Экономические проблемы которые может решить рынок. Рыночная система: решение основных экономических проблем

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Рыночная система: решение основных экономических проблем

Экономика

1. Рыночная система: решение основных экономических проблем.

а) Рыночное хозяйство и условия его существования.

б) Почему и как рыночная система хозяйствования помогает решать экономические проблемы?

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Рынок - это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием факторов, взаимосвязь которых показана на схеме.

Современное рыночное хозяйство

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Субъекты рыночного хозяйства:

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие - экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

Государство - представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объекты рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги - это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

Неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители (продавцы) выбирают любой вид деятельности. В свою очередь потребители (покупатели) могут купить все, что угодно. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так регулируется экономическая свобода - свобода экономического поведения, когда один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принима6емые другими участниками;

Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т. д.;

Наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

Отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция - это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты внедряются технические новшества.

Технологический выбор производителя, альтернативы кривой производственных возможностей конкретизируются в реализации триады основных экономических проблем: что, как и для кого производить? Особенностью рыночной системы является их автоматическое решение, независимо от того, ставятся ли эти вопросы сознательно или нет. Решение осуществляется конкурентного рыночного механизма, который выступает как способ самоорганизации экономической жизнедеятельности. Этот механизм выполняет три взаимосвязанные основные функции: регулятора распределения экономических ресурсов между различными сферами и отраслями экономики, стимулятора научно-технического и общественного прогресса и основы социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Рассмотрим эти функции в отдельности:

1. Функция регулятора распределения экономических ресурсов. Для каждого общества характерна соответствующая система потребностей, для удовлетворения которых вкладываются определенные количества ресурсов. (рисунок 1)

Предположим, что существуют только две потребности в продуктах А и В. Поскольку в рыночной экономике никто заранее не знает, какое количество продукта надо производить, то путь на производство продукта затрачено больше ресурсов, чем это необходимо для удовлетворения соответствующей потребности, а на производство продукта В наоборот, - меньше (рис. 2). Возникшая диспропорция в распределении ресурсов между двумя отраслями выражается в излишках продукта А и дефиците продукта В.

1. излишки продукта А вызовут снижение цены на него и, соответственно, прибыли производителей, которые будут перемещать ресурсы в более выгодную отрасль - производства продукта В;

2. дефицит продукта вызовет повышение в эту отрасль будут поступать ресурсы из отрасли А. Таким образом, будет осуществляться оптимизация распределения экономических ресурсов.

Однако с достижением оптимума процесс перемещения ресурсов не останавливается, и возникает ситуация, которая характеризуется противоположной диспропорцией: излишками продукта В и дефицитом продукта А, и ресурсы будут перемещаться обратно из отрасли В в отрасль А. На этом процессе не заканчивается, а напоминает движение маятника. Равновесие, характеризующееся оптимальным распределением ресурсов, устанавливается лишь как момент в движении диспропорций, и для стабильной экономики важно, чтобы отклонения «маятника» от линии равновесия не были бы значительными. Ответ на вопрос «что производить» и сколько на это затрачивать ресурсов дают покупатели, «голосуя своими кошельками» за тот или иной товар и характеризуя таким образом общественные потребности населения страны.

2. Функция стимулятора научно-технического и общественного прогресса. Допустим, три производителя производят один и тот же продукт с разными удельными индивидуальными издержками при рыночной цене, равной 20 усл. ед. (таблица 1)

Прибыль, полученная первым производителем, является результатом и стимулом применения более эффективных технологий и других новаций, т. е. способ производства определяется конкуренцией различных способов, где предпочтение будет отдано наиболее эффективному (экономичному), что и является ответом на вопрос - как производить?

Удельные издержки и прибыль (уловные данные)

Производители

Удельные издержки

3. Функция социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Пример, приводимый в табл. 1, показывает, что не все из них преуспевают в конкурентной борьбе. В ней всегда есть как выигравшие, так и проигравшие. Действие рыночного механизма приводит к постоянной социальной дифференциации населения и хозяйственных субъектов на богатых и бедных. Вопрос о том, для кого производить? - решается совершенно однозначно: для тех, кто способен платить.

