Формирование навыков жизнестойкости. Как работает жизнестойкость

. До неё, вокруг неё - создаются и рушатся многочисленные государства, империи, а она существует и развивается. Что бы про неё, про её народ ни говорили или говорят.

Историю русской цивилизации первый отечественный историк Н.М.Карамзин начинал с древнего Новгорода и Киевской Руси. Однако Киевская Русь, по словам более позднего историка В.О.Ключевского «механически сцепленная первыми киевскими князьями из разнородных этнографических элементов», не проявила необходимой для долголетия жизнестойкости и быстро распалась. Русская цивилизация со специфическими национальными качествами русского народа сформировалась в XII - XV веках, а затем развивалась вовлечением в своё восхождение этносов, окружающих русский народ. История современной России, как центральной страны русской цивилизации, включает в себя периоды: становление, укрепление и развитие Московского княжества, затем Московского царства, Российской империи и Советского Союза. Сегодня продолжателем истории и культуры России является Российская Федерация. Общее же пространство русской цивилизации шире России и охватывает территории, где проживают люди с характерными русскими менталитетом и культурой.

Жизнестойкость народа России, сумевшего приспособиться к непростым природным условиям и защититься от агрессивных соседей (как сформулировал Тойнби - найти адекватные «ответы» на природные и социальные «вызовы»), проявлена во множестве критических ситуаций. Если вспомнить только те из них, которые связаны с отражением наиболее опасных внешних угроз («ударов» - по Тойнби), то они ассоциируются с такими событиями, именами и названиями мест:

    освобождение от татаро-монгольского ига; Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Куликовская битва;

    Великая Смута и отпор агрессии польской шляхты; Иван Сусанин, Минин и Пожарский, освобождение Москвы;

    I-ая Отечественная война - защита суверенитета и пресечение претензий на мировое господство великого полководца Наполеона; Багратион, Кутузов и Бородино, пожар Москвы, Березина, Париж;

    отпор иностранной интервенции после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года (отпор немцам, англичанам, американцам, японцам);

    II-ая Отечественная война - защита своего права на жизнь от арийских «сверхчеловеков», отпор европейским полчищам во главе с Гитлером; Зоя Космодемьянская, Сталин и Жуков, битвы под Москвой и Ленинградом, Сталинградом, Курском, Берлином.

Очевидно, что многовековая жизнестойкость русского суперэтноса обеспечивалась определёнными национальными качествами, а жизнеспособность - силой национального единства. Что это за качества, от чего они зависят? Далее рассматриваются ответы на эти вопросы.

Краткий итог. Россия, будучи центральной страной русской цивилизации, существует как независимое государство много веков. Это обеспечивается особенностями населяющего её народа.

Природа России

Черты характера русского суперэтноса формировались в особых географических условиях, о влиянии которых на менталитет и культуру народов писал ещё Й.Г.Гердер. Наиболее подробный анализ этих условий дан в книге А.П.Паршева «Почему Россия не Америка».

Неблагоприятные климатические и географические условия. Россия является одной из самых холодных стран планеты.

В России половину года фактически занимает зима: уже в ноябре пропадает зелень, которая затем появляется только в мае. За остальную половину года люди должны обеспечить себя и сельскохозяйственный скот продуктами питания. В таких условиях человек нуждается в тёплых, фундаментальных жилищах (и тёплых стойлах для скота), в тёплой и потому дорогой одежде. Потребление энергии вследствие сурового климата должно быть в 2-3 раза больше, чем в Западной Европе, в 6 раз больше, чем в Японии.

В России большая часть территории занята зоной вечной мерзлоты, где невозможно земледелие, а остальная, как говорят - рискованная для земледелия. Поэтому сельское хозяйство России трудно рассматривать в качестве основной опоры для будущего. Хорошо, если оно сможет прокормить наше население.

Территория России, представляющая «бесконечную равнину… со своими лесами и болотами» (В.О.Ключевский ), вытянута длинной полосой поперёк течения рек, замерзающих зимой, вдали от естественных морских коммуникаций, что затрудняет организацию транспорта, внутренних и внешних связей регионов страны. История же показывает, что все передовые цивилизации возникали либо на территориях вдоль рек (Тигр и Евфрат, Нил…), либо по берегам незамерзающих морей (Средиземное, Балтийское…), облегчавших взаимообмен товарами, технологиями, информацией, людьми.

Неблагоприятные природныеусловия, с одной стороны, закалили русский народ, но, с другой стороны, всегда создавали существенные затруднения развитию страны.

