Показатели продукции в балансе народного хозяйства. Выставка достижений народного хозяйства ссср

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в кон­кретных политических процессах, стимулируя отношения сорев­новательности и сотрудничества, противодействия и согласова­ния, примирения и непримиримости.

§ 2. Управление политическими конфликтами.

Общее и особенное

в технологиях урегулирования конфликтов.

В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. К контролю за кон­фликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не в урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации, что, но их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем противники. В этом случае оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесто­чать свои требования, что дает повод обвинить их в недемократиз­ме. В свою очередь и правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).

Однако в большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (на­пример ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Осо­бым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотноше­ний неизбежно опирается на решение ряда универсальных задач:

Воспрепятствовать возникновению конфликта либо его раз­растанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые зна­чительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

Вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;

Минимизировать степень социального возбуждения, вызывае­мого течением политического конфликта в смежных областях поли­тической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии уп­равления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соот­ветствии с основной установкой - либо на урегулирование, либо на разрешение спорных ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероят­ность нового обострения уже урегулированных отношений. Раз­решение же конфликта предполагает исчерпание самого предме­та спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, кото­рое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отноше­ния партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.

Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние фак­торы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, мож­но отнести: степень открытой и политической системы (отражающей. к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста); уровень сплоченнос­ти конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоот­ношений их членов; характер вовлеченности широких социаль­ных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщен­ность политического поведения групп и граждан и их способ­ность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.

Для выработки технологий контроля за конфликтом особен­но важен учет субъектом управления не общих (условно говоря - макрополитических) факторов его протекания, а специфики це­лей, выбираемых в соответствии с особенностями этапа его фор­мирования и развития. Как правило, в науке выделяются этапы возникновения, развития и окончания политических конфлик­тов. В то же время особенности поведения субъекта управления конфликтом могут как определяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику каждого этапа в целом, так и за­висеть от более узких, специализированных целей, которые он ставит перед собой на каждом этапе в отдельности. Поэтому в науке могут разрабатываться технологические модели поведения лидеров, правительств, государств и прочих субъектов управле­ния конфликтами не только применительно ко всем (или отдель­ным) этапам их протекания (например «трехпериодная модель» М. Брегера деятельности правительств в условиях международ­ного кризиса), но также и касающиеся отдельных сторон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов (в частности тактика переговорного процесса).

Этап возникновения конфликта.

Конфликтные отношения зарождаются, когда складывается атмосфера на­пряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпа­дения позиций политических субъектов. На этом этапе пружина конфликтного взаимодействия еще сжата и контуры будущего раз­вития противоречия могут только угадываться.

Таким образом, главной задачей субъекта, стремящегося контро­лировать течение этого конфликта, является раскрытие его подлин­ных причин, а следовательно, и истинных целей, преследуемых его. участниками. Сложность такого анализа в значительной степени усугубляется частым стремлением сторон скрыть, замаскировать насто­ящие причины противоречия со своим оппонентом (нередко это вызывается желанием использовать не вполне законные методы для

причин спора вызовет негативную реакцию общественности).

Отыскивая подлинные причины конфликтных отношений, субъект управления должен уметь отличать их от повода, толчка к началу событий (например недовольство социально-экономи­ческим курсом властей со стороны оппозиции и начало проведе­ния ею акций протеста в ответ на конкретные действия прави­тельства, воспринятые как угроза своему существованию). Пра­вильный анализ позволит не только выявить источник полити­ческого напряжения, но и предотвратить возможный «отрыв» конфликта от своих первоначальных причин и переключение активности сторон на новые политические цели, консервирую­щие прежние поводы для конкуренции и, тем самым, переводя­щие противостояние в закрытую форму существования, чрева­тую внезапными социальными потрясениями. Так, например, длительное нежелание властей видеть в ряде районов СССР на­циональную подоплеку некоторых экономических, культурных и прочих противоречий в значительной степени спровоцировало там серьезнейший кризис межнациональных отношений и ли­шило государственные органы многих средств и возможностей эффективно влиять на развитие событий.


Макроэкономические показатели используются для анализа, планирования, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводственных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хозяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой - систему национальных счетов.

Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой - их использование.

Система баланса народного хозяйства представляет собой совокупность наиболее общих, взаимосвязанных показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, которые характеризуют условия и результаты расширенного воспроизводства.

Система баланса народного хозяйства включает в себя множество конкретизирующих его отдельных балансов, играющих важную самостоятельную роль в процессе воспроизводства: баланс производства общественного продукта и его использования; баланс производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводный баланс трудовых ресурсов и их использования; баланс доходов и расходов населения: финансовый баланс доходов и расходов государства (бюджет). Сводная таблица баланса народного хозяйства- это дальнейшие обобщения всех разделов баланса, их синтез.

В систему баланса народного хозяйства входят материальные балансы, охватывающие более 500 видов продукции и сырья и примыкающие к балансу общественного продукта, составляя вместе с ним единое целое.

Конкретизацией баланса общественного продукта служит межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, которая может быть большой или малой в зависимости от числа включенных в нее отраслей.

Теоретическую основу построения баланса народного хозяйства составляет классическая теория воспроизводства общественного продукта и национального дохода, развитая и дополненная отечественной экономической наукой в соответствии с практикой и теми изменениями, которые происходили в развитии народного хозяйства.

Главными теоретическими принципами при составлении баланса народного хозяйства были:

Подход к воспроизводству с позиций общественного разделения труда на материальное производство и непроизводственную сферу;
- разделение всего валового общественного продукта на два подразделения: I - производство средств производства и И - производство продуктов потребления;

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

Определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

Установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

Установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

Выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

Выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

Определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

Выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

Изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

Установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

Анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

Органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

Предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

Международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Баланс народного хозяйства СССР

наиболее общая взаимосвязанная система основных экономических показателей, характеризующих процесс общественного воспроизводства. Б. н. х. СССР является синтетическим инструментом научного анализа конкретных итогов социалистического воспроизводства, состояния и тенденции развития внутренних экономических связей, отраслевых, территориальных и народно-хозяйственных пропорций, масштабов и темпов воспроизводства. Он служит главным методом разработки единого государственного плана развития народного хозяйства на длительную перспективу и предстоящий год и, следовательно, главным средством научного планирования. После того как план составлен, Б. н. х. СССР в виде системы укрупнённых показателей выступает в качестве обобщающего экономического раздела народно-хозяйственного плана.

Отчётный годовой Б. н. х. СССР составляется регулярно ЦСУ СССР (см. Балансовый метод в статистике). Данные балансов за истекший год и несколько прошлых лет являются источником экономической информации, приведённой к определённому балансовому единству, и позволяют дать экономический анализ и оценку состояния народного хозяйства как целого, всех важнейших его экономических связей, темпов, пропорций и тенденций развития, дать характеристику всех сторон процесса воспроизводства в их внутреннем единстве и движении.

Научной основой построения Б. н. х. СССР является теория социалистического воспроизводства. Основные положения этой теории были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. В ходе социалистического строительства марксистско-ленинская теория воспроизводства получила дальнейшее развитие. Она была конкретизирована применительно к особенностям строительства социалистического общества в СССР и других странах социализма, обогатилась новыми положениями, основанными на учёте новой обстановки и условий развития социалистической экономики.

Схема Б. н. х. СССР включает 4 основных раздела с соответствующей системой показателей (баланса производства общественного продукта и его использования; баланса трудовых ресурсов, их распределения и использования; баланса производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводной таблицы). Наряду с этим Б. н. х. СССР включает множество разветвленных, конкретизирующих его отдельных натуральных и стоимостных балансов, играющих важную самостоятельную роль при разработке крупных экономических проблем и разделов народно-хозяйственного плана.

Вся разветвленная система натуральных, материальных балансов (См. Материальные балансы) СССР, охватывавших в 1965 более 500 видов продукции - средств производства и предметов потребления, примыкает к балансу совокупного общественного продукта, образуя с ним единое целое. К нему же относится и баланс межотраслевых связей производства и распределения продукции, который играет важную роль в экономическом анализе и планировании межотраслевых пропорций в народном хозяйстве и особенно в промышленности. Точно так же самостоятельную роль в планировании розничного товарооборота и денежном обращения играют и другие стоимостные балансы. К балансу национального дохода и Б. н. х. СССР в целом примыкает баланс доходов и расходов государства (государственный бюджет). Вся эта разветвленная совокупность балансов взаимосвязана с Б. н. х. и является дальнейшей его конкретизацией применительно к разным задачам и аспектам (натуральному и стоимостному) планирования процесса воспроизводства.

Первым и главным разделом Б. н. х. СССР является баланс совокупного общественного продукта и его использования. В нём получает своё выражение движение общественного продукта в материально-вещественном виде на стадии производства и конечного его использования в качестве фондов потребления и накопления, включая резервы и прочие общегосударственные расходы. Совокупный общественный продукт включает продукцию всех отраслей материального производства в стране (за отчётный и плановый периоды), что выражает общественное разделение труда, которое получает отражение и в территориальном разрезе баланса (в виде производства и использования продукции в экономических районах и республиках). Показываются также имеющиеся в стране социально-экономические формы хозяйства. Это позволяет не только характеризовать существующую социально-экономическую структуру производства, но и происходящие в ней изменения в результате планирования экономики.