Итак, при рыночной системе ответы на основополагающие вопросы дает механизм свободного образования цен, которые формируются на соответствующих рынках под влиянием спроса и предложения. Для уяснения природы рынков и процессов формирования цен на них рассмотрим простейшую модель движения реальных экономических благ, сопровождающегося встречными потоками доходов и расходов.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

эффективность в распределении экономических ресурсов;

гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики - органическое продолжение ее преимуществ, т. е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией - это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем «товар с нагрузкой», что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность и способствует общественному прогрессу.

Функция спроса на данный товар: Fd = 4 - P. Функция предложения Fs = 5 + P, где Р - цена на товар. Нарисовать линии спроса и предложения. Определить равновесный объем продаж.

Контрольная работа № 2

1. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства.

а) Недискреционная фискальная политика государства. Автоматические и встроенные стабилизаторы.

б) Какие налоговые стимулы используются для поощрения рискового предпринимательства?

Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие - это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

Ресурсами и их использованием;

Факторами производства и результатами их использования;

Совокупным производством и совокупным потреблением;

Совокупным предложением и совокупным спросом;

Материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие - это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В. Леонтьев - модель «затраты - выпуск»;

Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия.

При изучении названой темы решаются две главные задачи: во-первых, дополнение от модели анализом государственного сектора, т. е. переход от модели чистой рыночной экономики к модели смешанной экономики, во-вторых, поскольку государство встроено в модель, проведение анализа его фискальной политики. Для их решения сделаем ряд допущений:

1. I, G и Xn рассматриваются как автономные, независимые от изменений дохода.

2. С, I и Xn являются автономными по отношению к G.

3. Доходы госбюджета полностью формируются за счет индивидуальных налогов, которые одновременно рассматриваются как чистые и паушальные, т. е. такие, которые постоянны при любой величине доходов.

4. Остается в силе абстракция, в соответствии с которой ВНП = ЧНП = НД = ЛД. Однако за счет введения налогового элемента обозначилась разница между личным доходом домохозяйств (ЛД) и располагаемым доходом (Д). Таким образом, ВНП со стороны расходов выступает как АЕ = С + I + G + Xn, а со стороны доходов - как AV = T + C + S.

5. Уровень цен постоянен, что означает нахождение экономики на кейнсианском участке кривой AS, т. е. в состоянии неполной занятости.

6. Фискальная политика воздействует только на AD и АЕ, но не влияет на AS, что характерно именно для кейнсианской экономической доктрины.

Государственные расходы. Как и инвестиции, равносильны инъекциям в экономику. Их увеличение (снижение) приводит к увеличению (уменьшению) АЕ, вызывающему рост (падение) равновесного объема производства, т. е. ?G - ?АЕ - ?V. Причем фундаментальной рекомендацией Кейнса является то, что эффективное стимулирующее воздействие основано на их дефицитном финансировании, имеющем особое значение для преодоления депрессии, спада и безработицы. Поэтому предположим, что первоначально Т = 0.

При депрессии возрастают утечки в виде сбережений и импорта, что уменьшает АЕ. В результате образуется рецессионный разрыв, который может быть покрыт инъекциями в виде инвестиций, экспорта и государственных расходов. Тогда равновесный объем производства устанавливается при S + M + I + X + G. Увеличение G вызовет сдвиг кривой АЕ вверх (рис. 1).

Причем государственные расходы подвержены действию мультипликатора, что существенно повысит равновесный объем производства. Сокращение государственных расходов, наоборот, вызовет его снижение.

Введение в модель налогового фактора интерпретируется следующим образом:

1. Введение или увеличение налогов вызывает уменьшения величины располагаемого дохода.

2. Это уменьшение приведет к снижению потребительских расходов и сбережений, т. е. ? Т? ? Д? ? С (S).

3. Величина их снижения определяется предельными склонностями к потреблению и сбережению: ?С=?Т*МРС и?S=?Т*МРS.

4. Величина потребительских расходов и сбережений после уплаты налогов определяется как Са = С - ?С и Sa = S - ?S. Так, например, если?Т = 20, то?Д = -20. При МРС = 0, 75 и МРS = 0, 25 ?С = -20 * 0, 75 = -15, а?S = -20 * 0, 25 = -5.

5. Налоги, как и сбережения и импорт, есть утечки из потока доходов-расходов. Эти утечки должны быть компенсированы инъекциями, т. е. Sa + М + Т = I + X + G.

