Госдолг российской империи на 1917 год руб. Долги царской россии антанте

Существует представление, будто Российская империя в начале XX века была исключительно успешным государством, едва ли не самым успешным в мире, опережающим по темпам развития едва ли не все европейские страны - и только революция 1917 года помешала тогда России реализовать весь свой потенциал и стать сверхдержавой, опередив США.

Согласно этому представлению революция 1917 года была вызвана не экономическими причинами, не низким уровнем жизни, а спровоцирована революционерами, желавшими больших перемен любой ценой.

Давайте обратимся к экономическим и финансовым показателям Российской империи и попробуем понять, верна ли версия об исключительной успешности российского государства накануне Первой мировой войны.


В начале XX века Россия занимала первое место в мире по валовому сбору зерна (92,5 млн.тонн), первое место по экспорту зерновых (10,6 млн.тонн), первое место по производству и экспорту сливочного масла, высокие места по другим категориям сельхозпроизводства.

За 20 лет с 1894 по 1914 год на 306% выросла добыча угля, на 43% добыча золота, на 375% добыча меди, на 250% производство чугуна, на 224% производство железа и стали.

По состоянию на 1914 год Российская империя располагала самым большим в мире золотым запасом, размер которого составлял 1,7 млрд.рублей.

Государственный доход в период с 1900 по 1913 год вырос в два раза с 1,7 до 3,4 млрд.рублей.

Народный доход в 1913 году составлял 11,8 млрд.рублей. Расчеты ВВП в начале 20-го века не производились, использовался показатель "народный доход", который не является точным аналогом ВВП. По современным оценкам ВВП России составлял 20,2 млрд.рублей (оценка П.Грегори), а национальный доход (близкий к ВВП показатель) - 16,4 млрд.рублей. Внутренний товарооборот - 18,5 млрд.рублей (Е.А.Гершанович).

Национальный доход Российской империи в начале 20-го века составлял 7-8% от мирового, а его темпы роста - по разным оценкам от 3% до 7% в год.

Приведенные показатели действительно выглядят неплохо и говорят в пользу представлений о Российской империи начала 20-го века как о вполне успешном государстве, во всяком случае с экономической точки зрения.

Однако картина, составленная из приведенных показателей, очень неполна и не дает целостного представления о состоянии российской экономики.

Национальный доход, который составлял 7-8% мирового, выглядит хорошо лишь до тех пор, пока не сопоставить его с населением, которое составляло 10,2% от мирового.

Доход 7-8% от мирового при населении 10,2% означает, что доход на душу населения в Российской империи был ниже среднего по всему миру. Не по Европе, а по всему миру, с учетом всех стран Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Согласно одному из современных исследований ВВП на душу населения в Российской империи 1913 года составлял 1488 долларов (в пересчете на международный доллар Геари-Хамиса 1990 года), а среднемировой доход составлял 1524 доллара в тех же единицах.

ВВП на душу населения в США того же года - 5301 (в 3,5 раз выше, чем в Российской империи), в Англии - 4921 (в 3,3 раза выше), в Германии и Франции - 3648 и 3485 соответственно (2,4-2,3 раза).

По доходам на душу населения Российская империя уступала всем европейским странам, кроме Португалии. При этом Англии, Германии и Франции уступала в 2-3 раза.

Объем промышленного производства в России 1913 года - 6,5-6,9 млрд.рублей. Цифры выглядят внушительно, но это лишь 5,3% от общемирового промпроизводства, что для страны с населением 10,2% от населения мира является довольно скромным показателем.

По уровню промпроизводства Россия опять же уступала США, Германии, Франции и Англии, которые совместно обеспечивали 71,9% мирового промышленного производства (по 10-20% каждая).

Таким образом, по объему промпроизводства Россия отставала от США, Германии, Франции и Англии в 2-3 раза, а в пересчете на душу населения - еще сильнее, в 3-5 раз.

Отставание в промышленном производстве от ведущих европейских стран и США как раз и было главной причиной низкого уровня ВВП на душу населения, потому что в начале 20-го века главным фактором развития экономики и генератором доходов стала промышленность, а Россия оставалась преимущественно аграрной страной.

Как бы хорошо ни смотрелось первое место в мире по сбору зерна и производству сливочного масла, экспорту яиц и другой сельхозпродукции - эти достижения уже не обеспечивали общего экономического успеха и не компенсировали отставания в развитии промышленности.

В российских городах в 1913 году проживало лишь 16% населения, в то время как в Германии - 43,7%, в Англии - 51,5%.

Германия, Англия и Франция, даже уступая России по общей численности населения, превосходили в численности рабочих, за счет чего имели и более высокую долю промпроизводства и более высокий доход на душу населения.

Численность рабочих в Российской империи 1913 года - около 4,2 млн.человек - это всего 2,5% от населения.

Небольшая численность рабочих и невозможность ее стремительного увеличения ввиду низкой урбанизации привела к тому, что промышленники для увеличения производства удлиняли рабочий день, вводили ночные смены и использовали детский труд.

Длительность рабочего дня могла достигать 11,5 часов днем и 10 часов ночью, для детей от 12 до 15 лет - 8 часов. И это по закону!

При этом средний заработок рабочих в 1913 году составлял 25 рублей в месяц, а прожиточный минимум в Петрограде оценивался в 20-30 рублей.

Такой была заводская реальность Российской империи начала 20-го века - работа по 10-11 часов в день с зарплатой на уровне прожиточного минимума.

При таких условиях труда на заводах крестьяне не спешили бросать свои хозяйства и свой привычный образ жизни, чтобы переезжать в города и вставать к станкам. Поэтому Россия и оставалась сельской страной с низким уровнем промпроизводства и растущим отставанием от европейских стран как по развитию промышленности, так и по доходам на душу населения, которые все больше зависели от уровня производства.

Но вернемся к экономическим и финансовым показателям.

Как было показано выше, народный доход в 1913 году составлял 11,8 млрд.рублей, а ВВП по результатам современных исследований оценивается на уровне 16-20 млрд.рублей.

При этом государственный долг в 1913 году составлял 8,8 млрд.рублей, то есть 75% от народного дохода или 45-55% от ВВП страны.

Много это или мало?

К примеру, внешний долг России сегодня - 70,3 млрд.долл (4% ВВП), внешний долг частного сектора (банков и корпораций) - 448,6 млрд.долл (28% ВВП). Внутренний долг - 7,2 трлн.рублей или 110 млрд.долл (7% ВВП). Суммарный госдолг (внутренний и внешний) - 180 млрд.долл (11,4% ВВП), вместе с внешним долгом частного сектора - 629 млрд.долл (40% ВВП).

Госдолг США, который давно уже стал притчей во языцех и предметом экономических шуток ввиду его астрономической величины и сомнительных перспектив погашения - в 2016 году составил 18,7 трлн.долларов, то есть 106% ВВП.

Считается, что госдолг, превышающий 100% ВВП является практически безнадежным, потому что средств, которые страна может выплачивать относительно безболезненно (порядка 3-5% ВВП) достаточно лишь для процентов по долгу (обслуживания долга), а его полное погашение становится непрогнозируемо долгим. Если же кредиторы потребуют от страны погасить хотя бы десятую часть такого долга в течение года - это фактически приведет к дефолту (банкротству) и подорвет экономику.

Теперь вернемся к показателям Российской империи:

Уровень госдолга РИ, который составлял порядка 50% ВВП, был еще не критичный, но уже довольно высокий. Однако с началом Первой мировой войны государственный долг Российской империи начал быстро расти:

1915 год - 10,5 млрд.рублей (52-65% ВВП)
1916 год - 18,9 млрд.рублей (95%-118% ВВП)
1917 янв - 33,6 млрд.рублей (170-210% ВВП)
1917 июл - 43,9 млрд.рублей (220-275% ВВП)

Из приведенных данных видно, что уже в 1916 году госдолг Российской империи достиг критического уровня, а в январе 2017 года, то есть еще до февральской революции - достиг уровня 200% ВВП, таким образом стал безнадежным к погашению. А к июлю долг вырос еще сильней.

Главная причина быстрого роста госдолга - военные расходы.

Только за 2 года 1915-1916 прямые расходы на войну составили 14,5 млрд.рублей. Если прибавить эту сумму к 10,5 млрд.рублей долга на начало 1915 года, то получится 25 млрд.рублей. Но кроме прямых военных расходов были и косвенные. И еще был недополученный в результате войны доход, вызванный как мобилизацией, так и разрывом экономических связей в Германией.

Германия, ставшая противником России, до войны была ее главным экономическим партнером. На Германию приходилось ни много ни мало - 29,8% российского экспорта и аж 47,5% российского импорта. Что стало с этим экспортом и импортом после начала войны - догадаться нетрудно. К чему это привело - тоже легко понять - к снижению доходов и росту расходов.

