Порядок списания с баланса основных средств. Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Списание объектов основных средств (ОС) в бухгалтерском учете необходимо отражать в том случае, когда объект выбывает или больше не способен приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 29 ПБУ 6/01). А как документально оформить списание основных средств?

Документы для списания объектов ОС

Сразу отметим, что действующее бухгалтерское законодательство не содержит обязательных к применению форм первичных учетных документов, которые необходимо составлять при списании объектов основных средств. Поэтому организация может разработать такие формы самостоятельно. Необходимо только обеспечить наличие в этих документах .

Для указанных целей можно использовать унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, которые были утверждены Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 . Причем применять эти бланки можно как в первоначальном виде, так и доработав формы с учетом своих потребностей.

Но какой бы вариант первичной документации для учета списания ОС организация ни выбрала, применяемые формы необходимо закрепить в .

Унифицированная первичка для списания ОС

Упомянутым выше Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 утверждены в том числе отдельные формы документов, которые можно использовать для подтверждения факта списания объектов ОС.

Применение тех или иных документов в соответствии с Указаниями по их заполнению, зависит от причины, по которой объект основных средств списывается в бухгалтерском учете.

Так, например, для подтверждения выбытия из состава основных средств при продаже, мене с другой организацией, предусмотрены следующие формы:

  • для объектов ОС (кроме зданий, сооружений) - форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • для зданий и сооружений - форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;
  • для группы объектов ОС (кроме зданий и сооружений) - форма № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)».

Подробнее об акте по форме № ОС-1 мы рассказывали в отдельной , и там же приводили образец заполнения этого первичного учетного документа. А подробнее о форме № ОС-1а мы рассказывал в этом .

В том случае, когда списываются объекты ОС, пришедшие в негодность, Постановление Госкомстата от 21.01.2003 № 7 предлагает использовать следующие бланки:

Зачастую основные средства предприятия, к примеру, те, которые могут участвовать в создании основного производственного цикла на протяжении года или более. Таким средством можно вполне по праву считать станок, который будет изготавливать детали необходимые при производстве продукции.

Как списать пришедшие в негодность средства частной компании

Но, не стоит относить все предметы предприятия к таковым, так как к примеру швабра будет принадлежать к оборотным финансовым потокам. У основных средств своеобразный подход к налоговому учету и законодательным нормам, поэтому их списание будет весьма нелегким.

Стоит отметить, что также этот процесс будет по-разному отображен в компаниях, имеющих частное руководство или же государственное. К примеру предприниматель в праве списывать все имущество, которое он посчитает устарело или износилось и приносит уже больше расходов в виде налога на имущество. Этот процесс он может проводить согласно внутренним установленным правилам компании.

Однако возникает при этом возникает здравый вопрос: как же можно провести процесс списания основным средств, за которые отчисляются налоги в государственную казну, но при этом они пришли в негодность?

Необходимо придерживаться определенного плана действий, для того, чтобы провести весь процесс удачно:

  • Уполномоченное лицо должно составить на имя генерального директора соответствующий документ, в котором подробно указана причина и необходимость в таком шаге;
  • После ознакомления с данной запиской директор в случае согласия составляет и издает специальный приказ создающий специальную комиссию;
  • Созданная комиссия внимательно изучает данный вопрос и дает свое экспертное мнение;
  • Во время списания бухгалтерский отдел должен составить все необходимые документы.

Стоит отметить, что для данного процесса не существует строго регламентируемых законных порядков. Но, для него уже сложился действующий порядок делопроизводства. При этом если при составлении таких документов, будет отсутствовать хоть одна подпись на документе, указывающем на причины списания имущества, или же в нем будут приведены неверные примеры, то это может вызвать осложнение этого процесса.

Первым делом разберем составление самого первого документа, а именно докладной записки Она, как правило, составляется заместителем по АЧХ, его непосредственным руководителем или же другим уполномоченным лицом, имеющим право составлять такой документ.

В нем необходимо отразить следующие положения:

  • Фамилию, имя, отчество должностного лица, составившего записку;
  • Занимаемую им должность;
  • Подробное описание причин и сложившейся ситуации с устаревшим имуществом;
  • В случае если это должностное лицо обладает информацией, то необходимо также отобразить балансовую и остаточную стоимость.

После правильного составления такая должностная записка подается секретарю главного руководителя предприятия. Далее она доходит и до самого начальника. После его ознакомления с ней и его согласием с изложенными положениями, он составляет и подписывает приказ по списанию средств с производства.

