Как осуществляется обязательное социальное страхование. Фомс предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования

ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, 16.07.99, №167

— часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

Страховой случай — событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования;

Страховой стаж суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

На сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует определение обязательного государственного страхования. Чтобы его сформулировать, необходимо подробно рассмотреть основные признаки такового.
В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства. Данный признак полностью соответствует сущности обязательного страхования как такового и в полной мере соотносится со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Защита социальных интересов граждан находит свое выражение прежде всего в защите их имущественных интересов, поскольку застрахованные лица при наступлении страхового случая приобретают право на получение страхового возмещения, которое выражается исключительно в денежном эквиваленте. Учитывая то обстоятельство, что застрахованными по обязательному государственному страхованию наряду с судьями Российской Федерации являются практически все государственные служащие, в том числе проходящие службу в правоохранительных органах, а также лица, состоящие на военной и приравненной к ней службе, все эти лица представляют собой значительную часть населения страны, в связи с чем их интересы вполне разумно признать в качестве социальных.
Более того, служащие государственных органов всех ветвей власти Российской Федерации представляют собой основу государственного аппарата страны, без функционирования которого невозможно существование ни одного без исключения государства в мире.

В связи с этим последнее в особой степени заинтересовано в обеспечении указанной категории лиц всеми видами защиты, в том числе и страховой. От уровня социальной защиты государственных служащих, элементом которой выступает и обязательное государственное страхование, напрямую зависит эффективность их повседневной работы, а соответственно и стабильность функционирования различных государственных и общественных институтов, поэтому защита этой категории лиц осуществляется и в интересах государства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета. Данный признак является ключевым в определении рассматриваемого вида страхования в качестве государственного. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 936 ГК РФ, обязательное страхование осуществляется за счет страхователя. Однако, учитывая социальную значимость обязательного государственного страхования, его осуществление государство производит за счет собственных средств.
Указанный механизм реализации рассматриваемого вида страхования позволяет некоторым авторам поставить под сомнение его гражданско-правовую природу. Так, например, Ю.Б. Фогельсон в комментарии к ст. 969 ГК РФ высказал мнение, что «обязательное государственное страхование осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства по своему правовому положению не являются объектами гражданского оборота, так как их оборот регулируется нормами финансового, а не гражданского права. Страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы. В тех случаях, когда страховщиками являются государственные организации, весь оборот денежных средств регулируется не гражданским, а специальным финансовым правом. Следовательно, и отношения по обязательному государственному страхованию являются в основе своей не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми, и нормы гражданского права применимы к ним лишь в тех случаях, когда обязательное государственное страхование осуществляется на основе договоров» <2>.
———————————
<2> Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 205 — 206.

Приведенные положения вызывают некоторые возражения. Прежде всего следует указать на то, что бюджетные средства не исключены из гражданского оборота. В противном случае не могли бы быть признаны субъектами гражданского права и соответственно сторонами в гражданских правоотношениях ни, вопреки гл.

4 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, ни, вопреки гл. 19 ГК РФ, учреждения и казенные предприятия. Во-вторых, следует учесть, что, по крайней мере, граждане, в пользу которых заключен соответствующий договор, в финансовых отношениях вообще не состоят, а отношения между страхователем и страховщиками в качестве сторон договора страхования независимо от предшествующих им отношений сами по себе являются обычными гражданско-правовыми <3>.
———————————
<3> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. С. 664.

Очевидно, что обязательное государственное страхование представляет собой комплексное образование, в котором наряду с гражданско-правовыми отношениями находят свое выражение и трудовые, и административные, и, безусловно, финансово-правовые отношения. Последние находят свое выражение при выделении средств из бюджета на финансирование системы обязательного государственного страхования, тем самым качественным образом определяют его рассматриваемый признак. Вместе с тем значительная часть отношений по обязательному государственному страхованию, в частности между страхователем и страховой организацией, между страховой организацией и застрахованным лицом по поводу выплаты страховой суммы, носят частноправовой характер и регулируются нормами гражданского права. Это обусловлено тем, что для страховщика осуществление такого вида страхования не является обязательным, он действует в своих частных интересах (извлечение прибыли), реализуя частную правосубъектность <4>.
———————————
<4> См.: Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права.

2006. N 2. С. 57.

Еще одним признаком обязательного государственного страхования является особый состав застрахованных лиц. Пункт 1 ст. 969 ГК РФ содержит указание на то, что данный вид страхования распространяется на государственных служащих определенных категорий. Понятие государственного служащего в действующем законодательстве отсутствует, вместе с тем ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <5> закрепляет определение государственных должностей Российской Федерации и ее субъектов, под которыми понимаются должности, устанавливаемые Конституцией РФ <6>, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Именно к таким должностям согласно главе 7 Конституции РФ относятся и должности судей Российской Федерации.
———————————
<5> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<6> Российская газета. 1993. 25 декабря.

Пункт 1 ст. 969 ГК РФ в качестве объектов обязательного государственного страхования называет жизнь, здоровье и имущество государственных служащих, определяя тем самым как личный, так и имущественный характер данного вида страхования. Вместе с тем, как показывает практика, в отношении далеко не всех категорий государственных служащих наличествует полный набор указанных объектов страхования.
Так, например, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» <7> объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц.
———————————
<7> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

В отличие от вышеуказанной категории лиц по обязательному государственному страхованию судей страхуются не только их жизнь и здоровье, но и, как это предусматривает ст. 969 ГК РФ, имущество, охватывая тем самым полный объектный состав данного вида страхования.
Существенным признаком обязательного государственного страхования является его осуществление непосредственно на основании законов и иных правовых актов (п. 2 ст. 969 ГК РФ). Данный признак подчеркивает обязательный характер этого вида страхования и выражает собой наличие в нем публично-правовых начал.
Данное обстоятельство позволяет некоторым авторам ставить под сомнение гражданско-правовую природу обязательного страхования в принципе. Вместе с тем наличие частноправовых элементов как в обязательном страховании, так и в обязательном государственном страховании подтверждается таким его признаком, как осуществление последнего хотя и в силу закона, но на основании договора. Это положение вытекает из п. 1 ст. 936 и п. 2 ст. 969 ГК РФ. «Обязательство страхования, которое возникает из закона, не может рассматриваться как особый вид страхования уже потому, что подлинные отношения страхования начинаются лишь с заключения договора. В случаях обязательного страхования заключение договора означает прекращение вытекающего из закона обязательства вследствие его исполнения» <8>.
———————————
<8> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 652.