Все военные расходы, как прямые, так и косвенные, а также бюджетные дыры, связанные с недополученными из-за мобилизации и разрыва экономических связей с Германией доходами, покрывались заимствованиями, внутренними и внешними, что и привело к быстрому росту госдолга до закритических значений.

При этом большая часть государственного долга была внутренней, внешний долг составлял порядка 10 млрд.рублей. Но это тоже очень значительная сумма, около 50% ВВП. Да и внутренний долг требовал обслуживания, иначе пришлось бы объявлять дефолт со всеми вытекающими из этого последствиями для финансовой системы и экономики страны.

Яркий пример дефолта, вызванного неспособностью государства обслуживать внутренние займы, является дефолт 1998 года по ГКО, приведший к обвалу рубля и экономическому кризису.

Очевидно, что после того, как госдолг Российской империи достиг 200% ВВП, государство ожидал неминуемый дефолт, гиперинфляция и глубокий экономический кризис.

И золотой запас Российской империи не помог бы рассчитаться по долгам, потому что хоть он и был крупнейшим в мире, но составлял всего 1,7 млрд. рублей, а долг еще до войны достиг значения 8,8 млрд.рублей и вырос к 1917 году до 33,6 млрд.

Золотой запас России в 1913 году позволял погасить только 20% госдолга, а в начале 1917 года - всего 5%.

К тому же, если бы Россия раздала все золото в счет погашения или обслуживания долга, то рубль потерял бы золотое обеспечение со всеми вытекающими последствиями в виде инфляции.

Собственно без инфляции в 1914-1917 гг и так не обошлось.

После начала Первой мировой для покрытия растущих расходов начался выпуск денег, не обеспеченных золотом и 27 июля 1914 года обмен бумажных рублей на золото был отменен.

Золотое обеспечение рубля постоянно снижалось:

1914 - 98%
1915 - 51,4%
1916 - 28,7%
1917 - 16,2%

Это привело к инфляции (относительно первой половины 1914 г):

1914-2 - 6%
1915-1 - 46%
1915-2 - 99%
1916-1 - 159%
1916-2 - 236%

К началу 1917 года цены относительно 1914 года выросли в 3,36 раз. При этом средняя зарплата выросла только в 2 раза.

Теперь давайте вспомним соотношение зарплат рабочих и прожиточного минимума в довоенный год: средняя зарплата составляла 25 рублей, уровень прожиточного минимума в Петрограде оценивался на уровне 20-30 рублей.

Согласно данным по инфляции к концу 2016 года прожиточный минимум в Петрограде вырос до 60-100 рублей. При этом средняя зарплата рабочих увеличилась только до 50 рублей и оказалась ниже прожиточного минимума.

Особое внимание нужно обратить на то, что зарплата 25 рублей в довоенный период была средней и на разных производствах сильно отличалась - в машиностроении она достигала 45 рублей, в легкой и пищевой промышленности - около 15 рублей.

Соответственно при росте зарплат в 2 раза рабочий машиностроительного завода получал 90 рублей и его зарплата еще была в пределах прожиточного минимума (60-100 рублей), а вот зарплата рабочих легкой и пищевой промышленности, составлявшая 30 рублей, оказывалась в 2-3 раза ниже.

Внимание, вопрос:

Вы точно уверены, что при зарплатах в 2-3 раза ниже прожиточного минимума и 11-часовом рабочем дне народ пошел на демонстрации исключительно под влиянием большевиков?

Вы точно не пошли бы на митинги, если бы пришлось работать 11 часов в день при зарплате от 3000 до 9000 рублей?

Так из-за кого случилась революция?

Точно из-за большевиков?

Выше было показано, что еще в 1913 году, до начала войны, экономическая ситуация в Российской империи была не такой уж прекрасной, как пытаются показать ее в некоторых статьях.

Средний доход на душу населения в России был ниже среднемирового, в 2-3 раза ниже таких стран как Англия, Франция, Германия и США, где рабочие тоже в общем-то не шиковали. Зарплаты российских рабочих были и вовсе на уровне прожиточного минимума, рабочий день достигал 11 часов, практиковалась ночная работа, был официально разрешен труд детей начиная с 12 лет.

В годы войны экономическая ситуация резко ухудшилась, цены выросли более, чем в 3 раза, рост зарплат начал сильно отставать от цен - стоит ли удивляться тому, что к 1917 году терпение рабочих иссякло?

Экономическая ситуация на селе в годы войны тоже ухудшилась, сразу по нескольким причинам. Во-первых, инфляция не обошла стороной и крестьян, которым платили за их продукцию необеспеченными золотом рублями и те быстро теряли в стоимости, в результате чего выручка от продажи урожая к моменту посевной заметно теряла в покупательной способности. Во-вторых, в ходе мобилизации в армию набирали не только бойцов, но и лошадей, потому что в начале 20-го века практически весь военный транспорт был гужевым. В результате, село лишилось не только миллионов рабочих рук, призванных на фронт, но и миллионов лошадей, на которых крестьяне и пахали и возили продукты.

И это, конечно же, далеко не полная картина экономического состояния Российской империи накануне и в период Первой мировой войны. Но в самых общих чертах состояние экономики из приведенных данных думаю понятно.

Экономическое состояние Российской империи накануне и во время Первой мировой войны было, если можно так выразиться, очень контрастным.

С одной стороны - первое место по сборам и экспорту зерновых, первое место по производству и экспорту сливочного масла, еще целый ряд первых или вторых мест. Но эти места были в основном по сельскому хозяйству, в то время как начался 20-й век - век стремительной индустриализации, в котором успеха добивались только промышленно развитые страны, а Россия начала 20-го века таковой еще не была, она уступала Англии, Франции, Германии и США в промпроизводстве в 2-3 раза - и это была совсем другая сторона российской экономики.

В то время как Россия наращивала добычу угля и производство чугуна, другие страны наряду с этим наращивали производство машин, которые Россия у них закупала, потому что не производила сама или производила, но очень мало ввиду низкого уровня промпроизводства, рост которого упирался в низкий процент городского населения.

Успехи Российской империи в сельском хозяйстве объясняются большими площадями плодородной земли и сельским населением, составлявшим 84%. Но высокая доля сельского населения, которая обеспечивала успехи в сельском хозяйстве, была одновременно с этим ограничивающим фактором в развитии промпроизводства, что в эпоху быстрой индустриализации, в наступающий век машин обернулось отставанием.

С началом Первой мировой все проблемы российской экономики резко обострились. Война потребовала выпускать больше орудий, снарядов, пулеметов, паровозов и другой техники. Появились танки и самолеты. И побеждал тот, у кого их больше, у кого они лучше, а Россия из-за низкого уровня промпроизводства не могла быстро наращивать выпуск новой техники и оружия, поэтому закупочные цены росли, приходилось многое покупать за рубежом и все это вызывало рост заимствований.

К чему это привело - мы прекрасно знаем.

Российская империя в начале 20-го века была динамично развивающимся и очень перспективным государством - это правда.

Огромное население, составлявшее 10% от мирового, было ценнейшим ресурсом, а высокая доля сельского населения являлась гигантским резервом для развития индустриализации - таким резервом не обладала ни Англия, ни Франция, ни Германия.

Если бы Российская империя смогла хотя бы 10% сельского населения обучить рабочим профессиям и направить на заводы - число рабочих выросло бы в 3-4 раза, а значит Россия не только догнала бы, но и превзошла Германию, Англию и Францию по объему производства. И при этом у России осталось бы еще 75% сельского населения, а значит была бы возможность наращивать производство еще и еще.

Но все это было возможно только в мирное время, для этого нужно было еще 10-20 лет мира.

Россия же вступила в тяжелейшую мировую войну, уступая при этом другим ее участникам в уровне промпроизводства и доходах на душу населения, с рабочими, которые и без того работали по 11 часов и едва сводили концы с концами.

Россия вступила в тяжелую и затяжную войну, будучи технически и экономически неготовой к этому. И надорвалась.

Была ли Российская империя успешной?

До начала Первой мировой войны Россия была по-своему успешной - с большим населением, крепким сельским хозяйством, развивающейся промышленностью. По уровню промпроизводства Россия хоть и не была первой в мире, но при этом была далеко не последней и уверенно занимала 5-е место, что не так уж плохо.

