Акт налоговой проверки составляется в течение. Порядок составления акта выездной налоговой проверки


Сегодня мы поговорим о том, как правильно и аргументированно подать встречный иск в гражданском процессе. Так же рассмотрим требования и специальные условия к подаче встречного искового заявления в судебном порядке

Встречный иск - это требования ответчика, предъявленные для совместного рассмотрения в уже возбужденном судом деле. Встречный гражданский иск заявляется в случаях, когда у ответчика есть самостоятельные требования к истцу. Предъявление встречного иска является одним из способов защиты ответчика в гражданском процессе.

Встречный иск в суде может быть предъявлен в любое время до вынесения решения, однако лучше делать это в ходе подготовки по делу.

К встречному иску применяются как общие правила оформления искового заявления, установленные статьей 131 ГПК РФ и статьей 132 ГПК РФ, так и специальные условия. В соответствии с требованиями статей 410-411 Гражданского кодекса РФ не допускается зачет требований, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности, и этот срок истек; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о взыскании алиментов; о пожизненном содержании.


Предъявление встречного иска

Встречный иск предъявляется по общим правилам. Нарушение этих правил может повлечь последствия, аналогичные с первоначальным иском: заявление может быть оставлено без движения, возвращено, в его принятии может быть отказано. Обращаем внимание, что к встречным исковым требованиям не применяются общие правила подсудности исков, для встречного иска установлена специальная подсудность, которая определяется его связью с первоначальным иском. Встречный иск подается по месту рассмотрения первоначального иска. Встречный иск разрешается судом в общем решении, содержащем суждения суда, как по первоначальным требованиям, так и по встречному иску. Стороны вправе в ходе рассмотрения дела заключить мировое соглашение, при этом как по первоначальному иску, так и по встречному.

Встречный иск может быть предъявлен для зачета первоначального требования. Хотя требование о зачете может быть заявлено ответчиком и в форме возражений по иску. Требование о зачете в форме возражения возможно только в том случае, когда встречное требование не превышает по своим размерам первоначального. Требование о зачете следует отличать от встречного иска.


Принятие встречного иска

Для принятия встречного иска необходимо соблюдение одного из обязательных условий, перечисленных в статье 138 ГПК РФ, а именно: встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

Принятие встречного иска зависит от усмотрения суда, насколько будет целесообразным рассмотрение этого иска с первоначальным. Поскольку предъявление встречного иска, как правило, усложняет процесс, так как возрастает объем исследования обстоятельств дела, доказательств, принятие встречного иска возможно только при наличии взаимной связи между встречным и первоначальным иском, а их совместное рассмотрение будет способствовать правильному и быстрому разрешению дела.

Отказ в принятии встречного иска не препятствует ответчику оформить его в виде самостоятельного искового заявления и подать в суд в общем порядке.

Осуществляется предъявление встречного иска по общим правилам предъявления. Но суд принимает встречный иск только в случае, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования, или если удовлетворение встречного иска исключает полностью или частично удовлетворение первоначального иска, или если между встречным и первоначальным исками имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение может привести к более быстрому и верному рассмотрению споров.


Существует несколько видов мер по обеспечению встречных исков. Это может быть наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или иных лиц; запрет ответчику совершать какие-то действия; запрет другим лицам совершать отдельные действия, касающиеся предмета спора, к примеру, передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства; временный запрет на реализацию имущества в случае предъявления иска от освобождения имущества от ареста (то есть, исключение из описи); приостановление взыскания по исполнительному документу, который оспаривается должником в судебном порядке.

Впрочем, при необходимости суд или судья может принять и иные меры по обеспечению иска, если они отвечают целям. На самом деле, может быть даже сразу несколько. Но меры по обеспечению иска должны быть обязательно соразмерны заявленному истцом требованию.
Имеется целый ряд отличий встречных исков от иных материально-правовых возражений. Это, в частности, то, что встречный иск (впрочем, как и первоначальный) должен рассматриваться в порядке искового производства, и суд обязан разрешить по существу материально-правовое требование истца по этому иску, в то время как материально-правовое возражение не порождает никакого самостоятельного производства, являясь своего рода аргументом, который может быть учтен в зависимости от обстоятельств дела при вынесении решения.


