Проблемы статьи 120 нк рф. Арбитражный суд магаданской области

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. 4. Исключен.

Консультации юриста по ст. 120 НК РФ

Задать вопрос:


    Леонид Радьков

    Здравствуйте! Будет ли подпадать под эту списание остаточной стоимости ОС, если ОС получены при реорганизации в форме выделения. ИФНС отрицает такую возможность. Но нвоая организация получила часть обязательств включая и расходы по переданным ОС. Т.е. можно утверждать,что ОС фактически оплачены?

    Владислав Разгильдяев

    Здравствуйте. Я ИП на упрощенке доход минус расход. Продавал товар в течении полугода по безналу гос учреждениям (муз инструменты). На часть товара нет первичных документов. Какие штрафы грозят?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Яков Марфушин

    например ООО говорит, что документы были, но они исчезли намекая как бы на 120 статью нк..но как тогда налоговая может+. сделать 126 статью нк? надо доказать факт того что данные документы должны быть у ООО.... как это делают? собственно этот вопрос меня и беспокоит

    • Ответ юриста:

      Если вам вменяют то, что документов нет вообще (ст 120) вам должны пересчитать налоги исходя из того, что вы учли операции, которые не должны были учитывать. Следуя этой логике - нет операции - нет документов, и по 126 вас штрафовать не за что. Скорее всего в акте напишут и 120 и 126. Обжалуете в вышестоящей, возможно отменят. Если нет - то в суд.

    Григорий Лешаков

    Налоговая оштрафовала ИП на вмененке за неоприходование налички в кассу по Положению ЦБ 373-П от 12.10.11. Правомерно ли

    Алина Кузнецова

    Какой штраф может выписать налоговая ИП (без наемных работников) в 2013году за неправильно оформленный товарный чек?ЕНВД

    • Ответ юриста:

      ИП должен уплатить административный штраф (осуществлялась продажа товаров без применения ККТ) , предусмотренным ст. 14.5 КоАП, вплоть до 4000 рублей. Так же наказывается и неприменение или неправильное применение бланков строгой отчётности. С 2012 г. в дополнение к административному штрафу, будут следовать налоговые санкции со стороны налоговиков, поскольку, по их мнению, в таком случае нарушаются правила учета доходов и объектов налогообложения. Налоговый штраф по статье 120 НК РФ первоначально будет 10 000 руб. Если же эти нарушения имели место в течение более одного налогового периода, то размер штрафа может быть повышен до 30000 рублей (то есть нарушение кассовой дисциплины будет приравнено к отсутствию первичных документов) . В том случае, когда данные нарушения повлекли за собой занижение налоговой базы, то штраф может составить 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40000 рублей. Важно помнить, что уплата штрафа не освобождает от уплаты самого налога и пеней за просрочку платежа.

    Георгий Шатилин

    Размер штрафа от налоговой за не сохранение z отчетов.

    • Ответ юриста:

      Согласно ст. 120. Налогового кодекса РФ, Глава 16, "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения " 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. --- Z отчеты признаются первичным документом. --- В соответствии с п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение по применению ККМ) , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента (Z-отчет) . Z-отчеты, снятые с ККТ, являются основанием для совершения в Журнале кассира-операциониста соответствующих учетных записей. Согласно Положению по применению ККМ контрольные ленты (Z-отчеты) должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет. Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации. Таким образом, отсутствие у организации отдельных Z-отчетов является правонарушением, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в следующих размерах: - на должностных лиц - от 300 до 500 руб. ; - на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. Впрочем, возможные неприятности налогоплательщиков этим не исчерпываются, так как налоговые органы убеждены, что за отсутствие Z-отчетов ответственность наступает не по ст. 19.7 КоАП РФ , а по ст. ст. 15.6 и 19.4 КоАП РФ (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.2006 N 22-12/1144). Примечание: - ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и влечет наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб. ; - ст. 19.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) , либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 2000 руб.

    Ирина Голубева

    какая сумма при продаже автомобиля облагается налогом и в каком размере? я первый хозяин,продаю за 120 тысяч

    • статья 220 Налогового Кодекса. Имущественные налоговые вычеты . в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей...