Но Россия начала 20-го века была не настолько успешной, как это пытаются представить некоторые. Не настолько успешной, чтобы выдержать 4 года тяжелой, кровопролитной и что самое главное - совершенно ненужной народу войны.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Интеграция Российской империи в мировой финансовый рынок

    ✪ Госдолг Российской империи и крупнейший дефолт в мировой истории

    ✪ Сергей Юльевич Витте - судьба реформатора

    ✪ Как создавались империи. Российская империя

    ✪ Первые народные облигации Российской империи

    Субтитры

    В 1887 году в немецкой прессе из-за обострения отношений двух стран началась кампания против России. Канцлер Отто фон Бисмарк запретил банкам выдавать ссуды под залог российских бумаг, а всем прусским государственным учреждениям предписал продать имеющиеся у них русские ценности. В результате на Берлинской фондовой бирже произошла одна из крупнейших распродаж российских бумаг. Ценностей было продано на 115 млн марок. Во второй половине XIX века Российская империя становится частью мирового финансового рынка. Это был долгий путь, начатый еще во времена Петра I. Модернизация кредитной системы, появление сети железных дорог и морских перевозок, распространение телеграфа вывело товарные и финансовые рынки на новый уровень. Начинается приток иностранных инвестиций в развитие российской промышленности, быстрый рост на рынке акций и облигаций торгово-промышленных обществ. Возникли тесные связи российского рынка ценных бумаг с мировыми биржами. До Первой мировой войны российские ценные бумаги, как государственные, так и частные, котировались на 12 крупнейших мировых фондовых биржах. Важнейшими финансовыми рынками для Российской империи вначале были Англия, затем Голландия и до известной степени Германия. В 70-80 годах XIX века в большом объеме на немецкой бирже размещались российские государственные займы и гарантированные правительством облигации железнодорожных обществ. Однако история, рассказанная нами в начале, не прошла бесследно. Масштабная распродажа по бросовым ценам, спровоцированная политическим конфликтом, принесла немецким инвесторам огромные убытки, а французские банки и биржевики воспользовались этой ситуацией и скупили обесценивающиеся российские бумаги. Так финансы России оказались связанными уже с французским фондовым рынком. Особенностью российского рынка ценных бумаг был запрет принимать к котировке на русских биржах иностранные бумаги, но акции российских компаний с успехом котировались на иностранных биржах. Например, акции крупнейшей промышленной акционерной компании Российской империи Товарищества нефтяного производства братьев Нобелей. Один из этих братьев, кстати, – тот самый Альфред Нобель, изобретатель динамита и учредитель знаменитой премии. В 1899 году добыча нефти на Бакинских промыслах Товарищества составила 8,5% от мировой нефтедобычи. Дивиденд по акциям компании не опускался ниже 10% с 1895 года, в 1915 году составил 30% на акцию. Компания успешно действовала на внешнем рынке. Склады Товарищества братьев Нобель имелись в Марселе, Антверпене, Гамбурге, Лондоне и других зарубежных городах. Уже в 1880-х гг. акции и облигации Товарищества братьев Нобель котировались на Берлинской бирже, а потом вошли в котировку бирж в Амстердаме и во Франкфурте. Основными зарубежными рынками для российских ценных бумаг с 1890-х годов стали Парижская и Брюссельская биржи. В Париже помимо русских гособлигаций преобладали акции российских металлургических и механических предприятий, а в Бельгии – еще и акции трамвайных обществ и каменноугольных предприятий. Ценные бумаги нефтяных и золотодобывающих компаний тяготели к Лондонской бирже. В экономику Российской империи были вложены огромные иностранные инвестиции - своих средств не хватало. Французские инвестиции поступали в тяжелую промышленность, немецкий капитал доминировал в компаниях электротехнической и химической промышленности, в структуре бельгийских инвестиций - компании, специализирующиеся на металлургии и металлообработке. Английские капиталы активно действовали в текстильной и тяжелой промышленности. К примеру, иностранный капитал помог в освоении промышленного региона, позже ставшего известным как Донбасс. Еще в середине XIX века стало понятно, насколько эта земля богата ресурсами. Основателем будущего индустриального центра дореволюционной России стал английский предприниматель Джон Хьюз, в честь которого современный Донецк и получил свое первое имя – Юзовка. Хьюз занимался логистикой и поставками оборудования. Гарантами эмиссии бумаг стали французские банки, в частности, Societe Generale. Именно эти учреждения получали самый большой процент с прибыли. Пятьдесят последних лет стали для Российской империи периодом бурного экономического роста. Российский рынок ценных бумаг в конце XIX - начале ХХ веков становится частью мирового фондового рынка, и он интенсивно растет. Всего в империи к тому времени была 21 биржа, но операции с ценными бумагами проводили в семи городах. Пятая часть жителей этих городов были частными инвесторами, то есть более 1 миллиона человек. По объему бумаг в обращении Петербургская биржа занимает пятое место в мире. Более того, российские ценные бумаги котировались на большинстве основных мировых бирж, а объем иностранных инвестиций в российский рынок составлял более 30%.

Реформы Петра I

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

Последующие императоры охотно прибегали к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного), к 1802 году повысился до 80 коп. Начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 коп. металлического, чему особенно содействовала активная борьба с Наполеоном . Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов. Оставшиеся бумажные деньги в 1843 году были девальвированы, и превращены в кредитные билеты .

Однако, несмотря на все старания правительства, бесконечные войны неизбежно вели за собой огромный бюджетный дефицит, а Крымская война вынудила вновь печатать бумажные деньги. Общая сумма бюджетных дефицитов в царствование Александра II превысила 1 млрд. руб., причём половина этого миллиарда приходится на - . Колоссальный рост госдолга привёл к тому, что в бюджете 1857 года из 268 млн. руб. доходов 100 млн. предназначалось на обслуживание долга .

в расходовании государственных средств в 1850 годы царил хаос; каждое ведомство вело свой отдельный бюджет со своими статьями доходов и расходов, и зачастую имело отдельные источники дохода, не попадавшие в общий госбюджет. Кроме того, каждое ведомство вообще не считало госбюджет («государственную роспись») обязательной к исполнению, и зачастую испрашивало дополнительного финансирования, могло не расходовать все деньги или передвигать их с одной статьи на другую.

Другой особенностью финансовой системы дореформенной (до 1861 года) Российской империи была секретность госбюджета (государственной росписи доходов и расходов). Вплоть до 1862 года госбюджет утверждался лично императором, и нигде не публиковался. Характерным было то, что в 1850 году Николай I приказал скрыть бюджетный дефицит в 33,5 млн руб. от Государственного совета, и указал министерству финансов записать в расходах на 38 млн меньше. Таким образом, в 1850 году параллельно существовали два госбюджета - настоящий, и сфальсифицированный .

Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.

Реформы Александра II

Конец XIX-начало XX веков

Начался выпуск денег, не обеспеченных золотом. Доля золотого обеспечения уменьшалась с 98 % (июль 1914 года) до 51,4 % (январь 1915), 28,7 % (январь 1916) и 16,2 % (январь 1917). Раздутие необеспеченной денежной массы неизбежно вызвало массовую инфляцию; с начала войны до 1917 года цены увеличились в среднем в 3,36 раза. Средняя заработная плата при этом выросла только в 2 раза.

2018 год знаменует собой столетие ряда достижений российской революции, в том числе отказа от царских долгов.

На 2017 год пришлось столетие российской революции, первой в истории революции, которая свергла капитализм в перспективе мировой социалистической революции и породила огромные надежды для всех тех в мире, кто были жертвами капиталистической эксплуатации, колониализма и войны. Российская революция оказалась под прицелом сторонников империалистического порядка и после стартовавшей с самого начала фазы деформации и бюрократической деградации была окончательно задушена сталинской диктатурой (1).

При этом ее начало выглядело многообещающим. Утвердившаяся в России в 1917 году революционная власть смогла выполнить часть основных требований народа, которые касались мира, передачи земли крестьянам, национализации банков, отмены задолженности крестьянства перед ними, признания права народов на самоопределение, утверждения прав женщин и введения восьмичасового рабочего дня.

Кроме того, 2018 год знаменует собой столетие нескольких достижений российской революции. К их числу относится выполнение данного российскими революционерами в 1905 году обещания: 3 февраля 1918 года (2) постановлением правительства были отменены все долги свергнутого 11 месяцами ранее царского режима. То же самое касалось и задолженности временных правительств, которые сменяли друг друга в период со смещения царя до октябрьской революции: дело в том, что те по-прежнему направляли государственные финансы на ведение войны, сохраняя тем самым насилие и нищету, хотя народ просил мира.

Отказ от долгов был заявлен еще в 1905 году

В декабре 1905 года Петербургский совет обнародовал призыв под названием «Финансовый манифест», в котором он осудил незаконность царских долгов и заявил, что откажется их признавать после свержения автократии.

В манифесте отмечается тяжелейшее положение населения в связи с экономической политикой царской власти, которое ведет себя в своем государстве, как в «завоеванной стране». Эта политика была направлена не на развитие страны, а на обогащение крошечного привилегированного меньшинства, укрепление власти царя и ведение завоевательных войн (царская Россия тогда проиграла в конфликте с Японией).

В манифесте отмечается следующее: «Правительство на краю банкротства. Оно превратило страну в развалины и усеяло их трупами. Измученные и изголодавшиеся крестьяне не в состоянии платить подати. Правительство открыло кредит помещикам на народные деньги. Теперь ему некуда деваться с заложенными помещичьими усадьбами. Фабрики и заводы стоят без дела. Нет работы. Общий торговый застой».

