Фондовые биржи в ссср во время нэп. Спекулятивные операции на фьючерсных рынках

Товарные биржи в СССР возникли и росли с развитием товарооборота и с расширением рынка. Уже первые месяцы нэпа ознаменовались открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организаций.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая советская биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям вступить в члены бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции проводить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились кроме кооперативных организаций государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80% биржевого оборота. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет нэпа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. было принято постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО «О товарных биржах». Предусматривалось, во-первых, «вытащить» госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же она перестала иметь смысл, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.

Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире. И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи. Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли. В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар.

Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми.

Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание. Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировальной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного рынка и для государственно-кооперативного.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института. Главное место среди них занимали бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро.

Организационной особенностью советских бирж являлось существование при них бюро регистрации внебиржевых сделок, которое учитывало и контролировало внебиржевой оптовый товарооборот.

На советской бирже, несмотря на хронический товарный голод, заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачивавшееся сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при нэпе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.

Название события

Текст описание события:

Многие из нас не раз слышали из СМИ о том что биржевая торговля принесла состояние не одному инвестору, и что самые успешные из них благодаря своему занятию даже смогли достичь места в рейтинге Forbes. Современные информационные технологии открыли новые возможности для развития бирж и торговли в целом. Но, так ли было всегда? Когда возникла биржа и как она развивалась в истории?

В этой статье мы предлагаем короткий экскурс по истории биржевой торговли всем, кто хотел бы сложить свое представление о возможности приумножения своих личных средств как трейдер или инвестор.

Само понятие биржа обозначает структуру, которая обеспечивает работу рынков товаров, валюты, ценных бумаг и различных финансовых инструментов.

Существуют три типа биржевой торговли:

· Фондовая;

· Валютная;

· Товарная.

Мы с вами должны понимать, что на фондовой бирже торгуют ценными бумагами (акциями, облигациями, опционами и пр.), на валютной - валютой, а на товарной - товарами. Кстати, особенностью товарной биржи является ее оптовый характер, поскольку она влияет на ценообразование таких крупных товаров, как нефть, газ, золото, хлопок, сахар, серебро, кофе, пшеница и пр.

Для чего людям нужны биржи?

Во-первых, биржа предоставляет место для торговли, где встречаются покупатель и продавец и договариваются об обмене своих товаров или услуг.

Во-вторых, биржа организовывает торги, определяет время и порядок обмена ценностями, выдает соответствующие документы, следит за порядком.

В-третьих, биржа еще и контролирует стандарты качества продаваемых товаров. Согласитесь, это очень удобно: вы четко знаете, что вагон пшеницы, который вы покупаете со своего телефона на бирже, не будет прогнивший или промерзший.

В-четвертых, биржа обеспечивает котирование, или наличие цен на товары. Рассудите сами: если вы приехали на биржу с телегой лука, а покупателей нет, то вы будете недовольны работой биржи. Поэтому, задача биржи быстро найти вам покупателя для вашего лука, чтобы вы еще чаще приезжали на биржу.

В-пятых, биржа выступает арбитражным посредником в регулировании споров. Например, вас обманули с перечислением денег за вашу телегу лука, тогда вы спокойно обращаетесь в арбитражную службу биржи и требуете справедливости.

Когда же возникла первая биржа и началась биржевая торговля?

Если верить данным Википедии, то биржи начали свою деятельность в XIII - XVвеках с вексельного обращения на ярмарках в Венеции, Флоренции, Шампани, Брюгге. Примечательный тот факт, что люди обменивались векселями на обычной площади в Брюгге, где находилось родовое поместье семьи «van der Burse», а герб семьи был изображен в виде трех кожаных мешков (кошельков). Так вот, само собрание продавцов на площади начали называть просто «Borsa» (биржа), что обозначало кошелек. Поэтому, историки отмечают, что именно в Бельгии в 1406 г. была создана первая биржа.

Также, историки упоминают биржевую торговлю еще в Древнем Риме (IIвек до н.э.). В 1653 году марсельские купцы потребовали от властей Рима место для проведения своих торговых операций. В ходе развития торговли купцы поняли, что не обязательно приходить в места для торговли непосредственно с товарами, а можно просто договориться о его цене и заключить соглашение. В это же время набрали популярности и долговые расписки (векселя). Например, в векселе указывались особые условия расчетов: платить деньги за партию пшеницы не мне, а моему поставщику семян — Петрову И.П.

Если вспомнить историю становления биржевой торговли в России, то стоит отметить особую заслугу в этом Петра I. Как вы помните из истории, Петр Первый был на стажировке на верфях Нидерландов и успел ознакомится с работой голландский бирж.

После возвращения в Россию, Петр Первый распорядился создать первые в России торгово-маклерские организации. Первая такая товарная биржа в России по воле Петра Первого была организована в 1703 году, хотя только в 1723 г. государь заставил силой всех купцов делать свои дела именно на бирже в Санкт-Петербурге.

Организацией Московской биржи занялась уже Екатерина II в 1789 г. Хотя, деятельность Московской биржи на Ильинке стартовала только уже после войны 1812 г. Одной из первых бирж России была Одесская, которая начала свою работу в 1796 г.