Зато. Недра России богаты ресурсами - нефтью, газом, углем, рудами и другими сырьевыми материалами. Население составляет 3% населения Земли, а запасы природных ресурсов - 35% запасов планеты. На каждого человека в России приходится 11,7 условных единиц ресурсов (за 1,0 принят среднемировой уровень), а в США - 2,0, в Западной Европе - 0,67, в «третьих» странах - 0,58. Природные богатства в известной степени компенсируют неблагоприятные климатические и географические условия, но создают специфические барьеры для развития передовой экономики высоких технологий вследствие естественного крена в сторону добывающих отраслей хозяйства.

Большая часть территории России не тронута преобразованиями. Коэффициент антропогенного давления на окружающую среду (за 1,0 и здесь принято среднемировое значение) составляет:

    Нидерланды - 41,5;

  • Индия, Китай - 1,0;

    Россия - 0,7.

Сохранившаяся нетронутой природная территория России играет роль мощного регулятора биосферы, что в условиях экологических угроз всему человечеству является важнейшим ресурсом будущего устойчивого развития страны и залогом её места в мировом сообществе.

Краткий итог. Ментальные и культурно-исторические особенности народа России определились самым холодным на планете климатом, огромными размерами территории с плохими коммуникациями, богатыми природными ресурсами и малой освоенностью природной среды.

Л.М.Власова, В.В.Сапронов, Е.С.Фрумкина, Л.И.Шершнев БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный комплекс проблем безопасности / Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / Под редакцией Сапронова В.В. Москва 2009

Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова


Тест жизнестойкости


Психодиагностическая серия

Редактор-составитель доктор психол. наук Д.А. Леонтьев

Охраняется законодательством РФ об авторском праве. Запрещает­ся перепечатка, копирование или воспроизведение в печатном, элект­ронном или другом виде как всей брошюры, так и ее фрагментов, включая текст методики, без письменного согласия авторов, за исключением ци­тирования в научных и научно-прикладных публикациях в пределах обще­принятых объемов (до 800 печатных знаков). Любые попытки нарушения будут преследоваться в судебном порядке.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала»

Л478 Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестой­кости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с. Методическое руководство по новой методике психо­логической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков.

УДК 159.923.072 ББК 88.3 Л 478

ISBN 5-89357-228-9

© Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey , разработанного американ­ским психологом Сальваторе Мадди, теория и исследо­вания которого, за отдельными исключениями {Александрова, 2004; Мадди, 2005), до сегодняшнего дня практически не находили отражения в русскоязычных публикациях. Лич­ностная переменная hardiness (первый из авторов данно­го руководства в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) ха­рактеризует меру способности личности выдерживать стрес­совую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Этот конструкт был выделен в ходе исследований, в которых искался ответ на следующий вопрос: какие психологические факторы спо­собствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди { Kobasa , 1979; Maddi , Kobasa , 1984), находится на пересечении теоретических воззрений экзис­тенциальной психологии и прикладной области психоло­гии стресса и совладания с ним.

Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успеш­ном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. Поданным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой лич­ностной переменной, опосредующей влияние стрессоген-ных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности (Kobasa , Maddi , 1977; Мадди, 2005), выступая опе-рационализацией введенного экзистенциальным филосо­фом П. Тиллихом (1995) понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действо­вать вопреки» - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет чело­веку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизмен­ности) в ситуации экзистенциальной дилеммы (Мадди, 2005; Kobasa , Maddi , 1977).

Концепция жизнестойкости, таким образом, позволя­ет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практиче­ски эффективный, основанный на экзистенциальных воз­зрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века (Maddi , 1998 Ъ, 2002, 2004 а).

1. Общее понятие жизнестойкости и ее структура

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в це­лом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежден­ность в том, что вовлеченность в происходящее дает макси­мальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» (Maddi , 1998 b ). Человек с развитым компонен­том вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие по­добной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверен­ность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» { Maddi , 1987, р. 103).

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происхо­дящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает соб­ственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его разви­тию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, по­зитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопас­ности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее (см. ниже о тренинге жизнестойкости). Их раз­витие решающим образом зависит от отношений родите­лей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, лю­бовь и одобрение со стороны родителей. Для развития ком­понента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития при­нятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Мадди (Maddi , 1998 b ) подчеркивает важность выражен­ности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индиви­дуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

2. Жизнестойкость в модели стресса

Одним из первых и наиболее убедительных исследова­ний, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телеком­муникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company - IВТ). Стрессогенная ситуация в ком­пании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта си­туация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работни­ков, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависи­мость между выраженностью компонентов жизнестойкос­ти и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании (Maddi , 1987). При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболева­ния оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов - 71,8 %, при высоком уровне двух компо­нентов - 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компо­нентов - 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессо-генных расстройств, но и о системном, синергическом ха­рактере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности.