Революционеры осуждают то, как были использованы займы и государственные средства: «На капитал иностранных займов правительство строило железные дороги, флот, крепости, запасалось оружием. Правительство издавна тратило все доходы государства на армию и флот. Школ нет. Дороги запущены. Несмотря на это, не хватает средств даже на продовольственное содержание солдат. Проиграли войну отчасти потому, что не было достаточных военных запасов. По всей стране происходят восстания обнищавшей и голодной армии. Правительство расхитило содержимое сберегательных касс и передало вклады на поддержку частных банков и промышленных предприятий, нередко фиктивных. Капиталом мелких вкладчиков оно ведет игру на бирже, подвергая его ежедневному риску».

Долг незаконен: займы были получены царской автократией, которая не пользовалась доверием народа и не опиралась на него. Он играл на руку лишь иностранным и российским капиталистам, а также был в ущерб русскому народу и нациям, подчиненным империи.

Он одиозен: выпускавшие российские облигации банкиры (по большей части французские и английские) прекрасно осознавали недемократическую сущность режима и понимали, что займы идут не на благо населению (5). Банки, в том числе «Креди Лионне» (Crédit Lyonnais), играли огромную роль, получали большие комиссионные и способствовали скорейшей репатриации прибылей от европейских капиталистических инвестиций в России. Кроме того, они помогали царю задабривать западных журналистов и политиков для осознанной лжи о ситуации в Российской империи. Это должно было подтолкнуть средний класс в их странах к приобретению российских облигаций (6).

Он неприемлем: описанные выше условия жизни российского населения не могли улучшиться, пока страну душил государственный долг.

С учетом всего этого Петербургский совет призвал к свержению автократии и формированию власти, которая отражала бы устремления народа, провела бы проверку государственных финансов, сформировала бы подробный, четкий и точный бюджет, а также рассмотрела бы государственные доходы и расходы. Наконец, он постановил «не допускать уплаты долгов по всем тем займам, которые царское правительство заключило, когда явно и открыто вело войну со всем народом».

С 1905 по 1917 год ситуация только ухудшилась. В 1914 году немецкий, британский и французский империализм устроили невероятную бойню за передел мира. Переживавшие упадок Австро-Венгрия и Османская империя поддержали Германию. Россия же стала союзницей Франции и Великобритании в надежде получить прямой выход в Средиземное море, заполучив Константинополь, столицу Османской империи (7). Будущие лидеры советской России находились в то время в числе выдворенных из страны социалистов. Они выступали против войны с самого ее начала и призывали все европейские народы к борьбе с их буржуазией.

Война принесла миллионы жертв и массовые разрушения, ускорив подъем революционных настроений в Европе. И обогатив торговцев оружием на пару с банкирами. С 1913 года до октябрьской революции 1917 года госдолг России вырос в 3,6 раза, с 930 миллионов фунтов до 3,385 миллиарда фунтов.

В ноябре 1917 года большевики и левые эсеры сформировали правительство, которое получило поддержку советов (они, по сути, осуществляли народный суверенитет после свержения царя). Новое правительство признало де-факто суверенитет советов. Постановление об отказе от долгов царского режима и временных правительств было принято 3 февраля 1918 года и опубликовано в официальной газете неделю спустя.

Позднее Лев Троцкий писал в своей автобиографии: «Свои обязательства революция признает. Обязательство, которое она взяла на себя 2 декабря 1905 года, она осуществила 10 февраля 1918 г. Кредиторам царизма революция имеет право напомнить: «Господа, вы были своевременно предупреждены!»

Агрессивная реакция кредиторов

Руководство советской России не представляло себе успеха революции без ее расширения за пределы российских границ. Слабая в экономическом плане Россия нуждалась в союзниках. Советское руководство призывало к мировой революции на фоне подъема революционных настроений в европейских странах и все большего недовольства войной среди солдат и мирных жителей. Капиталистические державы рассматривали противостояние советской России как способ помешать вирусу революции распространиться по их территории.

Кроме того, российская революция стала ударом по экономическим интересам иностранных держав. Перед началом Первой мировой войны 80% внешнего долга России принадлежало французским инвесторам, тогда как большая часть российских займов была выпущена на парижской финансовой площадке. Остальным кредиторами России были по большей части британцы, бельгийцы и немцы. Инвестиции в производство осуществлялись преимущественно европейскими капиталистами, а не слабо развитой российской буржуазией. К отказу от долгов добавилась и национализация промышленности.

Европейские капиталистические державы, США, Канада и Япония начали капиталистическую агрессию против советской России. Как заявил британский военный министр Уинстон Черчилль, численность иностранных войск составляла 180 000 солдат. Иностранные интервенты вооружали и поддерживали контрреволюционные движения в России, чтобы свергнуть советский режим и вернуть капитализм в стране. Как легко догадаться, верное интересам своих капиталистов французское правительство активнее всех выступало за военное вмешательство в России.

Как бы то ни было, советская Россия в конечном итоге одержала победу в гражданской войне, и иностранным войскам пришлось уйти в 1920 и 1921 годах (только у Японии оставался контингент до 1922 года). Она признала независимость трех прибалтийских стран и Польши в силу права народов на самоопределение и подтвердила, что они свободны от уплаты долгов царского режима. Это повлекло за собой резкие протесты со стороны держав-союзниц, что в корне противоречило Версальскому договору 1919 года, по которому страны, колонизированные Германией до ее поражения, не должны были платить по долгам колонизаторов.

Конференция в Генуе

Весной в 1922 года в Генуе состоялась международная конференция по инициативе пяти капиталистических держав во главе с Великобританией и Францией (США стали после войны сильнейшей экономикой мира, но не стали участвовать во встрече). Молодая советская Россия получила приглашение, как и большинство независимых наций, и приняла его (ее представители раскритиковали отсутствие колонизированных народов и рабочих ассоциаций). Официальной целью конференции было оговорить восстановление Европы. На самом деле, ослабленная гражданской войной и еще полностью не снятой блокадой Россия не успела оправиться и была готова привлечь иностранные займы и инвестиции для поддержки своей экономики. Осознававшие это положение вещей европейские лидеры намеревались воспользоваться им, чтобы заставить советское правительство признать старые долги и отказаться от призывов к мировой революции. То есть, их целью было добиться с помощью дипломатии и шантажа того, что оказалось бессильно сделать оружию.

Через пять дней после начала конференции был представлен документ с перечнем требований капиталистических правительств к России. В нем советское правительство открыто пытаются заставить признать «финансовые обязательства предшественников, то есть российского имперского правительства и российского временного правительства, по отношению к иностранным державам и их гражданам» (9). В документе также требуется сформировать комиссию по российскому долгу с формированием иностранного финансового контроля над Россией для возмещения долгов, от которых та отказалась.

Как бы то ни было, капиталистических лидеров ждало быстрое разочарование. Российские дипломаты подтвердили, что советское правительство имело полное право отказаться от царского долга (и задолженности временного правительства до октября 1917 года). Они назвали европейские требования о выплате Россией долгов пережитками прошлого и подчеркнули, что революция создала новый юридический порядок, тогда как сформированные по ее итогам правительства и режимы не обязаны выполнять обязательства свергнутой власти.

Советские дипломаты обратились к историческим прецедентам Франции и США: «Национальный конвент, законной наследницей которого считает себя Франция, постановил 22 сентября 1792 года, что «суверенитет народов не связан договорами тиранов». В соответствии с этим заявлением революционная Франция не только разорвала политические соглашения предыдущего режима с заграницей, но и отказалась от государственного долга. Она согласилась выплатить лишь треть, и то по соображениям политической целесообразности. Эта практика была возведена в статус доктрины выдающимися юристами и практически без исключений применялась правительствами, которые формировались по итогам революции или освободительной войны. США отказались от договоров своих предшественников, Англии и Испании».

Контекст

Ленин и Троцкий отказались от французских долгов царизма

Le Figaro 17.01.2018

Россия: отказ от западных облигаций?

The Wall Street Journal 22.09.2014

Путин и бремя неограниченных полномочий

Mainichi Shimbun 08.11.2017

Если бы Троцкий победил Сталина?

Observador 07.11.2017 При всем этом, советское правительство все же пошло на уступки в форме возобновления платежей по некоторым долгам царя (в частности по тем кредитам, которые предназначались для строительства железных дорог) через 30 лет при условии, что правительства согласятся в ответ признать советскую Россию, а также предоставят ей займы и инвестиции в производство.

Британское правительство ответило следующим образом: «В Западной Европе, если человек дает денег соседу по его просьбе с обещанием отдать их, он ждет, что ему их вернут. Если же сосед потом приходит к нему и просит помочь еще, тот задает ему вопрос: «Собираетесь ли вы возвращать деньги? Сначала верните то, что взяли». Если должник отвечает: «Мои принципы не позволяют мне платить», скорее всего, денег этому человеку больше не дадут».