Производство общественного продукта расчленяется на 2 основных экономических подразделения - на производство средств производства (I) и производство предметов потребления (II). В свою очередь I подразделение расчленяется на производство средств производства для потребностей самого I подразделения (I 1) и потребностей II подразделения (I 2). Произведённая продукция используется на разные цели, например средства производства по своей натуральной форме могут быть использованы для дальнейшего расширения производства и для увеличения потребления (зерно для посева, в качестве корма скоту, для личного потребления населения; металл для производства машин для I 1 и I 2 и бытовых телевизоров, холодильников, легковых автомобилей и т. п.). Следовательно, деление производства на I и II подразделения представляет известные трудности и должно корректироваться данными по конечному фактическому использованию. Это, как показала практика, наилучшим образом достигается использованием материалов по межотраслевому балансу (см. Баланс межотраслевой).

В практике статистического учёта и планирования в составе продукции промышленности выделяются группы «А» (производство средств производства) и «Б» (производство предметов потребления). Соотношение средств производства и предметов потребления в других отраслях и по всему народному хозяйству определяется по расчётам Б. н. х. СССР.

Использование общественного продукта предусматривает прежде всего образование фонда возмещения и определение ресурсов национального дохода. Последний распадается на фонд непроизводственного потребления и фонд накопления. Соотношение между потреблением и накоплением в национальном доходе страны является важнейшей народно-хозяйственной пропорцией воспроизводства. Б. н. х. СССР позволяет находить оптимальное соотношение между потреблением и накоплением, которое обеспечивает высокие и устойчивые темпы развития производства, рост производительности общественного труда и на этой основе неуклонное повышение благосостояния народа. Фонд непроизводственного потребления складывается из следующих элементов: предметов потребления, поступающих в результате реализации их населению и учреждениям через государственную и кооперативную торговлю; предметов потребления, поступающих населению в порядке колхозной торговли; в порядке заказов кустарям и ремесленникам; коммунальных услуг (газ, электричество, вода, отопление); нетоварного потребления продукции личного подсобного хозяйства населения и др. Кроме того, в состав этого фонда входят такие элементы, как объём износа обобществленного и индивидуального жилищного фонда и материальные издержки учреждений и предприятий непроизводственной сферы. Эта сфера не создаёт национального дохода, а использует его для выполнения своей полезной общественной функции.

Остальная часть национального дохода используется обществом для накопления и покрытия прочих общегосударственных потребностей. Источником фонда накопления является прибавочный продукт социалистического общества. Этот фонд складывается в балансе из следующих элементов: прироста основных производственных фондов и оборотных средств; прироста основных непроизводственных фондов; прироста резервов и прочих затрат. Материалами для этих расчётов служат оценка стоимости всех фондов на начало и конец планового периода, намечаемые объёмы и структура капитальных вложений в производственную и непроизводственную сферы (составляется специальный Баланс основных фондов), а также данные об изменении на плановый период резервов, их структуры и прочих затрат. Прирост оборотных средств получает своё выражение в балансе народного хозяйства как один из важных элементов фонда накопления (наряду с приростом основных фондов). В него входит прирост запасов сырья, топлива, материалов и других производств, элементов, незавершённого производства и строительства, готовой продукции и товаров в пути, а также потребительских запасов у населения.

Расчёты в действующих ценах показывают, что примерно 3 /4 национального дохода используется на цели потребления населения, а 1 / 4 образует фонд накопления. Это соотношение в различные периоды и отдельные годы не остаётся неизменным и имеет тенденцию к некоторому росту доли накопления. Б. н. х. СССР составляется в действующих ценах, в которых реально совершается процесс движения совокупного общественного продукта, его производство и реализация и социалистическое воспроизводство. На самом деле доля накопления в национальном доходе страны более высока, поскольку плановые цены на средства производства (из которых материально состоит фонд накопления), в отличие от цен на предметы потребления, в значительной мере не включают налога с оборота (См. Налог с оборота). Повышение эффективности общественного производства и производственного накопления позволило бы одновременно с обеспечением высоких и устойчивых темпов развития материального производства добиваться неуклонного повышения фонда потребления и непроизводств, накопления в национальном доходе страны, что является важнейшей задачей планирования в современных условиях.