Более того, в юридической литературе встречается мнение о том, что обязательное страхование всецело является частноправовым институтом. Так, например, по мнению М. Суворовой, обязательное страхование полностью относится к области частного права, так как, если какой-либо правовой институт основан на принципах частного права и входит в его систему, он не может одновременно относиться к публично-правовой сфере. Принцип обязательности «не оказывает влияния на характер правового регулирования частных отношений по страхованию и не изменяет их содержания. Цель обязательного страхования — защита частных интересов, исходя из конкретной экономической или политической обстановки» <9>.
———————————
<9> Суворова М.Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1977. N 4. С. 135.

Законодатель стремится к включению договора страхования в сферу гражданского права, особенно в тех случаях, когда он является гражданско-правовым средством защиты частных интересов в гражданском обороте <10>. По мнению Ю. Фогельсона, даже когда заключение договора обязательно для обеих его сторон и условия договора определяются нормативным актом, обязанность по выплате возникает, только если договор страхования заключен. Содержание этой обязанности также может уточняться по воле сторон, если эти уточнения не противоречат типовым правилам <11>.
———————————
<10> См.: Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1985; Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.
<11> См.: Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 43.

Таким образом, представляется, что наличие публично-правовых начал в отношениях по обязательному страхованию неоспоримо и проявляется в императивном подходе со стороны законодателя к установлению страхования наиболее социально значимых имущественных интересов. Однако говорить о том, что обязательное страхование не является институтом гражданского права, недопустимо. В отношениях по обязательному страхованию следует руководствоваться теми же гражданско-правовыми принципами, что и при других частноправовых договорных конструкциях <12>.
———————————
<12> См.: Рассохин В. Принципы правового регулирования обязательного страхования // Хозяйство и право. 2010. N 5. С. 24.

Именно договор является основанием возникновения страхового правоотношения по обязательному государственному страхованию, норма права же выступает в качестве предпосылки его возникновения. «Закон стоит над каждым правоотношением, признавая те или иные факты в качестве основания движения правоотношения» <13>, поэтому основанием возникновения страховых правоотношений может быть как юридический факт, так и сложный фактический состав, главным из которых для обязательного государственного страхования является заключение соответствующего договора, поскольку он носит конкретизирующее по отношению к норме права значение и определяет стороны договора (страховщика, страхователя), застрахованных лиц, срок осуществления данного вида страхования, размеры страховых взносов и другие условия.
———————————
<13> Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181.

Еще одним признаком рассматриваемого вида страхования, подтверждающим его обязательный характер, является то обстоятельство, что последнее оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании (п. 3 ст. 969 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <14> оплата страхователем страховых услуг страховщику устанавливается в виде страховых премий, под которыми понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
———————————
<14> Российская газета. 1993. 12 января.

Согласно п. 4 ст. 969 ГК РФ правила, предусмотренные главой 48 «Страхование», применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании. Это положение подтверждает мнение о том, что рассматриваемый вид страхования является разновидностью обязательного страхования, в связи с чем к нему сначала применяются специальные нормы о нем самом, затем правила ГК РФ об обязательном страховании и только потом общие правила главы 48 ГК РФ о страховании.
Рассмотренные признаки обязательного государственного страхования позволяют сформулировать его определение, которое в действующем законодательстве отсутствует, хотя представляется весьма полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Обязательное государственное страхование — совокупность общественных отношений, возникающих между федеральными органами государственной власти (страхователями) и страховыми организациями различных организационно-правовых форм (страховщиками) на основе договора страхования, заключаемого в силу закона в целях обеспечения страховой защиты жизни, здоровья и имущества различных категорий граждан, представляющих особо важное значение для государства, за счет средств соответствующего бюджета.

Литература

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг.

М.: Статут, 2003. С. 664.
2. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181.
3. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.
4. Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1985.
5. Рассохин В. Принципы правового регулирования обязательного страхования // Хозяйство и право. 2010. N 5. С. 24.
6. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 57.
7. Суворова М.Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1977. N 4. С. 135.
8. Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 43.
9. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 205 — 206.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Соціальне страхування

Соціальне страхування — це розроблена і реалізується державою система підтримки непрацездатних і престарілих громадян за рахунок коштів державного страхового фонду, а також приватних або колективних страхових фондів. Іншими словами, соціальне страхування являє собою систему відносин, що склалися, спосіб перерозподілу національного доходу, при якому особи, які не беруть участі в суспільній праці, отримують утримання із спеціальних фондів. Джерелами формування фондів соціального страхування є державні дотації, а також страхові внески, які сплачують працюючі громадяни та роботодавці.

Соціальне страхування є формою соціального захисту економічно активного населення від різних ризиків, пов’язаних із втратою роботи, працездатності та доходів, на основі колективної солідарності відшкодування збитків. Особливістю соціального страхування є його фінансування із спеціальних позабюджетних фондів, які формуються за рахунок цільових внесків роботодавців і працівників за підтримки держави. Соціальне страхування побудована на певній залежності величини страхових виплат від величини трудового вкладу та страхового стажу.

