Операции на открытом рынке происходят когда. Операции цб на открытом рынке

Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем лик­видных ресурсов коммерческих банков являются операции на откры­том рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денеж­ной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на цен­ные бумаги правительства достигается эффект колебания объема де­нежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государ­ственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кре­дитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.

Проведение на открытом рынке операций, известных под названи­ем политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.

Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целе­сообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кри­зиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерчес­ких банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгод­ной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и лик­видности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия цен­трального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгод­ными, чем условия предоставления кредитов населению и предприяти­ям нефинансового сектора.

Успеху политики открытого рынка способствует развитость инсти­тутов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь централь­ные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также пред­приятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-


Глава 8. Кредитно-денежное регулирование

кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.

Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Ан­глии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с кото­рыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг прави­тельства.

Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла при­менение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих бан­ков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществля­ют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скид­кой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммер­ческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглаше­ния РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на услови­ях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первич­ной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.

Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адек­ватного функционирования его механизмов.

На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:

Казначейские векселя;

Долговые обязательства правительства и местных органов власти;

Беспроцентные казначейские свидетельства;

Долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;

Особые векселя.

По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-


Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткос­рочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максималь­ный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил воз­можность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его дина­мики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обра­щаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

Бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

Новые инструменты государственного долга.

11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в зна­чительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финан­сов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..


Похожая информация.


  • 6. Предпосылки формирования и эволюция национальных денежных систем.
  • 7. Денежная система России и ее элементы.
  • 2] Виды денег и порядок их выпуска в обращение
  • 4] Порядок, ограничения и регулирования денежного обращения
  • 8. Элементы и эволюция мировой валютной системы.
  • 1. Парижская валютная система 1867г.
  • 2. Генуэзская валютная система 1922г.
  • 3. Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • 4. Ямайская валютная система 1976 г.
  • 9. Валютные зоны и валютные союзы.
  • 10. Денежный оборот: понятие, структура.
  • 11. Понятие и виды эмиссии денег.
  • 12. Принципы организации налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве.
  • 13. Структура безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств.
  • 14. Система безналичных расчетов и ее элементы.
  • 15. Формы международных расчетов.
  • 16. Особенности организации денежного оборота в Российской Федерации.
  • 17. Сущность и формы проявления инфляции.
  • 18. Виды инфляции и факторы ее возникновения.
  • 19. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 20. Государственная антиинфляционная политика и ее эффективность.
  • 21. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.
  • 22. Проблемы повышения покупательной способности рубля и укрепления денежного обращения в Российской Федерации.
  • 1) Общеэкономические
  • 2) Финансово-кредитные
  • 23. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
  • 24. Необходимость, сущность и функции кредита.
  • 25. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
  • 26. Формы и виды кредита в современной экономике. Свойства кредита.
  • 27. Рынок ссудных капиталов.
  • 28. Ссудный процент, его сущность, порядок исчисления.
  • 29. Понятие и элементы системы кредитования.
  • 30. Эволюция кредитной системы и формирование ее современной инфраструктуры.
  • 31. Виды кредитных учреждений и особенности организации их функционирования.
  • 32. Кредитный процесс и его стадии.
  • 33. Кредитные инструменты и технологии предоставления банковских ссуд.
  • 34. Обеспечение возвратности банковского кредита.
  • 36. Понятие банковской системы и ее элементов. Типы банковских систем.
  • 37. Современное состояние российской банковской системы и направления ее дальнейшего развития.
  • 38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
  • 39. Возникновение центральных банков и формы их организации.
  • 40. Правовой статус, функции и операции Центрального банка рф.
  • 41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
  • 42. Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики.
  • 43. Процентная политика Банка России.
  • 44. Валютная политика Банка России.
  • 45. Операции Банка России на открытом рынке.
  • 46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.
  • 47. Рефинансирование кредитных организаций Банком России.
  • 48. Содержание надзорной функции Банка России.
  • 49. Система страхования банковских депозитов.
  • 50. Возникновение, сущность и функции коммерческих банков.
  • 51. Виды пассивных операций российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 52. Активные операции российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 53. Внебалансовые операции российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 54. Принципы управления активами и пассивами коммерческих банков.
  • 55. Риски в банковской деятельности.
  • 56. Ликвидность банка: понятие и методы оценки.
  • 57. Методы управления ликвидностью коммерческих банков.
  • 58. Зависимость между ликвидностью, доходностью и риском финансовых инструментов.
  • 59. Доходы и расходы коммерческого банка. Формирование результатов деятельности коммерческого банка.
  • 60. Взаимоотношения коммерческого банка и органов банковского надзора.
  • 45. Операции Банка России на открытом рынке.

    Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом Директоров Банка России.

    Операции на открытом рынке подразделяют на:

      операции купли-продажи;

      операции с обратным выкупом (операции РЕПО).

    Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный Банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращения свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

    Банк России применяет для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги: ГКО – государственные краткосрочные облигации и ОФЗ – облигации федерального займа.

    Портфель ОФЗ состоит из инвестиционного и торгового портфелей, а также ценных бумаг, приобретенных с обязательством обратной продажи (сделки РЕПО).

    Инвестиционный портфель включает ценные бумаги, которые Банк России намерен удерживать в течение неопределенного периода времени.

    Ценные бумаги, находящиеся в торговом портфеле Банка России, представляют собой ценные бумаги, с которыми Банк России намерен проводить операции купли - продажи на рынке ценных бумаг.

    Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

    Операции РЕПО : Экономический смысл операций РЕПО состоит в том, что одна сторона, имеющая некоторый избыток денежных средств, предоставляет их на время другой стороне за определенную плату. При этом первоначальный владелец денежных средств получает в качестве обеспечения ценные бумаги. Таким образом, операция РЕПО выступает как кредитование под ценные бумаги. Право собственности поочередно переходит от одной стороны к другой.

    46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.

    Политику резервных требований Банк России использует какмеханизм регулирования общей ликвидности банковской системы идля контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора . Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

    Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путемувеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

    Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка , позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функциюстрахового резерва . В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

    Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается . На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации ,быть единовременно изменены более чем на пять пунктов , при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

    [С 1 марта 2013 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФсоставляет:

      по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %;

      по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %;

      по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %.]

    Ключевые слова: ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ; ЛИКВИДНОСТЬ; БАНК РОССИИ; КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА; АУКЦИОНЫ; OPERATIONS ON THE OPEN MARKET; THE LIQUIDITY; THE BANK OF RUSSIA; KEY RATE; AUCTIONS.

    Аннотация: В статье рассмотрены операции, относящиеся к операциям Банка России на открытом рынке, проанализированы данные об операциях на открытом рынке, проводившиеся Банком России в 2013-2016 гг.

    Операции на открытом рынке являются частью механизма регулирования ликвидности банковской системы, которое центральный банк осуществляет, руководствуясь целями денежно-кредитной политики, а также соображениями обеспечения устойчивости банковской системы.

    По экономической сущности операции на открытом рынке представляют собой операции кредитного характера по предоставлению ликвидности банкам, а также депозитные операции по изъятию ликвидности банков, которые проводятся по решению Центрального Банка на единых для всех допущенных к операциям кредитных организаций.

    В Российской Федерации основным государственным органом, отвечающим за проведение монетарной политики, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), политика которого проводится в режиме инфляционного таргетирования и направлена на снижение инфляции до 4% и дальнейшее ее поддержание вблизи этого уровня .

    Для этого используется широкий перечень инструментов монетарного регулирования, закрепленный в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , однако фактически в современных условиях основным механизмом воздействия Банка России на экономику является изменение ключевой ставки, которая, в свою очередь определяется по итогам аукционов, проводимых на условиях операций открытого рынка .

