Контрольная работа: Теоретические основы развития городского хозяйства.

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство города и предприятия бытового обслуживания населения, строительную промышленность, предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.

Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости от численности населения города и характера его расселения, при этом важнейшая роль принадлежит самой крупной отрасли городского хозяйства – жилищно-коммунальному хозяйству.

Город как система состоит из пяти основных подсистем:

− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура и т.д.

− управленческой, включающей комплекс управленческих структур, расположенных в городе;

− пространственной, включающей природные ресурсы, жилые, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны.

Выделяются три уровня городского хозяйства, первый из которых объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации. Это электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы.

Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например, ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города хлебом, а также обеспечение радио, телевидением, продукцией периодической печати. Сюда же относится функционирование предприятий торговли продовольственными товарами, уборка мусора, услуги связи, система школьного образования.

Третий уровень жизнеобеспечения, это товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, мелкий аварийный ремонт жилья, общепит.

Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган МСУ. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

· органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО;

· предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ определяют условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

· предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами МСУ этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.32,33 Закона «Об общих принципах». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам МСУ координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Городское хозяйство

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Особенности городского хозяйства

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

  • местный характер деятельности : естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
  • комплексный характер развития : развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
  • неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий : связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
  • разнообразие видов деятельности : производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
  • однородность продукции отдельных предприятий : например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
  • наличие постоянного контингента потребителей ;
  • специфическая связь процессов производства и потребления .

Специфика связи производства и потребления в городском хозяйстве

Структура городского хозяйства

Основные подсистемы: 1.Градообразующая:

Промышленность -транспорт -наука

2.Градообслуживающая

Отрасли нематериального производства города: -торговля -общественное питание -ЖКХ -системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения

3. социальная сфера

Профессионально-квалификационная структура: -наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации -социально-демографическая структура

4. управленческая

Комплекс местных, государственных и общественных организаций

5. пространственная структура:

Жилье -производство -торговые места -коммунально-складские комплексы и др. -природные ресурсы

Литература

1. Економіка міського господарства: Навч. посібник / За ред. Т.П. Юр’євої. – Х.: ХДАМГ, 2002

2. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте: Учебник . – М.: Мастерство, 2002. - 352с.

3. Славута О.І. Економіка і організація діяльності підприємств міського господарства: Навч. посібник . - - Х.: ХНАМГ, 2009.- 284 с.

4. Титяев В.И., Кислощаев А.Г. Организация управления и планирования жилищно-коммунального хозяйства . -К.: Вища школа, 1981. – 183с.

5. Файнберг А.И. Экономика, организация и планирование городского электротранспорта . - М.: Стройиздат, 1987. - 263 с.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городское хозяйство" в других словарях:

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся Жилищное хозяйство,… …

    Комплекс служб, пр тий, инж. сооружений и сетей (в т. ч. подземных), предназнач. для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей городов и посёлков гор. типа, а также нек рых производств. нужд пром. пр тий. К Г. х.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    хозяйство городское - Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа (Болгарский язык; Български) градско стопанство (Чешский… … Строительный словарь

    ГПО Минское городское жилищное хозяйство Республика Беларусь, 220004, Минск, пр т Победителей 5, каб. 301 Государственное производственное объединение Минское городское жилищное хозяйство объединение организаций жилищного хозяйства города Минска … Википедия

    Совокупность пр тий, служб, х в, обслуживающих как нас., так и пр тия и организации нас. пункта. Это сан. техн. и сан. гигиенич. пр тия (водопровод, канализация, бани, прачечные), гор. пасс. транспорт, энергетические пр тия (электрост., гор.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства (См. Городское хозяйство). Во многих городах и поселках предприятия К. х. обслуживают также и… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Озерки. Посёлок Озерки Страна РоссияРоссия … Википедия

    КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - возникло при органах т. н. местного самоуправления: городских управах в России, муниципалитетах во Франции и Англии, магистратах в Германии как результат выполнения этими органами обязанностей по благоустройству населенных мест. Эти обязанности… … Большая медицинская энциклопедия

    Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) … Википедия

Книги

  • Городское хозяйство , . В учебном пособии в систематизированной форме изложены теоретико-методологические основы функционирования и развития города и комплекса городского хозяйства, позволяющие составить целостное…

Введение

Заключение


Введение

Слово «город» происходит от слов «городить», «огораживать». Возникновение первых городов относится к периоду перехода от кочевого к оседлому образу жизни, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, периоду первого крупного разделения труда в человеческом обществе на сельскохозяйственный и ремесленный труд.

Следствием разделения труда было появление обмена продукцией и торговли. Поэтому первые города чаще всего возникали на перекрестках торговых путей. В России сегодня больше 1000 городов. Градостроительный кодекс РФ классифицирует города по численности населения: малые (до 50 тыс. жителей), средние (50-100), большие (100-250), крупные (250-1000), крупнейшие (свыше 1 млн. жителей).

