Особенности рабовладельческой экономики государств древнего востока. Всероссийский заочный финансово-экономический институт

I. Особенности экономического развития стран Древнего Востока

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то окажется, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками. Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия до "железной революции", о которой было сказано выше. Например, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт – главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока. Особенности этих государств были следующие:

1) рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;

2) земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;

3) государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общины распались при рождении государства. Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления - отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие – что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи – что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.

Строго говоря, там не было классов, т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты - группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.

Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, – писал Ф.Энгельс,– составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

Экономическое развитие этих стран почти остановилось - это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами - интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Пензенский филиал)

Кафедра «Информатика, математика

И общегуманитарные науки»

Направление Экономика

ЭССЕ

По дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Тема Особенности и характерные черты экономики и общества Древнего Востока.

Студент: Власова Анастасия Олеговна

Курс: 1 № группы: 1БЭ

Преподаватель: Кандидат исторических наук,

доцент кафедры "Информатика, математика и
общегуманитарные науки", Воейков Евгений
Владимирович

Пенза – 2015

1. Понятие «Древний Восток». Особенности социально-экономического развития государств Древнего Востока

2. Экономическое развитие Древнего Египта

3. Экономическое развитие Междуречья

4. Экономика Древнего Китая

5. Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии

Введение

История древнего Востока - это история древнейших цивилизаций, достижения и бедствия которой так или иначе определяют все дальнейшее развитие человечества. История древневосточных государств позволяет нам изучить важнейший этап в истории - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились в основном пленные, которых обращали в рабство. Рост производства вызвал потребность в обмене продуктами. Возникает торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля способствавали имущественному расслоению. Появляется первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Возникают первые государства, в которых вся власть принадлежит царю, то есть эти государства принимают форму деспотии.

Формально вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была главной темой многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономических отношений.

Понятие «Древний Восток». Особенности социально-экономического развития государств Древнего Востока.

Зарождение основных очагов древневосточной цивилизации происходило на огромных территориях от Средиземного моря на западе до Тихого океана на востоке около 10–12 тысяч лет назад. В разные времена на разных территориях возникали разные древние государства. В основном, они располагались по берегам полноводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, которые использовались в качестве постоянных транспортных путей, а также создавали условия для развития земледелия. Эти территории расположены в субтропическом климатическом поясе с очень жарким сухим летом и мягкой зимой, на хороших плодородных почвах, что также способствовало хозяйственному развитию древних народов. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями с помощью дамб, плотин и других сооружений, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга.

Поселившимся в этих местах людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и ирригации почвы для земледелия побуждала людей работать сообща. Это способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Благодаря существованию богатого животного мира люди приручили ряд животных и перешли к культурному скотоводству.

Благоприятные возможности для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к быстрому развитию производительных сил, возникновению довольно крупных поселений. В отдельных поселках сосредоточивается большое число людей, здесь уже в III тысячелетии до н.э. появляются внушительные по размеру общественные сооружения, оборонительные стены для защиты от нападений врагов, возникают города.Они становятся центрами управления и религиозного культа, в них концентрируется ремесленное производство, которое обслуживает нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, и, также, работает на соседнюю сельскохозяйственную округу.

Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на Древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей. Появляется новый социальный институт - рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже необходимым на той стадии развития общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Поэтому захваченных во время военных действий пленников не убивали, а лишали всех прав и принуждали к труду, т. е. превращали в рабов. Основной функцией раба становится работа на своего господина - рабовладельца. Рабство усложнило имущественную и иную дифференциацию родового общества: появляются богатые и бедные, знатные и простолюдины; часть общинников разоряется из-за неурожаев, стихийных бедствий, маломощности хозяйства и деградирует до положения рабов.

Количество рабов, пополняемое из самых различных источников, постоянно растет. Появляется также прослойка людей, которые не имеют средств производства, работают в принудительном порядке в государственном или храмовом хозяйстве и получают за это продовольствие. И хотя они формально сохраняют свободу, имеют семью, фактически эти люди - подневольные работники, близкие рабам. Их называют «царские люди».

Так по мере усложнения хозяйства, развития производительных сил постепенно формируются общественные классы, большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В странах Древнего Востока сформировались три основные класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, в классе рабов имелись рабы-чужеземцы, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности; существовало также рабское положение младших членов семьи по отношению к отцу, домохозяину. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.

Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о классовой и социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие рабы, зависимые работники и наиболее обездоленные слои класса свободных мелких производителей, главным образом рядовые члены земледельческих общин. Между различными слоями господствующего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.

Довольно сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным. Вместе с тем нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разделении труда. Сами рабовладельческие отношения не достигли глубины и масштаба. Рабы были в основном государственные, а у частных лиц находились в малых количествах. В отличие от Античного мира в странах Древнего Востока преобладало патриархальное рабство - рабы были практически членами семьи. Также уровень их эксплуатации был намного ниже, чем в Риме и Греции.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин - основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.

Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства,- в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге - всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства обычно платили поземельный налог в пользу государства за право пользования землей, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,- но вместе с тем признавался сверхчеловеком, наместником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота - важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

На Древнем Востоке проживало население, принадлежавшее к различным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы: племена и народности евразийской, или европеоидной, экваториальной, или негро-австралоидной, расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ - современный Судан; Южной Индии), азиатско-американской, или монголоидной, расы (на Дальнем Востоке). Европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежавшие к различным языковым общностям.

В некоторых регионах сложились устойчивые крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала обширную семитскую ветвь, египетскую, или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и др. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.

Египетская, или хамитская, ветвь была представлена населением Древнего Египта, на языках берберо-ливийских говорили многочисленные племена, жившие к западу от долины Нила, на языках кушитских - племена верхнего течения Нила.

Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую, или хетто-лувийскую, и индоиранскую ветви. На языках первой ветви говорили хеттские племена, лидийцы, карийцы и другие мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у индийцев и персов, парфян и бактрийцев, скифов и саков, ариев Древней Индии. К этой же семье относилась часть населения государства Митанни. Некоторые народы Малой Азии говорили на языках фрако-фри-гийсксй группы индоевропейской языковой семьи.

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена хурритов и урартов, а также предшественники хеттов, называемые про-тохеттами из Малой Азии. Население древнейшей Индии относят к дравидийской языковой семье, Древнекитайские племена говорили на языках сино-тибетской, или ти-бето-китайской, языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса, и другие, которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.

Для многочисленных племен, народностей и этнических групп Древнего Востока характерны интенсивные военно-политические торговые и культурные связи, этнические контакты и скрещивания, приводившие к смешению населения и появлению новых, более сложных этнических образований. В создании древневосточной цивилизации принимали активное участие все племена, народности и этнические единицы. Нет никаких оснований выделять, подчеркивать расовое или этническое превосходство, решающую роль каких-либо групп племен, будь то племена Месопотамии, древнеегипетская народность или племена ариев.

В длительной эволюции древневосточного общества нашел свое проявление закон неравномерности исторического развития. Некоторые из древневосточных стран достигли высокого социально-экономического, политического и культурного уровня. Можно отметить высокий уровень цивилизации в Древнем Египте, Месопотамии, Финикии, у хеттов, в Древней Индии, Древнем Китае. Здесь были созданы мощные центры высокоразвитой культуры и социально-экономических отношений, которые оказали влияние на соседние, более отсталые области, стимулировали развитие в них производительных сил, классовых отношений, государственного управления, своей самобытной культуры. В IV-III тысячелетиях до н. э. многие регионы Древнего Востока, такие как Египет, Месопотамия, Индия, развивались сравнительно изолированно, но к середине II тысячелетия до н. э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии до н. э.- система тесно связанных разнообразными отношениями стран, общение между которыми обогащало каждую местную культуру. Сложилось, таким образом, известное единство древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в поступательном развитии региона и всего человечества.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Реферат по экономической истории на тему:

ОБЩЕЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

Выполнил: студентка группы № М 104

Петрова Маргарита

Научный руководитель: Лукашевская Т.Е.

Санкт-Петербург

Глава 1. Месопотамия. 2

Глава 2. Египет. 3

Глава 3. Древний Китай. 4

Глава 4. Общие особенности экономического развития стран Древнего Востока. 5

Глава 1. Месопотамия

Древние государства Месопотамии возникли на нашей планете одними из первых - в IV тыс. до н. э. на берегах двух крупных рек Тигра и Евфрата. Постоянные разливы этих рек и значительная заболоченность местности для успешного земледелия требовали осушения земель, в то время как жаркий климат страны требовал их орошения. В этих условиях населению пришлось создать систему осушительных и оросительных каналов. Их строительство было возможно лишь при объединении усилий многих людей, что стало одной из причин раннего создания Шумерского государства. Без контроля и координации труда многочисленных общин государственной властью было невозможно проводить обширные мелиорационные работы. Помимо земледелия шумеры занимались скотоводством. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, предоставлявшая хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки - рабочим скотом для земледелия.

Земля делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям. Эта земля могла продаваться и покупаться. Другая принадлежала храмам и делилась на три категории: собственно храмовая; земля, раздаваемая храмовому персоналу в ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; земля, сдаваемая в аренду с уплатой доли урожая. Основными производителями были мелкие землевладельцы. Патриархальное рабство, характерное для того времени, не предусматривало жестокую эксплуатацию рабов, рабы могли иметь имущество, вступать в брак со свободными, в целом же в Двуречье значительных размеров рабство не принимало. Внутренней торговли практически не существовало, деньги как средство обмена также не использовались.

В середине III тыс. до н.э. храмовые хозяйства перешли в руки царей, так как с завершением строительства ирригационных систем точные инженерные расчеты жрецов стали практически не нужны. Одна часть царских земель была собственно царской, и она обрабатывалась частично зависимыми работниками, получавшими натуральное довольствие, частично рабами из числа военнопленных. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, третья - административному и храмовому персоналу, знати, воинам.