    К их числу относятся:

    — основные аукционные операции – аукционы по предоставлению/изъятию ликвидности на условиях РЕПО или депозитные аукционы на срок 1 неделя;

    — операции «тонкой настройки» — аукционы РЕПО на срок от 1 до 6 дней, аукционы СВОП на срок от 1 до 2 дней, а также депозитные аукционы на срок от 1 до 6 дней

    — дополнительные аукционные операции по предоставлению ликвидности со сроками от 1 недели до 36 месяцев, проводимые в форме аукционов по предоставлению обеспеченных различными активами кредитов.

    Динамика объемов аукционных операций РЕПО Банка России, и уровень средних ставок по результатам таких аукционов, которые, в целом, соответствуют уровню ключевой ставки Банка России, отражены на рисунке 1. На рисунке видно, что объемы предоставления ликвидности банкам в рамках аукционов РЕПО существенно возросли в период 2013-2015 гг., что отражает рост спроса на ликвидность со стороны банков, существенно возросли ставки по этим операциям (рис. 1).

    Это, по нашему мнению, связано с особенностями возникшей в России в 2015 году экономической ситуации. В связи с началом долгосрочного падения мировых цен на углеводороды, от экспорта которых в значительной мере зависит экономическое развитие России, упали темпы экономического роста, ухудшилась ситуация в реальном секторе экономики, произошла масштабная девальвация рубля и автоматический всплеск инфляции. В 2014 году были введены экономические санкции против России, в частности перекрывшие доступ предприятиям и банкам к внешнему финансированию.

    Как следствие, в банковской системе Российской Федерации, начиная с конца 2014 года, возникли проблемы с ликвидностью, которые Банк России называет проблемами структурными, связывая с развитием структурного экономического кризиса, а также с ограничением доступа к внешнему финансированию в связи с введением санкций . Для решения этих проблем Банк России увеличил объемы поддержки ликвидности с помощью аукционных операций РЕПО (рис. 1).

    Впоследствии объемы ликвидности, предоставляемые банкам с помощью операций на открытом рынке и других инструментов Банка России снижались, ставки по этим операциям сохраняются на относительно стабильном уровне, что, на наш взгляд, свидетельствует о нормализации ситуации с ликвидностью в банковском секторе.

    Таким образом, в Российской Федерации к операциям на открытом рынке относятся аукционные операции, проводимые Банком России: операции РЕПО и депозитные со сроком 1 неделя; операции «тонкой настройки»; операции по предоставлению кредитов, обеспеченных ценными бумагами и иными активами, и поручительствами банков на более длительные сроки. Среди них основными являются аукционы, по размещению ликвидности на условиях РЕПО, проводимые раз в неделю, и депозитные аукционы по изъятию ликвидности.

    По итогам аукционных операций РЕПО, проводимых на условиях открытого рынка определяется ключевая ставка Банка России, изменение которой является основным инструментом монетарного регулирования в Российской Федерации в современных условиях.

    Анализ данных об операциях на открытом рынке, проводившихся Банком России в 2013-2016 гг. показал, что их объемы существенно возросли в конце 2014 — начале2015 гг. в связи с возникновением проблем с ликвидностью, вызванных, в частности, ухудшением макроэкономической ситуации в Российской Федерации в этот период. После принятия Банком России мер, направленных на преодоление данной проблемы объем операций на открытом рынке нормализовался.