Найважливіша економічна функція соціального страхування полягає у створенні необхідних умов для відтворення трудових ресурсів. Разом з тим соціальне страхування — це невід’ємна частина політики держави в соціальній сфері, воно сприяє забезпеченню соціальної справедливості в суспільстві, створенню і підтримці політичної стабільності.

За допомогою соціального страхування суспільство вирішує наступні завдання:

— формує грошові фонди, з яких покриваються затрати, пов’язані з утриманням непрацездатних та осіб, що не беруть участі в трудовому процесі;

— забезпечує необхідну кількість і структуру відтворення трудових ресурсів;

— скорочує розрив у рівні матеріального забезпечення працюючих і непрацюючих членів суспільства;

— домагається підвищення життєвого рівня різних соціальних груп населення, не залучених до трудового процесу.

Система соціального страхування, з одного боку, покликана забезпечувати профілактику, відновлення і збереження працездатності працівників, включаючи проведення оздоровчих заходів та перепідготовки; а з іншого — гарантує матеріальне забезпечення осіб, що втратили працездатність або не мали її.

Матеріальною основою соціального страхування виступають відповідні фонди з характерними для них напрямками використання. Суспільно значущий характер фондів соціального страхування та принцип солідарної участі працівників і роботодавців у їх формуванні визначає специфіку управління ними. Ці фонди функціонують на засадах самоврядування і некомерційного господарювання.

Соціальне страхування існує у двох формах: обов’язкового і добровільного страхування . Співвідношення цих форм по-різному для різних країн і етапів розвитку страхування.

Обов’язкове соціальне страхування є особливою різновидом державних соціальних гарантій, які забезпечуються через цільові позабюджетні (державні чи суспільні) фонди. Тут реалізується принцип неповного самофінансування. У разі дефіциту даних фондів держава надає їм допомогу з коштів держбюджету. Таким чином, воно виступає гарантом фінансової стійкості цих фондів і реалізації програм обов’язкового соціального страхування. Ця обставина часто стає приводом у сучасній Росії для спроб консолідації фондів обов’язкового соціального страхування в держбюджет. Останнє означатиме, що соціальне страхування втратить свою специфіку і розчиниться в загальній системі соціального забезпечення.

Виділяються два види обов’язкового соціального страхування: 1) обов’язкове загальне страхування; 2) обов’язкове професійне страхування.

Загальне обов’язкове страхування поширюється на всіх без винятку осіб, які працюють за трудовим договором або контрактом.

Обов’язкове професійне страхування поширюється на осіб, зайнятих на роботах, пов’язаних із підвищеним травматизмом, особливо небезпечними та несприятливими умовами праці.

4. Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых случаев.

Рівень страхових внесків при обов’язковому професійному страхування вище, ніж при обов’язковому загальному страхування, і відповідно, вищий рівень матеріального забезпечення.

Добровільне соціальне страхування будується на принципах колективної солідарності та взаємодопомоги при відсутності страхової підтримки держави (держбюджету). Його відмінними рисами є демократизм управління страховими фондами, найбільш повна реалізація принципу самоврядування, соціальне партнерство роботодавців і найманих працівників, тісна залежність страхових виплат і програм від рівня доходів страхувальників.

Недостатній рівень державних гарантій у системі обов’язкового соціального страхування і високий рівень доходів страхувальників сприяє тому, що фонди добровільного соціального страхування розглядаються не як альтернатива, а як доповнення до обов’язкового страхування. Взаємне доповнення цих фондів дозволяє недоліки одного виду страхування компенсувати перевагами іншого.

Поняття соціального страхування, таким чином, охоплює різні форми суспільного (державного або обов’язкового, і добровільно-громадського) страхування населення від різного роду соціальних ризиків, пов’язаних із втратою роботи, працездатності та доходів.

Крім цього в ринковій економіці існують різноманітні форми приватного страхування від соціальних ризиків, що є різновидом добровільного особистого страхування громадян. Воно здійснюється за рахунок внесків фізичних та юридичних осіб, приватними страховими компаніями, пенсійними фондами. Тут діють принципи ринкової еквівалентності індивідуальної оцінки соціального ризику, залежності розміру відшкодування від індивідуальної платоспроможності застрахованої особи, тісного взаємозв’язку програми страхування з розміром індивідуального внеску застрахованої особи. На приватному ринку страхування від соціальних ризиків працюють головним чином комерційні страхові компанії.

Таким чином, у розвинутій ринковій економіці система страхування від соціальних ризиків включає державні, добровільно-суспільні (колективні) і приватні інститути, комерційні і некомерційні організації. Подібне її побудова дозволяє забезпечити гарантований соціальний захист громадян від імовірних причин втрати працездатності та доходів, так і найбільш повне задоволення попиту різних категорій населення на послуги страхування від соціальних ризиків.

Перелічимо найважливіші види соціального ризику , що ведуть до втрати працездатності та доходу: 1) хвороба; 2) виробнича травма; 3) професійне захворювання; 4) нещасний випадок; 5) материнство і дитинство; 6) безробіття; 7) старість; 8) смерть годувальника.

Зазначеним ризикам відповідають певні види соціального страхування. Особливість соціальних ризиків полягає в крупномасштабности їх виникнення і високої значимості наслідків для особистості і суспільства в цілому (наприклад, безробіття веде до росту захворюваності, злочинності, розпаду сімей і т. д.). Масовість їх виникнення в період економічної кризи, епідемії або війни на ринку особистого страхування може викликати банкрутство приватних страхових інститутів.

