Новые возможности «Тройки»: в столице разработают общегородскую билетную систему. Будет ли новая система удобной для пассажиров

Карта "Тройка", введённая Департаментом транспорта города Москвы весной 2013 года, была анонсирована как прорыв в области технологий. Прошло четыре года, а "Тройка", в отличие от гоголевской птицы-упряжки, никуда не несётся. Напротив, она скорее легла, чтобы съесть все деньги пассажиров. Потеря карты по-прежнему означает пропажу всех средств на ней, система валидаторов даёт осечки, а списание средств отследить практически невозможно.

В редакцию обратился москвич Илья Гордеев, который рассказал нам, что потерял карту "Тройка", заряженную на год. Стоимость такого тарифа - 18 200 рублей. В кассах и в администрации дептранса помочь ему отказались, несмотря на наличие чека. До этого Илья уже лишился суммы в пять тысяч рублей - тогда у него украли бумажник с проездным на три месяца. Невозможность восстановления карты по-прежнему остаётся главной претензией её держателей.

Пользователь не может как восстановить деньги в случае утраты карты, так и снять деньги, если передумал пользоваться услугами или случайно перевёл на неё больше, чем планировал.

Такую проблему легко бы решила персонификация "Тройки": чего проще привязать карту к своей фамилии и получить потом по паспорту дубликат проездного?! Но дептранс из года в год кормит москвичей обещаниями. План по персонификации карты, судя по сайту, должен был быть реализован ещё в 2014 году; но со временем рубрика "График нововведений" и вовсе исчезла с troika.mos.ru . Департамент задачу решил самым простым способом - удалением её из плана.

На сайте до сих пор значится некая мифическая "Привязка к мобильному", но это уже скорее некая декларация о намерениях, нежели план по техническим новациям; скорее всего, имеется в виду возможность внести деньги на карту через СМС. Но это вновь не для пользователей, а для увеличения финансового оборота метрополитена и наземного транспорта.

Ещё одна важная проблема - невозможность удалённого пополнения. Формально вариантов масса: хоть через банковскую карту, хоть виртуальными платёжными сервисами, хоть на сайте "Максимателеком", предоставляющем доступ к Wi-Fi в метрополитене. Но для получения денег на счёт в любом случае необходимо приложить карту к жёлтому валидатору в метро у касс. Что делать тем, кто ездит на наземном транспорте? Идти пешком до станции метро, прикладывать карту, возвращаться обратно и садиться в троллейбус? Или тратить деньги на проезд до подземки? В столице живут сотни тысяч людей, которые пользуются только автобусами или трамваями, и их эта проблема касается непосредственно.

Дополнительные опции вроде возможности записать модуль "Тройки" на социальную карту не исправляют ситуации. Уж не говоря о том, что один из партнёров этого проекта - УЭК - приказал долго жить в начале 2017 года.

Молчит Департамент транспорта Москвы и насчёт возможности детализации расходов с карты, как это сделано, например, в санкт-петербургском проездном "Подорожник".

Все перечисленные проблемы связаны в первую очередь с сутью карточки-проездного. Мнение, что она идентична социальной карте или даже подмосковному билету "Стрелка", ошибочно.

Разберём пластик на атомы.

По смысловому наполнению и архитектуре карта "Тройка" находится на уровне высокотехнологичного картона (вроде одноразовых проездных). Это самая простая технология семейства MIFARE - Ultralight. В ней нет операционной системы или криптографической защиты, как в старших смарт-картах; только программное обеспечение, ускоряющее работу.

Как отметил представитель завода "Микрон", выпускающего билеты для общественного транспорта Москвы, Алексей Дианов, "карта "Тройка" - нечто между картоном и продвинутой смарт-картой".

Отсутствие программной защиты и соблюдения правил обращения с персональными данными, предполагаемые продвинутым стандартом Ultralight , сделали проездной таким, какой он есть сейчас: без привязки к личности, без возможностей сохраниться или пополнить счёт карты автоматически. Зачем департамент транспорта сулил москвичам невероятные функции, на которые карта технологически неспособна, остаётся загадкой.

