Статьей 40 градостроительного кодекса российской федерации.



1. Правообладатели земельныхучастков, размеры которых меньшеустановленныхградостроительным регламентом минимальных размеровземельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические илииныехарактеристики которых неблагоприятны для застройки, вправеобратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметровразрешенного строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенногостроительства, реконструкции объектов капитальногостроительстваразрешается для отдельного земельного участка при соблюдениитребованийтехнических регламентов.

3. Заинтересованное в полученииразрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектовкапитального строительства лицо направляет в комиссиюзаявлениео предоставлении такого разрешения.

4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектов капитального строительства подлежит обсуждению напубличных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставоммуниципальногообразования и (или) нормативными правовыми актамипредставительного органа муниципального образования с учетомположений, предусмотренных статьей 39 настоящегоКодекса. Расходы,связанные с организацией и проведением публичных слушаний повопросуо предоставлении разрешения на отклонение от предельныхпараметров разрешенного строительства, реконструкции объектовкапитальногостроительства, несет физическое илиюридическое лицо,заинтересованноев предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатахпубличных слушаний повопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельныхпараметров разрешенного строительства, реконструкции объектовкапитального строительства комиссия осуществляет подготовкурекомендацийо предоставлении такого разрешения или об отказе впредоставлении такого разрешения с указанием причин принятогорешения и направляет указанные рекомендации главе местнойадминистрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дняпоступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендацийпринимаетрешение о предоставлении разрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектовкапитального строительства или об отказе в предоставлениитакогоразрешения с указанием причин принятого решения.

7. Физическое или юридическое лицо вправеоспорить в судебномпорядке решение о предоставлении разрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектов капитального строительства или об отказе впредоставлениитакогоразрешения.

Глава 5. Планировка территории

  • Энциклопедия судебной практики. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (Ст. 40 ГрК)
  • 1. Нормы ст. 40 ГрК РФ обязывают правоприменителя находить разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды
  • 2. Выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должна предшествовать самому строительству
  • 3. Комиссия, уполномоченная принимать решения в порядке ст. 40 ГрК РФ, - это комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации
  • 4. Проведение публичных слушаний в порядке ст. 40 ГрК РФ является обязательным, а их результат подлежит учету главой местной администрации
  • 5. Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер
  • 6. Принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречит ст. 40 ГрК РФ
  • 7. В решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства необязательно указывать причины вынесения такого решения
  • 8. Отсутствие в градостроительном регламенте минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков не препятствует обращению лица с заявлением в порядке ст. 40 ГрК РФ
  • 9. Для подачи заявления в порядке ст. 40 ГрК РФ необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащем реконструкции
  • 10. Закон не запрещает отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение
  • 11. Несоответствие площади земельного участка правилам землепользования и застройки само по себе не обязывает администрацию города выдавать разрешение на отклонение этого земельного участка от минимальных размеров
  • 12. Суд не вправе принимать на себя функции по выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства
  • 13. Заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации комиссии должны быть подготовлены с учетом мнения участников публичных слушаний
  • 14. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления
  • 15. Возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента
  • 16. ГрК РФ не содержит норм, ограничивающих уполномоченные государственные органы в изменении параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и связывает его возможность с соблюдением требований по порядку принятия соответствующего решения

Энциклопедия судебной практики
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Ст. 40 ГрК)


ст. ст. 39 , ГрК РФ] обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае - с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов - разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой. Иное расходилось бы с конституционными принципами гуманизма, верховенства права и ответственности за сохранение исторического и культурного наследия перед будущими поколениями.


По своему смыслу в системе действующего правового регулирования [нормы ст. ст. 39 , ГрК РФ] обязывают правоприменителей, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае - с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов - разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой.


2. Выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должна предшествовать самому строительству


Выдача разрешения на строительство, осуществляемая на основании положительного заключения государственной экспертизы, должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. Застройщик вправе приступить к осуществлению строительных работ только при условии получения разрешения на строительство.


3. Комиссия, уполномоченная принимать решения в порядке ст. 40 ГрК РФ, - это комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации


Исходя из системного толкования норм действующего градостроительного законодательства, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, следует, что под комиссией, уполномоченной принимать решения в порядке ст. 39 , Градостроительного кодекса РФ, является комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации.


4. Проведение публичных слушаний в порядке ст. 40 ГрК РФ является обязательным, а их результат подлежит учету главой местной администрации


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


5. Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер


Итоговое решение принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения). Поэтому возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит указанной норме Градостроительного кодекса.

Возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит вышеприведенным нормативным положениям.

Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и не относится к правовым актам, обязательным для исполнения, а несоответствие процента застройки земельных участков максимальному проценту, установленному правилами, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса о предоставлении ему разрешения на отклонение в отношении этих земельных участков, но не влечет обязанность администрации выдать такое разрешение.


