Телематика в автостраховании: что об "умной" страховке думают участники рынка13.04.2015 . Ренессанс страхование (включая интач страхование) – отзывы о компании

Во всем мире рынок добровольного автострахования работает по следующему принципу: те, кто редко обращается за страховой компенсацией (или вообще не обращаются), платят и за себя, и за того «плохого» парня.

Страховые компании, определяя уровень собственных рисков, при расчете тарифов применяют показатель «средней температуры по больнице». Они просто не знают и не могут знать, кто как водит: агрессивно или аккуратно. Вот почему после подсчета стоимости полиса на калькуляторе КАСКО у аккуратных водителей нередко возникают следующие вопросы:

  • «Почему моя страховка стоит так дорого?»
  • «Почему я должен платить за лихачей?»
  • «Я езжу аккуратно и без аварий. Можно ли купить полис КАСКО дешевле?»

«Умное» страхование, уже пришедшее в Россию, позволяет дать утвердительный ответ на последний вопрос.

Как измерить стиль вождения?

Суть программы состоит в следующем.

  • Автовладелец покупает полис. При расчете стоимости, как и прежде, учитывается марка, модель, стоимость, год выпуска и мощность автомобиля, стаж и возраст водителя, а также количество допущенных к управлению лиц.
  • После заключения договора страхователю предлагают установить в машину телематическое устройство, которое фиксирует действия водителя: среднюю скорость передвижения, среднее расстояние одной поездки, плавность вхождения в повороты, старта и торможения, количество резких поворотов руля.
  • Данные фиксируются в течение месяца и передаются в сервисный центр. На их основе формируется оценка манеры вождения. За 8-10 из 10 возможных баллов водитель получает возврат 20% стоимости полиса. За 6-7 – 10%.

Гаджет, который по сути является GPS-трекером с акселерометром, передает данные по мобильному интернету (внутри есть слот для sim-карты). К автомобилю подключается через порт ODB. Есть один нюанс: если антенна устройства не видит небо, то GPS не работает, и информация не проходит, поэтому для корректной работы может потребоваться удлинитель.

Результаты мониторинга доступны страховщику и автовладельцу. С ними можно ознакомиться на сайте или использовать специальную программу для смартфона.

Адаптация зарубежной системы к российским реалиям

Кто бы сомневался в том, что в России программа «умного» страхования не будет реализована на западном уровне. Главное и принципиальное отличие их метода определения стиля вождения от нашего заключается в сроке мониторинга. На Западе телематика «прописывается» в машине на год, то есть на весь срок страхования. У нас же только на месяц.

Чем чреват столь краткий срок слежения?

  • На месяц можно пересилить себя и превратиться в законопослушного водителя, который никогда не нарушает скоростного режима, не подрезает, не тормозит с визгом и не совершает других агрессивных действий. Получить свою 20-процентную скидку – и вновь вернуться к прежнему стилю вождения. Основные задачи страховщика – минимизация собственных рисков и предотвращение мошенничества – будут провалены.
  • Впрочем, потенциальных клиентов сервиса это точно не отпугнет. Чего нельзя сказать о другом факторе: мысль о том, что Большой Брат будет следить целый месяц, может отвратить не одну сотню потенциальных страхователей. Безусловно, это тяжелое наследие советской эпохи, когда лучшим другом человека был вездесущий управдом.
  • Третий спорный момент – это устойчивость оборудования к хакерским атакам. Среди водителей, которые хотят сократить расходы на каско, чисто теоретически могут найтись умельцы, способные внести коррективы в протоколы передачи данных . Да, это выглядит сложнее, чем соблюдение ПДД в течение месяца и аккуратный стиль вождения в этот период, но, как известно, русские не любят ходить простым путем.

Возможно, дополнение месячных сведений телематики справкой из ГИБДД о наличии/отсутствии штрафов за предыдущий год было бы уместным шагом со стороны страховщика для получения более реальной картины. Помимо своеобразного российского менталитета, барьером для развития системы в России может стать и вторая ее извечная беда – дороги . Нередко некачественное дорожное покрытие становится причиной мелких ДТП и просто изменения стиля вождения (резкие повороты руля, резкое же торможение).

И может так статься, что водитель, применив единственно правильное решение на дороге, потеряет надежду на дешевое КАСКО по вине дорожно-строительной службы.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и сезон, выбранный для замеров . Летняя трасса, сухая, нескользкая, как правило, со свежим ремонтом, располагает к высоким скоростям и крутым виражам. Зимой же даже самые большие лихачи предпочитают более аккуратный стиль вождения. Вот и получается, что летом исключительный аккуратист, который вывел из гаража свою «ласточку» после зимней спячки, может заплатить за КАСКО больше, чем средний агрессор зимой. Это может служить еще одним аргументом для более длительной эксплуатации телеметрического устройства.

