Жск "учительский дом" обратился в правоохранительные и правозащитные органы. Как взять социальную ипотеку молодой семье, как получить выгоду? Преимущества льготной ипотеки

О предоставлении жилья молодым учителям заговорили в 2011 году, с публикацией постановления правительства № 1177 от 29.12.2011 «О порядке предоставления и распределения субсидий на возмещение затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита». На основе этого постановления был разработан государственный социальный проект "Ипотека для молодых учителей". Данный проект рассчитан на любые категории российских учителей и будет действовать до окончания 2014 года. Согласно правилам программы льготной ипотеки педагоги могут получить в ряде банков ипотечный кредит и улучшить свои жилищные условия на льготных условиях.

Преимущества льготной ипотеки

  • Низкая процентная ставка по ипотеке (не выше 8.5%)
  • Маленькая сумма первоначального взноса или возможность оплаты его из регионального бюджета.
  • Возможен длительный срок кредитования

Общие условия участия в программе льготной ипотеки молодых учителей

  • Быть Российским учителем. Также в программе могут участвовать выпускники ВУЗов, которые закончили 4-5 лет обучения и стремятся выбрать путь преподавательской карьеры. Более подробные условия прописаны в региональном законодательстве.
  • Возраст учителя не должен превышать 35 лет

Обратите внимание, помимо льготной ипотеки учителям могут предоставляться займы по иным направлениям кредитования:

Низкие зарплаты не позволяют брать ипотечные кредиты в банке и чтобы изменить эту ситуацию, была разработана программа льготного кредитования молодых преподавателей. Благодаря ей у учителя появилась возможность получить собственное жилье? опираясь на поддержку государства. В каждом регионе РФ форму социальной поддержки учителей устанавливают местные власти.

Льготная ипотека для молодых учителей может иметь несколько форм:

  • Ссуда от государства на оплату части жилья (до 40% от стоимости).
  • Продажа государственного жилья по доступной стоимости.
  • Ссуда на выплату процентной ставки по ипотечному кредиту.

Как принять участие в программе льготного кредитования?

Условия предоставления льготной ипотеки устанавливаются местными властями, как следствие размеры и способы поддержки учителей в регионах различны. В общем случае потенциальному заемщику следует обратиться в администрацию города или района за консультацией и получением подробной информации об условиях льготного кредитования.

Льготная ипотека для молодых учителей должна стать способом привлечения в профессию активных творческих кадров, а также средством решения жилищного вопроса для семей молодых преподавателей.

Если молодого учителя заинтересуют условия льготной ипотеки и его кандидатура подходит для участия в программе, ему предстоит собрать ряд документов и подать заявку на участие. После того, как заявка утверждена и получен сертификат - можно отправляться в банк. Как правило льготные ипотечные кредиты выдают не все банки, а только участвующие в программе.

Реализация программы льготной ипотеки молодым учителям призвана привлекать в профессию молодых специалистов, оказывать заметную поддержку их семьям и способствовать нормализации материально-жилищной ситуации.

Подводные камни

Следует обратить внимание, что путь молодого учителя к кредиту не прост, тут одного желания мало. Изначально соответствующую инициативу должна проявить региональная администрация, на местах должна иметь место утвержденная высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации программа ипотечного кредитования молодых учителей. Региону необходимо заключить с Министерством образования и науки РФ соглашение о софинансировании программы. В то же время сам учитель должен подтвердить право на участие в программе, получить в уполномоченном органе сертификат участника программы.

Но самое главное и как всегда, упирается в деньги. В федеральном бюджете и бюджетах регионов на соответствующий финансовый год должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования для выплат субсидий учителям. А то, что и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов Федерации формируются с большим трудом, стало уже постоянной фразой каждого руководителя администрации. В этих условиях рассчитывать на широкомасштабную раздачу субсидий вряд ли приходится.

Контекст

Члены московского ЖСК "Учительский дом", созданного работниками образования столицы, и строящего жилой дом для учителей по адресу ул. Кравченко, вл.16, обратились в Генеральную прокуратуру, ГУ МВД по Москве и к Уполномоченному по правам человека при Президенте РФ Татьяне Москальковой в связи с беспрецедентным давлением и травлей, организованными против этого объединения московских преподавателей.

ЖСК "Учительский дом" 16 сентября приступил к строительству жилого дома в строгом соответствии с законом, разрешительными документами от властей столицы и с соблюдением всех норм жилищного строительства, сообщили РАПСИ в кооперативе. Однако в тот же день группа лиц, включавшая в себя представителей оппозиционных партий и организаций, муниципальных депутатов от партии "Яблоко" и руководителя ее отделения в Москве Сергея Митрохина, распространила в Интернете и на территории Ломоносовского района призывы к несанкционированному собранию граждан у строительной площадки, рассказали в ЖСК. "Велись онлайн-трансляции в интернет-группах района, размещалось множество постов, что стройку начали бандиты и рейдеры, за спиной которых стоят коррумпированные московские чиновники. Жителей призывали выйти на улицу для протеста и противодействия этим "преступникам". В итоге был осуществлён силовой прорыв на территорию строительной площадки, а представитель "Яблока" Митрохин завёл на неё детей, несмотря на присутствие там строительной техники", - рассказал председатель учительского кооператива Валентина Зотова.

