Харьковский турбинный завод. «Турбоатом»: Ядерное воздержание Украины

Турбины производства ОАО «Турбоатом» успешно работают на электростанциях 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки.

Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн. кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья.

Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн. кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья.

«Турбоатом» поставил 13% турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира. В Украине 3 действующие АЭС (Запорожская, Южно-Украинская, Ровенская) укомплектованы турбинами «Турбоатом» мощностью 220, 1000 и 1100 МВт.

На 100 ГЭС четырех континентов поставлены более 400 гидротурбин суммарной мощностью около 32 млн. кВт и 450 гидрозатворов для ГЭС и насосных станций.

Изготовленные ОАО «Турбоатом» турбины надежно работают:

    На АЭС «Ловииса» (Финляндия), «Пакш» (Венгрия), «Козлодуй» (Болгария);

    На ТЭС «Нанкин» и «Инкоу» (Китай), «Марица-Восток» (Болгария);­­

    На ГЭС «Клостерфосс» и «Вигеландс Бруг» (Норвегия), «Сигалда» (Исландия), «Пурнари» (Греция), «Сальто Гранде» и «Пьедра дель Агила» (Аргентина), «Агуамильпа» (Мексика) и др.

ОАО «Турбоатом» - предприятие, которое имеет международный сертификат соответствия системы управления качеством требованиям стандарта ISO 9001:2000.

Специализация

ОАО "Турбоатом" - головная научная организация Министерства промышленной политики Украины по энергетическому машиностроению - входит в число ведущих турбостроительных фирм мира.

Предприятие специализируется на выпуске паровых турбин для тепловых электростанций (ТЭС), атомных электростанций (АЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ); гидравлических турбин для гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС); газовых турбин и парогазовых установок (ПГУ) для ТЭС и другого энергетического оборудования.

Производственный потенциал

Производственные возможности позволяют выпускать в год паровых и гидравлических турбин общей расчетной мощностью соответственно 8 млн. кВт и 2 млн. кВт. Производство турбин осуществляется по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки.

На отечественных электростанциях в большом числе находятся в эксплуатации турбины К-300-23,5 ХТЗ, а также несколько турбин К-500-23,5 ХТЗ. Кроме того, работают турбины К-100-8,8 ХТЗ и К-160-12,8 ХТЗ . На Каширской ГРЭС установлена единственная энергетическая паровая турбина реактивного типа Р-100-30/3,2 ХТЗ

Турбина К-300-23,5 ХТЗ спроектирована на 27,5 МПа, 560: С и параметры промежуточного перегрева 4,05 МПа, 565° С. Однако, как и другие турбины сверхкритического давления, турбина эксплуатируется при пониженных температурах свежего пара и промежуточного перегрева, равных 540 С. Расчетное давление в конденсаторе 3,43 кПа. Частота вращения 50 1/с.

Модификация турбины К-300-23,5-2 представлена на рис. 10.19. Турбина состоит из грех цилиндров- одноноточного ЦВД; комбинированного из части среднего и одного потока низкого давления; двухпоточного ЦНД.

В ЦВД расположены одновенечная регулирующая и 10 нерегулируемых ступеней. Рабочие лопасти регулирующей ступени имеют цельнофрезерованный бандаж, поверх которого на шипах устанавливаются ленточные бандажи, связывающие по четыре лопатки в пакеты. Остальные лопатки ЦВД имеют ленточные, приклепанные бандажи, соединяющие пакеты по шесть и семь лопаток. Хвостовики лопаток грибовидные. Все диски в ЦВД имеют по семь разгрузочных отверстий диаметром 40 мм. Небольшая реактивность ступеней и разгрузочные отверстия позволили отказаться в роторе высокого давления от разгрузочного диска.

В части среднего давления 12 ступеней с рабочими лопатками переменного но высоте профиля, первые 9 ступеней выполнены с лет очными бандажами, последние три --не обандажены. Многие из ступеней имеют проволочные демпферные связи. Хвостовики грибовидного типа. Разгрузочные отверстия предусмотрены в первых одиннадцати ступенях. Как и в ЦВД, во втором цилиндре нет разгрузочного диска.