Прогнозы экспертов

«Плати, как ездишь» только-только приходит на российский рынок. И, несмотря на скептический взгляд на отечественную реализацию западного сервиса, эксперты пророчат ему трендовое будущее. Предпосылок несколько.

  • Во-первых, большое количество автомобилей и прогнозируемый стабильный рост их числа. В 2013 году было зарегистрировано 38 миллионов машин.
  • Во-вторых, желание водителей, которые демонстрируют безопасное вождение, платить за страховку меньше, сильнее опасений целый месяц находиться на мушке у страховщика. По оценкам специалистов, к 2023 году количество лиц, воспользовавшихся телематическими устройствами, перевалит за отметку 4,5 миллиона
  • В-третьих, добротно сделанная программная часть позволит получать истинную статистику и действительно поспособствует уменьшению количества мошенников, в чем кровно заинтересованы все страховщики. Так что интерес к программе со стороны СК также прогнозируется на высоком уровне.

Самое главное препятствие для полноценного внедрения системы «Плати, как ездишь» заключается в стоимости телеметрического устройства. Так, его установка на год обходится европейским водителям в рублевом эквиваленте в 12 000. Далеко не каждый россиянин способен осилить такую сумму. Снижение затрат на содержание телеметрики или бесплатная выдача устройства при условии заключения договора страхования КАСКО привлечет большее количество автовладельцев. Установка же на месяц явно не решит всех вопросов со стоимостью полиса и мошенничеством.

По мнению Ильи Григорьева, руководителя управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование», способствовать популяризации системы Pay As You Drive будут не частные клиенты, а корпоративные. Их выгода может быть просто огромной. «Умное» КАСКО как система со значительным массивом информации о процессе вождения может быть полезно и для конечного пользователя, автовладельца и для страхового бизнеса в целом.

Не удивительно, что история развития телематики на российском рынке уже сегодня содержит разнообразные примеры применения телематических систем автостраховщиками.

В январе месяце купил КАСКО от Интач. Стоимость страховки среднерыночная. Оформление достаточно быстрое. И кроме прочего, мне было предложено подключиться к программе «Умное страхование», по которой, со слов менеджера я с легкостью верну себе 20% стоимости страховки. Для этого нужно только: a) скорость не превышать; b) резко не тормозить; с) резко не разгоняться. Ладно, подумал я: я и по городу езжу на круиз-контроле, в шахматы не играю, скорость стараюсь не превышать - это у меня из Европы такая манера езды, так что 20% у меня в кармане.

Однако, не тут-то было. Оказывается, даже если вы едете по городу на скорости 61 км, это уже превышение, и отрицательно сказывается на ваших баллах. С этим я смирился: всё равно езжу на круиз контроле. Выставил правильную скорость (ту, что по GPS) на 59 км/ч и едешь себе в правом ряду, раздражая прочих участников дорожного движения.

И тут обнаружилось, что программе не нравится срабатывание ABS. Дело было зимой, то снег, то гололед, и ABS срабатывал регулярно даже на малых скоростях. Что, впрочем, не помешало к концу первого испытательного месяца черепашьей ездой заработать балл 7.2.

Потом я уехал в командировку на несколько месяцев и машина стояла во дворе. Вернулся я уже в середине апреля, снова включил телеметрическое устройство и пошел второй испытательный период. И тут началось что-то совершенно несуразное. Вроде и манера езды не поменялось, и на дорогах сухо стало. Вот только в отчетах резкие маневры стали появляться всё чаще. Доходит до смешного:

1) Короткий переезд по пустому пр. Партизана Германа из детского садика до магазина, всего 500 метров. Программа находит резкий маневр. Где? Ну где там может быть резкий маневр?
2) Поездка в выходной день по пустому и прямому пр. Стачек, а затем по пр. Маршала Жукова, всего 14 км. Вот тут уже для «Умного страхования» настоящее раздолье: программа нашла целых четыре резких маневра.

Это только два вопиющих примера. А в целом за полтора месяца аккуратной езды со второй половины апреля по сегодняшний день программа насчитала в моём вождении столько ошибок и ляпов, что балл с 7.2 упал до 6.4.

