Бюджетное финансирование отраслей материального производства. В соответствии с действующей в Российской Федерации бюджетной классификацией в состав расходов бюджетной системы в сферу материального производства включаются расходы на отрасли материального производства и жилищно-коммунальное хозяйство, и относятся они к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.
Общеизвестно, что финансы организаций – исходное звено всей финансовой системы государства, т. к. именно в сфере материального производства создается ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы государства. Таким образом, бюджетное финансирование развития предприятий сфер материального производства является одним из приоритетных направлений в развитие экономики страны.
На сегодняшний день, финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет:
· ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов;
· привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка;
· собственных средств предприятий.
Таким образом, в федеральном бюджете на 2006г. на развитие сферы материального производства было выделено 339,3 млрд. руб. (около 8% всех расходов).
В последние годы произошли значительные изменения в структуре источников финансирования развития предприятий: возросла доля собственных источников при значительном сокращение ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы организаций основываются прежде всего на принципе самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюджетной системой по принципу «бюджета – нетто»: организации привлекают ассигнования из бюджета при недостаточности собственных и привлеченных источников в финансировании текущих и инвестиционных затрат.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства определяется следующими причинами:
1. постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
2. сокращением участия государства в производственных инвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизаций предприятий;
3. отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному кругу продовольственных и промышленных товаров;
4. жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой как путем исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для её развития, так и благодаря контролю за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
Более того, сокращение объема бюджетного финансирования затрат сферы материального производства, так же связано с переходом к рыночным отношениям. Таким образом, система расходования бюджетных средств и порядок их выделения претерпели существенные изменения. На сегодняшний день бюджетные ассигнования призваны обеспечить решение наиболее крупных и важных государственных задач, таких как:
1. финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукцией и сделать её конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и т. д.;
2. сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличивать на этой основе экспортный потенциал страны;
3. поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для этих проектов;
4. сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
5. создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
Об сокращение бюджетного финансирования свидетельствует и динамика затрат на финансирование сфер материального производства в расходах федерального бюджета (Таблица 5):
Таблица 5. Доля затрат на финансирование сфер материального производства в расходах федерального бюджета.
Из представленных данных следует, что в течение 1990 гг. наблюдалось постоянное снижение доли бюджетных расходов на национальную экономику, определяемое в основном дефицитностью бюджета. С начала 2000 г. ситуация изменилась и осуществляется постепенное увеличение доли и объемов финансирования развития национальной экономики.
Однако в региональных и местных бюджетах данные расходы занимают большой удельный вес, о чем свидетельствует структура расходов на национальную экономику по уровням бюджетной системы. Это обусловлено тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ именно на эти бюджеты возлагается основная доля расходов на данные цели.
Стоит отметить, что отрасли транспорта и связи строят свою деятельность на условиях самоокупаемости, однако в бюджетах разных уровней предусматривается финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь, связанных с выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигнования на финансирование государственной транспортной компании «Россия», на поддержку северных аэропортов и т. п. На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного гидрографического предприятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спасательно-координационной службы, объектов северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.
Как видно из представленных данных, финансирование отдельных отраслей экономики в большей мере финансируется из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. По некоторым направлениям эта доля доходит почти до 100%. Преобладание средств федерального бюджета в финансировании таких расходов, как, например, расходов на сельское хозяйство и рыболовство обусловлено необходимостью реализации общегосударственных программ развития данных отраслей экономики.
Государственная поддержка и регулирование отраслей экономики. Поддержка отраслей экономики государством проявляется так же в форме:
· государственной инвестиционной политики, в частности:
а) Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП);
б) Федеральные целевые программы (ФЦП);
· реализации приоритетных государственных программ – национальных проектов.
Федеральные целевые программы (ФЦП) и Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития в рамках системы бюджетного планирования и призваны способствовать достижению высоких темпов экономического роста, позитивным структурным изменениям в экономике и повышению ее конкурентоспособности, улучшению качества жизни граждан.
Это основные и наиболее значимые формы государственной поддержки отраслей экономики, которые направлены на её стабилизацию и развитие, затрагивающие все составляющие элементы отраслей экономики, в том числе поддержку малого бизнеса и проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в каждой из отраслей.
Финансы предприятий – исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы
Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном – прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюджете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства
За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования Расчетный баланс расходов и доходов – основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования. Он состоит виз двух разделов: 1) «Доходы и поступления», в котором отражаются: - выручка от реализации; - средства, мобилизуемые при капит. строительстве, - средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве, - долгосрочные кредиты и займы, - прочие поступления
2) «Расходы и отчисления», в который включаются: - текущие затраты, - затраты на расширенное воспроизводство, на содержание соц. Сферы, НИР, - погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процента по этим займам, - прочие расходы
В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в гос. секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций. Однако с переходом на рыночные отношения объем бюджетного финансирования предприятий сократился (приватизация предприятий, жесткая экономия средств и направление их на более важные и необходимые цели – оборона, НТП, поддержка АПК, соц. цели)
Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать задачи: 1) расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов, 2) приобретение новых предприятий, 3) диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса
Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, госуд. и муниц. органы, иностр. Государства и междунар. рганизации. Пользователи объектов инвестиционной деятельности могут быть Объекты инвестиционной деят-ти: ценные бумаги, вновь создаваемые фонды, НТП, имущественные права и интеллект. собственность
Государственная поддержка производственной сферы в наст.время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов Безвозвратное инвестирование – для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.
Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
По экономическому признаку расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства.В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы
.
Текущие расходы
связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
Сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
Снизить расходы на содержание государственного аппарата;
Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
Усилить контроль за использованием бюджетных средств;
Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак . Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболее распространенной. Как правило, при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку. Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства.
К этим функциям относятся:
Государственное управление и местное самоуправление;
Национальная оборона;
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Промышленность, энергетика и строительство;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Образование;
Культура, искусство и кинематография и т.д.
Согласно функциональному назначению, система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
Методология планирования расходов бюджета, порядок их финансирования
Основные методы планирования бюджетных расходов:
1.программно-целевой метод бюджетного планирования
2. нормативный метод
Программно-целевой метод - заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач.
Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности, время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод – используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составление смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами.
Такими нормами могут быть:
Денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами и др.);
Нормы индивидуальных выплат (например, ставка з/п, размеры пособий, стипендий и т. д.);
Нормы, в основе которых лежат среднестатистические величины расходов за ряд лет;
Материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Индексный метод – этот метод ложится в основу сметного планирования.
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
Индивидуальными - составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
Общими - составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
На централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
Сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
Расходы бюджета на гос.поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики
В соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения (Промышленность, Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Рыбное хозяйство, Транспорт и связь, Строительство, Торговля и общественное питание, Материально-техническое снабжение и сбыт, Заготовки, Информационно-вычислительное обслуживание, Операции с недвижимым имуществом, Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, Прочие виды деятельности сферы материального производства).
Финансы предприятий – исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.
Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном – прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов.
Источники доходов предприятий материального производства:
1) собственные средства (в основном – прибыль и амортизация);
2)привлеченные средства из банковской сферы, финансового рынка;
3)ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов.
Государственная финансовая поддержка не распространяется на всю совокупность сферы материального производства, что объясняется отсутствием высокой потребности у предприятий в бюджетных средствах, их деятельность полностью коммерциализирована и не имеет социальной направленности. В данном случае примером могут выступать предприятия, занятые в топливно-энергетическом комплексе - добывающая, обрабатывающая промышленность. Однако существуют отрасли, функционирование которых невозможно без государственной финансовой поддержки. К таким отраслям можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, которое в результате ряда причин - высокий уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, государственное регулирование тарифов, низкий уровень производительности труда в данной сфере, неэффективный менеджмент - традиционно является дотационной сферой.
Сельское хозяйство в РФ также можно отнести к сфере, часть затрат которой покрываются с помощью бюджетных расходов, чаще всего в форме субсидирования ставок по кредитам, выдаваемым сельхоз товаропроизводителям.
Формы государственной финансовой поддержки должны отвечать следующим принципам:
· достаточность выделяемых бюджетных средств;
· своевременность и упреждающий характер оказания поддержки; приоритетность в распределении бюджетных ассигнований;
· адресность и доступность госбюджетной поддержки;
· гласность и гибкость;
· учет региональных особенностей;
· прозрачность и контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки
Организационно-экономический механизм государственной поддержки может реализовываться через три основные формы - прямую, косвенную и опосредованную и должен рассматриваться не только как механизм улучшения финансового положения отдельных отраслей или предприятий, но и как стратегический ресурс для экстенсивного развития таких отраслей.
Таким образом, основные формы государственной финансовой поддержки можно представить следующим образом:
1. предоставление субсидий на материально-технические ресурсы; 2. субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий и организаций отраслей материальной сферы;
3. предоставление субсидий на компенсацию части затрат предприятий;
4. субсидии на затраты капитального характера;
5. бюджетные кредиты;
6. осуществление государственных закупок части произведенной предприятиями продукции, работ, услуг;
7.защита экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
8. меры по реструктуризации задолженности предприятий отраслей материальной сферы по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов;
9.пополнению за счет бюджетных средств уставного капитала государственных корпораций и компаний, занятых в сфере материального производства;
10.реализация целевых программ и проектов, направленных на развитие предприятий отраслей материальной сферы.
Порядок планирования расходов бюджетов на поддержку отраслей материальной сферы не имеет фундаментальных отличий от порядка планирования иных расходов бюджетов. Принципиальная разница состоит в конкретных методиках и нормативах расчета тех или иных целевых показателей. Различные тенденции функционирования рассматриваемых отраслей также накладывают свои специфические особенности на процессы планирования бюджетных расходов.
9. Расходы бюджета на соц.сферу: образование, здравоохранение, соц.обеспечение, культуру и искусство.
