Нужно ли платить налог за недострой. Налог на частный дом

Налог на дом является одним из вариантов платежей, которые должны осуществлять граждане, выступая собственниками имущества. Необходимо видеть чёткую разницу между таким понятием, как налоги на жилой дом и помещение многоквартирного дома, и налоги за дом при его покупке или продаже. В данном случае это разные варианты действий при налогообложении. Чтобы избежать проблем, а именно нарушений и штрафов за неуплату налога на частный дом или помещения многоквартирных домов, а также землю, на которой стоит домик, следует понять, что это за имущество, является ли оно объектом незавершённого строительства, имеются ли совладельцы, с земельным участком дом, или нет. Всё это позволит определиться с порядком налогообложения и возможностью его избежать.

Имущество, находящееся во владении граждан, обязательно облагается налогом. Однако чаще всего платежи осуществляются в отношении построек, сооружений, зданий, в том числе тех, что не имеют жилого предназначения. Объектами также выступают земельный участок, земли с домами, доли частного дома, квартиры многоэтажных домов. Всё это можно обозначить, как недвижимое имущество. Эти объекты всегда облагаются налогами, и именно от них будет зависеть порядок, применяемый к налогу и определению его размер.

Налоги на имущество физических лиц признаются местными, то есть регламентируются исключительно Налоговым кодексом РФ и актами законодательных органов муниципалитета.

Говоря об объектах налогообложения подробнее, следует отметить, что любая территория, земельные участки, недостроенное помещение или сооружение, которое находится в процессе строительства, гаражи и даже парковочные места - всё это наряду с домом или квартирой признаётся недвижимостью, а значит, будет облагаться налогами в установленном законом порядке. При этом в любом случае размер платежа будет зависеть от площади имущества и его характеристик. Чем больше площадь, тем, соответственно, выше налог, если же если речь идёт о загородной недвижимости, то есть вероятность, что на неё налог также будет выше. Или же за объект незавершённого строительства плата будет ниже, чем за достроенный дом.

Независимо от того, купил владелец дом на земельном участке, несколько у него земельных участков с постройками, в том числе если они являются недостроенными, смысл налогообложения не изменится. Некоторые граждане считают, построю дом на земельном участке и буду платить налог только за сам надел. Это не так. В процессе строительства или если оно осталось незавершённым, дом оказался недостроенным или же работа была приостановлена, в любом случае придётся платить налог, причём относится это не только к землям, но и к дому. Отсюда определяется, что способ приобретения жилья, построил его человек или купил, роли играть не будет, так как фактически лицо является полноправным владельцем имущества.

Частные дома чаще всего определяют, как загородные, по крайней мере, если они находятся за пределами городской территории. И если данный факт может повлиять на размер налога, то на порядок уплаты нет. Первый и главный момент для правильного определения плана действий - это установление круга субъектов. Именно они обязаны обращаться в налоговую службу и уплачивать ежегодно рассматриваемый вариант налога. Далеко не каждый гражданин, который касается загородных домов, квартир, постройки на земельном участке, даже если он и есть человек, построивший её, или же оставивший после себя недострой, будет платить налог.

Только лицо, являющееся собственником жилого или нежилого помещения, а также иной недвижимости может выступать в роли налогоплательщика и обязано регулярно уплачивать налоги на имущество.

Исходя из смысла закона, платит только полноправный владелец.

Однако несмотря на довольно конкретное определение круга субъектов, существуют свои нюансы при определении обязанного лица:
  1. Когда владение домом осуществляется в организации, то плательщиком считается администрация такого юридического лица, которая и будет нести ответственность за рассматриваемую обязанность. Тоже правило относится к случаям, когда владение осуществляется в товариществе. СНТ (садовое некоммерческое товарищество), как некоммерческая организация и самый распространённый вариант владения частным домом на коллективной основе, будет также выступать налогоплательщиком в лице руководства объединения. То есть организационно-правовая форма значения иметь не будет.
  2. Когда домом владеют несколько лиц, то их имущество облагали единым налогом, однако впоследствии собственники имеют возможность договориться между собой, посчитать налог, чтобы каждый получил ту сумму к оплате, которая бы соответствовала доле его владения. При этом ответственность за неуплату будет возлагаться на каждого в равной степени.
  3. Когда лицо выступает арендатором, то оно не обязано уплачивать налог. Обязанность сохраняется исключительно за владельцем. Однако в договоре может прописываться, что расходы на уплату обязательных платежей также будут включены в арендную плату, после чего затраты осуществляет уже арендатор, но официально признаваться налогоплательщик он не будет.