Из анализа рис. 2 следует, что увеличение налогов ведет к снижению равновесного объема производства, что отражается в смещении прямой АЕ относительно биссектрисы. Введение налогов имеет двойственный эффект:

уменьшение располагаемого дохода и сбережений или S ? Sa;

увеличение утечек или (Sa + М) ? (Sa + М + Т). Снижение налогов, соответственно, дает противоположный результат.

При одновременном изменении государственных расходов и налогов особенный интерес представляет ответ на вопрос: что происходит при одновременном их увеличении на одну и ту же величину, т. е. при?G = ?Т?

С формальной стороны, поскольку G - инъекции, а Т - утечки, то изменения в равновесном объеме производства быть не должно. Однако фактически он увеличивается. Изменение государственных расходов оказывает более сильное влияние на АЕ, нежели изменение налогов. Это объясняется тем, что первые непосредственно воздействуют на них, а вторые - опосредствовано, когда противоположное изменение сбережений по отношению к изменению самих налогов в значительной степени снижает эффект их воздействия. В результате рост государственных расходов не только компенсирует, но и перекрывает последствия роста налоговых поступлений. ?G = 20, ?АЕ = 20, а при?Т = 20 ?АЕ = -15. В результате?АЕ = 20 - 15 = 5. Если k = 1/МРS = 1/ 0, 25 = 4, то?V = k * ?АЕ = 4 * 5 = 20. Таким образом, увеличение объема производства равно размеру первоначального прироста государственных расходов, соответствующему приросту налогов, или?V = ?G = ?T, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика включает:

дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционную политики: стимулирующую и рестриктивную.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. Так, например, если Vо = 1500, Vе = 1800 и МРС = 0, 75, то задача решается двумя способами:

1. За счет повышения государственных расходов при неизменных налогах. Рассчитывается величина необходимого для достижения полной занятости приращения объема производства или?V = 1800 - 1500 = 300. Затем определяется величина необходимого приращения государственных расходов, исходя из формулы?V = k * ?G, где?G = ?V / k = 300 / 4 = 75.

2. За счет снижения налогов при неизменных государственных расходах. Величина необходимого уменьшения налогов определяется по формуле: ?V = k * ?С = k * ?Т * МРС, где?Т = ?V / (k * МРС) = 300 / (4*0, 75) = 100. В данном случае цель достигается за счет большей величины дефицита бюджета, равной 100.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

финансирование дефицитов;

ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

При заимствованиях государство мвыходит на финансовый рынок и, конкурируя с бизнесом, размещает свои ценные бумаги. Спрос на деньги повышается, что приводит к повышению ставки процента, вызывающему сокращение инвестиций и потребительских расходов, т. е. ?Dm - ?i - ?I (c) - ?AE. В итоге уменьшается эффект проводимой стимулирующей политики.

Эмиссия денег позволяет избежать вытеснения расходов и повысить стимулирующее воздействие на экономику, т. е. ?Sm - ?i - ?I (c) - ?AE.

Для ликвидации бюджетных излишков так же применяются два основных метода: погашение государственного долга и изъятие денег из обращения. Для погашения долга государство, выкупая у населения свои ценные бумаги, увеличивает денежное предложение. В результате снижается ставка процента, вызывая повышение потребительских и инвестиционных расходов, что ослабляет рестриктивный эффект. Поэтому более эффектным методом является изъятие денег из обращения.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. До сих пор в процессе анализа использовалось допущение, что государственные расходы и налоги автономны, не зависимы от изменений в доходах. Но в конкретной действительности это не так. При спаде (буме) доходы снижаются (повышаются), что вызывает автоматическое снижение (увеличение) налогов и увеличение (снижение) трансфертных платежей. В результате увеличивается (уменьшается) совокупный спрос, что ведет к уменьшению спада (бума). Происходит сглаживание циклических колебаний.

В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что встроенная стабильность лишь ограничивает размах и глубину колебаний, но не предотвращает их. По некоторым данным она в состоянии уменьшить колебания национального дохода примерно на 1/3. Для более решительных мер требуется переход к дискреционной политике.

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

1. Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

2. Приоритеты и баланс целей государственной политики:

а) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

3. Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

4. Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS. Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Qe. Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q2.

