Операции на открытом рынке ценных бумаг. Операции на открытом рынке — это оперативный и действенный метод воздействия на денежную массу

Операция на открытом рынке - , совершаемая на официальном уровне Центральным банком страны. Суть - проведение операции с активами (ценными бумагами) в банковской системе. Краткая аббревиатура - ООР.


Немаловажный момент - механизм проведения ООР. В большинстве случаев государство прибегает к аукционным торгам, о которых уже упоминалось выше. Здесь, в зависимости от текущей ситуации на финансовых рынках, может использоваться два варианта аукционов :

1. Особенность первого способа в том, что ЦБ объявляет размер ставки процента, по которой он готов предъявить коммерческим банкам средства в форме покупки государственных активов на определенный период. В частности, данная ставка может зависеть от средней ставки по депозитам на межбанке и соответствующего периода (1-2 месяца).

Коммерческие банки принимают решение о поводу объема ценных бумаг, которые они могут реализовать ЦБ по указанной ставке. Далее в ЦБ направляются заявки, которые сортируются и вводятся в специальное устройство. После заявки суммируются с учетом оценки потребностей экономики страны в кредитах, а также необходимости корректировки объема денежной массы.

К примеру, по заявкам коммерческих структур общая цена активов, которые они готовы реализовать ЦБ по установленной последним ставке - 20 млрд. рублей. При этом ЦБ оценил текущую ситуацию и принял решение о необходимости привлечения лишь 10 миллиардов рублей для покрытия потребностей экономики, то есть всего половины предложенной коммерческими банками суммы. В такой ситуации заявки будут удовлетворены, но только на 50%.

Применение такого варианта проведения ООР, а также такого способа организации аукциона позволяет добиться максимальной стабильности на рынке и избежать серьезных колебаний процента на межбанке.

2. Второй вариант ООР актуален в ситуации, когда на денежном рынке имеет место нестабильная ситуация. В этом случае ЦБ не устанавливает заблаговременно ставку процента по покупаемым ценным бумагам. В свою очередь, коммерческие банки должны не только прописать объем активов, которые они готовы реализовать на конкретный срок, но и размер ставки процента. При определении последнего показателя каждый банк исходит из своих возможностей и предпочтений.

Как и в первом варианте, Центральный банк собирает поступившие заявки, проводит их анализ и принимает решение с учетом текущих задач в отношении финансово-кредитной политики. При этом цель ЦБ - определить предел ставок, которые будут оптимальны для покупки активов.

Заявки коммерческих структур на продажу активов ЦБ (как и в ситуации с первичной подпиской векселей Центральным банком) должны удовлетворяться по ставке процента, который указан в заявке. Исключением могут быть лишь те варианты, когда размер ставки процента стал ниже минимально установленного аукционом процента. Заявки, в которых прописывается минимальная ставка ЦБ, могут удовлетворяться лишь частично (с учетом определенной пропорции к общей цене предложенных к реализации активов).


Операции по скупке долговых активов на фиксированный срок (с учетом обратной продажи) позволяют ЦБ не только увеличить размеры кредитных запасов коммерческих банков и «влить» дополнительные средства в финансовый сектор, но и лимитировать общие объемы экспансии путем изъятия средств из кредитной системы.

Как уже отмечалось, сделки на открытом рынке проводятся ЦБ с определенной регулярностью в неизменный день недели. При этом сутки, когда проводится обратная продажа, должны быть в соответствии с днем приобретения новой партии долговых бумаг у коммерческих структур. Следовательно, если величина обратной продажи ранее приобретенных бумаг больше объема покупки новой партии, то на практике это может означать лимитирование объема кредитных ресурсов банка.

ООР могут осуществляться ЦБ в нерегулярном режиме (время от времени), когда появляется необходимость в расширении или ограничении объема денежных средств в обороте. В такой ситуации ЦБ может совершать продажу или покупку ценных бумаг. В роли контрагентов могут выступать коммерческие банки, АО и ООО, имеющие соответствующую лицензию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

3.2.4. Операции на открытом рынке

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности ком­мерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что цен­тральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресур­сов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвид­ность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на от­крытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно об­ращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен. Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируе­мые органами власти:

долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Банк Испании, Европей­ский центральный банк);

финансовые векселя (Банк Англии, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);

облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка

и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк созда­ет выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государ­ственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на от­крытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковремен­ным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида опе­раций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Пря­мые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), централь­ный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные.

Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода опера­ций используются сделки РЕПО.

Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финан­сового кризиса 1998 года. Предметом сделок были государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ).

Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России. То есть сделки заклю­чались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств. После кризиса Банк Рос­сии разрешил проведение междилерского РЕПО - заключение сделок РЕПО с ГКО - ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям. Предпола­галось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Применение операций открытого рынка как инструмента денежно- кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и сте­пени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. После финансового кри­зиса 1998 года Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле Центрального банка РФ государственных бумаг, пользую­щихся спросом. Их возобновление будет зависеть от принятия Правительством РФ решения о переоформлении достаточной части портфеля в бумаги с рыночными характеристиками.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигация­ми. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем неболь­шие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использо­вать их как базовый инструмент для операций. Все чаще стал обсуждаться во­прос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом. В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от неко­торых субъектов Российской Федерации. Эти эмитенты обращаются в Централь­ный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень цен­ных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно да­ет положительный результат. Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбард­ный список Центрального банка Российской Федерации - список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО. Это может вызвать повы­шение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно. При малейшем небла­гоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабиль­ность рынка ценных бумаг. Во избежание такой ситуации на рынке ценных бумаг он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои опе­рации. Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно ос­тавлять в ломбардном списке.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг Московского межбанковского центра. Любые другие операции с эмиссионными ценными бу­магами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участни­ка фондового рынка.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует «операции РЕПО». Банк России может предоставить денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т.е. когда обязательства больше, чем требования) взамен го­сударственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по дру­гой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной по­литики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвид­ности рынка государственных ценных бумаг.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Операции Центрального Банка на открытом рынке»


ВВЕДЕНИЕ - 3

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ,

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ - 4

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ - 12

3. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА ОТКРЫТОМ

РЫНКЕ - 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 23

ЛИТЕРАТУРА - 24

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.

Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.

Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем.

Вторая задача Центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.

Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.

В целях поддержания конъюнктуры рынка государство использует кредиты для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.

2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ПОНЯТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ,

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

История первого государственного банка России начинается еще в ХХУШ веке. В 1769 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы первые ассигнационные банки, которые в 1786 г. трансформировались в единый Государственный ассигнационный банк. Главная задача нового банка состояла в кредитовании расходов правительства посредством выпуска бумажных денег, получивших название ассигнаций.

По уставу 1860 года управление всеми операциями возлагалось на Правление банка, а согласно уставу 1894 г. Государственный банк был подчинен лично министру финансов. Управление банком возлагалось на Совет банка и на Управляющего банком.

Декретом советской власти от 14 декабря 1917 г. о национализации банков банковское дело объявлялось государственной монополией, ипотечные банки были ликвидированы, акционерные и частные банки, а затем и остальные кредитные учреждения присоединены к Государственному банку, который стал называться Народным банком РСФСР, который прекратил свое существование 19 января 1920г. и в соответствии с декретом СНК был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление в ведении Наркомфина.

Однако, уже переход к новой экономической политике привел к частичному восстановлению кредитно-банковской системы. Так 3 октября 1921г. был принят Декрет СНК и постановление ВЦИК от 10 октября 1921г. о создании Государственного Банка РСФСР.

В дальнейшем был проведен ряд преобразований кредитно-банковской системы, которые сводились к структурным изменениям.

Согласно ст.6 Конституции СССР (1936г.) банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов государственной власти.

Начало коренных преобразований ознаменовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усиления их воздействия на повышение эффективности экономики».

Была создана новая система банков, определены основные направления и сферы их деятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банк СССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый и расчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.

Последним этапом перехода к новой двухуровневой банковской системе было принятие Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона «О банках и банковской деятельности» и «Закона о Государственном банке СССР». Однако эти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность в стране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом РСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковской системы России (Центральный банк – коммерческие банки).

Сегодняпринципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации , Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Понятие Центральный Банк стали употреблять в связи с расширением функций банков.

