Отчисления во внебюджетные фонды 30. Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 30. Территориальные государственные внебюджетные фонды города Москвы. 1. Доходы и расходы территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы формируются в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, отчеты об их исполнении рассматриваются Правительством Москвы и вносятся Мэром Москвы на утверждение Московской городской Думы.
1. Комментируемая статья посвящена территориальным государственным внебюджетным фондам города Москвы. Поскольку перечень внебюджетных фондов определяется законодательством Российской Федерации, в городе Москве действует только один территориальный внебюджетный фонд - городской фонд обязательного медицинского страхования, так как в настоящее время только фонды обязательного медицинского страхования имеют в своей структуре федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Положение о Московском городском фонде обязательного медицинского страхования утверждено распоряжением Мэра Москвы от 4 сентября 1996 года N 267/1-РМ.
Средства фонда образуются за счет отчислений от единого социального налога, взимаемого на территории Москвы в размере 3,4% от выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников, в порядке, установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов. Для московского городского фонда обязательного медицинского страхования таким органом является исполнительная дирекция.
2. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются Мэром Москвы на рассмотрение Московской городской Думы одновременно с представлением проекта закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием закона о бюджете. Так например, на 2003 год бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования утвержден Законом города Москвы от 3 июля 2002 года N 37.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Мэром Москвы на рассмотрение и утверждение Московской городской Думе в форме закона города Москвы.


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

Страховые взносы - это регулярные обязательные платежи. Уплата взносов дает право на получение больничных и детских пособий, бесплатной медицинской помощи, финансовой поддержки при выходе на пенсию.

Перечислять взносы обязаны работодатели, предприниматели и самозанятые лица. Если ИП работает на себя и у него в штате наемные работники, то он обязан платить взносы за себя и за работников. Эксперты Системы Главбух составили таблицу, кто должен начислять страховые взносы и на какие выплаты. Проверьте заранее, со всех ли вознаграждений вы перечисляете на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование >>>

Что относится к страховым взносам. Взносы делят на две группы: страховые взносы в фонды и в ИФНС.

К первой группе относят отчисления во внебюджетные фонды из заработной платы работников на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Такие отчисления принято называть взносами на травматизм. Делают их в Фонд соцстраха. На какие выплаты их начисляют >>>

Ко второй группе относят взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размеры по страховым взносам на 2019 год.

Индивидуальные предприниматели вправе перечислить взносы помесячно, поквартально или единовременно. Точные сроки, в которые должна быть перечислена сумма страховых взносов, предприниматель определяет самостоятельно. Налоговый кодекс установил только даты, позже которых уплачивать взносы нельзя. Особенность для таких страхователей в том, что помимо отчислений за работников надо платить еще и взносы за себя. Как их считать и по каким тарифам >>>

Ставки страховых взносов. Есть общие и пониженные тарифы страховых взносов. Общие тарифы страховых взносов в 2019 году в ИФНС такие:

При этом для расчета взносов в ПФР и взносов на случай болезни и материнства законодатели установили предельные величины базы, при достижении которых ставка меняется.

В ФСС тарифы страховых взносов ежегодно устанавливают сотрудники фонда. Они зависят от класса профессионального риска деятельности работодателя.

Кому разрешат платить меньше взносов в 2019 году

Чиновники изменили правила, по которым назначают скидку по взносам на травматизм. Получить ее стало проще — достаточно выполнить . Но если ФСС обнаружит ошибку в уже сданном 4-ФСС, то скидку могут отменить.

Предприниматели платят страховые взносы в ФФОМС и ПФР. Размер отчислений фиксированный , но зависит от годового дохода предпринимателя.

Страховые взносы 30-2 % платятся большинством функционирующих предприятий и частных предпринимателей с доходов работников. Если сложить процент выплат во внебюджетные фонды, получается всего 30%, в связи с чем довольно часто возникает вопрос, откуда взялись дополнительные 0,2%.

Кому надлежит уплачивать страховые взносы?

Основные группы предприятий и предпринимателей, обязанных уплачивать взносы, перечислены в законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. К ним относятся:

  1. Юридические и частные лица, выплачивающие заработок за работу по найму, в том числе не имеющие статуса ИП. Исключение составляют лица, на которых распространяются льготы, упоминающиеся в гл. 8 закона № 212-ФЗ.
  2. Иные хозяйствующие субъекты, если на них подобная обязанность возложена в соответствии с требованием указанного закона.

Если индивидуальный предприниматель или любой другой самозанятый субъект привлекает работников и выплачивает им зарплату, то взносы он будет платить и за себя, и за привлеченных наемников.

Каким образом получаются 30,2%?

