, это услуга, имеющая конкуренцию только со стороны закаливания и теплой одежды.

Обеспечить сами себе качественно эту услугу жители отдельных квартир не в состоянии. На качество теплового комфорта, включающего кроме температуры воздуха еще много параметров, влияет не только качество работы теплоснабжающих предприятий, но и качество содержания конструктивных элементов здания, регулировка вентиляции, наладка по стокам и этажам и т.д. Осуществление этой услуги при наличии индивидуального теплового пункта подразумевает покупку водопроводной воды, электрической энергии и тепловой энергии из централизованной системы теплоснабжения. В то же время, при применении рекуператоров вентиляционных выбросов, можно обеспечить тепловой комфорт вообще без покупки тепловой энергии до температуры наружного воздуха +8 ОС.

Услуги по обеспечению теплового комфорта

Основное отличие услуги по обеспечению теплового комфорта от услуги по отоплению - наличие конкретного результата понятного каждому жителю. Система отопления здания может работать очень хорошо, а в квартирах будет холодно. С другой стороны можно ли признать хорошей работу системы отопления, если в квартирах тепло, но это обеспечивается за счет избыточного теплопотребления?

В нормативных документах отсутствует понятие услуги по обеспечению теплового комфорта. Нет практики оказания таких услуг, соответственно нет и организаций экономически ответственных перед жителями за качество воздушной среды в квартирах.
Введение в практику таких услуг не потребует никаких дополнительных средств, т.к. это единственная услуга из всего перечня жилищно-коммунальных услуг, позволяющая исполнителю получить существенный дополнительный выход не за счет увеличения платежей населения, а за счет экономии энергоресурсов. Реальная окупаемость инвестиций за счет экономии в многоквартирных жилых домах возможна только по проектам уменьшения теплопотребления.

Рынок этих услуг для российских условий практически вечен, он не зависит от вида потребляемой энергии (газ, электроэнергия, тепловая энергия) и типа теплоисточника (ЦТ, крышные котельные, квартирные котлы, тепловые насосы и т.д.). Надо только создать экономический механизм, позволяющий предприятиям, оказывающим эти услуги, зарабатывать в запутанной системе дотаций, субсидий и льгот. Это организационное решение позволит получить экономический эффект больший, чем от всех действующих программ энергосбережения вместе взятых.

Может ли оказывать услуги по обеспечению теплового комфорта и горячего водоснабжения теплоснабжающая организация?

Может, но участвуя в конкурсе наравне с другими организациями и предлагая лучшие условия. Реально это возможно там, где нет конкуренции, т.е. в небольших удаленных поселках, по отдельному договору с товариществами собственников жилья или с администрациями.

В крупных поселениях теплоснабжающие организации не конкурентоспособны:

  • лучшие условия могут предложить организации эксплуатирующие дом в комплексе, имеющие реальный возможность обеспечить тепловой комфорт не за счет увеличения потребления, а за счет снижения потерь.
  • понятно, что ТСО не могут объективно контролировать сами себя и будут скрывать информацию, а энергосбережение не выгодно ТСО, т.к. уменьшает объем продаж.
  • абсурдны ситуации продажи продавцом товара самому себе.

Даже в сегодняшних условиях неурегулированности экономических отношений, наиболее тяжелая ситуация наблюдается там, где теплоснабжение осуществляют комплексные предприятия ЖКХ имеющие в своем составе котельные.

Зарубежный опыт и возможности в России

Практически повсеместно, кроме нескольких стран СНГ, покупателями тепловой энергии в многоквартирных жилых домах являются юридические лица. чаще всего это кооперативы, товарищества, кондоминимумы либо владельцы зданий. Для муниципальных зданий управляющую компанию назначает муниципалитет.

В некоторых бывших социалистических странах пуск тепла в начале отопительного сезона осуществляется только при наличии юридического лица, уполномоченного подписать договор.

Активная административная работа позволила за 1-2 года повсеместно создать организации, представляющие коллективные интересы жителей и автоматически решить проблемы полноты платежей, учета тепловой энергии, распределения разницы между показаниями домовых водосчетчиков и суммой показаний квартирных, стимулирования энергосбережения.

