Переходим на мсфо. последние изменения законодательства

Международные стандарты финансовой отчетности – это всеобщая форма основы бухгалтерского отчета. Данная форма активна в не одной стране. Регулирует вид данной работы Совет по Международным стандартам финансовой отчетности .

Виды порядков (от самого приоритетного):

  • порядки МСФО;
  • разъяснение;
  • дополнение к порядкам МСФО;
  • разъяснения по порядкам МФСО, изданные Советом по МСФО.

Что признано в России

В России есть три стороны , по которым движется МСФО:

  1. Активизация в Российской Федерации и создание на их фундаменте национальных порядков учета.
  2. Применение в обязательном порядке.
  3. Активизация добровольно.

В 1992 году уже стало ясно, что национальный бухгалтерский учет нуждается в реформах. Это произошло по той причине, что рыночная экономика серьезно развилась, появились перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами. Для того, чтобы это стало реальным, необходимо иметь такую форму отчета, который будет понятен иностранным партнерам.

Но не получалось все быстро развивать:

  1. 6 марта 1998 год №283 – принятие Программы преобразования бухгалтерского учета, чтобы сделать национальную систему бухгалтерского отчета в соответствие с настоящими требованиями.
  2. 25 декабря 2003 год №1363-У – Указ ЦБ РФ, который указывал на перевод банковской сферы на МСФО.
  3. 15 декабря 2004 год №04-1245/пз-н – принятие Положения о функционировании по структуре торговли на рынке .

Структура совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в РФ, в конце концов, была принята в 2004 году.

Было намечено совершенствование в области сближения с МСФО и бухгалтерского учета.

В 2010 году произошло грандиозное событие, так как был принят Федеральный закон №208-ФЗ , в котором говорилось о консолидированной финансовой отчетности :

  • признание официального статуса МФСО в Российской Федерации;
  • обозначение круга предприятий, составляющих отчет по МСФО в обязательном порядке.

Цель внедрения

МСФО необходимо внедрить в организации России. Ведь с его помощью улучшается внутренняя конструкция, отвечающая за управление организацией, ведь используемые единые системы методик учета обогащаются заинтересованными лицами. Именно так повышается конкурентоспособность.

Некоторые считают, что после внедрения данной системы российская экономика поднимется вверх. Но другие считают, что это принесет только большие объемы не нужной работы и новые затраты.

Те, кто уже воспользовались Международной стандартной формой отчетности, могут реально оценивать положение дел.

Отмечаются следующие цели внедрения :

  • повышение уровня данных, воссозданных в бухгалтерском учете и отчете
  • воссоздание комплекса обслуживающих структур, обеспечивающих фундамент работы системы активизации МСФО;
  • внутреннее корректирование управления бухгалтерского учета и отчета;
  • повышение уровня контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • значимое повышение квалификации сотрудников, которые организуют и ведут финансовый учет и отчет, а также пользователей финансовой отчетности.

Структурой намечен план развития данной области в среднесрочной перспективе.

Цель введения Международного стандарта финансового отчета в Российской Федерации заключается в изменении уровня качества бухгалтерского отчета организаций России, так, чтобы он соответствовал международным стандартам.

В то же время должны быть учтены потребности всех пользователей бухгалтерской отчетности, включая тех, кто не рассматривает КМСФО как приоритет.

Объединение некоторых правил, по которым создается отчет и финансовые данные, называется стандартом финансовой отчетности. В зависимости от политики организации, можно говорить об их соответствии или несоответствие. Создавая финансовую отчетность, можно основываться на следующее :

  • личные знания;
  • корпоративные документы;
  • национальные нормативные документы;
  • ненормативные методологические источники.

В Российской Федерации под стандартами понимаются признаки, объединение параметров, которым организация может удовлетворять или не удовлетворять бухгалтерская отчетность предприятия.

Получается, что отчеты российских предприятий должны соответствовать объединенным параметрам, которые предъявляет МСФО. Об этом и говорится в документе «Подготовка и представление финансовой отчетности» (отчет не может представляться стандартам МСФО, если он не соответствует заданным требованиям).

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, требуется отличать цель и средства (инструменты) ее получения.

Данная концепция с 2004-2010 года должна была развиваться следующим образом:

  1. На 2004-2007 год требуется в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности особо важные хозяйственные объекты. Исключением являются объекты, которые запустили в оборот фондовых рынков других стран ценные бумаги, а также те, кто составляют отчеты по другим международным установленным порядкам. Принятие российского базового стандарта лично финансовой отчетности на базе МСФО.
  2. На 2008-2010 год нужно в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности иных хозяйствующих субъектов, в том числе тех, те, которые направили ценные бумаги на фондовых рынках других стран, а также тех, кто составляет данный отчет по другим международно установленным порядкам.

Но на данном этапе цели развития не достигнуты. Все дело в том, что есть много нюансов и ситуаций, которые мешают массовому переходу на МСФО.

С 2010 года ситуация в данной области значительно улучшилась. С того периода были сделаны многие серьезные шаги, приняты важные законы:

  1. №208-ФЗ от 27 февраля 2011 года. Закон, говорящий о консолидированной финансово отчетности.
  2. №107 от 25 февраля 2011 года . Постановление, говорящее о положении и признании МСФО и разъяснений о порядке принятия на территории РФ.
  3. №66 от 2 июля 2010 года . Приказ Министерства Финансов.

Международный стандарт финансовой отчетности включает 5 фундаментальных элементов бухгалтерской отчетности, те в свою очередь делятся на две категории:

  1. Элементы, включенные в и определяющие финансовое положение: капитал, обязательства, активы.
  2. Элементы, указывающие на итоги хозяйственного функционирования и создающие отчет о доходах, расходах.

Капиталом принято называть часть собственных активов организации, которая осталась после вычета долгов. Общий капитал делится на две категории :

  • от своих акционеров;
  • от итогов собственной деятельности.

Обязательством называются настоящие долги организации, появившиеся в результате прошедших событий. Активами называются ресурсы и имущество, которыми распоряжается организация.

Расходами организации называют снижение экономической выгоды за отчетный период вследствие выбытия активов и/или появление новых обязательств, ведущих к уменьшению капитала, кроме снижения размеров вкладов по заключению участников.

Расходы делятся на две дополнительные подгруппы :

  • стандартные расходы, проводимые с целью получения прибыли;
  • иные расходы, без перспективы на доход.

Доходами организации называют рост экономических выгод компании.

Без совершенствования МСФО не получится достигнуть взаимопонимания. Эту область надо обновлять по мере потребности. Россия действует в правильном направлении, применяя МСФО адаптационно. То есть, процесс развивается постепенно .