Как вы понимаете, развитие биржевой торговли напрямую зависит от научно-технического прогресса. Так, уже в 30-40 года ХIХ столетия в России был бум фабрично-заводского производства, что значительно стимулировало торговлю в целом. Именно в эти годы были созданы биржи в Кременчуге, Нижнем Новгороде, Рыбинске и других центрах торговли России.

Пик развития биржевой торговли в России начался в 60-70 гг. ХIХ века, после экономических реформ 1861 г. В этот период биржи начали свою работу практически во всех больших городах России.

Уже к 1917 году в России существовало 115 торговых и универсальных бирж и работали уполномоченные биржевые комитеты.

Как вы понимаете, с приходом большевиков, после Октябрьской революции, биржевая торговля в России была запрещена ввиду расхождения ее деятельности с идеологией коммунизма.

Но, все рано или поздно возвращается на круги своя. Поэтому, уже при НЭП была восстановлена биржевая торговля. Первые биржи при СССР возникли под конец 1921 г. - Вятская и Нижегородская. Почти первых полгода 1922 г.биржи набирали обороты и приумножали свое число.

СССР официально узаконил биржевую деятельность только в августе 1922 го. своим постановлением, но бирж уже к этому времени было около 50. А уже к 1923 г. бирж насчитывали 80, а к 1924 г. уже до 100.

В результате долгих споров, в СССР биржевую деятельность определили за общественными организациями. Таким образом, товарные биржи имели относительную независимость от плановой экономики государства и могли устанавливать внутреннюю работу маклериата, котировальной, арбитражной комиссии по своему усмотрению.

Как не печально, но в 1930 г. работа советских бирж прекратилась. Тоталитарному режиму СССР не нужен был механизм свободной рыночной экономики.

Биржа в России возродилась 19 мая 1990 г. под названием МТБ. На сегодняшний день в России уже более 400 бирж различной специализации.

Какие сейчас существуют современные биржи?

Вы не могли не слышать о Нью-Йоркской фондовой бирже, которая начала свою работу в 1792 г. Эта биржа не государственная, имеет статус некоммерческой организации с количеством членов в 1300 человек. Место на бирже может купить не каждый, а только на определенных условиях.

У Нью-Йоркской фондовой биржи есть особые требования к ценным бумагам, которые вращаются на этой бирже:

Компания, которая выпустила акции, должна иметь не менее 2000 акционеров и одного миллиона акций.

Стоимость выпущенных компанией акций не должна быть ниже 16 миллионов долларов США и прибыль компании не должна быть меньше 2,5 млн. долларов США в год.

Теперь вы понимаете, почему даже бабушки в Америке смело вкладывают свои сбережения в акции котируемые на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Еще одной очень известной биржей является Лондонская Фондовая Биржа. Она самая крупная в Великобритании. На этой бирже торгуют внутренними и иностранными акциями, правительственными облигациями, даже опционами.

Наверняка вы слышали в новостях по телевизору и о Франкфуртской Фондовой Бирже в Германии. Данная биржа объединяет банковские организации, цифровых маклеров и свободных посредников. Очень удобно вести дела через Франкфурт, поскольку этот город является крупнейшим финансовым центром Германии и одним из крупнейших в Европе.

Кроме европейских и американских бирж, вы могли слышать и о Токийской Фондовой Бирже в Японии.

Ну, и конечно, как же обойтись без известных даже школьнику ММВБ и РТС в России. Почему именно школьнику? Да потому, что в нашем тысячелетии даже школьник под логином родителей покупает и продает российские акции. Проверено на опыте знакомых и друзей.

Кроме всех вышеуказанных бирж, в мире известно более 130 крупных рабочих бирж и биржевых структур. Все они активно участвуют в распределении общественных благ и выполняют глобальную функцию приумножения мирового капитала.

Кроме школьников акции покупают известные шоу-бизнесмены: Алла Пугачева, Ани Лорак, Анастасия Волочкова, Кристина Орбакайте, Ксения Собчак, Николай Басков, Филипп Киркоров.

В большинстве случаев, все, что вы видите у известных людях: яхты, автомобили, баснословно дорогие телефоны, шикарных собак, бриллианты - все это куплено за проценты от инвестиций на биржах.

Влияние бирж на современную жизнь настолько огромно, что от них могут зависеть цены на недвижимость, страхование и даже туризм. Наверняка вы слышали по телевизору, что инвесторы забрали деньги из биржи и рынок рухнул, цены упали и все пропало. В первую очередь от спекулятивных операций на биржах зависят наши с вами любимые банки, куда мы относим на хранение свои кровные сбережения.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное, хочется отметить благоприятную историю создания и становления биржевой торговли. Также, хочется пожелать от себя всем читателям этого краткого экскурса по истории бирж быть похожими на американских бабушек, которым хватило мудрости вложить свои сбережения в IBM, а не на депозит в коммерческий банк.

Всем здоровья и удачи в инвестировании!

