Продажа гсм с бензовоза налогообложение. Бухгалтерский учет оптовой торговли: проводки

Правила бухучета распространяются на организации любой сферы деятельности, любой формы собственности. Однако в каждой отрасли возникают свои особенности отражения состояния средств и их источников, начисления налогов и составления бухгалтерской отчетности. Какие нюансы должен учитывать бухгалтер предприятия оптовой торговли? Отличается ли учет для предприятий, применяющих разные системы налогообложения? Расскажем в статье про бухгалтерский учет оптовой торговли на предприятии.

Отличия опта от розницы

Гражданское и налоговое законодательство не содержит конкретного определения оптовой торговли. Под этим подразумевается реализация товара крупными партиями. Основной документ – договор поставки. Оптовая торговля осуществляется в безналичном порядке.

В отличие от опта розница представляет собой реализацию товара мелкими партиями для личного потребления. Покупатель розничной сети приобретает товар не для коммерческой деятельности. В розницу товар продается как за наличные деньги, так и по перечислению. Основанием для реализации является договор купли-продажи.

Бухгалтерский учет в организациях оптовой торговли

Бухгалтерский учет в организациях оптовой торговли должен охватывать следующие моменты:

  • отражение поступления запасов;
  • внутреннее перемещение ТМЦ;
  • реализацию товаров.

Поступление запасов на склад

При поступлении запасов в предприятии оптовой торговли делаются следующие записи:

При поступлении в организацию оптовой торговли товарных запасов необходимо включить в их стоимость издержки, связанные с доставкой, страхованием ТМЦ, таможенными пошлинами, услугами посреднических организаций, оплатой информационных и консультационных услуг, оказанных сторонними предприятиями.

На сумму таких затрат:

Дт 41 Кт 60.

Внутреннее перемещение товаров на складе

После поступления товара на склад оптовой организации, он может передаваться в прочие подразделения предприятия. Затраты, связанные с таким перемещением, включаются в состав расходов по обычной деятельности. Если услуги по перемещению груза с одного склада в другой выполняли сторонние перевозчики, то расходы по оплате их услуг отражаются записью:

Дт 44 Кт 60 – на стоимость услуг стороннего перевозчика;

Дт 19 Кт 60 – НДС по услугам перевозчика.

Реализация товаров оптовыми партиями

При реализации товаров в учете предприятия оптовой торговли составляются следующие проводки:

Учет продажи товаров в организации оптовой торговли ведется на счете 90. Читайте также статью: → “ ». К счету открываются субстчета:

  • 1 – для учета выручки от продаж;
  • 2 – для учета себестоимости реализованного товара;
  • 3 – для учета НДС по проданным ТМЦ;
  • 9 – для учета финансового результата за отчетный период.

Отличия в учете от розничной торговли

В отличие от оптовой торговли в рознице предприятие имеет право может учитывать товар как по цене приобретения, так и по продажной стоимости при условии обособленного учета наценки. Выбранный вариант учета должен быть зафиксирован в учетной политике юридического лица.

Предприятие розничной торговли для учета наценки в обязательном порядке применяет счет 42, если поступивший товар учитывается по отпускной цене:

Дт 41 Кт 42.

Поступление товара по закупочным ценам отражается в учете так же, как на предприятии оптовой торговли.

Если учет товара в рознице ведется по отпускной цене, то при его продаже в отличие от оптовой торговли составляется дополнительная проводка:

Дт 90 Кт 42 (сторно) – списана торговая наценка.

Особенности учета некоторых видов продукции в оптовой торговле

Алкогольная продукция в оптовых точках: проводки

Алкогольная продукция в организации оптовой торговли учитывается по фактической стоимости, в которую не включается НДС. При поступлении алкогольной продукции:

Дт 41 Кт 60.

В отличие от НДС, акцизы по приобретенному товару включаются в его стоимость. Акцизы уплачивают только производители алкоголя. НДС по приобретенному товару:

Дт 19 Кт 60.

Пример. ООО «Полюс» приобрело 1500 бутылок коньяка у производителя на общую сумму 468696 рублей (в т.ч. акциз 97200 рублей, НДС 71496 рублей). Вся партия коньяка была продана через день за 566400 рублей (в т.ч. НДС 86400 рублей).

Корреспонденция счетов Сумма Содержание операции
Дебет Кредит
41 60 397200 На стоимость 1500 бутылок приобретенного коньяка
19 60 71496 НДС по купленному товару
68 19 71496 НДС к вычету
62 90/1 566400 Выручка от продажи коньяка
90/3 68 86400 НДС по проданному коньяку
90/2 41 397200 Списана себестоимость проданного товара
51 62 566400 Получено от покупателя за реализованный коньяк
90/9 90 82800 Получена прибыль от продажи товара

ГСМ и нефтепродукты – опт по лицензии

Для компаний, занимающихся оптовой торговлей при условии хранения ГСМ и нефтепродуктов в собственных емкостях, необходимо получение лицензии на осуществление этого вида деятельности. Если оптовая торговля ГСМ и нефтепродуктами осуществляется при условии, что хранение товара осуществляется на договорных условиях сторонней организацией, то получение такой лицензии не является обязанностью оптового продавца.

Большая часть ГСМ и нефтепродуктов относится к подакцизным товарам. Для предприятий оптовой торговли, имеющим лицензию и свидетельство на операции с нефтепродуктами, разрешено принятие к вычету акциза по приобретенному товару. Если же организация не занимается хранением ГСМ, не имеет свидетельства, то акциз включается в цену товара и к возмещению не учитывается.

Отражение на счетах операций по оптовой торговле ГСМ и нефтепродуктами проводится типовыми корреспонденциями счетов.

Система налогообложения предприятий оптовой торговли

Предприятие оптовой торговли может применять различные системы налогообложения. Если при регистрации организация не подавала в налоговые службы заявления о каком-либо режиме налогообложения, то по умолчанию применяется общая система. ОСНО имеет определенные преимущества и недостатки для предприятия оптовой торговли.