    Список литературы

    1. Горюнов Е., Дробышевский С., Трунин П. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. 2015. — № 4. — С. 53-85.
    2. Итоги аукционов РЕПО в рублях и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли // [эл. ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=repо
    3. Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Денежное обращение и банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 127 с.
    4. Агапова Т.Н., Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – 165 с.
    5. Общее описание порядка проведения депозитных операций [эл. ресурс] //Режим доступа: http://www.cbr.ru
    6. Операции РЕПО Банка России // [эл. ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru
    7. Вихарева, Е.В. Правовые аспекты стресс тестирования коммерческих банков России в целях осуществления банковского надзора / Е.В. Вихарева // О соотношении частного и публичного в праве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Вологда: Филиал МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2012. – С. 72-76
    8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов / Одобрено Советом директоров Банка России 11.11.2016 // [эл. ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017(2018-2019).pdf
    9. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. – М.: Банк России, 2015. – 120 с.
    10. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
    11. Система инструментов денежно-кредитной политики Банка России // [эл.ресурс] http://www.cbr.ru
    12. Вихарева Е.В. Новые подходы к обеспечению устойчивости банков в кризисных условиях / Е.В. Вихарева // Управление и экономика в условиях модернизации: опыт и перспективы РАНХиГС при Президенте РФ, Вологодский филиал. — Вологда, 2012. – С.44-47
    13. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 03.07.2016
    14. Дойникова Е.Ю., Советова Н.П. Государственная поддержка органов местного самоуправления // Актуальные вопросы развития современного общества. Т1. – Курск. — 2014. — С. 55-58.
    15. Аксютина С.В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России / С.В. Аксютина, Е.В. Вихарева, А.Ю. Железяков // Институциональные реформы: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2007. – С. 65-72
    16. Советова Н.П. Структурно-сопоставимая оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. – 2014. — №2 (50). – С.254-257.
    17. Вихарева Е. В. Методические основы оценки кредитного риска на основе отчётности коммерческого банка / Е. В. Вихарева, А.И.Немеш // Наука и современность: сборник статей / Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 12-19

    Процесс

    Поскольку большая часть денег в наше время существует в электронном виде, а не в виде банкнот и монет, операции на открытом рынке производятся путём увеличения (кредитование ) или уменьшения (дебетование ) объёма базовых денег (денежная база) на резервном счету банка в центральном банке. Таким образом, процесс не требует печати новой валюты. Однако, он увеличивает обязательство центрального банка напечатать деньги, если коммерческому банку потребуются банкноты в обмен на уменьшение электронного баланса.

    Когда присутствует повышенный спрос на базовые деньги, центральный банк должен предпринять действия, если он желает удержать краткосрочные процентные ставки у целевого уровня. Он делает это путём увеличения предложения базовых денег. Центральный банк выходит на открытый рынок, чтобы купить финансовый актив (государственные облигации, иностранную валюту или другие сравнительно стабильные активы). Чтобы заплатить за актив, центральный банк создаёт новые базовые деньги и кредитует ими счёт банка-продавца актива. Таким образом увеличивается денежная база в экономике. И наоборот, если центральный банк продаёт активы на открытом рынке, соответствующая сумма базовых денег списывается со счёта банка-покупателя, таким образом денежная база сокращается.

    Возможные цели

    • При инфляционном таргетировании операции на открытом рынке используются для поддержания определённой краткосрочной процентной ставки на долговых рынках. Целевое значение ставки периодически изменяется, чтобы удерживать инфляцию внутри установленного коридора. Однако, другие варианты монетарной политики также используют операции на открытом рынке: Федеральная резервная система , Банк Англии и Европейский центральный банк используют операции на открытом рынке для достижения своих процентных ставок.
    • Кроме целевого уровня процентных ставок могут быть другие целевые индикаторы при операциях на открытом рынке. Целью может быть сокращение денежной массы, как в конце 1970-х - начале 1980-х в США при председательстве Пола Волкера .
    • При валютном совете операции на открытом рынке используются для поддержания фиксированного обменного курса по отношению к иностранной валюте.

    Специфика в разных странах

    Соединенные Штаты Америки

    Деньги создаются и уничтожаются с изменением резервного счёта коммерческого банка в ФРС. Федеральный резерв проводит операции на открытом рынке с 1920-х годов через Отдел открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке . Операции на открытом рынке также являются одним из способов контроля инфляции: продажа государственных облигаций коммерческим банкам уменьшает их возможность выдавать кредиты, таким образом часть денег изымается из циркуляции.