Российские нормы учета и отчетности нацелены на создание финансовой информации в соответствии с международными порядками. Этот способ внедрения аналогичен подходу многих европейских стран, значит, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию данных систем. Но все же существует много трудностей из-за методологического характера. Большинство из них появилось в результате адаптации оригинала текста МСФО к российской терминологии, правовым и экономическим условиям.

Пять составляющих отчетности МСФО представлены в данном вебинаре.

Зарегистрировано в Минюсте России 4 августа 2017 г. N 47669
Приказ Минфина от 20 июля 2017 г. N 117н
В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1385; 2013, N 36, ст. 4578), по согласованию с Центральным банком Российской Федерации приказываю:
1. Ввести в действие на территории Российской Федерации:
1) документ Международных стандартов финансовой отчетности "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014 - 2016 гг." (приложение N 1);
2) документ Международных стандартов финансовой отчетности "Переводы инвестиционной недвижимости из категории в категорию (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 40)" (приложение N 2);
3) Разъяснение КРМФО (IFRIC) 22 "Операции в иностранной валюте и предварительная оплата" (приложение N 3).
2. Установить, что документы Международных стандартов финансовой отчетности, указанные в пункте 1 настоящего приказа, вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня их официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этих документах.

ЕЖЕГОДНЫЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПЕРИОД 2014 - 2016 ГГ.

Поправки к МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"
Пункт 39D исключить.
Пункт 39F исключить.
Пункт 39L изложить в следующей редакции:
39L МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года) внесены поправки в пункт D1 и удалены пункты D10 и D11. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IAS) 19 (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года).
В первом предложении пункта 39T слова ", а также добавлен заголовок и пункты E6 - E7" исключить.
Пункт 39AA исключить.
После пункта 39AC включить пункт 39AD следующего содержания:
39AD Документом "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014-2016 гг. ", выпущенным в декабре 2016 года, внесены изменения в пункты 39L и 39T, а также удалены пункты 39D, 39F, 39AA и E3 - E7. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты.
В Приложении Е пункты E3 - E7 и соответствующие заголовки исключить.

Поправки к МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях"

После пункта 5 включить пункт 5A следующего содержания:
5A За исключением ситуации, описанной в пункте B17, требования настоящего МСФО применяются в отношении долей участия организации, перечисленных в пункте 5, которые классифицируются (или включены в состав выбывающей группы, которая классифицируется) как предназначенные для продажи или прекращенная деятельность в соответствии с МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность".
В Приложении B:
Пункт B17 изложить в следующей редакции:
B17 Если доля участия организации в дочерней организации, совместном предприятии или ассоциированной организации (или часть ее доли участия в совместном предприятии или ассоциированной организации) классифицируется (или включена в состав выбывающей группы, которая классифицируется) как предназначенная для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5, организация не обязана раскрывать обобщенную финансовую информацию по данной дочерней организации, совместному предприятию или ассоциированной организации в соответствии с пунктами B10 - B16.
В Приложении C:
После пункта C1C включить пункт C1D следующего содержания:
C1D Документом "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014 - 2016 гг.", выпущенным в декабре 2016 года, добавлен пункт 5A и внесены изменения в пункт B17. Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" для годовых периодов, начинающихся 1 января 2017 года или после этой даты.

Поправки к МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия"

После пункта 16 заголовок изложить в следующей редакции:

Освобождения от применения метода долевого участия

Пункт 18 изложить в следующей редакции:
18 Если инвестиции в ассоциированную организацию или совместное предприятие принадлежат прямо организации, которая специализируется на венчурных инвестициях или является взаимным фондом, паевым фондом или аналогичной организацией, включая страховые фонды инвестиционного типа, или владение осуществляется через такую организацию, то в этом случае организация может решить оценивать такие инвестиции по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9. Организация должна принять такое решение отдельно для каждой ассоциированной организации или совместного предприятия при первоначальном признании такой ассоциированной организации или совместного предприятия.
Пункт 36A изложить в следующей редакции:
36A Несмотря на требование пункта 36, если организация, которая сама не является инвестиционной организацией, имеет долю участия в ассоциированной организации или совместном предприятии, являющихся инвестиционными организациями, то при применении метода долевого участия такая организация может решить сохранить оценку по справедливой стоимости, примененную ее ассоциированной организацией или совместным предприятием, являющимися инвестиционными организациями, к своим собственным долям участия в дочерних организациях. Такое решение принимается отдельно для каждой ассоциированной организации или совместного предприятия, являющихся инвестиционными организациями, на более позднюю из следующих дат: (a) дату первоначального признания ассоциированной организации или совместного предприятия, являющихся инвестиционными организациями; (b) дату, на которую ассоциированная организация или совместное предприятие становятся инвестиционными организациями; и (c) дату, на которую ассоциированная организация или совместное предприятие, являющиеся инвестиционными организациями, впервые становятся материнскими организациями.
После пункта 45D включить пункт 45E следующего содержания:
45E Документом "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014 - 2016 гг.", выпущенным в декабре 2016 года, внесены изменения в пункты 18 и 36A. Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 для годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

"МСФО и МСА в кредитной организации", 2010, N 1

В последнее время много говорится о важных изменениях в МСФО, которые следует применять с 1 января 2009 г. Их учитывает и Банк России в Письме от 17.02.2010 N 24-Т "О Методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности". В настоящем обзоре рассматривается, какие усовершенствования претерпели некоторые стандарты за последние два года.

МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

Классификация деривативов на краткосрочные и долгосрочные.

Параграфы 68 и 71 изменены, а также добавлен новый параграф 139C, уточняющий, что финансовые инструменты, отнесенные к категории предназначенных для торговли согласно МСФО (IAS) 39, могут быть примерами краткосрочных активов или обязательств, но не в обязательном порядке таковыми, как это предполагала предыдущая редакция МСФО (IAS) 1. Таким образом, некоторые финансовые инструменты, предназначенные для торговли, например деривативы, которые организация намерена удерживать более 12 месяцев после отчетной даты, должны быть представлены как долгосрочные активы или обязательства.

Классификация компонента обязательства конвертируемого инструмента на краткосрочные или долгосрочные.

Совет рассмотрел вопрос классификации компонента обязательства конвертируемого инструмента как краткосрочного или долгосрочного обязательства.