Объяснение этому я вижу только одно: Интач не желает возвращать вам проценты за аккуратную езду, и программа ставит вам минусы в рандомном режиме.

Про выплаты же я ничего не скажу, потому как не обращался.

Номер договора 74544600

На вопросы журналиста отвечает президент группы компаний «Геолайф» Анатолий Курманов

В чем заключаются основные принципы умного страхования? Каким образом строится архитектура данной системы?

«Умное страхование» - российская версия относительно нового принципа европейских страховых компаний «Pay-as-you-drive» (плати, как ездишь).

Суть принципа в оригинале «плати, как ездишь» заключается в том, что автомобиль оснащается специальным электронным блоком, который устанавливается на борту транспортного средства и отслеживает действия водителя за рулем. В зависимости от стиля вождения автомобилист может рассчитывать на значительное или незначительное снижение стоимости полиса КАСКО. Основные функции данного оборудования - это, в первую очередь, оценка безопасности вождения при определенном стиле езды. Кроме того, специальное оборудование на борту автомобиля позволяет записывать сообщения о действиях и маневрах, а также систематизировать данную информацию для получения общей картины стиля поведения водителя на дороге.

В Европе принцип «Pay-as-you-drive» работает еще с начала 2000-х годов. Приблизительно в 2002 году он стал востребованным и в США. На Западе число договоров по системе «Pay-as-you-drive» растет в среднем на 25% в год. Европейский и американский опыт говорит о том, что распространение технологии «плати, как ездишь» благоприятно сказывается на манере вождения. Как только человек понимает, что его стиль езды контролируется, а потом еще и поощряется в денежном эквиваленте, он становится значительно дисциплинированнее. Для водителей подключение к умному страхованию - это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Пример успешных компаний в США - Progressive, предлагающая устройства Snapshot и Metromile . Полученная в ходе поездок за определенный период информация систематизируется и передается в страховую компанию для хранения и подсчета размера скидки или стоимости следующего полиса автострахования.

Как эта система работает в России? Если проанализировать предложения по «умному КАСКО» на российском рынке, мы видим, что размер скидки колеблется в среднем от 20 до 35%. И она соответствует размеру вознаграждения страховому брокеру или агенту, которое выплачивает страховая компания при заключении договора на КАСКО. Но умное КАСКО можно приобрести только в центральных офисах страховых компаний, агенты не работают с таким видом страхования. Как же так? Получается, что «умное страхование» в России сегодня - это маркетинговый ход.

Каковы на сегодняшний день основные проблемы, тормозящие активное развитие умного страхования?

Сегодня услуга «умное КАСКО» присутствует во многих страховых компаниях, например, «Ингосстрах», «Уралсиб», «Либерти Страхование», «Важно. Новое страхование», «Интач страхование», «АльфаСтрахование» и других. Условия предоставления скидки у всех компаний различны. Например, клиентам компании «Интач» для получения скидки на «умное КАСКО» достаточно месяца аккуратной езды. «В Уралсибе» период несколько дольше - три месяца, но и скидка уже 50%, а не 20%, как в «Интач». Можно ли за такой короткий промежуток времени дать объективную оценку манере вождения? Скорее, нет, чем да. К тому же, в некоторых страховых компаниях активно используется практика изъятия телематического блока после прохождения контрольного срока. Промежуток времени для обязательного использования контрольного оборудования устанавливается индивидуально.

Самый продолжительный период обязательного применения блока - в «АльфаСтраховании». Он составляет 6 месяцев. По истечении этого срока страховая компания принимает решение на основе данных с телематического блока. Действительно ли водитель управляет автомобилем аккуратно и получит ли скидку на КАСКО 35%. Он составляет шесть месяцев.

По словам технических специалистов группы компаний «Геолайф», объективные данные с телематического оборудования можно получить при его стационарной установке с последующей калибровкой и тестированием. Кроме того, для получения достоверной информации с борта контролируемого транспортного средства необходимо опломбирование навигационного и/или телематического блока. Все вышеперечисленные работы должны производиться специализированными и сертифицированными станциями обслуживания. Речь о стационарной установке, калибровке и опломбировании может идти, если оборудование принадлежит страховой компании и устанавливается автовладельцу бесплатно, как это делают в США и Европе. В случае самостоятельной установки телематического оборудования клиентом не дает гарантии достоверности предоставляемой информации. Помимо этого существует риск того, что информация, которая считывается с телематического блока, может быть доступна третьим лицам, соответственно график передвижения станет известен заинтересованным в этом лицам со всеми вытекающими последствиями.