Приказ директора, разберем подробнее что необходимо отразить

Как правило, в предприятиях существует уже созданная на такой случай общая форма такого приказа. В ее шапке необходимо отразить полное наименование организации, а также город в котором она располагается и дату заключения. Кроме того, необходимо отразить еще и следующие положения:

  • В названии документа казать следующие данные: «О создании специальной комиссии»;
  • Мотивационный раздел (здесь нужно предписать указания и работу для членов созданной комиссии);
  • Прописать состав такой комиссии (здесь нужно отобразить инициалы каждого члена и написать еще занимаемую им должность);
  • Указать кто будет занимать должность председателя такой комиссии.

После заполнения основных положений, генеральному директору нужно поставить свою роспись и печать предприятия. После чего созываются члены комиссии и читают данный приказ, впоследствии они должны поставить так же свои росписи для подтверждения своего ознакомления с документом.

Отметим важность того, чтобы в комиссию входил представитель бухгалтерии, который будет рассчитывать амортизационные расходы этого оборудования.

Функционирование комиссии

После создания комиссии, ее деятельность регламентирует ряд документов, согласно которым они должны:

  • Изучать физическое состояние основного средства;
  • Его пригодность к дальнейшему использованию, если таковое возможно;
  • Устарело ли оно морально. Довольно часто бывает так, что оборудование лежит на складе предприятия более пяти лет. Оно все еще пригодно к эксплуатации, но за это время появилось более совершенное оборудование. Которое позволит добиться лучшего качества продукции, а также меньшего потребления энергоресурсов. Поэтому устанавливать хранящееся на складе уже не будет иметь никакого смысла;
  • Бухгалтер должен подсчитать и сверить его начальную стоимость, амортизацию и остаточную стоимость;
  • Также необходимо выяснить дату приобретения и время, когда оно было введено в эксплуатацию.

Стоит отметить, что, если показатель амортизации составляет 100% все равно нельзя произвести списание без надлежащей уставом предприятия и законом процедуры. Кроме того, перед тем как начать оформлять списание нужно изучить возможность ремонта или же продажи оборудования.

Бухгалтерское оформление

Для того, чтобы оформить все надлежащее документальное оформление необходимо:

  • Снять основное средство с учета;
  • Рассчитать его показатели амортизации;
  • Подсчитать его остаточную стоимость.
  • При списании основного средства предприятие в любом случае понесет убыток. Однако, если показатель амортизации достиг 100%-ой отметки, то он останется на нулевой отметке.

Государственное имущество – все очень сложно

В случае если основное средство принадлежит государственной компании, то здесь процесс его списания становиться гораздо сложнее. Однако, довольно часто в каждой государственной компании на балансе числится определенный объем основных средств, приходящих в негодность

Этот процесс значительно затрудняется из-за борьбы с хищением у государства соответствующими органами. Порядок такой процедуры подробно расписан в постановлении правительства Российской Федерации №834.

Что можно списывать?

Стоит отметить, что законом государственному предприятию не запрещается списывать любое основное средство, числящееся на его балансе. Кроме того, существует специальная упрощенная процедура списания, правда она может быть применена в случае если стоимость этого оборудования не превышает отметку в три тысячи рублей. Однако даже в этом случае некоторые основные средства не могут использовать эту процедуру:

  • Материальная ценность, которая уже была списана из оборота компании. Нельзя изъять дважды одну и ту же вещь;
  • Различные музейные ценности и находящиеся в архиве бумаги, хранящиеся в специально обустроенных фондах. Для этой процедуры необходимо созвать комиссию министерства культуры;
  • Активы, которые находятся на данный момент за границей. На этот пункт действуют нормы, установленные международным правом.

Процедура списания государственного и муниципального имущества

В целом она во многом похожа на то, как проводится списание в частном предприятии. Однако, существуют и различия. К примеру комиссия состоит из чиновников, занимающихся вопросами по государственному имуществу, они могут быть как федеральные, так и муниципальные в зависимости от размеров и значения компании. Также отличием является и то, что после созыва комиссии решение будет вынесено на протяжении двух недель со дня подписания приказа.

Важным пунктом является и процедура согласования, которая не позволяет директору списать активы, которые превышают стоимость в три тысячи рублей. Однако, здесь существует один нюанс. Если необходимо списать несколько основных средств, но их общая стоимость превышает значение в три тысячи рублей, то тогда директор может создать для каждого объекта отдельную процедуру списания.

Однако без соответствующего согласования не получится произвести списание предмета стоимость которого превышает установленную норму, даже в случае если его амортизационный показатель достиг 100% значения.