Характерными чертами города как поселения являются:

− несельскохозяйственная ориентация;

− высокая концентрация населения и построек;

− наличие общегородских обслуживающих объектов, то есть городской инфраструктуры, городского хозяйства.

Городское хозяйство - это хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Цель настоящей работы: характеристика состава и структуры городского хозяйства.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка источников.

1. Общее понятие городского хозяйства, его состав и структура

Муниципальное (городское) хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. В соответствии с содержанием термина «городское хозяйство» в его состав входят общественно-значимые виды хозяйственной жизни города.

Структура муниципального хозяйства рассматривается через его элементы и классификацию связей. Элементы можно классифицировать по роли и месту в реализации общественных потребностей. Исследуя структуру муниципального хозяйства, его элементы, основания классификации, предлагается подход, исходящий из того, что:

) Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

) деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов.

) Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, таким образом, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения выделяют следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований:

органы местного самоуправления.

Каждый из названных элементов играет свою роль:

муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды;

иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения;

органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулирования деятельности двух предыдущих групп в регулировании деятельности всех предприятий в интересах населения.

Ценность классификации в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.

Состав городского хозяйства представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. На состав объектов градообслуживающей и социальной сфер, формирующих инфраструктуру муниципального образования, которая обеспечивает его бесперебойную жизнедеятельность, значительное влияние оказывают природный комплекс муниципального образования, схема его планировки и застройки.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта. Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Так, большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть, а повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В соответствии с содержанием термина «городское хозяйство» в его состав входят общественно-значимые виды хозяйственной жизни города, к ним относятся следующие отрасли и комплексы:

жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение городов и населенных пунктов;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

городское (муниципальное) строительство и реконструкция жилых и нежилых объектов на основе городского заказа, а также регулирование частного сектора в строительстве и ремонтно-строительном производстве;

градостроительное регулирование и землеустройство; управление городским имуществом; городские информационные системы и пр.

Укрупненный состав градообслуживающей сферы представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Укрупненный состав градообслуживающей сферы

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города: школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т. п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города и пр.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги предприятиям и организациям различного профиля, находящимся на территории.

По материально-вещественной структуре выделяются следующие элементы:

Территория.

Население.

Градообразующая сфера.

Городская инфраструктура: градообслуживающая сфера, социальная сфера.

Перечисленные элементы представляют собой самостоятельные системы (подсистемы), связанные между собой связями посредством формирования и занятости трудовых ресурсов, производства продуктов и услуг в градообразующей сфере и городской инфраструктуре, потребления продукции внутри города и вне городского рынка.

В следующей главе охарактеризуются основные составляющие городского хозяйства.

2. Основные составляющие городского хозяйства

Важнейшей, основной и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ), включающий жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство (рисунок 2).

Комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной (государственной) собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города: содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городской территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом и т. п.

Рисунок 2 - Состав жилищно-коммунального комплекса

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций.

Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупные подсистемы:

системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Общегородское коммунальное хозяйство включает:

Дорожное хозяйство - улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. В состав дорожной сети входят мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки, обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Ливневая канализация предназначена для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют объединять ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая «общесплавная» система канализации.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, уменьшают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

Гостиничное хозяйство - обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.

Банно-прачечное хозяйство: бани принадлежат к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению и особенно востребованы в городах и селах с высокой долей частного сектора. Хотя потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся ими, остается существенной; услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т.п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. Несмотря на то что в большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, муниципальные образования контролируют состояние мест массовых захоронений и качество оказываемых услуг.

Транспортный комплекс: обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства (рис. 3).

Рисунок 3 - Особенности управления транспортным комплексом

Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок. За последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе повысилась роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.

Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают службы, входящие в состав транспортного комплекса: транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п. Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.

Комплекс потребительского рынка включает следующие сферы.

Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т. п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т. п.).

Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана заботиться о рациональном сочетании крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональном размещении торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).

Бытовое обслуживание населения включает многочисленную сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотографий и фото-лабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т. д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного само-управления создают благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерному размещению на территории города.

Строительный комплекс. Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонтов ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений.

В состав строительного комплекса города входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями.

Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают заказчиком работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Комплекс общественной безопасности. Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

Состав комплекса общественной безопасности показан на рисунке 3.

Рисунок 3 - Муниципальное управление общественной безопасности

В сферу системы информатизации и связи входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.

В состав социальной инфраструктуры города входят:

1.Объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;

2.Объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и др.;

.Объекты образования и науки: Общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

.Объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах цирки, концертные залы, филармонии, памятники истории и культуры;

.Объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, спортивные школы;

.Объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Таким образом, инфраструктуру, можно классифицировать на следующие составляющие: отрасли жизнеобеспечения (ЖКХ); отрасли материальных услуг; транспортную инфраструктуру; социально-бытовую инфраструктуру; услуги по охране общественного порядка.