Административное судопроизводство Обжалование нормативно-правовых актов субъекта властных полномочий. Обжалование решений, действий и бездеятельности КМ України, центральних органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственной налоговой службы.. Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственного пенсионного фонда Украины и Государственной службы занятости Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственной исполнительной службы и Госказначейства Обжалование решений, действий и бездеятельности других органов государственной власти и их должностных лиц. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, её прохождение, увольнение с публичной службы.. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий.. Правила дорожного движения - обжалование решений, действий и бездеятельности инспекторов полиции Споры по обращению субъекта властных полномочий. Споры отностительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума. Споры с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездеятельности в части доступа к публичной информации. Вопросы административного процесса Судебный контроль за выполнением решений субъектами властных полномочий Спори в сфере строительства, в том числе с ГАСИ (архитектурно- строительный контроль) Обжалование решений, действий и бездеятельности государственных регистраторов и нотариусов Дела о наложении административных взысканий (по кодексу Украины об административных правонарушениях). Постановления в делах о нарушении правил дорожного движения. Адвокатский запрос: игнорирование, отписка, срок давности Государственная служба Украины по вопросам труда - наложение взысканий Дела о нарушении таможенных правил Другие административные правонарушения Хозяйственное судопроизводство. Признание хозяйственных договоров недействительными и другие споры связанные с заключением, изменением или прекращением хозяйственных договоров. Взыскание долга, убытков, штрафных санкций, процентов, предмета ипотеки, упущенной выгоды, морального ущерба, имущества приобретенного без достаточного правового основания Приватизация имущества. Дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета. Споры о взыскании убытков с органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Банкротство. Защита прав интеллектуальной собственности. Учёт прав на ценные бумаги. Споры между юридическим лицом и его учасниками (учредителями, акционерами, членами, тощо). Земельные споры между субъектами хозяйственной деятельности. Обжалование решений, действий и бездеятельности органов Государственной исполнительной службы. Вопросы хозяйственного процесса Способы защиты прав субъекта хозяйствования и потребителя Конституционное судопроизводство. Криминальное судопроизводство Гражданское судопроизводство. Признание и защита прав собственности, других вещных прав. Защита неимущественных прав лица, в том числе чести, достоинства и деловой репутации Споры, которые возникают при заключении, изменении, прекращении и выполнении гражданских договоров. Деликтные (внедоговорные) споры, о взыскании материального и морального ущерба, в том числе те, что возникают вследствие дорожно-транспортных проишествий. Жилищные споры. Земельные споры. Семейные споры. Наследственные споры. Трудовые споры. Защита прав интеллектуальной собственности. Споры с банками и другими финансово-кредитными учреждениями. Взыскание денег по договорам ссуды и на основании долговых расписок. Споры с застройщиками. Обжалование решений, действий и бездеятельности государственных исполнителей Вопросы гражданского процесса Защита прав потребителя Способы защиты гражданских прав и интересов судом Приказное производство. Отдельное производство. Решения Европейского суда по правам человека. Исполнение решений Европейского суда по правам человека на территории Украины. . Исковая давность. Другие примеры судебной практики. Земельні спори (незалежно від судочинства) ОСМД, ЖЕК, комунальные услуги и другое в сфере ЖКХ

3. Характерной чертой советских товарных бирж была их многопрофильностъ. На бирже совершались сделки практически по всем видам товарных групп. Поэтому биржа состояла из различных секций, где осуществлялись операции по реализации продукции определенной отрасли. Их деятельность определялась соответствующими положениями, а члены секций подчинялись биржевому комитету. Например, при образовании Московской товарной биржи было создано 6 секций: сырьевая, хлебно-продуктовая, текстильная, строительная, металлическая и электротехническая, химическая. Позднее была создана лесная секция.

4. По мере укрепления финансового положения страны на советских биржах создавались финансовые отделы, где осуществлялись операции с государственными ценными бумагами (в основном операции по их размещению), иностранной валютой, реализация акций, учет векселей и других платежных ведомостей.

На 1 октября 1926 г. в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Членами бирж были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц (последние допускались на биржевые собрания, а членами бирж зачастую не были).

Возродившиеся в Советском Союзе биржи просуществовали до 1929 года («года великого перелома»), и после запрещения частной коммерческой деятельности были прикрыты и биржи.

В 90-е годы XX века переход к рыночной экономике в России потребовал вновь обратиться к развитию оптовой торговли материально-вещественными факторами производства, а следовательно, к созданию системы биржевых учреждений. С 1990 г. начали свою работу Московская городская и Московская областная торговые биржи, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа в Санкт-Петербурге, утверждена Московская V центральная фондовая биржа и т.д. В середине 90-х гг. в стране действовало уже около 1500 различных бирж, что значительно больше, чем во всех развитых странах мира. Такое обилие бирж обнаруживало их спекулятивный характер и долго существовать не могло. По мере стабилизации экономики России к началу XXI века значительная часть таких бирж «лопнула», а оставшиеся реальные начали расширять свою работу.

2. Порядок и правила работы товарных бирж

Современные биржи в основном организуются в форме акционерных обществ, не ставящих своей целью получение прибыли. Они основаны на принципах хозяйственной самостоятельности с правом юридического лица.