Образование:
В зависимости от реализуемой образовательной программы выделяются следующие типы образовательных учреждений:
Дошкольные образовательные учреждения;
Общеобразовательные школы;
Учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и послевузовское образование;
Учреждения дополнительного образования для взрослых;
Другие учреждения.
Расходы на финансирование образования распределяются по бюджетам в зависимости от разграничения полномочий между органами власти.
Из федерального бюджета финансируются высшие учебные заведения, начальные и средние профессиональные учебные заведения по списку Правительства РФ.
Из бюджетов субъектов РФ финансируются учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения интернатного типа.
Из местных бюджетов – общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования.
Финансирование расходов общеобразовательных учреждений в основном осуществляется в соответствии с утвержденными в смете лимитами бюджетных обязательств.
Основными показателями деятельности по школам является число учащихся и количество классов. Показатели планируются на 1 января, 1 сентября планируемого года и среднегодовые по группам класса 1-4, 5-9, 10-11.
На 1 января число учащихся планируются по данным на 1 сентября текущего года. На 1 сентября планируемого года показатели определяются из числа учащихся на 1 января+прием-выпуск. При планировании приемными считаются 1,10 классы. Количество классов формируют с учетом предельной наполняемости в 25 человек, по переходящим классам фактически сложившаяся наполняемость.
Среднегодовое число учащихся и классов рассчитывается по формуле: Кср=(К1*8+К2*4)/12
Расходы в области социально-культурной системы:
Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
Расходы на культуру складываются из расходов на содержание учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.
Государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.
Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий). Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов РФ выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.
Здравоохранение:
Здравоохранение - система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Учреждения здравоохранения находятся в подчинении на федеральном уровне – Министерство здравоохранения и соц.развития, на уровне субъектов федерации – Министерство здравоохранения и управление здравоохранения на муниципальном уровне.
Все учреждения здравоохранения объединены в 4 группы:
1.лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) – больничные учреждения, станции скорой помощи;
2. учреждения здравоохранения особого типа – центры мед.профилактики, медэкспертизы;
3. учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения;
4. аптечные учреждения.
В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины.
За счет средств бюджетов всех уровней финансируется также:
Дорогостоящие виды помощи;
Мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;
Научные исследования;
Медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.;
Страхование неработающих граждан.
Основными показателями в стационарных учреждениях является количество коек и койко-дней, а также число должностей. Кср = К1 +/- (Кввод(выб)*М)/12
Количество коек и койко-дни планируются по каждому отделению на начало, конец года и в среднегодовом исчислении. Кср = (К1*М1 + К2*М2 + Кн*Мн) /12
Койко-дни = Среднегод.колич.коек * Среднее число дней функционир.1 койки в году
Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 1445 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы
сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) ...Отключите adBlock!
очень нужно
Финансы предприятий - исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.
Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном - прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования
Расчетный баланс расходов и доходов - основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования. Он состоит виз двух разделов:
1. «Доходы и поступления», в котором отражаются:
выручка от реализации;
средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;
средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве;
долгосрочные кредиты и займы;
прочие поступления.
2. «Расходы и отчисления», в который включаются:
текущие затраты;
затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, НИР;
погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процента по этим займам;
прочие расходы.
В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций. Однако с переходом на рыночные отношения объем бюджетного финансирования предприятий сократился (приватизация предприятий, жесткая экономия средств и направление их на более важные и необходимые цели - оборона, НТП, поддержка АПК, социальные цели).
Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать задачи:
- 1. Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов.
- 2. Приобретение новых предприятий.
- 3. Диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.
Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации.
Объекты инвестиционной деятельности: ценные бумаги, вновь создаваемые фонды, НТП, имущественные права и интеллектуальная собственность.
Государственная поддержка производственной сферы в настоящее время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов
Безвозвратное инвестирование - для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.
Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса (АПК).
АПК - один из важнейших приоритетных направлений перестройки экономики. Он имеет свои особенности:
сезонный характер сельскохозяйственного производства,
длинный цикл производства,
значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель и т.д.
Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельское хозяйство. Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить потребление продуктов на душу населения.
Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.
Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:
- 1. Финансирование проведения земельной реформы.
- 2. Финансовая поддержка развития фермерства / развитие рыночных отношений в АПК.
- 3. Поддержка социальной инфраструктуры села / жилищного строительства, объектов здравоохранения, строительство дорог, дошкольных учреждений.
- 4. Мелиорация земель.
- 5. Улучшение земель, связанное с повышением плодородия.
- 6. Строительство и реконструкция предприятий АПК.
- 7. Поддержка развития местных баз строительной индустрии.
- 8. Финансовая помощь по землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней.
Большая часть федеральных бюджетных ресурсов направляется на поддержание земельных ресурсов.
20.1. Финансы предприятий и бюджет
Финансы предприятий - исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.
Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном - прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюджете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства.
За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюджетной системой по принципу бюджета-нетто.