Местонахождение Центрального Банка России – г.Москва.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Центральный Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

В систему ЦБ РФ входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

В соответствии статьи 2 Закона Уставный капитал и иное имущество ЦБР являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Высшим органом Центрального Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

О создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

Об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

О величине резервных требований;

Об изменении процентных ставок Банка России;

Об определении лимитов операций на открытом рынке;

Об участии в международных организациях;

Об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

О применении прямых количественных ограничений;

О порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и другие функции согласно своей компетенции.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются (статья 3 Закона):

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Кроме вышеперечисленных целей и задач, Центральный Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

В соответствии действующим законодательством Российской Федерации:

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

Назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;

Назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);

Представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;

Проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей и др.

Относительно к экономике Российской Федерации в соответствии статьи 4 Закона основными функциями Центрального Банка Российской Федерации являются:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14)для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Важным звеном банковской системы Российской Федерации является расчетно-кассовый центр.

Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурным подразделением Главного управления Банка России по республике, входящей в состав РФ, автономной области, автономному округу, краю, области, городам Москва и Санкт-Петербург.

Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация производятся с разрешения Банка России на основании приказа начальника соответствующего Главного управления. В зависимости от числа обслуживаемых организаций, уровня автоматизации, объема операций, условий связи, территориальной отдаленности и других факторов могут создаваться районные и межрайонные РКЦ.

В РКЦ открываются корреспондентские счета банкам, счета по учету доходов и расходов бюджета, пенсионного фонда, фонда стабилизации экономики и других фондов, переводные счета предприятиям Минсвязи, Госстраха, Сбербанка, счета бюджетным организациям, а также счета, временно открываемые другим юридическим лицам.

В РКЦ могут открываться корреспондентские субсчета филиалами банков с согласия Главного управления, в котором открыты счета этим банкам.

На РКЦ возлагаются функции по хранению ценностей резервных фондов денежных билетов и монеты (в дальнейшем - резервные фонды) и оборотной кассы, а также по кассовому обслуживанию банков и других юридических лиц.

РКЦ по поручению Главного управления осуществляет операции, связанные с реализацией облигаций государственных займов, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг, их погашением и выплатой процентов по ним.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.

Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами, а в случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Рассмотрим основные инструменты с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Один из основных экономических методов регулирования объема находящейся в обращении денежной массы является определение норм обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками или кредитными учреждениями в Центральном банке России.

Депонирование части средств, привлеченных коммерческими банками или кредитными учреждениями, в фонде обязательных резервов имеет целью обеспечение денежно-кредитного регулирования путем поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Через депонирование средств в фонде обязательных резервов коммерческие банки или кредитные учреждения содействуют выполнению Центральным Банком России основных направлений денежно-кредитного регулирования и осуществлению антиинфляционных мер.

Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных коммерческим банком или кредитным учреждением.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

И наконец только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием Центрального Банка практически к нулю.

3. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

В состав пассивных операций Центрального банка России входят формирование их уставных капиталов, эмиссия денег, хранение денежных средств государственных местных бюджетов и резервов коммерческих банков.

В группу активных операций Центрального банка России входят кредитование коммерческих банков, расходов государства, покупка золота и иностранной валюты. По этим каналам эмиссионные ресурсы Центрального Банка поступают в денежное обращение соответствующих стран.

Заметим, что постепенно методы денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального Банка, получившие название операций на открытом рынке.

Под операциями Центрального Банка на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (статья 39).

Под валютными интервенциями Центрального Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (статья 40).

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от -

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.

Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу.

Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного

регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает “организационную” сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37).

По характеру экономических процессов и условий их осуществления операции Центрального банка принципиально отличались от предшествующих лет. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, но и период формирования новых экономических реалий.

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Позитивное влияние на состояние совокупного спроса в экономике оказала динамика инвестиций в основной капитал. Их объем увеличился в январе т.г. по сравнению с январем 1999 г. на 4,5%. Инвестиционная активность определялась в первую очередь сохранением относительно стабильного финансового положением предприятий. Продолжившийся рост производства в машиностроении и промышленности строительных материалов свидетельствовал о растущем спросе на инвестиционную продукцию.

Динамика макроэкономических показателей за период 2000-2002 гг - умеренный рост потребительских цен, увеличение производства многих видов товаров и услуг, относительно стабильное финансовое положение предприятий - в целом свидетельствовала о преобладании в российской экономике позитивных тенденций.