При этом не стоит заблуждаться насчёт того, что такие сервисы в России в принципе недоступны. Подмосковная "Стрелка" является полноценной продвинутой смарт-картой с криптографической защитой и цифровой подписью; на ней есть операционная система, куда крепятся приложения на Java. "Стрелка" обладает файловой системой и расширенной памятью, куда можно записать множество шифрованных данных. Специалисты сравнивают эту карту с компьютером, тогда как "Тройку" называют пренебрежительно калькулятором.

Другие крупные города России следуют общемировым трендам введения бесконтактной оплаты. Среди удачных примеров эксперты называют проект "ЕКАРТА", введённый в Екатеринбурге почти десять лет назад (ощутимо раньше, чем столичная "Тройка"). Эта система позволяет пассажиру самому выбрать вариант использования пластика: либо проездной на определённый период времени, либо электронный кошелёк, со счёта которого списываются средства по количеству совершённых поездок.

Ещё один неплохой вариант реализации, по оценке Александра Рыжкова из Центра исследований транспортных проблем мегаполисов, - карта жителя Татарстана, которая выполняет функции не только проездного, но даже медицинского страхового полиса или купона на скидку в некоторых магазинах.

Почему была выбрана подобная архитектура карты "Тройка", остаётся не вполне понятным. Департамент транспорта Москвы отвечать не стал.

Вероятно, чиновники даже не собирались воплощать в жизнь обещанное; либо они просто не знали, с какими технологиями имеют дело, а прежние и нынешние обещания - всего лишь идеи, которые озвучиваются без какой-либо оглядки на реальность.

А значит, москвичи продолжат терять свои билеты и деньги.

Карта «Тройка» станет персональной: пассажиры получат доступ к своему счету по аналогии с банковским или мобильным. Как сообщили в Московском метрополитене, вскоре карту можно будет привязать к личному кабинету, а через него - проверять и пополнять баланс, блокировать «Тройку» и переносить остаток на другую карту.


Сейчас мало просто перевести деньги на «Тройку» онлайн, их нужно активировать через терминал в подземке. Это довольно сложно, рассказал председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. По его мнению, новая система будет гораздо удобнее для пассажиров, хотя она несет для них определенные риски: «Конечно, как только появляется электронный кабинет или кошелек, возникает еще одна точка для атак. То есть вот сейчас, если у вас есть карточка, на которой 100 руб., то их никак не украсть. Но как только появляется личный кабинет, теоретически возникает и возможность что-нибудь с этой картой сделать.

Но я думаю, что это такая параноидальная идея, потому что вряд ли из-за баланса в 30-100-200 руб. кто-то будет пытаться взламывать систему.

Поэтому, в принципе, затея, наверное, хорошая, и она будет востребована у какого-то количества людей».

Как сообщали в мэрии, за пять с лишним лет в Москве продали почти 18 млн карт «Тройка». Сегодня с ее помощью оплачивается не менее 80% поездок на московском транспорте. Причем продажи этих карт активно растут, что связывают, в частности, с расширением зоны платной парковки. Недавно сразу две карты «Тройка» были замечены в дамской сумочке блогера, бывшей представительницы движения «Наши» Кристины Потупчик. В программе Ксении Собак она согласилась показать, есть ли у нее с собой наличные, и выложила содержимое сумки.

В тестовом режиме персонализированная «Тройка» будет действовать параллельно с той, что существует сейчас. Руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов считает, что после внедрения новой карты отслеживать перемещение конкретных пассажиров станет проще: «Можно будет отслеживать маршрут человека, с одной стороны. С другой, - надо понимать, что даже сейчас, когда карточки фактически не персонифицированы, но люди ими всегда пользуются, можно сопоставить данные. Потому что камеры есть практически везде. К примеру, если пассажир заходит в автобус, и он какой-то безымянной карточкой провел по считывателю, все равно понять, кто этот человек, можно без особых сложностей. Поэтому, с одной стороны, можно говорить о какой-то привязке конкретного человека к "Тройке" и составлении карты его перемещений, но в то же время надо понимать, что даже сейчас, когда карточки безымянные, все равно можно при желании это делать».