После ЧСД пар разделяется на три потока. Один из них является продолжением ЧСД, остальные два создают новый ЦНД. Особенностью проточной части ЧНД, присущей многим турбинам ХТЗ, является уменьшающийся по потоку корневой диаметр. Это позволяет уменьшить наклон периферийного меридионального обвода, улучшает обтекание корневой зоны ряда ступеней, где скорости пара сверхзвуковые. Первые две ступени ЧНД имеют обандаженные лопатки, остальные - без бандажа. Последняя лопатка длиной 1050 мм при среднем диаметре 2,550 мм. В двух последних ступенях применены торцевые елочные хвостовики. Ступени ЦВД и ЧСД с дисками, откованными заодно с ротором; в ЧНД насадные диски с передачей окружного момента через радиальные шпонки.

Поток пара в ЦВД направляется от генератора к переднему подшипнику. Регулирующая одновенечная ступень и следующие четыре ступени расположены во внутреннем корпусе. Дальше следуют ступени, диафрагмы которых размещены в обоймах, причем из полости между первой и второй обоймами (за девятой ступенью) производится нерегулируемый отбор пара для подогрева питательной воды.

Регулирующие и стопорные клапаны располагаются по бокам ЦВД и с помощью двенадцати гибких паропроводов соединяются с сопловыми сегментами регулирующей ступени. Пар при этом вначале подается одновременно к левому верхнему и правому нижнему сегментам, что обеспечивает 70% полной мощности.

После промперегрева пар поступает в ЦСД, проходя через два блока клапанов. Каждый блок имеет отсечный клапан, управляемый независимо системой регулирования и системой защиты. Направление потока в ЦСД противоположно направлению пара в ЦВД. При установившемся режиме это позволяет в значительной степени уравновесить осевые усилия во всей турбине.

В части среднего давления ступени объединены в группы с помощью обойм, что облегчает организацию отборов пара для регенерации.

Разрез по паровпуску в ЦСД с регулирующими клапанами после промежуточного перегрева см. на рис. 10.21.

Питательный насос полной производительности приводится самостоятельно паровой турбиной с противодавлением, которая питается из паропровода после промежуточного перегревателя.

Отработавший в приводной турбине пар направляется в ЦНД главной турбины.

Для пуска турбинной установки предусмотрен электропитательный насос половинной производительности.

Для замены турбин К-300-23,5, отработавших свой ресурс, ХТЗ создана турбина К-310-23,5-3, продольный разрез которой показан на рис. 10.20. Сложность разработки такой турбины заключается в том, что, с одной стороны, требовалось сохранить фундаменты агрегата и практически без изменений тепловую схему с установкой вспомогательного оборудования, с другой стороны, ХТЗ стремился использовать современные воззрения на проектирование турбин, учесть опыт эксплуатации исходного варианта и других агрегатов завода.

Не рассматривая детально конструкции новой турбины, отметим, что вместо трех потоков ЧНД, как показал опыт, обладающих рядом недостатков (неуравновешенность осевых усилий, не очень благоприятные условия входа в ЧНД, расположенную непосредственно за ЧСД, трудности модернизаций, весьма длинный ротор второго цилиндра), имеется только два потока. Паровпуск в ЦСД показан на рис. 10.21.

В ЦНД использована другая (по сравнению с исходной турбиной) последняя ступень с лопаткой длиной 1030 мм и кольцевой площадью 8,19 м2 (см. рис. 4.44,в) с бандажом, апробированная в ряде турбин ХТЗ. В зоне паровпуска применена трехстенная конструкция, имеющая существенно лучшие показатели маневренности, широко применяется цель-нофрезерованное бандажирование лопаток.

В тепловой схеме используются смешивающего типа ПНД, имеется возможность подключения теплофикационных отборов нерегулируемого давления. Однако в связи с уменьшением


суммарной кольцевой площади последних ступеней неизбежно возросли выходные потери, ухудшились условия на входе в выходной патрубок. В какой-то мере этого можно было бы избежать, применив вместо турбины с противодавлением конденсационный привод питательного насоса. Тогда количество пара, проходящего через последние ступени, уменьшилось бы. Однако этого сделать не удалось в связи с трудностями установки нового турбопигательного агрегата со своим конденсатором в заданных габаритах и на фундаментах машинного зала электростанции.