В п. 69(d) МСФО (IAS) 1 говорится о том, что, если у предприятия нет безусловного права отложить расчет по обязательству конвертируемого инструмента на срок более 12 месяцев, оно должно классифицироваться как краткосрочное. При этом теоретически держатель конвертируемого инструмента может обратиться с требованием предоставить ему акции в любой момент. Вместе с тем расчет по такому инструменту не приводит к оттоку денег или других активов и, таким образом, не влияет на ликвидность или платежеспособность организации, в связи с чем Совет внес уточнение в п. 69(d) МСФО (IAS) 1: "...условия обязательства, которое по требованию другой стороны может привести к расчету путем выпуска долевых инструментов, не влияют на его классификацию".

МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств"

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Классификация затрат на непризнанные активы.

Комитет по интерпретациям МСФО (IFRIC) в 2008 г. сообщил Совету, что практика различается при классификации денежных потоков для расходов, понесенных с целью генерирования будущих денежных потоков, когда такие расходы не признаются в качестве актива в соответствии с МСФО. Одни организации классифицировали такие расходы как денежные потоки от операционной деятельности, а другие - как денежные потоки от инвестиционной деятельности.

Примеры таких расходов:

  1. расходы, произведенные для развития и оценки, как в МСФО (IFRS) 6 "Исследования для оценки минеральных ресурсов", который разрешает признавать их как актив или расход в зависимости от предыдущей учетной политики организации для таких расходов;
  2. расходы на рекламирование, подготовку кадров и научные исследования и другие сопутствующие расходы.

В параграфах 14 и 16 МСФО (IAS) 7 записано, что только расход, который признается в качестве актива, должен классифицироваться как денежные потоки от инвестиционной деятельности. Совет отметил, что при кажущейся ясности этой формулировки она не понимается однозначно. Некоторые, возможно, могут перефразировать ссылку в параграфе 11 МСФО (IAS) 7, чтобы оценить классификацию деятельности, которая наиболее соответствует их бизнесу. В параграфе подразумевается, что оценка - выбор учетной политики организации.

Поэтому в ежегодных изменениях 2009 г., чтобы исключить потенциально неверное истолкование, Совет исправил параграф 16 МСФО (IAS) 7 и конкретизировал, что только расход, который приводит к признанию актива, может классифицироваться как денежный поток от инвестиционной деятельности.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2010 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Статус руководства по применению (аккомпанирующего стандарту).

Совету по МСФО в 2007 г. сообщили, что параграфы 7 и 9 стандарта противоречат друг другу и могут быть неверно интерпретированы при его применении. Совет исправил параграфы 7, 9 и 11 стандарта, уточнив, что только руководство, являющееся неотъемлемой частью МСФО, обязательно к применению наравне с текстом стандарта. Так, МСФО сопровождаются руководством к применению, для того чтобы помочь организации применить требования стандарта. Если руководство является неотъемлемой частью МСФО, необходимо обязательное его применение. Если руководство не является обязательной частью стандарта, оно не содержит обязательных требований к составлению финансовой отчетности.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 10 "События после отчетной даты"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Дивиденды, объявленные после даты окончания отчетного периода.

Совету по МСФО в 2007 г. сообщили, что параграф 13 МСФО (IAS) 10 может подразумевать потенциальную возможность признания обязательства в отношении дивидендов, объявленного между датой окончания отчетного периода и датой выпуска финансовой отчетности, на основании, что существует конструктивное обязательство в соответствии с МСФО (IAS) 37. Из новой редакции параграфа 13 ясно, что такого обязательства не существует. Таким образом, в стандарте исключена ссылка на МСФО (IAS) 37.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 16 "Основные средства"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Понятие возмещаемой суммы.

Внесены уточнения в параграф 6 - в определение понятия "возмещаемая сумма", где формулировка "чистая продажная цена" заменена формулировкой "справедливая стоимость за вычетом затрат на продажу".

Продажа активов, предназначенных для сдачи в аренду.

Стандарт дополнен параграфом 68A. Так, если организация в ходе обычной деятельности продает активы, которые до этого сдавала в аренду третьим лицам, указанные основные средства должны быть переведены в запасы по их балансовой стоимости, как только они перестают сдаваться и выставляются на продажу. Поступления от продажи таких активов должны признаваться как доход согласно МСФО (IAS) 18 "Выручка".

МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" в отношении активов, которые переведены в запасы в связи с их продажей в ходе обычной деятельности, не применяется.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение приветствуется только в том случае, если организацией одновременно применяются изменения в МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".

МСФО (IAS) 17 "Аренда"

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Классификация договоров аренды зданий и земли.

Параграфы 14 и 15 исключены из МСФО (IAS) 17, а новые параграфы 15A, 68A и 69A добавлены. Теперь, когда аренда включает в себя элементы здания и земли, каждый из них должен классифицироваться как финансовая или операционная аренда по отдельности в соответствии с параграфами 7 - 13 стандарта. При классификации элемента земли как финансовой или операционной аренды важным фактором является то, что земля обычно имеет бессрочную экономическую жизнь.

Таким образом, Совет отходит от ранее принятого решения (в 2001 и 2003 гг.) рассматривать аренду земли как финансовую только при условии перехода в конце срока договора права собственности на землю к арендатору. Теперь, чтобы принять такое решение, необходимо учитывать все факторы, предусмотренные для всех остальных договоров аренды, поскольку, например, в случае 999-летней аренды земли и зданий к арендатору явно перейдет существенная часть рисков и выгод, связанных с ними, несмотря на отсутствие права собственности в конце срока договора аренды.

Организация должна переоценивать классификацию элементов земли всех незавершенных договоров аренды на дату принятия данных изменений на основе информации, существовавшей на начало аренды. Ей необходимо признать аренду, вновь классифицированную как финансовая аренда, ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8. Однако, если организация не имеет информации, необходимой для ретроспективного применения изменений, ей необходимо:

а) применить изменения к тем договорам аренды на основе фактов и условий, существующих на дату принятия изменений;

б) признать актив и обязательство, связанные с арендой земли, вновь классифицированными как финансовая аренда по справедливой стоимости на эту дату; любая разница между этими справедливыми стоимостями признается в нераспределенной прибыли.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2010 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 18 "Выручка"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Затраты по предоставлению займа.

В п. 14 Приложения к МСФО (IAS) 18 в разделе "Предоставление услуг" понятие "прямые затраты" заменено понятием "затраты по сделке", предусмотренным МСФО (IAS) 39, для исключения противоречий и уточнения, что затраты по сделке, возникающие в связи с финансовыми активами и финансовыми обязательствами, должны быть отсрочены и признаны в качестве корректировки эффективной ставки процента.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - май 2009 г.

Определение случаев, когда предприятие действует как принципал или как агент.

Приложение к МСФО (IAS) 18 дополнено новым п. 21 в разделе "Признание и измерение" при определении случаев, когда предприятие действует как принципал или агент (разъяснение к п. 8 МСФО (IAS) 18).