5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

6. Односторонность мер кейнсеанской фискальной политики. Кейнсеанцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE. Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS.

7. При проведении общей фискальной политики важно учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.

В условиях полного отсутствия налогов ЧНП и потребление характеризуется данными, приведенными в таблице.

ЧНП (млрд. долл.)

Потребление (млрд. долл.)

а) постройте график потребления и отмерьте размер предельной склонности к потреблению;

б) при введении пропорциональной налоговой системы с 15-ти процентной ставкой налога постройте новый график потребления, рассчитайте и отмерьте величину предельной склонности к потреблению.

Описание предмета: «Экономика»

К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.

Изучение экономики невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и предпосылками их удовлетворения. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений.

Экономика затрагивает области и других наук: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

В целом место экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях.

В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний.

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый из них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки. К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества решаются различными методами, основанными:

а) на традициях, обычаях;

б) рыночных механизмах;

в) административно-командной системе.

В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено. Изменения, как правило, имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы, в силу соблюдения традиций и обычаев, трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью. В этих обществах функционирует натуральное хозяйство на основе общинной собственности.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом.

Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате, все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства. Роль правительственного (централизованного) планирования отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В рыночной экономике проблемы «Что», «Как» и «Для кого» решаются, главным образом, с помощьюсистемы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной и представляет собой иерархическую систему. Этусистему характеризует общественная собственность на средства производства и принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования. Все крупные хозяйственные решения, связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в, так называемом, едином государственном плане, а точнее – в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах. В этой системе промышленные предприятия, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикрепление поставщиков к потребителям. Кроме того, в национальном масштабе экономики утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления.

Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему звену.

Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего.

На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы выбора для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США – ближе к чистому рынку, а правительство играет опосредованную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

В Швеции государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансфертных выплат населению и увеличивая доходы малоимущим. Экономика Швеции представляет собой гибридную систему, а именно: 90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня доходов.

В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия, и профсоюзы. Профсоюзы оказывает существенное влияние на работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, существует не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы и одновременно опирался на свободные рынки.

Япония отличается высокоразвитым индикативным планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый из них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки. К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества решаются различными методами, основанными:

А) на традициях, обычаях;

Б) рыночных механизмах;

В) административно-командной системе.

В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено. Изменения, как правило, имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы, в силу соблюдения традиций и обычаев, трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью. В этих обществах функционирует натуральное хозяйство на основе общинной собственности.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом. Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате, все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства. Роль правительственного (централизованного) планирования отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В рыночной экономике проблемы «Что», «Как» и «Для кого» решаются, главным образом, с помощью системы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной и представляет собой иерархическую систему. Эту систему характеризует общественная собственность на средства производства и принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования. Все крупные хозяйственные решения, связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в, так называемом, едином государственном плане, а точнее – в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах. В этой системе промышленные предприятия, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикрепление поставщиков к потребителям. Кроме того, в национальном масштабе экономики утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления.

Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему звену. Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего.

На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы выбора для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США – ближе к чистому рынку, а правительство играет опосредованную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

В Швеции государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансфертных выплат населению и увеличивая доходы малоимущим. Экономика Швеции представляет собой гибридную систему, а именно: 90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня доходов.

В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия, и профсоюзы. Профсоюзы оказывает существенное влияние на работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, существует не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы и одновременно опирался на свободные рынки.

Япония отличается высокоразвитым индикативным планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.

Рациональное решение триады основных экономических проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства

Рыночная экономика - это такой тип хозяйства, где связь производителей и потребителей осуществляется посредством купли-продажи. В настоящее время существует несколько разновидностей рыночной экономики. Это социально - рыночное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика. Важнейшими критериями их разграничения являются: целевая направленность государственных программ, принципы регулирования экономики, доля государственного сектора в народном хозяйстве. О возможности формирования рыночной экономики есть и у России, что связано с появлением разных форм собственности и хозяйствования, наличием традиций регулирования и социальной направленности развития экономики, развитием рыночных отношений.

В рыночной экономике основные экономические проблемы решаются с помощью собственного механизма (спрос, предложение, цена, конкуренция). Однако, даже в условиях рынка свободной (совершенной) конкуренции не все проблемы разрешимы. А, следовательно, в экономические процессы должен вмешиваться еще какой-то механизм, кроме рыночного - государство.