Жители каждого дома через принятую ими процедуру определения коллективного мнения, сами решают свои проблемы.

Например, во многих ТСЖ Таллинна порядок и объем финансирования энергосберегающих проектов определяется общим собранием ответственных представителей от каждой квартиры. На собрании должно присутствовать не менее 50% представителей, в противном случае назначается следующее собрание, решения которого обязательны при присутствии более 3-х представителей от собственников квартир. Невыполнение решений собрания позволяет включить судебную процедуру продажи квартиры с выплатой задолженности и выдачей оставшейся суммы бывшему владельцу. Система бюджетной помощи максимально персонифицирована.

Повсеместный результат - стабилизация тарифов на тепловую энергию и снижение объемов ее потребления.

Часто приходится слышать: «На Западе другой народ, другие традиции», но ведь в российских кооперативных домах, без всяких государственных программ также давно установлены приборы учета.

Совсем необязательно откладывать применение эффективных экономических схем до полной приватизации квартир и создания товариществ. Необходимо обеспечить выполнение ст.5 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»: «Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций» . Т.о. жители могут объединяться для решения любого конкретного вопроса без создания юридического лица, например, на общем собрании и определяться с организацией, представляющей их коллективные интересы по договору энергосбережения.

В.Г. Семенов, главный редактор, «Новости теплоснабжения»
«Новости теплоснабжения», № 2 (42), февраль, 2004, www.ntsn.ru

Вопрос 1. Классификация потребителей тепла. Графики тепловых нагрузок.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ (теория и тестовые материалы)

Редактор Асылбекова Б.А.

Подписано к печати 24. 01.2002 Формат60х90/16 Цена договорная

Объем 5,7уч.-изд. л. Тираж 300 экз. Заказ 2511

Печатно-множительная мастерская КарГТУ, г. Караганда, б. Мира, 56

Вопрос 1. Классификация потребителей тепла. Графики тепловых нагрузок.

Классификация потребителей тепла. (8, с.51..55)

Тепловое потребление - это использование тепловой энергии для разнообразных коммунально-бытовых и производственных целей (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, души, бани, прачечные, различные технологические тепло-использующие установки и т.д.).

При проектировании и эксплуатации систем теплоснабжения необходимо учитывать:

Вид теплоносителя (вода или пар);

Параметры теплоносителя (температура и давление);

Максимальный часовой расход тепла;

Изменение потребления тепла в течение суток (суточный график);

Годовой расход тепла;

Изменение потребления тепла в течение года (годовой график);

Характер использования теплоносителя у потребителей (непосредственный забор его из тепловой сети или только отбор тепла).

Потребители тепла предъявляют к системе теплоснабжения различные требования. Несмотря на это, теплоснабжение должно быть надежным, экономичным и качественно удовлетворять всех потребителей тепла.

Режим работы технологически систем подвержен изменениям, которые могут носить как закономерный, так и случайный характер, быть длительными или кратковременными, но происходить они должны с минимальными затратами энергоресурсов, не нанося ущерба надежности эксплуатации оборудования и связанных с ним систем.

Пренебрежение этим фактором обычно приводит к просчетам при выборе оборудования источников энергоснабжения и необоснованному перерасходу топлива для обеспечения требуемой нагрузки.

Для того чтобы оценить действительную потребность предприятия или его подразделений в тепловых энергоресурсах, необходимо провести анализ графиков теплопотребления в определенные периоды работы – в течение суток, недели, месяца, года.

Характеристиками равномерности тепловых нагрузок в течение года являются число часов использования максимальной тепловой нагрузки , ч/год, и коэффициент К, представляющий собой отношение среднесуточной нагрузки к максимальной суточной за год.

По этим характеристикам промышленные предприятия разделяются на три группы: первая t =4000 - 5000 ч/год, К=0,57 - 0,68; вторая t =5000 - 6000 ч/год, К=0,6 - 0,76; третья t 6000 ч/год, К 0,76.