Различают биржи 2 типов: открытые и закрытые.

На открытых биржах кроме брокеров могут осуществлять торговые сделки и посетители, заплатив взнос за право принимать участие в торгах в течение определенного срока или за право на разовое посещение.

На закрытых биржах торговые операции осуществляются только членами биржи или биржевыми брокерами.

При вступлении в члены биржи уплачивается взнос, который выражает стоимость «места» и дает право его собственнику на ведение биржевых операций. В случае выхода из состава членов биржи «место» продается биржевому комитету, который в свою очередь может его продать другому юридическому лицу. А на некоторых биржах в соответствии с уставом и физическому лицу по сложившейся в этот момент рыночной цене, определяемой соотношением спроса и предложения.

Высшим органом биржи является собрание ее членов, а исполнительным органом – биржевой комитет (Совет директоров). На американских и европейских биржах избираются также президенты и вице-президенты биржи.

Для контроля за ходом работы и деятельностью исполнительских органов избирается контрольная комиссия.

Непосредственное управление работой биржи осуществляют несколько рабочих органов. Как правило, в их число входят:

ü расчетная палата – для проведения расчетов по заключенным сделкам и контролю за выполнением контрактов;

ü биржевой арбитраж – для юридического консультирования и разрешения возникающих споров;

ü регистрационный комитет – для регистрации и оформления заключенных сделок и наблюдения за выполнением правил биржевой торговли;

ü котировочный комитет – для проведения котировки, сбора информации о движении цен и подготовки ее к публикации в биржевом бюллетене;

ü комитет по стандартам и качеству – для разработки биржевых стандартов, проведения экспертизы качества и решения вопросов по принятию товаров и их обращению на бирже;

ü комитет по правилам биржевой торговли – для разработки и изменения правил биржевой торговли, типовых контрактов и контроля за их соблюдением;

ü группы брокеров – для выполнения посреднических функций при совершении сделок на бирже;

ü служба безопасности – для защиты участников биржевых сделок и самой биржи от бандитизма, рэкета и других противоправных действий.

Работа биржи организуется по следующим секциям:

ü по торговле наличными (реальными) товарами;

ü по торговле будущими товарами или договорами поставок;

ü по торговле типовыми контрактами;

ü по бартерным операциям;

ü по аукционной продаже;

ü по торговле ценными бумагами.

Менеджеру следует иметь в виду, что товары, реализуемые через биржевую торговлю, обладают рядом специфических черт: это однородность, что является основой качественной соизмеримости отдельных партий товаров одного и того же вида, и взаимозаменяемость, как отдельных образцов товаров из одной I партии, так и самих партий. Наличие этих черт дает возможность биржевой торговле заключать сделки при фактическом отсутствии самого товара.

Традиционными на мировых биржах среди биржевых товаров в середине XX века были сельскохозяйственные, на которые в 50-е годы приходилось около 95% биржевого оборота. К началу XXI века их доля снизилась до 50%, остальное приходятся на торговлю минеральным сырьем и полуфабрикатами. Весь биржевой оборот физическими товарами оценивается в 3,5–4 триллиона долларов в год.

К биржевым товарам сейчас относят около 65 видов товаров, из них по 50 видам сделки заключаются постоянно, а по остальным периодически, так как ряд товаров выбывает из биржевого оборота по различным причинам (например, ртуть, арахис, сливочное масло и др.). Общий объем сельскохозяйственной продукции в годовом обороте на мировых биржах оценивается приблизительно в 1,8 триллиона долларов, примерно столько же в объеме годового оборота приходится на сырье и полуфабрикаты. Около половины этого объема составляют сделки по нефти и продуктам ее переработки, 30% приходится на операции с драгоценными металлами (золото, серебро, платина, палладий) и 20% – на цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).

Биржевые сделки совершаются в основном по товарам, производство или потребление которых отличается относительно невысокой монополизацией. Это связано с особенностью формирования биржевых цен – их достаточно свободным движением под воздействием спроса и предложения. Товары ширпотреба и машинотехническая продукция не являются объектами биржевой торговли в странах с развитой рыночной экономикой вследствие высокой степени монополизации их производства и сбыта, а также быстрой смены номенклатуры, много серийности производства и качественной разнородности.

Товарные биржи после революции 1917 г. возникли и росли с развитием товарооборота и расширением рынка. Введение НЭПа в 1921 г. ознаменовалось открытием бирж. Характерно, что этот процесс шел не по приказу сверху, а по инициативе местных торгующих организации.

В период с июля по декабрь 1921 г. учреждением бирж повсеместно занимались кооперативные организации. В июле 1921 г. в Саратове открылась первая биржа, а за весь 1921 г. их стало шесть (в том числе возродилась Московская товарная биржа).

В то время государственная торговля была в зародышевом состоянии, а непосредственно государственная промышленность на рынке еще отсутствовала.

В 1921 г. Президиум ВСНХ предложил всем организациям стать членами бирж, посещать биржевые собрания, все торговые операции производить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Ни одно учреждение или предприятие не имело права реализовывать свою продукцию по ценам ниже биржевых.