    Карина Денисова

    Обязательно ли заверять нулевую КУДиР? И что будет, если три года она не сдавалась. Можно ли заверить сразу все три?

    • Ответ юриста:

      В2010,2011г было необязательно заверять КУдиР в налоговой В 2012г сделали обязательно. С 2013г снова отменили заверение. Никаких штрафных санкций за отсутствие заверения не существует в НК РФ. Ну не заверили во время, так и сейчас не заверяйте вот почитайте Налоговики не могут оштрафовать за незаверенную книгу учета доходов и расходов _ Новости _ Журнал «Главбух». mht Налоговики не могут оштрафовать за незаверенную книгу учета доходов и расходов Сотрудники ФНС в письме от 16.08.11 № АС-4-3/13352@ согласились с тем, что никакой ответственности за незаверение (или несвоевременное заверение) книги учета и доходов на «упрощенке» нет. Такое правонарушение попросту не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. А штрафовать компании и предпринимателей по статье 120 Налогового кодекса РФ за грубое нарушение правил ведение учета налоговики также не имеют права. Эта статья здесь не применима. Ведь если книга заполнена, значит, учет ведется. Источник: Главбух Просмотров 2823 / Комментариев: 6

    Татьяна Козлова

    ООО на усно. Какое наказание за отсутствие некоторых первичных документов

    • Ответ юриста:
  • ст. 126 НК РФ должен применяться и в тех случаях, когда по требованию представляется Книга учета доходов и расходов, которая не заверена в установленном порядке (п. 2 Письма Минфина России от 31.03.2005 N 03-02-07/1-85).Следует отметить, что существует судебная практика, в которой такой подход признан неправомерным (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007, 12.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3471). В своем решении суд указал, что представление не заверенной в налоговом органе Книги учета доходов и расходов в установленный срок не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ .Добавим, что суды отказывают налоговикам во взыскании штрафов по п. 1 ст. 126 НК РФ и в тех случаях, когда Книга учета представляется налогоплательщиком в подлиннике, а не в копии, как это предусмотрено п. 2 ст. 93 НК РФ (см. , например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2007 N А42-1442/2006).По нашему мнению, привлечь вас к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ можно только в случае, если вы вели налоговый учет в Книге учета (пусть и по устаревшей форме) , но не представили ее (или ее копию) в установленный срок по требованию налоговиков.Ведь само по себе нарушение порядка ведения учета доходов и расходов или представление документов не по установленной форме не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ . Данная норма устанавливает ответственность только за непредставление документов и сведений.Стоит отметить, что нет оснований для привлечения к ответственности за неведение Книги учета и по ст. 120 НК РФ. Данная статья предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, под которым в том числе понимается отсутствие первичных документов и регистров бухгалтерского учета. На это указал Минфин России (п. 1 Письма от 31.03.2005 N 03-02-07/1-85).Дело в том, что Книга учета не относится к первичным документам или регистрам бухгалтерского учета. Она является регистром налогового учета, что отметил ВАС РФ в своем Решении от 08.09.2004 N 9352/04. Еще раньше на это указывало и финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 15.04.2003 N 16-00-14/132).А поскольку в ст. 120 НК РФ не предусмотрено, что состав правонарушения образует отсутствие регистров налогового учета, привлечение к ответственности по этой статье при отсутствии Книги учета недопустимо. " Ну судя по всему, будет 50 рублей при документальной проверке+может быть административный штраф с руководителя.

Полина Куликова

Подскажите если в журнале кассира операциониста (продолжение внутри)... Подскажите если в журнале кассира операциониста есть помарка (в данном случае текст обведен ручкой) -является ли это грубейшей ошибкой и налогается ли штраф???