Какие же проблемы не может решить рынок?

1. Обеспечивание экономики необходимым количеством денег. В любой момент в каждой стране в обращении должно быть строго определенное количество денег. Различают операционный спрос на деньги , связанный с затратами на товары и услуги, который зависит от цен на эти блага, их количество и скорости оборота денежных единиц; спекулятивный спрос , который зависит от средней нормы прибыли. банковского процента, курса акций, т.е. этот спрос на деньги связан с более выгодным их применением. И только государство,обладающее правом эммиссии денег, в состоянии обеспечить операционный спрос на деньги. Если Центральный банк не подчинен правительству, то он может обеспечить два вида спроса на деньги путем манипуляции банковским процентам.

2. Деятельность производителей и потребителей порождает внешние эффекты , которые влияют на всех граждан страны. Например, загрязнение окружающей Среды наносит вред всем людям, и без участия государства здесь не обойтись. Первым анализ внешних эффектов начал англ. экономист А. Пигу в Кембриджском университете, отсюда и пошло название “ налог Пигу”, “ эффект Пигу”.

3. Обеспечение населения “ общественными товарами” , которые предназначены для коллективного пользования и нужны всем без исключения: государственное управление, национальная оборона, охрана общественного порядка и др. Затраты на эти товары осуществляются из центрального (государственного) и местных бюджетов. Но государство должно установить такую плату (налоги) за них, чтобы они оказывали одинаковое влияние на материльное благосостояние всех граждан независимо от их доходов. К.Виксель (1851-1926) - один из видных экономистов шведской школы предложил устанавливать более высокие налоги для богатых и низкие - для бедных. Это вошло в мировую экономическую теорию и практику под названием “Критерий К.Викселя”. Речь шла о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая бы позволяла, во-первых, обеспечить поступление достаточных средств в госбюджет и, во-вторых, способствовала бы более справедливому распределению доходов населения.

Названные три функции государства типичны для свободного, совершенного рынка. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции, то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции, т.е. проводить антимонопольную политику; стимулировать развитие фундаментальных научных исследований и многое другое.

Регулирование экономики государство осуществляет посредством правовых, административных и экономических инструментов. Среди последних важное

6. Сущность, функции и типы рынка. Характеристика современного российского рынка.

Причины возникновения рынка таковы: общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, их самостоятельность. А кроме того, появлению рынка способствовала ограниченность всех ресурсов производства, что побуждает каждого искать пути повышения его эффективности.

С появлением денег рынок стали определять как форму товарного обмена, товарно-денежного обращения.

По субъектам рыночных отношений рынок можно определить как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи товаров.

Теперь понятие рынка расширяется, до представления его элементом воспроизводства совокупного общественного продукта. И рынок определяется как совокупность экономических отношений в сфере обращения продукта в товарно-денежной форме.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений между покупателями и продавцами, а также посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Через рыночные отношения реализуются экономические отношения субъектов рынка: продавцов и покупателей (производителей и потребителей). Первые стремятся при продаже товаров не только покрыть затраты на их производство и реализацию, но и получить прибыль; а вторые - удовлетворить платёжеспособный спрос, т.е. с наименьшими затратами более полно удовлетворить свои потребности.

Рынок выполняет множество функций , но наиболее важными являютсяследующие:

Информационная : рынок даёт информацию о состоянии экономики данного региона или страны в целом, в зависимости от вида рынка.

Ценообразующая: рынок как бы нивелирует индивидуальные затраты товаропроизводителей и признаёт лишь общественно необходимые затраты труда, обслуживающие рыночные цены.

Посредническая: рынок сводит производителей и потребителей и помогает каждому выбрать нужного партнёра.

Стимулирующая: рынок заставляет производителей постоянно совершенствовать производство, сокращать индивидуальные затраты до общественно необходимых, производить то, что нужно покупателю. Покупателей рынок заставляет заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретаемые товары.

Регулирующая: в ходе конкуренции рынок формирует соответствующую структуру экономики, т.е. даёт ответы на вопросы: что производить, как производить, для кого производить.