З розвитком суспільства роль соціального страхування значно зростає, що обумовлено збільшенням охоплення населення обов’язковим соціальним страхуванням, переходом від державного соціального забезпечення до сучасних систем соціального захисту населення, розвитком демократії та посиленням соціального захисту найважливіших прав людини, розширенням програм соціального страхування, зростанням рівня виплачуваних пенсій, допомог і якості наданих соціальних послуг, підвищенням їх вартості і зростанням реальних доходів населення.

У соціально-політичному аспекті обов’язкове соціальне страхування являє собою спосіб реалізації конституційних прав громадян на матеріальне забезпечення в старості, в разі хвороби, материнства, повної або часткової втрати працездатності, втрати годувальника, безробіття.

Розміри одержуваних коштів при цьому залежать від величини трудового (страхового) стажу, заробітної плати, ступеня втрати працездатності регулюються чинним законодавством.

Фонди соціального страхування утворюються за рахунок трьох джерел: 1) страхових внесків працівників; 2) внесків роботодавців; 3) субсидій держави.

Внески застрахованих працівників представляють собою пряме вирахування з доходу. По суті, це цільовий прибутковий податок. Ставка внеску встановлюється у відсотках до валового заробітку і є в більшості випадків пропорційної незалежно від величини доходу. При цьому передбачається річна максимальна сума внесків або максимальний дохід, до якого застосовується ставка.

Внески з підприємців стягуються у відсотках не від загального фонду заробітної плати зайнятих, а від заздалегідь встановленої максимальної сумарної заробітної плати, тобто суми, що перевищує цей максимум, не враховуються.

Державні субсидії включають в себе внески у фонди обов’язкового соціального страхування за непрацюючих громадян, військовослужбовців та держслужбовців, дотації на покриття дефіциту цих фондів і податкові пільги.

Кошти обов’язкового соціального страхування використовуються у вигляді грошових виплат, фінансування соціальних послуг та надання пільгових благ . Основними як за соціально-економічним значенням, так і за обсягом ресурсів є грошові виплати. Вони представлені пенсіями і посібниками, яким властива цільова спрямованість за характером використання та контингенту отримувачів.

По лінії соціального страхування фінансуються послуги закладів охорони здоров’я і соціального забезпечення, санаторно-курортних організацій по відновленню працездатності, проведення оздоровчо-профілактичних заходів, професійних навчальних закладів та ін

Особливість пільгових благ як форми використання засобів соціального страхування полягає в тому, що їхнє призначення пов’язане з отриманням конкретного матеріального блага або послуги. В силу цього пільгові блага займають проміжне положення між натуральним і грошовим розподілом. Це визначає таку рису пільг, як додатковість, тобто можливість збільшення споживчих можливостей окремих груп населення (пільгові рецепти, путівки та ін).

Класифікація виплат і послуг за функціональним призначенням передбачає їх розподіл за трьома групами:

1. Виплати і послуги, що мають на меті підтримати життєдіяльність людини: пенсії за віком, інвалідності, у зв’язку з втратою годувальника, допомоги по тимчасовій непрацездатності, по вагітності та пологах, утримання в будинках престарілих та ін.

2. Виплати і послуги, зумовлені додатковими витратами у зв’язку з народженням і вихованням дітей: допомога у зв’язку з народженням дитини, оплата відпусток по догляду за нею до досягнення певного віку, допомоги на дітей.

3. Виплати і послуги, що мають мету відновити працездатність, пов’язані з медичною реабілітацією, навчанням і перенавчанням інвалідів, безробітних, жінок, які повертаються до трудової діяльності після декретної відпустки.

Укажите финансовые механизмы, соответствующие двум моделям социальной защиты

1) социальное страхование – предусматривает создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей.

Социальное страхование, его понятие и виды

Финансирование осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов работодателей и работников, с возможным участием государства. Так как участие в социальном страховании обязательно, то социальное обеспечение охватывает практически всех трудящихся и членов их семей. Право лица на пособие основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости. Уровень взносов и выплат прямо связан с его прежним и настоящим заработком

2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума. Финансируется за счет бюджетов разных уровней, охват нуждающихся лиц – в соответствии с законодательствам выплаты и другие виды помощи производятся определенным категориям нуждающихся после обследования их материального состояния, цель предоставления помощи – доведение уровня доходов граждан до определенного прожиточного минимума с учетом ряда факторов. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц. Размер пособия и другие формы помощи не связаны с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни.

В РФ принципы социального страхования гарантированы Конституцией.

Принципы социального страхования РФ:

§ Устойчивость финансовой системы социального страхования, т.е. соответствие страховых обязательств средствам обязательного социального страхования

§ Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность гарантий для застрахованных лиц

§ Государственные регулирование и гарантия соблюдения прав застрахованных лиц независимо от финансового положения страховщика

§ Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в процессе управления системой социального страхования

§ Общественный контроль

§ Автономность финансовой системы социального страхования

Организация системы социального страхования РФ:

§ Организационно-правовая форма – государственные социальные внебюджетные фонды.

ü Порядок формирования и использования ГВФ регулируется налоговым и бюджетным законодательством

ü Бюджеты ГВФ рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с законом о федеральном бюджете

ü При каждом ГВФ существует финансово-кредитное учреждение – организация, призванная управлять денежными средствами фонда

ü Согласно Бюджетного кодексу, ГВФ – фонды денежных средств, организуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь:

o Пенсионный фонд РФ

o Фонд социального страхования РФ

o Фонды обязательного медицинского страхования

§ Источники доходов ГВФ:

ü Обязательные платежи (налоги либо страховые взносы)

ü Другие доходы (бюджетные средства, средства от размещения временно свободных средств, добровольные источники, прочие источники, не запрещенные законодательством)

§ Основной источник – ЕСН.

ü Плательщики – юридические и физические лица.

ü Объект налогообложения – вознаграждение физическим лицам по договорам, а также доходы от предпринимательства.