Отметим, что, не будучи связанными ни с имеющимися фундаментами, ни с габаритами машинного зала, ХТЗ спроектировал для новых и экспортных поставок турбоустановку К-320-23,5-4. Поперечный разрез по иаровпуску ЦВД показан на рис. 4.33.

Турбина (рис. 10.22) состоит из четырех корпусов - однопоточных ЦВД и ЦСД и двухпоточных ЦНД. Поперечные разрезы по паровпускам в ЦВД, ЦСД и ЦНД показаны на рис. 10.23.

Пар направляется в котел, где осуществляется промперегрев. Далее, пройдя отсечные и регулирующие клапаны, пар поступает в цилиндр среднего давления (рис. 10.23,6).

Двумя ресиверными трубами, проходящими ниже плоскости горизонтального разъема, подается в два двухпоточных ЦНД.

Из ЦНД пар направляется в два конденсатора. Роторы низкого давления жесткие, сварно-ковапые, с шейками под подшипники диаметром 520 мм. В каждом потоке ЦНД по пять ступеней. Последние ступени выполнены, как и в турбине К-300-23,5, с лопатками длиной 1050 мм. В последней ступени организована внутриканальиая сепарация влаги из сопловых лопаток. Некоторая разгрузка ступеней низкого давления достигается применением конденсационной турбины для привода питательного насоса. Эта турбина питается паром из промежуточного

отбора главной турбины, и отбираемый пар не возвращается в основной агрегат, а конденсируется в отдельном конденсаторе.

Все четыре ротора турбины соединены между собой жесткими муфтами. Каждый из роторов опирается на два опорных подшипника, выполненных самоустанавливающимися. Некоторые из них - сегментные. Упорный подшипник сегментного типа с одним упорным гребнем располагается между цилиндрами высокого и среднего давления.

Несмотря на противоположное направление потоков пара в ЦВД и ЦСД и двухпоточные конструкции ЦНД, в турбине предусмотрены разгрузочные диски, необходимые для уравновешивания осевых усилий во время переходных процессов. В крышках корпусов подшипников имеются масляные бачки, емкость которых рассчитана на обеспечение маслом подшипников при остановке турбоагрегата с отключенными масляными насосами. В турбине предусмотрено валоповоротное устройство, находящееся между двумя ЦНД.

Турбина имеет два фикс-пункта в точках пересечения вертикальной плоскости турбины, проходящей через продольные шпонки под осью агрегата, с линиями поперечных шпонок под боковыми опорами первого и третьего выходных патрубков ЦНД (под осями левых опорных подшипников ЦНД).

Общая длина турбины 29,5 м, а всего турбоагрегата с генератором и возбудителем 46,3 м. Агрегат размещается поперек машинного зала. Экономичность установки характеризуется удельным расходом теплоты, равным 7640 кДж/кг. ХТЗ разработана новая, более совершенная модификация этой турбины - К-500-23,5-3, где применена улучшенная проточная часть низкого давления с последними лопатками длиной 1030 мм. Реконструирована регулирующая ступень и система паровпуска в ЦВД. Сокращены паровые объемы между регулирующими клапанами ЦВД и соплами регулирующей ступени, между клапанами ЦСД и соплами первой ступени ЦСД. Вместо восьми регулирующих клапанов ЦВД предусматривается четыре, при этом каждый из паровпускных патрубков ЦВД соединяется с одним клапаном. Увеличена степень парциальности регулирующей ступени. Имеются некоторые изменения в тепловой схеме: увеличен отпуск теплоты до 293 ГДж/ч, деаэратор переведен на работу при скользящем давлении, два находящихся под вакуумом ПНД заменяются с поверхностных на смешивающие. По оценкам завода новая модификация турбоустановки рассчитана на удельный расход теплоты брутто, равный 7620 кДж/(кВт-ч).

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ | 13.07.2018

Грядущей осенью на Украине должна начаться т. н. большая приватизация крупных объектов госсобственности по новым правилам, прописанным в новом законе «О приватизации». Главной особенностью этих правил является пристальный контроль иностранных советников за всем этим процессом. Уж они-то знают, кого допустить к лакомым кускам госсобственности, а кому дать от ворот поворот.