К первой группе относятся предприятия, например, легкой промышленности и машиностроения, в структуре затрат тепловой энергии которых более 40% имеют нагрузки систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения. Соответственно затраты теплоты на технологию составляют менее 60%. К третьей группе относятся предприятия с превалирующей долей затрат тепловой нагрузки на технологические нужды – более 90%. Затраты теплоты потребителями других категорий очень малы – менее 10% (табл.8).

Таблица 8

Потребителей тепла можно разделить на две группы:

1) сезонные потребители тепла;

2) круглогодовые потребители тепла.

Сезонными потребителями тепла являются:

Отопление;

Вентиляция (с подогревом воздуха в калориферах);

Кондиционирование воздуха (получение воздуха определенного качества: чистота, температура и влажность).

Круглогодовые потребители используют тепло в течение всего года. К этой группе относятся:

Технологические потребители тепла;

Горячее водоснабжение коммунально-бытовых потребителей.

Изменения сезонной нагрузки зависят главным образом от климатических условий (температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра, солнечного излучения, влажности воздуха и т.п.). Сезонная нагрузка имеет сравнительно постоянный суточный график и переменный годовой график нагрузки (рис.11).

График технологической нагрузки зависит от профиля и режима работы производственных предприятий, а график нагрузки горячего водоснабжения – от благоустройства зданий, состава и распорядка рабочего дня основных групп населения, режима работы коммунальных предприятий – бань, прачечных. Имеет почти постоянный годовой и резко переменный суточный график. Суточные графики в субботние и воскресные дни обычно отличаются от суточных графиков других дней недели.

Большинство систем теплоснабжения имеет разнообразную тепловую нагрузку (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, технологические потребители). Ее величина и характер зависят от многих факторов, в том числе от климатических и, главным образом, от температуры наружного воздуха.

На графике (рис.12) показана зависимость расходов теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды от температуры наружного воздуха, т.е. затраты теплоты.

По оси ординат отложены относительные значения расходов теплоты в долях единицы (за единицу принят максимальный суммарный расход теплоты, т.е. , где , , , - максимальные расчетные расходы теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды соответственно).

По оси абсцисс – температура наружного воздуха .

Построим четыре графика разных тепловых нагрузок. Расход теплоты на технологические нужды и горячее водоснабжение не является функцией наружной температуры. График будет иметь неравномерный характер в течение суток и в течение недели, но сглаживается в течение года и приобретает равномерный характер.

имеет, как правило, круглосуточный характер. При неизменной наружной температуре отопительная нагрузка жилых зданий практически постоянна. Для промышленных предприятий она имеет непостоянный суточный и недельный график, т.е. в целях экономии искусственно снижают подачу теплоты в ночной период и выходные дни. Максимальный расход на отопление соответствует расчетной температуре наружного воздуха для отопления и является расчетной величиной нагрузки отопления . Минимальный расход теплоты на отопление соответствует расчетной наружной температуре начала и конца отопительного сезона



Характерные температуры для графика вентиляционной нагрузки следующие:

Расчетная температура наружного воздуха для вентиляции соответствует расчетной нагрузке вентиляции (используется нагрев рециркуляцией). При расход тепла на вентиляцию постоянен и вентиляционные установки работают с рециркуляцией, т.е. с подмешиванием к наружному воздуху воздуха, взятого их помещений. Рециркуляция воздуха допустима для помещений, в воздухе которых не содержаться болезнетворные микроорганизмы, ядовитые газы, пары и пыль. Подмешивание воздуха осуществляется перед калориферной установкой и в количестве, обеспечивающем неизменяемую его температуру. С понижением температуры наружного воздуха подмешивание увеличивается, а подача наружного воздуха уменьшается. Температура воды, поступающей в калориферы, остается постоянной. Таким образом, когда температура наружного воздуха ниже расход теплоты на вентиляцию остается равным расчетному за счет сокращения кратности воздухообмена. Для регулирования кратности обмена воздуха в интервале вентиляционные установки должны быть оснащены авторегуляторами.

Температура включения вентиляции. Минимальный расход теплоты на вентиляцию соответствует расчетной наружной температуре начала и конца отопительного периода промышленных зданий.