С образованием в первой половине II тыс. до н.э. Вавилонского царства начал поощрялся общинно-частный сектор; царская земля, мастерские, торговые учреждения раздавались чиновникам и воинам в условное держание за службу, остальным - в виде аренды. Появились деньги, активно развивалась внутренняя и внешняя торговля: вывозили зерно, финики, шерсть, ремесленные изделия, ввозили лес, камень, металлы. Географическое положение Двуречья благоприятствовало развитию торговых связей. с широким кругом стран, торговые пути пролегали как по рекам, так и по суше, караванным путем. Вавилон был центром торговли всего Ближнего Востока. В Вавилоне существовало долговое рабство, не превышавшее трех лет, процветало ростовщичество. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, дававших ссуды. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.

В 539 г. до н.э. Вавилонское царство было завоевано персами.

Глава 2. Египет

Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечивал существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода.

Как и в Месопотамии, в Египте зависимость людей от разливов великой реки и необходимость объединять усилия для возделывания и орошения земель привели к формированию государства с жесткой централизацией власти, во главе которой стояли жрецы, монопольно владевшие знаниями. В дальнейшем в Египте долгое время соперничали две ветви власти: военные вожди и жречество.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ, а государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные урожаи. Также египтяне выращивали скот в стойловых условиях, большое значение имело птицеводство. Экономика страны была всецело аграрной, а способ обработки земли не менялся в течение трех тысяч лет.

Вся земля была разделена между царскими и храмовыми хозяйствами и поместьями знати. В Египте, как и во многих других древних государствах не существовало разницы между царским с государственным имуществом: страна в целом являлась достоянием верховного божества, сыном которого считался фараон. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, присваивали общинные пустоши, раздавали земли сановникам. Хозяйства вельмож обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

В эпоху Нового царства в экономике Египта господствовал государственный сектор. На государственных землях, занимавших большую часть сельскохозяйственных площадей, руководство работами осуществлялось на строжайшей плановой основе. Земледельцы должны были передавать в распоряжение государства весь собранный урожай, но впоследствии из хранилищ им выдавалось до 70% сделанных ими поставок. Оттуда же выдавалось жалование многочисленным чиновникам, придворным, воинам, жрецам. Система складов с натуральными продуктами служила стабилизатором жизнеобеспечения в масштабах страны.

В Египте существовала общая трудовая повинность - каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах: на полях фараона, строительстве оросительных систем, дорог, пирамид и храмов. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль - он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг.

Внутреннеё торговли практически не существовало: понятие «торговец» отсутствовало в египетском языке до середины II тыс. до н.э.. а обмен продуктами и позже редко выходил за рамки мелких городских рынков. Весовая медь в виде колец (дебен) или спиралей (утен) редко участвовала в торговле и служила лишь для оценки товаров, подлежащих обмену.

Глава 3. Древний Китай

Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого на реках Хуанхэ и Янцзы с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.

Успешное ведение сельского хозяйства в этой местности зависело от дождевых осадков. Их неравномерное распределение часто приводило к неурожаям и голоду. Поэтому уже в древние времена китайцы создавали системы искусственного орошения. В то же время населению приходилось постоянно вести работы и по защите земель от наводнений. Естественно, для проведения таких работ людям приходилось объединять свои усилия, что стало причиной раннего создания древнекитайского государства, во главе которого стоял ван.

В древнекитайском государстве ван был не только верховным светским правителем, но и первосвященником, он обожествлялся. Вся земля принадлежала ему. Он раздавал земли с жившими на них общинниками своим военачальникам. В сельской общине земли делились на участки. Сначала членами общины проводились работы на общественном участке, а затем на семейных. Кроме того, общинники платили налоги. Те из них, кто лишался своих наделов, попадали в рабство; рабами также становились пленные.

Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Большое внимание уделялось агротехнике: появилась система смены полей, применялись органические. Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи. Для развития ремесел в Китае создавались государственные мастерские, которыми ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись, что способствовало развитию техники.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда - в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

Вследствие роста объема избыточного продукта появилась меновая торговля, а затем и денежная. Развитие внутренней торговли обусловливалось разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, а также обособлением скотоводческих и земледельческих районов. В каждом городе были рынки, полностью контролируемые государством. Им устанавливались качество и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами.

В качестве денег в сначала использовались привозимые из южных стран раковины моллюска кауры. Затем появились металлические деньги.

Глава 4. Общие особенности экономического развития стран Древнего Востока

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тысяч лет назад в зонах поливного земледелия. Они так называемые «речные цивилизации». Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Ремонт дамб, очистка каналов, полевые работы, связанные с режимом орошения, - все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве.

Древневосточным цивилизациям была свойственна жесткая социальная иерархия или социальная пирамида. Во главе государства находился верховный правитель, наследственный монарх, чаще всего обожествленный; его окружение составляла военная и административная верхушка власти, жрецы. Далее следовало военное сословие, затем земледельцы, ремесленники, торговцы.