Заключения о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления


Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органа местного самоуправления и не относятся к правовым актам, обязательным для исполнения. При этом, как указано выше о проведении публичных слушаний население муниципального образования извещалось заблаговременно.


6. Принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречит ст. 40 ГрК РФ


Является правильным вывод суда первой инстанции о том, что принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречило бы взаимосвязанным положениям статьи 40 ГрК РФ с учетом их смысла, выявленного Конституционным Судом РФ, а вывод апелляционного суда об обратном не соответствует нормам материального права, применимым к данному правоотношению.


7. В решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства необязательно указывать причины вынесения такого решения


Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие в градостроительном регламенте города минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков не препятствует обращению предпринимателя с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.


9. Для подачи заявления в порядке ст. 40 ГрК РФ необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащем реконструкции


Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно указал, что с учетом правовых норм, которыми закреплено, что при обращении за разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции и проведении самой реконструкции, в результате которой происходит уменьшение общего имущества, возможно только с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, и установленных обстоятельств, администрация города обоснованно отказала собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе заявителю, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.


10. Закон не запрещает отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение


Как правильно указал суд, ни Кодексом , ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение.


11. Несоответствие площади земельного участка правилам землепользования и застройки само по себе не обязывает администрацию города выдавать разрешение на отклонение этого земельного участка от минимальных размеров


Несоответствие площади земельного участка минимальной площади, установленной градостроительными регламентами для зоны Ж-1 в составе Правил землепользования и застройки города, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешение, учитывая лишь факт несоответствия площади земельного участка правилам.


12. Суд не вправе принимать на себя функции по выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства


Арбитражный суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров.


Подобное регулирование - при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.


Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24 , , , 39, 40 и ). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том, что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.


Градостроительный кодекс предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24 , , , 39, 40 и ). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.


14. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления


Установленная Правилами землепользования и застройки возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, с учетом положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента. Соответствующие отклонения допускаются лишь в установленном законом порядке при получении необходимого разрешения, которое, в свою очередь, должно содержать мотивированные причины несоблюдения установленных параметров строительства.

Иное означает умышленное нарушение предпринимателем установленных градостроительным законодательством норм и правил, в том числе локального характера.


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

4. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Комментарий к Ст. 40 ГрК РФ

1 — 6. В случае если параметры или размеры земельного участка, а также объекта капитального строительства не соответствуют требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны или подзоны, однако при этом вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства соответствует основному или вспомогательному виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом, то заинтересованное лицо может подать заявление в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки о выдаче разрешения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В противном случае заинтересованному лицу необходимо будет также получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

7. Любое физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, если, по его мнению, данным решением нарушаются его права и законные интересы. Порядок такого обжалования установлен АПК РФ и ГПК РФ.

Второй комментарий к Статье 40 Градостроительного кодекса

1. Комментируемая статья устанавливает правовую процедуру по согласованию отклонений от предельных параметров разрешенного строительства с соответствующими органами местного самоуправления. Участниками данных правоотношений являются правообладатели земельных участков, комиссии, создаваемые для разработки проекта правил землепользования и застройки (см. комментарий к ст. 31), главы местных администраций, граждане, имеющие право участвовать в публичных слушаниях, а также при необходимости и иные лица.

Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, основанием для возникновения данных правоотношений является один из следующих фактов:

— размеры земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков;

— конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки;

— характеристики объектов капитального строительства выходят за пределы установленных соответствующими регламентами параметров.
———————————
Некоторые авторы предлагают включать в комментируемую статью и положения, касающиеся объектов подземного строительства, поскольку они также могут быть выполнены с выходом за пределы, установленные градостроительной документацией (см.: Жернаков Д.В. О правовом режиме подземных сооружений // Российский юридический журнал. 2014. N 4). На наш взгляд, эта позиция уместна и обоснованна.

Как разъясняют судебные органы, установленная правилами землепользования и застройки возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства с учетом положений ст. 40 ГрК РФ не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента. Соответствующие отклонения допускаются лишь в установленном законом (ГрК РФ) порядке при получении необходимого разрешения, которое, в свою очередь, должно содержать мотивированные причины несоблюдения установленных параметров строительства. Иное означает умышленное нарушение предпринимателем установленных градостроительным законодательством норм и правил, в том числе локального характера (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2015 г. по делу N А32-12862/2015).

Законодатель предусматривает также ограничения на возможность осуществления той или иной деятельности (строительства, реконструкции) с отклонениями от параметров. Эта деятельность невозможна в том случае, когда:

— не соблюдаются требования технических регламентов;

речь идет об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения (ч. 2).

2. В целом процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров строительства (реконструкции) аналогична процедуре получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка:

— с инициативой выступает заинтересованное лицо;

— вопрос выносится на публичные слушания (расходы по их проведению ложатся на заявителя);

— на основе заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации;

— глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

В отличие от ст. 39 ГрК РФ, в данном случае главе местной администрации дан более длительный срок для принятия одного из названных выше решений — семь дней со дня поступления рекомендаций от комиссии.