Вторым разделом Б. н. х. СССР является сводный баланс трудовых ресурсов и их использования. Посредством этого баланса осуществляются и поддерживаются планомерное распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями народного хозяйства, экономическими районами, республиками и внутри них в области как общественного материального производства, так и непроизводственной сферы. Определяются потребность в квалифицированной рабочей силе и источники её покрытия. С помощью баланса трудовых ресурсов (См. Баланс трудовых ресурсов) осуществляются мероприятия по обеспечению полной занятости трудоспособного населения страны на основе высоких и устойчивых темпов роста общественного производства. К сводному балансу трудовых ресурсов и их использования примыкают многие другие балансовые расчёты, имеющие самостоятельное значение. Данные баланса трудовых ресурсов, будучи сопоставлены с данными баланса совокупного общественного продукта, дают возможность глубоко проанализировать складывающиеся внутренние связи между ними по обеспечению необходимых масштабов и темпов производства общественного продукта и национального дохода, важнейшие народно-хозяйственные пропорции воспроизводства.

Движение общественного продукта на стадии производства и конечного использования получает свое выражение не только по натурально-вещественному составу, но и по стоимости в балансе национального дохода и движения доходов населения и социалистических предприятий - государственного и кооперативно-колхозных, а также доходов населения от личного подсобного хозяйства. В соответствующей системе показателей баланса национального дохода выражается первичное распределение национального дохода на доходы социалистических предприятий и доходы населения, занятого в сфере общественного материального производства. Сюда относятся: заработная плата и премии рабочих и служащих в производственной сфере; отчисления на социальное страхование; денежные заработки кооперированных кустарей; доходы колхозного крестьянства; доходы от личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих; доходы индивидуальных хозяйств крестьян-единоличников и некооперированных кустарей. Доходы государства, социалистических предприятий и учреждений включают: налог с оборота; прибыль; проценты за кредиты; лесной доход и др.; отчисления колхозов в общественные фонды.

Сумма первичных доходов населения и социалистических предприятий должна соответствовать общему размеру национального дохода страны. В социалистическом обществе имеет место и планомерное перераспределение национального дохода в интересах успешного и всестороннего развития общества. Оно обусловлено прежде всего существованием непроизводственной сферы, которая играет важную и всё более возрастающую роль в жизни социалистического общества, обеспечивая всестороннее физическое и духовное развитие трудящихся. Однако это обстоятельство ничего не меняет в природе непроизводственной сферы как деятельности, которая, в отличие от сферы материального производства, не создаёт национального дохода, а, следовательно, осуществляет свои функции, используя национальный доход страны в порядке его планомерного перераспределения.

Перераспределение национального дохода является объективной необходимостью для форсирования темпов развития экономики, ускорения индустриализации и выравнивания общего уровня экономического развития отдельных союзных республик и подъёма уровня жизни в соответствии с принципами ленинской национальной политики. Перераспределение национального дохода может охватывать различные отрасли производства (например, в пользу промышленности для обеспечения преимущественного её роста, а внутри промышленности - в пользу группы «А» или группы «Б»). На современном этапе экономического развития СССР заметно уменьшается перераспределение национального дохода от сельского хозяйства в пользу промышленности, а внутри промышленности усиливается перераспределение в пользу отраслей, являющихся носителями современного научно-технического прогресса (химической промышленности, электронной, атомной, приборостроения и др.). Оно может охватывать также различные социальные секторы (государственный и кооперативно-колхозный), классы и отдельные социальные группы. Наконец, перераспределение национального дохода может быть обусловлено необходимостью регулировать соотношение между накоплением и потреблением в пользу первого или второго. В качестве рычагов перераспределения выступают плановые цены, государственные налоги, отчисления от прибылей, кредитная система. Финансово-кредитная система и её институты осуществляют регулярно планомерное перераспределение национального дохода и доходов населения и предприятий. Перераспределение может происходить также в форме оплаты населением различных услуг нематериальной сферы производства. Перераспределительные отношения играли и играют большую роль как объективно необходимые для социализма отношения и как активный инструмент экономия, политики государства, в особенности в области капитальных вложений. Указанные соображения и лежат в основе конкретного построения баланса национального дохода как одного из главных разделов Б. н. х. СССР. Сумма доходов всех категорий населения и всех доходов предприятий и учреждений, которые фигурируют в этом балансе, естественно, выше действительного размера национального дохода на сумму повторного счёта доходов.

В общую систему Б. н. х. СССР входят балансы стоимостные - совокупность отдельных балансов, все показатели в которых выражены в денежной форме. Они характеризуют в денежной форме движение ресурсов, экономических связей и пропорций совокупного общественного продукта и национального дохода в процессе производства, реализации, первичного распределения, перераспределения и конечного использования на потребление и накопление. Объективная необходимость в составлении стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит при социализме не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ в натуре, но и по стоимости, т. е. опосредствуется деньгами, как денежным выражением стоимости произведённых товаров. К числу наиболее важных стоимостных балансов относятся: баланс национального дохода, Баланс денежных доходов и расходов населения , баланс доходов и расходов предприятий, кредитный план, кассовый план Госбанка, государственный бюджет СССР и государственные бюджеты союзных республик; сводный финансовый план народного хозяйства. Многие из этих балансов составляются не только в масштабе народного хозяйства СССР, но также союзных республик, а некоторые из них и по отдельным экономическим районам, краям и областям (например, балансы денежных доходов и расходов населения).

Баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой дальнейшую конкретизацию баланса национального дохода. В балансе детально учитываются все денежные доходы населения, образующие его платёжеспособный спрос, и все возможные каналы расходования населением своих денежных доходов. Этот баланс важен для изучения состояния розничного товарооборота страны в целом, по республикам и районам и его структуры, тенденций развития, динамики розничных цен, для изучения и планирования спроса и предложения на товары народного потребления и планирования розничного товарооборота, розничных цен, финансовых планов накопления, денежных сбережений населения (в сберкассах), а также регулирования денежного обращения и эмиссии денег в стране.

Наряду с балансом денежных доходов и расходов населения важную функцию выполняет Кассовый план Госбанка СССР, который служит средством текущего планирования и регулирования денежного обращения. Он охватывает поступления наличных денег в банк и выдачи денег из банка. Строится в форме баланса - в приходной его части фигурируют все поступления наличных денег в кассы Госбанка, в расходной - все платежи, производимые Госбанком наличными деньгами. Превышение расхода над приходом по этому балансу означает выпуск денег в обращение, обратное показание - изъятие денег из обращения.

Основным финансовым планом государства, характеризующим объём и структуру его денежных доходов и расходов, основывающихся на планах развития народного хозяйства СССР и союзных республик, является Государственный бюджет СССР (см. Бюджет государственный). Это один из важных видов стоимостного баланса. Выражая планомерное образование централизованных денежных ресурсов и их движение, их распределение и перераспределение между республиками и экономическими районами, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями и учреждениями, производственной и непроизводственной сферами, государственный бюджет играет активную роль в обеспечении предусмотренных народно-хозяйственным планом темпов роста совокупного общественного продукта и национального дохода, внутренних связей и пропорций, необходимых для расширенного социалистического воспроизводства.

В процессе разработки народно-хозяйственного плана возникает необходимость в составлении наряду с государственным бюджетом сводного финансового плана (баланса), где получают отражение все финансовые ресурсы, которыми располагают социалистическое государство и социалистические предприятия и хозяйственные органы, и все расходы по их главным направлениям. В доходную часть сводного финансового плана - финансовые ресурсы - включаются следующие категории доходов: прибыль всех государственных предприятий и хозяйственных организаций, налог с оборота, поступления в форме платы за производственные фонды, доходы от внешней торговли, от лесного хозяйства, отчисления в фонд государственного социального страхования, на научно-исследовательские работы и подготовку кадров, амортизационные отчисления и выручка от реализации выбывших основных средств, подоходный налог с колхозов и кооперативных организаций и поступления денежных средств от населения (налоги и сборы, прирост остатков вкладов в сберегательных кассах, реализация облигаций государственных займов и др.). В расходной части учитывается направление финансовых ресурсов: на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта, прирост нормативов собственных оборотных средств, предоставление средств банкам, прирост государственных материальных резервов, отчисления в фонд предприятий, операционные расходы по отдельным отраслям, расходы на социально-культурные мероприятия, на оборону, на содержание органов государственного управления, расходы по государственным займам и образование резервных фондов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Составление сводного финансового плана как одного из синтетических стоимостных балансов, внутренне связанного с балансом денежных доходов и расходов населения и в конечном счёте с материальными балансами, а также балансом рабочей силы, позволяет с позиций финансов проконтролировать правильность намечаемых в народно-хозяйственном плане темпов, масштабов и структуры производства общественного продукта и национального дохода, важнейших пропорций воспроизводства.

Сводная таблица Б. н. х. СССР в принципе представляет собой дальнейшее обобщение всех трёх разделов баланса, их общий синтез. Построение её должно обеспечить увязку основных факторов, обусловливающих движение совокупного общественного продукта и национального дохода (по отраслям, социальным секторам, экономическим подразделениям), и единство основных показателей баланса в аспектах натурально-вещественном и стоимостном. Основные связи, пропорции, темпы и масштабы важнейших элементов воспроизводства в сводной таблице приводятся к этому единству, что означает наивысшую сбалансированность основных элементов народно-хозяйственного плана.

Плановый баланс народного хозяйства должен обеспечивать внутреннюю сбалансированность основных элементов социалистического воспроизводства на основе роста эффективности общественного производства, что является центральной проблемой дальнейшего совершенствования методологии Б. н. х. СССР.