Расчетный баланс доходов и расходов - основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
В балансе доходов и расходов предприятия отражаются в денежной форме их доходы, расходы и финансовые результаты по основной и другим видам деятельности, внереализационные доходы и расходы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
Баланс доходов и расходов предприятия состоит из двух разделов - «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления».
В разделе «Доходы и поступления» отражаются:
Выручка от реализации;
Средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;
Средства поступающие в порядке долевого участия в строительстве;
Долгосрочные кредиты и займы;
Прочие поступления.
В раздел «Расходы и отчисления» включаются:
Текущие затраты;
Затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, научно-исследовательские работы;
Погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процентов по данным займам;
Прочие расходы.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующей бюджетной классификацией в состав расходов включаются расходы на материальное производство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства связывается со следующими причинами:
1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
2) сокращением участия государства в производственных инвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;
3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;
4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
С переходом на рыночные отношения система расходования бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
Финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди кᴏᴛᴏᴩых авиастроение, производства, обеспечивающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;
Сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличить на ϶ᴛᴏй основе экспортный потенциал страны;
Поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для данных проектов;
Сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
Оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на сохранение плодородия почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства;
Создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем в четыре раза (табл. 20.1)
Таблица 20.1 Доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета.
Показатели |
||||||
Расходы федерального |
||||||
бюджета - всего |
||||||
Промышленность, энергетика и строительство |
||||||
базовые отрасли промышленности |
||||||
Прочие отрасли |
||||||
Строительство, архитектура и градостроительство |
Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением объемов промышленного производства, ростом числа убыточных предприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:
1) изъятие капитала предприятий через рынок государственных и муниципальных облигаций;
2) высокие темпы инфляции издержек, кᴏᴛᴏᴩые привели к обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы бартера;
3) недоступность кредитных ресурсов для многих промышленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений.
Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической стабилизации, кᴏᴛᴏᴩая предусматривает:
Снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;
Снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и оптовых цен на газ и электроэнергию для промышленных потребителей;
Реструктуризацию задолженности предприятий при условии уплаты текущих платежей в бюджет;
Разрешение предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости;
Поддержку российского экспорта.
Реальное преодоление кризисного состояния базовых отраслей экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е. капитальных вложений.
Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований российских ученых-финансистов.
Проблемы развития финансов и взаимоотношений предприятий промышленности с бюджетом исследовались в следующих работах.
Н.С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промышленности (1927);
В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование финансов социалистической промышленности (1940);
П.Н. Жевтяк. Финансы промышленного предприятия (1963);
Д.С. Моляков. Финансирование промышленности (1971);
М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и объединений (1974);
А.А. Тишина. Прибыль в промышленности и пути ее повышения (1975);
Г.В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в условиях НТП (1979);
А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности (1983);
И.А. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью и ассортиментом (1985);
В.Д. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производственных объединений (1987);
Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предприятия в условиях АСУ (1990)
Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах:
Г. Бронштейн. Как организовать финансовую работу колхоза (1935);
М. Несмий, В. Соколов. Организация финансов колхозов (1955);
С.Н. Мотов. Финансирование и кредитование совхозов (1968);
К.Д. Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом (1971);
Е.А. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства (1974);
А. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах (1969);
И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных сельскохозяйственных предприятий (1976);
С. И. Кованов. Анализ формирования и использования прибыли в совхозах (1976);
В.Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии сельского хозяйства (1983);
С.Н. Корюнов, Г. Т. Гойгел и др. Финансирование развития сельского хозяйства (1984);
Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988);
МЛ. Лишанский, И.Б. Маслова. Финансы в сельском хозяйстве (1999)
20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства
Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать следующие задачи:
1) расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
2) приобретение новых предприятий;
3) диверсификацию вследствие оϲʙᴏения новых областей бизнеса.
Субъектами инвестиционной деятельности будут инвесторы,
заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной
деятельности.
Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме долгосрочных вложений (инвестиций) и обеспечивают их целевое использование.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов. В случае, если заказчик не будет инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором.
Стоит сказать - пользователями объектов инвестиционной деятельности могут
быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и
муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для
кᴏᴛᴏᴩых создается объект инвестиционной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации будут:
Вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях экономики;
Ценные бумаги;
Научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
Имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Государственная инвестиционная политика РФ в ходе проведения экономических реформ претерпела существенную корректировку. Так, в 1992 г. исходили в первую очередь из необходимости сокращения средств, выделяемых из бюджета на капитальное строительство при одновременном повышении доли внебюджетных отраслевых инвестиционных фондов, в кᴏᴛᴏᴩых сосредоточиваются средства, поступавшие от предприятий и других источников.
Использование бюджетных средств на капитальное строительство ограничивалось только такими задачами, решение которых было невозможно обеспечить использованием других источников финансирования: создание мощностей по импортозамещению и ресурсосбережению, преодолению стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
На 1993 г. государственная инвестиционная программа была сформирована исходя из необходимости обеспечения приоритетов, определенных Программой углубления экономических реформ и концепцией структурной политики, и предусматривала дальнейшую децентрализацию инвестирования и акционирования в строительном комплексе.