Избежать обязанности по уплате налогов можно лишь в некоторых случаях и при исключительных обстоятельствах. По общему же правилу, если получали имущество в собственность и не отчуждали его впоследствии, то обязательно нужно уплачивать налоги, причём без нарушения сроков и размеров платежей.


Как отмечалось выше, при постройке дома или в случае получения его по соглашению, лицо сразу же приобретает обязанность платить налог на имущество. Для граждан в таких ситуациях является очень важным вопрос о том, сколько придётся платить ежегодно за владение тем или иным вариантом недвижимости. Для расчёта каждого конкретного вида налога установлена своя схема исчисления, и платежи на имущество не исключение.

Основной показатель для определения размера налога – стоимость имущества по кадастру. Однако до 2020 года учитывается как кадастровая, так и инвентаризационная цена, с целью снижения финансовой нагрузки на граждан.

В основу любого налога входит налоговая ставка, которая определяется и устанавливается только законодательными актами, а именно Налоговым кодексом.

Говоря о ставках налога на владение имуществом, то их закон определяет несколько вариантов, так как стоимость такой недвижимости может быть различна:
  • 0,1% от кадастровой и инвентаризационной стоимости дома, квартиры, гаража, недостроенных объектов и парковочных мест;
  • 3%, если цена по кадастру выше трёхсот миллионов рублей, а объектами являются помещения для офисов, бизнеса или торговли;
  • 0,5% от стоимости иных объектов, которые признаются недвижимостью и попадают под действие налогового закона.

Органы власти в регионах могут менять показатели ставок, уменьшая их или увеличивая. Причём уменьшить процент можно без ограничений, а увеличить не больше чем в три раза.

Относительно порядка расчёта налога, то он имеет определённый план действий, который основывается на новых правилах о кадастровой и инвентаризационной цене имущества и понижающем коэффициенте:

  1. Сначала определяется сумма отчислений, то есть рассчитывается налог исходя из кадастровой цены.
  2. Далее определяется размер налога с учётом старых показателей, а именно инвентаризационной стоимости.
  3. После этого из первого результата вычитается второй, получится разница, причём существенная, поскольку кадастровая цена всегда выше инвентаризационный. После этого сумму необходимо умножить на понижающий коэффициент, который на сегодняшний день равен 0,4.
  4. К полученному результату прибавляется налог по инвентаризационной цене и в итоге выводится общая сумма, которая представляется к оплате.

Для понимания, следует рассмотреть пример. Кадастровая цена равна 1,2 миллионам рублей, а инвентаризационная – 200 тысяч рублей. Налоговая ставка – 0,1, одинакова для каждого варианта. 1,2 млн рублей * 0,1 = 1 200 рублей и 200 тысяч рублей * 0,1 = 200 рублей. После этого из 1 200 вычитается 200 рублей, что равно 1 000 рублей. Этот показатель умножается на коэффициент, к итогу прибавляется показатель по инвентаризационной цене: 1 тыс. рублей * 0,4 = 400 + 200 = 600 рублей налога на квартиру.

Для самостоятельного определения суммы налога необходимо обратиться к официальному сайту ФНС (федеральная налоговая служба), где размещено специальное приложение «Калькулятор».

При расчёте следует обращать внимание на возможность получения льгот. Например, независимо от того, сколько в доме проживает человек, налогом будет облагаться только та площадь, которая превышает 50 квадратных метров. То есть, когда дом имеет площадь в 100 м 2 , то налог будет начислен только за половину. Дом с меньшей площадью налогами не облагается. Возможны и иные льготы для определённых категорий лиц, налоговые вычеты и даже полное освобождение от налоговых обязательств.