Древневосточное государство выполняло несколько основных функций:

Организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);

Взимание податей;

Военную - оборона своей территории или захват чужих территорий;

Подавления сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в древневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

Ведение сельского хозяйства в этих государствах обязательно требовало личной заинтересованности землевладельцев в результатах своего труда. Поэтому само земледелие исключало применение в нем рабского труда. Земледелие было уделом формально лично свободных граждан. Однако их труд и даже быт жестко контролировался со стороны государства. Земледельцы должны были вносить жестко фиксированную часть урожая правителю для общегосударственных нужд.

В ряде восточных государств рабство носило патриархальный характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. Рабский труд в этих государствах использовался ограниченно: при строительстве мелиоративных и ирригационных сооружений, дорог, общественных зданий и сооружений, на рудниках, т.е. на таких работах, где их труд легко организовывался надсмотрщиками. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

То обстоятельство, что основа экономики древневосточных государств (сельское хозяйство, ремесла, промыслы) базировались на труде формально свободных граждан, а также то, рабский труд использовался в относительно ограниченных размерах, обусловило, с одной стороны, относительную устойчивость этих государств (различные военные завоевания этих государств меняли лишь правящие элиты, но не затрагивали экономических основ их существования), их длительное существование (Индий, Китай, Персия и др.), их очень медленную эволюцию.

Для древневосточных государств было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих из них веками ничего не изменялось. Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой восточного общества в целом - стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы. Экономика практически не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения.

Экономические науки–История экономикиTextbooks.Studio
menu

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Первые государства, первые очаги цивилизации сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э.,

Тигра и Евфрата, Ганга, в лесах долинах китайских рек.

Эти государства принято называть государствами Древнего Востока. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется что вся первая половина - это история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла на рубеже этих двух отрезков. В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия, например, семья египетского крестьянина получала в 3 раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей,

Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.

1. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т. е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.

2. Земля на Востоке находилась в государственной или город государственно-общинной собственности.

3. Государство на Востоке имело форму "восточной деспотии", т. е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.

На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий, поэтому община сохранялась.

Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и последние практически перестала быть свободными. В отличие от обычных рабов это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.


2. Экономика Древнего Египт

3. Экономика Месопотамии

4. Экономика Древней Индии

5.Экономика Древнего Китая

Список литературы

1. Экономическая мысль Древнего Востока

История государств Древнего Востока, возникших в IV тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, Египте, Китае даёт возможность изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Как следствие, появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Здесь следует отметить, что перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из древневосточных стран находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но, несмотря на эти различия, можно выделить три общих особенности развития общества Древнего Востока.

Первая особенность заключается в длительном сохранении пережитков первобытнообщинного строя, например, система экономически изолированных друг от друга сельских общин.

Государства на Востоке постепенно приобретали форму «восточной деспотии», т.е. наблюдалось полное бесправие жителей перед лицом государства.

Третья особенность состоит в слабом развитии частной собственности. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

И последняя особенность, которую стоит отметить, находила своё проявление в том, что рабский труд не стал основой хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы и ремесленники являлись основными производителями. Рабский же труд находил применение главным образом в государственном хозяйстве, например, на строительных работах, сооружении плотин, храмов и т.д.

Так же необходимо сказать, что первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала высшему представителю власти, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономики. Итак, в основе исторического процесса на Востоке с древности лежало отчетливо выраженное стремление к консервативной стабильности. Естественно, это оказало огромное воздействие на динамику процесса. Если в античном мире это было движение от низшего к высшему, от отсталого к передовому, т.е. линейная динамика прогресса, то на Древнем Востоке альтернативой ей оказалось цикличное развитие.

2. Экономика Древнего Египта

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.

Древний Египет. Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.

Месопотамия. В отличие от Древнего Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

В Древней Индии крупнейшим памятником общественной мысли является «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.

В Древнем Китае было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки.

В VI-III вв. до н.э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием государственной бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы», в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия»,создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип «уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи о возможности количественного анализа экономических явлений.

Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н.э. в долине реки Нил. Территория, на которой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Северной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного периода.

Земля принадлежала фараону, который жаловал их чиновникам, военачальникам, жрецам. Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъемных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью которых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за развитие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъемом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать большой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.

Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведения скота, который приходилось выращивать в стойловых условиях. Уже в период Древнего царства египтяне стали выводить племенной скот. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей.

Основной отраслью сельского хозяйства было земледелие. Выращивали главным образом ячмень, овощи, лен. Орудия труда в сельском хозяйстве Египта долго оставались примитивными. В основном это были мотыга, плуг, серп с кремневыми резцами, замененный позднее на металлический. Низкий уровень орудий труда объясняется дешевизной рабочей силы.

В Египте рано стала развиваться металлургия. Выплавлялись медь и свинец. Свинец добывался около Ассуана и на берегу Красного моря, медь - на Синайском полуострове и в Восточной пустыне, золото - в Нубии и Восточной пустыне. Высокого уровня достигло ювелирное производство.