Сегодня капитальные вложения направляются на финансирование целевых программ, реализация кᴏᴛᴏᴩых позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных направлениях развития отраслей хозяйства. При этом трудности в капитальных вложениях в Российской Федерации определяются существенным усилением диспропорций в инвестиционной сфере.
Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением долгосрочных кредитов из-за высокой процентной ставки, предпочтения банков в получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат, в т.ч. из-за высоких рисков вложений, несовершенство правового регулирования хозяйственной деятельности продолжают оставаться основными причинами негативного влияния на инвестиционную активность.
В 1998 г. не произошло существенного улучшения инвестиционного климата, в кᴏᴛᴏᴩом приходится действовать предприятиям. Общий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился по сравнению с предыдущим годом (табл. 20.2)
Таблица 20.2.
Стоит отметить, что основные показатели капитального строительства
(в % к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему периоду предыдущего года)
Показатели |
||||
Инвестиции в основной капитал - всего |
||||
В том числе по объектам |
||||
непроизводственного назначения |
||||
Объем подрядных работ |
Спад общих объемов инвестиций в основной капитал произошел в основном в результате сокращения инвестиций непроизводственного назначения, кᴏᴛᴏᴩое в ϲʙᴏю очередь во многом обусловлено уменьшением объемов инвестиций из бюджетов всех уровней.
Основные причины уменьшения объемов строительства жилья и других объектов социальной сферы - неудовлетворительное финансирование, неплатежи и задолженность за выполненные работы, в т.ч. из федерального бюджета, а также отсутствие долгосрочного финансирования жилья и системы ипотечного кредитования.
Финансирование производственного строительства (см. табл. 20.2) в 1998 г. сохранилось на уровне 1996 г. В третьем и четвертом кварталах даже произошел определенный прирост инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности наблюдалась в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, транспорте и связи, строительстве, торговле и общественном питании. При этом продолжают сокращаться инвестиции в обрабатывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве
Таблица 20.3. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в %к итогу)
Форма собственности |
||||
Предприятия и организации всех форм собственности |
||||
государственная |
||||
муниципальная |
||||
смешанная |
В структуре инвестиций по формам собственности сохранилась тенденция, сложившаяся в последние четыре года. Происходит снижение доли объектов государственной собственности при увеличении доли объектов смешанной российской собственности.
Инвестиционная стратегия государства в настоящее время включает следующие этапы:
1) подавление инфляции и стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и населения;
2) уменьшение бюджетного дефицита, его покрытие преимущественно за счет неинфляционных источников, ориентация внутренних финансовых потоков на инвестиции в производство;
3) полноценная защита прав и интересов инвесторов и акционеров. Для ϶ᴛᴏго требуются не только совершенствование законодательства, но и меры организационного порядка, которые позволяют предприятиям обрести реальных хозяев, а хозяевам организовать эффективное управление предприятиями Будут поддержаны предприятия любой формы собственности, если они снижают издержки, повышают качество, реорганизуют производство и управление, не допускают неплатежей, выпускают конкурентоспособную продукцию;
4) децентрализация инвестиционного процесса через стимулирование частных инвестиций. Выделение «точек роста» будет происходить на уровне отдельных предприятий и проектов;
5) смещение акцента бюджетного финансирования с реализации масштабных программ на поддержание эффективно работающих предприятий. Размещение централизованных капитальных вложений предусматривается проводить исключительно на конкурентной основе после проведения предварительной экспертизы безусловной окупаемости и экономической эффективности каждой инвестиционной программы. Государственная поддержка инвестиционного комплекса будет проводиться путем кредитования на возвратной и платной основе;
6) расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в т.ч. с привлечением зарубежных инвесторов.
Важно заметить, что одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа развития российской экономики будет оживление инвестиционного процесса в стране.
За шесть лет (1990-1995 гг.) объем инвестиций в экономику страны сократился на 86%. Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. она уменьшилась с 32 до 19%. Иными словами, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.
Следовательно, проблема оживления инвестиционной деятельности - задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом. Стоит заметить, что она возникает каждый раз при подготовке очередного бюджета. При этом главная трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитальных вложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов оставили предприятия практически без источников финансирования ϲʙᴏего развития. Высокие ставки банковских процентов сделали недоступными средне- и долгосрочные кредиты.
Вложения в сферу производства из-за большого риска малопривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Инвесторы предпочитают вкладывать ϲʙᴏи средства в гораздо более доходные и надежные финансовые активы.
Основная слабость государственной инвестиционной политики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование данных расходов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что правительство не смогло обеспечить ϲʙᴏевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов. При этом опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из инвестиционного тупика.
Внедрение бюджета развития - один из тех шагов, кᴏᴛᴏᴩый позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.