Советские представители, которые к тому моменту уже заявили, что их правительство не станет требовать репараций за ущерб в ходе гражданской войны (хотя могло бы), напомнили капиталистическим державам о лежащей на них ответственности: «Господин премьер-министр Великобритании, говорит, что если сосед дал мне в долг, я должен вернуть ему деньги, и я с этим согласен. Однако добавлю, что если этот сосед ворвался ко мне, убил моих сыновей, сломал мебель и сжег дом, ему стоит начать с восстановления того, что он разрушил».

Стоит отметить, что британское правительство признавало основы доктрины отказа революционного правительства от долгов старого режима, однако не хотело применять их в данном случае под тем предлогом, что это было бы недипломатично: «Когда вы пишете кому-то в надежде получить новые средства, вам будет труднее добиться успеха, если большую часть письма занимает определение доктрины отказа от погашения. Это не поможет вам получить новые кредиты. Возможно это и проверенная, но не слишком дипломатичная доктрина».

Односторонний отказ

Конференция завершилась без подписания каких-либо договоренностей между советской Россией и европейскими кредиторами. Тем не менее была найдена договоренность с Веймарской Республикой, которая пришла на смену Германской империи после ее поражения в войне, (10) о двустороннем отказе от репараций. Кроме того, хотя жесткость советского правительства и провал конференции в Генуе, казалось бы, должны были привести к ужесточению позиций правительств по отношению к Москве, все произошло с точностью до наоборот.

Капиталистические страны пришли по отдельности к выводу о необходимости договоренностей с Россией, так как ее рынок обладал впечатляющим потенциалом, не говоря уже о природных ресурсах страны. В 1923 и 1924 годах советское правительство было признано де-юре Англией, Италией, скандинавскими странами, Францией, Грецией, Китаем и некоторыми другими государствами. В 1925 году к ним присоединилась Япония. В 1926 году СССР получил кредиты от немецких банков. В 1927 году он заключил соглашение с английским банком «Мидлэнд». В 1933 году США признали де-юре СССР, а в 1934 году начали двустороннюю торговлю. Кроме того, в том же году, чтобы не оказаться за бортом советского рынка, Франция сама предложила СССР кредиты на закупку французской продукции.

Соглашение СССР и Великобритании от 15 июля 1986 года повлекло за собой выплату британским владельцам облигаций компенсации в размере 1,6% стоимости ценных бумаг. В 1997 году, через шесть лет после распада СССР, Борис Ельцин подписал с французскими властями договор по окончательному урегулированию споров по поводу российских облигаций. Французские кредиторы получили порядка 1% от затребованной суммы. Это крайне мало и лишь в очередной раз указывает на то, что страна может в одностороннем порядке отказаться от выплаты долга без серьезного ущерба для себя.

Как бы то ни было, перемены в советском режиме (бюрократическая и авторитарная деградация, катастрофическая аграрная и промышленная политика при Сталине, террор 1930-х годов) говорят о недостаточности отказа от долга: тот может принести пользу обществу лишь в том случае, если сопровождается продуманным комплексом политических, экономических, культурных и социальных мер, который должен стать залогом освобождения общества от различных проявлений угнетения и эксплуатации.

Примечания

1) Эрик Туссен (Éric Toussaint), «Ленин и Троцкий против бюрократии: Российская революция и переходное общество».

2) Постановление принято 3 февраля и опубликовано в официальной газете 10 февраля 1918 года. 3 и 10 февраля соответствуют датам используемого нами сейчас григорианского календаря. В тот период в России все еще действовал старый юлианский календарь, по которому речь идет соответственно о 21 и 28 января.

3) Советы впервые появились в период революции 1905 года и получили повсеместное распространение в 1917 году. Они были органами самоуправления революционного движения. Петербургский совет сыграл большую роль в революциях 1905 и 1917 годов.

4) Текст манифеста приводится в книге «Наша первая революция» Льва Троцкого, главы Петербургского совета.

5) По доктрине одиозного долга, долг может быть признан незаконным и недействительным, если был взят вопреки интересам населения, и если кредиторы были в курсе такой ситуации или же могли принять меры, чтобы получить необходимые сведения. Тот факт, что кредиторы знали, что помогают деспотическому режиму, является отягчающим, но не достаточным условием для определения одиозного характера долга.

6) Натан Легран (Nathan Legrand), Эрик Туссен (Éric Toussaint), «Французская пресса на службе царя».

7) Лондон и Париж пообещали царю, что тот получит Константинополь за счет Османской империи. Франция должна была вернуть Эльзас и Лотарингию у Германской империи, а также присвоить часть принадлежавшего османам Ближнего востока (Ливан и Сирия). Великобритания должна была укрепить позиции на Ближнем Востоке (Палестина, Иордания, Ирак, Аравийский полуостров) и в Персии. Наконец, Франция и Великобритания собирались поделить немецкие колонии в Африке: Того и половина Камеруна должны были отойти Парижу, тогда как Лондон получил бы вторую половину Камеруна, Танзанию и Намибию. Уже владевшая Конго Бельгия забрала бы у немцев Руанду и Бурунди. Все это, разумеется, никак не учитывало право народов на самоопределение.

8) Лев Троцкий, «Моя жизнь», глава XIV.

9) Цитаты взяты из сборника «Документы Генуэзской конференции», Libreria di scienze e lettere, Рим, 1922.

10) В Германии, как и в других воевавших странах, неприятие войны нарастало по мере ее продолжения. В январе 1918 года, когда Германская империя пыталась навязать советской России свои условия на мирных переговорах в Бресте, на всеобщей забастовке немецких рабочих было выдвинуто требование мира без аннексий. В конечном итоге это движение подавили. В конце октября того же года немецкие моряки подняли бунт в балтийском городе Киль. По российскому примеру были сформированы советы солдат и рабочих, которые взяли в руки власть в нескольких крупных городах (Киль, Гамбург, Гановер, Франкфурт, Мюнхен и т.д.). 9 ноября в Берлине прошла массовая демонстрация. Император Вильгельм II отрекся от престола, а главой правительства стал социал-демократ Фридрих Эберт. Была сформирована Веймарская Республика на основе парламентской демократии. Как бы то ни было, советы рабочих и солдат оспорили это и потребовали создания республики по советской модели. В январе 1919 года по приказу правительства революция была жестоко подавлена ультраправыми движениями, которые открыли тем самым путь нацизму в Германии. Лидеры компартии Роза Люксембург и Карл Либкнехт были убиты 15 января 1919 года. Впоследствии при власти Эберта Веймарской Республикой руководил альянс социал-демократов, либералов и христианских консерваторов, который еще оставался у руля во время конференции в Генуе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На днях американский Апелляционный суд признал законной жалобу группы местных инвесторов, требующих от Германии вернуть с процентами займы, предоставленные их предками после Первой мировой войны. Сумма долгов, которые отказался отдавать Гитлер, на сегодняшний день приближается к 0,5 млрд евро. Казалось бы, какое нам дело до финансовых споров США и Германии? Но дело в том, что создан прецедент и использовать это судебное решение смогут теперь и другие страны, в том числе и Российская Федерация. На протяжении всей новейшей истории много говорилось о советских долгах странам Запада, а вот о том, сколько Запад должен нам, почему-то предпочитали не вспоминать. Теперь самое время подсчитать, сколько должны нашей стране американцы, европейцы и японцы.

Царское правительство накануне Первой мировой войны разместило за рубежом значительные средства плюс оплатило многомиллионные сделки с производителями оружия, причём из-за революции поставки отменили, а деньги так никто и не вернул. Бежавшие в Европу и Японию белогвардейцы прихватили с собой сокровища царской казны и поместили их в банки, и эти счета впоследствии были заморожены, как будто они ничьи. И хотя все советские задолженности были урегулированы и оплачены, народную мудрость о том, что долг платежом красен, никто из наших заграничных должников так и не вспомнил. Между тем совокупный долг иностранных государств Российской империи достигает астрономической суммы – 100 млрд долларов, и это ещё не предел: последний подсчёт осуществлялся 10 лет назад. А сколько это в пересчёте на сегодняшние деньги? Один американский доллар до 1914 года стоил 1,943 царского рубля, а для остальных подсчётов надо знать ещё вот что: 1 царский рубль равняется 943 современным рублям или 0,774 грамма золота, а 1 грамм золота стоит 1218 современных рублей. Два месяца назад депутаты Госдумы озаботились взысканием старых долгов с Японии, США и Великобритании. В октябре в Думе пройдут слушания по вопросу взыскания иностранных долгов в пользу нашей страны.