Наиболее быстро стали развиваться ремесла в период Нового царства. В эту эпоху при дворцах фараонов, храмах создавались мастерские, в которых иногда работало до 150 человек. Появились новые способы обработки золота: плетение золотых нитей, изготовление золотых цепочек, ковка и т.д. Древнеегипетские ювелирные и культовые изделия из драгоценных металлов украшают крупнейшие музеи мира.

В Египте впервые была разработана технология изготовления материала для письма - папируса. Для этих целей с начала III тыс. до н.э. использовалось травянистое растение папирус, стебли которого разрезались на полоски и накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сдавливались под прессом, а затем высушивались. Как писчий материал папирус использовался на Ближнем Востоке и в Европе даже в Средние века.

Египтяне были искусными строителями. По величине компактно застроенной территории и по массивности ни одно из современных сооружений не превзошло египетской пирамиды. Из материалов, которые были использованы для строительства самой высокой египетской пирамиды, можно построить плотину вдоль Средиземноморского побережья Египта шириной в один и высотой в два метра. Чтобы привезти такое количество материалов по современным железным дорогам Египта, понадобилось бы в четыре раза больше вагонов. Первые пирамиды стали строить еще в XXVII в. до н.э. О знании в те времена астрономии и геометрии свидетельствует тот факт, что все пирамиды имеют одинаковое направление осей, а стороны пирамид сориентированы по странгм света, при этом отклонения от севера не превышают десятой доли градуса. Ежегодно строительные работы выполняли примерно сто тысяч человек, сменяемые через каждые три месяца. Например, пирамида Хеопса сооружалась 20 лет. Длина основания пирамиды 232,4 м, высота 146,7 м. Гробница сложена примерно из 2500 каменных плит, весом каждая 2,5 т. По расчетам Геродота, строительство этой пирамиды обошлось в 1600 талантов серебра (от 40300 до 60100 кг). Во времена Геродота за талант серебра можно было купить 3000 свиней.

Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания, но и создавать избыточный продукт. Раннее выделение из сельского хозяйства ремесел стало основой обмена между сельским и городским населением. Возникла внутренняя торговля. В то же время в стране не хватало металлов. Их приходилось покупать за рубежом либо пополнять ресурсы за счет завоеванных стран. Медь привозили из Аравийской пустыни и с Синайского полуострова, позднее с Кипра. Золото ввозили из Нубии. Лесоматериалы привозились из Ливана и Экваториальной Африки. Из Малой Азии привозили железо, из Месопотамии - бронзу, лазурит, а также лошадей.

Еще в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию, на Синай, в Палестину и Сирию. В этот же период появились весовые металлические деньги в виде слитков. В период Нового царства в Египте уже широко применялась денежно-весовая единица - дебен, равная 91 г, который делился на десять равных частей. Крупные торговые сделки документально оформлялись в особом присутственном месте, при свидетелях, имена которых записывались в документах.

3. Экономика Месопотамии

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н.э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Сохранение сельской общины обусловливалось спецификой природных условий. Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные разливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требовали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений. Их строительство было возможно лишь при соединении усилий многих людей. Все это сохраняло общину, которая из родовой стала сельской.

Климатические условия растениеводства вызывали необходимость создания системы осушительных и оросительных каналов, координации и объединения усилий людей из разных районов. Это уже было не под силу одной общине. Поэтому одной из причин раннего создания государства была необходимость объединения и координации труда многочисленных общин в области ирригации. Государство поддерживало в порядке всю ирригационную сеть, а общины - отдельные ее участки.

Строительство крупных ирригационных систем, храмов, дворцов, ведение дворцового и храмового хозяйства требовали увеличения рабочей силы. Источником ее были либо военнопленные, либо местные жители, попадавшие в кабалу и становившиеся рабами. Рабов покупали и продавали. Надо отметить, что рабство в древневосточных государствах было еще неразвитое, во многом домашнее. Кроме общинного и рабского использовался и наемный труд. Обедневшие общинники нанимались на работу к зажиточным и богатым людям.

Необходимость проведения значительных ирригационных работ привела к усилению роли государства в экономике страны, и установлению формы землевладения. Первые цари захватывали часть общинных земель для себя и для священников. Так создавались дворцовые и храмовые хозяйства. Кроме того, царскими становились земли, захваченные в результате войн. В дальнейшем вся земля в государстве была объявлена принадлежащей царю, который раздавал ее жрецам, чиновникам, военным и придворным. Общины пользовались царской землей и за это несли в пользу царя повинности и платили налоги. Царские земли сдавались также в аренду, оформлявшуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время уплаты. Обычно арендная плата вносилась натурой, частью урожая. Для стимулирования разработки целинной земли арендатору разрешали платить за нее арендную плату на втором году аренды. Новые формы землевладения свидетельствовали о социальном расслоении, о сосредоточении земли в узком кругу землевладельцев.

Недостаток пригодных для хозяйства земель, а также борьба за власть приводили уже в древнейшие времена к конфискации земли, когда цари, чтобы укрепить свою политическую власть и экономическую основу, нередко прибегали к секуляризации храмовых хозяйств забирая их земельные участки для своих нужд или передачи своим чиновникам и военным.

Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки - рабочим скотом для земледелия.

Земледелию способствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали приложения большого труда в земледелии. Это же дало толчок развитию ирригационного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже - плуга. Приемлемый для растениеводства климат, упорный труд жителей давали хорошие урожаи.

Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки для хлеба, но и на производство пива, технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н.э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хаммурапи было установлено, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная, избыточная продукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах - внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже в III тыс. до н.э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов).

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функций, а, следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налога взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н.э. стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра - шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н.э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика.

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоятельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов, многие из которых возникли уже в IV тыс. до н.э. О большой плотности городского заселения свидетельствует близкое расстояние между городами. Например, крупные города Ларса и Урук находились в 24 км друг от друга. В 3000 г. до н.э. население Урука составляло примерно 50 тыс. человек.

Города стали административными, хозяйственными и культурными центрами. Градостроение послужило основой для развития строительной техники. С древнейших времен для строительства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжигаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н.э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты). Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Он имел высоту примерно 60 м, восемь ярусов спиралью поднимались вверх. На вершине зиккурата был храм, отделанный золотом. Видимо, этот зиккурат стал основой библейской легенды о Вавилонской башне.

Обслуживание отраслей хозяйства требовало развития транспорта и транспортной сети. Для этих целей использовались естественные водные магистрали рек Тигра, Евфрата, многочисленные водные каналы. На суше прокладывались дороги, по которым с древнейших времен перевозились товары на колесных повозках, запряженных мулами. Первое изображение колесного транспорта, относящееся к IV тыс до н.э., найдено на территории бывшего Шумера.

Месопотамия дала миру не только первые образцы гражданской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в 3000 г. до н.э. здесь появились боевые колесницы. В I тыс. до н.э. были созданы осадные механизмы - тараны. В III тыс. появились защитные доспехи, сделанные из кожи. Металлические шлемы стали использовать около 2500 г. до н.э. Около 1000 г. до н.э. здесь появились первые чешуйчатые Панцири-кольчуги, сделанные из железных колец.

Таким образом, уже в древнейшие времена экономика многих стран несла на себе груз производства вооружения, вынуждая эти страны искать внутри или за рубежом сырье, увеличивать его добычу или покупку, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы.

4. Экономика Древней Индии

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, оказавшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

С древнейших времен полуостров Индостан был заселен человеком - племенами экономики дравидов. Ареал их обитания с севера был ограничен Гималаями, с запада и востока - водами океана. Такая отгороженность от внешнего мира выразилась в самобытности населения и его культуры. Для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Жаркий климат и недостаток осадков требовали орошаемого земледелия, что в свою очередь вынуждало людей объединяться для проведения ирригационных работ.

Уже в III тыс. до н.э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей.

Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найденные гири, большие складские помещения. Жители имели свою иероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.

Основным занятием населения было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н.э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н.э. - сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.

Высокого уровня достигли ремесла. В керамическом производстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи обжигались в специальных печах. Добывались медь, олово, свинец, золото и серебро.

В середине II тыс. до н.э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и культурный уровень ариев был ниже завоеванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство.

Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами.

Земля находилась во владении общин. По мере имущественного расслоения в общинах появилось право частного владения землей.

Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством общины или руководившие военными действиями.

Главным занятием населения было сельское хозяйство. Сохранились сельские общины. Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудовые повинности - один день в месяц (постройка дорог, каналов, другие строительные работы) и платили натуральные налоги.

Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царем земли брахманам, чиновникам, военным. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Дальнейшее развитие получило хлопководство.

С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в особые группы. Как правило, ремесленники одного из видов ремесел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.

Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хлопок, как сырье и готовые ткани, был предметом индийского экспорта в соседние страны. Развивались металлообработка и деревообработка.

С развитием ремесел стали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоходства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом.

Расцвету экономики Древней Индии в VI - III вв. до н.э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области астрономии» математики, медицины.

Государство, заботясь о развитии науки, организует университеты. Так, э VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета выпускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печатями об окончании этого университета.

5. Экономика Древнего Китая

китай индия торговля экономика

Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация.

Китай - горная страна. Примерно 80% территории - горы и плоскогорья. Природные условия западной и восточной частей страны отличаются друг от друга. Западный Китай - это в основном гористая местность с резко континентальным климатом. Восточный Китай, прорезанный долинами больших рек Хуанхэ и Янцзы, имеет мягкий климат, плодородные аллювиальные почвы и хорошую растительность.

Успешное ведение сельского хозяйства зависело от дождевых осадков. Неравномерное распределение осадков нередко приводило к неурожаям и голоду. Поэтому уже в древние времена китайцы создавали системы искусственного орошения. Но населению приходилось постоянно вести работы и по защите земель от наводнений. Особенность китайских рек - периодические наводнения: лес, который, несут воды этих рек, оседая на дно, поднимает их уровень, что в сочетании с дождливой погодой становится причиной затопления больших пространств. Естественно, для проведения таких работ родам, а затем племенам приходилось объединять свои усилия. Все это стало причиной раннего создания древнекитайского государства.