Таким образом, политика Банка России на внутреннем валютном рынке осуществляется в контексте принципов денежно-кредитного регулирования.

Основными операционными задачам на открытом рынке, на решении которых было сосредоточено внимание Центрального Банка России, являлись:

1. Активное использование обменного курса рубля в качестве инструмента корректирования инфляционных ожиданий и влияния на уровень инфляции. Установление границ отклонений валютного курса от согласованных с правительством Российской Федерации пределов, т. е. проведение предсказуемой политики валютного курса (политика “валютного коридора”).

2. Сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту.

3. Развитие инфраструктуры межбанковского валютного рынка Российской Федерации с целью оптимизации формирования рыночного спроса и предложения на иностранную валюту на всех его институциональных и территориальных сегментах, обеспечения гарантии внутренней конвертируемости рубля по текущим валютным операциям.

4. Формирование и управление золотовалютными резервами с целью обеспечения высокого уровня международной ликвидности и гарантирования интервенций Банка России для регулирования динамики валютного курса в пределах заданной траектории.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций на открытом рынке Центральный Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

Золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

Иностранная валюта;

Векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

Государственные ценные бумаги.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2000 - 2003 годы определен прирост денежной массы, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.

Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса.

В 2000-2003 гг. Центральный Банк России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой.

Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга.

В период 2000-2003 гг. году усилия Центрального Банка России направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно-кредитной политики на открытом рынке, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем, а также соответствующей потребностям в расширении возможностей получения кредитов от банков реальным сектором экономики и населением.

В целях повышения привлекательности кредитования банками предприятий реального сектора экономики Центральный Банк Российской Федерации разрабатывает не только механизмы рефинансирования банков под векселя, закладные и кредитные договоры, при дальнейшем развитии действующиех кредитных и депозитных механизмов Банка России, но и операции Банка России на открытом рынке.

Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Анализируя показатели за период 2000-2001 гг., видим, что инфляция в российской экономике составила 2,3% - цены на продовольственные товары в среднем за месяц возросли на 2,2%, цены на платные услуги выросли на 3,4%, при этом наиболее высокими темпами росли цены на услуги связи, наибольший рост цен отмечался на транспорте. Прирост тарифов на грузовые перевозки составил за этот период 13,7%.

Безусловно, наблюдаются определенные трудности на рынке внешних долговых обязательств России, где имеет место тенденция к снижению доходности по всем видам ценных бумаг (наиболее показательным в этом отношении было снижение доходности по ОВВЗ: в частности, доходность 4 транша - погашение в мае 2003 г. - за год снизилась с 32% до 10% годовых, доходность еврооблигаций с погашением в 2003 году понизилась с 15% до 6,5% годовых), в январе 2002 года котировки всех российских ценных бумаг резко выросли. В частности, доходность к погашению по ОВВЗ опустилась с 10–13% до 7,5–12% годовых, а по еврооблигациям – до 4,7–11% годовых. Такой рост цен российских долговых обязательств объясняется преимущественно ростом спроса на них со стороны международных инвестиционных фондов.

Продолжается рост курс доллара, начавшийся в середине декабря 2001 года. В дальнейшем атаки на курс рубля продолжились, в настоящее время курс доллара составляет в среднем 31 рубль 50 коп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральным звеном денежной политики государства является Центральный Банк России. Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.

Банк Росии сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.

Вне зависимости от видов используемых расчетов центральный банк в проведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы, которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостность системы и ее эффективность, однако достижение поставленных целей по операциям Центрального Банка на открытом рынке зависит от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

ЛИТЕРАТУРА

2. Конституция СССР 1936 г. с изм. и доп., принятыми на I и II сессиях Верховного Совета СССР 3 созыва. -М., Госюриздат, 1951.

3. Федеральный закон РФ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ от 5 февраля 1996 г. N 6, ст. 492.

5. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1.

6. Инструкция ЦБ РФ от 16.07.93 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» (с изм. и доп.).

7. Временное типовое положение о расчетно-кассовом центре территориального Главного управления Центрального банка РСФСР (Банка России) // «Бизнес и Банки», № 25, -1992.

8. Положение ЦБ РФ от 6.03.98 г. № 19-П «О порядке предоставления Банком России крдитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг» (с изм. и доп.).