Нарушение установленного порядка может служить основанием для признания решения главы местной администрации недействительным. При этом, как указывают судебные органы, заинтересованное лицо вправе оспорить не результаты публичных слушаний, а принятый на их основании акт органа власти, но в рамках дела об оспаривании такого акта органа власти должны быть проверены и доводы о недействительности публичных слушаний (см. Постановление ФАС Центрального округа от 13 апреля 2012 г. по делу N А08-3923/2011, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2010 г. по делу N А01-631/2010, Определение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 февраля 2011 г. по делу N 2-1083/2011, Определение Московского областного суда от 2 августа 2011 г. по делу N 33-7525, Определение Верховного суда Республики Коми от 3 ноября 2011 г. по делу N 33-5455/2011 и др.). В порядке исключения самостоятельные требования о признании результатов публичных слушаний недействительными могут быть заявлены до момента издания по их результатам акта органа власти. При этом способом восстановления нарушенного права будет являться обязание провести повторные публичные слушания.

Предметом обжалования в судебном порядке может быть как действие главы местной администрации, так и его бездействие, т.е. отказ в выдаче разрешения либо невыдача разрешения. Соответственно, в последнем случае заявитель может просить суд признать незаконным бездействие уполномоченного органа, выразившееся в непринятии решения по заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства здания, и обязать орган либо предоставить соответствующее разрешение, либо отказать в нем. Как разъясняют судебные органы, исходя из положений ст. 40 ГрК РФ, суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров (см. Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 мая 2015 г. по делу N 33-559/2015).

Статья 30. Правила землепользования и застройки

  • 1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
  • 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
  • 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
  • 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
  • 2. Правила землепользования и застройки включают в себя:
  • 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
  • 2) карту градостроительного зонирования;
  • 3) градостроительные регламенты.
  • 3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
  • 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
  • 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
  • 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
  • 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
  • 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
  • 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
  • 4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
  • 5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
  • 6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
  • 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки

  • 1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
  • 2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
  • 3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
  • 4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
  • 5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
  • 6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
  • 7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ).
  • 8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
  • 1) состав и порядок деятельности комиссии;
  • 2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
  • 3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
  • 4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
  • 5) иные вопросы организации работ.
  • 8.1. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

(Часть дополнительно включена с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ) .

  • 9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
  • 10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
  • 11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
  • 12. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
  • 13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
  • 14. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).
  • 15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
  • 16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
  • 17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки

  • 1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

(Часть в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ).

  • 2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
  • 3. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ).
  • 4. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
  • 5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки

  • 1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
  • 2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
  • 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
  • 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
  • 3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
  • 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
  • 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
  • 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
  • 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
  • 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
  • 4. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
  • 5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Статья 34. Порядок установления территориальных зон

  • 1. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
  • 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
  • 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт дополнен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ);
  • 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
  • 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  • 5) планируемых изменений границ земель различных категорий (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ);
  • 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
  • 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

(Пункт дополнительно включен с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ) .

  • 2. Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
  • 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
  • 2) красным линиям;
  • 3) границам земельных участков;
  • 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
  • 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 6) естественным границам природных объектов;
  • 7) иным границам.
  • 3. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Статья 35. Виды и состав территориальных зон

  • 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
  • 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
  • 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
  • 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
  • 5) зоны жилой застройки иных видов.
  • 3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
  • 4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
  • 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
  • 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
  • 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
  • 4) общественно-деловые зоны иных видов.
  • 5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ).

  • 6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
  • 7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
  • 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
  • 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
  • 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
  • 8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
  • 9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
  • 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
  • 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
  • 10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).
  • 11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть дополнена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ).
  • 12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
  • 13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
  • 14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
  • 15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статья 36. Градостроительный регламент

  • 1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
  • 2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
  • 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
  • 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
  • 4) видов территориальных зон;
  • 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
  • 3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
  • 4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
  • 1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ).

  • 2) в границах территорий общего пользования;
  • 3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ);
  • 4) предоставленные для добычи полезных ископаемых (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ).
  • 5. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ; дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июня 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ).
  • 7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (часть дополнена с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ).
  • 8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • 9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
  • 10. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных

участков и объектов капитального строительства

  • 1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
  • 1) основные виды разрешенного использования;
  • 2) условно разрешенные виды использования;
  • 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
  • 2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
  • 3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
  • 4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
  • 5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
  • 6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
  • 7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры

земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства,

  • 1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
  • 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
  • 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
  • 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
  • 5) иные показатели.
  • 2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
  • 3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид

использования земельного участка или объекта капитального строительства

  • 1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
  • 2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
  • 3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
  • 4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
  • 5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
  • 6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ).
  • 7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
  • 8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
  • 9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ).
  • 10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
  • 11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.
  • 12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,

реконструкции объектов капитального строительства

  • 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
  • 2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
  • 3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
  • 4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
  • 5. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
  • 6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
  • 7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.