В предплановый период, когда вырабатывается общая концепция плана развития народного хозяйства СССР, составляется предварительный Б. н. х. СССР для самой общей ориентировки и обоснования возможных и необходимых темпов, масштабов и важнейших народно-хозяйственных пропорций воспроизводства на предстоящий период развития. Составление данного баланса производится по очень ограниченному кругу наиболее обобщающих показателей, по параметрам, которые имеют решающее значение для роста национального дохода, характеристики структуры общественного продукта, соотношения накопления и потребления, объёма и структуры капитальных вложений, темпов роста производительности труда в целом по народному хозяйству и важнейшим его отраслям, темпов снижения себестоимости продукции, роста доходов населения и розничного товарооборота и некоторых других показателей, включая предварительные намётки производства отдельных важнейших продуктов в натуральном выражении. Эти отдельные, но внутренне между собой связанные показатели развития народного хозяйства получают балансовую увязку и могут быть составлены в виде различных вариантов. Предварительный баланс помогает выявить наилучший вариант решения очередных хозяйственно-политических задач плана с позиций воспроизводства в целом.

Предварительная разработка важнейших показателей очередного народно-хозяйственного плана не исчерпывается составлением предварительного баланса. Наряду с ним всё возрастающую роль играет межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта.

Для осуществления синтетических экономических расчётов всё большее значение в предплановый период приобретает метод долгосрочного прогнозирования развития народного хозяйства путём составления соответствующих динамических экономико-математических моделей. Он основан на изучении и учёте конкретных результатов и механизма действия экономических законов социализма, определившихся закономерностей и тенденций развития важнейших отраслей народного хозяйства, темпов, структурных изменений, различных пропорций воспроизводства, важнейших направлений технического прогресса.

В процессе дальнейшей работы над народно-хозяйственным планом Б. н. х. СССР используется для согласования показателей развития различных отраслей и их взаимной увязки и определения темпов развития всего народного хозяйства и общеэкономических пропорций воспроизводства. При этом Б. н. х. СССР разрабатывается по развёрнутой схеме его таблиц и показателей.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 24, гл. 18, 20, 21; его же. Критика Готской программы, там же, т. 19, гл. 1: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 1; его же, По поводу так называемого вопроса о рынках, там же, т. 1; его же, Государство и революция, там же, т. 33, гл. 5; Методические положения Госплана СССР по составлению планового баланса народного хозяйства СССР и союзных республик, М., 1967 (раздел Плановый баланс народного хозяйства); Бор М. З., Вопросы методологии планового баланса народного хозяйства СССР, М., 1960; Соболь В. А., Очерки по вопросам баланса народного хозяйства, М., 1960, гл. VI и VII: СтрумилинС. Г., К схеме баланса народного хозяйства СССР, «Уч. зап. по статистике АН СССР. Отд. экономической... науки», 1955, №1; Петров А. (ред.). Курс экономической статистики, М., 1967 (раздел II, IV, VIII); Курский А. Д., Научные основы и совершенствование системы планирования народного хозяйства СССР, М., 1969; Кац В., Народный доход СССР и его распределение, М., 1932; Турецкий Ш. Я., Планирование и проблемы баланса народного хозяйства, М., 1961, гл. Ill; Рост общественного производства и пропорции народного хозяйства СССР, под ред. Л. Б. Альтера, В. И. Каца, П. Н. Крылова и В. М. Кудрова, М., 1962, гл. 1 и 6; Анчишкин А. И. и Яременко Ю. В., Темпы и пропорции экономического развития, М., 1967.

Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства СССР (См. Баланс народного хозяйства СССР), характеризующая воспроизводство рабочей силы и представляющая собой систему показателей, в которых раскрываются различные стороны использования… … Большая советская энциклопедия

Баланс межотраслевой - производства и распределения общественного продукта, метод экономического анализа и планирования пропорций процесса расширенного воспроизводства в отраслевом разрезе. Теоретич. основой баланса является марксистско ленинская теория… … Большая советская энциклопедия

Баланс основных фондов - составляется в денежной форме для получения данных об объёме и структуре фондов, как важнейшей части национального богатства страны, темпах роста основных фондов по назначению, отраслям народного хозяйства и формам собственности. Б. о. ф … Большая советская энциклопедия

Баланс денежных доходов и расходов населения - составная часть баланса народного хозяйства СССР (См. Баланс народного хозяйства СССР), характеризующая с помощью специальных расчётов формирование и использование части национального дохода, поступающей населению в форме денежных доходов … Большая советская энциклопедия

Баланс - (франц. balance, буквально весы, от лат. bilanx имеющий две весовые чаши) 1) равновесие, уравновешивание. 2) Система показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком либо постоянно изменяющемся явлении. См.… … Большая советская энциклопедия

Баланс национального дохода - см. в ст. Баланс народного хозяйства СССР … Большая советская энциклопедия


БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА - система таблиц и показателей, характеризующих в планируемом (или отчетном) периоде уровень развития экономики, масштабы и темпы расширенного воспроизводства, а также важнейшие народнохозяйственные пропорции.