Долгие годы проблемой долгов зарубежных стран России занимался историк профессор Владлен Сироткин. Кроме него, похоже, этим вопросом у нас никто профессионально не интересовался: руководство страны в начале 90-х не собиралось взыскивать с иностранных должников ни копейки. Поворотным моментом в вопросах внешних долгов царской России Сироткин считал визит бывшего президента СССР Михаила Горбачёва в Париж в 1990 году. В ходе этого визита Горбачёв заключил с французским правительством соглашение, в соответствии с которым советская сторона впервые с момента Октябрьской революции 1917 года объявила себя правопреемницей предреволюционной Российской империи, а также всех временных режимов, возникавших на её территории в 1918–1922 годах. Два года спустя президент России Борис Ельцин там же, в Париже, перезаключил это соглашение, и теперь правопреемницей стала уже Российская Федерация. Надо сказать, что Профессор Сироткин неоднократно обращался к депутатам Верховного Совета, а затем и Госдумы со своими подсчётами, но там ему отвечали словами первого вице-премьера Егора Гайдара: если аннулировать соглашения, заключённые Горбачёвым, и потребовать возвращения золота с процентами, то и наши долги тогда надо будет вернуть с процентами, а они огромны! И Россия продолжала платить по векселям, хотя нам отдавать долги никто и не собирался.

Правда, в 1992 году Сироткину всё же удалось пробить стену непонимания и не без помощи ряда депутатов Верховного Совета начать долгую процедуру возвращения старых долгов. В качестве общественной организации, которой делегировались полномочия взыскать по счетам, был создан Международный экспертный совет по зарубежному российскому золоту, недвижимости и царским долгам, а позже в Госдуме организовали специальную комиссию во главе с депутатами Сироткиным и Масарским. Но тогда деятельность этих структур искусственно притормаживалась, а вот теперь они, по всей видимости, заработают в полную силу.

Десять лет ушло у Сироткина на подсчёт всех долгов нашей стране, и в 1999 году доклад «Золото и недвижимость России за рубежом» был представлен им главе российского правительства Евгению Примакову. Сироткин всё подсчитал со скрупулёзной точностью, и в этом ему помогали эксперты Госдумы и правительства России. По их оценкам, наша страна может потребовать возвращения золота и иных движимых ценностей, оказавшихся за рубежами Отечества в 1914–1919 годах, на общую сумму более 100 млрд долларов. Именно эти расчёты и будут фигурировать на слушаниях в Госдуме, которые пройдут в самом начале осенней парламентской сессии.

В 1914–1916 годах Россия собиралась закупить в Англии и Америке крупные партии оружия. Иностранные подрядчики выдвинули условие – 100-процентная предоплата золотом. Но когда Россия расплатилась, стало известно, что у Великобритании нет возможности выполнить поставку оружия в срок: на складах имелось порядка 10% заказа, ещё 20% оружейники обязались изготовить к концу 1916 года и отправить в Архангельск. Но грянула Февральская революция, затем Октябрьская, и о полученной предоплате в Лондоне как-то быстро забыли. Американцы вообще не отправили в Россию ничего: поставки должны были начаться лишь в феврале 1917 года, но из-за политической неразберихи в Санкт-Петербурге так и не начались. А деньги между тем были получены. Порядка 200 млн золотых рублей осело в Лондоне и столько же – за океаном.

В годы Первой мировой в Англию ввезли золота в залог под кредиты на 68 млн фунтов стерлингов (если верить советской статистике 1960 года, которую собрала группа историков под руководством профессора А.Л. Сидорова). Это цифры наименьшие: авторы из числа представителей белой эмиграции приводили другие данные – от 568 млн фунтов (Ю.А. Павловский, А.Г. Рафалович) до 579 млн (П.Н. Апостол). Западные независимые эксперты, к слову, считают самыми достоверными сведениями Рафаловича, который был доверенным лицом премьер-министра Витте и агентом российского Министерства финансов в Париже на протяжении 40 лет.

Проблему российско-советских долгов Англии вроде бы урегулировал в 1986 году Михаил Горбачёв, подписав с премьер-министром Маргарет Тэтчер «нулевой вариант». Вот только английские банки этот документ не признали до сих пор, поставив под сомнение легитимность договорённости. Разбираться с претензиями поручили известной лондонской фирме Price Waterhouse – они это делают и поныне, предъявляя курьёзные претензии нашей стране. К примеру, востребована компенсация за утрату багажа, в котором находились четыре коробки сардин, три неиспользованных билета на цикл музыкальных концертов и абонемент в театр.

Американские долги целиком сосчитать так и не удалось. В качестве залога для закупки оружия туда отправили золота на 40 млн английских фунтов, но дело в том, что американские финансисты впоследствии поставили условие: перечислять средства в английские банки. Туда ввезли золотых слитков ещё на 200 млн фунтов. Это залоговое золото впоследствии «растворилось».

В январе 1916 года на строительство порохового завода концерном Дюпона представители Министерства финансов Российской империи доставили в США золота и ценных бумаг на сумму, эквивалентную 2,5 млрд долларов в ценах 1998 года. Концерн Дюпона присвоил примерно 2 млрд и до октября 1917 года не поставил в Россию ни одного снаряда или патрона. Впоследствии поставки всё же начались и покрыли примерно пятую часть залога. А об остальном золоте – ни слуху ни духу. В отличие от советского правительства белоэмигрантские круги скрупулёзно сосчитали, сколько Америка украла у России. По данным начальника Главного артиллерийского управления русской армии генерала Маниковского, опубликованным в 1937 году в США, стоимость всех невыполненных русских заказов в Америке оценивалась в 1 млрд 287 млн долларов.

Японский долг – самый большой: в банки Страны восходящего солнца попали из России в 1918–1919 годах 523 млн рублей золотой русской монетой, 90 млн рублей слитками золота и 28 млн рублей иностранными монетами. Одним из получателей колчаковского золотого запаса стал японский Иокогамский валютный банк, позже переименованный в банк «Ёкохама сёкин гинко». Позднее это золото было отправлено в хранилища государственного Банка Японии – «Нихон гинко». Другим хранителем золота Колчака стал банк «Тёсэн гинко». Эта часть также была перекачана в Банк Японии.

«Долгие годы проблема иностранных долгов нашей стране мало кого интересовала, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» депутат Госдумы Виктор Илюхин. – Дело в том, что в 90-е эксперты, зная установку Ельцина и Гайдара о том, что мы должны всем, а нам – никто, приводили странную статистику наших долгов, якобы в несколько раз превышающих то, что должны нам. Манипуляции цифрами удалось прекратить лишь 10 лет назад, и с тех пор мы практически рассчитались со всеми нашими старыми долгами. Я считаю, пришло время потребовать и то, что должны нам.

Национализация, проводимая большевиками, коснулась и иностранного капитала в России в части национализации его собственности и аннулировании большевиками всех внешних и внутренних займов царского и Временного правительств. Наиболее болезненными для иностранцев были вопросы долгов и национализация банков.

Американский посол отреагировал на декреты о национализации почти моментально: «В декабре 1917 года серией декретов большевики начали свою странную финансовую политику. Эти декреты объявили банковское дело монополией правительства, распорядившись, чтобы все владельцы сейфов в банковских хранилищах немедленно прибыли с ключами, «чтобы присутствовать при осмотре сейфов»; в противном случае все их содержимое будет конфисковано и станет собственностью народа». «Дипломатический корпус, исключая меня, был единодушен в осуждении всех этих декретов…..»

Внешний довоенный долг России, при учете взаимных претензий, определялся в размере 4,2 млрд. золотых рублей (не считая германского, ок. 1,1 млрд.) плюс 970 млн. железнодорожных займов, 340 млн. займов городов и 180 млн. займов земельных банков. Итого, около 5,7 млрд. Кроме того, упоминались 3 млрд. иностранных капиталовложений в акционерные и неакционерные предприятия. Военный (1914-1917 гг.) внешний долг России определялся примерно в 7,5 млрд. золотых рублей. То есть за три года войны Россия назанимала за рубежом почти в 1,5 раза больше, чем за 20 предыдущих лет интенсивной, догоняющей индустриализации. Причем если кредиты мирного времени шли в основном на инвестиционные цели, то военного - для покрытия военных расходов, т. е. «проедались». В обеспечение кредитов во время войны в «союзную» Англию была вывезена почти треть всех золотых резервов РоссииI.

«Военные расходы России за войну составили (по февраль 1917 года) 29,6 млрд. рублей, заказы за границей почти 8 млрд. рублей, но,- как пишет Н. Яковлев,- за внешне значительной суммой последних кроется очень небольшая отдача. Россия вела войну в подавляющей степени за счет собственного производства вооружения и снаряжения. По сравнению с тем, что было изготовлено в России, импорт оружия из-за границы составил: по винтовкам 30%, патронам к ним - менее 1%, орудиям разных калибров - 23%, снарядов к ним - около 20% и т. д.

Малая эффективность помощи союзников объясняется прежде всего тем, что русские военные заказы рассматривались в странах Антанты и США как досадная помеха. Они выполнялись кое-как, сроки поставок не выдерживались». Например, Керенский писал 3 июля 1917 г.: «Укажите соответствующим послам, что тяжелая артиллерия, присланная их правительствами (США, Англии, Франции), видимо, в значительной части из брака, т. к. 35% орудий не выдерживали двухдневной умеренной стрельбы (разрывались стволы)...» Ф. Степун также пишет, что поступал в основном заводской брак. Или из Франции, например, начали поступать снаряды... из чугуна!