К преимуществам ОСНО можно отнести:

  • предприятия, применяющие ОСНО, являются плательщиками НДС. Многие покупатели, применяющие эту же систему, предпочитают покупать товар так, чтобы можно было предъявить НДС к зачету. Это означает, что если оптовый продавец переходит на УСН, то, с большой долей вероятности, ему придется снизить цену товара на 18% по сравнению с конкурентами, являющимися плательщиками НДС;
  • если по окончании года определен отрицательный финансовый результат, то убыток в декларации можно учесть и не платить налог на прибыль.

Для остальных компаний – оптовиков предпочтительнее «упрощенка». К преимуществам этой налоговой системы относится невысокая налоговая нагрузка. Поэтому упрощенная система подходит для высокорентабельных видов деятельности. УСН не выгодна для организаций, результатом деятельности которых является убыток, а так же имеющих высокие издержки обращения.

Выбирая УСН, необходимо правильно определиться с налоговой базой и ставкой. Если компания имеет возможность документально подтвердить большую часть своих затрат и стоимости товара, то выгоднее применять систему «доходы минус расходы». В противном случае можно остановиться на УСН по ставке 6% и базе «доходы».

ЕВНД предприятия оптовой торговли применять не могут. Этот режим предусмотрен для розничной торговли при соблюдении определенных условий.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Как отразить на счетах обмен товарами между двумя торговыми организациями?

При товарообмене особое внимание следует уделить правильности их оценки. Цена товаров по такому договору не должна разниться с рыночной оценкой аналогичных товаров более чем на 20%. При обмене товаров в бухучете предприятия, занятого оптовой торговлей:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
41 60 Получен товар по договору мены
19 60 НДС по купленным запасам
90/2 41 Списание себестоимости проданного товара по договору мены
90/2 44 Списание прочих издержек по реализации
62 90/1 Выписан счет покупателю (на сумму выручки)
60 62 Показан товарообмен (стоимость в соответствии с договором)
90/3 68 НДС по проданному товару
68 19 НДС к зачету
90/9 99 Финансовый результат от оптовой торговли

Вопрос №2. Основной вид деятельности компании – оптовая торговля. В будущем планируется часть товара реализовывать в розницу, а часть оптом. Предприятие применяет общую систему налогообложения. Как правильно отразить на счетах учет товара в опте и в рознице?

Все запасы, предназначенные для продажи, следует оприходовать на счете 41 на субсчете, открытом для отражения запасов в оптовой торговле. НДС показывают обособленно.

На 41 счете ТМЦ могут учитываться как по покупной стоимости, так и по продажной цене (с применением счета 42). Способ отражения стоимости запасов нужно зафиксировать в учетной политике. Товары в рознице и опте необходимо учитывать обособленно. Для этого по счету 41 открывают два субсчета:

  • 1 – Товары в опте;
  • 2 – Товары в рознице.

Если заранее не известно, какая часть запасов будет продана оптом, а какая в розницу, целесообразно приходовать их на субсчете 1 счета 41.

  • Дт 41/1 Кт 60;
  • Дт 19 Кт 60;
  • Дт 68 Кт 19.

При передаче товарных запасов в розницу:

Дт 41/2 Кт 41/1.

Одновременно с этим делается проводка:

Дт 41/2 Кт 42 – на величину торговой наценки.

При продаже на счете 90 нужно открыть два субсчета для отражения доходов от оптовой и розничной торговли.

Вопрос №3. При приеме ТМЦ в торговой компании обнаружена недостача. Какими документами нужно оформить это и как отразить на счетах?

Недостача, которая обнаруживается при приемке ТМЦ, может быть как в пределах естественной убыли, так и сверх нее. В первом случае суммы недостачи включают в издержки обращения. При другом варианте стоимость недостающих товаров должен возмещать поставщик или транспортная компания. Для этого получатель груза предъявляет перевозчику или поставщику претензию. Это оформляется коммерческим актом или актом об установлении расхождения. Для учета недостач необходимо использовать счет 94.

Вопрос №4. Предприятие занимается оптовой торговлей, применяет общую систему налогообложения. Как отражать наценку по реализованному товару? Нужно ли использовать счет 42?

В оптовой торговле товары учитывают по цене закупки. При их продаже она списывается со счета 41 в дебет счета 90. По кредиту счета 90 показывают доход от продажи ТМЦ. Наценка в таком случае представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту счета 90. Счет 42 целесообразно применять в розничной торговле, когда запасы учитывают по продажным ценам.

Вопрос №5. Какие расходы необходимо включать в себестоимость приобретенного товара?

В стоимость товара следует включить все прямые издержки по его приобретению. Это затраты на доставку ТМЦ, таможенные и невозмещаемые налоговые платежи, расходы на консультации, посреднические услуги, страховые платежи.

Торговля горюче-смазочными материалами имеет ряд особенностей. Это лицензирование, исчисление и уплата акцизов, а также некоторые нюансы бухгалтерского учета, связанные со спецификой товара.

Нужна ли лицензия?

Нужна ли организации, реализующей ГСМ, лицензия на осуществление этого вида деятельности?

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Реализации горюче-смазочных материалов в этом перечне нет.

Однако там упомянуто хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Значит, организации, которая хранит ГСМ в собственных емкостях, придется получать лицензию на этот вид деятельности. Положение о таком лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 637. Лицензии выдает Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401).

Акцизы

В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того , имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

ЕСЛИ ЕСТЬ ФИЛИАЛЫ

Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

ПОЛУЧАТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО?

Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):
- производство;
- оптовую реализацию;
- оптово-розничную реализацию;
- розничную реализацию.

Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.

Получение свидетельства - дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза. Это связано с тем, что поставщики топлива могут принять к вычету ранее начисленные акцизы, только если у покупателя есть свидетельство. А значит, они предпочитают отпускать бензин тем автозаправкам, которые получили этот документ.

Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т. д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.

Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.

Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

ОСВОБОЖДЕНИЕ И ВЫЧЕТЫ

Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.

Сумму акциза исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки: (см. таблицу ).

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.

А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:
- у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;
- у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.

Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

НАЛОГОВЫЙ ПОСТ

Для контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который получил в этом же налоговом органе свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Это комплекс мер и мероприятий налогового контроля. Их проводят налоговые органы в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Функции налоговых постов определены в статье 197.1 Налогового кодекса РФ. Отметим, что при выполнении своих задач сотрудники налоговых органов не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

ТОЛЬКО РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР 1

В июне 2005 года АЗС ООО "Заправщик" получила бензин Аи-92 в количестве 6 тонн. У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Покупная цена бензина - 15 000 руб. за тонну. Всего поступило бензина на сумму:
6 т x 15 000 руб/т = 90 000 руб.,

в том числе НДС:
90 000 руб. : 118% x 18% = 13 728,81 руб.

Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 составляет 3629 руб. за тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:
6 т x 3629 руб/т = 21 774 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.

Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.

При плотности 0,826 г/куб. см в 6 тоннах (6000 кг) содержится:
6000 кг: 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.

Общая продажная стоимость топлива составила:
7263,92 л x 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
- 76 271,19 руб. (90 000 - 13 728,81) - оприходован бензин;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по акцизам"

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"
- 119 854,68 руб. - получена выручка от продажи бензина в розницу;


- 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118%x 18%) - начислен НДС с реализации;


- 98 045,19 руб. (76 271,19 + 21 774) - списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99
- 3526,57 руб. (119 854,68 - 18 282,92 - 98 045,19) - выявлен финансовый результат от реализации.

ЕСЛИ ЕСТЬ ОПТ

Если же АЗС имеет свидетельство на оптовую или оптово-розничную торговлю ГСМ, то операции с акцизами оформляют иначе, ведь начисленный налог можно принять к вычету.

ПРИМЕР 2

Используем условия примера 1, но немного изменим их. Пусть у АЗС ООО "Заправщик" есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. АЗС перепродала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО "Автотопливо", у которого тоже имеется свидетельство, за 110 000 руб. (в том числе НДС - 16 779,66 руб.).

В учете бухгалтер отразил это так:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
- 76 271,19 руб. - оприходован бензин;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 13 728,81 руб. - учтен НДС по оприходованному бензину;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 90 000 руб. - оплачен бензин поставщику;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
- 13 728,81 руб. - поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

ДЕБЕТ 19 субсчет "Акцизы" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по акцизам"
- 21 774 руб. - начислен акциз по оприходованному бензину;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"
- 110 000 руб. - получена выручка от продажи бензина оптом;

ДЕБЕТ 90 субсчет "НДС" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 16 779,66 руб. - начислен НДС с реализации;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41
- 76 271,19 руб. - списана себестоимость проданного топлива;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 110 000 руб. - поступила оплата от покупателя.

ООО "Заправщик" представило в налоговые органы договор купли-продажи с ЗАО "Автотопливо" и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. После этого ООО получило право зачесть из бюджета акциз:

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по акцизам" КРЕДИТ 19 субсчет "Акцизы"
- 21 774 руб. - принят к вычету акциз.

Специальные режимы налогообложения

При "вмененке" к розничной торговле не относится (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ) реализация подакцизных товаров, в частности:
- автомобильного бензина;

Дизельного топлива;
- моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонного бензина.

Следовательно, розничная торговля ГСМ не подпадает под действие ЕНВД.

А вот на "упрощенку" предприятия, торгующие ГСМ, перейти могут. Дело в том, что закрытый перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права применять УСН, приведен в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты только производители подакцизных товаров, а не продавцы.

Расходы на ГСМ: учет и налогообложение (Суслова Ю.А.)

Дата размещения статьи: 12.07.2014

Многие организации вне зависимости от своего вида деятельности используют автомобильный транспорт. Как правильно оформить затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств, и отразить их в учете?

К горюче-смазочным материалам (ГСМ) относятся: топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Они учитываются в составе материально-производственных запасов. Движение ГСМ в бухгалтерском учете отражается на счете 10 "Материалы", субсчет 3 "Топливо".
Поступившие в организацию ГСМ могут учитываться по фактической себестоимости их приобретения либо по учетным ценам. Чаще всего учет ГСМ ведется по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Приобретение ГСМ

Обычно осуществляется двумя способами: за наличный расчет через подотчетных лиц; приобретением талонов, топливных карт для последующей покупки по ним ГСМ.
Водители при приобретении ГСМ на АЗС обязаны получить кассовый чек, в котором указывается дата приобретения, марка топлива или смазочного материала, количество отпущенного и общая стоимость. Когда кассовые чеки не выдаются, водитель обязан получить иной документ (справку, квитанцию, накладную), имеющий приведенные выше данные, а также реквизиты продавца и заверенный подписью и штампом (печатью) организации, осуществившей отпуск материалов.
Кассовый чек является первичным учетным документом и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 4 Положения по применению ККМ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745), действующего в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ. Что должно содержаться в кассовом чеке, подробно описано в Письме УФНС России по г. Москве от 26.04.2011 N 17-15/041152. В частности, следующие реквизиты: наименование организации; ИНН продавца; заводской номер ККТ; порядковый номер чека; дата и время покупки или оказания услуги; стоимость покупки или услуги; признак фискального режима; стоимость ГСМ с учетом НДС. В некоторых регионах для АЗС введен единый налог на вмененный доход. В таких случаях стоимость ГСМ не включает в себя НДС; марку, количество ГСМ и цену за единицу. Эти реквизиты не являются обязательными для чека контрольно-кассового аппарата. Однако большинство АЗС в настоящее время выдают именно такие чеки. Если в чеке нет указанных реквизитов, то АЗС должна выдать товарный чек.
На чеке, выданном подотчетному лицу, могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ. Так, например, если на ККМ установлена ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная), то данный реквизит также приобретает статус обязательного.
При отсутствии любого из реквизитов или невозможности их прочтения чеки не могут служить оправдательными документами для целей налогообложения.
На практике нередко возникают ситуации, когда чернила на кассовом чеке с течением времени выцветают. В таких случаях контролирующие органы рекомендуют признавать затраты на основании ксерокопий кассовых чеков, заверенных подписью должностного лица и печатью организации, а также приложенного оригинала выцветшего кассового чека (Письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22 и от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209, УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56636@ и от 12.04.2006 N 20-12/29007). Существует возможность подтвердить расходы и без таких копий. Компания может представить иные документы, подтверждающие расходы подотчетного лица (Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2011 N КА-А40/18116-10). Например, такими документами могут служить товарный чек или договор с контрагентом.
Бухгалтерия на основании авансового отчета приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. Аналитический учет ГСМ ведется по материально ответственным лицам - водителям автотранспорта. НДС из стоимости ГСМ расчетным путем не выделяется. Это связано с тем, что для АЗС продажа ГСМ с выдачей чека контрольно-кассового аппарата является розничной торговлей, а гл. 21 НК РФ не предусмотрено принятие к налоговому вычету сумм НДС, выделенных расчетным путем из указанных чеков.
Стоимость топлива, приобретенного водителями за наличный расчет, подтвержденная документально, списывается с кредита счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" в дебет счета 10, субсчет 3 "Топливо".
Расчеты с подотчетными лицами - водителями по суммам денежных средств (банковских корпоративных карт), выданным на приобретение ГСМ, отражаются в бухгалтерском учете в общепринятом порядке.
Стоимость топлива, использованного на производственные нужды, отопление и выработку энергии, относят в дебет счетов 20, 23, 25, 26 по назначению.
Остаток топлива, учтенный на счете 10, субсчете 3 "Топливо", должен соответствовать данным аналитического учета по каждому месту хранения и водителю автомобиля.