Вконтакте

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Прекращение использования основного средства по причине морального или физического износа, ликвидация при аварии, частичная ликвидация при реконструкции являются частными случаями выбытия основных средств.
подлежит списанию с бухгалтерского учета организации и списание, как и любая другая хозяйственная операция, должно быть подтверждено документально.
В статье рассмотрим первичные учетные документы, с помощью которых оформляются операции по списанию объектов основных средств .
Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, должны выполнять обязанность по ведению бухгалтерского учета, установленную Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Статьей 9 названного Закона определено, что осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами . Эти документы признаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Прежде чем рассматривать порядок документального оформления списания основных средств, перечислим основные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при организации учета основных средств помимо Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Правила формирования информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Указания N 91н), согласно п. 7 которых операции по движению основных средств (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) оформляются первичными учетными документами.
Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 (далее - Постановление N 7) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, которые могут применяться организациями в качестве первичных учетных документов. Формы документов, утвержденные Постановлением N 7, предназначены для использования юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Исключение сделано лишь для бюджетных учреждений и кредитных организаций. Аналогичные нормы предусмотрены и п. 1 Методических указаний N 91н.
Как мы отметили в начале статьи, основанием для списания объектов основных средств с бухгалтерского учета организации являются, в частности, следующие случаи:
- прекращение использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- выявление недостачи или порчи активов при инвентаризации;
- частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.
Помимо этого, списание объектов основных средств с бухгалтерского учета производится в случае их продажи, передачи в уставный (складочный) капитал другой организации, передачи по договору мены, дарения, внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности.
В статье будут рассмотрены первичные учетные документы, которыми оформляется ликвидация или частичная ликвидация объектов основных средств.
Для того чтобы определить, целесообразно ли дальнейшее использование основного средства, пригодно ли оно к дальнейшей эксплуатации, в организации приказом руководителя создается комиссия. Такое правило установлено п. 77 Методических указаний N 91н.
В состав комиссии включаются соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер организации, и лица, ответственные за сохранность объектов основных средств. Помимо этих лиц для участия в работе комиссии могут быть приглашены представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
Комиссия прежде всего осматривает объект основных средств, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета. По результатам осмотра устанавливается целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств. Если объект по каким-либо причинам вышел из строя, определяется возможность и эффективность его восстановления.
Комиссия устанавливает причины списания объекта основных средств. Такими причинами могут быть физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
Если объект преждевременно выбывает из состава основных средств по вине работников организации, комиссия выявляет таких лиц и вносит предложения об их привлечении к ответственности, установленной законодательством.
Нередко отдельные узлы, детали и материалы выбывающего объекта еще можно использовать. Комиссия производит оценку таких узлов, деталей, материалов исходя из их текущей рыночной стоимости. Если в состав объекта входили цветные и драгоценные металлы, комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.
Завершается работа комиссии составлением акта на списание объекта основных средств одной из форм , утвержденных Постановлением N 7:
- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);
- Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);
- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).
В акте указываются данные, характеризующие основное средство:
- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;
- год изготовления или постройки;
- время ввода в эксплуатацию;
- срок полезного использования, установленный при принятии объекта к учету;
- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;
- данные о проведенных переоценках;
- данные о ремонтах;
- причины выбытия и обоснование этих причин;
- состояние основных частей, деталей, узлов и конструктивных элементов.
Акты на списание любой из утвержденных форм составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Если списывается автотранспортное средство, то вместе с актом в бухгалтерию передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость" по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки. Если же основное средство не подвергалось переоценке, указывается его первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Сумма начисленной амортизации (износа) указывается в показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)".
При списании основных средств организация может нести дополнительные затраты, а также получить материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования. Эти данные отражаются:
- в форме N ОС-4 - в разд. 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания";
- в форме N ОС-4а - в разд. 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".
В форме N ОС-4б данные о полученных материальных ценностях отражаются в разд. 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств".
В акты на списание основных средств, как и в другие первичные учетные документы, могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также в зависимости от технологии обработки учетной информации, применяемой в организации.
Акт на списание утверждается руководителем организации.
Надлежащим образом оформленный акт передается в бухгалтерию организации, где на его основании делается отметка о выбытии основного средства в инвентарной карточке или книге (формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Инвентарные карточки на выбывшие объекты основных средств в течение месяца (до конца месяца) могут находиться обособленно от остальных инвентарных карточек. Затем карточки передаются на хранение и хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет, что установлено п. 80 Методических указаний N 91н.
Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.
Как вы знаете, организации с момента введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), наряду с бухгалтерским учетом, обязаны вести и учет в целях налогообложения прибыли организаций.
Подтверждением данных налогового учета согласно ст. 313 НК РФ являются :
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Как сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 20-12/35854@ в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.
При списании основных средств, срок эксплуатации которых еще не истек, организация учитывает суммы недоначисленной амортизации в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. Проводя проверку налогоплательщика, налоговый орган признал неправомерным завышение организацией внереализационных расходов на суммы недоначисленной амортизации при списании основных средств в результате их износа, неисправности, непригодности к эксплуатации. Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд. В обоснование правомерности списания основных средств в материалы дела организацией были представлены:
- приказ "Об учете основных средств";
- распоряжения на списание;
- акты на списание, составленные по унифицированным формам N N ОС-4 и ОС-4а;
- листки-расшифровки;
- накладные и другие документы.
Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 сентября 2006 г. по делу N А13-9250/2005-19 названными документами налогоплательщик в полном объеме подтвердил списание основных средств по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Выше мы отмечали, что решение о списании основного средства принимается комиссией, назначаемой руководителем организации. А как быть в том случае, если в организации нет достаточного количества сотрудников для формирования такой комиссии? При проверке налоговый орган может оспорить правомерность списания основного средства. Подобный спор послужил причиной для судебного разбирательства.
Налоговый орган, проводя проверку налогоплательщика, оспорил порядок списания объектов основных средств организацией.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. N Ф04-3744/2007(35135-А27-37) отмечено следующее: так как организация не располагала достаточным количеством сотрудников для комплектования комиссии в порядке, установленном п. 77 Методических указаний N 91н, осмотр имущества с целью установления его пригодности для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности производился комиссией, сформированной учредителями организации. Результаты комиссионного осмотра имущества зафиксированы в актах технического обследования предлагаемого к списанию оборудования, которые утверждены директором организации, некоторые - директорами хозяйственных обществ, которым имущество было передано в аренду, подписаны членами комиссии и были представлены проверяющим в ходе камеральной проверки.
Арбитражный суд оценил все обстоятельства данного дела и правомерно указал, что названными документами налогоплательщик в полном объеме подтвердил списание основных средств по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Если же первичные учетные документы на списание основных средств оформлены с нарушениями, то суд может принять решение в пользу налогового органа и организация будет привлечена к ответственности. В качестве примера приведем Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. N Ф04-3846/2008(7134-А27-40). Организация была привлечена к ответственности, так как не подтвердила, что списанные основные средства не будут использоваться в дальнейшем, поскольку не представила документов об уничтожении или реализации списанных основных средств. В представленных документах, в нарушение п. 77 Методических указаний N 91н, в частности:
- отсутствуют причины списания;
- частично не совпадают инвентарные номера;
- необоснованно указано на "фактическое отсутствие основного средства" без пояснения причин отсутствия;
- отсутствуют приказы на списание;
- отсутствуют необходимые реквизиты основных средств (год выпуска, заводской номер, регистрационный номер) и так далее.
В заключение обратим внимание читателей еще на один момент, касающийся частичной ликвидации сложных объектов основных средств.
Единицей бухгалтерского учета основных средств в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 является инвентарный объект. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В Письме Минфина России от 27 августа 2008 г. N 03-03-06/1/479 отмечено, что это общее правило действует и в налоговом учете основных средств.
Согласно п. п. 77, 78 и 79 Методических указаний N 91н для выбытия основных средств в организации приказом руководителя назначается комиссия. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств, который утверждается руководителем организации.
Согласно ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Как сказано в Письме, с учетом этого комиссия в акте о частичной ликвидации указывает причины частичной ликвидации амортизируемого имущества (модернизация, реконструкция или иная причина).
Комиссия определяет также долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентном отношении амортизируемого имущества (например, подлежит ликвидации 25 процентов амортизируемого имущества).
С учетом установленной доли исчисляется первоначальная (остаточная) стоимость, а также начисленная амортизация, приходящаяся на ликвидируемое имущество.
В оставшейся части основного средства амортизация продолжает начисляться в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, исходя из остаточной (скорректированной на стоимость ликвидированной части) стоимости имущества.
Приведем пример заполнения акта приема-передачи объекта основных средств (форма N ОС-1) организацией-сдатчиком.

Пример . ООО "Альтаир-М" продает складской стеллаж Заводу подъемных машин и механизмов. Между организациями заключен договор купли-продажи N 3/09 от 15 сентября 2010 г.
Продаваемый стеллаж был приобретен ООО "Альтаир-М" в декабре 2005 г. и в этом же месяце введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составляла 110 160 руб. Объект был включен в четвертую амортизационную группу, куда входит имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. При принятии объекта к учету организацией был установлен срок полезного использования 6 лет (72 месяца). Амортизация по данному объекту основных средств начислялась линейным методом.
Обратите внимание, в акте следует указать код передаваемого основного средства по ОКОФ. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по , являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.