Как и в других странах древности, в основе экономики Древнего Китая была сельская община. На фоне постоянной борьбы между вольными общинниками и родовой и племенной верхушкой общинные земли захватывались племенными вождями. С образованием государства, появлением вана (царя), его двора, чиновников, военачальников этот процесс ускорился. Часть общинников, лишившихся своих наделов, попадала в рабство, рабами становились пленные, которые трудились на полях и в домах вана и богатых людей.

В древнекитайском государстве ван был не только верховным светским правителем, но и первосвященником. Более того, он был «сыном неба», т. е. обожествлялся. Все, что было на земле, - принадлежало ему. Земли сельских общин также принадлежали вану. В сельской общине земли делились на участки, один из которых обрабатывался сообща членами общины для общественных нужд. Сначала работы проводились на общественном участке, а затем на семейных. Кроме того, общинники платили налоги.

Ван раздавал земли с жившими на них общинниками своим чиновникам, военачальникам. В первую очередь он передавал им земли, захваченные в ходе войн. Главным образом это были земли кочевников, которых китайцы называли презрительным словом, подобным слову «варвар» у греков. Ван дарил своим людям рабов целыми родами, селениями.

По мере развития древнекитайского государства создавался чиновничий аппарат. Во главе этого аппарата был помощник вана. Ему подчинялись три чиновника, руководивших тремя главными ведомствами. Первое ведомство осуществляло надзор за хозяйственной жизнью страны, т. е. за сельскохозяйственными работами, торговлей, ценами на рынках и т. д. Второе - руководило войском. Третье - ведало всем земельным фондом и ирригационной системой страны. Позднее появились другие ведомства, руководившие судами, управлявшие царским дворцом и поместьями и, наконец, ведомство, осуществлявшее организацию религиозного культа. В свою очередь, каждое из ведомств имело штаты своих чиновников по всей стране.

Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство. В Западном Китае на плоскогорье развивалось скотоводство. В Восточном Китае в долинах рек главным было земледелие. Выращивались просо, ячмень, пшеница, позже главной культурой, завезенной с юга, стал рис. Орудиями труда были мотыга, затем появился плуг.

Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу. Труд земледельца был окружен ореолом святости. Ежегодно ван как первосвященник весной открывал церемонию начала сельскохозяйственных работ, идя за плугом, проводил первую борозду, осенью он же первым пробовал хлеб из зерна нового урожая. О высоком значении сельского хозяйства свидетельствует тот факт, что в гробницы знатных китайцев помещали не только оружие, но и мотыгу.

Большое внимание уделялось агротехнике. Уже в эпоху Чжоу появляется система смены полей, при которой земельный участок делился на три части. Две части засевались, а третья год отдыхала под паром. Китайцы первыми стали применять органические удобрения и вести борьбу с вредителями сельскохозяйственных растений.

Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи продовольственных и технических культур. Китайцы первыми стали заниматься шелководством. Уже в эпоху государства Шан разводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивали тутовые деревья, листьями которых кормили гусениц. Куколку шелкопряда убивали паром, затем кокон увлажняли солью и сушили, потом его разматывали на деревянную раму, получая шелковую пряжу.

Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный крут. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.

Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.

Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. К X в. до н.э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.

Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.

Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н.э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н.э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.

Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледельческих районов. В качестве денег в эпоху Шан сначала использовались привозимые из южных стран раковины моллюска кауры. Затем появились металлические деньги.

Следует отметить, что в Китае были впервые сделаны попытки по замене металлических денег на казначейские билеты. В эпоху династии Хань в результате постоянных войн с гуннами казна опустела и император У-Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с рисунками. Каждый квадрат был равен 400 тысячам медных монет. Позднее эта идея была возрождена в Китае примерно в 800 г. н.э., когда стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно заметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда - в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

Подобный уровень состояния сельского хозяйства, ремесел и строительства возможен был лишь при очень высоком для своего времени развитии науки и техники.

Уже в середине II тыс. до н.э. в Китае появляется письменность в виде иероглифов-пиктограмм (картинок). Отдельные слова обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозначать понятия.

Потребности повседневной жизни вызвали появление знаний в области математики. В эпоху Шань китайцы уже обладали знаниями в геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника и т. д.

Исторический фон, на котором происходили развитие древнекитайского общества, экономики и культуры, выдающиеся достижения древнекитайских земледельцев, ремесленников, строителей, ученых и изобретателей, был неспокойным - классовые противоречия, народные восстания, экономические кризисы не раз потрясали Древний Китай.