"Попытки объяснить Митрохину, муниципальным депутатам и другим взбудораженным активистам, что дом строит учительский кооператив, что демонтированные на месте стройки детская и спортивная площадки были установлены там вопреки закону, что земля под строительство находится в аренде ЖСК уже давно и оплачивается из карманов работников образования - натыкались на политические лозунги и заявления о том, что учителями просто прикрываются некие коррумпированные чиновники", - сообщил председатель кооператива. "Сейчас ситуация усугубляется открытыми хулиганскими действиями в виде блокировки частными машинами оппозиционных активистов въездов на стройплощадку, призывами к гражданам при необходимости "идти на штурм" и т.д. и т.п.", - сообщила Зотова.

"Фактически, в угоду каким-то политическим интересам ежедневно и беззастенчиво нарушается закон, провоцируется неприязнь и противостояние между москвичами, блокируются работы, которые обходятся членам кооператива, московским учителям в сотни тысяч рублей ежедневно. Между тем, взносы членов ЖСК выплачиваются исключительно из учительских зарплат, личных накоплений и ипотечных кредитов. Кто будет компенсировать потери от такого хулиганства?", - задаются вопросом в учительском кооперативе.

По словам Зотовой, в нашем кооперативе все заинтересованы в том, чтобы детская и спортивная площадки были восстановлены. "Мы готовы и хотим решать этот вопрос совместно с городскими властями, муниципальными депутатами и местными жителями. Тем более, что жители примыкающих к нашему участку домов проголосовали за снос своих старых домов в рамках программы реновации, т.е. место для площадок в районе и есть, и будет", - отмечает Зотова.

"Но очевидно, что никакие наши конструктивные предложения не интересны оппозиционным активистам и людям, разжигающим конфликт между учителями и местными жителями. В этой ситуации ещё более странно выглядят негласные предложения отдельных муниципальных чиновников членам ЖСК организовать публичное противостояние с провокаторами в социальных сетях, якобы, для того, чтобы "уравновесить ситуацию в публичном пространстве". Дескать, иначе мы можем свой участок потерять", - сообщили в ЖСК.

"Нам нечего бояться. Мы добивались справедливости и возможности построить дом исключительно законными методами, нам помогали в этом руководство столицы, представители партии "Единая Россия" и Общероссийский народный фронт, представители СПЧ при Президенте РФ и депутаты Мосгордумы. Было собрано несколько тысяч подписей москвичей в поддержку нашего учительского дома на Кравченко. Невозможно поверить, что группа политиканов, преследуя свои частные корыстные интересы, действуя противозаконными методами, может оказаться сильнее законов, официальных документов и здравого смысла", - заявила Зотова.

Она сообщила, что подготовлены обращения в органы внутренних дел, Генеральную прокуратуру РФ и Следственный комитет России с требованием пресечь незаконные действия различных лиц вокруг ЖСК "Учительский дом" и привлечь их к ответственности. Также, по ее словам, мы обращаемся к Уполномоченному по правам человека при Президенте РФ Татьяне Москальковой и в Совет по правам человека при Президенте РФ с просьбой помочь остановить откровенную травлю учительского кооператива и его членов в сети Интернет и целенаправленное разжигание гражданского противостояния в Ломоносовском районе Москвы. "Рассчитываем на поддержку руководства Москвы и представителей Общероссийского народного фронта. Члены ЖСК "Учительский дом", учителя не станут втягиваться в публичные противостояния с политическими провокаторами и взбудораженными местными жителями. Мы продолжаем верить в силу закона и власти, верим, что нас не оставят и защитят", - сказала председатель учительского кооператива.

История вопроса

В марте 2004 года по распоряжению Правительства Москвы при Управлении образования ЮЗАО столичного департамента образования был организован ЖСК "Учительский дом" для строительства дома по адресу Кравченко, 16. Жителями этой новостройки должны стать только учителя, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий в столице, а также работники образования, занимающие общую жилую площадь не более 18 кв. м на каждого члена семьи .

В 2007 году было получено окончательное разрешение и началась более активная стадия подготовки к строительству. К 2011 году, когда Президент РФ Владимир Путин фактически дал старт федеральной программе "Учительский дом", в Москве все было готово к первой образцовой реализации ее на практике.

Однако, как рассказывают члены ЖСК, местные чиновники проигнорировали президентское указание. В январе 2013 года ЖСК вместо получения ордера на строительство получил отказ и учителя узнали, что срок договора аренды якобы истёк, несмотря на то, что ежеквартально кооперативом оплачивалась арендная плата в столичный департамент имущества. Причина отказа - срок договора формально истек в 2009 году, при том, что в 2011 году, по словам учителей, действие договора было продлено на тех же условиях на неопределенный срок.