Использование топливных карт

Организация может выдавать водителям вместо наличных денег банковскую корпоративную карту или специализированную топливную карту для приобретения топлива и прочих видов ГСМ. Топливные карты, как и талоны, приобретаются по договору у собственника сети АЗС.
Расчеты по картам и талонам ведутся либо на условиях предоплаты, либо по фактически израсходованному топливу.
По сравнению с приобретением ГСМ за наличный расчет либо по талонам топливные карты имеют ряд преимуществ: нет необходимости выдавать наличные денежные средства под отчет водителям предприятия и вести учет талонов.
При отпуске ГСМ по пластиковым картам работники АЗС выдают водителю документ (терминальный чек), подтверждающий оплату топлива, который водитель передает в бухгалтерию. Держатель топливной карты освобождается от необходимости составлять и представлять в бухгалтерию авансовый отчет о стоимости заправленного топлива. Кроме того, топливные карты используются как средство строгой отчетности, позволяя их держателю получить от имени лица покупателя определенное количество товара.
Отметим, что топливная карта не является платежным средством, ее можно использовать только для оплаты ГСМ и только на заправках конкретного поставщика. Причем в момент оплаты при заправке происходит зачет внесенного ранее аванса в счет полученных ГСМ.
Порядок расчетов с поставщиками ГСМ по топливным картам устанавливается в договоре. В нем стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия, в частности предоставление скидки, порядок сверки расчетов.
Поставщик топлива ежемесячно представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданное топливо, а также отчет (реестр) операций по картам. В реестре указываются данные с заправок: количество, марка, стоимость отпущенного бензина, а также дата, время, место заправки и остаток средств на карте.
Данные реестра поставщика ГСМ сверяются с путевыми листами, представленными водителями с приложением чеков АЗС (терминальных чеков), подтверждающих количество, вид топлива, стоимость полученных по конкретной топливной карте ГСМ, а также дату и время заправки.
Оплата ГСМ поставщику производится авансом по безналичному расчету, что отражается следующей бухгалтерской записью:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
уплачен аванс.
Ежемесячно организация-покупатель и организация - продавец ГСМ составляют акт приема-передачи ГСМ или отчет (ведомость) об отпуске топлива. В акте (отчете) указывают наименование, количество и стоимость отпущенных ГСМ. На основании акта (отчета) продавец выписывает счет-фактуру с выделением НДС.
По полученному акту (отчету) бухгалтерия производит следующие записи:


принят к учету бензин, фактически предоставленный поставщиком (залитый им в баки заправляемых автомобилей организации) без учета НДС;


произведен зачет аванса в части стоимости бензина, полученного водителями при заправке автомобилей по топливным картам;

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты с поставщиками",
отражен НДС, предъявленный продавцом в счете-фактуре;


НДС принят к вычету.
При использовании талонов на ГСМ также производится перечисление аванса поставщику. После оплаты организация получает талоны на ГСМ. В талонах указываются марка и количество топлива. Форму талонов поставщики разрабатывают самостоятельно, так как нормативными документами она не установлена.
Бухгалтерия приходует полученные талоны для контроля на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в штуках по условной цене. Аналитический учет по счету 006 ведется на основании книги учета талонов на ГСМ, ведомости выдачи талонов на ГСМ и путевых листов.
Для учета талонов приказом руководителя организации назначается материально ответственное лицо. Движение талонов регистрируется материально ответственным лицом в специальной книге учета в количественном выражении по маркам и купюрам.
Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в ней производятся ежедневно по документам, которые послужили основанием для оприходования и списания в расход талонов на ГСМ. Каждый лист книги заполняется под копирку.
Второй лист является отрывным и служит отчетом материально ответственного лица. Отрывной лист сдается в бухгалтерию организации с приложенными к нему приходными и расходными документами.
Талоны выдаются водителям по ведомости учета выдачи талонов на ГСМ. Полученный по талонам бензин водители указывают в путевых листах.
Ежемесячно бухгалтерия проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку ГСМ в баках транспортных средств. По данным сверки бухгалтер определяет количество талонов, не израсходованных водителями в отчетном периоде.
В бухгалтерском учете организации поступление ГСМ на дату фактического получения на АЗС топлива по талонам отражается следующими записями:
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты с поставщиками по выданным авансам",
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
произведена предоплата за ГСМ;
Д-т сч. 006 "Бланки строгой отчетности"
полученные талоны на бензин отражены в составе бланков строгой отчетности;
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. 3 "Топливо",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты с поставщиками",
по талонам получены ГСМ от поставщика;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты с поставщиками",
отражен НДС в стоимости поступивших ГСМ;
К-т сч. 006 "Бланки строгой отчетности"
списана с забалансового учета стоимость талонов, израсходованных водителями;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. 2 "Расчеты с бюджетом по НДС",
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
НДС принят к вычету;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты с поставщиками",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты с поставщиками по выданным авансам",
зачтен перечисленный аванс на сумму топлива, залитого в баки транспортных средств.