Суммарный показатель взносов, на основании ст. 58.2 закона № 212-ФЗ, складывается из следующих составных элементов:

  • Для направления в Пенсионный фонд РФ взимается 22% от начисленной зарплаты и подобных ей выплат до достижения суммы годового заработка, полученного нарастающим итогом определенного размера. В 2016 году на основании постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 года № 1265 предел составляет 796 000 руб. С выплат, превышающих его, взымается всего 10%.
  • На финансирование обязательного медицинского страхования вносится 5,1% с начислений в пользу физлиц. Эти средства впоследствии направляются на оплату медицинского обслуживания граждан в системе здравоохранения. С 2015 года указанный процент не зависит от суммы годового заработка и начисляется постоянно.
  • Для наполнения бюджета Фонда социального страхования взимается всего 2,9% от начисленных и произведенных выплат. Данные взносы формируют в будущем больничные, пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Для базы обложения взносами в ФСС в связи с временной нетрудоспособностью и материнством постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 года установлено ограничение по сумме, которое на 2016 год составляет 718 000 руб. На выплаты работнику, превышающие указанный размер, взносы не начисляются.
  • Дополнительно в бюджет ФСС ежемесячно начисляются и направляются взносы в размере 0,2%, предназначенные для выплат при наступлении несчастных случаев на производстве и при лечении профзаболеваний. Названная часть сборов установлена в ст. 1 закона «О страховых тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ. Фактически указанный процент может быть выше, поскольку он дифференцирован в зависимости от ряда факторов и утверждается территориальными подразделениями ФСС после предоставления компанией следующих документов:
    • заявления, подтверждающего основное направление деятельности;
    • справки-заявления об удостоверении смежных видов деятельности;
    • копии пояснительной записки к финансовой отчетности (для компаний, не относящихся к категории малого бизнеса).

Бланки указанных документов можно взять в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2006 года № 55, где они содержатся в виде приложений, или получить непосредственно в ФСС.

База, с которой производится уплата 30,2% в фонды

Составными элементами вознаграждений и иных доходов, с которых в обязательном порядке должны начисляться взносы в фонды, являются:

  1. Выплаты по договорам ГПХ, если на заказчика, согласно его условиям, возложена подобная обязанность.
  2. Суммы по трудовым договорам за работу по найму.
  3. Гонорары по контрактам на авторский заказ.
  4. Суммы, получаемые при передаче прав на произведения науки, культуры и искусства.
  5. Выплаты по лицензионным контрактам различного назначения.

Для работодателей, не зарегистрированных в качестве ИП и выплачивающих вознаграждения третьим лицам, базой для начисления страховых взносов являются:

  • Выплаты по трудовым контрактам наемным сотрудникам.
  • Вознаграждения по договорам ГПХ.

Одновременно с этим существуют выплаты, которые освобождены от взносов. Их подробный список размещен в ст. 9 закона № 212-ФЗ.

В дополнение необходимо указать, что взносы с выплат, осуществляемых по договорам гражданско-правового характера, заключенным с ИП, адвокатами и другими самозанятыми лицам, начислять нет необходимости, поскольку данные лица должны перечислять взносы во внебюджетные фонды за себя собственными силами.

Итоги

Несмотря на то что при планировании расходов на взносы во внебюджетные фонды они рассчитываются с использованием общего процента, фактические их выплаты производят по различным направлениям. Так, сводные платежи в 30,2% разбиваются на несколько отдельных сумм:

  • 22% - в ПФ РФ;
  • 5,1% - в ФОМС РФ;
  • 2,9% - в ФСС на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% - в ФСС на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В качестве объекта обложения учитываются практически все вознаграждения, полученные по договорам найма, будь то трудовые контракты или соглашения, относящиеся к гражданско-правовым. Список льгот при этом не такой большой, и с ним можно ознакомиться в законе № 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, а также частнопрактикующие юристы, адвокаты, нотариусы производят перечисление взносов со своих доходов самостоятельно, в отличие от работающих граждан, за которых эту функцию выполняют работодатели.

Стоит также помнить, что с 2017 года вступает в силу новая глава 34 НК РФ, которая будет регулировать указанные платежи.

Страховые платежи в государственные социальные внебюд­жетные фонды носят характер налоговых платежей, обязательных для работодателей. Поэтому работодатели, находящиеся на терри­тории РФ, подлежат обязательной регистрации в качестве страхо­вателей в региональных отделениях Фонда или их филиалах.

В качестве работодателей выступают:

Организации - юридические лица любой организацион­но-правовой формы (в том числе иностранные, осуществляю­щие деятельность на территории РФ через постоянные предста­вительства);

Граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимате­лей, осуществляющие свою деятельность без образования юри­дического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся ча­стной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке за исключением Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.

Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, пра­вовой режим которого определен постановлением Правительст­ва РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.

Источниками образования Фонда служат:

Страховые взносы работодателей - организаций и граж­дан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору;

Доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Ассигнования из федерального бюджета на покрытие рас­ходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных ава­рий на других атомных объектах;

Добровольные взносы граждан и юридических лиц;

Иные доходы.

Расходы Фонда направляются на:

а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, бе­ременности и родам, при рождении ребенка и до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;

б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание;

в) частичное содержание находящихся на балансе страхова­телей санаториев-профилакториев;

г) частичная оплата путевок в детские загородные оздорови­тельные лагеря;

д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и т.д.

Еще по теме Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды:

  1. Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
  2. Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды § 1. Общие положения
  3. 64. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
  4. 4. Бланкетный характер нормы об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды