ОАО «Турбоатом. Оао турбоатом

В редакцию поступило письмо от Владимира Самойловича Немирова - сейчас пенсионера, а до 2001 г. инженера-конструктора харьковского завода «Турбоатом». В свои 89 лет кандидат технических наук и изобретатель остался неравнодушен к заводу, где прошла вся его профессиональная жизнь. И, думаем, дело здесь не в ностальгии по великим стройкам социализма. Разрушив такое предприятие, Украина утратит уникальный производственный комплекс, а значит - потеряет очередные баллы конкурентоспособности на глобальном рынке разделения труда.

Харьковский турбогенераторный завод (ХТГЗ) был принят в эксплуатацию 82 года назад - 21 января 1934 г. Проект предприятия, предназначенного для выпуска паровых, газовых и гидравлических турбин, а также электрических генераторов, разработали инженеры компании «Дженерал Электрик» (США), одной из крупнейших в мире турбостроительных фирм. У нее же были приобретены конструкторская документация и технология производства турбин.

В июне 1949 г., когда после окончания Харьковского механико-машиностроительного института я пришел на завод, основной его продукцией были турбины для военных кораблей - эсминцев и крейсеров. Турбины эти изготавливались по чертежам итальянской фирмы Ансальдо. Для электростанций предприятие выпускало только турбины мощностью 50 тыс. кВт.

В 1950-х г. завод стал получать заказы на производство более совершенных машин - и наши конструкторы справились с задачей. Для энергетики в Харькове выпускали турбины мощностью 100 тыс. кВт, для флота - мощные корабельные турбины нового типа. Их устанавливали на тяжелых крейсерах.

В середине 1950-х стратегия строительства советского флота изменилась. Тяжелые надводные корабли уступили место подводным лодкам - сначала дизельными, потом с атомными реакторами. Корабельные турбины сняли с производства. ХТГЗ перешел на выпуск турбин для электростанций, а в 1954-м производство генераторов было передано заводу «Электротяжмаш», в связи с чем Харьковский турбогенераторный завод стал называться Харьковским турбинным.

В 1960-х предприятие освоило выпуск турбин для атомных электростанций - сначала небольшой мощности - 70 МгВт, такие машины были установлены на первом и втором блоках Ново-Воронежской АЭС. Каждый блок состоял из трех турбин, питавшихся паром от одного реактора. Эту продукцию завод, теперь уже «Турбоатом», поставлял и в ГДР. Чтобы передать немцам технику и знания, туда ездили наши наладчики и монтажники.

Для АЭС предприятие производило реакторы двух типов - РБМК (реактор большой мощности канальный) и ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Главное их отличие для нас, турбинистов, состояло в том, что пар после РБМК был радиоактивным, поэтому время работы в машинном зале было строго ограничено. Счетчик радиоактивности имелся у каждого работника. После смены все принимали душ и проходили проверку на стационарных дозиметрах - частенько приходилось снова идти под душ.

Параллельно с атомной энергетикой развивалась тепловая. Для ТЭС наш завод выпускал турбины мощностью 150, 300 и 500 МгВт, а также максимально экономичные парогазовые установки мощностью 150 МгВт.



В 70-е гг. поступил заказ на турбину мощностью 1 млн. кВт. Замечу, что до сего дня только шесть стран в мире имеют возможность выпускать турбины такой мощности, в том числе Украина и Россия. Огромные и тяжеловесные детали миллионников требовали специального оборудования. «Турбоатом» не подвел: в содружестве с московским институтом ЦНИИТМАШ был создан уникальный стенд для сварки роторов весом до 200 т. В Харьков для сварки привозили роторы из Франции и России.

Выпуск миллионников и гидротурбин большой мощности для удаленных электростанций привел к необходимости разработать специальные транспортные самолеты типа «Руслан» и «Мрия», что оказалось вполне достижимым в условиях единого планового экономического хозяйства всей страны.

Стоит сказать и об уникальной лаборатории, созданной на нашем заводе. На ее стендах проводились натурные испытания моделей рабочих колес и лопастей всех гидротурбин. Здесь отрабатывались оптимальные формы, размеры, чистота обработки основных деталей, в результате наши агрегаты завоевали репутацию экономичных и надежных. Если на карте мира отметить флажками все точки, где стоят наши турбины - паровые, гидравлические, газовые, свободных участков останется мало.

Чернобыльская катастрофа внесла в развитие атомной энергетики существенные коррективы. После апреля 1986-го реакторы типа РБМК на АЭС уже не устанавливали. Однако атомная энергетика не прекратила развития - альтернативы ей пока не существует: добыча газа, нефти и угля с каждым годом становится затратнее, сопровождается все большим количеством человеческих жертв и экологических нарушений.

В конце 80-х «Турбоатом» приступил к разработке турбины еще большей мощности для АЭС с реактором типа ВВЭР - 1200 мгВт, но после распада СССР проект пришлось свернуть.

Очень важный и интересный заказ завод получил в середине 1990-х от Ирана: там строилась первая для этой страны АЭС - «Бушер». Для нее требовалась турбина мощностью 1 млн. кВт. Строить эту станцию - еще в 70-х - начинала известная немецкая фирма «Сименс». Ее специалисты подготовили площадку, подвели инфраструктуру, даже поставили фундамент для турбины. Чтобы было понятно, насколько это серьезное сооружение, скажу только, что верхняя плита, на которой должна стоять турбина, представляет собой железобетонный монолит весом 2 тыс. т на упругом основании, как того требовали строгие правила сейсмической безопасности.

В 1980-м, когда Иран стал главным врагом США на Ближнем Востоке, немцы прекратили работу. Основания для такого решения вполне понятны: любой атомный реактор можно приспособить для получения обогащенного урана или плутония, пригодного для изготовления атомной бомбы.

Через 15 лет, в 1995-м, Иран обратился к России с просьбой изготовить реактор, а Украину попросили создать для него турбину мощностью в 1 млн. кВт и поставить ее на фундамент фирмы «Сименс». Наша страна к тому времени уже изготовила и эксплуатировала несколько таких машин, а Россия опыта не имела.

Для украинской промышленности, которая стала терять российские заказы, это был чрезвычайно выгодный проект. Он позволял загрузить добрый десяток наших заводов на несколько лет, к тому же открывал перспективу последующей долголетней поставки запчастей для иранской АЭС, ее технического обслуживания и ремонта. Кроме турбины и генератора, которые должны были изготовить «Турбоатом» и «Электротяжмаш», проект предусматривал производство мощных трансформаторов в Запорожье, специальных насосов в Сумах, толстостенных труб для паропроводов, крупных отливок и поковок, которые должны были поставлять Новокраматорский завод и другие металлургические производства страны.

Для меня эта работа была интересна не только новыми решениями и нестандартными подходами, но еще и потому, что предполагала внедрение моих изобретений, позволяющих повысить экономичность турбоустановки.

Когда работы подошли к концу, в производство вмешалась высокая политика. В Киев прибыла Мадлен Олбрайт. Не знаю, что именно пообещали американцы Украине вместо этого иранского заказа, чем пригрозили, скорее всего, было и то и другое, но от строительства турбины для АЭС «Бушер» нашему заводу приказано было отказаться. Заказы потеряли и все наши заводы-смежники.

От этого удара «Турбоатом» так и не оправился. Были, конечно, разовые заказы на турбины средней мощности для Китая и Индии, но потом не стало и этого.

Строительство АЭС «Бушер» продолжилось без украинских заводов - Россия справилась с задачей, заработав немалые деньги. Первый блок станции мощностью 1 млн. кВт был введен в эксплуатацию в сентябре 2012 г.

А на «Турбоатоме» начались сокращения производства и персонала: конструкторский отдел газовых турбин был упразднен, предприятие потеряло возможность производить газовые турбины и парогазовые установки. Не было заказов и на паровые турбины. Опытные инженеры стали уходить - кто из жизни, кто на пенсию. А молодежь зарплата на заводе не привлекает. Они стремятся найти работу в частных компаниях либо за рубежом.

Сегодня завод работает четыре дня в неделю, время от времени сотрудников отправляют в отпуск без содержания, инженерный состав конструкторского бюро паровых турбин сократился примерно в пять раз, многие сложные виды работ выполнять теперь некому. Уникальное и очень дорогое оборудование практически простаивает.

А ведь конструктор паровых турбин - специальность особая. Все свои решения, методики расчета и проектирования он может проверить на практике лишь через пять-шесть лет после разработки проекта, когда турбина будет изготовлена, смонтирована и поработает на электростанции хотя бы два-три года. Конструктором может по праву считаться только инженер, успешно проработавший на заводе не менее 10 лет. Специалист, который участвовал в разработке, производстве и эксплуатации хотя бы двух турбин.

За 52 года работы на Харьковском турбинном заводе мне посчастливилось принять участие в создании 17 новых турбин. За полвека пришлось побывать на многих электростанциях - налаживать, запускать и ремонтировать наши турбины. От Кольского полуострова до Ташкента, от Бреста до Байкала - всюду наши машины прекрасно себя зарекомендовали. И везде нас - турбинистов - принимали как людей, которые приносят тепло и свет в новые поселки и города.

Помню, как в 1975-м приехал в город Шевченко, на западе Казахстана, на самом берегу Каспийского моря (теперь это город Ак-Тау - Белая Гора). Когда заполнял анкету в гостинице, портье - симпатичная молодая казашка - увидев, что в графе «цель приезда» написано «командировка на АЭС», обрадовалась: «Это вы нам новый опреснитель ставить будете!» В городе в то время были проблемы с пресной водой.

Спасать один из крупнейших в мире турбостроительных заводов, единственный в нашей стране, нужно немедленно. В противном случае Украина невосполнимо потеряет собственное турбостроение, высокопрестижное и очень доходное производство, созданное предыдущими поколениями, сохраненное и восстановленное после страшной войны, удержавшееся на плаву в лихие 90-е и погибающее сейчас, в независимом государстве Украина.



Общие сведения о предприятии

  • Адрес: Московский проспект , 199, г. Харьков , 61037, Украина
  • Дата основания: 21 января год
  • Площадь земельного участка: 50,5 га
  • Численность работающих: 5000 человек

История предприятия

За 70-летнюю историю Харьковский турбинный завод (ныне ОАО «Турбоатом») стал одним из крупнейших в мире турбостроительных предприятий, которое осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций.

-

За три с половиной года был построен Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) и 21 января года введен в эксплуатацию. Это красная дата в летописи завода, от нее начался отсчет славных побед харьковских турбостроителей. Уже в году с заводского стенда сошла первая паровая турбина мощностью 50 МВт, а через три года (26 июля года) была изготовлена паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней. На тот момент это были самые мощные турбины. До начала Великой Отечественной войны харьковчане изготовили и поставили стране турбины, мощность которых вдвое превышала мощность всех электростанций дореволюционной России.

Военные годы

-

Профиль Харьковского турбинного завода окончательно сложился в 50-е годы. Завод начал специализироваться на производстве мощных паровых и газовых турбин . год стал новым этапом в дальнейшем развитии завода. Проводится работа по техническому перевооружению производства паровых турбин и создается новая отрасль - гидротурбостроение, а производство генераторов передается специализированным заводам. За сравнительно короткие сроки (1955-1958 гг.) были спроектированы и изготовлены паровые турбины мощностью 100 и 150 тыс. кВт, а в 1960-1965 гг. - паровые турбины с повышенными параметрами пара, мощностью 300 и 350 тыс. кВт для Приднестровской, Криворожской, Запорожской, Ладыжинской, Троицкой , Рефтинской , Трипольской, Назаровской и других ГРЭС. Освоено серийное производство гидравлических турбин. В году положено начало созданию мощных паровых турбин для атомных электростанций - важной составляющей энергетики страны. Завод становится головным предприятием по проектированию и изготовлению турбин для атомных электростанций. С года изготавливаются турбины для АЭС мощностью 220 тыс. кВт, которые и сейчас успешно эксплуатируются на Украине , в России , Германии , Болгарии , Венгрии , Финляндии .

-

В начале семидесятых годов было налажено производство турбин для АЭС мощностью 500 тыс. кВт, что обеспечило резкое снижение капитальных затрат на сооружение электростанций. Турбинами такого типа укомплектована самая крупная в мире Ленинградская АЭС , а также Курская , Смоленская АЭС . В 80-е годы предприятие проводит дальнейшее наращивание и техническое перевооружение производства - введены в эксплуатацию новые корпуса, уникальное оборудование. В 1982-1985 годах освоено производство паровых турбин мощностью один миллион киловатт для Запорожской , Балаковской , Ростовской АЭС .

Современный этап

В 1999-2002 годах изготовлены и поставлены 4 радиально-осевых гидротурбины мощностью 280 МВт каждая. Изготовлены и поставлены 4 гидрозатвора диаметром 4 м на напор свыше 500 м. Создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике. В 2003 году ОАО «Турбоатом» осуществляло поставку паровых турбин для АЭС «Кайга» и «Раджастан» (Индия), гидравлических турбин для реконструкции ГЭС Днепровского каскада (Украина), Камской ГЭС (Россия) и других объектов энергетики разных стран. В период с 2005 по 2007 год поставлены 2 модернизированные турбины К-325-23,5 для ТЭС «Аксу» (Казахстан). Подписан контракт на дальнейшую поставку турбин для ТЭС «Аксу». В 2006 году завершено производство радиально-осевой гидромашины диаметром 7,3 м, максимальной мощностью 390 МВт для Днестровской ГАЭС . В 2007 году продолжается реализация проекта реконструкции ГЭС Днепровского каскада. В конце 2007 года начато изготовление конденсатора паровой турбины К‑1000‑65/1500 для Южно-Украинской АЭС. В 2007 году продолжается модернизация паровых турбин К-500 для электростанций России.

Номенклатура продукции

  • Паровые турбины конденсационные и теплофикационные для ТЭС, ТЭЦ мощностью от 1 МВт до 550 МВт;
  • Паровые турбины для АЭС мощностью от 200 МВт до 1100 МВт;
  • Газовые турбины энергетические автономные и для ПГУ мощностью 45 МВт и 115 МВт;
  • Гидравлические турбины разнообразных типов мощностью от 5 МВт до 615 МВт для ГЭС и обратимые гидромашины мощностью от 40 МВт до 400 МВт для ГАЭС;
  • Гидравлические затворы дисковые и шаровые;
  • Гидравлические турбины для микро-ГЭС, мини-ГЭС и малых ГЭС мощностью от 5 кВт до 25 МВт;
  • Теплообменное оборудование (конденсаторы турбин, подогреватели низкого давления, подогреватели сетевой воды);
  • Вспомогательное оборудование машинного зала, регенеративные газо- и воздухонагреватели, эжекторы , маслоохладители, тягодутьевые машины, дымососы , эксгаустеры , мельницы шаровые и др.

Рынки сбыта

Турбины производства ОАО «Турбоатом» успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья. «Турбоатом» поставил 13 % турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира.

→ Украина Украина , Харьков
Московский проспект , 199

Акционерное общество "Турбоатом" , в советское время Харьковский турбогенераторный завод , Харьковский турбинный завод - предприятие, специализирующееся на выпуске паровых турбин для тепловых электростанций (ТЭС) , атомных электростанций (АЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) ; гидравлических турбин для гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) ; газовых турбин и парогазовых установок (ПГУ) для ТЭС и другого энергетического оборудования.

Входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины .

Общие сведения о предприятии [ | ]

  • Площадь земельного участка: 50,5 га
  • Численность работающих: 3700 человек

История [ | ]

Харьковский турбинный завод (ныне АО "Турбоатом") стал одним из крупнейших в мире турбостроительных предприятий, которое осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций.

1934-1991 [ | ]

Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) был построен в 1929-1934 гг., за три с половиной года и 21 января 1934 года был введён в эксплуатацию .

В 1935 году с заводского стенда сошла первая стационарная паровая турбина мощностью 50 МВт, а 26 июля 1938 года была изготовлена первая паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней .

В связи с приближением линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован в г. Свердловск и уже в декабре 1942 года приступил к производству турбоагрегатов, запасных частей к паровым турбинам, а также продукции для фронта .

После освобождения Харькова 23 августа 1943 года началось восстановление практически полностью разрушенного завода , в 1944 году заводом была изготовлена первая паровая турбина мощностью 50 МВт для Зуевской ГРЭС , выполнялись заказы по ремонту турбин для электростанций промышленных центров Донбасса , Харькова , Киева .

Восстановление цехов было в основном завершено к середине 1946 года .

Профиль завода окончательно сложился в 1950-е годы. Завод начал специализироваться на производстве мощных паровых и газовых турбин .

В 1953 году была проведена работа по техническому перевооружению производства паровых турбин, в результате в 1953-1954 завод освоил производство гидравлических турбин для гидравлических электростанций , а производство генераторов было передано специализированным заводам.

За сравнительно короткие сроки (1955-1958 гг.) были спроектированы и изготовлены паровые турбины мощностью 100 и 150 МВт, а в 1960-1965 гг. - паровые турбины с повышенными параметрами пара, мощностью 300 и 350 МВт для Приднестровской , Криворожской , Запорожской , Ладыжинской , Троицкой , Рефтинской , Трипольской , Назаровской и других ГРЭС.

В 1965 году на заводе была изготовлена первая в СССР одновальная паровая турбина мощностью 500 МВт , на тот момент - самая мощная из выпущенных в мире .

В 1967 году началось создание мощных паровых турбин для атомных электростанций - важной составляющей энергетики страны. Завод становится головным предприятием по проектированию и изготовлению турбин для атомных электростанций.

В 1969 году завод освоил производство паровых турбин для электростанций мощностью 220 МВт , которые и сейчас успешно эксплуатируются на Украине , в России , Германии , Болгарии , Венгрии , Финляндии .

1986 год, отладка нового оборудования на заводе

В начале 1970-х годов было налажено производство турбин для АЭС мощностью 500 МВт , что обеспечило резкое снижение капитальных затрат на сооружение электростанций. Турбинами такого типа укомплектована Ленинградская АЭС , а также Курская , Смоленская АЭС .

В 1977 году завод был преобразован в производственное объединение атомного турбостроения "Харьковский турбинный завод им. С. М. Кирова" (с 1982 года получившее название ПО "Турбоатом") . В состав ПО "Турбоатом" помимо завода ХТГЗ вошли харьковский завод "Турбодеталь", конструкторское бюро "Турбоатом" и конструкторское бюро "Гидротурбомаш" . К 1978 году выпущенные заводом турбины были установлены на более чем 100 электростанций СССР, а также на электростанциях во многих других странах мира .

В 1980-е годы предприятие проводит дальнейшее наращивание и техническое перевооружение производства - введены в эксплуатацию новые корпуса, уникальное оборудование.

5 марта 1982 в эксплуатацию был введён крупный производственный комплекс, позволивший перейти от индивидуального производства паровых турбин АЭС мощностью 1 млн киловатт к их серийному производству , к 1985 году было освоено производство паровых турбин мощностью 1 млн кВт для Запорожской , Балаковской , Ростовской АЭС .

К 1986 году свыше 40 % мощностей ГЭС СССР было укомплектовано турбинами производства ХТГЗ; кроме того, турбины производства ХТГЗ устанавливались на зарубежные электростанции .

В 1987 году на заводе были увеличены мощности по производству паровых турбин .

После 1991 [ | ]

В 1999-2002 годах изготовлены и поставлены 4 радиально-осевых гидротурбины мощностью 280 МВт каждая. Изготовлены и поставлены 4 гидрозатвора диаметром 4 м на напор свыше 500 м. Создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике.

В 2003 году "Турбоатом" осуществил поставку паровых турбин для АЭС "Кайга" и "Раджастан" (Индия), гидравлических турбин для реконструкции ГЭС Днепровского каскада (Украина), Камской ГЭС (Россия) и других объектов энергетики разных стран.

В 2005-2007 гг. были поставлены 2 модернизированные турбины К-325-23,5 для (Казахстан) и подписан контракт на дальнейшую поставку турбин для ТЭС "Аксу".

В 2006 году завершено производство диаметром 7,3 м, максимальной мощностью 390 МВт для Днестровской ГАЭС .

В 2007 году продолжалась реализация проекта реконструкции ГЭС Днепровского каскада, выполнялась модернизация паровых турбин К-500 для электростанций России. В конце 2007 года было начато изготовление конденсатора паровой турбины К‑1000‑65/1500 для Южно-Украинской АЭС . .

10 декабря 2010 года была разрешена приватизация стратегических предприятий Украины , после чего 15 % акций ОАО "Турбоатом" купила кипрская компания "" .

В конце 2012 года "Турбоатом" ввёл в эксплуатацию новую производства словенской фирмы "Rico " (печь была установлена в кузнечном цехе № 63 завода) .

В 2013 году "Турбоатом" занял 4-е место в рейтинге ведущих предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций.

2013 год "Турбоатом" завершил с чистой прибылью 584 млн гривен .

2014 год "Турбоатом" завершил с чистой прибылью 637,4 млн гривен .

В феврале 2016 года было объявлено о намерении использовать производственные мощности ОАО "Турбоатом" в производстве бронетранспортёров БТР-4 .

Номенклатура продукции [ | ]

Рынки сбыта [ | ]

Турбины производства АО "Турбоатом" успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья. "Турбоатом" поставил 13 % турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира.

На отечественных электростанциях в большом числе находятся в эксплуатации турбины К-300-23,5 ХТЗ, а также несколько турбин К-500-23,5 ХТЗ. Кроме того, работают турбины К-100-8,8 ХТЗ и К-160-12,8 ХТЗ . На Каширской ГРЭС установлена единственная энергетическая паровая турбина реактивного типа Р-100-30/3,2 ХТЗ

Турбина К-300-23,5 ХТЗ спроектирована на 27,5 МПа, 560: С и параметры промежуточного перегрева 4,05 МПа, 565° С. Однако, как и другие турбины сверхкритического давления, турбина эксплуатируется при пониженных температурах свежего пара и промежуточного перегрева, равных 540 С. Расчетное давление в конденсаторе 3,43 кПа. Частота вращения 50 1/с.

Модификация турбины К-300-23,5-2 представлена на рис. 10.19. Турбина состоит из грех цилиндров- одноноточного ЦВД; комбинированного из части среднего и одного потока низкого давления; двухпоточного ЦНД.

В ЦВД расположены одновенечная регулирующая и 10 нерегулируемых ступеней. Рабочие лопасти регулирующей ступени имеют цельнофрезерованный бандаж, поверх которого на шипах устанавливаются ленточные бандажи, связывающие по четыре лопатки в пакеты. Остальные лопатки ЦВД имеют ленточные, приклепанные бандажи, соединяющие пакеты по шесть и семь лопаток. Хвостовики лопаток грибовидные. Все диски в ЦВД имеют по семь разгрузочных отверстий диаметром 40 мм. Небольшая реактивность ступеней и разгрузочные отверстия позволили отказаться в роторе высокого давления от разгрузочного диска.

В части среднего давления 12 ступеней с рабочими лопатками переменного но высоте профиля, первые 9 ступеней выполнены с лет очными бандажами, последние три --не обандажены. Многие из ступеней имеют проволочные демпферные связи. Хвостовики грибовидного типа. Разгрузочные отверстия предусмотрены в первых одиннадцати ступенях. Как и в ЦВД, во втором цилиндре нет разгрузочного диска.

После ЧСД пар разделяется на три потока. Один из них является продолжением ЧСД, остальные два создают новый ЦНД. Особенностью проточной части ЧНД, присущей многим турбинам ХТЗ, является уменьшающийся по потоку корневой диаметр. Это позволяет уменьшить наклон периферийного меридионального обвода, улучшает обтекание корневой зоны ряда ступеней, где скорости пара сверхзвуковые. Первые две ступени ЧНД имеют обандаженные лопатки, остальные - без бандажа. Последняя лопатка длиной 1050 мм при среднем диаметре 2,550 мм. В двух последних ступенях применены торцевые елочные хвостовики. Ступени ЦВД и ЧСД с дисками, откованными заодно с ротором; в ЧНД насадные диски с передачей окружного момента через радиальные шпонки.

Поток пара в ЦВД направляется от генератора к переднему подшипнику. Регулирующая одновенечная ступень и следующие четыре ступени расположены во внутреннем корпусе. Дальше следуют ступени, диафрагмы которых размещены в обоймах, причем из полости между первой и второй обоймами (за девятой ступенью) производится нерегулируемый отбор пара для подогрева питательной воды.

Регулирующие и стопорные клапаны располагаются по бокам ЦВД и с помощью двенадцати гибких паропроводов соединяются с сопловыми сегментами регулирующей ступени. Пар при этом вначале подается одновременно к левому верхнему и правому нижнему сегментам, что обеспечивает 70% полной мощности.

После промперегрева пар поступает в ЦСД, проходя через два блока клапанов. Каждый блок имеет отсечный клапан, управляемый независимо системой регулирования и системой защиты. Направление потока в ЦСД противоположно направлению пара в ЦВД. При установившемся режиме это позволяет в значительной степени уравновесить осевые усилия во всей турбине.

В части среднего давления ступени объединены в группы с помощью обойм, что облегчает организацию отборов пара для регенерации.

Разрез по паровпуску в ЦСД с регулирующими клапанами после промежуточного перегрева см. на рис. 10.21.

Питательный насос полной производительности приводится самостоятельно паровой турбиной с противодавлением, которая питается из паропровода после промежуточного перегревателя.

Отработавший в приводной турбине пар направляется в ЦНД главной турбины.

Для пуска турбинной установки предусмотрен электропитательный насос половинной производительности.

Для замены турбин К-300-23,5, отработавших свой ресурс, ХТЗ создана турбина К-310-23,5-3, продольный разрез которой показан на рис. 10.20. Сложность разработки такой турбины заключается в том, что, с одной стороны, требовалось сохранить фундаменты агрегата и практически без изменений тепловую схему с установкой вспомогательного оборудования, с другой стороны, ХТЗ стремился использовать современные воззрения на проектирование турбин, учесть опыт эксплуатации исходного варианта и других агрегатов завода.

Не рассматривая детально конструкции новой турбины, отметим, что вместо трех потоков ЧНД, как показал опыт, обладающих рядом недостатков (неуравновешенность осевых усилий, не очень благоприятные условия входа в ЧНД, расположенную непосредственно за ЧСД, трудности модернизаций, весьма длинный ротор второго цилиндра), имеется только два потока. Паровпуск в ЦСД показан на рис. 10.21.

В ЦНД использована другая (по сравнению с исходной турбиной) последняя ступень с лопаткой длиной 1030 мм и кольцевой площадью 8,19 м2 (см. рис. 4.44,в) с бандажом, апробированная в ряде турбин ХТЗ. В зоне паровпуска применена трехстенная конструкция, имеющая существенно лучшие показатели маневренности, широко применяется цель-нофрезерованное бандажирование лопаток.

В тепловой схеме используются смешивающего типа ПНД, имеется возможность подключения теплофикационных отборов нерегулируемого давления. Однако в связи с уменьшением


суммарной кольцевой площади последних ступеней неизбежно возросли выходные потери, ухудшились условия на входе в выходной патрубок. В какой-то мере этого можно было бы избежать, применив вместо турбины с противодавлением конденсационный привод питательного насоса. Тогда количество пара, проходящего через последние ступени, уменьшилось бы. Однако этого сделать не удалось в связи с трудностями установки нового турбопигательного агрегата со своим конденсатором в заданных габаритах и на фундаментах машинного зала электростанции.