Хронологическая возможность предъявления встречного иска ограничивается рамками рассмотрения дела в суде первой инстанции, тогда как прочие материально-правовые возражения могут подаваться на любой стадии процесса. Встречный иск предъявляется строго по регламенту специальных процессуальных правил (согласно части 2 статьи 31 и статьи 137 ГПК РФ), тогда как прочие материально-правовые возражения подаются без особой правовой регламентации.

Право на предъявление встречного иска имеет ответчик по первоначальному иску. Если в деле участвует сразу несколько ответчиков, то каждый из них вправе самостоятельно предъявить к истцу встречные иски. При этом каждый ответчик, предъявляя встречный иск, не связан с другими ответчиками. Впрочем, не исключается по закону и возможность предъявления ответчиками совместного встречного иска. Кстати, встречный иск всегда подается вне зависимости от подсудности в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Существуют некоторые правила оформления встречного иска. В нем необходимо кратко охарактеризовать существо дела, которые было возбуждено на основании первоначального иска, указать его номер при наличии, сделать ссылку на наличие одного из условий, которые предусмотрены статьей 138 ГПК РФ, заявить ходатайство о рассмотрении данного встречного иска совместно с иском первоначальным.

Если вы являетесь ответчиком, то вправе предъявить в суд встречный иск. Сразу отметим, что встречный иск можно предъявить в любое время с того дня, когда вы узнали, что привлечены к суду в качестве ответчика, и до момента вынесения судом решения по делу, по которому вы являетесь ответчиком. Встречный иск можно подать на собеседовании (предварительном судебном заседании) или в судебном заседании. Если вы подали встречный иск в судебном заседании, судья, как правило, откладывает дело, чтобы дать другой стороне время на подготовку по вашему иску.


Встречный иск подается так же, как и обычный, за тем исключением, что на него не распространяются правила подсудности. По общему правилу исковое заявление подается по месту жительства ответчика. Встречный иск подается в тот же суд (и тому же судье), где рассматривается первоначальный иск, независимо от места жительства ответчика.
Право на предъявление встречного иска предоставлено только ответчику по делу, никакие другие участники процесса встречного иска предъявить не могут.
Судья принимает встречный иск, только если он предъявлен в соответствии с требованиями закона.

Встречный иск может быть принят в следующих случаях:


- если встречное требование направлено к зачету первоначального требования;
- если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска, например, если к вам предъявлен иск о выселении, в качестве встречного иска вы можете подать иск о признании за вами права на жилое помещение. Очевидно, что, если право на жилое помещение будет за вами признано, выселить вас будет невозможно, и в иске противной стороне будет отказано;


- если между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров, например, встречным по отношению к иску о взыскании с отца алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка может быть иск об определении места жительства ребенка с отцом.


Самое главное, что нужно учитывать, если вы намерены подать встречный иск, - ваши исковые требования должны быть прямо связаны с исковыми требованиями истца по первоначальному иску. Например, часто супруг, к которому предъявлен иск о разделе имущества, считает встречным иск о признании за ним права пользования жилым помещением в неприватизированной квартире и крайне удивляется, когда судья не принимает этот иск как встречный и предлагает обратиться в суд с отдельным иском. Между тем судья совершенно прав, так как иск о разделе имущества - это иск о праве собственности, а иск, заявленный супругом как встречный, касается права пользования жилым помещением, собственником которого является государство.

Не забудьте, что встречный иск, как и обычный, оплачивается государственной пошлиной, причем пошлина должна быть уплачена до подачи встречного иска, квитанцию о ее уплате необходимо приложить к исковому заявлению. Сумма государственной пошлины рассчитывается в зависимости от цены иска по правилам, изложенным в главе «Сколько стоит подать в суд?».


Исковое заявление пишется в той же форме, что и обычный иск. Отличия встречного иска от первоначального невелики. Во-первых, под заголовком документа «исковое заявление» нужно указать в скобках «встречное». Во-вторых, начинать встречное исковое заявление следует с того, что истец обратился в суд с иском к вам, а вы просите одновременно с рассмотрением его исковых требований рассмотреть также и ваши.

В качестве примера встречного иска приведем встречный иск об изменении договора найма.

В Тушинский межмуниципальный народный суд г. Москвы
Истец: Сидоров Семен Семенович, проживающий по адресу: 123627, г. Москва, ул. Новая, д. 9, кв. 113
Ответчик: Сидорова Ольга Семеновна, проживающая по адресу: 123627, г. Москва, ул. Новая, д. 9, кв. 113

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (встречное)
об изменении договора найма жилого помещения

В производстве Тушинского межмуниципального суда г. Москвы имеется гражданское дело по иску Сидоровой Ольги Семеновны ко мне о признании не приобретшим права на жилую площадь моего несовершеннолетнего сына Сидорова Олега Семеновича, 10.04.1995 г. рождения.


Одновременно с рассмотрением исковых требований Сидоровой О. С. прошу рассмотреть также и мои встречные исковые требования.


В спорной квартире зарегистрированы по месту жительства я, Сидоров С. С., мой несовершеннолетний сын, Сидоров О. С., и моя совершеннолетняя дочь от предыдущего брака, Сидорова О. С., которая и обратилась в Тушинский суд с вышеуказанным иском.
Мы с сыном в течение длительного времени не могли вселиться в спорную квартиру, так как моя дочь от первого брака Сидорова О. С. препятствовала нашему вселению.
В настоящее время нам с сыном удалось вселиться в квартиру, однако ответчица, Сидорова О. С., отказывается освободить для нас комнату.


Квартира имеет жилую площадь 29,7 кв."м, состоит из двух комнат площадью 12,7 и 17 кв. м. Соответственно на каждого проживающего приходится 9,9 кв. м., то есть на долю Сидоровой О. С. приходится 9,9 кв. м, на меня и несовершеннолетнего сына - 19,8 кв. м.
Изменение договора найма необходимо мне, так как Сидорова О. С. умышленно создает неприемлемые для проживания ребенка условия. Для создания нормальных жилищных условий для сына я вынужден добиваться права на конкретную комнату.Считаю, что изменение договора найма не ущемит жилищных прав ответчицы, Сидоровой О. С., так как на ее имя будет заключен договор найма на комнату площадью 12,7 кв. м., тогда как на ее долю приходится 9,9 кв. м жилой площади.

В соответствии с вышеизложенным и руководствуясь ст. 86 ЖК РСФСР
Изменить договор найма жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Новая, д. 9, кв. 113, выделив мне и моему несовершеннолетнему сыну Сидорову Олегу комнату размером 17 кв. м, Сидоровой О. С. - комнату размером 12,7 кв. м.

Приложения:
1. Копия искового заявления.
2. Квитанция об уплате госпошлины.
Необходимые для рассмотрения дела по существу документы имеются в материалах дела по первоначальному иску.
Дата, подпись

Суд, при наличии встречного иска, рассматривает оба иска одновременно и выносит решение сразу по двум искам. Как правило, суд удовлетворяет один из исков (первоначальный или встречный), а в другом отказывает. Но бывают случаи, когда каждый из исков удовлетворяется в части. Возможен также отказ в обоих исках.

Более подробно о том, как правильно подать встречный иск можно узнать бесплатно у наших юристов по прямым ссылкам, расположенным на этой странице



Встречный иск в рамках ГПК РФ

Встречный иск (далее — ВИ) — это самостоятельное требование ответчика к истцу, заявленное в процессе разбирательства по делу для совместного рассмотрения с первоначальным иском. ВИ считается одним из методов защиты ответчика в процессе по гражданскому делу.