Сейчас при утере карты «Тройка» восстановить карту и вернуть с нее деньги невозможно. Не исключено, что такая опция появится в будущем.

Карту можно будет привязывать к аккаунту в личном кабинете, полностью контролировать счет и пополнять баланс без дальнейшей активации средств через терминал.

В столичном городском транспорте появится новая билетная система . Она предусматривает персонализацию карты «Тройка» и ее интеграцию с билетными системами других регионов.

«Архитектура программного обеспечения устарела. Чтобы предоставить пассажирам современный сервис оплаты проезда, мы хотим создать новую единую билетную систему. Ее основные преимущества — персонализация карт “Тройка”, индивидуальные предложения в рамках программы лояльности и поддержка корпоративных клиентов», — рассказал первый заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов.

Метрополитен уже объявил конкурс на разработку общегородской билетной системы. Ее создание займет год, внедрение — еще полтора. Новая система будет обрабатывать более шести миллиардов транзакций в год.

С ее вводом «Тройку» можно будет привязать к аккаунту в личном кабинете . Пассажиры получат полный контроль над своим счетом (по аналогии с банковским или мобильным). Они смогут узнать баланс карты, заблокировать ее, а остаток на счете перенести на другую карту. Во время пилотной эксплуатации и внедрения новая билетная система будет работать в тестовом режиме параллельно с действующей.

«Тройку» можно будет пополнить онлайн без дальнейшей активации средств через желтый информационный терминал, а также через приложение «Метро Москвы». С помощью приложения на карту можно будет записать все виды билетов .

В новой системе заложена возможность интеграции с билетными системами других регионов.

Дополнительные сервисы сделают более удобным обслуживание корпоративных клиентов метро. Открыв один расчетный счет, организация сможет обеспечить билетами для проезда в общественном транспорте всех сотрудников.

После обновления билетной системы карта «Тройка» станет универсальным платежным инструментом . Пассажиры смогут оплачивать проезд в любом виде общественного городского транспорта, а также расплачиваться за услуги других сервисов.

Транспортная карта «Тройка» позволяет одним пластиковым носителем рассчитываться за проезд во всех наземных видах транспорта, в метро и пригородной электричке. Из-за ежедневной эксплуатации нередко бывают случаи, когда карточка теряется, портится или просто в связи с постоянным использованием приходит в негодность. Как быть в таких случаях?

Как восстановить «Тройку» при утере?

Если карта «Тройка» не персонализирована, то восстановить и даже просто заблокировать ее невозможно. Если же утерянная карта была закреплена за определенным пассажиром, например, школьниками и студентами, то ее возобновление возможно путем перевыпуска. Владелец карты должен обратиться в ту организацию, где он оформлял потерянный проездной. Получив новую карточку, пассажиру нужно посетить Сервисный центр транспортных средств г. Москва, чтобы на ней возобновили все сервисы с потерянного пластика.

Как действовать при неисправности карточки?

При неисправности карты и в случае отсутствия видимых повреждений (сгибов, заломов, отверстий и т.д.) можно отдать ее на экспертную оценку состояния в любой кассе метро. Время, которое отводится на проведение исследования, зависит от билетов, записанных на карте:

  • 5 дней, при условии, что на «Тройке» нет абонементов для пользования пригородными электричками либо проездных исключительно для наземных транспортных средств. Экспертизу проводят в лаборатории московского метро;
  • десять дней, если указанные выше абонементы есть, тогда карточка передается на экспертизу в Центр кодирования и восстановления проездных Мосгортранса.

При этом действие проездных увеличивается на срок экспертной оценки состояния, но временная карта взамен не выдается.


Если же на карте есть видимые повреждения, то нужно приобрести новую и предоставить обе карточки в любой Сервисный центр средств передвижения г. Москва, где с неработающего пластика перенесут все записанные тарифы на новый.

Возможно ли снять средства с «Тройки»?

