Экономическое содержание налога выражается взаимо отношениями между. Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов и граждан, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В условиях рыночной экономики налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

Налоги участвуют в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Общественное содержание налогов заключается в том, что налогообложение выступает частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер налогов. Источником налогов выступает национальный доход - вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. По мере роста национального дохода совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу формирования, распределения и использования доходов участников общественного производства: хозяйствующих субъектов, наемных работников и государства.

Налоги являются экономической категорией, поскольку им присущи:

Устойчивые внутренние свойства;

Закономерности развития;

Отличительные формы проявления;

Денежная форма выражения, в которой проявляется своеобразие отношений, составляющих содержание налогов как экономической категории.

Налоги связаны с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни сопровождаются движением денежных средств. В современном обществе налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе легального (законного) изъятия части валового внутреннего продукта и вновь созданной стоимости (национального дохода) для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Согласно Налоговому Кодексу "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

В рыночной экономике важнейшими видами государственных доходов являются налоги, сборы, взносы, пошлины, поступающие в бюджетную систему государства, и другие государственные внебюджетные фонды.

Вопросы, касающиеся сущности налогов, их назначения, а также вопросы целей и принципов налогообложения недостаточно проработаны в отечественной экономической литературе, поскольку проблемами теории налогов в России серьезно занимались лишь до конца 20-х годов прошлого века.

Существенный вклад в развитие теории налогов внесли российские ученые С.Ю. Витте, Н.И. Тургенев, В.А. Альтшулер, А.А. Тривус, А. Соколов и др. Министр финансов России С.Ю. Витте в начале прошлого века в своем труде "Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве" определял налоги как "принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития". Таким образом, он подчеркивал императивный характер налогов, однако не проводил различий между налогами и сборами.

Великий русский финансист Н.И. Тургенев считал, что "налог - это средство к достижению цели общества или государства. На этом основывается и право правительства требовать податей от народа". По определению В.А. Альтшулера , "обложение налогом представляет собою вторжение государственной власти в частно-правовую сферу граждан, из имущества которых в принудительном порядке изымается часть ценностей на сокрытие государственных расходов". По мнению А.А. Тривуса , "налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть". А. Соколов полагал, что "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента". Данное определение представляется нам наиболее полным, поскольку оно указывает еще и на то, что налоги не только выполняют фискальную функцию, но и служат для "достижения каких-либо задач экономической политики". Вместе с тем в качестве плательщиков налога он выделяет лишь "хозяйствующих лиц или хозяйств", упуская из виду граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, но тоже являющихся налогоплательщиками.

За рубежом теоретические споры велись не столько о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько о той роли, которую играли налоги в экономике государства. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской школы (Дж. М. Кейнс, А. Хансен, Р. Харрод, А. Лернер, У. Шульц, Ф. Ноймарк и другие) и неоклассической школы (А. Маршалл, Г. Стайн, Г. Шмольдерс, А. Лэффер и другие), что и определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления исходят из идеи активного государственного вмешательства в экономику, соответственно определяется и сущность налогов: кейнсианцы рассматривают налоги, прежде всего как орудие экономической политики государства. Кейнс руководствовался так называемым психологическим законом, по которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Его последователи создали теорию экономического роста. А их противники - сторонники неоклассической школы - считают налоги чисто фискальным инструментом и утверждают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным. Представители неоклассического направления пропагандировали идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования.

Для того чтобы рассмотреть теоретические основы современной налоговой политики, необходимо сначала охарактеризовать основные принципы современной системы налогообложения. Любые современные формы налога должны удовлетворять трем главным требованиям: определенность, эффективность, справедливость взимания налога.

Кроме этих норм, ставших уже классическими, в настоящее время в области налогообложения применяется ряд не менее важных норм (принципов); чаще всего они являются "запретами". Это запрет на введение налога без закона; запрет налогообложения факторов производства и запрет необоснованной налоговой дискриминации.

В разделе на вопрос подскажите полное определение: понятию налога, его свойства и черты? заданный автором черносотенец лучший ответ это налоги -это обязательные платежи физ. и юр. лиц взимаемые государством. налоги выполняют две функции: фискальная и экономическую. субъект налога- это физ или юр. лицо на которое возложена обязанность уплаты налога. Объект налога-это предмет подлежащий налогооблажению.

Ответ от Inna_audit [гуру]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовани - п. 1 ст. 8 НК РФ.Является основным источником средств, поступающих в государственный бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, региональные и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль) , и косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог на добавленную стоимость) . Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.


Ответ от разбросаться [гуру]
Налоги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов…Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.уществует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделила бы три функции налогов:распределительную;фискальную;контрольную.

Вариант №1

1. Сущность налога – это…

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между…

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.

3. Налог – это…

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

4. Сбор – это…

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

6. Субъект налога – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами РФ и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

7. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

8. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

9. Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организации или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организации и физические лица, или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

Вариант №2

1. Объектами налогообложения могут являться…

а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ.

2. Налоговый период – это…

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами в соответствии с учетной политикой организации.