Несмотря на то что государство устанавливает жёсткие требования к соблюдению налоговых законов и чётко контролирует процесс уплаты налогов гражданами, оно также предоставляет им некоторые послабления в виде льгот, вычетов и возможностей освобождения от своих обязательств. Самым распространённым из этих вариантов является именно налоговый вычет, который представляет собой возврат части средств со стороны государства, которые были потрачены гражданином при возведении дома или на проценты, начисляемые в случай займа денег у банка на покупку жилья.

Как получить налоговый вычет на построенный или купленный дом?

В первую очередь нужно понять, когда допускается подавать документы на получение данной привилегии:
  1. Если было осуществлено строительство дома, который предназначен для проживания и предполагает возможность регистрации в нём граждан. Когда же оформить прописку в такой постройке нельзя, то и вычет получен быть не может.
  2. Если была осуществлена покупка дома, который не достроен. В этом случае вычет будет возможен, если в договоре прямо укажут факт того, что это объект незавершённого строительства.
  3. Если была осуществлена покупка готового для проживания дома. В этом случае вычет будет предоставлен на расходы по сделке.

В иных случаях налоговые вычеты предоставляться не будут, независимо от того, какой был приобретён дом и в каком порядке.

Налоговый вычет может быть получен только после того, как в установленном законом порядке и размере будет уплачен основной налог на имущество.

Не все расходы могут попасть под возможность возврата государством. В случае с покупкой достаточно указать на все издержки, в том числе проценты по кредиту.

Когда же речь идёт о строительстве, то НК РФ (Налоговый кодекс) устанавливает конкретный перечень расходов, попадающих под налоговый вычет:
  • расходы, понесённые в результате покупки надела для строительства;
  • расходы, связанные с приобретением дома, который был не достроен;
  • расходы, связанные с покупкой материалов для ремонта и строительства, подтверждённые чеками;
  • расходы по оплате услуг рабочих при проведении строительства;
  • расходы, которые были осуществлены при подключении коммуникационных связей и оформлении специальной документации на дом.
  • Чтобы получить рассматриваемую привилегию, очень важно подготовить все требуемые документы:
    • паспорт;
    • декларацию, предоставляемую в налоговом органе;
    • документы, которые подтверждают все понесённые расходы;
    • заявление в установленной форме;
    • выписка из реестра о праве на дом;
    • квитанция, которая подтверждает, что налог ранее был уплачен;
    • соглашение о предоставлении кредита, а также документ, отражающий начисление и уплату процентов по нему, если вычет получается при покупке дома.

    Весь пакет бумаг передаётся в налоговый орган, который в установленный период должен принять решение.

    Обычно перечисление денежных средств осуществляется не позднее трёх–четырёх месяцев после получения заявления. Размер налогового вычета на сегодняшний день составляет 13% от общей суммы расходов. При этом максимальная сумма вычета составляет два миллиона рублей, больше этого предела возвращено не будет, независимо от размера расходов.

    Таким образом, налог, уплачиваемый в случае владения домом, напрямую зависит от трёх показателей: стоимости (кадастровой и инвентаризационной), площади и налоговых ставок. Неисполнение обязанности по его уплате повлечёт за собой меры ответственности.

    При этом законом допускается применение льгот к отдельным категориям граждан, а также предоставление вычетов в качестве поддержки при осуществлении расходов на строительство или покупку жилого дома.

Объект незавершенного строительства - налог на имущество , рассчитываемый с него, стал предусматриваться с 2015 года. Рассмотрим, при каких условиях производится налогообложение незавершенного строительного объекта.

НЗС и налог на имущество

Незавершенное строительство (НЗС) — это объект, по которому не закончены строительные работы. НЗС может находиться как в одной из стадий строительства, так и в стадии опытной эксплуатации или быть приостановленным, законсервированным либо прекращенным. Но в любом случае его окончательная стоимость не сформирована, и он не готов к полноценной эксплуатации по тому назначению, для которого создается.

По объекту НЗС как у физических, так и у юридических лиц может возникать обязанность уплаты налога на имущество.

Основные положения по этому налогу содержит Налоговый кодекс РФ (гл. 30 — для юрлиц, гл. 32 — для физлиц). В 2014-2015, а затем и в 2016-2017 годах гл. 30 была в значительной степени скорректирована, а гл. 32 стала нововведением 2014 года и применяется с 2015-го. До 2015 года имущество физлиц облагалось налогом в соответствии с законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1, и НЗС по нему объектом налогообложения не являлось.