  • Ответ юриста:

    Если в журнал вносятся исправления, то они заверяются подписями кассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации.Действующее законодательство не предусматривает каких-либо штрафных санкций за ненадлежащее ведение журнала кассира-операциониста. Однако следует иметь в виду, что данный журнал наряду с другими унифицированными формами первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением служит основным регистром учета налично-денежного оборота предприятий.Поэтому отсутствие или неправильное заполнение (оформление) журнала кассира-операциониста может квалифицироваться налоговыми органами как грубое нарушение правил учета доходов организации. Согласно статье 120 Налогового кодекса РФ, к предприятию могут быть применены штрафные санкции в размере 5000 руб.

    Ст. 122 НК РФ . Налоговая недоимка и пеня были взысканы за все 4 года. Вопрос. Кто прав в этой ситуации? Какие нарушения законодательства допущены сторонами? Желательно ссылками на законы.

    • Ответ юриста:

      В соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ налоговую базу по НП организаций не могут уменьшать расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплате товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. Исходя из приведенных положений налогового законодательства расходы организаций по оплате любых путевок работникам и (или) членам их семей не должны учитываться при налогообложении прибыли.

      Не берите сотрудника в штат. оплату по трудовому договору можно произвести в течение 6 месяцев после выполнения работ. Если сотрудник готов получать оплату частями, то в договоре указываете всю сумму и период выполнения работ. А к договору делаете акты выполненных работ, в которых указываете уже работы, необходимые выполнить в конкретный период и сумму оплаты. Статья 119 НК РФ . Непредставление налоговой декларации1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларациивлечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. . Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) .3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) .Статья 113. Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса. . Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) .Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 122 НК РФ .Статья 115 НК РФ. Срок исковой давности взыскания штрафов1. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены , т. е. за счет имущества. . Пеня1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.П

С 01.01.99г. вступил в силу Налоговый Кодекс РФ. Статья 120 Кодекса предусматривает налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Практика применения данной статьи поставила ряд проблем, рассматриваемых автором.

Возможность привлечения к ответственности по ст.120 НК РФ за правонарушения, совершенные до 01.01.1999г.

С января 1999 г. при привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности был поднят вопрос об аналогии составов ст.120 НК РФ и абзаца 1 п. 1 "б" ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (далее Основы).

До внесения изменений в НК ст. 120 устанавливала ответственность за: 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. 2. Деяния, предусмотренные п. 1, если они совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 рублей. 3. Деяния, предусмотренные п. 1, если они повлекли занижение дохода, влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. "Основы..." устанавливали штраф за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период в размере 10% о до начисленных сумм налога.

Очевидно, что п.1 и п.2 ст. 120 Кодекса вводили новые составы налоговых правонарушений. Тождественным составу "Основ" мог оказаться только состав п. 3 ст. 120 НК. Именно этот состав предусматривал в том числе и отсутствие учета объектов налогообложения или их ведение с нарушением установленного порядка, а также последствия в виде занижения дохода. Разница была только в санкции. Основы устанавливали штраф в размере 10% от суммы до начисленного налога, а Кодекс - 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей. Налоговые инспекции г.Новосибирска, считая вышеуказанные составы налоговых правонарушений аналогичными, пошли по пути привлечения налогоплательщиков - юридических лиц к ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение, совершенное до 01.01.99г., повлекшее занижение дохода, но в размере 10% от сумм неуплаченного налога. Арбитражный суд НСО занял иную позицию и отказывал налоговым инспекциям во взыскании штрафа с обоснованием, что ответственность по ст. 120 НК РФ введена с 01.01.99г. и следовательно, в силу ст. 5 НК РФ не распространяется на нарушения, совершенные до 01.01.99г. Кроме того, санкция п. 3 ст. 120 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей, следовательно, наложение штрафа в размере только 10% неправомерно. В дальнейшем при обжаловании судебных актов Арбитражного суда НСО в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа последний поддержал позицию налоговых инспекций г. Новосибирска и признал состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 120 НК при наказании в размере 10% от суммы неуплаченного налога, аналогичным составу, предусмотренному "Основами", а, следовательно, правомерным взыскание штрафа за правонарушения, совершенные до 01.01.99г.