Как работает жизнестойкость? За счет чего она позво­ляет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (см. рис. 1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней спра­виться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведе­ние, преодоление трудностей.

Рис. 1. Структура стрессового события и переработки стресса (Абабков, Перре, 2004, с. 16)

На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией (Maddi , Kobasa , 1984). Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансфор­мационных копинг-стратегий и жизнестойкости способ­ствует смягчению их последствий - собственно стресса.

Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации - благодаря готовности активно действо­вать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой сторо­ны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоро­вье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблю­дение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс,

<

испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

С. Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость ново­му, готовность действовать и активность в стрессовой ситуа­ции. Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятель­ности (Maddi , 1998 b ; Maddi , Kahn , Maddi , 1998; см. рис. 2):

Работа школы по формированию навыков жизнестойкости учащихся.

В 2018-2019 учебном году школа продолжает работу по данному направлению. Составлен план работы на текущий год для учащихся 1-11 классов. В реализации Плана задействованы классные руководители, администрация школы, приглашенные специалисты.

Деятельность школы состоит из трех основных этапов: подготовительного, формирующего и мониторинга.

Цель работы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения. Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
4. Организация и включение подростков в ценностнозначимую для них деятельность.

Жизнестойкость ребенка - способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним.
Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Они умеют принимать действительность такой, какова она есть; они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл (основу для этой убежденности часто дает приверженность тем или иным ценностям); они отличаются незаурядным умением импровизировать и находить нетривиальные решения.

Как развить в себе жизнестойкость

Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства.
* Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия.
* Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов.
* Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость.
* Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким.
* Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности - человек воспитывает в себе жизнестойкость.

Как вырастить ребенка человеком, любящим жизнь и верящим в себя?

* Развивайте самостоятельность.
Гиперопека закладывает в сознание информацию про то, что реальный мир небезопасен, что всегда рядом должен быть кто-то, кто о тебе позаботится.
Чаще давайте возможность делать ребенку что-то самому, подбадривайте, хвалите, как хорошо у него получается.
* Как можно реже говорите «нельзя».
Четко сформулируйте запреты. Их должно быть немного: только те действия, которые угрожают жизни. А в остальных случаях спрашивайте себя: «Что для меня важнее: чтобы ребенок развивался, познавал мир или идеальный порядок в доме?»
* Избегайте вешать «ярлыки».
Ярлыки могут «заклеймить» ребенка навсегда: «он трус», «он не способен учиться», «она у нас слабенькая». Такие внушения отпечатываются на уровне подсознания, и преодолеть эти стереотипы потом очень трудно.
* Всегда находите повод порадоваться и похвалить.
Теплый взгляд, доброе слово - и маленький человечек будет стремиться оправдать ваши надежды.
* Подчеркивайте заслуги детей, признавайте достижения, не сравнивая их с другими.
Приучайте ребенка ставить перед собой реальные цели и достигать их. Отдавайте себе отчет, что нельзя делать все на пять.
* Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Если ребенок ошибается, не ругайте его, потому что страх перед вашим недовольством заставит впоследствии «прятать» свои ошибки, обманывать, бояться рисковать.
* Терпеливо ждите результат.
Помните: терпение и время - вот составляющие успеха.
* Воспитывайте любовью.
Детям необходимо чувствовать нашу любовь без каких-либо «если» («Если не будешь есть кашу, не буду тебя любить»). Они должны знать, что им не надо что-либо делать для того, чтобы заслужить любовь. Страх заставляет чувствовать свою неполноценность, порождает замкнутость, враждебность.

Куда обратиться за психологической помощью?


Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Они умеют принимать действительность такой, какова она есть; они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл (основу для этой убежденности часто дает приверженность тем или иным ценностям); они отличаются незаурядным умением импровизировать и находить нетривиальные решения.


Три компонента жизнестойкости: как выжить в любых условиях Жизнестойкость – это интерес к жизни. Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации. Жизнестойкость – это уверенность в том, что всё в жизни имеет свой смысл. Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт. Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми.


Преимущества жизнестойкости: Жизнестойкость придаёт силы для преодоления препятствий и противодействий. Жизнестойкость даёт толчок к развитию способностей. Жизнестойкость даёт возможности проявить лучшие свои человеческие качества. Жизнестойкость даёт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма. Жизнестойкость даёт удовлетворение от понимания жизненных процессов. Жизнестойкость обеспечивает уважение к людям и жизни.


Проявления жизнестойкости в повседневной жизни Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду. Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций. Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы. Религиозность. Человек, имеющий веру – жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.


Как развить в себе жизнестойкость Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства. Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия. Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов. Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость. Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким. Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности – человек воспитывает в себе жизнестойкость.