Суммарный расход теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды по району является суммой расходов отдельных абонентов. Преобладающей является нагрузка отопления. График суммарного расхода теплоты имеет вид, показанный на рис.12. На нем есть три точки излома:

а) момент включения отопления;

б) момент включения вентиляции;

в) момент изменения нагрузки вентиляции.

Характер графика суммарной нагрузки зависит от соотношения нагрузок отдельных групп потребителей.

Основная задача отопления заключается в поддержании условий теплового комфорта (условия, благоприятные для жизни и деятельности).

Согласно СНиП допустимые (оптимальные) метеорологические условия в зоне жилых и общественных зданий:

Температура воздуха 18-22 о С (22-24 о С)

Относительная влажность 65% (45-30)

Скорость движения воздуха не более 0,3 м/с (0,1-0,15)

Для этого необходимо сохранение равновесия между тепловыми потерями здания и теплопритоком, которое может быть выражено в виде следующего равенства (теплового баланса ):

,

где - суммарные тепловые потери, - приток тепла через отопительную систему, - внутренние источники теплоты.

Включает в себя:

Потери из-за теплопередачи через наружные ограждения;

Потери инфильтрацией из-за поступления холодного воздуха в помещения через неплотности наружных ограждений, , где - коэффициент инфильтрации ( =0,03-0,06 – жилые, общественные здания, =0,25-0,30 – промышленные здания);

Теплота на подогрев холодных предметов (материалов), ()

Включает в себя:

От солнечной радиации (фонари, окна);

От коммуникаций и технологического оборудования;

От электрического оборудования и электрических осветительных приборов;

От нагретого материала и изделий;

При технологических процессах (конденсация);

От продуктов сгорания, поверхности печей;

От людей.

Есть две методики расчета .

1) Для малых зданий (помещений):

,

где - коэффициент теплопередачи, - площадь поверхности отдельных наружных ограждений, - разность температур воздуха с внутренней и наружной сторон этих ограждений.

Представленные на сайте комментарии юристов носят ознакомительный характер. В них могут отсутствовать конкретные ответы на интересующие вас вопросы. С момента публикации могло измениться законодательство и поэтому комментарии могли перестать быть актуальными.

Свяжитесь с нами - для получения консультаций по действующему законодательству, проведения экспертизы вашей ситуации, разработки проектов необходимых юридических документов, защиты ваших интересов в арбитражном суде или иной юридической помощи.

Контакты размещены в правом верхнем углу сайта и на странице «Контакты ».

Мы оказываем юридические услуги только компаниям.

Что такое теплоснабжение и каковы субъекты теплоснабжения?

Теплоснабжение – это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Тепловая энергия – это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Субъектами теплоснабжения являются потребитель тепловой энергии, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация, единая теплоснабжающая организация.

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Что такое Единая теплоснабжающая организация?

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.

Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства.

Отношения теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями.

Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Каковы существенные условия договора теплоснабжения?

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен содержать следующие существенные условия:

    договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

    величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

    ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

    ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

    обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

    порядок расчетов по договору;

    порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

    объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

    объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду на-грузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

Какие документы необходимы для заключения договора теплоснабжения?

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

    полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

    место нахождения организации (место жительства физического лица);

    место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

    тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

    договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

    срок действия договора;

    сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

    сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

    расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

    банковские реквизиты;

    сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

    удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

    договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

    устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

    документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

    разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

    акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Отметим, что в качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.

Какова процедура заключения договора теплоснабжения?

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.

В случае отсутствия в заявке сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.

Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора.

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.

В случае непредставления заявителем сведений или документов, необходимых для заключения договора теплоснабжения, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа.

Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.

Как определяется стоимость тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для юридических лиц?

Следует отметить, что оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законодательством.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель могут быть диф-ференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности пере-дачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения.

Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), тепло-носителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

    договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема та-ких поставок;

    долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

Потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

    35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

    оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, заключенным с едиными теплоснабжающими организациями. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими организациями обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, не имеющих неисполненных обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В каких случаях происходит ограничение потребления электроэнергии?

Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

    неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

    прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

    выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

    наличие обращения потребителя о введении ограничения;

    иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Бездоговорное потребление тепловой энергии – это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений законодательства.