С августа 1999 г. редакция ст. 120 НК РФ значительно изменилась. В настоящее время она выглядит следующим образом. 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и(или) расходов и(или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15000 рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

Появление изменений, проведение налоговых проверок деятельности налогоплательщиков за 1999 год поставили следующую проблему - правильность применения ответственности и соразмерность наказания совершенному правонарушению. Очевидно, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения может быть по нескольким налогам. Диспозиция п. 1 и п. 2 "привязывает" правонарушение к налоговым периодам. Поскольку налоговые периоды, например, по налогу на прибыль и НДС, разные, то возникает вопрос - как правильно применить ответственность? Если грубое нарушение было в течение календарного года, то санкция по налогу на прибыль должна быть по п. 1, а по НДС - по п. 2. Диспозиция п. 1 говорит о противоправном деянии при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2. Поэтому правильным было бы наказание только по п. 2, то есть только по НДС. В то же время, если по налогу на прибыль было занижение налоговой базы, то это самостоятельный состав налогового правонарушения по п. 3, и непонятно, как будут применяться в этом случае санкции п. 2 и п. 3. Тем более, что ст. 114 НК РФ гласит: "При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой".

Поскольку в настоящее время п. 3 предусматривает ответственность за грубое нарушение, повлекшее занижение налоговой базы, а последняя для различных налогов разная, следовательно, Кодекс допускает привлечение налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение, повлекшее занижение налоговой базы по каждому налогу. Этот вывод подтверждает санкция п. 3 ст. 120 НК -10% от суммы неуплаченного налога..., то есть каждого налога, по которому было установлено занижение налоговой базы. В то же время существует мнение, что 10% санкции применяются по каждому налогу, а в сумме они должны быть не менее пятнадцати тысяч рублей. Если же применять первый вариант, то необходимо помнить, что даже при наличии грубого нарушения с занижением налоговой базы сумма неуплаченного налога может быть незначительной, а санкция по каждому налогу должна быть не менее 15000 рублей. Таким образом, возможна ситуация, когда, например, занижение налоговых баз по трем налогам будет 300 рублей, а налоговые санкции по п. 3 ст. 120 Кодекса - 45000 рублей.

И здесь нужно отметить, что санкции штрафного характера, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции России требованиям справедливости и соразмерности. Поэтому, если предположить, что санкция по п. 3 "не менее пятнадцати тысяч рублей" будет применяться по каждому заниженному налогу, то она ни в коем случае не будет справедливой и соразмерной, а следовательно, может быть поднят вопрос о соответствии Конституции РФ санкций ст. 120 Налогового Кодекса.

В заключение можно сделать следующие выводы. Вполне понятно желание законодателя установить налоговую ответственность за бухгалтерские нарушения, тем более, если они влекут налоговые последствия. Понятно также, что и наказание за эти нарушения должно быть одно - вне зависимости от количества налогов. Но недостаточно четкая формулировка статьи будет вынуждать налоговые органы применять максимальное наказание. И решить эту проблему может либо внесение изменений и дополнений в ст. 120 НК РФ, либо последующая судебная практика.

Андрей Ильин

Ведущий специалист Инспекции МНС по Октябрьскому району

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Комментарий к статье 120 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того, ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств - в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ
Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например, счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 сделал вывод, что для целей применения статьи 120 НК РФ действуют следующие ограничения: грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), не могут рассматриваться в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Согласно отдельным судебным решениям журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1). Вместе с тем имеются и противоположные выводы судов (например, Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463-06-П по делу N А40-46892/05-127-359). Также отдельные суды признавали данные журналы регистрами налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А82-15261/2008-27).

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В Решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения Книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. Письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Консультации и комментарии юристов по ст 120 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 120 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Официальный текст :

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы не уплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен.

Комментарий юриста :

Финансовое законодательство, в данном случае бухгалтерское и налоговое, предусматривает обязанность организаций вести учет хозяйственных операций, осуществляемых в ходе их деятельности, а также учет имущества и обязательств. В данной статье предусмотрена ответственность налогоплательщика (организации) только за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. При этом четко определены признаки грубого нарушения, что, в свою очередь, корреспондирует Закону о бухгалтерском учете.