Качества, которыми обладает жизнестойкий ребенок: Высокая адаптивность Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Уверенность в себе Непредвиденные ситуации не смущают ребенка. Независимость Такие дети живут своим умом. Стремление к достижениям Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Ограниченность контактов Дети устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми, что способствует их чувству безопасности и защищенности.


Как воспитать жизнестойкого ребенка Поощряйте самостоятельность ребенка. Ясно, четко формулируйте правила и требуйте их соблюдения. Подчеркивайте значимость семьи, чувства гордости и родства. Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства. Обучайте ребенка быстро принимать решения. Поощряйте активность ребенка. Четкое определяйте и называйте проблемы, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместно ищите выход. Обучайте ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке Помогайте ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные. Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно. Помогайте в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости. Проявляйте интерес и уважение к мнению ребенка. Создавайте защищенную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили. Помогайте ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов.


Как вырастить ребенка человеком, любящим жизнь и верящим в себя? Развивайте самостоятельность. Гиперопека закладывает в сознание информацию про то, что реальный мир небезопасен, что всегда рядом должен быть кто-то, кто о тебе позаботится. Чаще давайте возможность делать ребенку что-то самому, подбадривайте, хвалите, как хорошо у него получается. Как можно реже говорите «нельзя». Четко сформулируйте запреты. Их должно быть немного: только те действия, которые угрожают жизни. А в остальных случаях спрашивайте себя: «Что для меня важнее: чтобы ребенок развивался, познавал мир или идеальный порядок в доме?» Избегайте вешать «ярлыки». Ярлыки могут «заклеймить» ребенка навсегда: «он трус», «он не способен учиться», «она у нас слабенькая». Такие внушения отпечатываются на уровне подсознания, и преодолеть эти стереотипы потом очень трудно. Всегда находите повод порадоваться и похвалить. Теплый взгляд, доброе слово – и маленький человечек будет стремиться оправдать ваши надежды.


Подчеркивайте заслуги детей, признавайте достижения, не сравнивая их с другими. Приучайте ребенка ставить перед собой реальные цели и достигать их. Отдавайте себе отчет, что нельзя делать все на пять. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Если ребенок ошибается, не ругайте его, потому что страх перед вашим недовольством заставит впоследствии «прятать» свои ошибки, обманывать, бояться рисковать. Терпеливо ждите результат. Помните: терпение и время – вот составляющие успеха. Воспитывайте любовью. Детям необходимо чувствовать нашу любовь без каких-либо «если» («Если не будешь есть кашу, не буду тебя любить»). Они должны знать, что им не надо что-либо делать для того, чтобы заслужить любовь. Страх заставляет чувствовать свою неполноценность, порождает замкнутость, враждебность.


Тест «Стратегия семейного воспитания» Уважаемые родители! Выберите, пожалуйста, из представленных вариантов ответов самый предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? A. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. B. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве) B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер) 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы? A. Если просит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.


6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. 7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его? A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят. B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения B. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. В. Надеюсь. Б. Стараюсь. Г. Не знаю.


Стиль семейного воспитания: Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Кто оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь «Алтайский краевой центр диагностики и консультирования – г. Барнаул, пр. Ленина, 54. Запись на консультацию к специалистам: 8(3852) Квалифицированные психологи и учителя-логопеды проводят диагностику и консультирование обучающихся и их родителей по проблемам: Трудностей в обучении Личностных особенностей детей и подростков Уровня тревожности ребенка Уровня самооценки Школьной мотивации обучающихся Адаптации к обучению в школе Речевых нарушений Звукопроизношения Особенностей детско-родительских отношений Профессиональных интересов, склонностей, предпочтений


В Центре ведутся занятия по психолого-педагогическим программам: «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»; «Программа коррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими обучающимися»; «Коррекционно-развивающая программа детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»; «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 5-7 лет «Формулы развития»; «Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»; «Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»; «Программа коррекции детско-родительских отношений по формированию навыков жизнестойкости»; «Профилактическая антистрессовая программа «Волна». «Программа профессионального самоопределения обучающихся «Старт в профессию»; «Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Точка роста»; «Программа тренинга психоэмоциональной разгрузки «Серпантин».


Также ППМС-помощь оказывается в городах и районах Алтайского края ГДЕ МОЖНО УТОЧНИТЬ КООРДИНАТЫ ППМС- СЛУЖБ: Справочник организаций (города), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: Режим доступа: в свободном доступе; Справочник организаций (районы), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: Режим доступа: в свободном доступе; Базовые психологические кабинеты: &id=332&Itemid=169 &id=332&Itemid=169 Режим доступа: в свободном доступе.