Кабмин Украины в мае утвердил список приватизационных объектов. Одним из главных объектов, выставленных на продажу, является харьковский «Турбоатом». Предприятие, которое последние годы активно задействовано в атомных антироссийских проектах на Украине. В целом же половина из 26 объектов, выставленных на продажу, – предприятия топливно-энергетического комплекса страны.

В фонде госимущества (ФГИ) даже подсчитали : приватизация крупных предприятий пополнит государственный бюджет на 21,3 миллиарда гривен. Однако деньги эти – всего лишь разовая помощь для скудного бюджета. Самое же главное в начинающемся приватизационном процессе – это первая реальная возможность перехода под непосредственный контроль кураторов киевского режима тех объектов госсобственности, которые будут работать исключительно в антироссийских энергетических проектах, невзирая на интересы трудовых коллективов и даже перспектив развития самих предприятий.

Как раз на примере харьковского «Турбоатома» можно увидеть, что начинает происходить со стабильно работающим предприятием из-за тесной «дружбы» с американскими хозяевами нынешней Украины.

Однако с приходом нынешней власти, поставившей своей главной задачей максимальный разрыв экономических связей и сворачивание взаимовыгодных российско-украинских проектов в производстве, показатели завода стали ухудшаться. Так, если чистая прибыль «Турбоатома» в 2015 г. составляла $68,6 млн., то в 2016-м она составила $39 млн. А по итогам 2017 г. она едва достигла показателя $27,3 млн.

Зато завод активно задействован в энергетических войнах с Россией. Насколько предприятие имеет значение в этом направлении, говорит хотя бы тот факт, что «Турбоатом» занимает четвертое место по поставке турбин для АЭС среди турбостроительных фирм мира, обеспечивая 10% потребностей мирового рынка в турбинах для атомных электростанций. При этом основным покупателем продукции завода является Российская Федерация и страны ЕАЭС.

Интересно при этом, что главными конкурентами «Турбоатома» являются немецкий Siemens, французский Alstom и канадский Bombardier Inc. Именно эти и им подобные западные компании могут занять нишу харьковского завода, а деятельность самого предприятия после приватизации сосредоточить исключительно на антироссийских проектах, значительно сократив объемы работ и персонал.

Помимо сотрудничества с Westinghouse в рамках антироссийского атомного проекта, завод сейчас активно перенаправляют на внутренний рынок. Дело в том, что в советские времена турбинные заводы делали турбины разной номенклатуры, поэтому даже теоретически не могли быть конкурентами. Сейчас же «Турбоатом» пытается предложить свои технические решения на внутреннем рынке, вытеснив оттуда российских производителей.

Речь идет в первую очередь о Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). На сегодня предприятие изготовило 10 турбин мощностью 225 МВт для модернизации и замены турбоагрегатов 200 МВт производства ЛМЗ на ТЭС Украины. В 2015 году предприятие смогло освоить производство рабочих лопаток пятой ступени длиной 1200 мм из титанового сплава для роторов 5 турбин-миллионников АЭС Украины. Эти лопатки уже работают на Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Хотя раньше туда их поставлял российский ЛМЗ. Также в прошлом году «Турбоатом» смог вытеснить российского производителя при коренной модернизации энергоблоков №6 и №7 Славянской ТЭС.

Задействован «Турбоатом» и в достройке двух энергоблоков (№3 и №4) Хмельницкой АЭС, где предусматривается установка заводской турбины, а генератора – от харьковского «Электротяжмаша». Раньше достройкой этих энергоблоков должен был заниматься «Росатом». Но в 2015 г. Рада денонсировала соглашение с РФ о достройке Хмельницкой АЭС. Теперь же в парламенте заявляют , что единственным вариантом, обеспечивающим достройку в наиболее короткие сроки этих энергоблоков, является применение реакторной установки (РУ) ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор) производства компании Skoda JS (Чехия).

Помимо «Турбоатома» в антироссийском атомном проекте активно задействован харьковский ННЦ «ХФТИ» (всемирно-известный в советские времена харьковский «физтех») и вышеупомянутый «Электротяжмаш», который также в этом году должен пойти с молотка.