Все хозяйственные операции, проводимые той или иной организацией, должны быть зафиксированы и оформлены соответствующими документами. Следует иметь в виду, что устанавливает порядок исчисления налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Таким образом, для субъектов малого бизнеса предусмотрена возможность вместо бухгалтерского учета использовать упрощенную систему учета.

К грубым нарушениям правил учета относятся:

Отсутствие первичных документов и регистров бухгалтерского учета;

Отсутствие счетов-фактур;

Систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Организация с момента ее регистрации в качестве юридического лица обязана вести бухгалтерский учет и хранить учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность на протяжении пяти лет (статья 17 Закона о бухгалтерском учете). В то же время статьей 23 Налогового Кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Одним из существенных обстоятельств привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 120, является налоговый период.

Привлечение организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, осуществляется на основании пункта 3. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 Налогового Кодекса РФ.

В ст. 120 и 122 НК РФ закреплена ответственность за неисполнение требований налогового законодательства по учету объектов обложения, расходов и доходов, а также по уплате обязательных платежей. В качестве наказания установлен штраф. Его величина зависит от характера и количества нарушений, а также возникших последствий. Рассмотрим подробнее ст. 120 НК РФ с комментариями юристов.

Виды нарушений и наказания

Штраф по ст. 120 НК РФ вменяется за грубое нарушение положений, регламентирующих порядок учета плательщиком объектов обложения, затрат и доходов:

  • совершенное в течение одного отчетного периода;
  • допущенное в течение более 1-го налогового периода;
  • повлекшее занижение облагаемой базы.

В первом случае денежное взыскание составит до 10 тыс. р. Такая величина штрафа определена в п. 1 ст. 120 НК РФ. Если нарушения допущены в течение более 1-го периода, сумма увеличивается до 30 тыс. р. Если действия субъекта привели к занижению базы, с него может быть взыскано 20 % от величины неотчисленного налога (или страховых взносов), но не меньше 40 тыс. р.

Грубое нарушение порядка учета

Под ним в рамках ст. 120 НК РФ следует понимать отсутствие:

  • первичной документации;
  • счетов-фактур;
  • регистров налогового/бухучета.

Грубым нарушением признается также систематическое неправильное/несвоевременное отражение сведений на счетах, в регистрах, отчетных документах:

  • хозяйственных операций;
  • нематериальных активов;
  • денег;
  • финансовых вложений;

Однократность ответственности

При совершении конкретного правонарушения виновное лицо может быть наказано только единожды. Соответствующее положение вытекает из многих действующих нормативных актов. Если говорить о налоговых нарушениях, то принцип однократности ответственности закреплен в 108 статье НК (п. 2).

Судам следует учесть, что ответственность и наказание за грубое неисполнение порядка учета, повлекшее занижение облагаемой базы, установлены в 3 пункте ст. 120 НК РФ. Но если занижение произошло по основаниям, не указанным в 120 норме, ответственность должна наступать по статье 122 Кодекса.

Этого подхода придерживались многие арбитражные инстанции до принятия пленарного постановления ВАС № 57 от 2013 г., а Постановление № 5 от 2001 г. утратило силу. Сегодня пояснения относительно применения положений 3 пункта ст. 120 НК РФ отсутствуют.

Вместе с тем в действовавшем ранее Постановлении № 5 упоминался именно п. 3 рассматриваемой нормы (а не вся статья в целом). Учитывая это, отдельные судебные инстанции допускают возможность применения санкций к виновным лицам по 3 пункту ст. 120 НК РФ и 122 статье.

Состав правонарушения

Для вменения наказания по 120 статье НК РФ необходимо не только установить факт совершения нарушения, но и вину лица. К примеру, при непредставлении документации, запрашиваемой контрольным органом в срок, ввиду ее хищения, порчи в связи с пожаром, затоплением и прочими обстоятельствами непреодолимой силы, квалифицирующий признак нарушения и вина субъекта отсутствуют. Судебная практика подтверждает этот вывод.