Подробнее о том, как менялся налог на имущество организаций в 2014-2018 годах, читайте в статье .

Налог на имущество имеет статус регионального, и особенности его применения как для юридических, так и для физических лиц регламентируются законами субъектов РФ, которым дано право определения особенностей налоговой базы, дифференциации налоговых ставок (в пределах, определенных НК РФ), введения дополнительных льгот. При этом для юрлиц возможно установление отличных от других регионов порядка и сроков уплаты налога. Для физлиц срок уплаты налога на имущества является единым на всей территории Российской Федерации - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество по НЗС для физлиц

Итак, физлица (в том числе ИП), являющиеся собственниками объектов, должны платить налог на имущество — незавершенное строительство в числе таких объектов (подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ). Для целей налогообложения физлиц оно учитывается только с 2015 года.

Для введения налога субъектами РФ и проведения кадастровой оценки объектов установлен переходный период до 2020 года, в течение которого базой налогообложения может быть либо инвентаризационная, либо кадастровая стоимость (ст. 402 НК РФ), если объект не относится к подлежащим налогообложению только по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

Если в целях налогообложения применяется кадастровая стоимость имущества, то базой для расчета налога является кадастровая стоимость имущества на начало налогового года, уменьшенная на вычеты, определенные пп. 3-6 ст. 403 НК РФ. Однако объекты незавершенного строительства на федеральном уровне не включены в перечень объектов, по которым предоставляется вычет по налогу на имущество (пп. 3-6 ст. 403, ст. 404 НК РФ). Вычет по объектам незавершенного строительства может представляться, только если он предусмотрен региональным законодательством.

Если в целях налогообложения имущества применяется его инвентаризационная стоимость, то налог не уплачивается, поскольку для объектов незавершенного строительства инвентаризационная стоимость не определяется (письмо Минфина России от 14.12.2017 № 03-05-06-01/83522, информация ФНС России от 31.05.2017, приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 № 87). Таким образом, с налогового периода 2015 года для физлиц налогом на имущество объект незавершенного строительства облагается при выполнении 3 обязательных условий (письмо МФ РФ от 27.05.2015 № 03-05-06-01/30444):

  • на объект зарегистрировано право собственности;
  • субъект РФ установил в качестве базы для налогообложения кадастровую стоимость или объект относится к облагаемым только на основе кадастровой стоимости по ст. 378.2 НК РФ (административные, торговые, жилые объекты);
  • величина стоимости объекта определена.

Предельные ставки налога при расчете на основе кадастровой стоимости зависят от назначения и стоимости незавершенного объекта (п. 2 ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% — для НЗС жилья;
  • 2% — для НЗС административных, торговых и дорогих (более 300 млн руб.) объектов;
  • 0,5% — для НЗС прочих объектов.

Предельные ставки налога от инвентаризационной стоимости определены только стоимостью объекта (п. 4 ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% — не более 300 тыс. руб.;
  • 0,1-0,3% — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • 0,3-2% — более 500 тыс. руб.

У ряда физлиц есть право на льготы по налогу (п. 1 ст. 407 НК РФ). К ним относятся:

  • люди, имеющие государственные награды;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий или отслужившие в армии более 20 лет;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварий;
  • члены семей погибших при исполнении обязанностей военных и госслужащих;
  • пенсионеры;
  • лица творческих профессий в отношении помещений, используемых для творчества;
  • физлица, использующие в личном хозяйстве хозстроения площадью до 50 кв. м.

Административные, торговые и дорогие (более 300 млн руб.) объекты не льготируются (п. 5 ст. 407 НК РФ), а по остальным льгота может быть применена только к одному объекту недвижимости каждого вида по выбору налогоплательщика при наличии документального подтверждения права на нее. Документы на льготу подаются в ИФНС вместе с заявлением о ее предоставлении не позднее 1 ноября года, за который будет рассчитан налог (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Льготированию не подлежат также объекты, используемые в предпринимательской деятельности. К НЗС, которое, являясь недостроем, еще не используется в предпринимательских целях, льгота может быть применена. Однако если ИФНС будет выявлен факт такого использования НЗС, то налог на это имущество начислят.