Харьковские ученые непосредственно задействованы в проекте по замене российского ядерного топлива на топливо Westinghouse. Здесь ещё в 1999 году был создан Центр проектирования активных зон с целью научного сопровождения внедрения ядерного топлива Westinghouse на украинских АЭС. Также американцы профинансировали проект создания подкритической ядерной установки «Источник нейтронов», направленный как раз на усовершенствование утилизации радиоактивных отходов. В феврале эту установку наконец-то презентовали в Харькове. Как заявили тогда в ХФТИ: это стало возможным благодаря партнерству с Аргонской и Окриджской национальными лабораториями США.

С «Электротяжмашем» аналогичная история, как и с «Турбоатомом». Завод сильно связан с Россией, за счет чего государственное предприятие стабильно приносит в казну деньги: в 2016 г. завод заплатил в бюджет государства 116 млн. грн. налогов и отчислений, а в 2017-м – 125 млн. грн. Продукцией «Электротяжмаша» укомплектовано 73% мощностей ТЭС Украины. Но завод, помимо РФ и стран СНГ, начал активно работать на азиатском направлении, из-за чего потенциально может стать конкурентом американским фирмам. Так, по словам и. о. директора завода Д. Костюка, на азиатских рынках очень плотно работают компании США. Можно быть уверенным: большая приватизация под присмотром иностранных советников решит для янки эту проблему!

Кстати, в 2015 г. директор «Электротяжмаша» В. Глушаков был уволен с поста, как только стало известно, что завод благодаря налаженным обходным схемам продолжил активно работать с Россией. Увольнения добился тогдашний министр экономразвития по квоте американцев А. Абромавичюс. Однако обходная схема продолжает работать и сейчас. В условиях выживания харьковчане отказываются закрывать предприятие в угоду американским интересам.

Как выяснилось , завод через британские офшорные компании Industrial Field Limited и Pitfield Traders Ltd с 1 сентября 2015 по 31 января 2017 года поставил в Россию продукции более чем на 1,55 млрд. грн., или более 75% от всего своего объема. При этом только за 2017 г. «Электротяжмаш» отгрузил таким способом товаров на сумму почти $37,5 млн. (около 1 млрд. грн.), что составило почти 90% всех экспортных операций госпредприятия.

Чтобы разрушить такие схемы, заокеанские кураторы и требуют проведения «честной и прозрачной» приватизации, результатом которой будет сокращение производства, рост безработицы и нищеты.

Характерно, что продадут эти остатки советской промышленности за цену, далеко разнящуюся с реальной себестоимостью. Тот же «Турбоатом» в ФГИ со старта оценивают в $ 277,3 млн., а «Электротяжмаш» почти в два раза меньше. Насколько эти цифры справедливы, говорит такой факт. В 2012 г. российские «Силовые машины» купили 5% акций «Турбоатома» за $20 млн. То есть завод тогда оценили в $400 млн. Сейчас благодаря «прозрачной» приватизации он стоит на порядок ниже!

В редакцию поступило письмо от Владимира Самойловича Немирова - сейчас пенсионера, а до 2001 г. инженера-конструктора харьковского завода «Турбоатом». В свои 89 лет кандидат технических наук и изобретатель остался неравнодушен к заводу, где прошла вся его профессиональная жизнь. И, думаем, дело здесь не в ностальгии по великим стройкам социализма. Разрушив такое предприятие, Украина утратит уникальный производственный комплекс, а значит - потеряет очередные баллы конкурентоспособности на глобальном рынке разделения труда.

Харьковский турбогенераторный завод (ХТГЗ) был принят в эксплуатацию 82 года назад - 21 января 1934 г. Проект предприятия, предназначенного для выпуска паровых, газовых и гидравлических турбин, а также электрических генераторов, разработали инженеры компании «Дженерал Электрик» (США), одной из крупнейших в мире турбостроительных фирм. У нее же были приобретены конструкторская документация и технология производства турбин.

В июне 1949 г., когда после окончания Харьковского механико-машиностроительного института я пришел на завод, основной его продукцией были турбины для военных кораблей - эсминцев и крейсеров. Турбины эти изготавливались по чертежам итальянской фирмы Ансальдо. Для электростанций предприятие выпускало только турбины мощностью 50 тыс. кВт.

В 1950-х г. завод стал получать заказы на производство более совершенных машин - и наши конструкторы справились с задачей. Для энергетики в Харькове выпускали турбины мощностью 100 тыс. кВт, для флота - мощные корабельные турбины нового типа. Их устанавливали на тяжелых крейсерах.