9. Положение ЦБ РФ от 30.03.96 г. № 37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ (с изм. и доп.).

10. Андрюшин С.А. «Истоки и эволюция кредитного хозяйства России» // Банковское Дело №9 -1995.

11. Борисов С. М. Комментарий новых законов «Федеральный закон о изменениях и дополнениях в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Деньги и кредит №11. -1995.

12. Банковское дело. / под ред. В.И. Колесниковой и Л.П.Кроливецкой. Учеб.пособ.М., «Финансы и статистика»,1999 г.

13. Государственный Банк и коммерческий кредит // Банковские услуги №№ 8, 9, 10, 11, 12 -1995.

14. «Деньги, кредит, банки» под ред.О.И.Лаврушина. Учебное пособие.М., «Финансы и статистика»,1999.

15. Парамонова Т.В. Денежно-кредитная политика Центрального Банка и его роль в достижении макроэкономической стабилизации. // Деньги и кредит №10. -1995.

16. Подборка журналов «Деньги» и «Эксперт», январь-июнь 2002 г.

17. «Рынок ГКО. Два года существования.» // Вестник Банка России 23.05.95

18. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России / -М.: «Дело Лтд» -1995.

19. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.: «Проспект»,2000.

20. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб.для вузов.-М.:Высш.шк.,1998.

Челноков В.А. Банки и банковские операции.-М.:Высшая школа, 1998, с.23. ст.16


Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • - срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • - сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • - способа установления ставок: определяемых или Центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37). Федеральный Закон о Центральном банке РФ (Банке России) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95 №210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Ключевые слова: ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ; ЛИКВИДНОСТЬ; БАНК РОССИИ; КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА; АУКЦИОНЫ; OPERATIONS ON THE OPEN MARKET; THE LIQUIDITY; THE BANK OF RUSSIA; KEY RATE; AUCTIONS.

Аннотация: В статье рассмотрены операции, относящиеся к операциям Банка России на открытом рынке, проанализированы данные об операциях на открытом рынке, проводившиеся Банком России в 2013-2016 гг.

Операции на открытом рынке являются частью механизма регулирования ликвидности банковской системы, которое центральный банк осуществляет, руководствуясь целями денежно-кредитной политики, а также соображениями обеспечения устойчивости банковской системы.

По экономической сущности операции на открытом рынке представляют собой операции кредитного характера по предоставлению ликвидности банкам, а также депозитные операции по изъятию ликвидности банков, которые проводятся по решению Центрального Банка на единых для всех допущенных к операциям кредитных организаций.

В Российской Федерации основным государственным органом, отвечающим за проведение монетарной политики, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), политика которого проводится в режиме инфляционного таргетирования и направлена на снижение инфляции до 4% и дальнейшее ее поддержание вблизи этого уровня .

Для этого используется широкий перечень инструментов монетарного регулирования, закрепленный в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , однако фактически в современных условиях основным механизмом воздействия Банка России на экономику является изменение ключевой ставки, которая, в свою очередь определяется по итогам аукционов, проводимых на условиях операций открытого рынка .

К их числу относятся:

— основные аукционные операции – аукционы по предоставлению/изъятию ликвидности на условиях РЕПО или депозитные аукционы на срок 1 неделя;

— операции «тонкой настройки» — аукционы РЕПО на срок от 1 до 6 дней, аукционы СВОП на срок от 1 до 2 дней, а также депозитные аукционы на срок от 1 до 6 дней

— дополнительные аукционные операции по предоставлению ликвидности со сроками от 1 недели до 36 месяцев, проводимые в форме аукционов по предоставлению обеспеченных различными активами кредитов.

Динамика объемов аукционных операций РЕПО Банка России, и уровень средних ставок по результатам таких аукционов, которые, в целом, соответствуют уровню ключевой ставки Банка России, отражены на рисунке 1. На рисунке видно, что объемы предоставления ликвидности банкам в рамках аукционов РЕПО существенно возросли в период 2013-2015 гг., что отражает рост спроса на ликвидность со стороны банков, существенно возросли ставки по этим операциям (рис. 1).