С февраля 1922 г. начинается более интенсивное развертывание биржевой сети. На рынке появились, кроме кооперативных организаций, государственная торговля и промышленность. Эти три группы главных участников рыночного оборота становятся организаторами бирж. К концу 1922 г. их общее количество достигло 70. В основном биржевая сеть была построена.

В августе 1922 г. Совет труда и обороны (СТО) издал положение о товарных биржах. С этого момента они находились в ведении Комиссии внутренней торговли при СТО.

В этот период на биржах было малолюдно, средняя посещаемость большинства бирж за день исчислялась единицами, а крупнейших - десятками лиц. Среди товаров биржевого оборота преобладали продовольствие и фураж, составлявшие свыше 50% оборота, а на некоторых биржах - до 80%. За продовольствием следовали текстиль, сырье, металлические и кожевенные товары, топливо.

Главным участником биржевого рынка были госорганы, совершавшие сделки в основном как покупатели. Доля частных лиц была весьма незначительна. Это объяснялось причинами как объективного, так и субъективного характера: их реальной немногочисленностью на оптовом рынке и боязнью выявить на бирже свои обороты.

Число бирж в расцвет НЭПа достигло 114, т.е. дореволюционного уровня. В эти годы российские традиции биржевого дела использовались достаточно успешно, так как к тому времени сохранились еще опытные кадры. Из 338 членов биржевого сообщества ядро составляли 45 старых маклеров, сумевших передать новым участникам свои знания.

1 сентября 1922 г. появилось постановление СТО об обязательной регистрации на бирже всех заключенных госорганами сделок вне биржи. Это постановление являлось весьма существенным дополнением к первому постановлению СТО "О товарных биржах". Предусматривалось, во-первых "вытащить" госорганы на биржу и, во-вторых, наблюдать за госторговлей. Предполагалось, что принудительная регистрация внебиржевых сделок отсечет основной мотив уклонения от биржи, заключавшийся в желании скрыть условия сделки. Теперь же это не имело смысла, так как в регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались и оценивались с точки зрения их экономической и коммерческой целесообразности.

Регистрация внебиржевых сделок способствовала оздоровлению госторговли и росту биржевых оборотов. Регистрационные бюро указывали организациям на большую выгодность заключения для них тех или иных сделок биржевым путем.

Применялось и экономическое стимулирование к заключению биржевых сделок посредством более высоких ставок сборов с внебиржевых операций при их регистрации. Но коммерческая практика опровергла эти расчеты. Разница в сборах не играла решающей роли в выборе пути заключения сделки.

Однако методы функционирования советской биржи значительно отличались от методов зарубежных бирж, а круг функций советской биржи был значительно шире.

И то и другое вытекало из экономической природы советской биржи.

Советская биржа была не только организованным рынком, но и звеном в цепи организации государственного регулирования торговли.

В отличие от зарубежной советская биржа - организованный рынок по преимуществу государственных и кооперативных организаций. Здесь сделка почти всегда имела за собой реальный товар. Особенностью советской биржи была и ее универсальность - торговля всеми товарами, а не только заменяемыми. Все советские биржи являлись общими, но иногда разбивались на отдельные товарные секции (отделы) по соответствующим группам товаров.

Высшим руководящим органом биржи было общее собрание.

Биржевой комитет избирался общим собранием членов биржи из своей среды, причем уставом каждой биржи предусматривалось, какое количество членов должно быть избрано от государственной, кооперативной и частной торговли.

Выявлением биржевых цен занимались котировальные комитеты, члены которых назначались биржевым комитетом из числа членов и постоянных посетителей биржи. Котировальные цены выводились на основании не только биржевых, но и внебиржевых сделок. Значительные трудности представляло выведение котировочной цены при наличии разрыва цен между государственным и частным рынками, в связи с чем некоторые биржи прибегали даже к выведению двух справочных цен: для частного и для государственно-кооперативного рынка.

Для разрешения споров, возникавших по сделкам, при товарных биржах функционировали арбитражные комиссии, действовавшие на основании особой инструкции СТО.

При биржах существовали и вспомогательные институты для обслуживания разнообразных потребностей клиента биржи. По статистическим данным, летом 1925 г. на биржах СССР действовали три вспомогательных института: бюро экспертизы, консультационное налоговое бюро и транспортно-справочное бюро. Существовали также бюро бухгалтерской экспертизы, аналитические камеры и товарные музеи.

Существование при биржах бюро регистрации внебиржевых сделок являлось также организационной особенностью советских бирж.

На советской бирже несмотря на хронический товарный голод заявки предложения превышали заявки спроса (так, например, в среднем за первое полугодие 1925 г. - на 25%).

В организации заключения сделок на биржах главная роль принадлежала маклерам. Советские маклеры, как и маклеры иностранных бирж, также получали куртаж - процентное отчисление с суммы совершенной сделки, уплачиваемое сторонами.

На крупных биржах для обслуживания отдельных товарных групп со временем начали появляться специальные маклеры. Они становились как бы маклерами отдельных рынков, организованных в секции. Но общей схемы организации маклериата не существовало, она зависела от местных особенностей бирж и персональных достоинств маклеров.