Ставки, объекты налогообложения и льготы могут быть дифференцированы в регионах. Если в законах субъектов таких уточнений нет, то применяются положения НК РФ.

Расчет налога осуществляет ИФНС и высылает уведомление вместе с платежным документом налогоплательщику-физлицу с таким расчетом, чтобы физлицо получило комплект документов на уплату налога не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Если на объект НЗС оформлена общая или долевая собственность, то налогоплательщиками будут все его собственники в равных или пропорциональных доле частях соответственно (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если объект возник в течение налогового года, то его кадастровая стоимость для целей налогообложения принимается на дату регистрации в кадастре. В случае выявления ошибки в кадастровой стоимости пересчет налога делается с периода такой ошибки. При спорной кадастровой стоимости изменения налога учитываются с даты подачи заявления на пересмотр стоимости, но не ранее внесения корректировок в кадастр (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Если право собственности на объект существует неполный год, то расчет делается с учетом коэффициента, снижающего налог в пропорции к количеству полных месяцев фактического нахождения в собственности. При этом полным месяцем считается тот, в котором право собственности возникло до 15 числа или прекратилось после 15 числа (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Так же, с учетом количества месяцев фактического наличия права на собственность, учитывается льгота по налогу. При этом месяцы возникновения и исчезновения права на льготу считаются полными (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Если налогоплательщик, имеющий НЗС в собственности, не получил уведомления ИФНС на уплату налога, и они ни разу ему не приходили, ему необходимо проинформировать налоговую инспекцию о наличии объекта налогообложения (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Налог на имущество по НЗС для юрлиц

Объекты НЗС, находящиеся в распоряжении юрлиц, не являются предметом обложения налогом на имущество, если они не готовы для использования в процессе производства. Факт готовности определяет само юрлицо. Однако это не означает, что объект НЗС можно сколь угодно долго держать в стадии незавершенного.

Особенно опасен в этом отношении этап опытной эксплуатации. Если на этом этапе не осуществляется необходимая доработка объекта (не продолжают вкладываться средства в доведение его технических характеристик до проектных), а в производстве продукции он систематически участвует, то безопаснее ввести его в состав основных средств и обложить налогом на имущество. В противном случае ИФНС может признать его объектом налогообложения, и суд с ней согласится (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2015 № Ф09-9720/14).

О начислении налога при эксплуатации имущества читайте в материале .

Объекты, которые юрлицо строит самостоятельно, привлекая для этого заемные средства, будут иметь разную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в связи с разным учетом процентов. Важно сохранить эту разницу при вводе объекта в эксплуатацию. Обе стоимости по-своему важны: налоговая — для расчета амортизации, которая учтется при определении налога на прибыль, а бухгалтерская — для расчета налога на имущество, если не появится обязанности считать этот налог от кадастровой стоимости.

О том, когда возникает обязанность по расчету налога от кадастровой стоимости, читайте в статье .

Итоги

У юридических лиц объекты незавершенного строительства не облагаются налогом на имущество.

У физических лиц незавершенное строительство может облагаться налогом, если в регионе его местонахождения налоговая база по налогу исчисляется с кадастровой стоимости, оно находится в собственности физического лица и известна его кадастровая стоимость.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

С 1 января 2015 г. порядок физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее - Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании , физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка - некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых , согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых , в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако... данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)



Если на объект незавершенного строительства уже оформлено право собственности, то он подвергается налогообложению в полной мере. Обязанности по уплате имущественного налога зависят от региона, в котором находится данный объект. Так как в некоторых субъектах РФ расчет налога происходит от его кадастровой стоимости. Если данная норма действует в регионе, где расположен объект незавершенного строительства, то данный объект подвергается налогообложению. Единственным вариантом не уплачивать данный налог - это не оформлять на объект право собственности до момента завершения его постройки. Правила по уплате налогов по объектам незавершенного строительства вступили в законную силу с 2015 года.