Вычет НДС по приобретенным ГСМ

Если НДС в кассовом чеке не выделен и счет-фактура не выдавался, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у организаций и индивидуальных предпринимателей, к вычету не принимаются (Письма Минфина России от 09.03.2010 N 03-07-11/51 и от 03.08.2010 N 03-07-11/335).
Если организация приобретает топливо на основании договора с использованием топливных карт, то в этом случае поставщик предоставляет ей как покупателю полный пакет документов, необходимых для применения вычетов по НДС: счет-фактуру, акт приема-передачи на проданное топливо, а также отчет (реестр) операций по картам. На основании полученных документов организация приходует приобретенные ГСМ и предъявляет "входной" НДС к вычету.

Списание ГСМ

В учете списание ГСМ отражается бухгалтерскими записями по дебету счетов учета затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") и кредиту счета 10, субсчет 3 "Топливо". Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности (п. п. 4, 5 ПБУ 10/99).
В налоговом учете на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Нормы списания ГСМ

Списание стоимости ГСМ на затраты производится по мере их расходования в фактических объемах на основании надлежаще оформленных соответствующих первичных документов в общеустановленном порядке.
Для обеспечения рационального использования указанных материалов каждая организация самостоятельно определяет нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей с учетом технологических особенностей своего производства. Они должны рассчитываться с учетом особенностей автомобилей, тракторов, механизмов, месторасположения организации и прочих условий.
Такие нормы организация разрабатывает для контроля над расходом ГСМ на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники. Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом знакомят всех водителей автотранспорта.
Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
На автотранспортных цехах на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т.д.) допускается увеличение нормативного расхода топлива до 1% от общего его количества, потребляемого автотранспортным цехом.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма на 100 км пробега (данная норма в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации);
- норма на 100 тонно-километров (т/км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом); данная норма зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля;
- норма на поездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки). Норма зависит только от полной массы автомобиля.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях: для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах; для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа; для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в нормальных метрах кубических; для газодизельных автомобилей - в нормальных метрах кубических сжатого природного газа плюс в литрах дизельного топлива.
Особенности эксплуатации автомобилей, связанные с дорожно-транспортными, климатическими и другими факторами, учитываются путем применения к базовым нормам поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты установлены в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте введены Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте").
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
Нормы могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению.
Повышенные нормы (для работы автотранспорта в городах с населением свыше 3 млн человек - до 25%) предусмотрены для автомобилей, эксплуатируемых в соответствующих условиях (особенности места эксплуатации), и не зависят от места регистрации автотранспортного средства.
По мнению Минфина России (Письма от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/157), при определении обоснованности затрат на приобретение ГСМ при исчислении налога на прибыль налоговое законодательство не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ и конкретного перечня первичных документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных затрат. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации, введенные Распоряжением N АМ-23-р.
Организация вправе самостоятельно установить нормы расходования ГСМ, а также учесть для целей налогообложения прибыли расходы на ГСМ в размере фактически понесенных затрат при условии их обоснованности (Постановления ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010).
Если организация включила в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, затраты на ГСМ в части, превышающей нормы расхода на ГСМ (рассчитанные налогоплательщиком самостоятельно и утвержденные приказами по организации), то данные расходы не могут быть учтены для целей налогообложения по налогу на прибыль (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 N А27-8757/2011).

Документальное оформление

Путевой лист является основным оправдательным документом, на основании которого определяются расход и списание топлива. При условии надлежащего оформления он является документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).
Организация должна разработать форму путевого листа, в котором будет содержаться информация, соответствующая требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и подтверждающая экономическую обоснованность произведенных расходов на списание топлива (Письмо Минфина России от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6700).
В Письме от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77 Минфин России обращает внимание на то, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода. Если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.
Судебная практика подтверждает возможность и правомерность при определенных условиях составления путевых листов не за каждый день (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 N А38-4082/2008-17-282-17-282, ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29).
Информация о норме и фактическом расходе топлива, показаниях спидометра при выезде и при окончании работы автотранспорта, наименование автомобиля и его государственный номер, сведения о маршруте поездок, указанные в путевом листе, являются подтверждением обоснованности расхода ГСМ. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 по делу N А27-10606/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А33-10451/2009).
Некоторые суды придерживаются иной точки зрения.
ФАС Московского округа (Постановления от 26.08.2010 N КА-А41/9668-10, от 20.07.2010 N КА-А40/7436-10) отметил, что ссылка налогового органа на отсутствие в путевых листах сведений о конкретных маршрутах следования автомобиля и пунктах назначения не опровергает вывод о правомерности принятия налогоплательщиком к учету для целей налогообложения прибыли расходов на ГСМ. Указание пути следования автомобиля, а также адреса в маршруте в путевом листе в силу закона не является обязательным реквизитом путевого листа, при том что претензий к оформлению иных документов налоговый орган не предъявил.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.11.2010 N А55-38009/2009.
Отметим, что в путевых листах важно указывать показатели спидометра, особенно в случаях, когда организация арендует автомобиль у сотрудников или иных физических лиц.
Показатели спидометра используются для определения (подтверждения) пробега автомобиля, который по совокупности с данными о потреблении топлива напрямую определяет расчетную величину израсходованного топлива.
Если показания спидометра в конкретном периоде времени не могут достоверно отражать фактический пробег автомобиля (например, в результате выхода спидометра из строя), то данное обстоятельство должно быть задокументировано и соответствующим образом отражено в поле "показания спидометра" соответствующей формы путевого листа.
Фактический пробег автомобиля может быть подтвержден иными документами, в частности объективно (результаты измерений) отражающими расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром.
Когда переданный организации в безвозмездное пользование автотранспорт используется его собственником (работником организации) как в служебных, так и в личных целях, для подтверждения расходов на ГСМ в служебных целях путевые листы должны содержать информацию о конкретном маршруте следования, показания спидометра транспортного средства на начало и окончание рабочего дня.
Если автомобиль арендованный, то для включения арендной платы в расходы достаточно иметь следующий комплект документов: договор аренды; документы, подтверждающие уплату арендных платежей; акт приемки-передачи арендованного имущества (Письма Минфина России от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118). Затраты по арендованному автомобилю могут быть учтены в расходах при условии, что этот автомобиль используется в деятельности организации, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844).
По мнению УФНС России по г. Москве, путевой лист - это один из возможных документов, позволяющих определить регулярность использования, а также маршрут движения арендованных автомобилей и время их использования. Но есть и иные документы, подтверждающие использование арендованного транспортного средства в производственной деятельности организации-арендатора, например приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей за работниками, заявки на использование арендованных автомобилей (Письмо от 30.04.2008 N 20-12/041966.1).
При использовании работником личного автомобиля обоснованность расходов по выплате компенсации за использование личного имущества в служебных целях также подтверждают путевыми листами (Письма Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 16.11.2006 N 03-03-02/275, УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776 и др.).