О том, что в действительности могло стоять за этим решением чиновников, позволяет судить тот факт, что в то время, пока сотрудники ЖСК безрезультатно подавали ходатайства с просьбами к городским властям оформить землю таким образом, чтобы можно было продолжать подготовку к строительству, вокруг, буквально по соседству, возводились новые дома на продажу по таким же как у них бессрочным договорам аренды. Другими словами, по формальным причинам землю фактически "отжали".

В итоге, два года спустя после того, как должно было начаться строительство, ситуация казалась безнадежной. Без коррупционного элемента попытка построить социальное жилье, не рассчитанное на коммерческую выгоду, зашла в тупик и стала грозить потерей всех сбережений учителей, ведь на арендные платежи, оформление проекта, экспертизу и другие документы к тому времени было потрачено около 60 миллионов рублей учительских денег.

И здесь произошел важный поворот в этой истории. Когда не осталось почти никаких надежд на административное решение вопроса, вторую жизнь проекту дало именно гражданское общество. На защиту учителей встали не только коллеги, родители детей, но и многие другие простые москвичи, пришедшие на 12 пикетов и митингов, организованных в защиту строительства Учительского дома. С 15 августа до 1 сентября 2015 года было собрано более полутора тысяч обращений на имя мэра в рамках акции "Мы "за" учительский дом".

Такая единодушная поддержка общественно значимому проекту позволила прорваться через блокаду, устроенную чиновниками. Первые лица столичных властей узнали о проблеме и повернулись лицом к учителям, оформив новое распоряжение о предоставлении участка без торгов и признав объект масштабно-инвестиционным. Были заново собраны все разрешительные документы, средства на старт строительства, найден не крупный застройщик, для которого этот проект стал не коммерческим, а репутационным.

На сегодняшний день, план строительства Учительского дома (Кравченко, 16) остается единственным проектом такого рода и значимости в Москве. Фактически это пилотный проект, реализующий прямое указание Владимира Путина о решение проблемы жилья для учителей.

Контекст

О жилищных проблемах учителей разговоры идут уже не один десяток лет. Пять лет назад, наконец, появились вполне реалистичные сценарии исправления ситуации. Два существенных предложения сделал Владимир Путин: о повышении учительских зарплат до средней по экономике региона и о создании программы «Учительский дом» по строительству кооперативного жилья. Предполагалось, что в нем смогут участвовать все школьные преподаватели вне зависимости от возраста.

На сегодняшний день очевидно, что первая инициатива реализуется куда более эффективно, чем вторая, вызывающая пока большей частью скептические высказывания учителей. Хотя именно проект «Учительский дом» должен был особенно позитивно сказаться на развитии регионов. Стабильность и социальные гарантии могут помочь привлечь в школы мужчин и квалифицированные кадры. Особенно остро эта проблема стоит для Москвы, стоимость жилья в которой недоступна для абсолютного большинства учителей, из-за чего столица столкнулась даже с оттоком кадров.

«Учителя, которые покупают квартиры по более низким ставкам в Московской области, очень часто остаются в Московской области и работать. То есть мы обеспечиваем кадрами Московскую область, а не столицу, и эту проблему нам необходимо решать», — жаловалась пару лет назад заместитель руководителя Департамента образования Москвы Наталья Шерри.

В то же время реализация именно в Москве проекта «Учительский дом» могла бы послужить толчком для его распространения в других субъектах РФ и образцом согласованного участия в реализации проекта всех ответственных сторон. А ведь для этого вполне могло бы хватить всего лишь довести до логичного завершения начатую уже декаду назад подготовку к строительству «Учительского дома» на Юго-Западе столицы.

Тем не менее, этот проект на протяжении всей истории своего развития сталкивается с самыми удивительными и патологическими трудностями и препонами. Стоит изучить их подробнее, чтобы уяснить, почему же такие благие инициативы, как проект «Учительский дом», зачастую так и не доживают до полноценной реализации.

Строительство без коррупции

Еще в марте 2004 года по распоряжению Правительства Москвы при Управлении образования ЮЗАО Департамента образования города Москвы был организован ЖСК «Учительский дом» для строительства дома по адресу Кравченко, 16. Жителями этой новостройки должны стать учителя, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий в столице, а также работники образования, занимающие общую жилую площадь не более 18 кв. м на каждого члена семьи.

ЖСК провел все необходимые мероприятия по получению технической документации для начала строительства. Однако в первом пакете документов обнаружилась ошибка: под планирующемся физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК) не было земли. Ошибка была оперативно исправлена, а бремя строительства ФОК ЖСК взвалило на свои плечи. После этого в 2007 году было получено следующее разрешение и началась более активная стадия подготовки к строительству.

В итоге, к 2011 году, когда Путин фактически дал старт федеральной программе «Учительский дом», в Москве все было готово к первой образцовой реализации ее на практике.

Однако, как рассказывают члены ЖСК, местные чиновники проигнорировали президентское указание. В январе 2013 года вместо получения ордера на строительства учителя узнали, что договор аренды был расторгнут в одностороннем порядке столичным Департаментом городского имущества. Причина - его срок формально истек в 2009 году. Учителя подтвердили это, отметив, что в 2011 году действие договора было продлено на тех же условиях на неопределенный срок.