В целом государственное вмешательство в деятельность бирж было намного сильнее при НЭПе, чем до революции, но его все-таки нельзя считать всеобъемлющим. Лишь в 30-е годы с воцарением командно-административной модели управления экономикой последние элементы регулируемых рыночных отношений были окончательно подавлены.

В 1927 г. на заседании Совнаркома выступил С. Орджоникидзе, который обосновал пересмотр функций бирж и их сети. Вывод его доклада заключался в том, что усиливающееся государственное регулирование торговли до крайности сужает работу бирж, поэтому функции последних должны быть пересмотрены, а сеть их должна быть максимально сокращена. Было принято решение оставить биржи лишь в наиболее крупных узловых торговых пунктах (таковых оказалось 14). Последние советские биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг.

Основой советской валютной системы была валютная монополия государства. Все валютные ресурсы и внешнеэкономические связи были сосредоточены в руках государства. Валютная монополия государства представляла собой исключительное право государства на операции с валютными ценностями, управление принадлежащими ему золотовалютными резервами.

Валютная монополия возникла сразу после победы большевиков в Октябрьской социалистической революции. 14 декабря 1917 года ВЦИК был принят Декрет «О национализации банков», согласно которому все валютные, кредитные и расчетные операции с зарубежными странами полностью переходили в ведение государства. К концу 1919 года все банки, кроме Народного банка, были ликвидированы. Банковское дело также стало государственной монополией.

В 1918-1921 годах у частных лиц были конфискованы валютные ценности (см., в частности, Декрет СНК «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ - С.У. 1921 г., №70, ст.564), а именно: золотые, платиновые и серебряные монеты, благородные металлы, драгоценные камни, ряд процентных бумаг, изделия из благородных металлов, в случае, если их общий вес превышал установленную на человека норму.25

К 1921 году положение страны несколько улучшилось, государство взяло курс на новую экономическую политику. Был принят Декрет СНК от 4 апреля 1922 года «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты», существенно либерализовавший жесткий валютный контроль государства.

Нельзя согласиться с мнением Рукавишникова И,В., изложенным в книге «История финансового законодательства России», о том, что декрет допустил право частной собственности на валютные ценности, а также о том, что законодательством уже было сформировано понятие валютных ценностей, включающее конкретный перечень активов. Указанным декретом лишь была отменена обязательная сдача государству имеющихся у населения благородных металлов, монет из благородных металлов, драгоценных камней и иностранной валюты (ст.1 декрета). Никаких положений о праве собственности, либо определения валютных ценностей декрет не содержал, такое определение было дано значительно лишь в 1937 году.

Статьей 2 Населению было разрешено свободно распоряжаться благородными металлами в изделиях и слитках и драгоценными камнями, в то же время монопольное право на покупку и продажу монет из благородных металлов и иностранных валют сохранялось за Государственным банком. Фактически в отношении иностранной валюты и монет из благородных металлов население приобрело лишь право хранения (отменена обязанность сдачи государству), но распоряжаться ими по своему усмотрению не могло в силу монопольного права Государственного Банка на куплю-продажу этих активов, то есть единственной возможностью распоряжения была продажа Государственному Банку по установленной им цене.

Вся имеющаяся валюта государственных организаций должна была сосредотачиваться в Госбанке СССР, частный сектор обязан был держать иностранную валюту, полученную по экспортным операциям, также на счетах в Госбанке СССР (ст.2 Постановления Совета труда и обороны от 27 июля 1922 года «О валютных и золотых сделках государственных и кооперативных учре-

ждений и предприятий»).

С 1922 года во времена НЭПа торговля иностранными валютами в СССР была временно разрешена, хотя это положение и просуществовало недолго (позже в разогнавшейся плановой экономике институт биржи исчез в связи с ненадобностью) . В тот момент власти осознали, что необходимо как-то оживить оборот капитала в стране. Однако следует учитывать, что экономика при этом по сути своей оставалась плановой, что не могло не сказаться на деятельности биржи - рыночной структуры.

Руководство понимало, что быстро наладить биржевой оборот валюты и фондовых ценностей не удастся и поэтому «в целях урегулирования обращения на рынке иностранной валюты и благородных металлов впредь до установления в законодательном порядке правил производства фондовых биржевых операций в специальных для сей цели приспособленных государственных финансовых

институтах (биржах)», решило создать Котировальную Комиссию (п.1 Постановления Совета Труда и Обороны от 25 августа 1922 года «Об организации

специальной Котировальной Комиссии»). На Котировальную Комиссию была возложена обязанность по установлению курса золотого рубля по отношению к иностранной валюте вплоть до открытия фондовых бирж, при этом курс Государственного Банка был отменен. Официальный курс Котировальной Комиссии имел обязательную силу для всех расчетов по всем сделкам.

20 октября 1922 года был принят Декрет СНК «О фондовых биржевых операциях», которым было разрешено создание фондовых бирж, либо фондовых отделов при товарных биржах и определен порядок их создания. Фондовые отделы товарных бирж пользовались полной самостоятельностью в области своего устройства и порядка деятельности в отношении товарных бирж, при которых они были созданы (ст.6 Декрета «О фондовых биржах»).