ü Регрессивная шкала ставок налога, в зависимости от размера выплачиваемого вознаграждения.

ü Налоговые поступления зачисляются в доходы федерального бюджета, затем часть идет в бюджет Пенсионного фонда

12Следующая ⇒

Страхование – это совокупность мер государства по защите людей от внезапных происшествий, из-за которых человек может потерять возможность зарабатывать деньги. Есть целый ряд законов, суть которых нацелена на обеспечение правовых и финансовых гарантий, когда у обычного человека возникают изменения материального характера: он подорвал здоровье и требуется непрерывное лечение; из-за травмы на заводе стал инвалидом; сократили, или наступили времена безработицы; семья потеряла кормильца. В таких и подобных случаях застрахованный российский гражданин имеет право на возмещение вреда, причиненного негативными действиями. При наступлении страхового случая пострадавшему выплачивается сумма в определенном размере.

Нормативные документы, утверждающие, регулирующие и контролирующие распределение средств между трудоспособными жителями страны – и есть система обязательного социального страхования. Сюда входят внебюджетные организации и фонды, которые проводят политику среди трудящихся. Главной инстанцией является Фонд социального страхования (ФСС). Он определяет пути оберегания от рисков, как основного критерия страховой сферы.

Управление

Можно сказать, что данным комплексом управляет государство, а главная управленческая роль принадлежит Президенту страны, при этом он не вторгается в деятельность фондов, поскольку их наполняют обычные компании, а запасы поступают за счет гражданских уплат.

Главные внебюджетные фонды, осуществляющие страхование в России:

  • ФФОМС,

Координация происходит на трех уровнях::

  • фонды, созданные государством;
  • территориальные организации;
  • административные единицы.

Такое управление гарантирует эффективное выполнение государственной политики в сфере социального обеспечения.

Виды социального страхования

В России можно поделить все страхование на:

  1. Обязательное социальное страхование — это система гарантий и законов, направленная на оказание поддержки малоимущим и престарелым гражданам, и которая контролируется государством.
  2. Добровольное страхование — это оформление страховых отношений по собственному желанию страхователя и страховщика. Предметом может выступать жизнь, здоровье, как свое так и родственников; накопительная программа; страхование на срок поездки в другую страну; медицинская страховка; забота о своей недвижимости, машине, имуществе.

Данные способы отлично дополняют друг друга по форме денежной защиты и работают для повышения качества жизни граждан РФ.

В Европе и США вид добровольного страхования получил огромную популярность. Сама сфера этого бизнеса там очень актуальна, и развивается куда более ярко и динамично, потому что население и компании очень хорошо понимают риски.

Это самый распространенный и актуальный вид страхования, и он имеет следующие формы:

  • при временной потере трудоспособности, по причине беременности и материнства;
  • материальная помощь при ЧП на рабочем месте и профессиональных заболеваний;
  • медицинская страховка;
  • пенсионное содержание.

Кто выступает субъектами?

Субъектами страховых отношении являются:

  1. Застрахованный: любое физическое лицо, которое работает согласно трудового законодательства России, и может заключить договор страхования своей жизни, здоровья.
  2. Страхователь: это компания, которая оказывает услуги страхования физических лиц.
  3. Страховщик: фонды соцстраха Российской Федерации.

Кто может быть застрахован?

Подлежащих обязательному социальному страхованию, несколько групп, куда входят люди, которые из-за происшествия могут чего-либо лишиться и им есть что терять: физическое состояние, бизнес, достаток, да и вообще жизнь. Сюда относятся:

  • лица, которые трудятся по найму в госучреждениях, занимающие муниципальные должности;
  • участники и руководители производственных кооперативов, которые отвечают за развитие фирмы;
  • служащие церкви;
  • осужденные люди, но привлеченные к труду;
  • жители без гражданства;
  • частные предприниматели;
  • специалисты, оформленные по .

Когда человек трудится на производстве, у него больше вероятности получить повреждения, покалечиться или приобрести заболевание из-за специфики работы. Чтобы предупредить развитие плохих последствий, обезопасить работающее общество, а при необходимости посодействовать в лечении и восстановлении здоровья, государство разработало комплекс мероприятий, направленных на сокращение потерь от чрезвычайных происшествий и возврат трудящимся расходов на больницу и реабилитацию вследствие увечий и заболеваний, полученных на рабочем месте.

Защита населения определяется конституционным правом и Федеральным законом, и является необходимой. Все работодатели должны застраховать своих работников от последствий травм и болезней. Таким образом, власть защищает интересы не просто граждан, но и интересы общества в целом.

Такой вид страхования обеспечивает людям:

  • защиту в общественном плане;
  • компенсацию оплаты медицинского обслуживания, если человек покалечился, выполняя трудовой долг;
  • проведение упреждающих действий и мероприятий по сокращению травматизма на рабочих местах;

Таким образом, лица, пострадавшие в производственных происшествиях во время работы, или получившие профзаболевания, подлежат страховке, которая формируется из средств:

  • взносов самих страхователей;
  • оплачиваемых штрафов;
  • платежей от страхователей, в случае их ликвидации;
  • других платежей, не противоречащих законам Российского государства.

В каком объеме будет возмещен ущерб, полученный в процессе работы, зависит от класса профессионального риска. Есть 32 категории опасности профессий. Начинает этот список специалист по акклиматизации морских биоресурсов, а самой опасной профессией считается шахтер по добыче угля.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности

Данный вид защиты предусмотрен для людей, которые непродолжительный срок не могут работать, но на этот период они рискуют остаться без дохода.

Сюда попадают следующие моменты:

  • на случай временной нетрудоспособности, если человек заболел или травмировался в нерабочее время, и не может какое-то время выполнять должностные обязанности;
  • декретный отпуск;
  • в связи с материнством;
  • уход за ребенком по достижении им 15 лет;
  • смерть застрахованного или несовершеннолетнего члена его семьи.