Можно ли оформить льготу на уплату налога по объекту незавершенного строительства

В Российской Федерации во всех субъектах объекты незавершенного строительства не входят в список налоговых льгот. То есть на имущественный налог льготу оформить можно, а вот на налог по объекту незавершенного строительства нельзя. Единственным способом получить льготу является окончание строительных работ и оформление данного объекта в полноценный объект недвижимости, за который можно получить налоговую льготу по имущественному налогу. Также стоит отметить, что дополнительные муниципальные образования имеют право на создание собственных льготных списков, куда могут попадать объекты НЗС. Уточнять этот момент следует в местной администрации. Также на сайте федеральной налоговой службы можно получить полный список льгот, предоставленный местными органами власти каждого конкретного региона.

Налоговая ставка

Органы местного самоуправления устанавливают самостоятельно размер налоговой ставки. То есть размер налога в одном регионе будет всегда отличаться от размера налога в другом регионе. Федеральное законодательство, а именно статья 406 Налогового Кодекса РФ, контролирует размер налоговых ставок. Также регион может увеличить минимально допустимую ставку по налогу, но не более чем в три раза. Если в большинстве регионов страны при проектировании будущего жилого дома размер налога от кадастровой стоимости НЗС составляет 0,1%, то в Москве этот же налог равен 0,3% от кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства.

Порядок и срок уплаты налога

Уплата налога за объект незавершенного строительства осуществляется в том же порядке, что и оплата имущественного налога за объект недвижимости. То есть территориальные налоговые органы направляют уведомление об обязательной уплате налога за НЗС по месту нахождения объекта на имя лица, на которого зарегистрирован данный объект. Если сумма налога менее 100 рублей, то ФНС не направляет уведомление. То есть налог в таком случае уплачивать не нужно.

Исчисление суммы налога

Местные налоговые органы в каждом регионе занимаются исчислением налогов по объектам незавершенного строительства индивидуально в отношении каждого объекта. Этот расчет происходит в конце каждого года. По каждому объекту происходит его оценка и выявление кадастровой стоимости, от полученной суммы происходит исчисление налоговой ставки в процентном соотношении.

Некоторые объекты незавершенного строительства находятся в общей долевой собственности, то есть у объекта одновременно несколько владельцев, каждому из которых принадлежит конкретная доля от этого объекта. В таком случае налог уплачивается от кадастровой стоимости не всего объекта, а лишь доли, которая принадлежит налогоплательщику. Размер налога в такой ситуации пропорционален доли. При этом каждый собственник несет ответственность по уплате налогов только за свою долю. Если один из владельцев объекта незавершенного строительства имеет долговые обязательства по налогам, то они не могут быть переданы другим владельцам.

Отдельные правила исчисления налоговой ставки применяются к объектам незавершенного строительства, которые находятся в праве собственности менее одного года. Так как размер налога не может быть идентичным налоговому объему за целый год, если объекту всего лишь несколько месяцев, согласно документам на право собственности. В таком случае размер налога исчисляется относительно возраста объекта. То есть сумма годового размера налога делится на 12 месяцев, а потом этот результат умножается на количество месяцев, в период которых объект незавершенного строительства уже находился в праве собственности.

При рассмотрении данного вопроса отдельное внимание следует обратить на 23 статью налогового кодекса РФ. Так как если налогоплательщик не получил уведомление от ФНС об обязательной уплате налогов как за имущество, так и за объекты незавершенного строительства, то он в органы налоговой службы полный список объектов, которые находятся у него в праве собственности, но по которым не приходят налоговые уведомления. Если налоговые уведомления не приходят по причине действующей налоговой льготы, то сообщать об объектах не нужно.

Налог на имущество по НЗС

Налогообложение объектов незавершенного строительства относится к особой категории имущественного налога. Налог является региональным. То есть рассчитывается в индивидуальном порядке не только для каждого объекта НЗС, но и для каждого региона, на территории которого есть объекты НЗС. Если ранее налоговая ставка для объектов незавершенного строительства рассчитывалась, исходя из инвентаризационной стоимости постройки на момент начала текущего года, то теперь в формуле расчета налоговой ставки будет фигурировать кадастровая стоимость объекта вместо инвентаризационной стоимости. Размер налога для объектов незавершенного строительства всегда будет меньше имущественного налога на фактический объект недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость объектов НЗС

Кадастровая стоимость объектов незавершенного строительства не совпадает с их фактической рыночной стоимостью. Как правило, эта сумма имеет меньший размер. Основой для исчисления кадастровой стоимости как объектов недвижимого имущества, так и объектов незавершенного строительства является государственная кадастровая оценка.