При подаче ВИ следует руководствоваться следующими общими принципами:

  • ВИ подается по месту рассмотрения первоначального иска (п. 2 ст. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ), т. е. общие правила подсудности в данном случае не применяются;
  • встречное исковое заявление допустимо подавать в судебный орган на любом этапе гражданского процесса до момента принятия судом решения по делу (ст. 137 ГПК РФ).

ВИ представляется по правилам подачи искового заявления, перечисленным в ГПК РФ. При этом в суде апелляционной инстанции правила о предъявлении ВИ в силу п. 6 ст. 327 ГПК РФ не применяются.

Однако ограничения, предусмотренные данной нормой, не распространяются на ситуации, когда суд апелляционной инстанции в соответствии с пп. 4-5 ст. 330 ГПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде 1-й инстанции без учета особенностей, регламентированных гл. 39 ГПК РФ (п. 22 постановления пленума ВС РФ «О применении судами норм…» от 19.06.2012 № 13).

Недопустимо предъявление ВИ в случаях, описанных в ст. 244.14 ГПК РФ.

Условия принятия встречного иска к производству

ВИ принимается судебным органом к производству совместно с первоначально заявленным исковым требованием при соответствии ВИ хотя бы одному из следующих положений (ст. 138 ГПК РФ):

  • встречное требование подразумевает зачет первоначального (см. апелляционное решение Кемеровского облсуда от 21.01.2016 по делу № 33-568 (14222), в котором суд отказывает в принятии ВИ в связи с разнородностью требований сторон, подлежащих взаимозачету);
  • в связи с удовлетворением ВИ будет невозможно полное или частичное удовлетворение первоначального иска (например, определение мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района Тверской области от 20.01.2016 по делу № 2-12-3/2016);
  • первоначальный иск и ВИ являются взаимосвязанными, их совместное рассмотрение в 1 процессе будет способствовать более скорому и объективному разрешению возникших споров (см. апелляционное определение Кемеровского облсуда от 26.01.2016 по делу № 33-14469, в котором суд отказал в принятии ВИ в связи с нецелесообразностью его рассмотрения в общем процессе с первоначальным иском).

Достаточно абстрактная формулировка третьего условия позволяет судам принимать ВИ или отказывать в его принятии, основываясь на собственной оценке целесообразности рассмотрения этих исков в общем процессе. Например, распространены отказы в принятии ВИ по причине злоупотребления ответчика своим процессуальным правом, направленного на затягивание процесса (например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.03.2015 по делу № А81-4998/2013).

Решение суда об отказе в принятии ВИ, не удовлетворяющего требованиям ст. 138 ГПК РФ, не подлежит обжалованию в апелляционной или кассационной инстанции (абз. 3 п. 10 постановления пленума ВС РФ «О применении норм...» от 26.06.2008 № 13).

Отзыв на встречное исковое заявление в гражданском процессе

Отзыв на встречное исковое заявление выражает позицию первоначального истца или третьих лиц на требования, изложенные в ВИ. Отзыв может быть направлен на материально-правовые требования ответчика по ВИ, а также затрагивать вопросы процессуального характера.

ГПК РФ не содержит требований по оформлению отзыва на ВИ, однако его надлежит составлять в соответствии с общими правилами, предусмотренными для представляемой в суд документации. В т. ч. отзыв должен содержать все необходимые реквизиты, дающие возможность установить его отношение к тому или иному гражданскому процессу.

Помимо возражений, комментариев сторон относительно ВИ, в отзыв можно включить ходатайства к суду. К отзыву могут прилагаться документы, подтверждающие позицию его автора.

Отличие отзыва от ВИ связано с отсутствием в содержании первого правовых требований к другой стороне. Госпошлина за представление отзыва не уплачивается, количество отзывов на иск по делу от каждого из участников законом не ограничено.