Пособия существует в следующих видах:

  • по причине временной нетрудоспособности;
  • помощь женщинам при беременности, если они вставшим на учет в женской консультации на раннем сроке;
  • выплаты по случаю рождения ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • компенсация на захоронение.

Правительство ежегодно планируют такие статьи, утверждает их в бюджет заранее. Это важный шаг в создании благоприятной общественной обстановки и поддержки народа, а также для развития здорового общественного сознания и повышения демографической составляющей.

Забота о медицинских работниках

Мужчины и женщины, занятые в медицине и фармацевтике, спасая людей, каждый день подвергаются угрозам, поэтому к ним особое отношение. Власти утвердили список медицинских «опасных» статусов, у которых степень риска заразиться и навредить здоровью очень высок.

Порядок страхования устанавливается Правительством для медработников учреждений федерального уровня, и органами государственной власти для сотрудников медицинских учреждений, которые находятся в ведомстве субъектов Российского государства.

Когда эти люди должны быть защищены? Когда они:

  • оказывают психиатрическую помощь;
  • контактируют с туберкулезными пациентами;
  • осуществляют диагностику, лабораторные исследования и проводят лечение пациентов ВИЧ-инфецированных;
  • работают в должностях, которые состоят в перечне, утвержденном Правительством РФ.

По факту наступления страхового случая берется во внимание степень профессионализма сотрудника и есть в этом конкретно его вина. Возможно ситуация возникла по неосторожности, или недостаточной компетентности.

Если медработник при исполнении своего долга оказания медицинской помощи, или при проведении медицинских исследований, погибает, то семья погибшего получает единовременного денежное пособие, которое утверждается органами Правительства, власти и местного управления в соответствии с местом работы погибшего.

Расчет страховых взносов, как основного и регулярного платежа, производит бухгалтерия предприятия. Он состоит из фиксированной части страхового тарифа, и переменной части в виде процентов нему, который страхователь оплачивает страховщику.

Размер процентов фиксируется страховщиком и может изменяться, быть ниже или выше в зависимости от состояния условий охраны труда, насколько хорошо оборудованы заводские территории, сколько затрат относится на страхование сотрудников, но не превышая 40% самого тарифа.

При расчете тарифа берут за основу суммы выплат застрахованным гражданам. Страховые тарифы устанавливаются и контролируются Законодательством РФ, в зависимости от видов экономической деятельности.

Индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие частную практику на основании лицензии, оплачивают суммы своих взносов в индивидуальном порядке в зависимости от суммы доходов. Объем социальной помощи для жителей России прямо зависит от состояния компаний, где они работают, от отношения нанимателя к трудящимся. Внутренняя атмосфера и проявление заботы руководства о своих подчиненных в виде предоставления страховки – яркий показатель фирмы.

Новшества в 2017 году в страховании

Обязательное социальное страхование 2017 года обновило контролирующую роль. У Фонда социального страхования забрали возможность следить за страховыми платежами. Сейчас это делает Федеральная налоговая служба, а это значит, что все движения в страховой сфере происходят согласно налоговому законодательству.

С 2017 года ФНС:

  • следит за режимом оплаты взносов;
  • производит прием отчетности, начиная с 2017 г;
  • начисляет штрафы за просроченные периоды;
  • вводит вид расчета взносов;
  • определяет новый повод для отказа принять отчетность, если не совпадает общая сумма по взносам с индивидуальной суммой по каждому по каждому сотруднику, то такой отчет считают не предоставленным;
  • вводит перерасчет командировочных: при превышении суточных свыше 700 руб. по России, и 2500 руб. в загранкомандировке, исчисляется и уплачивается дополнительно.

За Пенсионным фондом и ФСС все также остается ряд функций, как прием оплат, которые должны поступить до 2017 года, инспектирование проверок с выявлением недоимки.

По всем возникшим непонятным вопросам об уплате взносов нужно обращаться в Минфин. Налоговая служба информирует плательщиков об их правах и обязанностях, порядке и своевременности оплат, сдаче отчетности.

Страхование всегда остается надежным методом материальной поддержки людей, работающих в России. Такой способ заботы позволяет чувствовать себя уверенным и самому трудящемуся, и его близким, если вдруг он потеряет возможность , то они смогут получать материальную поддержку для восстановления здоровья и поддержания семьи. В бизнесе это также эффективный метод создания благоприятной атмосферы компании, особого стиля, выработки своей собственной деловой атмосферы, с помощью чего можно активно привлекать сотрудников, сохранять надежные рабочие места, и развивать эффективную корпоративную культуру.

Государственная структура обеспечения социальной защиты граждан включает, в числе прочих субъектов, фонд социального страхования. Он является вторым по значимости и объемам компенсаций после Пенсионного фонда.

Структура этой системы основана на четком выполнении обязанностей всех сторон – страхователей, застрахованных лиц, государственных органов и самого фонда.

Поэтому отношения между всеми участниками носят обязательный характер. И, следовательно, в основном все виды социального страхования здесь тоже являются обязательными.

Все виды соцстрахования являются обязательной мерой, направленной на оказание финансовой поддержки в случае наступления страховых рисков. Общепринятая на государственном уровне классификация включает такие направления страхования социальных рисков:

  • Страхование ответственности;
  • Имущественное страхование;
  • Персональное страхование.

Имущественная категория социального страхования включает оформление страховых полисов на грузы, финансовые риски, объекты недвижимости, транспортные средства. В роли страховщиков этой категории выступают страховые компании. Они же в основном курируют раздел страхования ответственности – гражданской ответственности автовладельцев, заемщиков, и так далее.