Определение, действует ли предприятие как принципал или как агент, должно быть более узким и учитывать все необходимые факты и обстоятельства. В новом п. 21 приведены примеры, на основании которых можно судить, что предприятие действует как принципал (основное лицо). Предприятие действует как агент, если оно не несет значительных рисков и выгод, ассоциированных с продажей товаров или оказанием услуг. На действия предприятия как агента указывает то, что сумма причитающегося ему вознаграждения определена заранее и представляет собой либо фиксированную комиссию за каждую транзакцию, либо процентную ставку от суммы, уплачиваемой клиентом.

МСФО (IAS) 19 "Вознаграждение работникам"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Секвестры и отрицательная стоимость прошлых услуг.

В связи с различной трактовкой требований стандарта в отношении доходов или расходов, возникающих при изменении плана (установленных выплат) уменьшения (сокращения) сумм причитающегося вознаграждения работникам по окончании трудовой деятельности, Совет внес изменения в параграфы 97, 98 и 111 и ввел новый параграф 111A для уточнения, когда такие изменения должны трактоваться как секвестр (п. п. 109 - 115), а когда как отрицательная стоимость услуг (п. п. 96 - 101). В первом случае соответствующий доход или расход признается в момент осуществления секвестра, а во втором - равными долями на протяжении среднего периода времени, по истечении которого право работника на выплату вознаграждений становится безусловным. В связи с чем на практике неверная трактовка стандарта приводит к существенным различиям в суммах, относимых на прибыль или убыток.

Так, когда изменение в плане установленных выплат сокращает вознаграждения, как секвестр должно рассматриваться только изменение, касающееся будущих услуг работников. Влияние любого изменения в плане на стоимость прошлых услуг является отрицательной стоимостью прошлых услуг.

Также в новой редакции стандарта Совет уточнил, как необходимо трактовать сокращение, когда будущее увеличение оплаты труда связано с вознаграждениями за услуги прошлых периодов. Если изменение в плане вознаграждений влияет на степень, в которой будущее увеличение оплаты труда связано с вознаграждениями за услуги прошлых периодов, результат такого изменения должен рассматриваться как секвестр, а не как отрицательная стоимость прошлых услуг.

Настоящие поправки могут быть применены для изменений в планы вознаграждений, вносимых с 1 января 2009 г. или после.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Административные затраты плана.

Совет заключил, что, если актуарные допущения, осуществленные при измерении приведенной стоимости обязательства с установленными выплатами, учитывают административные затраты плана, вычет таких затрат при расчете дохода на активы плана приведет к их двойному учету. Поэтому Совет уточнил определение "доход на активы плана" и то, что затраты на управление активами плана вычитаются в той мере, в какой они не были включены в актуарные допущения, использованные при расчете приведенной стоимости обязательств.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Замена термина "подлежащие выплате".

Совет выявил несоответствие в определениях, затрудняющее классификацию вознаграждений работникам на краткосрочные или долгосрочные. Критическим фактором в данном случае должно быть время ожидаемого расчета с работником, что соответствует принципу разделения активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные, предусмотренному МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Соответственно, под прочими долгосрочными вознаграждениями работникам понимаются суммы, срок погашения или расчета по которым не выпадает на период 12 месяцев после окончания отчетного периода, в течение которого были получены соответствующие услуги.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Руководство по условным обязательствам.

Если в соответствии с параграфом 32B МСФО (IAS) 37 "Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы" раньше требовалось, чтобы предприятие признавало и раскрывало информацию о вероятных условных обязательствах, то после изменения в стандарте от предприятия требуется только раскрывать информацию о некоторых условных обязательствах.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Признание беспроцентных займов или займов с низкой процентной ставкой, полученных от Правительства.

Изменение связано с необходимостью исключить явное противоречие из п. 37 МСФО (IAS) 20, который требовал не исчислять вмененный процент при получении займов с низкой (нулевой) процентной ставкой, в то время как МСФО (IAS) 39 требует осуществлять первоначальное признание финансовых обязательств по справедливой стоимости и, соответственно, дисконтировать полученные займы по рыночной процентной ставке. Теперь займы с низкой (нулевой) процентной ставкой, полученные от Правительства, должны учитываться в соответствии с МСФО (IAS) 39, выгода, полученная от правительственного займа, измеряется в момент его получения как разница между суммой полученных денег и суммой, по которой заем первоначально признан в балансе.

Данные поправки (п. 37 удален, новый п. 10A добавлен) должны быть применены перспективно для правительственных займов, полученных в периодах, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Совет по МСФО уточнил редакцию терминов, используемых в стандарте, для приведения в соответствие с другими МСФО:

  • "налогооблагаемый доход" заменен на "налогооблагаемую прибыль/убыток";
  • "признан как доход/расход" - на "признан в прибыли или убытке";
  • "кредитуется напрямую в долю акционеров/акционерный капитал" - на "признается вне прибыли или убытка";
  • "пересмотр бухгалтерской оценки" - на "изменение в бухгалтерской оценке" и т.п.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Компоненты затрат по займам.

Некоторые затраты, перечисленные в МСФО (IAS) 23 как компоненты затрат по займам (п. 6), в целом эквивалентны компонентам процентного расхода, исчисляемого посредством эффективной ставки процента согласно МСФО (IAS) 39. В связи с этим Совет изменил п. 6 МСФО (IAS) 23 и напрямую указал на соответствующее руководство в МСФО (IAS) 39, которое должно использоваться при описании компонентов затрат по займам.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Оценка инвестиций в дочернюю организацию, предназначенную для продажи, в отдельной финансовой отчетности.

Совет выявил в параграфе 38 стандарта явное противоречие с МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность", когда инвестиции, учитываемые в отдельной отчетности инвестора согласно МСФО (IAS) 39, подпадают под классификацию как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5. В то время как МСФО (IFRS) 5 из сферы своего действия исключает финансовые активы, учитываемые в соответствии с МСФО (IAS) 39.

Соответственно, п. 38 МСФО (IAS) 27 был изменен таким образом, что классифицироваться и учитываться как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 могут только инвестиции, учитываемые предприятием в своей отдельной отчетности по фактической стоимости. Когда инвестиции, учитываемые предприятием по МСФО (IAS) 39, начинают соответствовать критериям классификации как предназначенные для продажи, предприятие должно продолжать учитывать их в соответствии с МСФО (IAS) 39, то есть МСФО (IFRS) 5 не применяется.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, перспективно с даты, когда МСФО (IFRS) 5 был применен впервые. Более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Стоимость инвестиции в дочерние предприятия, совместно контролируемые предприятия и ассоциированные предприятия.