Заключение

Городское хозяйство, будучи частью общей городской системы представляет собой сложный конгломерат различных отраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью - удовлетворением материально-бытовых потребностей населения в различных услугах и некоторых товарах. При этом производство и потребление услуг городского хозяйства совершаются, как правило, в месте жительства потребителей и совпадают по времени или непосредственно следуют одно за другим.

Городское хозяйство оказывает также услуги предприятиям и организациям социальной сферы, промышленным предприятиям, органам управления и др. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере. В его состав входят:

жилищно-коммунальное хозяйство;

строительство и строительная индустрия местного значения;

торговля, общественное питание, служба быта;

системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и другие учреждения, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Важнейшей составной частью городского хозяйства является ЖКХ.

Чем больше город по численности населения и по территории, тем больший объем услуг предоставляют предприятия городского хозяйства. Например, в больших городах необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть, а например, повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Таким образом, городское хозяйство является важнейшей сферой, обеспечивающей функционирование городского населения и города в целом.

город коммунальный муниципальный

Список используемой литературы

1.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики: Учебное пособие / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 88 с.

2.Ковалёва Л.В. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие / Л.В. Ковалёва. - Тюмень: ГОУ ВПО ТГУ, 2005. - 51 с. С. 34.

Коробко В.И. Экономика городского хозяйства / В.И. Коробко.- М.: Академия, 2008. - 160 с.

Сираждинов Р.Ж. Управление в городском хозяйстве. Учебное пособие / Под ред. Р. Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2012. - 350 с.

Система муниципального управления: учебник / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

Чекалин В.С. Экономика городского хозяйства: Учебник / В.С. Чекалин. - СПб.: ГИЭУ, 2010. - 242 с.

Сложившиеся в современной науке и практике подходы к вопросу о структуре, месте и значении городского хозяйства неоднозначны. Рассматривая городское хозяйство как комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения, мы включаем в его состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия бытового обслуживания населения, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, образования и т.п.

Предлагаемый подход может вызвать возражения, связанные с тем, что в соответствии с ним значительная часть экономической и социальной сферы города не включается в понятие городского хозяйства. Но только «сужение» перечня включаемых в состав городского хозяйства отраслей обеспечивает их общность, проявляющуюся в нацеленности на удовлетворение потребностей населения города. Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости преимущественно от численности населения города и характера его расселения, географического и геополитического положения, производственной специализации.

Таким образом, городское хозяйство представляет собой тот комплекс градообслуживающей подсистемы, отрасли которого выделяются по их значению в жизнеобеспечении, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения города. Можно выделить три уровня городского хозяйства. Первый уровень объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации (это электро-, тепло- и газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы). Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города продуктами питания, уборка мусора, организация дошкольного и школьного образования. Наконец, третий уровень жизнеобеспечения включает товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, ремонт жилья, услуги прачечных, предприятий общественного питания, а также гостиницы.

Еще одним характерным критерием выделения отраслей, относящихся к категории городского хозяйства, являются их административные и территориальные особенности:

  • ограничение хозяйственно-экономической деятельности предприятий городского хозяйства территорией города;
  • социально ориентированный характер деятельности и нахождение ее в системе прямого регулирования городских органов власти.

Допускается отнесение к городскому хозяйству объектов и видов деятельности двух типов:

  • 1) непосредственно управляемых органами городской власти;
  • 2) регулируемых путем создания благоприятных хозяйственных отношений и осуществления контроля их деятельности на территории города, т.е. речь идет не только о прямом регулировании.

Следующая особенность городского хозяйства - это высокий удельный вес «городской» (муниципальной) собственности (ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Указание на долю удельного веса муниципальной или государственной собственности может служить критерием отнесения отраслей и предприятий к городскому хозяйству.

Наибольшее количество муниципальных предприятий функционирует в жилищно-коммунальном комплексе. Можно выделить три группы предприятий, функционирующих в этой сфере.

Первая группа - различные жилишно-эксплуатационные предприятия, обеспечивающие содержание и текущий ремонт жилищного фонда и нежилых помещений, а также некоторые специализированные предприятия, например по обслуживанию лифтового хозяйства или коллективных антенн. Конкурентная среда в этой сфере находится в стадии формирования.

Вторая группа предприятий жилищно-коммунального комплекса обеспечивает содержание территории города. Это дорожноэксплуатационные и дорожно-ремонтные предприятия, предприятия по инженерной защите территорий, наружному освещению, озеленению территории города, хранению и переработке твердых бытовых отходов. В некоторых городах часть этих предприятий акционирована или приватизирована, однако конкурентная среда развита слабо.