3. Налоговая база – это…

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.

4. Какое из следующих положений является одним из принципов построения налоговой системы установленных НК РФ…

а) порядок предоставления налоговых кредитов;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;

в) формы налогового контроля;

г) научный подход при установлении элементов налога.

5. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом является…

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности;

в) принцип эластичности;

г) принцип достаточности.

6. Сущность принципа удобства состоит в том, что…

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении.

7. Недоимка – это…

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога или сбора, не уплаченная по окончании календарного года.

8. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой

а) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации;

б) имеют материальное выражение и могут быть реализованы в процессе внутренней деятельности организации;

в) имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

г) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей только другой организации.

9. Не признается реализацией товаров, работ, услуг…

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации организации;

г) передача товаров для собственного потребления.

Вариант №3

1. Пошлина – это…

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц.

2. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность…

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

3. Доходом признается экономическая выгода, выраженная…

а) только в денежной форме;

б) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;

в) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета;

г) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета для резидентов России.

4. Дивидендами признается любой доход, полученный…

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом РФ, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим этому резиденту акциям.

5. Цена товара (работ, услуг) для целей налогообложения принимается…

а) как рыночная цена на момент совершения сделки;

б) как средневзвешенная величина, рассчитанная исходя из цен сделок, совершенных за календарный месяц;

в) как цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

г) как рыночная цена на момент оплаты товаров (работ, услуг).

6. Взаимозависимыми лицами признаются…

а) головная организация и ее подразделения;

б) организации, расположенные на территории одного муниципального образования;

в) организации и физические лица, подлежащие постановке на учет в федеральной налоговой службе, расположенной на территории одного субъекта РФ;

г) физические лица и организации отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности.

7. Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается…

а) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного субъекта РФ;

б) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного экономического района;

в) средневзвешенная цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на всей территории РФ.

г) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях.

8. При отсутствии на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), сделок по идентичным товарам (работам, услугам) для определения рыночной цены используется

а) затратный метод;

б) цена однородных товаров, ввезенных на территорию России;

в) цена идентичных товаров, производимых в странах Западной Европы;

г) цена идентичных товаров, производимых в государствах – бывших республиках СССР, с которыми заключены договоры о торговом соглашении.

9. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются

а) рыночные цены (тарифы);

б) указанные цены (тарифы);

в) рыночные цены, определяемые в соответствии с НК РФ;

г) рыночные цены (тарифы), сложившиеся по месту постановки на учет налогоплательщика.

Вопросы для самоконтроля

1.Как взаимосвязаны изменения государственного устройства и налоговой системы?

2. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?

3. Какова экономическая сущность налогов?

4.Дайте определение налога и сбора.

5. Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

6. Какие функции присущи налогам?

7. Назовите элементы налогообложения.

9. Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения?

10. Каково понятие «объекты налогообложения»?

11. Что такое облагаемая база и единица налогообложения?

12. Как определяется понятие «налоговая ставка»?

13. Что понимается под налоговым и отчетным периодом?

14. Может ли быть изменен срок уплаты налога или сбора региональным законодательством?

15. Какие существуют способы уплаты налогов?

16. Что представляет собой отсрочка или рассрочка по уплате налога?

17. Каково определение понятия «налоговый кредит»?

18. Назовите классические принципы налогообложения. Дайте их характеристику.

19. Назовите методы налогообложения.

20. По каким признакам можно классифицировать налоги:

* на федеральные, региональные и местные;

* на налоги с физических, юридических лиц, с физических и юридических лиц;

* на целевые, общие и чрезвычайные;

* на прямые и косвенные;

* на закрепленные и регулирующие.

Назовите в качестве примеров налоги, входящие в каждую из перечисленных групп.

21.Законодательные органы субъектов РФ установили новый региональный налог на граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.


Похожая информация.


1. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между: А) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;2. Налог - это Б) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей для целей финансирования деятельности государства

3. Субъект налогообложения - это А) организации и физические лица, на которые НК РФ возложило обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы; 4. Налоговая ставка – это В) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

5. Налоговый период – это Б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам

6. Налоговая база – это А) стоимостая, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

7. Недоимка – это В) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

8. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность :

Б) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов

9.Доходом признается экономическая выгода, выраженная:

В) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ

10.Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

В) федеральные налоги и сборы

11. К региональным налогам относится В) налог на имущество организаций лиц

12.К федеральным налогам не относится А) налог на имущество организаций

13. К специальным налоговым режимам относится: В) упрощенная система налогообложения

14.Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются: А) в пользу налогоплательщика

15.К актам законодательства о налогах и сборах относятся федеральные законы

16.Арест на все имущество налогоплательщика -организации Б) может быть наложен

17.Налогоплательщики- организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган об открытии и закрытии счетов: 10 дней

18.Обязанность по уплате налога или сбора прекращается:

В) С уплатой налога или сбора

19.Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:

Б) По почте или лично налогоплательщиком

20.Участниками налогового контроля являются:

В) Налоговые органы

21.Налоговая проверка может проводиться:

В) За три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки

22.Камеральные налоговые проверки проводятся уполномоченными должностными лицами:

В) Без специального решения руководителя налогового органа

23.НДС уплачивается:

Б) ежеквартально

24.К каким видам налогов относятся акцизы?