    Еврозона

    Российская Федерация

    Банк России также имеет возможность совершать операции с корпоративными облигациями и акциями (с последними только в рамках операций РЕПО); покупать гособлигации банк может только на вторичном рынке в целях недопущения прямого финансирования бюджета. Торговлю госбумагами Центробанк может осуществлять через соответствующую секцию ММВБ , либо на внебиржевом рынке, при этом контрагентами должны выступать только российские кредитные организации.

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Операции на открытом рынке" в других словарях:

      - (open market operations) Покупка или продажа правительством облигаций (особо надежных ценных бумаг) за деньги. Является основным средством осуществления денежной политики (monetary policy) в промышленно развитых странах. Покупая (или продавая)… … Словарь бизнес-терминов

      - (open market operations) Покупка или продажа правительством облигаций (особо надежных ценных бумаг) за деньги. Является основным средством осуществления денежно кредитной/ монетарной политики (monetary policy) в промышленно развитых странах.… … Финансовый словарь

      - (open market operations) Покупка или продажа ценных бумаг центральным банком как средство изменения процентных ставок и денежной массы. Является одним из основных инструментов денежно кредитной политики (monetary policy). Если центральный банк… … Экономический словарь

      ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ - метод денежно кредитной политики государства, заключающийся в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Используется для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных… … Юридическая энциклопедия

      операции на открытом рынке - Покупка или продажа правительством облигаций (особо надежных ценных бумаг) за деньги. Является основным средством осуществления денежно кредитной/монетарной политики (Monetary policy) в промышленно развитых странах. Покупая (или продавая)… … Справочник технического переводчика

      Один из основных инструментов (методов) денежно кредитной политики ЦБ РФ. Представляют собой куплю продажу казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами (с… … Юридический словарь

      операции на открытом рынке - Деятельность, с помощью которой Департамент ценных бумаг Федерального резервного банка Нью Йорка (Securities Department of the Federal Reserve Bank of New York) часто называемый DESK исполняет инструкции Федерального комитета по операциям на… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    Р Е Ф Е Р А Т

    Тема: «Операции Центрального Банка на открытом рынке»


    ВВЕДЕНИЕ - 3

    1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ,

    СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ - 4

    2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ - 12

    3. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА ОТКРЫТОМ

    РЫНКЕ - 14

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 23

    ЛИТЕРАТУРА - 24

    ВВЕДЕНИЕ

    Формирование современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.

    Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.

    Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем.

    Вторая задача Центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.

    Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.

    В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

    Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

    Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.

    2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ,

    СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

    История первого государственного банка России начинается еще в ХХУШ веке. В 1769 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы первые ассигнационные банки, которые в 1786 г. трансформировались в единый Государственный ассигнационный банк. Главная задача нового банка состояла в кредитовании расходов правительства посредством выпуска бумажных денег, получивших название ассигнаций.

    По уставу 1860 года управление всеми операциями возлагалось на Правление банка, а согласно уставу 1894 г. Государственный банк был подчинен лично министру финансов. Управление банком возлагалось на Совет банка и на Управляющего банком.

    Декретом советской власти от 14 декабря 1917 г. о национализации банков банковское дело объявлялось государственной монополией, ипотечные банки были ликвидированы, акционерные и частные банки, а затем и остальные кредитные учреждения присоединены к Государственному банку, который стал называться Народным банком РСФСР, который прекратил свое существование 19 января 1920г. и в соответствии с декретом СНК был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление в ведении Наркомфина.

    Однако, уже переход к новой экономической политике привел к частичному восстановлению кредитно-банковской системы. Так 3 октября 1921г. был принят Декрет СНК и постановление ВЦИК от 10 октября 1921г. о создании Государственного Банка РСФСР.

    В дальнейшем был проведен ряд преобразований кредитно-банковской системы, которые сводились к структурным изменениям.

    Согласно ст.6 Конституции СССР (1936г.) банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов государственной власти.