Наиболее распространенной категорией является социальное , включающее:

  • Страхование жизни;
  • Риски по несчастным случаям;
  • Страховые случаи, связанные с профессиональным заболеванием;
  • Страхование здоровья;
  • Страхование материнства.

И хотя немало страховых компаний также оказывают услуги в этом виде страхования, наиболее надежной структурой, оказывающей финансовую поддержку по этим видам, является — государственный фонд, курирующий вопросы социального страхования.

Самые распространенные виды социального страхования

Есть несколько категорий соцстрахования, являющиеся обязательными для всех граждан. Каждый официально трудоустроенный человек является плательщиком страховых взносов. Такие отчисления из его зарплаты производит бухгалтерия работодателя. Те, кто занимается частной предпринимательской деятельностью, также в обязательном порядке регулярно обязаны платить такие взносы в ФСС. Таким образом, эти категории лиц обеспечивают себе защиту на случай временной утраты трудоспособности.

Это самая распространенная категория, и именно в ней производится наибольшее количество выплат. Средства ОМС имеют целевое назначение при оказании неотложной или первой медицинской помощи. Также они направляются для финансовой поддержки во время пребывания застрахованного лица на амбулаторном или стационарном лечении.

Есть несколько страховых случаев этой категории – это получение травмы во время производственного процесса, внезапное профессиональное заболевание, возникновение проблем со здоровьем вследствие несчастного случая. Во всех этих ситуациях застрахованное лицо может претендовать на получение финансовой поддержки. Чтобы при наступлении таких рисков финансирование осуществлялось в полноценном формате, работодатель застрахованного лица, имеющий статус страхователя, обязан регулярно высчитывать из зарплаты своего сотрудника установленную сумму и перечислять ее в ФСС.

Размер взносов страхователя установлен федеральными законами и правовыми нормативами и составляет 3,6% от суммы единого социального налога.

Финансовая поддержка по этому виду социального страхования доступна застрахованному лицу независимо от места прописки, проживания или места фактического нахождения в момент возникновения страхового случая.

Еще один актуальный вид социального страхования – это финансовая поддержка будущих матерей и женщин, уже имеющих на воспитании детей. Этой категории застрахованных лиц начисляются пособия из средств соцстрахования, предназначенные для улучшения условий проживания, лечения и приобретения материальных ценностей, необходимых для ухода за детьми.

Страхование инвалидности

Эта категория может оцениваться как разновидность медицинского социального обязательного страхования. Выплата пособий и компенсаций проводится на разных этапах – в период прохождения стационарного обследования, во время временного пребывания на группе инвалидности.

Социальный фонд осуществляет выплаты и инвалидам, получившим травмы в результате участия в боевых действиях.

Эта отдельная категория граждан, в силу обстоятельств лишенная возможности обеспечивать себя и своих детей, также может рассчитывать на государственную поддержку из средств социального фонда. Законом установлены условия получения таких пособий, и многие семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума, могут получать регулярные выплаты для стабилизации своего финансового положения.

Выплаты социальных пособий по безработице

Проблема трудоустройства могла бы оставить за гранью бедности многих граждан, если бы они не получали денежной поддержки в формате пособий по безработице. Этот важный вид социального страхования особенно актуален в последнее время, когда экономический спад в стране лишил постоянного места работы многих граждан.

Первым условием для того чтобы получать деньги из средств соцстрахования, есть наличие документальных свидетельств того, что гражданин относится к одной из перечисленных групп застрахованных лиц.

При наличии соответствующих справок, документов, подтверждающих личность и факт регулярных платежей страховых взносов, фонд немедленно рассматривает сроки и размеры таких пособий и выплат. При этом существуют разные форматы финансовой поддержки – одноразовая помощь и регулярные страховые выплаты.

Для получения средств в рамках медицинского социального обязательного страхования необходимо подтвердить факт диагностирования заболевания. Таким документом может являться выписка из истории болезни, справка от участкового терапевта, направление на лечение в стационарных условиях.

По факту материнства также потребуется документальное подтверждение со стороны медицинского учреждения.

Страхование по безработице предполагает выплату денежных пособий в регулярном режиме до полного восстановления на работе или нового трудоустройства при наличии справки из Центра занятости о постановке безработного лица на учет.

Во всех остальных случаях также нужны документы, справки и свидетельства, удостоверяющие право обратившегося в фонд гражданина на получение социальных выплат.

Установленная классификация видов социального страхования предполагает финансовую поддержку обширной аудитории граждан в различных жизненных обстоятельствах. И это внушает ощущение стабильности тем, кто регулярно платит страховые обязательные социальные взносы.

Определение

ОСС – компонент общей государственной системы соцзащиты населения. Задача ОСС – защищать граждан от серьёзных изменений финансового/социального положения в случае возникновения проблемных (страховых) ситуаций.

В рамках ОСС защите подлежат не только работающие граждане, ног и находящиеся на их иждивении члены семей, потерявшие трудоспособность/трудовой доход по причине:

  1. инвалидности;
  2. старости;
  3. материнства;
  4. гибели кормильца;
  5. безработицы;
  6. затянувшейся болезни.

Факт! В отличие от ряда российских страховых систем, ОСС является не конкретным, а собирательным понятием. В ОСС входит совокупность взаимосвязанных органов и относящихся к ним систем, подчиняющихся правительству и курируемых Федеральной Налоговой Службой.

Классификация по назначению

Классифицировать ОСС можно по назначению, конкретной ситуации, которую страхование должно компенсировать финансово. Страхование бывает связанным c:

  • материнством;
  • временной нетрудоспособностью (болезнью);
  • несчастными производственными случаями/профессиональными болезнями;
  • смертью застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;
  • медицинским обеспечением;
  • пенсионным обеспечением.

Факт! Назначение страховых компенсаций не является основной формой классификации ОСС. Обычно классификация осуществляется на основании ответственных за страховые выплаты органов.