Оформление встречного искового заявления (на примере ВИ о разделе имущества супругов)

ВИ оформляется подобно основному исковому заявлению, т. е. в соответствии с правилами ст. 131-132 ГПК РФ.

Требования ответчика в ВИ должны быть направлены на погашение требования первоначального иска. Все изложенные в документе претензии подлежат обоснованию (в т. ч. необходимо приложить к заявлению документы, подтверждающие позицию ответчика).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.20 ч. 2 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ при подаче ВИ уплачивается госпошлина, размер которой определяется по правилам ст. 333.19 ч. 2 НК РФ.

Ниже представлен образец рассматриваемого документа на примере ВИ в споре о разделе имущества супругов.

Итак, встречное исковое заявление оформляется и подается по общим правилам представления исков в гражданском процессе. Исключением является только правило определения подсудности, т. к. соответствующее заявление, независимо от содержания и территориального положения ответчика, должно быть подано в тот же суд, в котором проводится разбирательство по первоначальному иску.

Сотрудники ИФНС обязаны вручить проверяемому лицу такой документ? Из этой статьи вы узнаете, какая форма установлена для акта выездной налоговой проверки – регламент образца размещен ниже.

Когда оформляется акт выездной налоговой проверки

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК в двухмесячный срок с момента оформления справки о состоявшейся проверке уполномоченным должностным сотрудником ИФНС составляется акт выездной налоговой проверки. Основное предназначение такого документа – фиксирование результатов проведенных мероприятий и выявленных нарушений, а также требований по их устранению. При этом следует учитывать, что акт налоговой проверки составляется:

  1. По выездным процедурам – в любом случае.
  2. По камеральным процедурам – только при обнаружении нарушений требований налогового законодательства в 10-дневный срок с момента завершения проверки.
  3. По выездным процедурам в отношении КГН – в любом случае в 3-месячный срок с момента составления справки о выполненной проверке.

Форма акта выездной налоговой проверки

Бланк акта налоговой проверки утвержден ФНС РФ в Приложении №23 Приказа № ММВ-7-2/189@ от 08.05.15 г. В Приложении № 24 этого же нормативного акта содержатся требования к оформлению документа. Акт налоговой проверки подписывается с одной стороны ответственными лицами, фактически осуществлявшими контроль данных проверяемого хозяйствующего субъекта. С другой стороны, проставляется подпись представителя налогоплательщика или непосредственно проверяемого лица/участника КГН.

Обратите внимание! Если налогоплательщик или его представитель отказывается удостоверять акт проверки, об этом делается соответствующая запись в документе.

Акт выездной налоговой проверки – порядок составления

Правила составления акта налоговой проверки регламентирует ст. 100 НК. Согласно требованиям по оформлению подобный документ состоит из 3 основных разделов – общий с вводными данными, описательный с перечислением нарушений и рекомендательный с выводами и предписаниями ИФНС. Сам бланк акта выездной налоговой проверки (образец ниже), включает в себя следующие реквизиты:

  • Номер по порядку, дата и название формы.
  • Список проверяющих уполномоченных лиц – приводятся ФИО специалистов, их должности, а также указывается территориальное подразделение ИФНС.
  • Полное и краткое наименование проверяемого юр. лица или ФИО предпринимателя.
  • Адрес местонахождения компании или место проживания физлица.
  • Номер и дата решения на осуществление выездных мероприятий.
  • Список представленных проверяемым лицом документов.
  • Период охвата проверки данных.
  • Даты окончания/начала проверки.
  • Перечень проверенных налогов.
  • Данные по используемым контрольным мероприятиям.
  • Запись об отсутствии нарушений или подтвержденные документально факты законодательных нарушений.
  • Выводы и предписания в части устранения нарушений, нормативные ссылки при наличии мер ответственности.