Налог на имущество в отношении объектов незавершенного строительства граждане должны платить только при условии оформленного права собственности на такие объекты. При этом граждане обязаны уплачивать налог только в случае, если в субъекте РФ законодательно установлена оплата налога на имущество исходя из его (имущества) кадастровой стоимости. Если же для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость имущества, то налог уплачивается только в случаях, когда определена эта инвентаризационная стоимость объектов незавершенного строительства.

Особенности налогообложения объектов незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства становится объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц сразу после оформления права собственности на него. Это означает, что только после регистрации прав собственности у гражданина появляется обязанность по уплате налога.

При этом важно понимать, что само по себе оформленное право собственности еще не приводит к обязанности платить налог на имущество при незавершенном строительстве. Дело в том, что, во-первых, обязанность по уплате налога возникает только в том случае, если в субъекте РФ (где находится незавершенное строительство), законодательно введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Во-вторых, если в регионе в целях налогообложения объекта незавершенного строительства применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена.

Из сказанного выше следует, что гражданин, оформивший право собственности на незавершенное строительство, должен уплачивать налог:

  • если по правилам региона налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости объекта, либо
  • если в регионе налог уплачивается исходя из инвентаризационной стоимости, и такая стоимость незавершенного объекта определена.

Ниже мы рассмотрим особенности налогообложения объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости.

Налоговые ставки, льготы и порядок уплаты

Основными условиями, связанными с налогообложением незавершенного строительства, являются налоговые ставки, налоговые льготы и порядок уплаты налогов. Рассмотрим эти условия подробнее.

В соответствии с российским законодательством размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Но эти региональные налоговые ставки привязаны к ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ.

С соответствии с Налоговым кодексом РФ при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента.

Региональные налоговые ставки могут быть увеличены, но при этом должны соответствовать пределам увеличения, установленным Налоговым кодексом.

Так, например, в Москве ставка в отношении незавершенных объектов жилищного строительства установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости.

Что касается льгот и налоговых вычетов, то здесь картина следующая. В отношении объектов незавершенного строительства вычет по налогу на имущество не предоставляется. Льготы на федеральном уровне также не предусмотрены. Однако на региональном уровне такие льготы по налогу могут быть установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований или законодательными актами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Для уплаты налога налоговая инспекция направляет собственнику объекта, строительство которого не завершено, уведомление об уплате налога, которое является основанием для уплаты. Если объект строительства находится в общей долевой собственности, уведомление получает каждый участник доли. Налог должен уплачиваться по месту нахождения незавершенного объекта.

Правила исчисления налога

Расчет налога делает налоговая инспекция после завершения календарного года на основании сведений, представленных органами Росреестра.

В случае нескольких участников долевой собственности на незавершенный объект уплату налога производит каждый из ее участников пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну.

Если объект находился в собственности неполный год, то налог исчисляется пропорционально времени владения незавершенным строительным объектом.

Есть важная особенность, связанная с расчетом налога в течение первых трех лет владения объектом. Эти три года являются переходными, в течение которых налог платится в уменьшенной сумме. Для переходного периода установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6).

Формула для расчета суммы налога на объект незавершенного строительства на переходный период (первые три года) установлена Налоговым кодексом РФ. По этой формуле сумма налога равна:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где

  • Н1 — сумма налога – результат произведения налоговой базы на налоговую ставку;
  • Н2 — сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 год в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015;
  • К — коэффициент, равный:
  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду.

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

При расчете налога начиная с третьего года действует особое правило. В этом случае сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1. Полученная величина сравнивается с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если первая сумма оказывается меньше второй, то уплачивается первая сумма. При этом учитываются положения об исчислении налога в отношении объектов в общей собственности и времени нахождения объекта в собственности в текущем году.

Начиная с четвертого года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.