Яковлев продолжает: «Наконец, западные промышленники рассматривали русские заказы как средство наживы. Цены на вооружение и снаряжение взвинчивались на 25-30% выше, чем для покупателей в западных странах. Крупные авансы, бездумно выданные еще при Сухомлинове, связали русские ведомства, которые ничего не могли поделать со срывом сроков, с поставкой некачественной продукции. Что до кредитов России, то, как повелось в ростовщической практике западных банков, с них снимались различные комиссионные, на них нагревали руки биржевики. Игнатьев, неплохо узнавший за годы войны финансовую кухню Франции, в двадцатые годы был свидетелем ажиотажа, поднятого на Западе по поводу отказа СССР платить по займам до 1917 года. «Когда,- писал А. А. Игнатьев,- через десять лет после войны все тот же Мессими, с которым в бытность его военным министром я переживал первые дни мобилизации, старался взвалить на Советскую Россию всю тяжесть долгов царской России, я дал ему следующий простой ответ: «Одолжите мне до следующего утра только двух ваших жандармов. Обойдя с ними четыре парижских банка, я потребую выписки из русского счета и принесу вам завтра добрую половину денег, оставшихся во Франции от русских займов».

Вместе с тем легкость, с какой царское правительство выбрасывало деньги за границу на военные заказы в ущерб развитию собственной промышленности, говорит о таких размерах коррупции, которые были действительно равносильны прямой измене. С другой стороны, русские промышленники загибали такие цены, что в результате за цену одного русского крейсера можно было купить два английских.

Временное правительство, для того чтобы получить новые кредиты, подтвердило свои обязательства по царским долгам. В результате министр финансов М. Терещенко, в апреле 1917 г. признавал: «Ни для кого не тайна, в какой зависимости и в военном смысле, и в вопросе о средствах на дальнейшее ведение войны мы находимся от наших союзников и главным образом от Америки». Западные кредиты предоставлялись Временному правительству не за «демократические достижения», а только при условии продолжения войны Россией. «Не будет войны - не будет займов»,- говорил И. Рут. Русское «пушечное мясо» в обмен на западные деньги не новость, но, кроме этого, после войны Россия должна была еще и вернуть эти же деньги, да еще с процентами - отличный бизнес! Генерал Джадсон имел все основания заявить, что сравнительно небольшие затраты на Россию десятикратно окупились бы на войне. Свои условия «по кредиту» США выдвинули только в конце мая 1917 г., когда Россия и русская армия, истощившие свои материальные и духовные ресурсы, находились на грани заключения сепаратного мира с Германией. Случайно или нет? Во Второй мировой войне все повторится - поставки по ленд-лизу достигнут действительно значимых величин, только с середины 1943 г., когда территория СССР в основном уже будет освобождена и союзников будет преследовать панический страх нового «сепаратного мира».

В 1917 г. Временное правительство получило кредиты. Но деньги надо отрабатывать, и в июне голодная, оборванная, истощенная тремя годами войны русская армия поднялась в свое последнее в Первой мировой войне наступление... Кредиты Временному правительству достигли всего лишь 125 млн. долл.- по-прежнему далеко от масштабов, обещанных США союзникам. Между тем, отмечал Хауз, «если денег не будет, он [Бахметев] уверен, что правительство не протянет». По мере продолжения войны, политики в Петроградском Совете все больше и больше левели. Хауз, похоже, понимал чрезвычайность ситуации. Он предупреждал Вильсона: «Не думаю, будто уделяемое нами российской ситуации внимание может оказаться чрезмерным, ибо в случае неудачи наши трудности будут огромными и многочисленными».

В результате складывалось парадоксальное и трагическое положение: Россия, спасшая Антанту в 1914-1915 годах, внесшая самый большой вклад в коалиционную войну, пошедшая за демократическими лозунгами «союзников», была брошена ими на произвол судьбы...

Совокупный (военный и довоенный) внешний долг России определялся в размере 12-13 млрд. золотых рублей; кроме того, иностранные инвестиции составляли около 4-3 млрд. То есть внешний долг России составлял половину всех ее расходов за Первую мировую войну.

Накануне октября 1917 г. совокупный (внешний и внутренний) государственный долг России составлял 60 млрд. руб., или семнадцать довоенных годовых бюджетов России, в том числе краткосрочная задолженность по внутреннему долгу - 17 млрд. руб. Внешний долг равнялся 16 млрд. руб.; из них краткосрочная задолженность - 9 млрд. руб.I. В случае «победоносного» окончания Первой мировой войны разоренная войной Россия, как победитель, должна была выплатить только западным кредиторам сразу более четырех государственных золотых резервов 1913 года.

Между тем уже к 1917 г. Россия фактически была банкротом, а основным требованием интервентов, неизменно предъявляемым к своим белым «союзникам» Деникину, Колчаку, Врангелю, был безусловный возврат долгов царского и Временного правительств. США, главный кредитор союзников, после войны практически не шли на уступки за редкими исключениями, связанными с особыми интересами... Если бы белые победили, Россия не имела бы ни одного шанса на возрождение...

Для сравнения: только краткосрочные внешние обязательства России в 1917 г. в эквивалентном по ВВП (1913 г.) соотношении примерно в 4 раза превосходили все внешние долги России в 2000 году. Но в начале XX века не было сравнимых с 2000 г. объемов добычи нефти и газа, а к 1917 г. была только разоренная Первой мировой войной страна... А после начала интервенции «союзники» навряд ли отдали своим белым Баку, северные, черноморские и дальневосточные порты... Победа как Временного правительства, так и белых была равносильна государственному самоубийству... П. Краснов справедливо писал про Деникина и Белое движение: «Какой ужас и позор! Сделать Россию ареной мировой борьбы, подвергнуть ее участи Бельгии и Сербии, обескровить ее, сжечь ее города и села, истоптать ее нивы и ее, голодную, поруганную и оплеванную, ее, поверженную в прах собственным бессилием, добить до конца!»

Но даже если бы Россия согласилась пожертвовать внутренним долгом и выплатить весь внешний, у нее просто не было валюты, для того чтобы выполнить свои обязательства в течение ближайшего столетия. Внешний долг по отношению к экспорту России более чем на 40% превышал предельные репарации с Германии. Конечно, Россия могла отдать весь свой золотой запас, но и он покрыл бы не больше 25% ее обязательств перед иностранными кредиторами.

Причины аннулирования большевиками внешних долгов и национализации иностранной собственности кроются именно в этих предпосылках, а не в идеологии, которая служила лишь внешней формой...

Во-первых, первопричина кроется в невыполнении странами Антанты своих союзнических обязательств перед Россией.

Так, английская промышленность к марту 1917 г. произвела лишь порядка 20-25% русских военных заказов, причем далеко не все оружие было поставлено в Россию. То же самое можно сказать о японских и шведских заказах. Первокласные американские заводы «Ремингтон» и «Вестингауз» выполнили свои обязательства всего на 10%. Эти случаи невыполнения союзниками своих обязательств были скорее не исключением, а правилом.

Н. Яковлев продолжает: «Заказы на винтовки были выполнены только на 5%, на патроны - на 1%. Большинство заказов исполнено на 10-40%. Когда речь шла об уступке вооружения и снаряжения, то зачастую присылались неисправные или устаревшие предметы». «В 1922 году советская делегация на международной экономической конференции в Генуе оценила ущерб, понесенный Россией в результате невыполнения союзниками своих обязательств в области материально-технической помощи, в 3 миллиарда рублей». Но это только относительно небольшая видимая часть вопроса.

«Подводная часть айсберга» скрывается в том, что именно невыполнение союзниками своих фактических союзнических обязательств привели к радикальному перенапряжению сил России в войне. Среднегодовая мобилизационная нагрузка России превышала уровни Англии, Франции и США, вместе взятых. Именно чрезмерная мобилизационная нагрузка стала причиной обеих русских революций и Брестского мира... Этот вопрос был подробно обоснован в первом томе «Тенденций», была сделана даже его финансовая оценка. Сумма минимального фактического долга союзников перед Россией за Первую мировую войну составила 1,5 млрд. ф. ст., или примерно 14 млрд. золотых рублей. Невыполнение странами Антанты своих фактических союзнических обязательств перед Россией сыграло решающую роль, стало ключевой причиной разорения страны и радикализации русского общества, приведшей в том числе к национализации и аннулированию долгов. Это был не акт захвата чужой собственности - это был акт самозащиты, самосохранения...

Во-вторых, все страны в той или иной мере аннулировали свои внешние и внутренние долги во время революций. Например, американцы во время своей революции отказались платить налоги, пошлины и использовать валюту Англии (по сути, отказались от своих кредитных обязательств перед Англией); во время Великой французской революции правительство Франции отказалась от 2/3 своих государственных долгов, английское правительство во время своей буржуазной революции отказалось от уплаты всех своих внешних долгов.