Скидки автовладельцу предоставляются после истечения срока страхования, т.е. после проверки водителя. Некоторые страховщики все же автоматически делают скидку сразу после установки телематического устройства. В надежде на то, что водители под контролем будут управлять автомобилем аккуратно. Если водитель соблюдает требования к стилю вождения, прописанные в договоре КАСКО, скидки при пролонгации полиса сохраняются. Если нет - условия пересматриваются. Что касается долгосрочной перспективы в части системы лояльности - ситуация не очень понятна. Будут ссылки суммироваться, если водитель управляет автомобилем в соответствии с правилами и нормативами, прописанными в договоре «умного страхования» или нет? В США, например, «умное страхование» выгодно и водителю – чем дольше ездишь «правильно» - тем выше скидка на следующий год. Автомобиль становится старше, КАСКО становится дешевле. Страховая компания, в свою очередь, получает лояльного клиента, готового на долгосрочное сотрудничество.

Каким образом страховой рынок будет развиваться в ближайшие пять лет?

На протяжении всего 2016 года в России рынок «Умного страхования» проходит через стадию становления. Что касается перспектив развития, то оценки экспертов кардинальным образом различны.

Одни считают, что данная технология может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. По предварительным оценкам экспертов, рост количества страховых полисов на основе «Pay-as-you-drive» в России в 2023 году составит 4,7 млн.

Другая часть экспертов полагает, что «умное страхование» никогда не станет массовым явлением. На Skoda Oktavia 2011 года или другой бюджетный автомобиль ставить телематический блок вряд ли будут. А доля рынка автомобилей среднего и низшего ценового сегмента на данный момент значительна.

Какие выгоды получают автовладельцы и страховые компании от внедрения «умного страхования»?

Со страховыми компаниями все более или менее понятно - они, во-первых, получают прозрачного клиента, во-вторых - реальный инструмент борьбы с мошенниками, т.е. серьезно снижают уровень таких выплат по таким случаям. Кроме того, у страховщиков появляется дополнительный серьезный аргумент для диалога с представителями нашей судебной системы, которая отнесла вопросы страхования под общую юрисдикцию Закона о защите прав потребителей, что конечно является весьма спорным решением.

Что касается автовладельцев, то я бы здесь уточнил - добросовестных пользователей. Таким пользователям все возможные выгоды очевидны. Снижение страховых взносов, во-первых. Дополнительные услуги от охраны автомобиля, сервисных телематических услуг до снижения амортизации собственного ТС, во-вторых, третьих и т.д. А также гарантированное преимущество по уменьшению вреда здоровью, а зачастую и вообще - сохранению их драгоценной жизни. Как в случаях разбойных нападений, так и в случаях ДТП с тяжкими последствиями.

Недобросовестному пользователю первая выгода будет не просто недоступна, а я подозреваю - ситуация сложится прямо наоборот, т.е. размер страховых взносов может вырасти и серьезно. Как показывает зарубежная практика - разница может быть в разы, а не на проценты.

Компания «Ингосстрах» планирует инвестировать в технологии с целью привлечения клиентов новым уровнем сервиса и выявления страхователей, склонных к мошенничеству, рассказал корреспонденту «Известий» Асе Корбут МИХАИЛ ВОЛКОВ.

Каким вы видите страхование через пять лет? Какие глобальные перемены произойдут, если оценивать ситуацию глазами потребителя?

В не самых благоприятных экономических условиях место страховой компании на рынке будет во многом определяться использованием информационных технологий. Мы ожидаем, что в ближайшее время почти каждый пятый клиент перейдет в онлайн-страхование, электронный канал станет одним из самых востребованных. В проблемных регионах увеличится доступность оформления полисов.

У «умного» страхования колоссальный потенциал. Если сейчас мы говорим о двух десятках тысяч таких полисов, то к 2020 году эта цифра, по разным оценкам, составит от 2 до 5 млн штук, доля проникновения «умного» страхования станет существенной. Что это значит для потребителя? Выбор услуги по индивидуальным запросам, упрощение оформления полиса, удобство и экономия. Количество доступных онлайн-продуктов с каждым месяцем увеличивается. Со временем рынок страхования станет надежнее и стабильнее за счет того, что на нем останутся только честные, добросовестные, финансово устойчивые игроки, в полной мере выполняющие обязательства перед клиентами.

Недавно вы сообщили о том, что «Ингосстрах» собирается стать самой технологичной компанией на страховом рынке. Что конкретно это означает, как будете оценивать «технологичность»?