Сотрудники ЖСК подали много ходатайств в 2013 году с просьбами к городским властям оформить землю таким образом, чтобы можно было продолжать подготовку к строительству. Эта эпопея длилась два года. Казалось, власти все-таки демонстрируют желание пойти навстречу, учитывая социальную значимость этого дома. На словах пообещали дать разрешение, ссылаясь на ФЗ-161 «О содействии развитию жилищного строительства». А в реальности распоряжением Правительства Москвы № 87 от 17 февраля 2015 года действующий договор аренды был окончательно расторгнут. И это при положительном заключении градостроительной экспертизы.

Руководство ЖСК увидело во всем происходящем игру против них: два года тянули с решением, чтобы учителя не могли построить грамотную защиту своих прав, упустили время, а дальше чиновники просто перекрыли им дорогу ко всему строительству. Самое удивительное и печальное, что учителя вокруг наблюдали многочисленные примеры, как продолжается строительство и возводятся новые дома на продажу по таким же как у них бессрочным договорам аренды. Все это наводило на самые печальные подозрения о правовой нечистоплотности некоторых чиновников.

Через четыре года после того как Путин заявил о необходимости решить жилищную проблему учителей вокруг строительства первого «Учительского дома» в Москве ситуация сложилась безнадежная. Без взяток попытка построить социальное жилье, не рассчитанное на коммерческую выгоду, зашла в тупик и стала грозить потерей всех сбережений доверившихся обещаниям властей учителей. На арендные платежи, оформление проекта, экспертизу и другие документы к тому времени было потрачено около 60 млн. рублей учительских денег. Соответственно, был собран большой объем проектно-разрешительной документации именно на этот адрес. Поэтому даже перспектива получения разрешения на строительство по другому адресу выглядело катастрофой: это означало фактически все начинать заново с аналогичными тратами из зарплат учителей.

Надежда на будущее

Однако, когда не осталось почти никаких надежд на административное решение вопроса, вторую жизнь проекту дало гражданское общество. На защиту учителей встали не только коллеги, родители детей, но и многие другие простые москвичи, пришедшие на 12 пикетов и митингов, организованных в защиту строительства «Учительского дома». Активную поддержку ЖСК оказали практически все федеральные партии, многие общественные организации и публичные фигуры.

Кроме уличных действий активисты провели акцию по сбору обращений в адрес столичного градоначальника Сергея Собянина. С 15 августа до 1 сентября 2015 года каждый неравнодушный гражданин, пожелавший помочь учителям, мог отправить телеграмму-обращение на имя мэра в рамках акции «Мы “за” учительский дом». Всего в адрес столичного градоначальника поступило порядка 500 таких обращений.

Такая единодушная поддержка общественного значимому проекту позволила прорваться через блокаду, устроенную проекту чиновниками, и обратить внимание на проблему первых лиц столичных властей. В результате, 15 октября 2015 года представителей ЖСК «Учительский дом» пригласили на совещание с Департаментами образования и имущества Москвы, его посетил первый заместитель руководителя Департамента городского имущества столицы Александр Прохоров.

Власти повернулись лицом к учителям, оформили новое распоряжение о предоставлении участка без торгов, признали объект масштабно-инвестиционным. Учителя считают, что без личного участия мэра Москвы Сергея Собянина всего этого, скорее всего, так и не произошло бы.

Наконец, 3 марта этого года было вынесено решение о предоставлении участка для строительства «Учительского дома» по тому же адресу — Кравченко, 16. Москомстройинсвест дал понять руководству ЖСК, что заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин лично курирует проект «Учительский дом» и поддерживает его скорейшее строительство.

На сегодняшний день, план строительства «Учительского дома» по адресу Кравченко, 16 остается единственным проектом такого рода и значимости в Москве. Фактически это пилотный проект, реализующий прямое указание Владимира Путина. Но даже несмотря на такой особый статус и поддержку первых лиц в городских властях представители ЖСК вынуждены признать, что продолжают сталкиваться с препятствиями со стороны рядовых чиновников. Почти каждый подаваемый документ стоит в очереди, отлеживается, выдается на руки в последние дни предусмотренного законом срока — из-за чего не остается возможности оперативно исправить обнаруженные в выданных документах ошибки.

Даже особый контроль со стороны Москомстройинвеста, к сожалению, пока не спасает от технических заминок. «Хотелось бы, чтобы на этом этапе, учитывая 12 лет работы над проектом, власти уделили повышенное внимание к прохождению документов, чтобы были исключены формальные задержки», — высказывают надежду руководство ЖСК и учителя. — «Мы рассчитываем, что хоть прежние ошибки будут исключены, что сроки не будут затягивались сверх необходимости, тем более учитывая то значение, которое было уделено этому проекту поддержкой Собянина и Хуснуллина. Мы просим только о достойном внимании».

Как жителей натравливают друг на друга в интересах спекулянтов

После разрешения всех недоразумений с властями и усмирения рядовых чиновников, пытавшихся забрать землю для передачи ее, вероятно, под коммерческие проекты, неожиданно в последний момент возникла новая проблема. И снова она оказалась связана с недопониманием сути проекта. После получения разрешения на строительство «Учительского дома», жители, которые проживают рядом с будущей новостройкой, неожиданно проявили недовольство.