В середине 1950-х стратегия строительства советского флота изменилась. Тяжелые надводные корабли уступили место подводным лодкам - сначала дизельными, потом с атомными реакторами. Корабельные турбины сняли с производства. ХТГЗ перешел на выпуск турбин для электростанций, а в 1954-м производство генераторов было передано заводу «Электротяжмаш», в связи с чем Харьковский турбогенераторный завод стал называться Харьковским турбинным.

В 1960-х предприятие освоило выпуск турбин для атомных электростанций - сначала небольшой мощности - 70 МгВт, такие машины были установлены на первом и втором блоках Ново-Воронежской АЭС. Каждый блок состоял из трех турбин, питавшихся паром от одного реактора. Эту продукцию завод, теперь уже «Турбоатом», поставлял и в ГДР. Чтобы передать немцам технику и знания, туда ездили наши наладчики и монтажники.

Для АЭС предприятие производило реакторы двух типов - РБМК (реактор большой мощности канальный) и ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Главное их отличие для нас, турбинистов, состояло в том, что пар после РБМК был радиоактивным, поэтому время работы в машинном зале было строго ограничено. Счетчик радиоактивности имелся у каждого работника. После смены все принимали душ и проходили проверку на стационарных дозиметрах - частенько приходилось снова идти под душ.

Параллельно с атомной энергетикой развивалась тепловая. Для ТЭС наш завод выпускал турбины мощностью 150, 300 и 500 МгВт, а также максимально экономичные парогазовые установки мощностью 150 МгВт.



В 70-е гг. поступил заказ на турбину мощностью 1 млн. кВт. Замечу, что до сего дня только шесть стран в мире имеют возможность выпускать турбины такой мощности, в том числе Украина и Россия. Огромные и тяжеловесные детали миллионников требовали специального оборудования. «Турбоатом» не подвел: в содружестве с московским институтом ЦНИИТМАШ был создан уникальный стенд для сварки роторов весом до 200 т. В Харьков для сварки привозили роторы из Франции и России.

Выпуск миллионников и гидротурбин большой мощности для удаленных электростанций привел к необходимости разработать специальные транспортные самолеты типа «Руслан» и «Мрия», что оказалось вполне достижимым в условиях единого планового экономического хозяйства всей страны.

Стоит сказать и об уникальной лаборатории, созданной на нашем заводе. На ее стендах проводились натурные испытания моделей рабочих колес и лопастей всех гидротурбин. Здесь отрабатывались оптимальные формы, размеры, чистота обработки основных деталей, в результате наши агрегаты завоевали репутацию экономичных и надежных. Если на карте мира отметить флажками все точки, где стоят наши турбины - паровые, гидравлические, газовые, свободных участков останется мало.

Чернобыльская катастрофа внесла в развитие атомной энергетики существенные коррективы. После апреля 1986-го реакторы типа РБМК на АЭС уже не устанавливали. Однако атомная энергетика не прекратила развития - альтернативы ей пока не существует: добыча газа, нефти и угля с каждым годом становится затратнее, сопровождается все большим количеством человеческих жертв и экологических нарушений.

В конце 80-х «Турбоатом» приступил к разработке турбины еще большей мощности для АЭС с реактором типа ВВЭР - 1200 мгВт, но после распада СССР проект пришлось свернуть.

Очень важный и интересный заказ завод получил в середине 1990-х от Ирана: там строилась первая для этой страны АЭС - «Бушер». Для нее требовалась турбина мощностью 1 млн. кВт. Строить эту станцию - еще в 70-х - начинала известная немецкая фирма «Сименс». Ее специалисты подготовили площадку, подвели инфраструктуру, даже поставили фундамент для турбины. Чтобы было понятно, насколько это серьезное сооружение, скажу только, что верхняя плита, на которой должна стоять турбина, представляет собой железобетонный монолит весом 2 тыс. т на упругом основании, как того требовали строгие правила сейсмической безопасности.

В 1980-м, когда Иран стал главным врагом США на Ближнем Востоке, немцы прекратили работу. Основания для такого решения вполне понятны: любой атомный реактор можно приспособить для получения обогащенного урана или плутония, пригодного для изготовления атомной бомбы.