Разрабатывается как по стране в целом, так и по каждой союзной республике. Баланс народного хозяйства позволяет судить о соответствии планируемого или достигнутого уровня экономического и социального развития страны (союзной республики) закономерностям расширенного социалистического воспроизводства, экономическим законам социализма.

Основными частями баланса народного хозяйства являются: баланс производства, потребления и накопления общественного продукта, баланс производства, распределения и конечного использования национального доходи, баланс национального богатства, баланс трудовых ресурсов, баланс межотраслевой производства и распределения продукции. Особое значение баланс народного хозяйства имеет для планирования.

Посредством его разработки обеспечивается необходимое единство и взаимосвязь всех разделов и показателей Государственного плана экономического и социального развития СССР, планирование основных экономических пропорций, обоснованные соотношения между фондом потребления и фондом накопления в национальном доходе, между производством средств производства и предметов потребления, фондом возмещения и национальным доходом, денежными доходами населения и их обеспечением товарами и платными услугами. На основе данных баланса народного хозяйства определяются показатели народнохозяйственной эффективности - производительность общественного труда, фондоотдача, материалоемкость производства и энергоемкость продукции и др.

Баланс народного хозяйства охватывает развитие всех отраслей и секторов экономики, включая хозяйства населения. Показатели баланса народного хозяйства (кроме баланса труда) даются в фактических и сопоставимых ценах (см. Цены сопоставимые).

В первом случае отражается реальный процесс кругооборота материальных благ, обеспечивается сбалансированность обобщающих показателей производства, распределения и использования продукции с показателями финансового плана, отраслевыми и территориальными проектировками и т. п. Сопоставимые цены служат для измерения динамики показателей баланса народного хозяйства. Центральным разделом баланса народного хозяйства является баланс общественного продукта, призванный обеспечить увязку производства материальных благ с их использованием, определить роль отраслей материального производства и социальных секторов в создании валового общественного продукта, выявить основные пропорции воспроизводства и показатели его эффективности.

Он является материальным балансом воспроизводства и дополняется расчетами баланса основных фондов и материальными балансами по важнейшим видам продукции. Финансовым балансом воспроизводства является баланс производства, распределения и использования национального дохода. Его назначение - обеспечить единство материально-вещественного состава и стоимостной структуры общественного продукта и национального дохода страны. Баланс национального дохода характеризует воспроизводство национального дохода в денежном выражении как процесс планомерного образования и движения доходов и средств для обеспечения непрерывного кругооборота материальных благ финансовыми ресурсами.

В балансе отражается движение произведенного национального дохода, который равен сумме чистой продукции отраслей материального производства; распределенного дохода, равного сумме первичных доходов государственных предприятий, кооперации, колхозов и работников отраслей материального производства (прибыль, налог с оборота, доходы колхозов, заработная плата рабочих и служащих, оплата труда колхозников, доходы от подсобного и личного хозяйства), и используемого национального дохода, который определяется как сумма фонда потребления и фонда накопления.

Основные разделы баланса народного хозяйства конкретизируются межотраслевым балансом производства и распределения продукции в народном хозяйстве. Реализация курса на ускорение социально-экономического развития страны предусматривает совершенствование структуры народного хозяйства, повышение уровня пропорциональности и сбалансированности развития экономики.

Баланс народного хозяйства и его характеристика

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА И БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Баланс народного хозяйства и его характеристика

В дореформенный период, когда рыночные методы регулирова­ния экономики не могли найти широкого и последовательного при­менения на практике, в прогнозировании и стратегическом планиро­вании экономического и социального развития широко применялась схема баланса народного хозяйства (БНХ).

Баланс народного хозяйства - это система наиболее общих, взаи­моувязанных между собой экономических показателей, представлен­ных в особой форме в виде таблиц, характеризующих условия и результаты расширенного воспроизводства.

Баланс народного хозяйства разрабатывался как отчетный и плановый. Он включал в себя пять групп балансовых таблиц.

1. Сводный баланс или сводную таблицу баланса народного хо­зяйства. В этот раздел входили балансы воспроизводства по социаль­ным секторам, таблица уровней пропорций и темпов развития народного хозяйства.

2. Баланс национального богатства. В этот раздел входили балансы основных фондов, капитальных вложений, естественных ресурсов.

3. Баланс общественного продукта. К этому разделу относились также балансы промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарных фондов и товарооборота.

4. Баланс национального дохода.

5. Сводный баланс труда.