- «Ингосстрах» прекрасно понимает, что будущее как финансовых, так и страховых услуг за цифровыми технологиями. Их внедрение - устойчивый тренд страхового рынка. У нас запущено несколько серьезных проектов, связанных с цифровыми технологиями, задачи интегрированы в операционную стратегию «Ингосстраха».

Мы также постоянно работаем над развитием своего веб-сайта. Теперь это не просто информационный ресурс, это - многофункциональный сервис. В дальнейшем мы планируем перевести в электронный вид все процессы, которые сейчас происходят в офисе, чтобы клиент имел возможность решать вопросы полностью в автоматизированном режиме. Когда эти нововведения будут реализованы, «Ингосстрах» рассчитывает занять лидерскую позицию в онлайн-среде.

Отдельная тема - это мобильные приложения. Мы наблюдаем рост мобильного трафика на сайте на 10-15% в год и планируем в ближайшее время перестроить свое присутствие на рынке мобильных приложений. Уже сейчас у нас несколько приложений на iOS, Android и на платформе Windows. Главное - IngoMobile: в нем доступны все возможности сайта. Специализированное приложение IngoView предназначено для агентов, но мы хотим открыть некоторые его функции для всех. Приложение IngoTravel разработано для путешественников. В нем можно не только купить страховку, но и построить маршрут в незнакомой стране, посмотреть курсы валют, погоду.

Какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?

Курс 2017 года - персонализация процессов обслуживания (продаж, урегулирования, консультаций) в мобильных приложениях. Это позволит развивать предложения не по пути «добора» функционала с сайта и упростит жизнь клиентов. Планируем сделать наше присутствие в мобайле фактически уникальным.

Мы также внедряем новые и совершенствуем существующие технологии «умного страхования». Для примера возьмем каско с телематикой. Российские страховщики в этом продукте реализуют два принципа мониторинга вождения страхователя: Pay As You Drive (плати за столько, сколько проезжаешь) и Pay How You Drive (плати как ездишь).

«Ингосстрах» пошел дальше и использует новую страховую модель - Manage How You Drive (управляй стилем вождения). Помимо перечисленных видов скоринга она предоставляет водителю обратную связь для самостоятельного отслеживания параметров вождения и корректирования стиля управления автомобилем.

Телематический модуль, установленный на авто, работает в связке с мобильным приложением. Многие игроки страхового рынка пользуются сторонними программами, в то время как мы разработали собственное приложение IngoDrive. Через него водитель накапливает баллы, которые позволяют ему получить скидку на каско в следующий период страхования. Благодаря использованию мониторингового устройства «Ингосстрах» предлагает целый пакет бесплатных сервисов по диагностике и информированию клиента о неисправностях агрегатов автомобиля и навигации.

На рынке телематика давно и активно применяется в автостраховании. Удалось ли существенно снизить убыточность?

Страховая телематика - перспективный инновационный продукт для российского рынка. Пока доля договоров по каско с телематикой невелика, но мы видим, что интерес к этому виду страхования растет как со стороны Ь2Ь-клиентов, которые стремятся экономить в условиях кризиса, так и со стороны физических лиц, которые уже привыкли считать каско услугой премиум-сегмента. Это взаимовыгодный продукт, благодаря которому страховщик может более точно оценить риски наступления страхового случая, а аккуратный водитель - сэкономить до 40% стоимости полиса по риску «Ущерб». Средняя сумма выплат по убыткам в рамках программ с телематикой, по нашим ожиданиям, будет ниже обычной на 30-40%.

Как «Ингосстрах» подходит к работе с Big Data?

- «Ингосстрах» длительное время осуществлял работу по противодействию мошенничеству с помощью большого количества бизнес-правил, черных списков и других подобных инструментов, которые ужесточались с каждым новым выявленным случаем мошенничества или его потенциальных вариантов. Со временем мы пришли к выводу, что развитие собственных технологий наиболее эффективно с применением технологий Big Data в IT-инфраструктуре компании, а не только в бизнес-логике.

Сейчас через единый централизованный процесс проходит проверка договоров на предмет возможного мошенничества, а мы анализируем не только внутреннюю информацию по клиенту или объекту страхования, но и сведения из всех доступных внешних источников (интернет, кредитные бюро, внешние базы данных). Таким образом выявляем страхователей, склонных к мошенничеству и применяем к ним более тщательный подход при заключении договора и урегулировании убытков. Подобные технологии могут найти активное применение и в части оптимизации процессов, в выстраивании маркетинговых кампаний и повышении эффективности продаж.