Считается, что при правильной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. К приоритетным направлениям промышленной политики ᴏᴛʜᴏϲᴙтся нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства, обеспечивающие выпуск машин и оборудования, необходимых для данных отраслей, авиастроение и ряд других.
Таблица 20.4. Бюджет развития Российской Федерации в 1997-2000
(в ценах 1997 г., трлн. руб.)
Источники |
|||
Связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства России |
|||
Инвестиционные кредиты Международного и Европейского банков реконструкции и развития |
|||
Отчисления от средств внутренних заимствований |
|||
Выплаты по выданным ранее из бюджета развития кредитам |
|||
Направление использования |
|||
Производственные капитальные вложения |
|||
Закупка оборудования в счет иностранных кредитов |
|||
Поддержка экспорта |
|||
Санация предприятий |
|||
Выплаты по государственным гарантиям инвестиций |
|||
В структуре прямых инвестиций в основной капитал по источникам финансирования с развитием рыночных отношений происходят определенные изменения.
1) В случае если в 70-е и в первой половине 80-х преобладающими источниками финансирования были бюджетные ассигнования (50- 60%), то в настоящее время они снизились до 20% (табл. 20.5)
2) Происходит и перераспределение в источниках получения средств - увеличивается доля средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ.
3) Увеличивается также доля средств в общем объеме инвестиций из централизованных внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и других источников в основном в результате включения в эту статью заемных и привлеченных средств предприятий.
4) Продолжает оставаться низкой активность коммерческих банков в кредитовании реального сектора экономики. Несмотря на некᴏᴛᴏᴩое увеличение в 1997 г. размеров долгосрочных кредитов, их удельный вес в общем объеме кредитов не изменился и составил всего 3,4%.
5) Практически не могут быть использованы в инвестиционной сфере средства населения, так как процесс развития системы паевых инвестиционных и пенсионных фондов, через кᴏᴛᴏᴩые сбережения населения могли бы трансформироваться в инвестиции, происходит медленно.
Таблица 20.5. Структура прямых инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу)
Прямые инвестиции |
||||
Все источники финансирования |
||||
В том числе: |
||||
Бюджетное финансирование |
||||
Федеральный бюджет |
||||
Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов |
||||
Централизованные внебюджетные фонды и другие источники |
||||
Собственные средства предприятий |
||||
Средства индивидуальных застройщиков |
Учитывая приоритетное финансирование в настоящее время социальных расходов, не имеющих альтернативных источников финансирования, примерно 60-65% средств инвестиционной программы направляется на государственную поддержку социальной сферы и 35-40% - на развитие производственной сферы. Это позволит в социальной сфере:
Снять остроту жилищной проблемы и в первую очередь для бесквартирных кадровых и уволенных в запас военнослужащих;
Улучшить напряженную социально-экономическую ситуацию в радиоактивных загрязненных районах;
Оказывать государственную поддержку фундаментальной науке в части сохранения и развития производственной базы;
Продолжать строительство важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовые переходы.
Государственная поддержка производственной сферы. В настоящее время в большей степени она осуществляется на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов, размещаемых на конкурсной основе. Это позволяет привлечь в инвестиционную сферу дополнительные средства частных инвесторов и существенно расширить практику государственно-коммерческого финансирования.
Важно заметить, что одним из важнейших направлений безвозвратного инвестирования в производственную сферу остаются программы поддержания безопасности АЭС, развития энергетики ряда районов России, развития медицинской промышленности, транспорта, связи, агропромышленного комплекса и др.
К примеру, отрасли транспорта и связи строят ϲʙᴏю деятельность на условиях самоокупаемости. При этом в бюджетах предусматривается финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь связанных с выполнением государственными структурами ϲʙᴏих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигнования на финансирование Государственной транспортной компании «Россия», на поддержку северных аэропортов в Диксоне, Анадыре и т. п.
На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного Гидрографического предприятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спасательно-координационной службы, спутниковой системы «КОСПАС - САРСАТ», объектов социальной сферы северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.
20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса
Важно заметить, что один из важнейших секторов экономики - агропромышленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий - имеет специфические особенности, кᴏᴛᴏᴩые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования. К данным особенностям можно отнести:
Сезонный характер сельскохозяйственного производства;
Основное средство производства - земля, состояние которой постоянно меняется;
Относительно длительный цикл производства, включающий наряду с промышленным естественный цикл,
Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию,
Значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель, реконструкцию действующих мелиоративных систем, улучшение качества земель и т. п., что демонстрируется на себестоимости и цене сельскохозяйственной продукции.
В силу ϶ᴛᴏй специфики развитие АПК будет важнейшим приоритетным направлением перестройки экономики. В ходе преобразований в ϶ᴛᴏм секторе экономики были созданы основы многоукладной экономики. Доля государственного сектора в настоящее время составляет около 12%. Сельскохозяйственным производством занимаются в основном предприятия новых организационных форм - хозяйственные товарищества, акционерные общества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и др.*
* По решению Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 56 в стране осуществляется реорганизация колхозов и совхозов, нацеленная на изменение форм собственности путем предоставления селянам права ϲʙᴏбодного выбора вида предпринимательства с закреплением за ними имущественных паев и земельных долей.
Удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюджета постоянно снижается.
В 1997 г. на развитие отрасли из бюджета было выделено 7,9 трлн. руб., что на 40% меньше плановой суммы 1996 г.
Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. В значительной мере были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе.
За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве. Объем инвестиций на производственное строительство сократился в 25 раз, растет удельный вес убыточных хозяйств, увеличивается дибиторско-кредиторская задолженность.
Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить потребление продуктов питания на душу населения по рекомендуемым рациональным нормам как по общей энергетической ценности, так и по рациону. Сложившееся в настоящее время на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного производства поддерживается импортом продуктов питания.
Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.
Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:
Финансирование проведения земельной реформы;
Финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;
Поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;
Мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;
Улучшение земель, связанное с повышением плодородия;
Строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;
Поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
Финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.
Государственная поддержка АПК должна обеспечивать проведение структурных преобразований в аграрном секторе, способствовать сокращению спада производства продукции растениеводства и животноводства, созданию условий для их развития и поддержки перерабатывающих отраслей промышленности, удовлетворения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, развитию сельхознауки, образования и содержанию объектов социальной сферы на селе.
Расходы бюджета направляются на сохранение плодородия почв, обновление и пополнение основных производственных фондов в сельском хозяйстве. Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой формы приобретения техники, машин и оборудования.
Учитывая экстремальные условия ведения сельскохозяйственного производства, особое значение приобретают мероприятия по поддержанию и обустройству мелиорируемых земель, недопущению их вывода из сельхозоборота. В настоящее время в России имеется 9,7 млн. га мелиорированных земель, в том числе 5 млн. орошаемых и 4,7 млн. осушенных. Занимая 5% общей площади сельскохозяйственных угодий, данные земли дают весь урожай риса, 3/4 - овощей, 1/4 - зерна кукурузы, более 1/5 - кормов При этом из-за сокращения бюджетных средств объемы мелиоративных районов уменьшились более чем в 40 раз.
Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий по отношению к 1991 г. уменьшилась на 1,5 млн. га, осушенных - на 0,3 млн. га.
В расходах бюджета выделяются средства на выплаты дотаций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям. В частности, предусматривается возмещать часть затрат на приобретение минеральных удобрений, на развитие элитного семеноводства, на компенсацию части затрат на потребляемую энергию тепличным производством.
Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы России находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение ϶ᴛᴏй доли расходов за счет сокращения других видов дотаций.
В животноводстве выделяются дотации на поддержку племенного дела, компенсации части затрат на приобретение комбикормов, закупаемых крупными животноводческими комплексами и птицефабриками.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей не ограничивается перечисленными выше мерами:
1) Периодически проводится списание задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением данных сумм на государственный внутренний долг.
2) Как один из способов регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию сохранено дотирование из бюджета стоимости средств производства, приобретаемых для села. Дотирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла. Продолжается практика обеспечения села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита.
3) АПК предусматривается льготная налоговая политика, пониженные нормативы отчислений во внебюджетные фонды.
4) На основании Закона «О социальном развитии села» осуществляется политика приоритетности бюджетного финансирования, предоставления льгот, увеличения норм расходов на развитие социально-культурной сферы в сельской местности. Финансируются мероприятия по охране материнства и детства в низкорентабельных и убыточных хозяйствах системы Минсельхоза России.
5) Для поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения и стабилизации аграрного производства Правительство РФ внедрило лизинг как новую форму приобретения продукции машиностроения.
6) В 1997 г. для финансовой помощи агропромышленному производству был создан специальный фонд, общая сумма которого оценивается в 11,8 трлн. руб. Формируется он на федеральном и территориальном уровнях - из федерального целевого бюджетного фонда выделяются субсидии и дотации субъектам Федерации за счет средств земельного налога и арендной платы за землю, таможенных пошлин, акцизов и НДС на ввозимое продовольствие.
Анализ структуры расходов федерального бюджета, направляемых на финансирование сельского хозяйства и рыболовства, позволяет сделать следующие выводы:
Большая часть ресурсов направляется на сельскохозяйственное производство (в 1995 г. 94,85%, в 1996 г. - 90,94%, в 1997 г. - 81, 65%);
Значительная часть федеральных бюджетных средств направляется на поддержание земельных ресурсов;
Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета России на развитие АПК занимали целевые дотации и субвенции на развитие растениеводства и животноводства (35%), а также средства фонда льготного кредитования (21%) и средства на формирование лизингового фонда (18%);
Средства лизингового фонда направляются не только в общественные хозяйства, но и в фермерские в дополнение к сумме, предусмотренной отдельной строкой на государственную поддержку крестьянских и фермерских хозяйств.