Отказ от уплаты долгов был необходимым условием для успешного совершения любой революции, именно они помогают разорвать тот порочный круг, в котором оказалось зашедшее в тупик общество. Отказ от революций на определенных этапах развития общества означает только его деградацию, самоуничтожение и покорение….В данном случае конфискации и аннулирование долгов не могут расцениваться, в рамках традиционного права, поскольку оно в данном случае ставит законы выше условий выживания общества, что может привести только к его уничтожению. Большевики точно так же, как в свое время американские, английские и французские революционеры, имели все права на аннулирование долгов - это право диктуется как высшими естественными законами развития человеческого общества, так и фундаментальными принципами демократии, которые проповедует тот же Запад...

В-третьих, во время войны перестают действовать экономические законы мирного времени, в противном случае война превращается в чистый бизнес, где на деньги покупается жизнь и смерть, боль и страдания миллионов людей, будущее десятков и сотней миллионов. И это все ради прибылей кредиторов? До американцев эта истина дошла после Второй мировой войны, когда они простили долги всем своим союзникам. США пошли тем же путем, пришли к тем же самым выводам, что и большевики, только почти 30 лет спустя. И это еще раз подтверждает справедливость позиции большевиков, отказавшихся платить по долгам. Критики возразят: отказ от долгов совсем не то, что их прощение. С точки зрения кредитора - да. Но с точки зрения «демократических, общечеловеческих ценностей», пропагандируемых цивилизованным Западом, такой кредитор ничем не отличается от агрессора, против которого ведется война.

В-четвертых, вместо того чтобы оказать помощь поверженному союзнику, страны Антанты начали против него интервенцию, и здесь у большевиков появилась еще одна веская причина не платить по долгам - встречные претензии. Они включали как прямой ущерб от вывоза и разрушения национального достояния, так и косвенные потери, связанные с общими экономическими и людскими потерями, захваченными территориями. Общая сумма претензий, предъявленных Советской стороной на переговорах в Генуе за интервенцию странам Антанты, была определена в 50 млрд. золотых рублей, или 1/3 всего национального богатства России.

Весьма интересными в данном случае будут воспоминания Н. Любимова и А. Эрлиха о переговорах советской и антантовской делегаций 14 и 15 апреля 1922 г. Позволим себе привести достаточно большую выдержку из нее:

Ллойд-Джордж. В предъявленном Литвиновым документе названа сумма в 50 млрд. золотых рублей, величина «совершенно непостижимая». Для заявки такой суммы, сказал Ллойд-Джордж, не стоило и ехать в Геную. «Союзные страны-кредиторы никогда и не признали бы никакой претензии, которая не была бы основана на справедливости и на праве возмещения за убытки, причиненные России». В такого рода делах у британцев есть немалый опыт, сказал далее Ллойд-Джордж. Союзные правительства помогали лишь той из враждовавших в России сторон, которая поддерживала союзников против Германии. Западные державы, если возбудить дело перед судом справедливости, могли бы предъявить к России претензию за нарушение договора. Брест-Литовский мир и явился таким нарушением. Все воевавшие нации понесли огромные потери, и то, что пришлось на долю Британии, это ее долг в сумме более 8 млрд. ф. ст.

Можно учесть военные и другие факторы, ослабившие экономику России, сказал Ллойд-Джордж, но нельзя делать скидок на финансовую помощь, оказанную ей отдельными лицами, например, английскими фермерами. Практически нет никакого смысла заниматься другими предложениями союзных экспертов, изложенными в лондонском меморандуме (март 1922 г.), «пока российская делегация не придет к соглашению о русских долгах…» Ллойд-Джордж продолжал: британское правительство некомпетентно согласиться с каким-либо уменьшением частных, индивидуальных долговых требований. Иное дело – государственные претензии к России, где можно было бы пойти на сокращение суммы долга и на снижение части просроченных или отсроченных на будущее процентов».

Г. Чичерин.Мнение британского премьера о неосновательности советских контрпретензий ошибочно. Российская делегация могла бы доказать, что контрреволюционное движение до момента поддержки из-за рубежа было бессильным, разгромленным и утратившим всякое значение. Он, Чичерин, помнит о том, как 4 июня 1918 г. представители стран Антанты сделали заявление, что чехословацкие отряды, находившиеся в России, должны рассматриваться как «армия самой Антанты», находящаяся под покровительством и ответственностью союзных правительств. В распоряжении Советского правительства имеются договор между адмиралом Колчаком, Великобританией и Францией, акт о подчинении генерала Врангеля Колчаку и другие официальные документы. «Во время этих контрреволюционных событий был причинен огромный ущерб – до 1/3 национального богатства России,- вызванный вторжением и интервенцией, и за этот ущерб союзные правительства целиком ответственны»,- категорическим тоном произнес Чичерин. В настоящее время возмещение ущерба, причиненного правительственными действиями, является принципом международного права, уже признанным в случае с «Алабамой»… [В 1872 году Англия уплатила США возмещение за ущерб, причиненный английским крейсером «Алабама», помогавшим южанам в гражданской войне (1861- 1865 гг.) с Севером. (Любимов Н. Н., ЭрлихА. Н. С. 54.)]

Здесь затрагивался вопрос о военных долгах. «А что Россия выиграла от войны?!» – воскликнул Чичерин. Если бы мы получили Константинополь, то передали бы его нынешнему, с точки зрения Советской России, единственно законному правительству Турции. А население Восточной Галиции само определило бы свою волю. По существу дела, военные долги касались исключительно одних лишь союзников, которые извлекли прибыли из войны. Россия же от войны понесла более значительные потери, чем любое другое государство. 54% потерь Антанты приходятся на Россию. Русское правительство израсходовало 20 млрд. золотых рублей на войну, прибыли от которой пошли исключительно другой стороне… Союзные державы стремились сокрушить новую Россию, которая возникла из революции, и потерпели неудачу. Тем самым они освободили новую Россию от всяких обязательств Антанте…

Затем слово взял М. М. Литвинов по вопросу о претензиях частных лиц, бывших собственников национализированных предприятий и по другим основаниям. Практически отделить частные долги от правительственных невозможно. Во Франции и Англии, сказал Литвинов, было немало адвокатов интервенции, которые хотели силой отобрать «свое имущество». Например, Лесли Уркарт, помогавший адмиралу Колчаку свергать Советскую власть. А теперь он, Уркарт, говорит, что «не несет ответственности, а деньги свои хочет получить назад». Если бы он сделал это лет пять назад, то положение было бы иным, а теперь уже слишком поздно. Хотя русская делегация упомянула цифру в 50 млрд. золотых рублей, она не настаивает на выплате этой суммы, продолжал М. М. Литвинов… Л. Б. Красин поставил вопрос о возврате России в натуре различных судов; например, наша страна уже получила от правительства Англии двенадцать ледоколов…

(После перерыва)Ллойд-Джордж без особых предисловий… провозгласил, что никаких обязательств в связи с претензиями, заявленными советским правительством, представленные в Генуе союзные государства-кредиторы принять не могут; никаких скидок советскому правительству не может быть сделано ни по долгам, ни по финансовым обязательствам.... вопрос о сокращении военного долга, отсрочке выплаты процентов по финансовым требованиям и об аннулировании части просроченных или отсроченных процентов государства-кредиторы «ввиду тяжелого экономического положения России» готовы рассмотреть и решить благожелательно… Далее, союзные державы договорились рассматривать сначала вопрос о долгах, а затем – о восстановлении России. Вопрос о возврате имущества «в натуре» не следует смешивать с вопросами о долгах…

Г. Чичерин отвечал: «Нужно возобновить работу первой (политической) комиссии и подкомиссии. Валить на русских, как на «козлов отпущения», вину за перерыв в работе нет основания. В III части Лондонского меморандума экспертов речь идет не о долгах, а о будущем, что и надо обсудить». Ллойд-Джордж: «Британские банкиры не станут обсуждать вопросы будущего, пока прошлое не будет как следует урегулировано. Следует еще учредить специальную подкомиссию для обсуждения ряда правовых вопросов»…

«Будьте откровенны, мистер Ллойд-Джордж,- заключил Г. Чичерин с горькой усмешкой.- Антанта хотела сокрушить новую Россию. Ей это не удалось. Мы квиты»… Ллойд-Джордж ответил Г. В. Чичерину: «Если у соседа раздор между двумя партиями, мы поддерживаем ту из них, которая идет с нами, и отказываемся от возмещения ущербов другой партии».

В конечном итоге вопрос долгов был в той или иной мере урегулирован со всеми странами, кроме США. Но на этом история царских долгов не закончилась. Правительство Ельцина в 1990-х выплатило 400 млн. долл. компенсации французским вкладчикам за аннулированные большевиками царские долги, а в начале XXI века, признание «долгов царского правительства» потребовали от России европейские страны при вступлении ее в Совет Европы.