Это, по нашему мнению, связано с особенностями возникшей в России в 2015 году экономической ситуации. В связи с началом долгосрочного падения мировых цен на углеводороды, от экспорта которых в значительной мере зависит экономическое развитие России, упали темпы экономического роста, ухудшилась ситуация в реальном секторе экономики, произошла масштабная девальвация рубля и автоматический всплеск инфляции. В 2014 году были введены экономические санкции против России, в частности перекрывшие доступ предприятиям и банкам к внешнему финансированию.

Как следствие, в банковской системе Российской Федерации, начиная с конца 2014 года, возникли проблемы с ликвидностью, которые Банк России называет проблемами структурными, связывая с развитием структурного экономического кризиса, а также с ограничением доступа к внешнему финансированию в связи с введением санкций . Для решения этих проблем Банк России увеличил объемы поддержки ликвидности с помощью аукционных операций РЕПО (рис. 1).

Впоследствии объемы ликвидности, предоставляемые банкам с помощью операций на открытом рынке и других инструментов Банка России снижались, ставки по этим операциям сохраняются на относительно стабильном уровне, что, на наш взгляд, свидетельствует о нормализации ситуации с ликвидностью в банковском секторе.

Таким образом, в Российской Федерации к операциям на открытом рынке относятся аукционные операции, проводимые Банком России: операции РЕПО и депозитные со сроком 1 неделя; операции «тонкой настройки»; операции по предоставлению кредитов, обеспеченных ценными бумагами и иными активами, и поручительствами банков на более длительные сроки. Среди них основными являются аукционы, по размещению ликвидности на условиях РЕПО, проводимые раз в неделю, и депозитные аукционы по изъятию ликвидности.

По итогам аукционных операций РЕПО, проводимых на условиях открытого рынка определяется ключевая ставка Банка России, изменение которой является основным инструментом монетарного регулирования в Российской Федерации в современных условиях.

Анализ данных об операциях на открытом рынке, проводившихся Банком России в 2013-2016 гг. показал, что их объемы существенно возросли в конце 2014 — начале2015 гг. в связи с возникновением проблем с ликвидностью, вызванных, в частности, ухудшением макроэкономической ситуации в Российской Федерации в этот период. После принятия Банком России мер, направленных на преодоление данной проблемы объем операций на открытом рынке нормализовался.

Список литературы

  1. Горюнов Е., Дробышевский С., Трунин П. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. 2015. — № 4. — С. 53-85.
  2. Итоги аукционов РЕПО в рублях и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли // [эл. ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=repо
  3. Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Денежное обращение и банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 127 с.
  4. Агапова Т.Н., Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – 165 с.
  5. Общее описание порядка проведения депозитных операций [эл. ресурс] //Режим доступа: http://www.cbr.ru
  6. Операции РЕПО Банка России // [эл. ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru
  7. Вихарева, Е.В. Правовые аспекты стресс тестирования коммерческих банков России в целях осуществления банковского надзора / Е.В. Вихарева // О соотношении частного и публичного в праве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Вологда: Филиал МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2012. – С. 72-76
  8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов / Одобрено Советом директоров Банка России 11.11.2016 // [эл. ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017(2018-2019).pdf
  9. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. – М.: Банк России, 2015. – 120 с.
  10. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  11. Система инструментов денежно-кредитной политики Банка России // [эл.ресурс] http://www.cbr.ru
  12. Вихарева Е.В. Новые подходы к обеспечению устойчивости банков в кризисных условиях / Е.В. Вихарева // Управление и экономика в условиях модернизации: опыт и перспективы РАНХиГС при Президенте РФ, Вологодский филиал. — Вологда, 2012. – С.44-47
  13. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 03.07.2016
  14. Дойникова Е.Ю., Советова Н.П. Государственная поддержка органов местного самоуправления // Актуальные вопросы развития современного общества. Т1. – Курск. — 2014. — С. 55-58.
  15. Аксютина С.В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России / С.В. Аксютина, Е.В. Вихарева, А.Ю. Железяков // Институциональные реформы: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2007. – С. 65-72
  16. Советова Н.П. Структурно-сопоставимая оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. – 2014. — №2 (50). – С.254-257.
  17. Вихарева Е. В. Методические основы оценки кредитного риска на основе отчётности коммерческого банка / Е. В. Вихарева, А.И.Немеш // Наука и современность: сборник статей / Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 12-19