20.4. Финансовая помощь из бюджета отдельным отраслям народного хозяйства
Государственные дотации как объективная необходимость существования финансовой помощи в бюджетной системе вытекают из сохранения в переходный период государственного регулирования цен на отдельные виды продукции и услуг. В расходах бюджета на финансирование отраслей экономики государственные дотации занимают одно из ведущих мест.
1. В общем объеме государственных дотаций преобладают расходы на возмещение из бюджета разницы в ценах. Стоит сказать, для поддержания уровня жизни населения сохранены дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственные товары, а также в отдельных отраслях экономики, нерентабельная работа кᴏᴛᴏᴩых явилась результатом использования регулируемых государством цен и тарифов (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт)
Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемых в настоящее время из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах.
2. Значительные суммы дотаций выделяются сельским товаропроизводителям, угольной промышленности;
3. В расходах в сферу материального производства предусмотрено выделение дотаций из бюджета на покрытие убытков от реализации газа и других видов топлива населению.
4. Значительные бюджетные средства предусмотрены на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. предприятий городского электротранспорта, жилищного хозяйства, предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Предусматриваются дотации и транспортным организациям - автомобильному транспорту общего пользования на покрытие убытков от работы городских и пригородных маршрутных автобусов, на покрытие дополнительных затрат автопредприятий в связи с введением ϲʙᴏбодных цен на энергоносители и повышением цен на другие материальные ресурсы, а также увеличением амортизационных отчислений в результате переоценки основных фондов.
Компенсации конверсионным предприятиям в бюджете предусматриваются в связи с финансовыми потерями в результате перепрофилирования производства с военной продукции на гражданскую. Компенсационные средства имеют целевую направленность и предоставляются конверсионным предприятиям в виде дотаций на:
Формирование фонда потребления;
Частичное возмещение затрат предприятиям на содержание объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе градообразующих предприятий, а также в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока;
Сохранение уникального стендового оборудования;
Списание остатков незавершенного производства и товарно-материальных ценностей;
Отчисления на социальное страхование и взносы в Пенсионный фонд, Фонд занятости и медицинское страхование.
Средства, выделяемые конверсионным предприятиям на фонд потребления, связаны с необходимостью сохранения рабочих мест, так как дальнейшее их сокращение может привести к разрыву технологических цепочек и невозможности выполнения оборонного заказа.
Предусматривается дальнейшее оказание помощи оборонным научно-исследовательским институтам и конструкторским бюро для сохранения в рабочем состоянии не полностью загруженного уникального оборудования, испытательных стендов, а также государственных полигонов.
20.5. Расходы на фундаментальные научные исследования и охрану окружающей среды
Расходы бюджетной системы на науку. Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. При этом в последние годы произошло сокращение выделения средств на данные цели.
В бюджете на 1998 г. общий объем расходов на фундаментальные научные исследования и содействие НТП был определен в 11157,8 млн. руб., что составляет 0,45% ВВП.
Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, проводимых Российскими академиями наук, а также расходов, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ. В качестве приоритетных определены программы:
Федеральная космическая программа России;
Развитие гражданской авиации до 2000 г.;
Индустрия детского питания;
Развитие медицинской промышленности;
И ряд других.
Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проектов, реализуемых в рамках перечисленных программ, направляются непосредственно исполнителям, определяемым на конкурсной основе, творческим коллективам, группам отдельных ученых, что позволяет обеспечивать повышение заработной платы непосредственным исполнителям работ и улучшать материальное оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики в целом.
Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.
Расходы бюджета на охрану окружающей среды. Из бюджета выделяются ассигнования на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Эти средства направляются:
На осуществление государственного экологического контроля;
Организацию и содержание заповедников и национальных парков;
На реализацию целевых программ «Лесовосстановление в России» и «Охрана лесов от пожаров».
Предусматриваются ассигнования на укрепление берегов рек и других водоемов, противопаводковые работы, ремонт дамб, расчистку устья рек, очистку водохранилищ, содержание насосных станций и гидротехнических сооружений, а также на другие мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспечению на ϶ᴛᴏй основе населения и предприятий и организаций качественной водой.
Выделяются средства на реализацию целевой программы «Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994-1995 годах и на период до 2000 года».
Исключая выше сказанное, предусмотрены средства на проведение топографо-геодезических и картографических работ, дистанционного зондирования земли, демаркации границ Российской Федерации, а также на реализацию федеральной целевой программы «Развитие сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995 - 2000 годы».
На финансирование дополнительных мероприятий по строительству и перевооружению природоохранных объектов, выполнению связанных с экологией научно-исследовательских и проектных работ, сохранению памятников природы могут быть использованы средства Федерального экологического фонда Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте структуру баланса доходов и расходов предприятия.
2. Как осуществлялась государственная инвестиционная политика в РФ начиная с 1991 г.?
3. В чем заключается инвестиционная стратегия государства на современном этапе?
4. Расскажите о роли и значении бюджета развития в инвестиционной политике.
5. Как осуществляется бюджетная поддержка АПК?
6. Что такое государственные дотации? Кому они осуществляются?