Отметим, что, не будучи связанными ни с имеющимися фундаментами, ни с габаритами машинного зала, ХТЗ спроектировал для новых и экспортных поставок турбоустановку К-320-23,5-4. Поперечный разрез по иаровпуску ЦВД показан на рис. 4.33.

Турбина (рис. 10.22) состоит из четырех корпусов - однопоточных ЦВД и ЦСД и двухпоточных ЦНД. Поперечные разрезы по паровпускам в ЦВД, ЦСД и ЦНД показаны на рис. 10.23.

Пар направляется в котел, где осуществляется промперегрев. Далее, пройдя отсечные и регулирующие клапаны, пар поступает в цилиндр среднего давления (рис. 10.23,6).

Двумя ресиверными трубами, проходящими ниже плоскости горизонтального разъема, подается в два двухпоточных ЦНД.

Из ЦНД пар направляется в два конденсатора. Роторы низкого давления жесткие, сварно-ковапые, с шейками под подшипники диаметром 520 мм. В каждом потоке ЦНД по пять ступеней. Последние ступени выполнены, как и в турбине К-300-23,5, с лопатками длиной 1050 мм. В последней ступени организована внутриканальиая сепарация влаги из сопловых лопаток. Некоторая разгрузка ступеней низкого давления достигается применением конденсационной турбины для привода питательного насоса. Эта турбина питается паром из промежуточного

отбора главной турбины, и отбираемый пар не возвращается в основной агрегат, а конденсируется в отдельном конденсаторе.

Все четыре ротора турбины соединены между собой жесткими муфтами. Каждый из роторов опирается на два опорных подшипника, выполненных самоустанавливающимися. Некоторые из них - сегментные. Упорный подшипник сегментного типа с одним упорным гребнем располагается между цилиндрами высокого и среднего давления.

Несмотря на противоположное направление потоков пара в ЦВД и ЦСД и двухпоточные конструкции ЦНД, в турбине предусмотрены разгрузочные диски, необходимые для уравновешивания осевых усилий во время переходных процессов. В крышках корпусов подшипников имеются масляные бачки, емкость которых рассчитана на обеспечение маслом подшипников при остановке турбоагрегата с отключенными масляными насосами. В турбине предусмотрено валоповоротное устройство, находящееся между двумя ЦНД.

Турбина имеет два фикс-пункта в точках пересечения вертикальной плоскости турбины, проходящей через продольные шпонки под осью агрегата, с линиями поперечных шпонок под боковыми опорами первого и третьего выходных патрубков ЦНД (под осями левых опорных подшипников ЦНД).

Общая длина турбины 29,5 м, а всего турбоагрегата с генератором и возбудителем 46,3 м. Агрегат размещается поперек машинного зала. Экономичность установки характеризуется удельным расходом теплоты, равным 7640 кДж/кг. ХТЗ разработана новая, более совершенная модификация этой турбины - К-500-23,5-3, где применена улучшенная проточная часть низкого давления с последними лопатками длиной 1030 мм. Реконструирована регулирующая ступень и система паровпуска в ЦВД. Сокращены паровые объемы между регулирующими клапанами ЦВД и соплами регулирующей ступени, между клапанами ЦСД и соплами первой ступени ЦСД. Вместо восьми регулирующих клапанов ЦВД предусматривается четыре, при этом каждый из паровпускных патрубков ЦВД соединяется с одним клапаном. Увеличена степень парциальности регулирующей ступени. Имеются некоторые изменения в тепловой схеме: увеличен отпуск теплоты до 293 ГДж/ч, деаэратор переведен на работу при скользящем давлении, два находящихся под вакуумом ПНД заменяются с поверхностных на смешивающие. По оценкам завода новая модификация турбоустановки рассчитана на удельный расход теплоты брутто, равный 7620 кДж/(кВт-ч).