Третью группу составляют предприятия, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение (водоканалы), теплоснабжение (муниципальные котельные и тепловые сети), электроснабжение, газоснабжение городов. Большинство этих предприятий является естественными локальными монополистами, предприятия тепло-, электро- и газоснабжения часто выступают в роли перепродавцов энергоресурсов от региональных и федеральных систем.

Городской общественный транспорт - еще одна сфера, в которой преобладают муниципальные предприятия в большинстве муниципальных образований России. Муниципальные унитарные предприятия общественного транспорта представлены несколькими группами. Основной группой являются автотранспортные пассажирские предприятия. Здесь уже сильно развита конкуренция между муниципальным и частным секторами, причем сохранение муниципального сектора чаще всего объясняется необходимостью обслуживания льготных категорий граждан. В основном в частных руках находятся автостоянки, автозаправочные и автосервисные предприятия, однако все большее количество пассажирских предприятий приватизируется.

Основная часть предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения перешла в частные руки. Однако в отдельных муниципальных образованиях сохранились муниципальные магазины, рынки, даже рестораны, муниципальные гостиницы (наряду с частными), прачечные, химчистки и др. Мотивами сохранения муниципальных предприятий в этих сферах являются как необходимость обслуживания отдельных категорий населения и муниципальных учреждений (например, стирка белья для медицинских и детских дошкольных учреждений), так и чисто коммерческие интересы муниципальной власти.

В здравоохранении преобладают муниципальные учреждения. Статус унитарных предприятий имеют муниципальные аптеки, которые остро конкурируют с частными. В отдельных муниципальных образованиях унитарными предприятиями являются хозрасчетные стоматологические поликлиники, мастерские по производству протезов для инвалидов, центры по переливанию крови и др.

В сфере культуры и спорта также преобладают муниципальные учреждения. Статус унитарных предприятий имеют некоторые кинотеатры, плавательные бассейны и дворцы спорта, обеспечивающие самоокупаемость за счет зрелищных мероприятий и платных услуг.

В сфере ритуальных услуг достаточно развита конкуренция между муниципальным и частным секторами. Унитарные предприятия обеспечивают по муниципальному заказу содержание кладбищ, захоронение безродных и некоторые другие услуги. В некоторых городах имеются муниципальные крематории.

Сводная информация по сферам функционирования муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации представлена в табл. 1.3. Вместе с тем представленный весьма обширный перечень типов муниципальных унитарных предприятий может быть существенно расширен.

Таблица 1.3

Основные сферы функционирования муниципальных предприятий в России

Сфера функционирования

Основные виды функций

1. Жилищно- коммунальное хозяйство и благоустрой- ство

Обслуживание и ремонт жилищного и нежилого фонда

Предприятия, осуществляющие уборку мест общественного пользования в жилых домах, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда

Предприятия, осуществляющие строительство дорог, уборку территории города, озеленение, наружное освещение, вывоз и переработку твердых бытовых отходов

Оказание коммунальных услуг

Предприятия водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, ритуальные услуги, гостиничное хозяйство

2. Транспорт

Осуществление

пассажирских

перевозок

Автотранспортные, трамвайные, троллейбусные, воднотранспортные предприятия

Осуществление грузовых и прочих перевозок

Автотранспортные предприятия, обслуживающие предприятия

Окончание

Сфера функционирования

Основные виды функций

Примеры муниципальных предприятий

Оказание вспомогательных услуг другим МУП

Предприятия, оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию основных фондов, задействованных в оказании транспортных услуг населению

3. Торговля и общественное питание

Торговля промышленными и продовольственными товарами

Магазины, рынки, кафе

Производство и торговля про- до вол ьстве н н ы м и товарами

Кафе, столовые, рестораны

4. Бытовое обслуживание

Оказание бытовых услуг

Парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские, бани

5. Здравоохранение

Оказание наиболее рентабельных услуг в сфере здравоохранения

Аптеки, стоматологические клиники

6. Культура и спорт

Оказание наиболее рентабельных услуг в сфере культуры и спорта

Кинотеатры, дворцы спорта, бассейны

7. Производство

Производственная деятельность

Молокозаводы, хлебозаводы

Оказание услуг, не входящих в перечисленные выше сферы

Предприятия, осуществляющие учетно-разрешительную деятельность, работающие в сфере средств массовой информации, службы заказчика и др.

Итак, городское хозяйство представляет собой территориальноотраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения или территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития сферы обслуживания в городе. Полный перечень отраслей городского хозяйства возможно определить, проанализировав функциональные роли конкретных видов деятельности в системе удовлетворения потребностей города и его населения: в образовании городского бюджета; производстве товаров, работ, услуг, реализуемых на городских рынках; обеспечении занятости городского населения; решении социальных проблем города; влиянии на состояние окружающей среды города; формировании конкурентной среды на городских рынках; развитии отношений и реальном взаимодействии предприятий с органами местного самоуправления и другими органами власти и т.д.