Умное страхование - не совсем корректный термин. Это не антоним классическому страхованию, которое как бы автоматически становится «неумным». Нет, это просто более взвешенный подход к оценке рискованности клиента, основанный на новых технологиях. Вероятно, словосочетание «умное страхование» со временем уступит место определению «страховая телематика». Но это непринципиально, дифиниционная чистота не влияет на суть: «умное страхование» действительно представляет собой новый инструмент в оценке страховых рисков. Модный, многообещающий, обоюдовыгодный. И если на Западе (в Европе и США) принцип pay-as-you-drive используется уже почти десять лет, в России оценка рисков посредством телематики только начинает внедряться.

В начале декабря в Москве прошла третья конференция, посвящённая умному страхованию. На её материалах удобно будет посмотреть, к чему пришла отрасль по итогам первого года реальной работы в этом направлении.

Главный вывод, предваряющий частные замечания, таков: внедрение в автомобиль средств страховой телематики как афтемаркета эффективно, но неидеально. Будет гораздо лучше и проще, если функцию отдельно подключённого прибора возьмёт на себя бортовой терминал , обязательный для новых (проходящих сертификацию после 1 января 2015 года) автомобилей. Тем более, что всё «железо» в терминале для этого есть, нужно только доработать софт и внести соответствующие поправки в техрегламент. При такой синергии услуга станет дешевле как минимум на стоимость отдельного устройства. Попутно решится проблема массового внедрения. Однако серьёзных инициатив в данном направлении законодатели пока не проявляют и внесение необходимых поправок в ближайшее время маловероятно, государству бы справиться с внедрением самой Эры-ГЛОНАСС. Вот как раз Эре-ГЛОНАСС и был посвящён доклад Евгения Белянко, вице-президента некоммерческого партнёрства «Глонасс».


Евгений Александрович рассказал, что несмотря на вплотную приблизившийся срок начала работы системы, не всё ещё в порядке с её нормативно-правовым обеспечением, в работе пока находятся более 30 постановлений и приказов. Испытания системы показали её эффективность: из 5097 тестовых вызовов 95% обработано вовремя, время доставки информации о ДТП в среднем составило 10 секунд. Хуже всего, как ни странно «отработали» на Кавказе и в ЦФО.


НП Глонасс предлагает создать специальный фонд с потенциальным объёмом 5 млрд руб., из которого будут финансироваться новые проекты. К 2020 году возможно привлечь до 60 крупных компаний, половина из которых выйдет на зарубежные рынки. Кроме того, перспективным выглядит идея создания технопарков ГЛОНАСС в том числе и в Крыму.


Таким образом Россия станет лидером по внедрению Эры не только в рамках Таможенного Союза, но и всей Европы, ведь система e-Call начнёт работу только с 2017 года (в лучшем случае).

Для страховщиков Эра-ГЛОНАСС может упростить оформление ДТП по европротоколу, так как записывает характер ускорений, время и координаты происшествия.


Что касается собственно страховых услуг, то терминалы Эры способны анализировать использование автомобиля по всем основным параметрам, применяющимся в умном страховании.


Государством позиция НП Глонасс поддержана и уже внесены изменения в закон об ОСАГО и Правила предоставления информации о ДТП. Со следующего года информация об обстоятельствах ДТП будет передаваться в автоматизированную систему обязательного страхования.

Выводы, которые сделал Белянко, таковы: страховая телематика на базе терминалов Эра-ГЛОНАСС, снижает вероятность злоупотреблений, так как ведётся централизованное протоколирование событий. Кроме того, Эра-ГЛОНАСС - источник юридически значимой информации, что упрощает доказательство и снижает документооборот.

Андрей Маклецов из российского союза автостраховщиков…


…поведал о нюансах внедрения в России европротокола. У РСА есть ряд технических требований к устройствам фиксации. Вот они:


А вот критерии автоматической фиксации ДТП:


Много споров возникает по поводу порогового критерия ДТП, в частности, практической сложности дифференцировать мелкие «касательные» повреждения или ДТП с автомобилем с заглушенным двигателем. Но последние фиксируются на автомобиле-виновнике.

РСА провёл самостоятельные испытания терминалов, стендовые и натурные.


В целом, мнение Маклецова оптимистично: на рынке существуют устройства, полностью удовлетворяющие страховщиков. Осталось внедрить терминалы с расширенным функционалом и выработать чётки, универсальные критерии ДТП.