Их протесты в основном основывались на том, что сейчас по этому адресу располагается спортплощадка, поэтому жители обещали всячески отстаивать ее и протестовать против строительства дома для учителей. И это при том, что Хуснуллиным уже подписано распоряжение о переносе этой спортплощадки всего на 400 метров — на специально расчищенное под нее место. Вместо снесенных пятиэтажек теперь будет стоять обновленная по всем современным требованиям коробка для игр в футбол и хоккей.

Впрочем, вполне вероятно, что жители попросту стали жертвой обмана и манипуляции со стороны кандидатов в депутаты Госдумы. На эту мысль наводит тот факт, что сразу после того, как 18 сентября состоялись выборы, протесты в отношении проекта «Учительского дома» резко поутихли.

Скорее всего, безответственные политики и мошенники попытались сыграть на больной теме местных жителей, давая неуместные и нереализуемые обещания. Дело в том, что еще в начале 2003 года было распоряжение о реконструкции этого квартала. Многие пятиэтажные дома были тогда снесены, и окрестные жители ожидали получения квартир в новых высотках. Однако в 2013 году распоряжение о сносе пятиэтажек было отменено.

Опрошенные нами эксперты полагают, что, вероятно, какие-то не совсем чистые на руку бизнесмены договорились о помощи чиновников, чтобы всеми правдами и неправдами заполучить этот участок. Иначе сложно объяснить такие факты, как, например, информация о том, что градостроительная земельная комиссия вынесла разрешение о передаче участка «Учительскому дому» попала в газету «Ваши соседи» (при этом в сильно искаженном виде) раньше, чем само ЖСК получило документы. Против социального проекта развернута борьба всеми методами рейдерского захвата: черный пиар, разжигание социальных конфликтов в районе, «ошибки» в документах…

Представители ЖСК встречались с жителями, обсуждали с ними причины их недовольства. Но на этих встречах выяснилось только одно: жителей района злонамеренно обманывают. «Мы не верим, что это делается для учителей, сюда приедут жить люди с Рублевки», — говорят жители, тем самым фактически выказывая реальную поддержку социальному проекту «Учительский дом» и готовность к непримиримому сопротивлению строительства на этом участке очередной «элитной» недвижимости на продажу.

В этой связи хочется восхититься гражданской позицией москвичей и правовой грамотностью будущих соседей учителей, которые все же разобрались в проблеме и поддержали строительство «Учительского дома» на интернет-платформе Change.org, где петиция в поддержку возведения социальной новостройки собрала 6742 подписи, а петиция против нее даже после всех накруток — лишь 830 подписей.

Видимо, жители поняли, что особый статус этого проекта, внимание к нему со стороны городских властей и флагманское значение для развития президентской инициативы гарантирует то, что соседями их в этом доме станут только самые достойные, настоящие учителя.

Хочется надеяться, что это же, наконец, поймут и те люди, которые по-прежнему пытаются найти выходы на коррумпированных чиновников, обманывают жителей и запугивают сотрудников ЖСК телефонными угрозами. Перед началом строительства этого важнейшего для сферы образования дома остается, по-видимому, только одна интрига: станет ли полиция разбираться с теми, кто все эти годы пытался лишить учителей квартир и денег, или все это останется в прошлом. Судя по продолжающемуся давлению на ЖСК, кто-то все-таки всерьез намерен убедиться в профессионализме наших правоохранительных и следственных органов.

Российские регионы апробируют свой, альтернативный проект реформы образования

За 16 лет образовательных реформ в результате перехода на так называемое подушевое или нормативное финансирование в России закрылись 12 тысяч сельских школ. Пытаясь предотвратить развал системы образования, местные власти предлагают свои проекты. Один из них - «Учительский дом» - получает все большее развитие в российских регионах.

Для Татьяны Васильевны Макаровой из деревни Лукино Богородского района Нижегородской области школа стала домом. Не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле.

Некогда единое большое кирпичное здание деревенской школы ныне поделено на три части. В одном крыле вольно расположился семейный детский сад со спальной и игровой, столовой и пищеблоком. В нем обретаются десять воспитанников во главе с воспитательницей. Середина – в два этажа - отдана начальной школе со спортивным и компьютерным залами, классной комнатой. В школе шестеро ребятишек: двое первоклашек, один второклассник, и три третьеклассницы. Ну а другое крыло приспособлено под жилье директора-учителя: спальня, два зала, санузел, горячая и холодная вода. Нет, правда, пока ни душа, ни ванны. Все вместе это называется Лукинский «Учительский дом: начальная школа – детский сад». А Татьяна Васильевна его директор и одновременно учительница.