Если приобретение данной техники связано с производственной необходимостью, то расходы на ее содержание, в том числе ГСМ, организация может учесть при расчете налога на прибыль в составе материальных затрат (п. 1 ст. 252, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Учесть такие расходы можно в полном объеме, но при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Совет : для экономического обоснования расходов на ГСМ самостоятельно разработайте нормы расхода ГСМ для газонокосилки, снегоуборщика.

Нормы списания ГСМ для бензиновых газонокосилок и снегоуборщиков утвердите приказом руководителя. Для этого проведите контрольный замер расхода топлива техники из расчета ее работы в течение часа. Результаты замера оформите актом. ГСМ, использованные для работы спецтехники, спишите на основании акта.

НДС

Ситуация: как при налогообложении учесть НДС, предъявленный продавцом ГСМ? Организация приобретает ГСМ за наличный расчет через подотчетное лицо .

Порядок учета НДС зависит от того, как оформлены расчетные документы, выданные АЗС.

Возможны три варианта.

Вариант 1

Помимо кассового чека, АЗС выдает сотруднику счет-фактуру, выписанный на организацию. Если сотрудник действует на основании доверенности, то АЗС обязана выдать ему счет-фактуру. Об этом сказано в письме МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268. При наличии счета-фактуры сумму НДС, выделенную в нем, можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Вариант 2

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, из которого следует, что в стоимость ГСМ включен НДС.

По мнению контролирующих ведомств, в этом случае принять НДС к вычету нельзя (исключение - ГСМ, которые входят в состав командировочных расходов) (письма Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51, МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268, п. 1 ст. 172, п. 7 ст. 171 НК РФ). Такая позиция основана на том, что получить вычет по НДС можно только на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом в отдельных случаях Налоговый кодекс РФ допускает применение вычетов по НДС на основании иных (помимо счетов-фактур) документов (в т. ч. кассовых чеков) (п. 1 ст. 172, п. 7 ст. 168 НК РФ). Налоговая служба считает, что в отношении розничных торговых операций этот порядок не применяется, поскольку договор розничной торговли не предусматривает продажу товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности (ст. 492 ГК РФ). Поэтому при таком оформлении покупки ГСМ воспользоваться налоговым вычетом организации не удастся. Позицию контролирующих ведомств разделяют и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. № А66-7929/2004).

Перечень случаев, в которых сумму предъявленного НДС можно включить в состав расходов (учесть в стоимости приобретенного имущества), приведен в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Ситуация, когда нет документов, подтверждающих право на вычет, в этот перечень не входит (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 03-07-11/126). Поэтому в налоговом учете сумму НДС, указанную в кассовом чеке (например, «стоимость ГСМ - 118 руб., в т. ч. НДС - 18 руб.»), в состав расходов не включайте. Если точная сумма налога не указана (например, «стоимость ГСМ - 118 руб., в т. ч. НДС»), ее нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать без уменьшения налоговой базы.

В бухучете в момент списания ГСМ возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 4 и 7 ПБУ 18/02). Его нужно отразить проводкой:

- отражено постоянное налоговое обязательство по расходам на приобретение ГСМ, не учитываемым при налогообложении прибыли.

Если ГСМ входят в состав командировочных расходов, принять к вычету НДС можно на основании кассового чека с выделенной суммой НДС (п. 1 ст. 172, п. 7 ст. 171 НК РФ). Если в кассовом чеке указано «в том числе НДС», а сумма налога не выделена, то воспользоваться налоговым вычетом не удастся (п. 1 ст. 172 НК РФ). Увеличить стоимость ГСМ на сумму НДС тоже нельзя. В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, НДС не включается (п. 1 ст. 170 НК РФ). Следовательно, для налогового учета сумму НДС нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать ее без уменьшения налоговой базы. В бухучете в момент списания ГСМ возникнет постоянная разница и постоянное налоговое обязательство (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Совет : принять к вычету НДС со стоимости бензина можно по кассовому чеку, без счета-фактуры. Но отстаивать такой подход придется в суде. Там помогут следующие аргументы.

Продавец не обязан требовать от покупателей (в т. ч. подотчетника) подтверждения своего статуса (потребитель, представитель организации, предприниматель) (ст. 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Выдав покупателю кассовый чек, продавец исполняет обязанность, предусмотренную пунктом 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ. И если в этом чеке указана сумма НДС, то покупатель вправе воспользоваться налоговым вычетом (см., например, п. 5 определения Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17718/07, определения ВАС РФ от 22 октября 2008 г. № 13065/08, от 3 апреля 2007 г. № 3127/07, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2008 г. № А78-6177/07-С3-22/56-Ф02-3423/08, Поволжского округа от 11 января 2007 г. № А57-6533/05-17, Северо-Западного округа от 14 ноября 2007 г. № А56-33572/2006).

Более того, некоторые суды признают правомерным вычет по НДС даже в тех кассовых чеках, в которых сумма налога отдельной строкой не обозначена (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2007 г. № Ф04-6361/2007(38155-А46-14), Уральского округа от 2 августа 2007 г. № Ф09-6013/07-С2).

Вариант 3

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, в котором указана стоимость ГСМ, а НДС не упоминается. В этом случае материалы можно учесть по цене приобретения, которая равна сумме, указанной в чеке (п. 2 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение ГСМ за наличный расчет. Организация применяет общую систему налогообложения и списывает расходы на ГСМ при расчете налога на прибыль по нормам, утвержденным приказом руководителя

Менеджер ООО «Альфа» А.С. Кондратьев на служебном автомобиле «Шкода Фабиа» выехал в командировку в г. Владимир. 13 января сотрудник получил из кассы аванс на командировочные расходы в сумме 2000 руб. 15 января Кондратьев вернулся из командировки и представил в бухгалтерию утвержденный авансовый отчет.