Александр Куканов из T-One Group…


…отметил, что раньше страховая телематика не приносила клиенту видимых выгод, а только помогала страховщику бороться с мошенничеством и угонами. Сейчас ситуация изменилась, система уже работает с выгодой для клиента. Теперь надо сделать умное страхование обоюдовыгодным. И вариант для СК избежать дополнительных затрат - всё та же интеграция сервисов в Эру-ГЛОНАСС.

Должно быть переформулировано само понятие выгоды. Если клиент ставит в машину устройство и получает преимущества не когда-то, а прямо сейчас, тогда будет понятнее, в чём выгода, мотивации будет больше. Бизнес-модель должна быть клиентоориентированной, а не законодательно обусловленной.

Ближайшее будущее страховой телематики видится Куканову в расширении скорринговой модели страхования на базе данных, полученных от потребителя. Вплоть до браслетов-пульсомеров. Клиент должен быть заинтересован в передаче о себе большого количества информации, на основе которой страховщик сделает предельно точный вывод о степени его надёжности.

Большим объёмом данных о клиенте располагают операторы сотовой связи (маршруты, интенсивность передвижения), их тоже можно задействовать. Всё это должно привести к постоянному и - что самое важное - позитивному контакту клиента с СК. Например, страховщик для уменьшения риска в определённых ситуациях может посоветовать вообще отказаться от поездки в обмен на скидку на такси - и это будет выгодно, допустим, в неожиданных гололёд, когда вероятность ДТП очень высока. Причём именно на маршрутах, регулярно задействованных страхователем. Для развития услуг на базе больших объёмов данных требуется вот что:


Сергей Масленков из Smart Insurance Consulting говорил о рисках развития страховой телематики.


По его прогнозу, в 2020 году в России будет оформлено 8,8 млн полисов Каско, из которых 4,7 млн - с применением страховой телематики. Продажи автомобилей оцениваются в 2020 году в 4,4 млн шт. Такой объём связан с риском не подстроиться вовремя под прогресс, упустить многие возможности.

И тут опять в дело вступает большой объём данных о клиенте. Некоторые СК уже имеют аналитические отделы и изучают поведение клиентов. Данные генерирует не только телематика, но и корпоративные парки. Начинает появляться модель «скоринговых балов». Которые позволяют предложить новые услуги по страхованию. Вопрос в том, насколько качественно происходит дифференциация.

Было бы перспективно предложить «ретротест»: что было с клиентом раньше? Что делать, если у него «плохие» баллы, но клиент неубыточен? Или наоборот?

К сожалению, все успешные проекты в этой области закрыты.

Масленков предложил свою систему оценки, условно названную В-А-Д-С:


Павел Козлов из Here (наследница Nokia Maps) предложил посмотреть н аумное страхование с точки зрения картографа.


Сейчас в мире наблюдается бум геолокационных услуг. Вообще страховая телематика вышла из ГИС. Сейчас это универсальный инструмент для страховщиков.


В будущем будут доступны уникальные сервисы, допустим, предложение от СК на мониторе автомобиля о страховании конкретной поездки. Более богатым станет и арсенал методов расчёта потенциальной аварийности - не только ускорения и торможения, скорость и частота использования автомобиля, но и привязка к текущей позиции на карте и уровню «пробочности».


Всё это, конечно, требует множества картографических атрибутов.


Павел делает прогноз: водить автомобиль станет всё дороже и это занятие со временем перейдёт к роботам. А там уже будут работать совершенно другие страховые модели. Пока же перспективная бизнес-модель выглядит так:


Кирилл Варламов из Альфастрахования…


…тоже порассуждал о перспективах. Уже на основе своего страхового опыта.

В последнее время происходит взрывной рост тарифов Каско. Это связано не только с ослаблением рубля, но и с ростом мошенничества, угонов и увеличением дорожного трафика, провоцирующего ДТП. Соответственно, растут и выплаты. Тем более, что в последнее время всё больше клиентов обращается в суд и отсуживает весьма значительные суммы. В этой ситуации СК вынуждены искать альтернативы традиционным методам работы. Это обучение аккуратному вождению, разделение рисков с клиентом, ограничение покрытия и фокус на безубыточных клиентах.

В 2010 году была сформирована идея уменьшения оплаты полиса для тех, кто мало ездит. Это первый шаг к умному страхованию. Продукт «Умное КАСКО» принёс с тех пор 1 млрд руб.

Существует две стандартные модели - скидка сразу и скидка потом (возврат части стоимости страховки).


В Альфе проанализировали все составляющие и решили, что первый вариант перспективнее.