Нижегородская область, к слову сказать, не была первооткрывателем этой новой формы образовательного учреждения. Проект под названием «Учительский дом» родился в прошлом году в Пермском крае, а именно, в деревне Разино Кудымкарского района. Но и он взялся не из воздуха, а стал как бы современным аналогом некогда существовавших в дореволюционной России земских школ, сохранявшихся, кстати, в отдаленных деревнях и в советский период, где педагоги учили деревенских ребятишек прямо у себя на дому, выполняя одновременно роли директора, завуча, завхоза, уборщицы и повара. Разница разве что в том, что нынешние учительские дома оборудованы компьютерами, а иногда и интерактивными досками, подключены к Интернету, занятия там проводятся по новым стандартам. Единственное отличие от обычной школы - учитель-директор волен распоряжаться выделенным для школы бюджетом по своему усмотрению. Он может нанять сторожа, а может и сам выполнять эти обязанности, тем более, что он здесь и днюет, и ночует. Может взять на работу уборщицу, а может сам мыть полы и убирать прилегающую к зданию территорию.

А главное, «Учительский дом» позволял сохранить малокомплектную школу в небольших деревнях, а, по сути, и сами деревни. Этот-то проект, возродившийся в прошлом году в Пермском крае, и заинтересовал ряд регионов, в том числе и Нижегородскую область.

Так что же это такое «Учительский дом»: шаг назад или два шага вперед?

Мне повезло: в поезде моим соседом по купе оказался потомственный педагог Алексей Киселев. Он признался, что отец его, учитель с многолетним стажем, вынужден был уйти из школы, не согласившись с условиями ее реформирования. А именно, когда деньги идут за учеником, и этого ученика уже нельзя терять до самого выпуска, переводя его из класса в класс, даже если он откровенный разгильдяй, ставя ему незаслуженные отметки. При этом теряется стимул для школяра учиться хорошо, а у учителя недостает времени больше внимания уделить одаренным ребятам. К тому же и «душа»-то ребенка в разных регионах оценивалась по-разному. Олег Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, приводит такие данные о финансировании в расчёте на одного ученика: Якутия – 62 778 рублей, Московская область – 53 400, Карелия – 35 034, Новосибирская область – 25 125, Омская – 11 129, Амурская – 9 644 рублей. «Но разве виноват ребенок в том, что родился не под Москвой, а в Приморье?» - задается риторическим вопросом депутат.

Алексей же как раз и занимается реформированием. Даже более радикальным, нежели Министерство образования. Он возвращался в Нижний из Москвы, где участвовал в организации школы будущего в Центре новых технологий «Сколково».

Опять какая-нибудь американская калька, слепо перенесенная на нашу почву? – проворчал я.

А что, американцы деловые ребята, быстро реагируют на все изменения. Появилась, допустим, у компьютеров функция исправления ошибок, ну и зачем теперь учить детей грамматике? То же и с правописанием. Зачем выводить галочки-кружочки, когда ребенок с малых лет работает с клавиатурой?

Здравствуйте, я ваша тетя! Это мы уже проходили. Зачем Митрофанушке география, если есть извозчик? Этак мы сделаем человека приложением к компьютеру, калькулятору, айфону. А случись технический сбой - он дурак дураком останется.

А вот у правительства Нижегородской области иная позиция. В региональном Министерстве образования по-прежнему считают правописание важным предметом, необходимым не столько для того, чтобы научить ребенка красиво писать, сколько для моторики, развития головного мозга. А ко всем нововведениям в образовании относятся с достаточной долей критичности.

Здесь собрались люди, которые стараются сдержанно относиться ко всем новшествам, происходящим в образовании, - говорит начальник отдела дошкольного и общего образования, Заслуженный учитель России Виктор Шмелев. – Согласитесь, две системы наиболее консервативны в любом государстве – образование и здравоохранение. Когда начали вводить ЕГЭ и нормативное финансирование, мы не рвались в правофланговые. Ведь эксперимент в образовании – это всегда эксперимент над людьми.

Мы сразу поняли, что нормативное финансирование - это удар, прежде всего, по сельской школе, а у нас в области 56 процентов школ расположены в сельской местности. И приняли решение держаться до последнего, а в этот процесс не ввязываться.

Продержаться удалось всего несколько лет. Когда в 2008 году Москва поставила вопрос круто: или вы с нами, или мы без вас, Министр образования областного правительства Сергей Наумов, некогда работавший директором всесоюзного пионерского лагеря «Артек», на это сказал: «Процесс осуществлять, но поэтапно, иначе произойдет обвальное закрытие сельских школ». В 2009 году помимо тех денег, что давали «души» ребят, каждой школе добавляли из бюджета области дополнительно еще 75 процентов средств, в 2010-м – 50, в прошлом году – 25. Но за это время закупили школьный автотранспорт, оборудованный для перевозки детей и оснастили базовые школы всем необходимым - компьютерами, Интернетом, бесплатными учебниками, оборудовали химические, физические, биологические кабинеты, частично кабинеты русского языка и математики. В 2012 году начнется капитальный ремонт базовых школ. А когда возник проект «Учительский дом», он был воспринят, как реальная возможность сохранить малокомплектные сельские школы. Тогда же родилась и идея создания семейных детских садов.