Правом образования фондовых бирж обладал Совет труда и обороны по представлению Народного Комиссариата Финансов, образования фондовых отделов при товарных биржах - также Совет Труда и Обороны по согласованному представлению Комиссии по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны и Народного Комиссариата Финансов (ст. 1 Декрета СНК от 20 октября 1922 года «О фондовых биржевых операциях»).

В начале 1923 г. правительством был издан декрет о формах производства валютно-фондовых операций. Для облегчения оборотов с государственными ценностями (облигациями займов и другими бумагами), а также с иностранной валютой и упорядочения этого рода операций было признано необходимым создать при Московской товарной бирже фондовый отдел. Этот фондовый отдел был создан первым в 1923 г. Вскоре подобные отделы возникли при Петроградской и других крупных биржах. Одной из задач фондовых отделов было уменьшение валютной спекуляции на так называемых "черных биржах".

Фондовый отдел Московской товарной биржи, подобно ее товарной части, доминировал в отношении всех остальных фондовых отделов бирж страны. Сумма сделок фондового отдела биржи в Москве в 1924/1925 г. составила около 123 млн. руб.; Петербургской биржи - 58 млн. руб.; Харьковской - 10 млн. руб. Основными участниками торговых операций фондовых отделов бирж были государственные и кооперативные кредитные организации, государственные учреждения и предприятия, а также смешанные акционерные общества (с участием иностранных фирм). Была разрешена биржевая деятельность и частных торговых предприятий. Но поскольку деятельность последних, видимо, не поощрялась фондовым отделом биржи в Москве, их доля в обороте Петербургской и Харьковской бирж была значительнее, чем Московской. С другой стороны, в Москве и ряде других городов существовал вечерний финансовый рынок ("американка"), где преобладали частники и производились операции с ценностями, не допущенными к обращению на фондовых отделах бирж. Вечерние фондовые биржи были созданы с целью упорядочить деятельность неорганизованного денежного рынка, так называемых "черных бирж", особенно интенсивно функционировавших в период быстрого обесценения совзнаков. В июле 1923 г. было утверждено Положение о Московской вечерней валютно- фондовой бирже. Согласно этому положению членами вечерней биржи могли быть как кредитные учреждения, так и частные лица и предприятия. Госорганы и кооперативные организации имели право действовать на ней лишь с разрешения Народного комиссариата финансов.

В 1924-25 годах в СССР функционировало уже 10 фондовых отделов при товарных биржах: в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Батуми, Владивостоке, Ереване, Баку. Что характерно, создавались именно фондовые отделы при товарных биржах, а не фондовые биржи как таковые. Фактически, уже к 1924 г. биржевая система страны достигла довоен-

ного уровня. Наибольшее развитие за период НЭПа биржевая торговля достигла осенью 1926 года.

Вместе с Госбанком и Особым валютным совещанием Наркомфин ставил своей задачей воспрепятствовать биржевой игре, так как был больше всего обеспокоен тем, чтобы не допустить концентрации капитала в руках определенных групп предпринимателей, несмотря на то, что собственные позиции государства были обеспечены господством в решающих отраслях народного хозяйства (так называемые командные высоты), а потому фондовая биржа теряла в значительной мере свой смысл и не развивалась.

Отсутствие и недопустимость биржевой спекуляции как специфического метода биржевого торга считались отличительной чертой советской биржи, её преимуществом в сравнении с биржей капиталистической.

Правительство признавало необходимость административного воздействия на цены.

Советские фондовые биржи также отличались разнородностью торгуемых инструментов, отсутствием нормальной стандартизации и, как следствие, эпизодичностью и общей хаотичностью конъюнктуры заключаемых сделок.

В подготовленной в 1926 г. и опубликованной в 1927 г. работе "Организация и практика биржевой торговли в СССР" читаем: "Надлежит признать, что в истории развития послереволюционной биржевой сети имели место элементы стихийности, случайности и даже ложно понятого национального самолюбия (создание бирж в некоторых национальных центрах). Все это, вместе взятое, ставит на очередь вопрос о пересмотре существующей сети бирж в смысле ее сокращения, для упразднения бирж-пустоцветов".

После широкой пропагандистской кампании в прессе, обвинявшей биржу в том, что она стала сборищем спекулянтов и политической оппозиции, а также (с чем можно согласиться) доказывавшей экономическую нецелесообразность существования свыше 100 бирж в стране, в середине 1926 г. было объявлено о закрытии 18 бирж.

В условиях централизованного распределения денежных ресурсов (в основном Госбанком СССР), распространения государственного планирования на все сферы экономики, работа бирж стала ненужной. В постановлении ЦИК СССР от 21 января 1927 г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сети в стране делает контроль за ее деятельностью со стороны государственных органов затруднительным. Уже к марту 1927 г. функционировало только 14 бирж. К октябрю 1929 г. были закрыты все фондовые отделы, за исключением отделов Московской и Владивостокской бирж. В феврале 1930 г. по постановлению Совнаркома была полностью завершена ликвидация всех товарных бирж и их фондовых отделов.