МСФО (IAS) 27 требует, чтобы предприятия в своей отдельной отчетности учитывали инвестиции в дочерние предприятия, совместно контролируемые предприятия и ассоциированные предприятия по фактической стоимости либо в соответствии с МСФО (IAS) 39. В отношении инвестиций, учитываемых по фактической стоимости, предыдущая версия стандарта требовала признания дохода от них только в той части, в какой предприятие получало выплаты из накопленной прибыли объекта инвестиций, возникающей после даты приобретения (метод учета по фактическим затратам). Выплаты, полученные сверх данной прибыли, рассматривались как возврат инвестиции и признавались как снижение фактической стоимости инвестиции.

На практике возникали трудности с применением этих требований МСФО (IAS) 27 при первом применении МСФО, в связи с чем Совет разрешил предприятиям, которые учитывают инвестиции в своей отдельной отчетности по себестоимости, измерять инвестиции по "предположительной" стоимости, под которой подразумевается либо стоимость, определенная в соответствии с предыдущими ОПБУ, либо справедливая стоимость по МСФО (IAS) 39. Соответственно, из МСФО (IAS) 27 исключено определение понятия "метод учета по фактическим затратам".

Данные поправки (исключение термина в п. 4 и новый п. 38A) должны быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

Кроме того, в ответ на замечания респондентов Совет ввел новые параграфы 38B и 38C для случаев, когда родительское предприятие реорганизует структуру группы путем определения нового предприятия в качестве родительского.

Данные поправки должны быть применены перспективно к реорганизациям, имеющим место в годовых периодах, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные предприятия"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Требуемое раскрытие информации, когда инвестиции в ассоциированные предприятия учитываются по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

В п. 1 МСФО (IAS) 28 внесено уточнение, что организации, имеющие инвестиции в ассоциированные предприятия, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, должны осуществлять раскрытия, которых требует п. 37(f) стандарта.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Обесценение инвестиции в ассоциированные предприятия.

В п. 33 стандарта внесено уточнение, что убыток от обесценения стоимости инвестиции в ассоциированные предприятия не должен распределяться на какой-либо актив, включая гудвилл, так как инвестиция и есть единственный актив, который инвестор контролирует и признает в учете.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Описание основы измерения финансовой отчетности.

В предыдущей редакции стандарта (п. 6) не было отражено, что ряд активов и обязательств могут или должны быть измерены на основе текущей, а не исторической стоимости. Например , основные средства могут по выбору предприятия переоцениваться по справедливой стоимости, так же как и биологические активы, которые измеряются по справедливой стоимости. Соответственно, Совет по МСФО включил в п. 6 стандарта примеры таких статей, которые могут учитываться по справедливой, а не исторической стоимости.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Соответствие терминологии с другими МСФО.

Некоторые термины, используемые в стандарте, приведены в соответствие с терминами других МСФО:

  • "рыночная стоимость" заменена на "справедливую стоимость";
  • "результаты операций" и "чистый доход" - на "прибыль или убыток".

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты - представление информации"

Изменения в МСФО - февраль 2008 г.

Финансовые инструменты с правом досрочного погашения и обязательства, возникающие при ликвидации.

В феврале 2008 г. Совет внес поправки в МСФО (IAS) 32, требуя признания в собственном капитале некоторых финансовых инструментов с правом досрочного погашения и некоторых финансовых инструментов, которые налагают на предприятие обязательство поставки другой стороне пропорциональной доли в чистых активах предприятия в момент ликвидации.

Данными поправками изменены параграфы 11, 16, 17 - 19, 22, 23, 25, AG13, AG14, AG27, а также дополнены новые параграфы 16A - 16F, 22A, 96B, 96C, 97C, AG14A - AG14J и AG29A. Они должны быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Раскрытие информации о прибыли на акцию в промежуточной финансовой отчетности.

Параграф 11 стандарта после дополнения уточняет, что раскрытие соответствующей информации о прибыли на акцию осуществляется, когда предприятие подпадает под действие МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию".

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Раскрытие информации о расчетных оценках, использованных для измерения возмещаемой стоимости.

Параграф 134(е) стандарта дополнен требованием, что в случаях, когда справедливая стоимость за вычетом расходов на продажу определена путем дисконтирования прогнозируемых будущих денежных потоков, необходимо раскрывать следующую информацию:

  1. период, на протяжении которого были спрогнозированы денежные потоки;
  2. приростную ставку, использованную для экстраполяции прогнозных денежных потоков;
  3. примененную ставку дисконтирования.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Единица учета для теста на обесценение гудвилла.

Измененный параграф 80 МСФО (IAS) 36 устанавливает, что единица, на которую распределяется гудвилл, должна быть не больше (не крупнее) операционного сегмента, как определено параграфом 5 МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты", до разрешенного агрегирования.

Данные поправки применяются для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Параграф 68 стандарта устанавливает, что расходы на внутренне созданный нематериальный актив должны быть признаны как расход в момент их возникновения. Совет признал, что в данном случае не совсем ясно, как трактовать "момент возникновения расходов". Одни могут понимать, что расход по рекламе и деятельности по продвижению необходимо признавать в момент, когда предприятие получает товары или услуги, которые впоследствии будут использованы для развития рекламной деятельности. Другие считают, что расход необходимо признавать, когда рекламная продукция доставлена до клиентов или потенциальных покупателей. В связи с этим Совет в параграфе 69 стандарта решил уточнить, что предприятие признает такие затраты как расход, когда у него появляется право оценивать эти товары. В случае приобретения услуг предприятие признает затраты, когда оно получает эти услуги.

Кроме того, стандарт дополнен новым параграфом 69A, который разъясняет ситуацию, когда у предприятия появляется право оценивать эти товары.

Предприятие имеет право оценивать приобретаемые товары, когда оно владеет ими. Аналогично оно имеет право оценивать товар, когда он поставлен производителем в соответствии с условиями поставки (производства) или предприятие может требовать его поставки в обмен на платеж. Необходимо отметить, что момент получения (поставки) товаров специально не был выбран как фактор, определяющий, когда соответствующие затраты должны быть отнесены на расходы предприятия, потому что дата физической поставки товаров может быть легко изменена (скорректирована).

Точно так же услуги считаются полученными, когда они оказаны предприятию поставщиком в соответствии с условиями договора, а не тогда, когда предприятие использует их для поставки другой услуги, например для доведения рекламной продукции до своих клиентов.