В числе прочих документов к авансовому отчету приложены кассовые чеки АЗС, из которых следует, что сотрудник приобрел 60 литров бензина марки АИ-95 на общую сумму 1920 руб. В чеке цена бензина указана с учетом НДС, однако конкретная сумма налога не выделена.

Учетной политикой организации предусмотрено составление путевых листов за месяц. 31 января водитель представил в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

  • остаток топлива в баке при выезде в командировку - 5 литров;
  • остаток топлива в баке при возвращении из командировки - 7 литров;
  • пробег автомобиля за время командировки - 700 км.

В организации принято решение списывать расходы на ГСМ как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в соответствии с нормами, утвержденными локальными документами.

Приказом руководителя организации утверждена зимняя норма расхода бензина по автомобилю «Шкода Фабиа» в размере 8,2 литра на 100 км.

Дебет 71 Кредит 50
- 2000 руб. - выдан аванс на командировочные расходы.

Дебет 10-3 Кредит 71
- 1920 руб. - оприходован бензин, приобретенный за наличный расчет.

В конце месяца (января) бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость 1 литра топлива. Из расчета средняя стоимость 1 литра бензина оказалась равной его покупной стоимости. Списание бензина в бухучете бухгалтер «Альфы» отразил так:


- 1836,80 руб. ((700 км × 0,082 л/км) × (1920 руб. : 60 л)) - списан израсходованный бензин в пределах норм;


- 19,20 руб. ((5 л + 60 л - 7 л) × (1920 руб. : 60 л) - 1836,80 руб.) - списан израсходованный бензин сверх норм.

В налоговом учете на прочие расходы бухгалтер списал только 1556,61 руб. ((700 км × 0,082 л/км) × (1920 руб. - 1920 руб. × 18/118) : 60 л).

В результате образовалась постоянная разница в сумме 382,59 руб. (1920 руб. + 19,20 руб. - 1556,61 руб.). Постоянное налоговое обязательство с этой разницы бухгалтер отразил проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 76,52 руб. (382,59 руб. × 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство по расходам на приобретение бензина, не учитываемым при налогообложении прибыли.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение ГСМ за наличный расчет. Организация применяет общую систему налогообложения и списывает расходы на ГСМ при расчете налога на прибыль по нормам, установленным Минтрансом России

На балансе ООО «Альфа» числится легковой автомобиль «Шкода Фабиа», который находится в эксплуатации два года (общий пробег - 55 000 км). 10 февраля менеджер «Альфы» А.С. Кондратьев на этом автомобиле был отправлен на служебное задание (развоз клиентам «Альфы» корпоративных приглашений по г. Москве). В подотчет Кондратьеву был выдан аванс на расходы по заданию в сумме 2000 руб. По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию утвержденный авансовый отчет.

В числе прочих документов к авансовому отчету приложены кассовые чеки АЗС, из которых следует, что сотрудник приобрел 30 литров бензина марки АИ-95 на общую сумму 1000 руб. В чеке цена бензина указана с учетом НДС, однако конкретная сумма налога не выделена.

Учетной политикой организации предусмотрено составление путевых листов за месяц. 28 февраля водитель представил в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

  • остаток топлива в баке при выезде на служебное задание - 5 литров;
  • остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место - 7 литров;
  • пробег автомобиля за время служебной поездки - 200 км.

В организации принято решение списывать расходы на ГСМ как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в соответствии с нормами, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Приказом утверждены базовая норма расхода топлива и поправочные коэффициенты:

  • базовая норма расхода топлива - 7,7 л/100 км;
  • надбавка за работу в городе с населением свыше 5 млн человек - 35 процентов;
    Поправочный коэффициент, необходимый для определения нормативного расхода топлива, бухгалтер рассчитал так:
    35% + 10% + 7% = 52%.

    Нормативный расход топлива составил:
    0,01 × 7,7 л/100 км × 200 км × (1 + 0,01 × 52) = 23,41 л.

    Учетной политикой организации предусмотрено списание материально-производственных запасов методом средней стоимости. Для учета израсходованного бензина бухгалтер открыл к счету 26 субсчета:

    • «Расходы на бензин в пределах норм»;
    • «Расходы на бензин сверх норм».

    Расходы Кондратьева на приобретение бензина бухгалтер «Альфы» отразил в учете следующими проводками.

    Дебет 71 Кредит 50
    - 2000 руб. - выдан аванс на выполнение служебного задания;

    Дебет 10-3 Кредит 71
    - 1000 руб. - оприходован бензин, приобретенный за наличный расчет.

    В конце месяца (февраля) бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость 1 литра топлива. Из расчета средняя стоимость 1 литра бензина оказалась равной его покупной стоимости. Списание бензина в бухучете бухгалтер «Альфы» отразил так:

    Дебет 26 субсчет «Расходы на бензин в пределах норм» Кредит 10-3
    - 780,33 руб. (23,41 л × (1000 руб. : 30 л)) - списан израсходованный бензин в пределах норм;

    Дебет 26 субсчет «Расходы на бензин сверх норм» Кредит 10-3
    - 153,00 руб. ((5 л + 30 л - 7 л) × (1000 руб. : 30 л) - 780,33 руб.) - списан израсходованный бензин сверх норм.

    В налоговом учете на прочие расходы бухгалтер списал только 661,30 руб. (23,41 л × (1000 руб. - 1000 руб. × 18/118) : 30 л).

    В результате образовалась постоянная разница в сумме 272,03 руб. (780,33 руб. + 153,00 руб. - 661,30 руб.). Постоянное налоговое обязательство с этой разницы бухгалтер отразил проводкой:

    Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    - 54,41 руб. (272,03 руб. × 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство по расходам на приобретение бензина, не учитываемым при налогообложении прибыли.

размер шрифта

3. Объектом налогообложения для налогоплательщиков изготовителей ГСМ является выручка от реализации ГСМ (без НДС).