Исключительное право на совершение сделок в иностранной валюте было предоставлено Госбанку СССР, а в последующие годы наряду с ним еще Внешторгбанку СССР и Управлению Народного Комиссариата Финансов СССР.

Сложившаяся валютная система была закреплена совместным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 года №83/49 «О сделках с валют-

ными ценностями и о платежах в иностранной валюте»

Нормативная база. Главным нормативным актом, регулировавшим деятельность бирж в сфере торговли валютой был Декрет СНК «О фондовых биржевых операциях» от 20 октября 1922 года, Декретом был определен порядок создания фондовых бирж (фондовых отделов), порядок допуска участников к торгам, круг возможных участников и прочие существенные положения.

В более поздний период деятельность фондовых бирж регулировалась также Положением о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах (утверждено ЦИК и СНК Союза ССР). Москва, 1925,

Статус биржи. Однозначно определить статус фондовой биржи в период НЭП не представляется возможным.

С одной стороны, фондовые биржи в период НЭП представляли собой государственные учреждения (ст.З Декрета СНК «О фондовых биржевых опе-

рациях», Постановления Совета Труда и Обороны от 25 августа 1922 года «Об организации специальной Котировальной Комиссии). При этом они находились на полном хозяйственном расчете и вели свою деятельность за счет собственных средств (ст.11 Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях»).

Со временем даже маклеры стали рассматриваться в качестве своего рода совслужащих, порядок оплаты их труда устанавливался соответствующими наркоматами.

С другой стороны, 23 августа 1922 года вышло постановление Совета труда и обороны (СТО), признававшее товарные биржи не государственными, а общественными организациями, а фондовые отделы входили в состав товарных бирж.

Теоретики биржевого дела не могли точно определить место биржи в советской экономике. Так, Лежава A.M. видел в бирже учетно-статистический орган, осуществляющем свои функции в общественном интересе. Совет съездов в одном из своих документов определял биржи как местные представительные центры торговли. Представители другой группы, трактовали биржу как учреждение, самостоятельно регулирующее рынок путем установления определенных

цен, обязательных для всех членов биржи.

В любом случае фондовые биржи характеризовались высокой степенью зависимости от государства, и были институтами публичными, а не частными. Со времен царской России положение фондовых бирж стало еще более зависимым. Советские фондовые биржи стали органами регулирования валют- но-фондового рынка, выражающими волю государства.

Надзор. Согласно ст.З Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях» фондовые биржи и фондовые отделы находились в прямом ведомственном подчинении Народного Комиссариата Финансов.

Постановлением СНК РСФСР в 1923 году было создано Особое валютное совещание при Наркомфине, которое выдавало разрешения государственным

организациям на вступление в члены фондовой биржи, разрешало разовые покупки иностранной валюты государственными организациями, не состоявшими членами фондовой биржи. Постепенно Особое валютное совещание превратилось в орган, контролирующий и регулирующий все валютные операции. Совещание шло по пути максимального ограничения платежей в иностранной валюте и золотой монете, давая разрешения лишь в тех случаях, когда платеж советскими деньгами был совершенно невозможен.

Органы биржи. Согласно ст. 5 Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях» биржа была представлена следующими органами:

Общее собрание членов фондовой биржи (фондового отдела);

Биржевой комитет - для фондовой биржи, совет - для фондового отдела. При этом члены совета одновременно состояли членами биржевого комитета соответствующей товарной биржи;

Ревизионная комиссия.

Статьей 9 декрета также была предусмотрена возможность (но не обязательность) создания арбитражных комиссий, котировальных комиссий, консультационных и справочных бюро (информационная функция биржи).

Участники торгов. Покупку и продажу иностранной валюты на биржевых собраниях фондовой биржи согласно ст.4 Декрета СНК «О фондовых биржевых операциях» были вправе производить члены фондовых бирж (фондовых отделов) непосредственно; постоянные посетители (фондовых отделов) через фондовых маклеров; фондовые маклеры.

Биржевые собрания могли также посещать разовые посетители, допускаемые по рекомендации двух членов биржевого комитета или совета соответственно.

Членами фондовой биржи (фондового отдела) могли стать:

кредитные учреждения;

представители Государственного Банка, Народного Комиссариата Финансов, Народного Комиссариата Внешней Торговли, а также других орга-

нов, которым по закону будет предоставлено право производить фондовые биржевые операции;

всероссийские кооперативные союзы, а также областные, губернские и районные отделения, входящие в состав Всероссийского Союза, или объединения, к ним приравненные;

частные торговые и промышленные предприятия, если владельцы их уплачивают промысловый налог не менее 7го разряда по промышленности и 5го разряда по торговле, выбирающие промысловые свидетельства не ниже 5го разряда.

Первоначальный состав членов фондовых бирж назначался Народным Комиссариатом Финансов по соглашению с Комиссией по Внутренней Торговле при Совете Труда и Обороны, таким же способом назначались первые составы биржевых комитетов и советов, которые по прошествии года должны были перейти на выборный порядок.