В) Федеральным косвенным

25.Налогоплательщиками акцизов являются: А) Организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

26.Налоговый период для налогоплательщиков акцизов устанавливается как: А) Календарный месяц

27.Не являются плательщиками налога на прибыль:

Б) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения

28.Налоговые вычеты применяются при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:

В) Только в отношении доходов облагаемых по ставке 13%

29.В отношении дивидендов от долевого участия в деятельности организации ставка НДФЛ установлена в размере: А) 9%

30.Социальные налоговые вычеты предоставляются: А) По окончании налогового периода на основании документов, подтверждающих фактически произведенные расходы

31.Налоговой базой по земельному налогу является:

В) кадастровая стоимость земельных участков.

32.Налогоплательщик имеет право перейти на УСН, если средняя численность его работников не превышает:

в) 100 человек .

33.Кто из указанных субъектов является плательщиком налога на имущество организации?

В) Российские организации, а также иностранные организации, имеющие недвижимое имущество на территории РФ

34.Плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются предприниматели: А) Осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли

35.Земельный налог исчисляется исходя из:

В) Кадастровой стоимости земельных участков

36.Что является объектом для налогообложения единым налогом в упрощенной системе налогообложения? А) Доходы или доходы уменьшенные на величину расходов

37 . Какой орган в РФ принимает законы о налогах:

В.Государственная дума РФ

38. Как классифицируются налоги по способу их взимания:

Б. Прямые и косвенные

39 . К специальным налоговым режимам относят:

А. Упрощенную систему налогообложения

40. К местным налогам относят:

А. Земельный налог и налог на имущество физических лиц

41. В каком случае налог считается установленным и подлежит обязательной уплате:

А. Когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения

42.Налоговой базой по налогу на имущество организации является:

Б.Среднегодовая стоимость

43. Ставка налога по ЕНВД:

Б. 15% от величины вмененного дохода

44. Какая стоимость подарков, полученных физическим лицом от организации, облагается НДФЛ

В. 4000 и выше

Налоги выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением валового общественного продукта, национального дохода и валового внутреннего продукта в целях развития производства и удовлетворения разнообразных потребностей государства и населения. Следовательно, они являются экономической категорией, характеризующей финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они выражают часть финансовых отношений по формированию доходов субъектов хозяйствования и граждан, а также по аккумулированию определенной доли их доходов государством для осуществления своих функций и задач.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государств. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги представляют собой предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан в определенных размерах и в установленные сроки.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономические выраженные существования государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значения налогов стало усиливаться: для содержания армий, флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, поводу формирования государственных финансов.

Первые исследования о налогах принадлежат Д. Рикардо и А. Смиту. По Д. Рикардо налоги представляют собой ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, всегда выплачивается в конечном счете из капитала или дохода.

А. Смит в своем классическом сочинении «исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по за ранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобны для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Более подробное определение дает русский ученый начала ХХ века Андрей Соколов. По А. Соколову под налогами нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих субъектов или лиц для покрытия ее расходов для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

Во всех определениях подчеркивается следующие особенности налогов:

тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются источником доходов;

принудительный характер платежа на основе законодательства;

участие в экономических процессах общества.

Налогообложение основывается на двух принципах распределения налоговой нагрузки (налогового времени):

принцип выгоды;

принцип пожертвований.

В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства: тех, кто получает больше благ и услуг предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог.

Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования и другие виды услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных и безработных.

Согласно второму принципу, субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, т.е тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого исходит из предположения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, т.е на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части доходов тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые у бедного путем налогов, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

Использования принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста доходов.

Экономическое содержание доходов проявляется в их функциях. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуются общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Одной из основных функций налогов является регулирующая их функция, оказывающая влияние на развитие производства. При этом используется выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объема накопления и потребления; их применение эффективной при стимулировании научно-технического процесса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый во взаимодействии с другими экономическими рычагами.

Вторая функция налогов - фискальная, обеспечивающая наступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

Пере распределительная функция налогов состоит в распределении части доходов хозяйствующих субъектов в пользу государству. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте.

В последние годы доля налогов и других платежей в бюджет в валовом внутреннем продукте составило в Казахстане более 40 %; это гораздо выше чем в других странах (20-30%). Такое положение свидетельствует о централизации ресурсов у государства в ущерб интересам низовых звеньев хозяйствования.

Государство, используя вышерассмотренные функции налогов, определяет систему налогов и разрабатывает механизм их функционирования, проводит различные мероприятия в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических целей и задач общества каждого периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением в области налоговой политики является определение налогов, эффективно выражающих новые отношения между государством и налогоплательщиками. Следовательно, через налоговую систему должна обеспечиваться развитие производства, эффективная и надежная защита нетрудоспособных людей.