По общим правилам акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен строго в установленные сроки (по обычным случаям – 2 месяца, для КГН – 3 месяца), но нарушение указанных сроков не является основанием для отмены решения ИФНС и оспаривания итогов проверки. Обжалованию подлежат лишь результаты контрольных процедур, то есть решение. При несогласии с изложенными в акте фактами налогоплательщик вправе составить возражения на него (п. 6 ст. 100). Срок подачи возражений – 1 мес. с даты получения акта.

Акт налоговой проверки – пример подготовки возражений

Если проверяемое лицо не согласно с данными, отраженными в акте, в течение 1 мес. можно подать возражения.

Пример

В 2017 г. ИФНС провело выездную проверку по налогу на прибыль ООО за 2014-2016 гг. В результате были выявлены завышения расходной части, что привело к уменьшению налогооблагаемой базы и, как следствие, недоплате налога в бюджет (акт № 12-24/46-11 от 20.02.17 г.).

Предприятию были начислены недоимка, пени и штрафные санкции в части прибыли на общую сумму в 457 840 руб. Налогоплательщик не согласился с результатами проверки и обжаловал решение путем подачи 27.02.17 г. возражений в вышестоящий налоговый орган.

В возражениях пишем: «Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем, на основании пункта 6 статьи 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам. Далее необходимость перечислить обстоятельства и написать, каким именно законодательным нормам с точки зрения налогоплательщика, не соответствуют выводы контролеров. Дополнительно были представлены подтверждающие документы, которые необходимо приложить, обосновывая свою позицию.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. Срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства). Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств. Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом. Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от того, привело это или не привело к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Каковы сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от получения акт, это отражается в акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта. До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если налогоплательщик не предполагает непосредственно участвовать в рассмотрении материалов. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.

Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?

В этом случае следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату по уважительным причинам. В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).

Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?

Не обязательно. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие, либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.

Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие является правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?

Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?

При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Иные мероприятия, в том числе осмотр, проводиться не могут. Выбранные налоговым органом для проведения дополнительные мероприятия налогового контроля указываются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо указано в статье 93.1 НК РФ.

Вместе с тем есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).

Как оформляются результаты допмероприятий?

Налоговым кодексом не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены поправки в порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок?

Со 2 июня 2016 года действует новый порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок. Вместо подразумеваемой обязанности налогового органа направлять материалы налогоплательщику, поправки предусматривают право налогоплательщика подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без соответствующего обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику.

Налогоплательщику рекомендуется в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений по акту проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней соответственно (пункт 6 статьи 100, новый пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Форма заявления - произвольная. Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи вышеназванного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий. Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым согласно нормам статьи 99 НК РФ.

Предположим, допмероприятия завершились 10 октября 2016 года. Налогоплательщик 11 октября 2016 года подал заявление на ознакомление с материалами, полученными налоговым органом. В таком случае налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 13 октября 2016 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 24 октября 2016 года.

Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена, но по своему предназначению как специальной процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в течение срока, отведенного на представление возражений по этим материалам.

Изменился ли порядок представления возражений по материалам допмероприятий?

Поправки вводят новую процедуру - процедуру подачи письменных возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении. Со дня истечения этого срока начинает течь срок для представления налогоплательщиком возражений, который составляет 10 рабочих дней.

Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры. С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.

Но, если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить сумму неуплаты налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки). Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?

Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ). Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно с участием налогоплательщика будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?

Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте собственно подписания решения также не предусмотрено. Налогоплательщик получит уже подписанное решение.

Со 2 июня 2016 года решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, должно приниматься в течение 10 дней со дня истечения срока на представление налогоплательщиком возражений на материалы дополнительных мероприятий. Продление срока принятия решения НК РФ не предусматривает. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет. Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.

Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?

Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).

Кем должно быть подписано решение?

Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. Это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе должны быть указаны, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.

Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола. Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, при том, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может повлечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, проводившего проверку.

Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).

А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?

В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.

Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или не подписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. То есть, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).