Начали возведение «Учительского дома» с опроса глав муниципальных образований. Ибо только первое лицо понимает, насколько ему важна та или иная школа, исходя из плана социально-экономического развития района. Половина глав сказали «Учительскому дому» - да. В поданных заявках указали не только количество детей школьного возраста, но и график рождаемости за последние 5-7 лет, перспективу развития данного населенного пункта, наличие профессиональных кадров, а главное, состояние помещения, где будет организован учебный процесс. После проверки представителями санэпидемслужбы и госпожнадзора большая часть заявок отпала. Но и оставшиеся 12 адресов не могли удовлетворить областную комиссию: ну, не соответствовали предложенные условия ХХ1 веку! И не только потому, что не было новых программ, учебников, компьютеров и интерактивных досок.

Важно, чтобы учитель имел потенциал к самообразованию, потому как специфика его работы такова, что далеко не всегда его можно выдернуть из учебного процесса и подключить к институту повышения квалификации.

Проанализировав ситуацию, решили остановиться на двух разных вариантах. Это когда школа находится в частном доме учителя (деревня Овечий овраг Краснооктябрьского района), и когда жилье для учителя оборудуется в школе (деревня Лукино Богородского района). Остальным сказали: «Давайте мы сначала сформируем задачу для себя, а в марте 2012 года вернемся к вашим заявкам, и при вашем желании и возможностях будем расширять этот эксперимент».

Все лето 2011 года в двух районах – Краснооктябрьском и Богородском – отрабатывалась нормативно-законодательная база нового типа образовательных учреждений. Все решения принимались и утверждались на земских собраниях. Важно было еще понять, почем оно будет обходиться бюджету области и районов.

Большая часть бюджетов муниципалитетов по-прежнему тратится именно на образование, - с гордостью констатирует Виктор Шмелев, - за что мы очень благодарны нашим главам районов.

На образование у нас уходит около 46, на здравоохранение – около 20 процентов бюджетных средств, - говорит глава администрации Богородского района Сергей Пушкарев. – За эти годы не закрыто ни одной школы, ни одной больницы, а населенных пунктов стало даже больше за счет строительства дачных поселков.

А не проще ли было закрыть ее (я имею в виду Лукинскую школу, ставшую ныне «Учительским домом»), а средства направить на другие цели? – Задаю я провокационный вопрос.

Да что вы, - удивляется Пушкарев, - ни у кого рука бы не поднялась. Мы, наоборот, ищем пути сохранения таких школ, потому что надеемся, что они будут наполняться в дальнейшем.

За счет чего наполняться?

За счет увеличения рождаемости. К нам много семей приезжает из других областей и даже стран. Мы реально участвуем в программе по переселению соотечественников. Да, деньги считать нужно, но не все деньгами меряется.

…Татьяна Васильевна Макарова еще не совсем разбирается со своим бюджетом, слишком мало времени прошло. Раньше от любой финансовой ошибки подстраховывала объединенная бухгалтерия. Теперь приходится самой всему учиться. Правда, учителя хорошие. И в первую очередь - начальник управления образования района Галина Красненкова.

С семейным-то бюджетом управляюсь. И здесь справлюсь, - убеждена директор.

Семейный бюджет, кстати, нынче заметно вырос. В прошлом году Татьяна Васильевна тоже была директором, но не учительского дома, а начальной школы – муниципального образовательного учреждения.

Получала около 15 тысяч в месяц. Сейчас где-то в пределах 20-ти. Раньше с мужем и сыном жили в одной комнатке общежития. Теперь отдельная квартира. Все коммунальные услуги оплачивает районный бюджет. Перспектива на ближайшие пять лет есть: помимо 10 детсадовских в деревне еще 8 детишек от нуля до двух лет.

Ну а если все же прервется этот «ручеек»? Тогда что – опять в общежитие?

Нет, - вступает в разговор исполняющая обязанности начальника управления образования Богородского района Татьяна Семенова. – Если вдруг завтра реально детей не окажется и здание придется законсервировать, а учреждение ликвидировать, как юридическое лицо, то директору будет выдан сертификат на сумму, которой будет достаточно, чтобы купить жилье в райцентре.

Я спросил у Марины Широковой, молодой мамочки, у которой один ребенок ходит в школу, второй – в сад, что было бы, если б школу закрыли, и малышей стали возить автобусом за несколько километров в другое село?

Не знаю. Наверное, мы бы уехали. Сняли квартиру в Богородске или Нижнем Новгороде, но детей от себя не отпустили. Да и многие также сделали бы.

Вот и думайте теперь, откуда Россия «прирастать будет»…


Специально для Столетия

Многие знают, что в банковской системе предоставления ипотечных кредитов существуют ограничения для определенных граждан, которым неохотно предоставляются кредиты, так как они входят в так называемую «группу риска». К сожалению, в эту группу включены и учителя, чья средняя заработная плата оставляет желать лучшего. Поэтому для семей российских учителей единственным шансом на улучшение жилищных условий становятся социальные , о которых в последнее время так много пишут в прессе. Согласно правилам этих программ, разработанных правительством РФ, преподаватели могут получать в банках ипотечный кредит на приобретение жилья на особых (льготных) условиях , с привлекательными процентными годовыми ставками и с минимальным первоначальным взносом или вовсе без него.