Созидательно-разрушительная: рынок не только поддерживает сбалансированность экономики, но и даёт сигнал о необходимости структурной перестройки хозяйства.

Санирующая: рынок как бы очищает экономику от неконкурентоспособных производителей и неплатёжеспособных покупателей и даёт дорогу жизнеспособным отраслям, предприятиям и платёжеспособным покупателям, потребителям.

Главные изменения в двенадцатом издании

При переработке двенадцатого издания мы имели в виду одну персону - Вас, начинающий студент. На каждой странице мы задавались вопросом: что является нужным в материале или в понятии, которые должны знать люди в XXI столетии? Какие экономические инструменты будут наиболее полезны для мужчин и женщин, вступающих в бизнес? На этих страницах приведен объективный обзор основных находок современной экономической мысли и споров на эту тему. Вы найдете мысли интеллектуальных гигантов - таких, как Адам Смит и Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс и Милтон Фридмен, Джеймс Тобин и Роберт Лукас.

Вы, возможно, читали в газетах о таких вещах, как ВНП, инфляция, безработица, ставка процента, торговый дефицит, экономическая дискриминация или трудовые союзы. Каждая из этих тем здесь тщательно исследована.

Глава П. Основные проблемы организации экономики

Любое общество, будь то полностью коллективизированной коммунистическое общество, племена южных островов, капита­листическое развитое государство, тайная община или даже пчелиный рой, сталкивается с тремя основными и взаимосвя­занными проблемами.

Какие товары должны быть произведены и в каком коли­честве? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот? Хлеб и виноград в нынешнем и будущем году или сегодня хлеб и предприятия по переработке винограда, а в следующем году хлеб с виноградным джемом?

Как эти продукты надо произвести? Кем, из каких ресур­сов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое производство? На


крупных частных корпорациях или на государственных фир­мах? Если нужны все виды, то в каких количествах каждый из них?

Для кого произведен продукт? Иначе говоря, как нацио­нальный продукт разделить между отдельными индивидами и семьями? Должны ли мы иметь общество, в котором мало бо­гатых и много бедных? Или такое, в котором доля продукта у всех одинакова? Приоритет мускулам или интеллекту? Должен ли ленивый хорошо питаться?



Эти три проблемы являются основными для всех экономических систем, но решаются они по-разному. Затраты и выпуск. Мы определили три главные задачи организации хозяйства. Было бы полезно перевести их на экономический язык. Часто говорят, что процессы имеют затраты и выпуск.

Затраты, или факторы производства, являются товарами ли услугами, которые используются фирмами в процессе производства. Затраты можно подразделить на три группы: земля (и другие естественные ресурсы), труд и капитал.

Традиции, инстинкт, приказ и рынок. В примитивных обществах традиции определяют поведение. “Что”, “как” и “для кого” производить, определяется традициями, передающимися от поколения к поколению. Другой экстремальный вариант - командная экономика, в которой государство принимает все решения по поводу производства и распределения. При этом государство может быть как диктатурой, так и демократией. Иной вариант - экономика капиталистических предприятий, или рыночная экономика. В ней сама система цен, рынков, прибылей и убытков определяет, “что”, “как” и “для кого”. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольшую прибыль (“что”), используют средства производства, которые требуют меньше затрат (“как”), потребление определяется заработной платой, доходом (“для кого”).

Ясно, что ни одна из этих систем не развивается в чистом виде. Различные общества представляют собой смешанную экономику с элементами рынка, команды и традиций. Никогда не было стопроцентной рыночной экономики (хотя Англия XIX в. была близка к этому). Сегодня в США государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развития образования, содержания полиции, регулирования бизнеса. Однако большинство решений в стране принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.


Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике

А. Рыночное решение основных экономических проблем

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики. При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет “смешанную экономику”, в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты - через администра­тивное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В ры­ночном механизме никто из индивидов или организаций созна­тельно не занимается решением триады экономических про­блем: “что”, “как” и “для кого”. Просто производители и по­требители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмот­рении видно, что рыночная система - система не хаоса и анар­хии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое обще­ство, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества - способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматичес­кий рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая


услуга. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообраз­ные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обес­печивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продав­цами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков эко­номике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них - “что производить” - определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая - “как производить” - определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья - “для кого производить” - обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.