    Начало коренных преобразований ознаменовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усиления их воздействия на повышение эффективности экономики».

    Была создана новая система банков, определены основные направления и сферы их деятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банк СССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый и расчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.

    Последним этапом перехода к новой двухуровневой банковской системе было принятие Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона «О банках и банковской деятельности» и «Закона о Государственном банке СССР». Однако эти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность в стране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом РСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковской системы России (Центральный банк – коммерческие банки).

    Сегодняпринципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации , Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

    Понятие Центральный Банк стали употреблять в связи с расширением функций банков.

    Местонахождение Центрального Банка России – г.Москва.

    Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

    Центральный Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

    В систему ЦБ РФ входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

    В соответствии статьи 2 Закона Уставный капитал и иное имущество ЦБР являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

    Высшим органом Центрального Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

    Совет директоров выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

    2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

    3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

    4) определяет структуру Банка России;

    5) принимает решения:

    О создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

    Об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

    О величине резервных требований;

    Об изменении процентных ставок Банка России;

    Об определении лимитов операций на открытом рынке;

    Об участии в международных организациях;

    Об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    О купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    О применении прямых количественных ограничений;

    О порядке формирования резервов кредитными организациями;

    6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

    7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и другие функции согласно своей компетенции.

    Основными целями деятельности ЦБ РФ являются (статья 3 Закона):

    Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

    Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

    Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

    Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

    Кроме вышеперечисленных целей и задач, Центральный Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

    В соответствии действующим законодательством Российской Федерации:

    Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

    Назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;

    Назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);

    Представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

    Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;

    Проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей и др.

    Относительно к экономике Российской Федерации в соответствии статьи 4 Закона основными функциями Центрального Банка Российской Федерации являются:

    1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

    7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

    8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

    10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

    11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    14)для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

    Важным звеном банковской системы Российской Федерации является расчетно-кассовый центр.

    Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурным подразделением Главного управления Банка России по республике, входящей в состав РФ, автономной области, автономному округу, краю, области, городам Москва и Санкт-Петербург.

    Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация производятся с разрешения Банка России на основании приказа начальника соответствующего Главного управления. В зависимости от числа обслуживаемых организаций, уровня автоматизации, объема операций, условий связи, территориальной отдаленности и других факторов могут создаваться районные и межрайонные РКЦ.

    В РКЦ открываются корреспондентские счета банкам, счета по учету доходов и расходов бюджета, пенсионного фонда, фонда стабилизации экономики и других фондов, переводные счета предприятиям Минсвязи, Госстраха, Сбербанка, счета бюджетным организациям, а также счета, временно открываемые другим юридическим лицам.

    В РКЦ могут открываться корреспондентские субсчета филиалами банков с согласия Главного управления, в котором открыты счета этим банкам.

    На РКЦ возлагаются функции по хранению ценностей резервных фондов денежных билетов и монеты (в дальнейшем - резервные фонды) и оборотной кассы, а также по кассовому обслуживанию банков и других юридических лиц.

    РКЦ по поручению Главного управления осуществляет операции, связанные с реализацией облигаций государственных займов, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг, их погашением и выплатой процентов по ним.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.

    Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами, а в случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

    Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

    ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

    Рассмотрим основные инструменты с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

    Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

    1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

    2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

    3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

    4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

    5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

    6) нормативы ликвидности кредитной организации;

    7) нормативы достаточности капитала;

    8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

    9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

    10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

    11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

    12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

    Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

    Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России.

    Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

    Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

    Один из основных экономических методов регулирования объема находящейся в обращении денежной массы является определение норм обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками или кредитными учреждениями в Центральном банке России.

    Депонирование части средств, привлеченных коммерческими банками или кредитными учреждениями, в фонде обязательных резервов имеет целью обеспечение денежно-кредитного регулирования путем поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

    Через депонирование средств в фонде обязательных резервов коммерческие банки или кредитные учреждения содействуют выполнению Центральным Банком России основных направлений денежно-кредитного регулирования и осуществлению антиинфляционных мер.

    Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных коммерческим банком или кредитным учреждением.

    Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

    Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

    И наконец только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием Центрального Банка практически к нулю.

    3. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

    НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

    Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

    В состав пассивных операций Центрального банка России входят формирование их уставных капиталов, эмиссия денег, хранение денежных средств государственных местных бюджетов и резервов коммерческих банков.

    В группу активных операций Центрального банка России входят кредитование коммерческих банков, расходов государства, покупка золота и иностранной валюты. По этим каналам эмиссионные ресурсы Центрального Банка поступают в денежное обращение соответствующих стран.

    Заметим, что постепенно методы денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального Банка, получившие название операций на открытом рынке.

    Под операциями Центрального Банка на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (статья 39).

    Под валютными интервенциями Центрального Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (статья 40).

    Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

    Операции на открытом рынке различаются в зависимости от -

    условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

    объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

    срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

    сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

    способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

    Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

    По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

    Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.

    Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

    Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного

    регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

    Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

    Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

    При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

    Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

    Центральный Банк пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

    Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

    Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

    Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

    Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37).

    По характеру экономических процессов и условий их осуществления операции Центрального банка принципиально отличались от предшествующих лет. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, но и период формирования новых экономических реалий.

    Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

    Позитивное влияние на состояние совокупного спроса в экономике оказала динамика инвестиций в основной капитал. Их объем увеличился в январе т.г. по сравнению с январем 1999 г. на 4,5%. Инвестиционная активность определялась в первую очередь сохранением относительно стабильного финансового положением предприятий. Продолжившийся рост производства в машиностроении и промышленности строительных материалов свидетельствовал о растущем спросе на инвестиционную продукцию.

    Динамика макроэкономических показателей за период 2000-2002 гг - умеренный рост потребительских цен, увеличение производства многих видов товаров и услуг, относительно стабильное финансовое положение предприятий - в целом свидетельствовала о преобладании в российской экономике позитивных тенденций.

    Таким образом, политика Банка России на внутреннем валютном рынке осуществляется в контексте принципов денежно-кредитного регулирования.

    Основными операционными задачам на открытом рынке, на решении которых было сосредоточено внимание Центрального Банка России, являлись:

    1. Активное использование обменного курса рубля в качестве инструмента корректирования инфляционных ожиданий и влияния на уровень инфляции. Установление границ отклонений валютного курса от согласованных с правительством Российской Федерации пределов, т. е. проведение предсказуемой политики валютного курса (политика “валютного коридора”).

    2. Сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту.

    3. Развитие инфраструктуры межбанковского валютного рынка Российской Федерации с целью оптимизации формирования рыночного спроса и предложения на иностранную валюту на всех его институциональных и территориальных сегментах, обеспечения гарантии внутренней конвертируемости рубля по текущим валютным операциям.

    4. Формирование и управление золотовалютными резервами с целью обеспечения высокого уровня международной ликвидности и гарантирования интервенций Банка России для регулирования динамики валютного курса в пределах заданной траектории.

    ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

    От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

    Для осуществления своих функций на открытом рынке Центральный Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

    Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

    Золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

    Иностранная валюта;

    Векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

    Государственные ценные бумаги.

    Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

    В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2000 - 2003 годы определен прирост денежной массы, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.

    Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса.

    В 2000-2003 гг. Центральный Банк России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой.

    Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга.

    В период 2000-2003 гг. году усилия Центрального Банка России направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно-кредитной политики на открытом рынке, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем, а также соответствующей потребностям в расширении возможностей получения кредитов от банков реальным сектором экономики и населением.

    В целях повышения привлекательности кредитования банками предприятий реального сектора экономики Центральный Банк Российской Федерации разрабатывает не только механизмы рефинансирования банков под векселя, закладные и кредитные договоры, при дальнейшем развитии действующиех кредитных и депозитных механизмов Банка России, но и операции Банка России на открытом рынке.

    Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

    Анализируя показатели за период 2000-2001 гг., видим, что инфляция в российской экономике составила 2,3% - цены на продовольственные товары в среднем за месяц возросли на 2,2%, цены на платные услуги выросли на 3,4%, при этом наиболее высокими темпами росли цены на услуги связи, наибольший рост цен отмечался на транспорте. Прирост тарифов на грузовые перевозки составил за этот период 13,7%.

    Безусловно, наблюдаются определенные трудности на рынке внешних долговых обязательств России, где имеет место тенденция к снижению доходности по всем видам ценных бумаг (наиболее показательным в этом отношении было снижение доходности по ОВВЗ: в частности, доходность 4 транша - погашение в мае 2003 г. - за год снизилась с 32% до 10% годовых, доходность еврооблигаций с погашением в 2003 году понизилась с 15% до 6,5% годовых), в январе 2002 года котировки всех российских ценных бумаг резко выросли. В частности, доходность к погашению по ОВВЗ опустилась с 10–13% до 7,5–12% годовых, а по еврооблигациям – до 4,7–11% годовых. Такой рост цен российских долговых обязательств объясняется преимущественно ростом спроса на них со стороны международных инвестиционных фондов.

    Продолжается рост курс доллара, начавшийся в середине декабря 2001 года. В дальнейшем атаки на курс рубля продолжились, в настоящее время курс доллара составляет в среднем 31 рубль 50 коп.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Центральным звеном денежной политики государства является Центральный Банк России. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

    Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

    Основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.

    Банк Росии сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.

    Вне зависимости от видов используемых расчетов центральный банк в проведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы, которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостность системы и ее эффективность, однако достижение поставленных целей по операциям Центрального Банка на открытом рынке зависит от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

    ЛИТЕРАТУРА

    2. Конституция СССР 1936 г. с изм. и доп., принятыми на I и II сессиях Верховного Совета СССР 3 созыва. -М., Госюриздат, 1951.

    3. Федеральный закон РФ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ от 5 февраля 1996 г. N 6, ст. 492.

    5. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1.

    6. Инструкция ЦБ РФ от 16.07.93 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» (с изм. и доп.).

    7. Временное типовое положение о расчетно-кассовом центре территориального Главного управления Центрального банка РСФСР (Банка России) // «Бизнес и Банки», № 25, -1992.

    8. Положение ЦБ РФ от 6.03.98 г. № 19-П «О порядке предоставления Банком России крдитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с изм. и доп.).

    9. Положение ЦБ РФ от 30.03.96 г. № 37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ (с изм. и доп.).

    10. Андрюшин С.А. «Истоки и эволюция кредитного хозяйства России» // Банковское Дело №9 -1995.

    11. Борисов С. М. Комментарий новых законов «Федеральный закон о изменениях и дополнениях в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Деньги и кредит №11. -1995.

    12. Банковское дело. / под ред. В.И. Колесниковой и Л.П.Кроливецкой. Учеб.пособ.М., «Финансы и статистика»,1999 г.

    13. Государственный Банк и коммерческий кредит // Банковские услуги №№ 8, 9, 10, 11, 12 -1995.

    14. «Деньги, кредит, банки» под ред.О.И.Лаврушина. Учебное пособие.М., «Финансы и статистика»,1999.

    15. Парамонова Т.В. Денежно-кредитная политика Центрального Банка и его роль в достижении макроэкономической стабилизации. // Деньги и кредит №10. -1995.

    16. Подборка журналов «Деньги» и «Эксперт», январь-июнь 2002 г.

    17. «Рынок ГКО. Два года существования.» // Вестник Банка России 23.05.95

    18. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России / -М.: «Дело Лтд» -1995.

    19. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.: «Проспект»,2000.

    20. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,1998.

    Челноков В.А. Банки и банковские операции.-М.:Высшая школа, 1998, с.23. ст.16