Особенности разбирательств

В статье 100.1 НК закреплены правила рассмотрения дел, связанных с налоговыми нарушениями. В норме сказано, что факты несоблюдения требований Кодекса, выявленные при выездной или камеральной проверке, рассматриваются в порядке, установленном 101 статьей НК. Также в статье говорится, что дела о правонарушениях, обнаруженных при осуществлении иных контрольных мероприятий, кроме указанных в 120, 122, 123 нормах, разбираются по правилам ст. 101.4.

Если выявлено, что авансовый счет-фактура не был выставлен, ИФНС может наложить штраф на плательщика за грубое нарушение порядка учета объектов обложения, расходов и доходов по 120 статье НК РФ.

Если сведения в представленной декларации не соответствуют информации, полученной в ходе обмена данными между контрольными органами государств-участников ТС ЕврАзЭС, к плательщику могут применяться санкции, в соответствии с 9 пунктом 2 статьи Протокола от 2009 г. При этом факт несоответствия не признается основанием для вменения штрафа, поскольку в НК такое основание не предусмотрено. Если же в действиях плательщика будут выявлены признаки нарушений, предусмотренных 120 и 122 статьями, к нему могут применяться соответствующие меры.

Срок давности

О нем говорится в 113 статье НК. На основании положений нормы, к плательщику могут применяться меры ответственности, если с даты совершения нарушения или со дня, следующего за последним днем отчетного периода, в рамках которого было допущено правонарушение, и до вынесения решения о вменении наказания прошло меньше трех лет.

Этот порядок, однако, к случаям, закрепленным 120 и 122 статьями НК, применяется только частично. В отношении нарушений, указанных в этих нормах, действует правило об исчислении давностного срока со дня, идущего после даты завершения отчетного периода.

В НК не предусмотрено понятия длящегося правонарушения. Если в ходе проверок контрольный орган выявит нарушение порядка учета объекта обложения по НДФЛ в разрезе каждого физлица, организацию можно привлечь к ответственности за единое правонарушение по 120 статье НК.

КоАП

В законодательстве присутствует аналогичная статья, закрепляющая санкции за грубые нарушения ведения бухучета и представления отчетности. Меры ответственности за эти деяния установлены в ст. 15.11 КоАП. В качестве субъектов нарушения выступают руководитель предприятия (как лицо, на котором лежит ответственность за организацию бухучета) и гл. бухгалтер (ответственный за непосредственное ведение учета).

В указанной норме КоАП предусмотрено наказание от 2-х до 3-х тыс. р.

Грубыми нарушениями положений, регламентирующих порядок учета и представления отчетности, считается занижение величины налогов и сборов, начисленных к уплате, не меньше чем на 10 %, возникшее в связи с искажением сведений.

Освобождение от ответственности

Наказание должностным лицам может не вменяться, если предприятие предоставит и выплатить на основании сведений, отраженных в ней, неотчисленные ранее суммы сборов и налогов, пени, с соблюдением предписаний, закрепленных пунктами 3, 4, 6 81 статьи НК. Освобождение от ответственности возможно, если в действиях лиц не обнаружены признаки других правонарушений.

В любом случае вопрос о возможности или невозможности применения к виновным санкций, предусмотренных законом, должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая факторы, смягчающие ответственность.

Заключение

В настоящее время действует измененная редакция 120 статьи НК. С 01.01.2014 г. в норме отсутствует указание на субъект нарушения. В прежней редакции к числу лиц, привлекаемых к ответственности, были отнесены ИП и юрлица.

В первоначальной редакции 120 статьи присутствовал также и п. 4. В нем устанавливалась ответственность за нарушение порядка оформления налоговой декларации. В частности, санкция предусматривалась за несвоевременное/неверное отражение в отчетности расходов и доходов, источников поступлений, суммы налога, иных сведений, касающихся расчета и отчисления обязательных платежей. Этот пункт был из статьи исключен на основании ФЗ № 154 от 1999 г.

В Госдуму был внесен законопроект № 460262-6. В нем предусматривается внесение п. 5 в статью 120. По мнению законодателей, в этом пункте следует предусмотреть ответственность за выплаты гражданам доходов без заключения с ними трудовых договоров. Согласно внесенному предложению, штраф за это должен составить 20 тыс. р.