В то же время необходимо отделять случаи, когда предприятие производит оплату рекламных товаров или услуг и другая сторона еще не предоставила их, поскольку в данном случае это совершенно отдельный актив. Предоплата признается как актив в балансе до момента, когда предприятие приобретает право оценивать соответствующие товары или получила соответствующие услуги (потому что после этого момента такие затраты должны быть признаны расходом предприятия согласно п. 68 МСФО (IAS) 38).

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Метод амортизации по единицам продукции.

В последнем предложении параграфа 98 МСФО (IAS) 38 говорилось о том, что "очень редко, если когда-либо будет наличествовать убедительное свидетельство в пользу такого метода амортизации нематериальных активов с ограниченным сроком полезной службы, который привел бы к меньшей величине накопленной амортизации, чем при методе равномерного начисления". Возникало противоречие с общим требованием МСФО (IAS) 38 о том, что используемый метод амортизации должен отражать ожидаемый характер потребления предприятием будущих экономических выгод от актива. Совет решил удалить последнее предложение параграфа 98 МСФО (IAS) 38.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с января 2009 г. или после, при этом более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Дополнительные изменения, следующие в связи с пересмотренным МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнеса".

Когда в 2008 г. Совет пересматривал МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнеса", он решил, что если нематериальный актив, приобретенный в рамках объединения бизнеса, является отделимым или возникает из договорных или других юридических правоотношений, то имеется достаточная информация для надежной оценки его справедливой стоимости. Редактирование МСФО (IAS) 38 сделано для уточнения данной позиции Совета.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Измерение справедливой стоимости нематериального актива в рамках объединения бизнеса.

Параграфы 40 и 41 дополнены в описании широко используемых методов оценки справедливой стоимости нематериального актива, когда такие активы не торгуются на активном рынке.

Данные поправки должны быть применены перспективно для годовых периодов, начинающихся с 1 июля 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Переклассификация деривативов в категорию или из категории "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток".

Определение понятия финансового актива или финансового обязательства, учтенного по справедливой стоимости через прибыль или убыток, исключает деривативы, классифицированные в эффективные инструменты хеджирования. По мнению Совета, запрет на переклассификацию финансовых инструментов в категорию "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток", установленный в п. 50 МСФО (IAS) 39, не должен препятствовать учету дериватива по справедливой стоимости через прибыль или убыток, когда он перестает классифицироваться как инструмент хеджирования и наоборот. В связи с этим в МСФО (IAS) 39 уточнены определения в п. 9(a) и добавлен новый п. 50A, который предусматривает случаи, которые не являются переклассификацией, подпадающей под требования параграфа 50 МСФО (IAS) 39.

Данные поправки должны быть применены на дату и в порядке, которые аналогичны тому, как предприятием были применены поправки в параграф 105A в 2005 г. Более раннее применение этих поправок также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Назначение и документирование хеджирования на сегментном уровне.

В предыдущей редакции параграф 73 МСФО (IAS) 39 указывал на необходимость определять в качестве инструментов хеджирования только инструменты с участием стороны, внешней для отчитывающегося предприятия. При этом сегмент указывался как один из примеров отчитывающегося предприятия. Однако МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" требует раскрытия информации, которая предоставляется лицу, принимающему операционные решения, даже если она не составлена на основе МСФО. Совет обратил внимание на конфликт между двумя МСФО и исключил в п. 73 МСФО (IAS) 39 ссылки на классификацию инструмента хеджирования на уровне сегмента.

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Применимая эффективная ставка процента при прекращении учета хеджирования справедливой стоимости.

Данной поправкой удалено противоречие из руководства к МСФО (IAS) 39 относительно эффективной ставки процента (первоначальной или пересмотренной), которая должна использоваться по долговому инструменту при корректировке его балансовой стоимости в момент прекращения учета хеджирования справедливой стоимости. Эффективная ставка процента корректируется при прекращении учета хеджирования справедливой стоимости. Соответственно, изменение, внесенное в п. AG8 к МСФО (IAS) 39, уточняет, что там, где это применимо, корректировка инструмента основывается на пересмотренной эффективной ставке процента, рассчитанной в соответствии с параграфом 92, а не по первоначальной ставке.

Данные поправки должны быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

Классифицируемые хеджируемые статьи.

В Приложении к МСФО (IAS) 39 добавлены параграфы AG99BA, AG99E, AG99F, AG110A и AG110B для уточнения, как в определенных ситуациях должны применяться принципы, определяющие классификацию хеджируемого риска или части денежных потоков.

Данные поправки должны быть применены ретроспективно для годовых периодов, начинающихся с 1 июля 2009 г. или после в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". Более раннее применение также разрешено.

Повторная оценка встроенных производных инструментов.

Изменения в п. 12 МСФО (IAS) 39 и КРМФО (IFRIC) 9 связаны с поправками в МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7 относительно переклассификации финансовых активов и необходимости повторной оценки встроенных производных инструментов в случае переклассификации финансового актива из категории "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток". Отмечалось, что предыдущая редакция КРМФО (IFRIC) 9 могла трактоваться как запрещающая выделения встроенных производных инструментов при переклассификации гибридного финансового актива из категории "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток", если при этом существенно не изменились условия договора.

Совет внес уточнения:

  1. в КРМФО (IFRIC) 9 - что оценка, нужно ли отделять встроенный производный инструмент, осуществляется на момент переклассификации финансового актива из категории "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток";
  2. в МСФО (IAS) 39 - что если предприятие не может оценить отдельно встроенный производный инструмент, который должен быть отделен на момент переклассификации гибридного договора из категории "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток", то такая переклассификация запрещена. В такой ситуации весь гибридный договор в целом учитывается в категории "учтенных по справедливой стоимости через прибыль или убыток".

Данные поправки применяются для годовых периодов, заканчивающихся на 30 июня 2009 г. или после.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Рассмотрение санкций за досрочное погашение займа в качестве тесно связанного с основным договором встроенного производного инструмента.

Поправка, внесенная в параграф AG30(g) к МСФО (IAS) 39, предусматривает исключение из примеров, когда встроенные деривативы не являются тесно связанными с основным договором. Исключение касается опционов на досрочное погашение, цена исполнения которых предусматривает компенсацию заимодателю суммы дохода в виде вознаграждения, потерянного в связи с досрочным погашением займа. Это исключение применяется, если цена исполнения опциона компенсирует убытки заимодателя путем уменьшения экономической потери от риска реинвестирования.

Данные поправки применяются для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2010 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Исключение из сферы действия договоров объединения бизнеса.