4. При реализации ГСМ, ввозимых на территорию Российской Федерации, объектом налогообложения является выручка от реализации ГСМ (без НДС).

5. Налогоплательщики, передающие сырье для переработки его в ГСМ, уплачивают налог от выручки от реализации этих ГСМ (без НДС).

6. Для налогоплательщиков, приобретающих ГСМ для их доработки с целью улучшения качественных характеристик, товарного вида (в том числе за счет расфасовки в другую тару) и последующей перепродажи, объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).

7. Для организаций, которые определяют реализацию по отгрузке товаров (продукции), датой определения выручки от реализации считается день их отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов или иной момент перехода права собственности к покупателю.

Для организаций, которые определяют реализацию по оплате товаров (продукции), датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженных ГСМ на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженные ГСМ, числившейся за покупателем.

Учетная политика определяет дату определения выручки от реализации ГСМ и не влияет на ее объем, определяемый по первичным документам в момент (непосредственно по завершении) фактической продажи (поставки) ГСМ.

8. Включение расходов по транспортировке ГСМ у продавца в выручку от реализации этих материалов зависит от условий реализации.

При установлении цены реализации ГСМ на условиях их доставки за счет продавца до места, в котором предусмотрено получение ГСМ покупателем (получателем), расходы по транспортировке ГСМ, понесенные продавцом в связи с оплатой их третьим лицам, включаются в налогооблагаемую базу у продавца, в том числе и в случае выделения указанных расходов в первичных документах отдельной строкой.

При установлении цены реализации ГСМ на условиях их доставки за счет продавца до определенного договором места (далее - пункт отправления) и отправлении по согласию и за счет покупателя продавцом ГСМ до другого места (далее - пункт назначения) возмещаемые покупателем (получателем) суммы по транспортировке ГСМ от пункта отправления до пункта назначения, оплачиваемые продавцом за счет покупателя третьим лицам, у продавца в выручку от реализации ГСМ не включаются; при этом в первичных документах должны быть отдельно выделены стоимость ГСМ и сумма транспортных услуг.

9. Операции с возвратной тарой в целях налогообложения учитываются отдельно от стоимости фасованной в эту тару продукции (товаров) и не облагаются налогом.

10. При уступке права (требования) у продавца ГСМ, уступающего право (требование), выручка от реализации ГСМ определяется в соответствии с учетной политикой - по мере отгрузки ГСМ и предъявления покупателю расчетных документов (или иному моменту перехода права собственности на ГСМ) или по мере их оплаты (в момент погашения дебиторской задолженности, числившейся за покупателем).

При учетной политике "по оплате" у продавца ГСМ в момент уступки права (требования) возникает выручка от реализации ранее проданных (поставленных) ГСМ.

Для целей налогообложения размер выручки от реализации ГСМ определяется исходя из договорных отношений и первичных документов, оформленных с покупателем ГСМ, и не зависит от договорной стоимости уступаемого права (требования).

11. При расчетах за ГСМ векселями, когда покупатель является векселедателем, при учетной политике "по оплате" получение векселя не приводит к появлению налогооблагаемой базы. Объект налогообложения возникает в момент погашения дебиторской задолженности, продолжающей числиться за покупателем ГСМ: в момент погашения векселя или совершения индоссамента на третье лицо.

Для целей налогообложения размер выручки от реализации ГСМ определяется исходя из договорных отношений и первичных документов, оформленных с покупателем ГСМ.

Если покупатель расплачивается векселем третьего лица, в момент передачи векселя погашается дебиторская задолженность за покупателем и должна быть определена в целях исчисления налога выручка от реализации ГСМ у продавца, если учетная политика установлена "по оплате".

12. Налог уплачивается по ставке 25 процентов, применяемой к налогооблагаемой базе, не включающей налог с продаж, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

13. Налогоплательщики, являющиеся одновременно плательщиками НДС, при перепродаже ГСМ могут в течение календарного года рассчитывать сумму налога, применяя расчетную ставку 17,24% к разнице между продажной стоимостью ГСМ с НДС, с налогом на реализацию ГСМ, без налога с продаж и стоимостью приобретения реализованных ГСМ со всеми налогами.

14. Налогоплательщики, не являющиеся плательщиками НДС, в т. ч. предприниматели, при перепродаже ГСМ могут в течение календарного года рассчитывать сумму налога, применяя расчетную ставку 20% к разнице между продажной стоимостью ГСМ с налогом на реализацию ГСМ, без налога, с продаж и покупной стоимостью реализованных ГСМ со всеми налогами.

15. Налог уплачивается по месту нахождения налогоплательщика в следующие сроки.

15.1. Ежемесячно, исходя из реализации ГСМ за истекший календарный месяц, в срок не позднее 20-го числа следующего месяца - организациями со среднемесячными платежами налога от 3 тыс. рублей.

15.2. Ежеквартально, исходя из реализации ГСМ за истекший квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Организациями со среднемесячными платежами до 3 тыс. рублей;

предпринимателями, а также малыми предприятиями, не перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.15).

15.3. Размер среднемесячного платежа определяется исходя из отчетных данных за предыдущий квартал.

16. Налог на реализацию ГСМ полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.

17. При исчислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов из налогооблагаемой базы исключается выручка от реализации ГСМ за пределы государств - участников Содружества Независимых Государств по ценам, приближенным к мировым.

Право на льготу обосновывается представлением документов, подтверждающих экспортную льготу по налогу на добавленную стоимость.

18. Не являются налогоплательщиками субъекты малого предпринимательства - юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

19. Не уплачивается налог по видам деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826; 1999, N 14, ст.1661).

20. Налогоплательщик в срок, установленный для уплаты налога, ежеквартально (ежемесячно) представляет в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящей инструкции.

21. Сумма платежей по налогу на реализацию ГСМ включается предпринимателями в состав расходов декларации о доходах.

22. При приобретении ГСМ и использовании их для собственных нужд сумма налога на реализацию ГСМ, выделенная в документах на приобретение ГСМ, включается в стоимость их приобретения.

23. Бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой налога, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, налог является косвенным, и суммы налога, начисляемого к уплате, исключаются из выручки от реализации ГСМ.