Классификация по органам

Система ОСС глобальна, зоны ответственности в её рамках распределены между различными органами, помогающие гражданам при возникновении страховых ситуаций различного типа.

Внимание! Все органы «подстрахованы» государством – если один орган, что входитв систему, перестанет окупаться и возникнут проблемы с осуществлением выплат гражданам, входящим в ОСС, фонды органа будут пополнены из государственных запасов (федерального бюджета Российской Федерации) посредством трансфертных платежей.

В число органов ОСС входят нижеперечисленные:

Каждый указанный орган дополнительно делится на территориальные/региональные отделения для удобства работы с застрахованными гражданами.

Зоны ответственности органов

Органы распределяют между собой ответственность по ОСС, каждый занимается сферой, находящейся в его компетенции. Выше компетенции рассмотрены тезисно, теперь изучим органы отдельно, детально проанализировав функционал.

ФСС

Фонд социального страхования – государственный фонд внебюджетного финансирования, обеспечивающий обязательное социальное страхование граждан РФ.

Сфера деятельности:

  • Меры материальной поддержки при временной потере трудоспособности, в том числе по болезни и в период беременности и декретного отпуска. Из средств фонда происходит финансирование больничных листов, социального погребения, родовых сертификатов, всех пособий, положенных женщине в связи с материнством: единовременных выплат при ранней постановке на учет, при рождении ребенка, ежемесячного детского пособия.
  • Страхование от несчастных случаев и заболеваний, возникших в результате выполнения рабочих обязанностей. Производятся разовые и регулярные выплаты, компенсация за лечение и реабилитацию, финансируются меры профилактики профессионального травматизма.
  • Финансирование санаторно-курортного лечения льготным категориям граждан.
  • Предоставление протезов и технических средств, необходимых для реабилитации инвалидам.

ПФР

Пенсионный фонд России – внебюджетное государственное учреждение, управляющее средствами пенсионной системы, контролирующее соблюдение прав граждан на получение пенсий и осуществляющее их выплаты. Крупнейшее учреждение ОСС, один из крупнейших госорганов Российской Федерации, ответственный за заметную часть ВВП.

Сфера деятельности:

  • Расчет, назначение и выплата пенсий.
  • Оформление и выдача сертификатов на материнский капитал.
  • Осуществление выплат денежных средств материнского капитала.
  • Работа со страхователями, – теми, кто выплачивает страховые взносы в ПФР (работодатели, индивидуальные предприниматели и прочие).
  • Реализация совместного финансирования добровольных пенсионных накоплений россиян.
  • Назначение дополнительных социальных выплат тем пенсионерам, пенсии которых оказываются менее прожиточного минимума.

Факт! ПФР отвечает за выдачу и обслуживание пенсионного счёта гражданина (обозначаемого СНИЛС), отвечающего не только за пенсионное обеспечение, но и нужного при трудоустройстве, оформлении ряда госдокументов (загранпаспорта) , доступе к Единому порталу Государственных услуг. Это также важная часть ОСС. Подробнее о нём можно узнать из информационного видео:

ФОМС

Фонд обязательного медицинского страхования – внебюджетный государственный фонд, осуществляющий медицинское страхование граждан России и ряда категорий иностранных граждан, находящихся на территории страны.

Функционал:

  • Контроль над целевым применением денежных средств системы ОМС.
  • Финансирование программ ОМС.
  • Меры поддержки территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах страны.
  • ФОМС содержит 88 региональных подразделений, отвечающих за страховые случаи в отдельных регионах.

Факт! Ранее региональные фонды занимались сбором взносов, но после участившихся скандалов было принято решение осуществлять сбор и распределение взносов. Администрирующую функцию взяла на себя Федеральная Налоговая служба.

Финансирование органов

Финансовые проблемы органов ОСС компенсируются федеральным бюджетом Российской Федерации, но при отсутствии проблем учреждения имеют обособленные независимые бюджеты.

Факт! Потому официально данные учреждения называются внебюджетными фондами.

Формирование бюджетов осуществляется посредством страховых взносов, перечисляемых страхователями (предприятиями) напрямую в фонды или через налоговую службу. Размеры взносов формируются на основании суммарной оплаты труда работников страхователей и прочих выплат работникам.

Имеются исключения по отчислениям. В частности, обособленно суммы вычисляются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов. Предприятия освобождаются от выплат по таким расходам:

  • взносы, затрагивающие ДМС/обслуживание работника в поликлинике (при медицинском страховании работника более года);
  • страхование жизни/вреда здоровью;
  • затраты по негосударственному пенсионному страхованию;
  • суточные;
  • любая материальная помощь при смерти члена семьи, теракте, несчастном случае, стихийном бедствии, ограблении и аналогичном (требуется подтверждение справкой);
  • выплаты на удочерение/усыновление/рождение детей до 50 000 рублей/ребёнок;
  • произвольные выплаты сотруднику до 4 000 рублей/год.

Все эти затраты не учитываются в системе ОСС и не идут на её формирование.

Подводим итоги

Данный вид страхования является гарантом безопасности гражданина при возникновении ситуаций, ведущих к безработице. Разные подобные ситуации покрываются различными государственными органами, частично взаимосвязанными между собой. При возникновении финансовых проблем, страховые учреждения финансируются государством – ситуаций нехватки бюджета для финансирования страховых случаев возникнуть не может.

Важным условием существования системы ОСС является своевременная уплата взносов предприятиями. Избежание перечислений средств в фонды, пусть не лишит среднестатистического гражданина возможности при возникновении сложной ситуации воспользоваться бюджетными средствами, но сокращает федеральный бюджет, негативно сказываясь на экономике. Потому неуплата взносов является преступлением.