Параграф 2(g) МСФО (IAS) 39 исключает из сферы действия данного стандарта договоры между покупателем и продавцом при объединении бизнеса на покупку или продажу приобретаемого предприятия на будущую дату. Поскольку практика применения данного параграфа оказалась различной, Совет посчитал необходимым ограничить ее применение только в отношении форвардных контрактов, которые предусматривают твердое обязательство сторон о завершении сделки по объединению в конкретно указанный срок, которое не зависит от желания сторон, а связано только с окончанием требуемого срока. Таким образом, исключение, предусмотренное параграфом 2(g) МСФО (IAS) 39, не будет применяться к опционам, которые позволяют одной из сторон контролировать наступление или ненаступление будущих событий в зависимости от использования права, заключенного в опционе.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Учет хеджирования денежных потоков.

Изменения в параграф 97 МСФО (IAS) 39 уточняют, что доходы или убыток от хеджируемой статьи должны быть переклассифицированы из собственного капитала в прибыль или убыток в том периоде, в течение которого хеджируемые прогнозируемые денежные потоки влияют на прибыль или убыток (а не в течение периода, когда приобретенный актив или принятое обязательство влияют на прибыль или убыток, как было указано ранее). Аналогичные уточнения внесены в п. 100 МСФО (IAS) 39.

Данные поправки применяются перспективно ко всем незавершенным договорам для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2010 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IAS) 40 "Инвестиционная собственность"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Имущество, находящееся в процессе строительства или реконструкции для последующего использования в качестве инвестиционной собственности.

Совет пересмотрел вопрос об исключении из сферы действия МСФО (IAS) 40 инвестиционной недвижимости, находящейся в процессе строительства или реконструкции. МСФО (IAS) 16 требовал учитывать реконструирующуюся инвестиционную недвижимость как основное средство. Поскольку МСФО (IAS) 40 применяется уже давно и предприятия накопили достаточный опыт по использованию оценок справедливой стоимости, у них теперь больше возможностей надежно оценить справедливую стоимость инвестиционного имущества, находящего в процессе строительства или реконструкции. Поэтому Совет решил включить инвестиционную недвижимость, находящуюся в процессе строительства или реконструкции, в сферу МСФО (IAS) 40.

Также внесены дополнения о необходимости учитывать инвестиционную недвижимость, находящуюся в процессе строительства или реконструкции, по себестоимости согласно МСФО (IAS) 16 в том случае, если ее справедливая стоимость не может быть надежно оценена. Если же справедливая стоимость строящегося объекта становится надежно определимой или строительство закончено (в зависимости от того, какое из этих двух событий наступит раньше), предприятие обязано вести его учет по справедливой стоимости.

Данные поправки должны быть применены перспективно для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. Более раннее применение разрешено только при условии, что предприятие применяет одновременно все поправки (п. п. 8, 9, 22, 48, 53, 53A, 53B, 54, 57 и 85B МСФО (IAS) 40).

МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Планы по продаже контролирующего интереса в дочерней организации.

Если организация приняла решения о продаже актива, которая повлечет потерю контроля над дочерней организацией, она должна классифицировать все активы и обязательства этой дочерней организации при их соответствии требованиям п. п. 6 - 8 стандарта как предназначенные для продажи, даже если у компании останется неконтролируемая доля (доля меньшинства).

Организация, принявшая решение о продаже такого актива, должна раскрывать информацию согласно параграфам 33 - 66 стандарта, когда дочерняя организация является группой выбытия, которая соответствует определению прекращенной деятельности в соответствии с параграфом 32.

Данные поправки могут быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 июля 2009 г. или после. Если изменения МСФО (IAS) 27, внесенные в 2008 г., предприятие применяет в более раннем периоде, тогда и поправки МСФО (IFRS) 5 должны быть применены в этом более раннем периоде.

Усовершенствования в МСФО - апрель 2009 г.

Раскрытие информации по долгосрочным активам (или выбывающим группам), предназначенным для продажи, и прекращенной деятельности.

В стандарт добавлен новый параграф 5B, предусматривающий, что МСФО (IFRS) 5 и другие МСФО, в которых специально оговаривается их распространение на долгосрочные активы, предназначенные для продажи, или прекращенную деятельность, устанавливают все необходимые требования к раскрытию информации в отношении указанных активов или операций. Дополнительное раскрытие о долгосрочных активах, предназначенных для продажи, или прекращенной деятельности может потребоваться для соответствия общим требованиям МСФО (IAS) 1, в частности параграфам 15 и 125 данного стандарта.

Данные поправки должны быть применены перспективно для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2010 г. или после. Более раннее применение также разрешено.

МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты - раскрытие информации"

Усовершенствования в МСФО - май 2008 г.

Представление затрат по финансированию.

В руководство по применению данного стандарта (п. AG13) внесены уточнения об исключении "совокупного инвестиционного дохода" как компонента затрат по финансированию. Данная поправка устранила противоречие с параграфом 32 МСФО (IAS) 1, который запрещает взаимозачет доходов и расходов (кроме случаев, когда это требуется или разрешено МСФО).

Данные поправки должны быть применены перспективно для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г или после. Более раннее применение также разрешено.

Совершенствование раскрытия информации о финансовых инструментах - март 2009 г.

Данные, использованные при измерении справедливой стоимости финансовых активов.

Настоящая поправка, выпущенная в марте 2009 г., требует более детального раскрытия информации о том, как была измерена справедливая стоимость финансовых активов. Для этих целей стандарт вводит трехуровневую иерархию справедливой стоимости, которая отражает степень значительности данных, использованных при ее измерении:

уровень 1 - котировки активного рынка (без корректировок по аналогичным активам или обязательствам);

уровень 2 - котировки активного рынка по аналогичным активам или обязательствам;

уровень 3 - оценочные техники, не основанные на наблюдаемых рыночных данных.

Поправки внесены в параграфы 27, 39 и B11, добавлены новые параграфы 27A, 27B, B10A и B11A - B1F.

Данные поправки должны быть применены для годовых периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. или после. В первом году их применения предприятие не обязано представлять сравнительную информацию для раскрытий, предусмотренных данными изменениями. Более раннее применение также разрешено.

Обзор подготовил

С. В. Каневский

Стремительное распространение криптовалют как средства осуществ­ления электронных платежей поставило сложные вопросы перед составителями отчетности. Какие компании столкнутся с учетом криптовалют в ближайшем будущем? Как признавать и раскрывать информацию о криптовалютах в финансовой отчетности по МСФО? Каковы планы и перспективы регулирования учета данного вида активов? Постараемся рассмотреть их в данной статье.

Е. В. Остренко

Минфин РФ выпустил очередной приказ о введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации (Приказ Минфина № 111н от 11.07.2016).