Через 15 лет, в 1995-м, Иран обратился к России с просьбой изготовить реактор, а Украину попросили создать для него турбину мощностью в 1 млн. кВт и поставить ее на фундамент фирмы «Сименс». Наша страна к тому времени уже изготовила и эксплуатировала несколько таких машин, а Россия опыта не имела.

Для украинской промышленности, которая стала терять российские заказы, это был чрезвычайно выгодный проект. Он позволял загрузить добрый десяток наших заводов на несколько лет, к тому же открывал перспективу последующей долголетней поставки запчастей для иранской АЭС, ее технического обслуживания и ремонта. Кроме турбины и генератора, которые должны были изготовить «Турбоатом» и «Электротяжмаш», проект предусматривал производство мощных трансформаторов в Запорожье, специальных насосов в Сумах, толстостенных труб для паропроводов, крупных отливок и поковок, которые должны были поставлять Новокраматорский завод и другие металлургические производства страны.

Для меня эта работа была интересна не только новыми решениями и нестандартными подходами, но еще и потому, что предполагала внедрение моих изобретений, позволяющих повысить экономичность турбоустановки.

Когда работы подошли к концу, в производство вмешалась высокая политика. В Киев прибыла Мадлен Олбрайт. Не знаю, что именно пообещали американцы Украине вместо этого иранского заказа, чем пригрозили, скорее всего, было и то и другое, но от строительства турбины для АЭС «Бушер» нашему заводу приказано было отказаться. Заказы потеряли и все наши заводы-смежники.

От этого удара «Турбоатом» так и не оправился. Были, конечно, разовые заказы на турбины средней мощности для Китая и Индии, но потом не стало и этого.

Строительство АЭС «Бушер» продолжилось без украинских заводов - Россия справилась с задачей, заработав немалые деньги. Первый блок станции мощностью 1 млн. кВт был введен в эксплуатацию в сентябре 2012 г.

А на «Турбоатоме» начались сокращения производства и персонала: конструкторский отдел газовых турбин был упразднен, предприятие потеряло возможность производить газовые турбины и парогазовые установки. Не было заказов и на паровые турбины. Опытные инженеры стали уходить - кто из жизни, кто на пенсию. А молодежь зарплата на заводе не привлекает. Они стремятся найти работу в частных компаниях либо за рубежом.

Сегодня завод работает четыре дня в неделю, время от времени сотрудников отправляют в отпуск без содержания, инженерный состав конструкторского бюро паровых турбин сократился примерно в пять раз, многие сложные виды работ выполнять теперь некому. Уникальное и очень дорогое оборудование практически простаивает.

А ведь конструктор паровых турбин - специальность особая. Все свои решения, методики расчета и проектирования он может проверить на практике лишь через пять-шесть лет после разработки проекта, когда турбина будет изготовлена, смонтирована и поработает на электростанции хотя бы два-три года. Конструктором может по праву считаться только инженер, успешно проработавший на заводе не менее 10 лет. Специалист, который участвовал в разработке, производстве и эксплуатации хотя бы двух турбин.

За 52 года работы на Харьковском турбинном заводе мне посчастливилось принять участие в создании 17 новых турбин. За полвека пришлось побывать на многих электростанциях - налаживать, запускать и ремонтировать наши турбины. От Кольского полуострова до Ташкента, от Бреста до Байкала - всюду наши машины прекрасно себя зарекомендовали. И везде нас - турбинистов - принимали как людей, которые приносят тепло и свет в новые поселки и города.

Помню, как в 1975-м приехал в город Шевченко, на западе Казахстана, на самом берегу Каспийского моря (теперь это город Ак-Тау - Белая Гора). Когда заполнял анкету в гостинице, портье - симпатичная молодая казашка - увидев, что в графе «цель приезда» написано «командировка на АЭС», обрадовалась: «Это вы нам новый опреснитель ставить будете!» В городе в то время были проблемы с пресной водой.

Спасать один из крупнейших в мире турбостроительных заводов, единственный в нашей стране, нужно немедленно. В противном случае Украина невосполнимо потеряет собственное турбостроение, высокопрестижное и очень доходное производство, созданное предыдущими поколениями, сохраненное и восстановленное после страшной войны, удержавшееся на плаву в лихие 90-е и погибающее сейчас, в независимом государстве Украина.