Сводный баланс народного хозяйства (сводная таблица) давал наиболее общую характеристику процесса воспроизводства. Он позволял определить главные пропорции в производстве, распреде­лении, обращении, потреблении и накоплении общественного про­дукта и национального дохода (пропорции между I и II подразделе­ниями; между ресурсами, занятыми в I и II подразделениях; между го­сударственными и кооперативно-колхозными секторами; между производством и потреблением; потреблением и накоплением; фон­дом возмещения и национальным доходом и т.д.}. Анализ данных сводного баланса в динамике давал возможность определить, какими темпами осуществляется расширение общественного производства и повышение уровня потребления работников в материальном произ­водстве, в I и II подразделениях и др.

Баланс национального богатства - характеризовал процесс вос­производства национального богатства страны, включающего в себя национальное имущество и естественные ресурсы, вовлеченные в общественный производительный процесс. Поскольку естественные ресурсы до сих пор в планировании и статистике измеряются только в физических или условно-физических единицах, то БНХ имел дело с национальным имуществом (за исключением домашнего, имущест­ва). Национальное имущество - это сумма фондов воспроизводства (основные производственные фонды, запасы материальных оборот­ных фондов, непроизводственные фонды: основные и фонды обра­щения, резервы и т.д.) и домашнего имущества.

Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта характеризовал процесс его производства и накопления. Показатели баланса общественного продукта отражали объемы про­изведенной продукции в целом по стране, по производственным сек­торам и отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.); количество продукции, используе­мой на возмещение средств производства, на непроизводственные нужды, на экспорт, на накопление основных и оборотных фондов, на расширение резервов.

Показатели баланса общественного продукта охватывали два пе­риода: предшествующий плановому и плановый. Оценка продукции давались в сопоставимых ценах для обоих периодов. В качестве со­поставимых цен обычно принимались для перспективного баланса цены первого года перспективного периода, а для годового плана – цены, по которым исчислены показатели баланса или нового года. Расчет велся в ценах конечного потребления, т.е. в ценах, по которым продукция приобреталась потребителем.

Баланс национального дохода характеризовал процесс образования, распределения и использования доходов общества в целом, а также государственного и частного секторов. Этот баланс позволял определить важнейшие экономические показатели, выражающие: объемы произведенного и использованного национального дохода; первичных доходов государства, юридических и физических лиц; об­разование общественных фондов потребления; финансовых ресурсов и вторичных (производных) доводов населения; объем и структуру конечного использования национального дохода.

На различных стадиях воспроизводства национальный доход мог быть определен и измерен по-разному:

а) как сумма чистой продукции отраслей материального хозяй­ства;

б) как сумма первичных доходов работников производственных отраслей и первичных доходов предприятий и хозяйств;

в) как сумма конечных (используемых) доходов государства, юридических и физических лиц;

г) как сумма фондов потребления, накопления и резервов.

Сводный баланс труда характеризовал наличие трудовых ресур­сов и их распределение по различным отраслям народного хозяйства и формам собственности. Он исчислялся в физических лицах на ка­кую-либо дату или в среднем за какой-либо период (обычно за год) и состоял из двух частей: трудовых ресурсов и их использования.

Как видим, сложившаяся в течение многих лет макроэкономиче­ская модель экономики типа БНХ представляла собой систему взаимо­увязанных балансовых таблиц, в которых отражались отдельные, наи­более принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности. В БНХ четко разграничивались две сферы экономики; в материальном производстве осуществлялось деление на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение). К принципиальным положениям макроэкономической модели БНХ относилось и деление совокупного общественного продукта: а) по стоимости - на перенесенную стои­мость (С) и на вновь созданную стоимость с выделением прибавочного продукта V (+) М и б) натурально-вещественному составу - на фонд возмещения (производственное потребление) фонд накопления.

Этим объяснялось и моделирование пропорций и взаимосвязей между составными элементами совокупного общественного продук­та: по стоимости и натурально-вещественному составу - отражаю­щими механизм простого и расширенного воспроизводства матери­ального продукта. Кроме того, в БНХ отсутствовали многие атрибуты товарно-денежных отношений, соответствующие разнообразным формам расчетов и движения капиталов между участниками хозяй­ственных операций.



Уже в 70-е гг. прошлого века явно ощущалась потребность в карди­нальной перестройке макроэкономической модели воспроизводства, подобной балансу народного хозяйства. А в результате изменений, происшедших в нашей стране за последнее время, система БНХ пере­стала адекватно соответствовать действительности. В условиях прове­дения радикальных экономических реформ, реализации принципов экономической самостоятельности первичных звеньев и субъектов Федерации, потребовался переход на новую макроэкономическую мо­дель воспроизводства ориентированную на рыночную экономику. Такой моделью является система национальных счетов (СНС).