О. В. Рожнова

Обзор идей, мнений и практических советов, прозвучавших в докладах на первой практической конференции «МСФО и управленческий учет в условиях финансового кризиса», прошедшей в Москве 21-22 мая 2015 года. Конференция была организована издательским домом «Методология» при поддержке АССА, Фонда НСФО, ИПБ России.

А. А. Терехина

МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» является первым этапом разработки единых международных стандартов по учету договоров страхования (перестрахования). На первом этапе основной целью Комитета по МСФО было упорядочение и унификация понятия «договор страхования» и рисков, связанных с ним. МСФО 4 находится в разработке уже более 15 лет.

А. Б. Богопольский

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО, IASB) добился почти всемирного признания и принятия своего довольно тяжело доставшегося в непрекращающихся технических спорах и политических боях (основной костяк стандартов разрабатывали более чем тридцать лет) детища - МСФО, универсального комплекса стандартов финансовой отчетности.

А. С. Спиридонов

Информация о грядущих изменениях в стандартах необходима бухгалтерам и пользователям отчетности для планирования будущей работы и оценки влияния изменений на финансовую отчетность.

Р. С. Голованов

При подготовке отчетности по МСФО важную часть занимает расчет текущего и отложенного эффекта по налогу на прибыль, а также раскрытие в приложениях к финансовой отчетности дополнительной информации о налогах, которая имеет существенный характер.

Е. В. Асадова

МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» (далее МСФО (IFRS) 15) содержит новую модель признания выручки и предполагает значительное увеличение объема требований к раскрытию информации. Стандарт, безусловно, затронет и во многих случаях существенно изменит текущие подходы компаний к признанию выручки. Цель данной статьи — рассмотреть отдельные теоретические положения стандарта и проанализировать, как они повлияют на существующие подходы компаний к признанию выручки.

Приказ Минфина от 12 июля 2018 г. N 153н
В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1385; 2013, N 36, ст. 4578), по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, приказываю:
1. Ввести в действие на территории Российской Федерации документ Международных стандартов финансовой отчетности "Внесение изменений в программу, сокращение программы или погашение обязательств по программе (Поправки к МСФО (IAS) 19)" (приложение).
2. Установить, что документ Международных стандартов финансовой отчетности, указанный в пункте 1 настоящего приказа, вступает в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этом документе.
Поправки к МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам"
Абзац (i) подпункта (c) пункта 57 изложить в следующей редакции:
(i) стоимость услуг текущего периода (см. пункты 70 - 74 и пункт 122A);
Пункт 99 изложить в следующей редакции:
99 Когда организация определяет стоимость услуг прошлых периодов или прибыль, или убыток от погашения обязательств по программе, она должна провести переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами на основании текущей справедливой стоимости активов программы и текущих актуарных допущений, включая текущие рыночные процентные ставки и другие текущие рыночные цены, отражающих:
(a) вознаграждения, предлагаемые по программе, и активы программы до внесения в нее изменений, до ее сокращения или полного погашения обязательств по программе; и (b) вознаграждения, предлагаемые по программе, и активы программы после внесения в нее изменений, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе.
После пункта 101 включить пункт 101A следующего содержания:
101A Когда происходит изменение программы, ее сокращение или полное погашение обязательств по программе, организация должна признать и оценить стоимость услуг прошлых периодов или прибыль или убыток от погашения обязательств по этой программе в соответствии с пунктами 99 - 101 и пунктами 102 - 112. При этом организация не должна учитывать влияние предельной величины активов. Затем организация должна определить влияние предельной величины активов после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе и признать изменение данного влияния в соответствии с пунктом 57(d).
Подпункт (a) пункта 120 изложить в следующей редакции:
(a) стоимость услуг (см. пункты 66 - 112 и пункт 122A) в составе прибыли или убытка;
После пункта 122 включить пункт 122A и заголовок к нему следующего содержания:
Стоимость услуг текущего периода
122A Организация определяет стоимость услуг текущего периода на основании актуарных допущений, определенных на дату начала годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) по программе с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять стоимость услуг текущего периода применительно к оставшейся части годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, исходя из актуарных допущений, использованных для переоценки чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99(b).
Пункт 123 изложить в следующей редакции:
123 Организация определяет чистую величину процентов по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами путем умножения чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами на ставку дисконтирования, оговоренную в пункте 83.
После пункта 123 включить пункт 123A следующего содержания:
123A Для определения чистой величины процентов в соответствии с пунктом 123 организация должна использовать чистое (чистый) обязательство (актив) программы с установленными выплатами и ставку дисконтирования, определенные на дату начала годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять чистую величину процентов применительно к оставшейся части годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, с использованием:
(a) чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами, определенного в соответствии с пунктом 99(b); и (b) ставки дисконтирования, использованной для переоценки чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99(b).
При применении пункта 123A организация также должна учитывать изменения чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в течение периода в результате внесения взносов или выплаты вознаграждений.
Пункты 125 и 126 изложить в следующей редакции:
125 Доход от процентов по активам программы - компонент дохода от активов программы, который определяется путем умножения справедливой стоимости активов программы на ставку дисконтирования, оговоренную в пункте 123A. Организация определяет справедливую стоимость активов программы по состоянию на начало годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять доход от процентов за оставшуюся часть годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, на основе активов программы, использованных для переоценки чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99(b). При применении пункта 125 организация также должна учитывать изменения активов программы в течение периода в результате внесения взносов или выплаты вознаграждений. Разница между доходом от процентов по активам программы и доходом от активов программы включается в переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами.
126 Проценты по влиянию предельной величины активов - часть общего изменения влияния предельной величины активов, которая определяется путем умножения влияния предельной величины активов на ставку дисконтирования, оговоренную в пункте 123A. Организация определяет влияние предельной величины активов по состоянию на начало годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять проценты по влиянию предельной величины активов за оставшуюся часть годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, с учетом любых изменений влияния предельной величины активов, определенного в соответствии с пунктом 101A. Разница между суммой процентов по влиянию предельной величины активов и суммой общего изменения влияния предельной величины активов включается в переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами.
Подпункт (a) пункта 156 изложить в следующей редакции:
(a) стоимость услуг (см. пункты 66 - 112 и пункт 122A);
После пункта 178 включить пункт 179 следующего содержания:
179 Документом "Внесение изменений в программу, сокращение программы или погашение обязательств по программе" (поправки к МСФО (IAS) 19), выпущенным в феврале 2018 года, добавлены пункты 101A, 122A и 123A и внесены изменения в пункты 57, 99, 120, 123, 125, 126 и 156. Организация должна применять указанные поправки в отношении изменений программы, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, произошедших на дату или после начала первого годового отчетного периода, начинающегося 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.