Вернуть деньги можно лишь в случае внесения денег на билет «Кошелек», делается это по заявлению владельца проездного наличным или безналичным способом, на протяжении месяца со дня подачи бланка с соответствующим прошением в Сервисный центр средств передвижения г. Москва. Вернуть деньги за другие неиспользованные абонементы невозможно.

Персонализированные карты «Тройка» для проезда на городском транспорте в Москве должны появиться в конце 2018 - начале 2019 года. Но для запуска потребуется масштабное обновление всей билетной IT-инфраструктуры метро

Максим Ликсутов (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

Персонализированная карта «Тройка» для проезда на городском транспорте появится в конце 2018 — начале 2019 года, рассказал в интервью телеканалу РБК заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов.

«Мы очень хотим это сделать. Но у нас есть, к сожалению, проблема, что наша IT-платформа для всей билетной инфраструктуры очень старая. Мы тестировали неоднократно возможности дополнительных обращений в эту систему запросов, связанных с персонализацией. И пока понимаем, что нам надо сначала обновить и подготовить билетную IT-инфраструктуру, — рассказал Ликсутов. — Поэтому в этом году и в следующем мы будем заниматься обновлением. Просто раньше мы это не успеем сделать».

По его словам, для обновления билетной IT-инфраструктуры Московского метрополитена будет проведен конкурс. «Пока даже конкурсной документации нет, но мы уже близки к этому. Нам нужно сформулировать техническое задание, и это очень серьезная тема, — говорит Ликсутов. — Это вопросы кодирования современных систем, обмена информацией. Мы хотим заложить такую базу, которая позволит нам развиваться и в будущем. Вплоть до того, чтобы в большей степени учитывать распространение смартфонов, чтобы платежи были через беспроводные сети, например». «У нас сейчас это работает, но хотим более активно этим заняться», — отметил он.


Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Персональный контакт

Бесконтактная транспортная карта «Тройка» появилась в Москве еще в 2013 году. Практически сразу после запуска проекта московские власти стали говорить о ее возможной персонализации, которая позволила бы закрыть значительный пробел системы: в случае ее утраты пользователь не может восстановить или вернуть внесенные на карту средства. По данным департамента транспорта Москвы, только в 2016 году было выдано 10,716 млн карт, и более 60% проходов в общественном городском транспорте проходило с использованием «Тройки». ​

По оценке руководителя коммерческой дирекции компании «Астерос», которая занимается построением IT-инфраструктуры, Юрия Мазурова, объем инвестиций в модернизацию билетной инфраструктуры метро может составить миллиарды рублей. «Во-первых, сейчас используются устаревшие терминалы для покупки билетов и пополнения транспортных карт. Во-вторых, форматы работы билетов немного устарели, что зачастую ведет к медленной работе и скорости обслуживания пассажиров при покупке билетов. В-третьих, довольно слабо распространены системы прямых платежей за проезд с банковских карт, терминалы самообслуживания по аналогии с супермаркетами, а также полностью отсутствуют форматы мобильных платежей, такие как Apple Pay и Android Pay. Соответственно, основной упор будет делаться на технологические решения, которые позволят снять перечисленные ограничения», — описывает Мазуров основные задачи модернизации.

Он также отмечает, что модернизация IT-инфраструктуры сможет повысить безопасность метро. «Интеграция с билетной системой и возможности персонализации билетов позволят не только повысить уровень безопасности в метро, но вкупе с другими городскими и партнерскими системами обеспечат пассажиров дополнительными услугами и привилегиями», — говорит Мазуров.

Модернизация IT-инфраструктуры в таком крупном пассажироперевозчике — сложная техническая задача, отмечает руководитель направления инфраструктурных решений КРОК Иван Шумовский. «Метрополитен обладает высокой плотностью пассажиропотока и ежедневно перевозит свыше 6-8 млн человек. Кроме того, помимо внедрения собственно IT-инфраструктуры может понадобиться решить целую массу смежных специфических задач, связанных, например, с требованиями по безопасности, взаимодействию с прикладными системами, бизнес-требованиями», — говорит Шумовский.