Сейчас клиенту даётся оборудование на три месяца бесплатно, с ним он получает до 65% скидки на полис. Другой вариант: приобретение полиса на полгода со скидкой при условии установки оборудования. Потом анализ телематических показателей и вторые полгода почти бесплатно.


Есть мобильное приложение для оценки вождения, можно корректировать свой стиль. Оно даёт клиенту мотивацию к более аккуратному поведению на дороге.


Оценивая перспективы умного страхования в России, Варламов отметил главные негативные факторы - низкую осведомлённость клиентов о таком методе страхования и предубеждённость в отношении установки в автомобиль системы постоянного слежения. Сценариев развития может быть три, от неприятия рынком до массового внедрения. Но самый реалистичны - умное страхование долго останется нишевым продуктом.

Гораздо более оптимистичен Денис Гаврилов, гендиректор СК «Независимость» (торговая марка «Важно. Новое страхование»).


Он считает, что перспективы у умного страхования будут великолепными, если в основу поставить удовлетворённость клиента. Процесс урегулирования важнее продажи полиса! А он-лайн урегулирование с выдачей направления на ремонт в автоматическом режиме сильно облегчает взаимоотношения с СК.


«Важно» предлагает клиенту купить полис Каско вдвое дешевле, но с ограничением по пробегу и максимальной скорости.

Программа «Важно» запущена в третьем квартале 2014 года, но уже есть обнадёживающие результаты. Клиенты в совокупности наездили 1 млн км, всего несколько человек не захотело ограничивать себя скоростью в 110 км/ч (4,1% клиентов). Простой в пробках от общего времени составил 23,2%, а пробег в часы пик - 30,2%. Это подтверждает правильность выбранных ограничений.

«Важно» использует два типа терминалов - подключаемые к OBD-разъёму и непосредственно к АКБ. Преимущества и недостатки их таковы:


Можно добавить «от редакции»: подключение к АКБ несёт в себе риск «высаживания» последней при долгом простое. А устройство OBD не совсем легитимно, автопроизводителе не дают прямых запретов, но могут возникнуть вопросы у инженера по гарантии.

Варламов резюмирует: клиенты часто недовольны своим скорингом и пытаются его оспорить. Нужно быть к этому готовым. Нужна железная аргументация и развитие законодательства и судебной практики. Многое зависит от того, будет ли применятся телематика в качестве доказательства в суде.

Пётр Халипов из Уралсиба показал пример работы программно-аппаратного комплекса Raxel telematic. Это OBD-устройство, обработка данных и вывод, предоставляемый заказчику. По сути это услуга для СК по определению параметров клиента. Сейчас ей пользуются уже 4 страховых компании.

Статистика Raxel telematic такова:


Распределяя клиентов по уровню риска, СК может управлять маржинальностью бизнеса. А самоселекция клиентов даёт ощутимый эффект:

В среднем, клиент просматривает приложение, оценивающее его вождение, раз в два дня. Там он находит не только статистику, но и советы по уменьшению рисковости. Мобильное приложение - это один из каналов взаимодействия с клиентом плюс возможность заявить убыток он-лайн. Для этого аппаратура имеет всё необходимое.


Из зала докладчика спросили: а как быть с риском коррекции данных сотрудниками СК в свою пользу? Ведь технически такая возможность есть!

Да, есть, - согласился Халилов. Но СК важнее удержать клиента, чем навесить на него дополнительные прегрешения. А клиент, в свою очередь, может мониторить оценки чаще и обнаруживать искусственную коррекцию.

Интересный проект представила фирма Локарус из Челябинска в лице директора Андрея Щурова.


Это технология передачи данных DDF (Dynamic Data Flow — динамический поток данных). По сути это выбрасывание из передаваемой на сервер информации всех лишних байтов - точки трека, поля записи, период передачи данных… Передаётся только то, что несёт нужную для мониторинга информацию. Такая селекция позволяет значительно уменьшить объём передаваемых данных, что критично для мест с плохим покрытием сотовой связи. И расходы на передачу укладываются в минимально тарифицируемый объём.

На конференции выступали и другие докладчики - производители оборудования, страховщики. Все они говорили более-менее об одном: страховая телематика - продукт перспективный, с высоким потенциалом монетизации сервисов Эры-ГЛОНАСС. Развитие умного страхования непременно принесёт проблемы - защиту собираемых о клиентах данных, пропаганду новых сервисов, необходимость менять поведенческие модели во взаимоотношениях СК и клиентов.

Но прогресс не остановить: страховая телематика в 2014 году заявила о себе громко и безальтернативно.