Ипотека для учителей: на что могут рассчитывать молодые педагоги?

Государственный социальный проект «Ипотека для молодых учителей», вступивший в законную силу в 2011 году, рассчитан на все категории российских учителей - от школьных педагогов до преподавателей в вузах. Единственным условием является возраст - учитель, обратившийся за предоставлением ипотечного кредита в , не должен быть старше 35 лет . В эту же программу включены аспиранты, а также выпускники вузов, которые закончили четыре или пять лет обучения в вузе и делают лишь первые шаги на тернистом пути преподавательской карьеры. Данная ипотечная программа - единственная в стране, с таким минимумом ограничений, полностью независимая от размеров среднемесячного дохода учителей.

Молодой преподаватель, имеющий возможность оплатить десять процентов первоначального взноса от стоимости покупаемого жилья, может рассчитывать на получение в банке, поддерживающем реализацию данной социальной программы. При этом ему назначается минимальная по погашению кредита, которая не должна превышать 8,5%.

Региональные власти на местах в свою очередь также заинтересованы в обеспечении жильем молодых специалистов-учителей, поэтому находят средства в своих городских бюджетах, чтобы ощутимо помочь реализовать данную жилищную программу. В частности, сейчас во многих областных центрах открываются фонды помощи учителям . Каждый педагог может обратиться за выдачей субсидий в местные органы, если они заявили о поддержке данной государственной жилищной программы.

Одним из главных преимуществ новой социальной программы на государственном уровне наряду с решением жилищной проблемы для этой категории нуждающихся российских граждан является повышение статуса и престижности профессии преподавателя. Такая программа укрепит веру в значимость образования и поможет сохранить высокопрофессиональные кадры. Не секрет, что огромное количество учителей, устав ждать от государства достойной зарплаты и социальных льгот, как это принято во всех цивилизованных странах мира, уходят из своей профессии в поисках более прибыльной работы. Новая социальная программа по предоставлению льготных жилищных кредитов, возможно, станет тем первым шагом, который начнет возрождение престижности профессии учителя в России.

В рамках программы «Ипотека для молодых учителей» во многих регионах России начали возводиться целые жилые комплексы, специально предназначенные для преподавателей и работников других сфер социальных профессий. В первостепенную задачу региональных властей входит оповещение об условиях участия учителей в данной государственной жилищной программе и всех льготах и субсидиях, которые будут предназначаться для преподавателей.

Ипотека для учителей: социальная региональная программа «Дом для учителя»

В рамках этой программы намечено строительство новых школ по проектам, в которых предусматриваются жилые комплексы для учителей. Такая программа решит сразу две проблемы в некоторых регионах страны, где крайне не хватает школ, а учителя не желают ехать преподавать в отдаленные районы, где им не предоставляют жилья. Например, строительство школ с жилыми помещениями для педагогов уже началось в Нижегородской области и в Пермском крае.

Правительство Коми по-своему решает вопрос предоставления жилья преподавателям. Здесь успешно ведется возведение так называемых «учительских домов» по проектам малоэтажного строительства. Теперь молодые специалисты, закончившие педагогические вузы, охотнее поедут работать в село или небольшой провинциальный город, если их семьям будет предоставлено благоустроенное жилье, которое в случае увольнения будет переходить в пользование другому учителю.

Ипотека для учителей: государственная социальная программа «Учительский дом»

Владимир Путин выступил с инициативой создания социальной программы «Учительский дом», в рамках которой будут решаться вопросы создания кооперативного строительства жилья для российских педагогов. Понятно, что и в этом случае собрать деньги на первый взнос будет непросто, но премьер РФ дал понять, что средняя заработная плата учителей к 2013 году должна возрасти до уровня средней по экономическим потребностям. Плюс ко всему в рамках этой жилищной программы будут предоставляться федеральные земельные участки под строительство жилых комплексов на бесплатной основе. Этот шаг существенно удешевит стоимость строящегося жилья, учителя смогут платить по ипотеке на 30-35% меньше. Кроме того, участвуя в программе «Учительский дом», педагоги смогут рассчитывать на первоначальный взнос по ипотеке в размере не более 10% от общей стоимости жилья.

Вторым инициативным планом государства в качестве оказания помощи в получении жилья учителям является взятое обязательство о бесплатных работах (за счет государства) по подведению коммуникационных и инженерных систем к строящимся кооперативным домам для учителей.

В поддержку данной социальной программы в некоторых регионах России власти на местах уже откликнулись всячески помогать ее быстрой реализации. Региональные власти обещают помогать ссудами учителям-очередникам, которые на данный момент времени стоят в очереди на улучшение жилья. Естественно, что, в первую очередь, будет оказана помощь с покупкой жилья многодетным семьям учителей, матерям-одиночкам, которым тяжело собрать деньги на первый взнос в кооперативное строительство.

Новые государственные социальные программы жилищной помощи учителям запускают в стране огромный механизм взаимопомощи. Ведь теперь государство вправе спрашивать и с глав муниципальных властей, а также с общеобразовательных организаций, что они конкретно делают для улучшения условий жизни учителей.