Уже в период государства Чжоу в 842 г. до н.э. восставшие бедняки и рабы взяли штурмом дворец и прогнали царя Ли и чуть не убили его сына. В III в. до н.э. восставшие крестьяне захватили столицу, свергли царя из династии Цинь, а их предводитель Лю-Бан основал новую династию Хань. Первые правители из этой династии снизили налоги и уменьшили трудовые повинности населения страны. Однако дальнейшее усиление классового и экономического угнетения вынуждало людей продавать детей в рабство, чтобы выплатить свои долги. Безземельные крестьяне вынуждены были брать в аренду землю и отдавать арендодателю 50% урожая. Такой высокий уровень арендной платы вел к закрепощению свободных людей. Все это вызывало крестьянские восстания.

Итак, Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлен переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент еще покрывали густые леса и лишь кое-где, отдельными островками, были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура. Все первые значительные государства, все первые организованные общества возникали вдоль больших судоходных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. Этими цивилизациями были шумеры - жители Междуречья, египтяне из долины Нила, жители долины Инда и китайцы. Всех их в первую очередь объединяет то, что они появились практически в один и то же исторический период, представители этих цивилизаций имели как много общих, так и различных черт развития общества. Земледелие - одна из самых важных отраслей хозяйственной деятельности - стало развиваться в древневосточных странах раньше и быстрее, чем в других районах земного шара. Этому способствовал теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы. Быстрое же развитие земледелия позволило поднять другие отрасли хозяйства и производительные силы в целом на такой уровень, который и обусловил деление общества на классы и возникновение первых государств. Страны Древнего Востока явились ранними рабовладельческими государствами. Одной из наиболее отчетливо выраженных особенностей их хозяйственного строя являлось сосуществование элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному способу производства, с элементами хозяйства, присущими классовому рабовладельческому обществу. Пережитки первобытнообщинного строя в странах Древнего Востока были весьма сильны, их экономика была густо оплетена отношениями; характерными для первобытного общества. Однако Древний Восток был тесно связан с античным миром Греции и Рима, в котором рабовладение достигло своего полного развития. Подобно тому, как античное рабовладение есть дальнейшая стадия в развитии примитивного восточного рабовладения, античная культура есть дальнейшее развитие культуры древневосточных народов, которые создали много замечательных культурных ценностей, легших в основу западной греко-римской культуры и средневековых культур Востока.

Список литературы

1. Бартенев С.А. «История экономических учений» - М.: Экономистъ, 2005. - 453 с.

2. Вигасин А.А. «История Древнего Востока» - М.: Высшая школа, 2005. - 462 с.

3. Кузищин В.И. «История Древнего Востока» - М.: Высшая школа, 2002. - 719 с.

4.Поляк Г.П., Маркова А.Н. «История мировой экономики: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2001.-727 с.

5. Меликсетов А.В. «История Китая» - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 751 с.

Подобные документы

    Организация государственной власти в странах Древнего Востока. Особенности развития рабовладельческого общества. Предпосылки раннего экономического подъема. Содержание "Законов Ману". Экономическое развитие Индии в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э.

    реферат , добавлен 08.12.2013

    Характеристика экономической мысли Древнего Востока: Египта и Месопотамии, Индии и Китая. Выдающие представители и направления их исследований, оценка достижений. Экономические идеи в античной Греции и Древнем Риме, их сущность и применение сегодня.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2014

    Систематизация экономических концепций эпохи дорыночной экономики. Идеи мыслителей восточных цивилизаций – Китая, Индии, Ирана. Наука об управлении и богатстве. Управление общественным хозяйством в идеях Конфуция. Общественная мысль Арабского Востока.

    реферат , добавлен 14.06.2011

    Предпоcылки развития экономических отношений на территории древневосточных государств. Система экономической и неэкономической эксплуатации в древневосточных государствах. Особенности экономического развития Египта, Древнего Китая.

    реферат , добавлен 03.10.2004

    Предмет, метод, методология истории экономических учений. Экономическая мысль Древнего Востока, идеи Античного мира. Средневековая экономическая мысль арабского Востока. Меркантилизм: особенности и этапы развития. Экономически взгляды У. Петти.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Экономическая жизнь древневосточных обществ. Развитие частнособственнических начал, меняльного дела и денежных отношений. Экономика Древней Индии. Законы царей Эшнунны и Хаммурапи. Мыслители античного Рима, их влияние на развитие экономической науки.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2016

    Экономические учения Древнего Востока и Индии. Маржинализм как экономическая школа. Экономическое учение Л. Вальраса. Суть концепции экономики предложения. Интерпретация кривой Лаффера как частный случай закона убывающей отдачи факторов производства.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2013

    Предмет, метод и значение курса истории экономических учений. Особенности экономической мысли стран Древнего Востока, Древнего Китая, античного мира и классического феодализма, раннего меркантилизма. Общая характеристика раннего утопического социализма.

    анализ учебного пособия , добавлен 26.01.2009

    Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции. Экономические воззрения Ибн-Хальдуна, Фомы Аквинского. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма. Общая характеристика классической политэкономии.

    шпаргалка , добавлен 23.02.2003

    Специфика экономической структуры Древнего Египта. Высокая степень централизации экономики и государственный характер хозяйства. Монополия фараона на землю, торговлю, сырье и ремесла. Отношения между сословиями. Развитие торговли и военного искусства.